12.10.2019

40 дней со дня смерти мужа. Поминальные стихи


Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Смерть близкого человека для семьи является большим горем. Родные скорбят и печалятся. Хотят знать, куда уходит душа после 40 дней, как вести себя и что говорить. Остается много неразрешенных вопросов, на которые хочется найти ответы. Статья подробно расскажет об этом и подчеркнет важные моменты.

Во время жизни тело и душа человека неразделимы. Смерть является остановкой для тела, а . До 40 дней происходят «прогулки» по раю и аду. «Экскурсия» в рай значительно короче. Считается, что за пройденную жизнь совершается больше плохих поступков, чем хороших.

В аду начинают мытарства. Их двадцать. Это сложный и ответственный этап. Своеобразный экзамен, проверяющий все страсти. Насколько сильны они по степени зла. Например, взять страсть к воровству. Один берет незначительные деньги из кармана друга или знакомого, другой – подделывает документы, третий - берет крупные взятки.

Леность, зависть, гордость, гнев, ложь и другие мытарства – проверка на то, как сильно овладел дьявол над человеком. Дьявол не может пленить человеческую душу, но господствуя над душой, он показывает ее несостоятельность перед Царством святых. Поэтому при прохождении мытарств выявляется, было ли единство с Богом и с прописанными в Библии законами.

Во время жизни на земле человек может покаяться и попросить прощения за совершенные грехи. Господь примет каждого грешника, молящегося искренне. Загробный мир такого шанса не предоставляет. Здесь все как на ладони: что сделал, то получил. Поэтому при разборе деяний учитывается малейший проступок.

Что означает 40-й день после смерти?

На 40-й день душа предстает перед Божьим судом. Адвокатом для нее становится ангел-хранитель, который защищает человека всю его жизнь. Он выявляет добрые дела, и приговор становится более мягким. Если деятельность была соразмерна с чистыми помыслами, то наказание не слишком строгое.

Муки ада избегаются благодаря правильным поступкам. Но в современном мире тяжело устоять перед соблазнами. Если придерживаться основных Божьих правил, творить добрые дела и причащаться при малейшем отступлении от верной дороги, испытания пройдут легче и быстрее. Человек должен думать о предстоящих мытарствах, чтобы не подвергать душу тяжелым проверкам.

После 40 дней душе предоставляется право вернуться на землю, обойти родные места и навсегда попрощаться с теми, кто особенно дорог. Обычно родные умершего уже не ощущают его присутствия. Отправляясь на небо, душа принимает решение, которое вынес суд за деяния, совершенные во время жизни: темная бездна или вечный свет.

Для усопших молитва родных – лучший показ безграничной любви. В монастырях, где каждый день проходит служба, можно заказать сорокоуст (ежедневное поминовение на протяжении 40 дней). Слово молитвы, как капля воды в пустыне.

Действия родных до 40 дней

  • Ничего не трогайте в комнате умершего.
  • Не делите вещи.
  • Не говорите плохих слов о нем.
  • Постарайтесь совершать добрые дела от имени усопшего.
  • Читайте в эти дни молитвы и держите пост.

Куда уходит душа после 40 дней? Это своеобразный рубеж, после которого она отправляется в рай или ад. Но надо понимать, что ад – это не конечная точка. Благодаря вниманию и желанию заступиться, за умершего иногда меняют участь души. Во время Страшного суда произойдет переоценка всех людей, и судьба каждого будет зависеть от собственных поступков и деятельности в обществе и семье. Не упустите время, чтобы измениться и встать на праведный путь.

Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .

Дни поминовения усопших у православных

Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.

Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .

Поминки на 3 и 9 день после смерти

Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».


Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу - с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.

40 дней и 1 год (годовщина)

Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.

Панихида об усопших

Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.

Нужно ли на поминки ходить в церковь

Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.


Зачем надо молиться об усопших

И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.

После смерти человека настает время предания его останков земле. Там им предстоит покоиться до общего воскресения. Однако на этом забота и любовь Церкви к своим чадам не заканчивается. В определенные дни священнослужители молятся об умерших и приносят жертву об их упокоении. Особыми днями для поминания считаются 3, 9 и 40-й дни после смерти. Что собой представляет поминание усопших в 40 дней, как правильно поминать усопших? Эта процедура должна согласовываться с церковными учениями.

Как правильно поминать усопших в 40 дней

Сороковой день после смерти человека считается самой ответственной датой, поскольку именно тогда, согласно канонам, душа покидает землю и получает вердикт о ее дальнейшем местонахождении. Она уже не способна изменить ситуацию, а вот родные в силах помочь.

В этот день следует усердно молиться, чтобы попросить Господа проявить милосердие и принять справедливое решение. Для спасения души родственникам стоит на некоторое время отказаться от какого-то из грехов. Что это значит? На какое-то время следует перестать смотреть телевизор, слушать музыку, курить либо выпивать. Покойному такой отказ принесет пользу и утешение.

Незыблемые традиции

Немаловажной традицией считается совершение поминок, при этом важно проводить их правильно. На поминках должны присутствовать верующие люди. Как правило, 40 дней отмечают обедом с простой постной кухней без приготовления изысканных блюд. Обязательным блюдом поминального стола является кутья как символ перерождения души. Прежде чем пробовать яства на столе, люди обязательно едят хотя бы ложку кутьи.

Ни в коем случае поминки не должны стать радостным поводом для встречи с родственниками и друзьями. Веселье здесь недопустимо. На сороковой день непременно отправляются на кладбище, чтобы принести покойному цветы и свечу. Возложение цветов на могилу считается знаком уважения и огромной любви, а также символизирует тяжесть утраты.

