11.03.2019

Что делать, если ребенок боится насекомых. Почему ребенок боится насекомых


04.06.2017

Что делать, если ребенок боится насекомых. Боязнь насекомых у ребенка

Что делать, если ребенок боится насекомых?

Такой вопрос пришел мне в директ: "Добрый вечер! Очень надеюсь на вашу помощь, так как уже сил и нервов не хватает:(моему сыну 2.9 года стал резко бояться мух, по виде или звуке впадает в жуткую истерику! Я ему пытаюсь объяснить какие они добрые, милые маленькие мушки, а он будто не слышит меня! Как столбенеет! Помогите пожалуйста своим профессиональным советом! Сейчас выходить в садик, я не представляю как его будут уговаривать погулять:(

Он смотрел мультики про паучков уже месяца два, там нет ничего такого, что могло напугать! Буквально неделю назад, стоял жаркий день и появилось много насекомых, прям тучами(мы в деревне живем) он напрягся от их жужжания, а в один момент он что-то махал руками и видно нечаянно себя царапнул или одеждой кольнул, а в это время увидел муху и ему показалось, что это она его укусила! И теперь он боится того, что муха кусается:(

Мы к насекомым относимся абсолютно спокойно, вообще никаких реакций не показываем)"

Обычно дети начинаются бояться насекомых, если сами взрослые нервно на них реагируют, вздрагивают от вида букашки или с брезгливость скидывают паука. Иными словами, акцентируют внимание на своих негативных эмоциях, связанных с насекомыми. Если этого нет, то дети обычно с любопытством и исследовательским интересом относятся ко всем живым существам, включая насекомых. У них нет страха и брезгливости.

В вышеизложенной истории у ребенка сформировалось мысль о том, что мухи способны принести боль и дискомфорт, и поэтому появился страх.

Что делать со страхом насекомых и мух, в частности?

1. Если кто-то из взрослых эмоционально, нервно, брезгливо реагирует на любых насекомых, нужно стараться себя сдерживать и при ребенке не показывать своих эмоций. Дети очень сильно ощущают эмоции, настроение взрослых. Особенно, мамы. И то, что ребенок начал бояться пауков, увидев, как мама с криками залезает на стул увидев небольшого паучка в комнате - не удивительно.

Вообще эмоциональная реакция мамы играет существенную роль. Если ребенок начал истерить, увидев муху, лучшее поведение - это успокоить его, сохраняя собственное спокойствие, как будто ничего страшного не произошло. С пониманием чувств ребенка, но без их подкрепления относительно этой ситуации: "Да, я понимаю, что ты испугался. Но нет ничего страшного, эти мухи совершенно безопасны. Смотри, одна на меня села. Все хорошо".

2. Нужно всячески действиями показывать ребенку, что насекомые безопасны. Брать их в руки, трогать. Дать мухе сесть на вас, посадить на руку божью коровку. Можно словить муху в банку и дать подержать ребенку.

3. Очень хорошо помогают сказки, мультики и истории с насекомыми-положительными героями. Избегайте того, чтобы ребенок случайно увидел отрывок какой-то фантастики с пришельцами-насекомыми или еще какими-то страшными негативными вариациями на эту тему

4. Дети часто боятся насекомых от того, что не понимают, что это за звери такие. Поэтому можно купить ребенку иллюстрированную энциклопедию о насекомых, соответствующую его возрасту, где он мог бы увидеть, как насекомые устроены, где они обитают и чем занимаются.

5. Переключайте внимание ребенка, если чувствуете, что он очень сильно боится и сейчас начнется истерика. Маленькие дети хорошо переключаются. Найдите что-то интересное, и обратите внимание ребенка на это.

Дорогие читательницы, а ваши дети боялись когда-то насекомых? Или, может, вы сами в детстве? Что бы вы посоветовали в описанной ситуации?

Начну с последнего вопроса. В общем-то, для трехлетнего ребенка энтомофобия (боязнь различных насекомых) — явление не свойственное. Дети лет до пяти с большим интересом относятся ко всякому живому существу, не испытывая брезгливости или чувства страха, особенно если никто из взрослых этих чувств не прививает.

