12.12.2020

Человек потому не поддается определению. «Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет


Раздел 8

«Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».

1) Данный отрывок характеризует мировоззренческую позицию человека эпохи …

Свободное творчество

свободная воля

3)Положение человека в системе мироздания, определенное автором отрывка, философская антропология характеризует как …

Антропоцентризм

«…человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам…Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать…человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста».

Активность

субъективность

существование

3) Направление философии, к которому принадлежит автор, рассматривающее проблемы человека, его основные характеристики и перспективы носит название …

Экзистенциализм

«Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

2) К общественно-экономическим формациям в рассмотрении всемирно-исторического процесса автор относит …

Феодальную

буржуазную

Производительных сил

«Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».

(старец Филофей)

1) Данный отрывок относится к истории ________ философии.

«твое христианское царство другим не сменится»

«все христианские царства сошлись в одно твое»

3) В данном отрывке под «третьим Римом» подразумевается город …

«Причина человеческих страданий, несомненно, заключается в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей. Если проследить происхождение этих страстей и иллюзий, обнаружится, что они коренятся во всепоглощающих, имеющих инстинктивное происхождение желаниях. Так, желание, основывающееся на сильной воле к жизни, ищет желаемого, даже если оно иногда оказывается смертью. Это называется истиной о причине страданий».

1) Приведенный отрывок раскрывает одну из четырех благородных истин …

Иллюзорные страсти

Желаниях

«Мы всегда понимаем себя в качестве выбора своего собственного становления, созидания. Подобный выбор, сделанный без точки опоры и предписывающий себе мотивы, может казаться абсурдным, и им он в самом деле является. Человеческая реальность может выбрать себя, как она хочет, но не может не выбирать себя; она не может даже отказаться от того, чтобы быть; самоубийство, в действительности, есть выбор и утверждение: быть. Этот выбор абсурден не потому, что он не имеет основания, но потому, что нет и не было возможности не выбирать».

Ж.-П. Сартр

2) К числу наиболее существенных характеристик человеческого бытия автор отрывка относит …

3)Данный отрывок раскрывает специфику человеческого бытия с точки зрения школы …

Экзистенциализма

«….Своеобразие психического мы изобразим не линейными контурами, как на рисунке или в примитивной живописи, а скорее расплывчатыми цветовыми пятнами, как у современных художников. После того как мы произвели разграничение, мы должны выделенное опять слить вместе. …Можно спокойно усомниться в том, что на этом пути мы достигнем последней истины, от которой ждут всеобщего спасения, но мы все-таки признаем, что терапевтические усилия психоанализа избрали себе аналогичную точку приложения. Ведь их цель – укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там, где было Оно, должно стать Я».

Психоанализ

«Если историк желает определить характер нации или эпохи, он первым делом должен составить уравнение, в соответствии с которым развивались отношения между массами и избранными меньшинствами. Полученная формула даст потайной ключ от сердца исторического организма. Есть расы, которые отличаются пугающим изобилием образцовых личностей на фоне убогой, ущербной, непокорной толпы. Типичным примером служит Древняя Греция, и отмеченное обстоятельство как раз явилось причиной ее удивительной исторической нестабильности. Однажды Эллада превратилась в гигантскую фабрику по производству исключительных личностей, вместо того, чтобы удовольствоваться несколькими standards, наладив по ним массовую штамповку. Обладая гениальной культурой, Греция не состоялась как социальный организм, государство. Обратный пример дают Испания и Россия – два полюса великой европейской оси. При всех различиях их сближает то, что обе страны оказались населены расой-народом, иначе говоря, они всегда испытывали недостаток в выдающихся личностях».

1) Поэтическое сравнение линии исторического процесса с динамикой живого организма характерно для философии …

В данном высказывании автор поднимает проблему становления личности. Ж. П. Сартр говорит о том, что человек рождается индивидом (единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств), а личностью (это феномен общественного развития, конкретный человек, являющейся субъектом сознательной деятельности, обладающий сознанием и самосознанием) становится, уже живя в обществе, в процессе социализации (процесс принятия индивидом культурных норм, ценностей, правил общества, в котором он живёт), причём какой именно личностью стать, он выбирает сам.

Я согласна с высказыванием Ж.

П. Сартра и считаю, что фундаментом становления личности является детский и подростковый возраст, поэтому очень важным для ребёнка в это время является его окружение: вероятнее всего, что у человека вырабатываются ценности и качества схожие с ценностями и качествами людей, влияющих на него и находящихся с ним рядом.

Вспомним биографию русского царя Ивана Грозного. Он рано лишился родителей, рос в окружении бояр, которым был безразличен и которые относились к нему пренебрежительно. В результате Иван Грозный вырос человеком мстительным, подозрительным и жестоким.

Помимо окружения, влияющего на человека в процессе его социализации, я считаю важным установки и цели самого человека, его желание или нежелание чего-либо достигать. Вспомним героя романа Ивана Гончарова "Обломов". Илья Ильич сам выбрал для себя жизнь в апатии и лени. Как не пытались Андрей Штольц и Ольга Ильинская приучить Обломова к активному образу жизни, его нежелание меняться сыграло решающую роль в его судьбе.

Таким образом, можно говорить о справедливости высказывания Ж. П. Сартра. Действительно, личностью от рождения быть невозможно, и, чтобы стать стоящим человеком, нужно прилагать к этому усилия, работать над собой и тщательно выбирать людей для близкого общения.