В течение всех сорока дней по усопшему держат траур (простая темная одежда и сдержанное поведение). Подготовка к организации поминок должна основываться на заботе о покойном и его потребностях, а не на выборе меню и цветов.

По традиции православия на 40-й день после смерти человека можно раздать его вещи нуждающимся с просьбой помолиться за его душу. Вещи, которые не остаются у родных в знак памяти, следует отнести в церковь.

Об усопшем заказывают церковную панихиду, состоящую из молитв. Все молящиеся просят Божьего милосердия и отпущения грехов душе покойного. Во время панихиды все собравшиеся должны стоять с зажженными свечами. Свечи — знак того, что люди верят в светлую жизнь после смерти. По окончании панихиды их тушат. Это символизирует внезапное прекращение земного существования.

Теряя дорогих людей, мы испытываем боль утраты. Кажется, что покойные позвонят, придут, вернутся. Необходимо взять себя в руки и постараться «не топить» душу, изливая поток слез. Первые три дня она находится рядом с близкими, не привыкнув к своему состоянию.

Скорбь родных действует отрицательно на бестелесную оболочку. После, как дух покинул тело, он продолжил непростой путь в Царствие божие. Соблюдая Христианские писания, родные могут облегчить учесть покойного. Особенно, это касается 40 дней после смерти человека.

Традиции

Дух бывает в местах, связанных с воспоминаниями, чувствами. После, ему оглашается приговор. Этот этап наступает на 40 дней после смерти человека. Не переставайте читать молитвы за его душу. Вы поможете усопшему очиститься от грехов. Поминальный вечер, который проводится на 40 сутки, организовывается в тесном кругу. Хотите соблюсти церковные обычаи? Лучше уточните у батюшки: что можно и нельзя делать.

Обычно запрещено распитие алкогольных напитков, застолье.

Меню стола на поминки 40 дней после смерти человека

Сюда входят угощения:

  • Компот или квасной напиток.
  • Легкие канапе.
  • Салаты.
  • Выпечка (блинчики, пирожки).
  • Поминальная кутья из зерна, с медом.
  • Котлеты, рыба.
  • Куда отправляется дух?

На 40 дней после смерти человека, его душа возвращается в родные стены. Это последний визит. Она прощается с любимыми и родными людьми, чтобы уйти на Вечный покой. Душе разрешено побывать в местах, которые были ей дороги, когда она находилась в физическом теле. Хотя родные могут не ощущать сильного присутствие духа. Если вы хотите обеспечить ему покой, пригласите человека, организующего поминальный вечер со всеми обрядами. Он справится с эмоциональной обстановкой и поможет избежать слез, которые не принесут счастья душе покойного. Муки близких могут наоборот отяготить приговор. Если вы не хотите привлекать третьих лиц к происходящему, купите псалтырь. Там описывается 40 дней после смерти человека.

Милостыня

Особый пункт на 40 дней после смерти человека. Соберите вещи ушедшего из жизни, и раздайте их нуждающимся. Выбрасывать не нужно! Вместо этого совершите пожертвования в храм. Это одежда, личные вещи покойника. Оставьте себе памятные экземпляры, с которыми вы не сможете расстаться. Ничего страшного, если отдадите какую — то одежду друзьям и знакомым усопшего. Размер милостыни, который вы жертвуете в храм, как это не меркантильно прозвучит, учитывается при принятии решение о душе покойного. Подавайте милостыню прохожим людям, и они будут молиться об упокоении вашего родственника.

Каноны, предписанные церковью на 40 дней после смерти человека

На 40 дней после смерти человека не прекращайте читать молитвенные слова . Это нужно делать и в Божьем доме, и собственном жилище. Поминки стоит организовать в храме, если усопший был верующим. Батюшка может разрешить даже трапезу в церковной столовой, если умерший родственник числился в прихожанах. В этот день вспоминайте о человеке все хорошее, это облегчит его участь перед Господом Богом. Закажите панихиду.

Что учесть при проведении обряда на 40 дней после смерти человека?

  • Сначала молебен — потом прием пищи.
  • Вспоминайте хорошие дела усопшего.
  • Не распивайте алкоголь, и не допустите веселья в поминальный вечер.

Что делать родным до 40 дней после смерти человека?

  • Не стоит прикасаться к вещам покойника.
  • Не переставляйте в его доме/комнате мебель.
  • Стараться не говорить плохо о покойнике.
  • Старайтесь выполнить как можно больше хороших дел от лица вашего покойного.
  • Обязательно завесьте дома зеркала, а то душа может в них заблудиться. Интересно, этот обычай на церковный взгляд, считается суеверием.

Итог:

После 40 дней после смерти человека наступает «час икс». Душа прошла все мытарства ада. Ангел — хранитель представил на суд Всевышнего благие дела покойного. Дух побывал в раю и увидел ужасы Преисподнии. Теперь от него ничего не зависит. Ангелы и бесы будут вести учет добрых и плохих дел покойного. Близкие неустанно молились на земле за его душу. Что тоже берется во внимание при вынесении окончательного приговора. Так душа навсегда разрывает связь с материальным миром.

Совет: после потери любимого мужа, брата, отца, отправляйтесь в монастырь, закажите сорокоуст. Монахи каждый день на протяжении 40 дней после смерти человека будут поминать вашего покойного. Душа отправилась в загробный мир, и помочь ей можно только молитвами.