Поэтому если ребенок младшего возраста испытывает страхи, связанные с насекомыми, то скорее всего речь идет о фобии, спровоцированной кем-то из взрослых.

Либо кто-то из членов семьи имеет такую и демонстративно в присутствии ребенка боится насекомых, либо не менее демонстративно борется с насекомыми: «Таракан! Дави его! Дави его! Муха! Бей ее!»


Фото: pixabay.com

То, что вызывает такую азартную агрессию взрослого, наверняка очень опасно — к такому выводу может прийти малыш, начиная бояться этих мелких, но таких страшных существ. На наш человеческий взгляд, даже такие милые и красивые насекомые, как бабочки, при ближайшем рассмотрении оказываются довольно неприглядными и пугающими.

Есть еще один, к сожалению, довольно распространенный вариант обретения такой фобии: когда кто-то более старший, чем малыш, не обязательно взрослый, сознательно пугает маленького ребенка: «Не соберешь игрушки, придет Тараканище, украдет тебя и съест! » Не стоит удивляться, что после пары-тройки повторений подобных фраз ребенок начнет панически бояться тараканов.

Конечно, в не стоит обманывать, говоря ему, что насекомых рядом стопроцентно нет. Если насекомое все-таки обнаружится, будет истерика, скорее всего, и доверие к родителю, обманувшему в таком важном вопросе, будет подорвано.

Лучше акцентировать внимание ребенка на том, что родитель может защитить малыша: «Я смогу защитить тебя».

Начать можно с подобной фразы, чтобы ребенку стало спокойнее под защитой взрослого. Сам он не ощущает в моменты страха способности постоять за себя перед пугающим до дрожи животным. Уверенность в силах взрослого успокаивает ребенка.

Затем можно перейти к фразам типа: «Когда мы вместе — мы справимся с любым насекомым».

В этом случае ребенок так же, как и взрослый, наделяется силой и уверенностью справиться с ситуацией, пусть пока не самостоятельно, а в команде с родителем, но это уже возможность помочь ему ощутить себя иначе перед лицом возможной опасности.

Это промежуточный шаг на пути к: «Ты справишься — насекомые тебе не страшны!»

Если ребенок после успокаивающих слов взрослого продолжает тревожиться, можно взять его за руку и обойти помещение вместе, чтобы проверить, как обстоят дела с насекомыми, и убедиться, что ничего не угрожает. Это не блажь ребенка, ему в самом деле такое действие поможет обрести спокойствие.

Фото: pixabay.com

Человеку, как правило, свойственно бояться того, чего он не понимает, или того, о чем мало знает. Поэтому, если рассматривать с ребенком атлас или энциклопедию, соответствующую возрасту, разделы, посвященные насекомым, можно получить хороший терапевтический эффект. Ребенок знакомится с мухой, видит, как она устроена, чем питается, как живет — муха становится близкой и понятной, она теряет пугающий ореол загадочности и неизвестности, ребенок успокаивается.

Хорошо почитать с ребенком сказки, где главными положительными героями являются насекомые. Наиболее известна, конечно, сказка о «Мухе-Цокотухе», но кроме нее, есть ряд сказок у В. Сутеева с его же замечательными иллюстрациями. Может быть, малыш сначала просто послушает сказку, не пожелав взглянуть на картинки, или даже вовсе откажется слушать. Ничего страшного, к этому предложению можно вернуться позже.

Когда ребенок уже без трепета слушает сказку о насекомых, можно предложить ему слепить из пластилина того, кто ему понравился. Хорошо, если взрослый также принимает участие в лепке, а не просто наблюдает. Когда пластилиновых героев накопится достаточное количество, можно организовать пластилиновый театр, в котором главным кукловодом, управляющим когда-то пугающими животными, будет сам ребенок, теперь их совсем не боящийся.

Немного фантазии и творческой увлеченности помогут взрослому избавить малыша от тревог и опасений, связанных с насекомыми.

