28.06.2020

Блаженны изгнанные правды ради.


Новомученики и исповедники Российские

Праздник новых мучеников и исповедников Церкви Русской всегда в воскресный день, открывающий нам свет Пасхи Господней. Святая Церковь говорит, что есть жизнь по плоти и есть жизнь по духу. Живущие по плоти Богу угодить не могут. Живущие по плоти больше всего боятся скорбей и смерти. Но скорбей, как и смерти, никто избежать не может. И сегодня мы должны услышать Христа до конца, не выбирая в Его словах то, что нам нравится, оставляя то, что нам мешает. Господь говорит, утешая нас: «Не бойтесь убивающих тело, а души же не могущих убить», Господь добавляет: «А бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Поразительные слова! Скажите, пожалуйста, что значит убить душу? Возможно ли душу убить? Разве душа не бессмертна?

Мы понимаем, о чем говорит Господь, и Он Сам объясняет это: «Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Вот чего мы должны бояться. Единственное, чего мы должны страшиться - это утратить веру, отступить от Господа. Отречься от Христа значит убить свою душу. Церкви наносят урон не гонители, а изменники. Больше смерти мы должны бояться утраты веры в душе.

В телепередачах теперь обсуждают, как спасти такие-то особи животного мира от исчезновения, а мы, естественно, не можем не спрашивать себя, что нам делать, чтобы спасти человека от исчезновения. Чтобы он не погиб навеки. Вот чего Господь страшится в человечестве. Мы не можем быть нейтральными. Мы всегда стоим перед выбором. Либо мы за Христа, либо против Него. Ставка предельно высока. Наша жизнь бесконечно серьезна. Не бойтесь смерти тела, бойтесь смерти души. Праздник новых мучеников и исповедников Церкви Русской открывает нам глубину этого смысла. Все, что происходит здесь, на земле, - только подготовка к главному.

В Откровении апостола Иоанна Богослова есть видение сонма мучеников - тех, кто омыл свои одежды в крови Агнца. Во время малого входа за Божественной литургией Церковь поет заповеди блаженства, и священник благословляет Евангелием открытые царские врата с молитвой: «Благословен вход святых Твоих». Это путь Церкви. И мы знаем, как ткется ткань истории - согласно Евангелию Христову. Господь говорит о нищих, об алчущих и жаждущих, о плачущих, о мучимых и гонимых. Да, мы рискуем увидеть только одну сторону происходящего, только видимую поверхность. В то время как Господь предлагает нам увидеть мир, который уже находится одесную Бога. Когда все завершится, что будет с нами? Девять раз повторяется слово «блаженны». Это поистине благая весть. Мы можем верить ей или не верить. Если мы будем упорно держаться страны далече, нам не выйти из состояния безысходного мрака. Мы будем считать, что смерть, страдания - это конец человека. Христос говорит противоположное. «Блаженны плачущие. Блаженны изгнанные правды ради. «Блажени егда поносят вам и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Праздник новых мучеников и исповедников Церкви Русской - торжественное приглашение всем не смотреть на мир, как на вывернутый наизнанку. Открывается место, которое уготовал нам Бог. Мы должны увидеть мир так, как видит его Бог, - сверху, а не снизу. Краешек неба уже приоткрылся, но мы еще не знаем что будем. Знаем только, вкусившие однажды пасхальную благодать, что все будет еще прекрасней. Назначение мира - не смерть, но жизнь, радость. И без конца Господь повторяет: «Блаженны, блаженны, блаженны».