Обновлено: 2017-11-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким сделать себя сам. (Жан-Поль Сартр).

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает.

Скарлетт Томас. Наваждение Люмаса

Я подумала о Бодрийяре и его симулякрах - о мире, состоящем из иллюзий, из копий вещей, которые перестали существовать, - копий, не имеющих оригинала. А «различие» Деррида и то, как мы принимаем на веру значение различных вещей, вместо того чтобы самим по-настоящему его испытать. Деррида часто говорит о вере. Он очень много написал о религии.
- Но все равно ведь это не весело, правда? Тебе все равно говорят, что делать. Ну, типа: да, ни в чем нет никакого смысла, но все равно ты должен следовать правилам. А мне хочется чего-то такого, что говорило бы мне, что я не должен следовать никаким правилам.
- А, ну что ж, возможно, в таком случае тебе надо к экзистенциалистам. Думаю, вот у них - веселье. Вот только проблема в том, что они сами не догадываются о том, что веселятся.

Гордон Олпорт

Центральная тема экзистенциализма: жить – значит страдать; чтобы выжить, нужно найти какой-то смысл в страдании.

The central theme of existentialism: to live is to suffer, to survive is to find meaning in the suffering.

Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм

Экзистенциализм – это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Но если отчаянием называть, как это делают христиане, всякое неверие, тогда именно первородное отчаяние – его исходный пункт. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, ... В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние с нашим, христиане могут называть нас отчаявшимися.

Сергей Гандлевский

Семь ноль-ноль. Пробуждается в аккурат
трудодень, человеко-конь гужевой.
Каждый сам по себе отопри свой ад,
Словно дверцу шкафчика в душевой.

Альбер Камю. Записные книжки

Теперь я жажду не счастья, но лишь осознания.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, в момент рождения ребенок лишь кандидат в человека, который может стать личностью. Но в момент рождения человек – индивид, он лишь один из людей. Со временем он приобретает индивидуальные черты.

Индивидуальность свойственна любому человеку. Каждый из нас непохож на другого по внешнему облику, у каждого есть свои особенные черты характера, интересы, способности. Развивая себя, усваивая системы знаний, норм и ценностей человек социализируется, то есть становится личностью.

Например, А.В. Суворов – великий полководец, легендарная личность, не проигравший не одного сражения, не мог быть таким от рождения, будучи индивидом. Всей исторической славы добился в результате личностного развития, и пройдя нелёгкий путь военной практики.

В качестве другого аргумента можно привести такой известный пример детей-«Маугли», выросших в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми, не имели опыта социального поведения и общения. Именно этот пример доказывает, что индивид, не развивая себя, навсегда остаётся животным.

Таким образом, человек без саморазвития, без работы над собой ничего собой не представляет и лишь остаётся индивидом.

Что же я хотел бы сказать в итоге, после всех размышлений? В этом эссе я проанализировал предложенную цитату автора и постарался выделить основные аспекты, которые автор хотел до нас донести используя этот афоризм в соей речи, ведь нет никаких сомнений, что столь гениальный человек не мог произнести эту мысль без скрытого подтекста.

Обновлено: 2018-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» (Ж.П.Сартр)

«Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» (Ж.П. Сартр)

Жан-Поль Сартр обращает внимание на проблему формирования личности. Автор считает, что в становлении личности важную роль играет самосознание, поэтому каждая личность уникальна, неповторима. Я полностью согласна с высказыванием Сартра о том, что изначально человек «ничего собой не представляет», ведь личностью он становится лишь в процессе социализации, – процессе освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, самопознания и саморазвития. Человек – существо полностью биологическое в начале, и только после биосоциальное. Мне это тема показалась интересной, т.к. я сама нахожусь на стадии социализации, – в процессе становления личности. Кто-то всегда стремится к умственному, нравственному развитию, а кто-то живёт ради удовлетворения своих первичных потребностей.
В качестве примера приведу факты из жизни знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова. Он родился слабым, болезненным ребенком. Отец готовил его к гражданской службе. Однако с детских лет Суворов проявил интерес к военному делу. Чтоб поступить на военную службу, он закалялся, ежедневно занимался своей физической подготовкой. Проявил огромную выдержку и силу воли. Можно сказать, он сам сделал себя личностью, – относительно устойчивой целостной системой интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Еще одним примером может служить актёр Джим Керри. У него было тяжелое детство. Его семья жила в бедноте, а у матери было психическое расстройство. Но все это не помешало ему работать над своим сценическим образом, учиться и стремиться к своей цели, – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Хотя у него не получилось сразу завоевать популярность, он не сдавался, четко шел по намеченному пути, несмотря на все трудности. В итоге он добился всемирной любви и признания, стал кумиром миллионов.
Таким образом, можно сделать вывод, что саморазвитие и самовоспитание играют огромную роль в процессе формирования человека. А саморазвитие – это осознанный процесс, который человек осуществляет без какой-либо внешней поддержки, используя при этом исключительно свои моральные и физические ресурсы для того, чтобы совершенствовать свой потенциал и реализовать себя как личность, самовоспитание же – это систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Несмотря на все сложности, приложив свои силы, при поддержке родственников, друзей (первичных агентов социализации) можно достичь своей цели. Но так же немалую роль играют вторичные агенты, СМИ зачастую хорошо мотивируют людей на различную благотворительную деятельность и многое другое, иным людям помогает найти различные общественные организации, а это и есть вторичные агенты.