В статье речь идет о том, что представляет собой боязнь насекомых. Даны советы относительно того, как преодолеть инсектофобию взрослым и детям.

Страх перед насекомыми знаком большинству людей. Это иррациональное чувство называется инсектофобия. Слово произошло от двух греческих терминов – инсекто (насекомые) и фобия (страх). Оно означает боязнь любых насекомых.

Для определения страха перед конкретным их видом существуют более узкие понятия:

  • Книдофобия . Это состояние, которое характеризует страх только перед жалящими насекомыми.
  • Изоптерофобия . Это разновидность боязни насекомых, но лишь тех, которые питаются древесиной. Речь идет о термитах, короедах, долгоносиках и т. д.
  • Мирмекофобия . Еще один специфичный вид зоофобий, который подразумевает боязнь муравьев.
  • Арахнофобия . Это один из наиболее распространенных частных случаев зоофобии, подразумевает боязнь пауков. Некоторые люди боятся не столько самого насекомого, сколько его изображения.
  • Апиофия . Этот термин означает патологическую боязнь как пчел и ос, так и их укусов. Часто проявляется в детском возрасте, а также после перенесенного нападения жалящего насекомого.

Страх насекомых – проблема, к которой большинство людей относится несерьезно, поэтому редко обращаются за помощью к специалисту. Между тем подобные фобии имеют вполне объяснимые причины, поняв которые можно справиться со своими иррациональными чувствами.

Причины возникновения инсектофобии

Возникнуть инсектофобия может в любом возрасте, однако чаще она развивается у детей. О том, что является причиной, запускающий механизмы страха перед насекомыми, задумывались многие ученые и врачи.

К единому мнению не пришли до сих пор, но существует две теории, пытающиеся объяснить причины возникновения страха.

Психодинамическая

Была предложена З. Фрейдом. Он полагал, что любой страх – это результат попытки человека проконтролировать свою неосознанную скрытую тревогу. Сигнал неблагополучия вытесняется на бессознательный уровень, и основной страх переносится на нейтральный объект.

Более доступно Фрейд объясняет это на примере. Мать грозила сыну, что расскажет о его неприличном поведении отцу. Он испугался и его сознание, по неведомым причинам, выдало ассоциацию отца с лошадью. После этого случая мальчик стал их бояться.

Однако, теория знаменитого ученого не слишком популярна в клинической сфере.

Бихевористская

Была выдвинута приверженцами этой школы. Они предполагают, что страх зарождается как по пути моделирования, так может быть и классически обусловленным:

  1. Боязнь насекомых может быть смоделирована другим человеком, например, близким родственником. Если мама испытывает страх перед пауком, то ребенок автоматически начнет его опасаться.
  2. Фобия может возникнуть при просмотре фильмов, в которых насекомые причиняют вред людям.
  3. Классически обусловленный страх появляется на фоне того, что ребенок ощущает чувство дискомфорта в определенном месте и в это время видит насекомое. Эта фобия западает в его сознание и самостоятельно справиться со своим страхом он уже не в состоянии. То есть, одно событие формирует страх перед другим.

Как избавиться от страха насекомых

Если взрослый человек или ребенок страдает от инсектофобии, то лучшим вариантом будет обращение за психологической помощью. Особенно это актуально, когда страх панический, а именно, очень силен и мешает нормально жить.

Можно попытаться помочь себе самостоятельно, для этого стоит воспользоваться следующими советами:

  • нужно собрать о насекомом как можно больше информации. Для этого подойдет просмотр передач, чтение соответствующей литературы и статей в Интернете;
  • если произошла встреча с источником страха, не нужно убегать, лучше постараться успокоиться и нормализовать дыхание;
  • следует осознать и постараться убедить себя в том, что это насекомое не принесет вреда, оно намного меньше человека, к тому же беззащитнее и чаще всего само испытывает страх;
  • стоит чаще бывать в зоомагазинах, занимающихся торговлей насекомыми;
  • спустя какое-то время можно сделать попытку контакта с насекомыми, вызывающими меньшую неприязнь (например, с божьими коровками или бабочками).