Из всего сонма новых мучеников и исповедников Церкви Русской канонизовано чуть более 1200 святых. И из них мы по-настоящему знаем жизнь только немногих - великих святых, которые как светильники освещают нам дорогу. Но праздник новых мучеников и исповедников Российских напоминает нам, что все мы призваны к блаженству Небесного Царства. Святые мученики нам говорят: «Мы были как вы, грешники, но Кровь Христа, Агнца Божия, убелила наши одежды. Святость достижима для всех». Они предстают перед нами один за другим: «Я был приходским священником, я пела на клиросе, я был сторожем в храме, я был деревенским учителем, я была домохозяйкой, я была гимназисткой, я был в течение многих лет прикован к постели, я был врачом». «Цвети российскаго луга духовнаго в годину лютых гонений дивно процветшии, новомученицы и исповедницы бесчисленнии, святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие», - молимся мы им сегодня.

Может быть, мы иногда уделяем слишком большое внимание в жизни наших святых на чудеса и исключительные подвиги. Но Господь никого не обделяет скорбями и смертью. И святость - это просто готовность самых неприметных людей - таких, как все мы, - отдать свою жизнь, если понадобится, Богу. Жизнь самую скорбную и самую счастливую, какая только может быть. Которая начинается здесь, и не имеет конца в Царстве Божием.

Протоиерей Александр Шаргунов

БЛАЖЕНИ ИЗГНАНИ ПРАВДЫ РАДИ, ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. БЛАЖЕНИ ЕСТЕ ЕГДА ПОНОСЯТ ВАМ, И ИЖДЕНУТ, И РЕКУТ ВСЯК ЗОЛ ГЛАГОЛ НА ВЫ ЛЖУЩЕ МЕНЕ РАДИ .

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

(Ин. 15.20-21)

Истинные христиане всегда будут преследуемы из-за Христа. Они будут преследуемы вместе с Ним и подобно Ему, за правду, исповедуемую ими, и добро, ими делаемое. Эти гонения могут проявляться в самых разных формах, не только физических, но всегда они будут бессмысленными, несправедливыми, жестокими и беспричинными, ибо

«все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»

(2 Тим. 3.12). Однако, мы должны опасаться ложного «комплекса преследований» и быть уверены, что страдания достаются нам только за правду, а не за наши собственные слабости и грехи. Апостольские писания ясно предупреждают:

Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

(1 Петр. 2.19-21)

Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас… Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

(1 Петр. 4.14-16)

Христиане должны принимать страдания радостно, с милостью к тем, кто их причиняет. Как Христос, Который умирая на Кресте, сказал:

«Отче, прости им…»

(Лк. 23.34), как первомученик Стефан, побиваемый камнями, который молился:

«Господи, не вмени им греха сего»

(Деян. 7.60).

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосреды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам…

(Лк. 6.27-38)

Щедрое и полное любви прощение гонителей гонимыми является одним из основных условий духовной жизни. Без него никакое страдание «за правду» не приносит плода и не вводит в Царство Божие.

ДЕВять заповедей блаженств

Чтобы утвердиться в надежде вечного спасения, к молитве нужно присоеди- нять собственный подвиг для достиже-ния блаженства. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в Его заповедях о бла- женстве. Таких заповедей девять.

Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, яко тии утешат- ся.

Блаженны кротции, яко тии наследят землю.


Блаженны алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блаженны милостивии, яко тии поми-лованы будут.

Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блаженны изгнании правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блаженны есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и весел итеся, яко мзда ваша многа на Небесех

( Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3-12).

нищими духом . Быть нищим духом значит иметь духовное убеждение: все, что мы имеем, дарует Бог, и ничего доброго мы не можем сделать без Бо жией помощи и благодати; и таким об- разом считать, что мы - ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, нищета духовная есть смирен- номудрие.

Желающие блаженства должны быть плачущими . Плачущие - это те кто со- крушаются и плачут в раскаянии о грехах своих, т. е. сокрушаются о том, что они недостойно служат пред Бо- гом и своими грехами оскорбляют Его величие и заслуживают Его гнев. Пла- чущие утешатся, т. е. получат проще- ние грехов и успокоение совести.