Гомеопатия способна избавить человека от деструктивных эмоций, мягко устранить накал страстей. Прием таких препаратов помогает справиться с возникающей паникой. Их можно использовать, перед вероятной встречей с насекомым, например, во время отдыха на природе или в период активной работы на садовом участке.

Как помочь ребенку

Если ребенок боится насекомых, нельзя оставлять его наедине с этими фобиями. Чаще всего подобные страхи возникают в возрасте до 5 лет, когда малыш владеет минимальной информацией об этих существах. Ему трудно рассмотреть передвигающееся насекомое, которое в дополнении ко всему может повести себя непредсказуемо.

Детский страх усиливается благодаря не всегда адекватной реакции взрослого на незнакомое существо. Нередко родители вскрикивают: «Раздави его!», «Ой, пчела!», «Не подходи, а то укусит». Ребенок не понимает такого эмоционального отношения к насекомому и начинает бояться даже самых безобидных представителей фауны.

Взрослые могут помочь ребенку справиться с обуревающими его фобиями перед насекомыми:

  1. Сказкотерапия , как один из эффективных психологических приемов борьбы со страхами. Необходимо читать малышу произведения, где насекомые выступают в роли положительного героя. Если такие сказки подобрать проблематично, то можно сочинить их самостоятельно, переделав уже известные. Например, можно заменить героев «Теремка» кузнечиками, комариками, муравьями. Пускай каждый из них обладает собственным характером. Можно дополнить повествование рисунками.
  2. Демонстрация иллюстраций . В продаже существует множество энциклопедий и атласов с изображениями насекомых. Они есть для детей разных возрастов. Подобрав подходящую литературу, можно совместно с ребенком изучать насекомых по картинкам, например, доступно рассказать, как гусеница превращается в бабочку. Можно нарисовать или распечатать изображение пугающего насекомого, позволить малышу поиграть с ним, порисовать на картинке, просто потрогать.
  3. Следует контролировать собственные эмоции в присутствии ребенка. Если на садовом участке без объяснения давить жуков и гусениц, а при приближении осы начинать размахивать руками, то у ребенка сформируется устойчивый образ врага. Вместо этого, нужно посадить жучка на ладонь, продемонстрировав отсутствие страха перед ним. Это со временем поможет ребенку побороть фобии.

Страх насекомых как в детском, так и во взрослом возрасте преодолим. Главное не пытаться уйти от фобий, так как со временем они могут только обостриться. Стоит самостоятельно попытаться справиться с идущими из детства страхами и не допустить развития инсектофобии у ребенка.

Видео: Если боится малыш

Что делать если ребёнок боится насекомых.

Вам знакома такая картина: ваш ребёнок с полными страха глазами, с ужасом и криком бежит к вам при одном только виде насекомых? Ваш ребёнок панически боится или определённый вид насекомых, или же ребёнок боится всех насекомых, ползающих, летающих, жужжащих и не очень. Вам понятны его чувства, ведь когда-то давно, а возможно и не так давно и, малышу пришлось испытать на себе укус злодея-насекомого. Будь то пчела, или оса, а может какой-то жучок, ребёнок теперь, всякий раз, при виде любого насекомого приходит в жуткий страх.

Как помочь ребёнку перестать испытывать страх перед насекомыми? В первую очередь, быть всегда рядом с малышом. Ваша поддержка и ваше присутствие, так важны вашему крохе.

Источником страха ребёнка перед насекомыми, то есть причинами, по которым ребёнок боится насекомых, может служить другие факторы. Боязнь чего-либо – это фобия. А страх перед насекомыми- это энтомофобия.Но ведь в столь нежном возрасте ребёнок наоборот старается быть ближе к природе. Рассматривая животных, растения, насекомых, крошка познаёт мир. Отсюда возможно сделать вывод, что фобия боязни насекомых носит искусственный характер. Значит, в окружении ребёнка кто-то боится насекомых, при чём делает это демонстративно, всем своим видом и поведением, зачастую наигранно, показывая страх перед насекомыми.