Желающие блаженства должны быть кроткими . Кроткие - это такие люди, которые стараются, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отноше- нии друг к другу, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследят землю, т. е. Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды . Алчу- щие и жаждущие, правды - это те, ко- торые, подобно пиши и пития для тела, желают спасения для души - оправда- ния через веру в Иисуса Христа. Ал-чущие и жаждущие правды насытятся, т. е. получат желаемое ими оправдание и спасение.

Желающие блаженства должны быть милостивыми . Милостивые - это те, ко- торые оказывают милость и сострада- ние ближнему, или, иначе говоря, кото- рые творят дела милосердия. Дела ми- лости телесной следующие: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого или имеющего недостаток в не- обходимой и приличной одежде, посе-тить находящегося в темнице, посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому при- готовлению к смерти, странника при- нять в дом и предоставить отдых, по- гребать умерших в убожестве (в бед- ности, нищете). Дела милости духов- ной следующие: увещанием обратить грешника от ложного пути его, неве дующего научить истине и добру, по- дать ближнему добрый и благовремен- ный совет в затруднении или, в случае незамеченной им опасности, молиться о нем Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от всего сердца прощать обиды. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут. Здесь подразумева- ется помилование от вечного за грехи осуждения на Суде Божием.

Желающие блаженства должны быть чистыми сердцем . Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, со- гласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые располо-жения сердца проявляет в добрых по- ступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой чистоты человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, из- гоняя из сердца своего всякое незакон-ное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и не престанно сохраняя в сердце памятова- ние о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, т. е. получат вы- сочайшую степень Вечного блаженст- ва.

Желающие блаженства должны быть миротворцами . Миротворцы - это те люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и ста- раются по возможности примирить и других ссорящихся между собою, а при невозможности - молить Бога об их примирении. Миротворцам обещает- ся благодатное имя сынов Божиих, по- скольку они своим подвигом подража- ют Единородному Сыну Божию, при- шедшему на землю примирить согре- шившего человека с правосудием Бо жиим.

Желающие блаженства должны быть готовыми потерпеть гонение за правду . Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение. За терпеливое и безропотное перенесение гонений им обещается Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть всяческие поно- шения , бедствия, самую смерть за имя Христово. Подвиг, согласно этой запо- веди, называется подвигом мучениче-ским. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, т. е. пре-имущественную и высокую степень блаженства.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.

Блажени - блаженны, счастливы и угодны Богу; егда поносят вам - когда будут поносить вас, т. е. ругать; ижденут - будут гнать; рекут всяк зол глагол - скажут любое злое слово, будут всячески злословить, клеветать; на вы - на вас; лжуще - клевеща, несправедливо обвиняя в чем-нибудь; Мене ради - за Меня; яко - ибо, потому что; мзда - награда; многа - велика.

В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную православную веру в Него терпеливо переносят поношение, гонение, злословие, клевету, издевательства, бедствия и самую смерть.

Такой подвиг называется мученическим . Выше подвига мученического ничего не может быть.

Мужество христианских мучеников нужно строго отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму, неразумная. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники, по своему крайнему ожесточению и гордости, выслушивают приговор и идут на казнь.

Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде и уповании на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Высоким образцом мученического подвига, служат Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за имя Христово.

"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими", говорит Апостол (Евр. 12 , 1-3).

За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, т. е. самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. Но и здесь, на земле, Господь прославляет многих мучеников за их твердое исповедание веры нетлением тела и чудесами.

"Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

"Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь" (1 Петр. 4 , 14-16).

Бесчисленные мученики христианские радовались среди ужасающих страданий , как о том повествуют сохранившиеся достоверные описания их жития.

ПРИМЕЧАНИЕ: В римских судах особые писцы обязательно должны были составлять протоколы (официальные записи) судопроизводства и вынесенных решений. Такие протоколы допросов, совершавшихся в римских судах при процессах христианских мучеников, после периода гонений были заботливо собраны Св. Церковью. Эти протоколы и вошли в состав достоверного описания мученических подвигов христиан.