Ещё одной причиной, по которой ребёнок боится насекомых, может выступать намеренное запугивание ребёнка насекомыми. К примеру, если малыш отказывается съесть кашу, взрослый пугает его тем, что за ним прилетит большая-пребольшая оса и утащит его в свой домик. Тогда ребёнок подсознательно начинает бояться не ос, пчёлок и других похожих на них насекомых.

Если ребёнок боится и кричит при одном только виде насекомых, постарайтесь доступно объяснить ему, что мама рядом и вы не дадите его в обиду. На примерах стихотворений, разнообразных сказок разъясните малышу, что насекомое не такое уж и страшное. Покажите ребёнку иллюстрацию в увеличенном виде. Познакомьте его с рассказами, где это насекомое выступает в роли положительного героя. В российской литературе существует масса произведений, главными героями которых являются мухи, комарики, пчёлки и другие насекомые. В этом случае страшное «чудище» утратит свой ужасающий вид.

В том случае, если ребёнок боится насекомых и не может уснуть, возьмите его на ручки, пройдите по комнате, исследуйте все потаённые уголки и убедите малыша, что опасности нет. Присядьте на диванчик в обнимку купленный в divan-lux.com.ua, расскажите ему добрую сказку . Малыш успокоится и уснёт умиротворённым.

Насекомые непредсказуемы: они быстро двигаются, они летают, они могут больно укусить. Часто их боятся даже взрослые. Сказывается глубинное подсознание людей, что насекомых нужно опасаться, ведь многие из них действительно опасны. Все предпосылки для этого есть.

Способ работы с этими страхами такой: сделать ситуацию максимально предсказуемой, дать ребенку способы защищаться, дать другие способы реагирования.

Давайте рассмотрим каждый из этих способов подробнее.

Сделать ситуацию предсказуемой можно, разговаривая с ребенком о волнующей теме. Можно посмотреть фильм о насекомых, можно почитать о них в книге. Обязательно вместе. Фильм и книга дают информацию, которая снижает страх и тревогу. При этом на руках у мамы или в обнимку с папой малыш чувствует себя в безопасности. Можно рассмотреть вместе с ребенком пугающее насекомое. В папиных руках оно потеряет все свои страшные качества. Разглядывая, обязательно обратите внимание ребенка на то, какое насекомое маленькое, а ребенок по сравнению с ним большой.

Научить ребенка способам защиты - значит придумать вместе, как можно победить насекомое. Например, взять с собой водяной пистолет и при. приближении мухи стрелять в нее водой. Или при виде пчелы научить ребенка быстро от нее убегать.

На самом деле любой способ годится, так как дает ребенку ощущение, что он сможет справиться с ситуацией.

Ознакомить с другими способами реагирования, а не только бояться и плакать. Например, можно громко покричать и испугать насекомое. Можно отбежать на безопасное расстояние. Можно сделать насекомое своим другом.
Вот как поступил со страхом своего трехлетнего сына один папа. Его сынишка боялся шмелей. Когда он их видел, то принимался громко кричать, убегал, глаза были полны ужаса. Папа пошел с сыном в лес и, увидев шмеля первым, закричал: «О, это же наш знакомый шмель! Он к нам уже прилетал! Как же мы его назовем?» На что сын ответил: «Миша!» Папа сказал: «Миша, привет». И рассказал сыну, что этот шмель будет показывать теперь дорогу, чтобы они не заблудились. Дальше они продолжали гулять в лесу и, увидев другого шмеля, мальчик радостно закричал: «О, смотри, это Миша! Он к нам опять прилетел!» И улыбнулся.

В примере видно, что папа сделал ситуацию предсказуемой - он первый увидел шмеля и предупредил мальчика об этом, сказал, что это знакомый шмель. Знакомые - это категория безопасная. Второе, что он сделал, - предложил дать имя шмелю. Это сделало насекомое не безликим, а конкретным существом. Еще папа описал его как хорошего, помогающего. Таким образом, страху не осталось места.