13.10.2019

Что такое искусственный язык и чем он отличается от естественного? Кому нужны искусственные языки.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

Институт лингвистики и межкультурной коммуникации

Лингвистический факультет

Курсовая работа

по дисциплине " Языкознание и литературоведение "

на тему : " Причины создания искусственных языков . История создания и функционирования волапюк "

Работу выполнила

студентка Жигунова Елена Дмитриевна

Научный руководитель: ст. преп. Федосова А.К.

Содержание

  • Введение
  • 1.3 Примеры искусственных языков в литературе и кинематоргафе
  • Глава 2. Волапюк
  • 2.1 История создания
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Данная тема курсовой работы достаточно актуальна на данный момент, поскольку в наше время создание искусственных языков является довольно распространенным явлением. Ведь в основном базой для искусственных языков служат языки естественные, хотя, бывают случаи, когда новые языки совершенно не похожи ни на один из существующих языков.

Проблема создания искусственных языков носит как положительный, так и отрицательный характер, именно поэтому хотелось бы рассмотреть эту проблему с обеих сторон, чтобы выяснить, зачем же создаются искусственные языки при наличии тысяч естественных.

Ведь на сегодняшний момент не каждый естественный язык имеет письменность, есть довольно много мертвых языков, на которых уже никто не говорит, есть вымирающие языки, на которых говорит всего несколько человек во всем мире, и от этого нельзя не задаться вопросом, почему же искусственные языки привлекают, почему на некоторых искусственных языках говорит больше людей, чем на некоторых, которые считаются вымирающими.

Основным методом исследования в данной работе стало изучение материала по разным искусственным языкам, проведение опросов о том, какие искусственные языки люди знают, и откуда они узнали о них, написание кратких обзоров о разных языках после опроса, изучение материала о естественных языках и проблемах "языкового барьера" в современном мире, а также негативные последствия создания искусственных языков.

Глава 1. Причины создания искусственных языков

Издревле, люди испытывали некие трудности в связи с тем, что разные народности говорят на разных языках и диалектах, соответственно, появилось такое понятие, как "языковой барьер".

С тех пор люди стали задаваться вопросом, как же преодолевать этот "барьер", ведь людям нужно было контактировать друг с другом с тех самых пор, как появились государства, и появилась потребность в торговле, установлении дружеских связей между государствами и заключении договоров.

Ярким примером служит Древнерусское государство и Византия. В 907 и 911 году были заключены первые договоры между Древнерусским государством и Византией. Первый договор 907 года носил сомнительный характер и был, скорее, подготовительным к договору 911 года. А договор 911 года определял порядок выкупа пленных, восстанавливал дружественные отношения государств, определял наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (владельцы берега должны были оказывать помощь в спасении выброшенного на берег судна и его имущества вместо его захвата).

Проблему "языкового барьера" люди начали решать по-разному. Кто-то начал изучать другие языки, чтобы иметь возможность разговаривать на них и понимать других, другие выбирали какой-либо один язык для международного общения, например, в древности это была латынь, а сейчас в большинстве стран люди понимают английский язык и говорят на нем.

Также, начали зарождаться пиджины - своеобразные "гибриды" двух каких-либо языков. В пример такому "гибриду" можно привести смесь украинского и русского языков - со стороны кажется, будто человек говорит на русском, но использует в своем лексиконе и украинские слова, и получается, что его понимают и русские и украинцы. Хотя русский язык и украинский очень похожи, такой "гибрид" все же полезен для общения.

Начиная с семнадцатого века, ученые думают о создании нового, особого язык, который был бы довольно прост для понимания и изучения, и который стал бы языком международного общения. Ведь в естественных языках, языках, на которых мы говорим с рождения, довольно много исключений и заимствованных слов, сложных правил, и их структура зависит от исторического развития, в которой очень сложно понять логику, например, формирование некоторых грамматических форм и правописание. Искусственно созданные языки обычно называют плановыми, поскольку слово "искусственный" может вызвать негативные ассоциации в переводе на некоторые языки.

Наиболее известный и распространенный из искусственных языков - эсперанто, который в 1887 году создал Людвиг Заменгоф. "Эсперанто", что означает "надеющийся" - это псевдоним Заменгофа, и впоследствии этим именем стал называться созданный им язык.

Заменгоф родился в Белостоке, в Российской Империи. В городе проживали евреи, поляки, немцы и белорусы - одним словом, люди совершенно разных национальностей, а отношения между людьми этих народностей были достаточно напряженными. Людвик Заменгоф решил, что причина этой вражды между этносами кроется в непонимании, и еще когда учился в гимназии предпринимал попытки разработать "общий" язык на основе тех европейских языков, которые он изучал. Ему нужно было создать язык, который при этом был бы нейтральным. Структура эсперанто была создана достаточно простой для удобства изучения и запоминания языка. Корни слов были позаимствованы из европейских и славянских языков, а также из латинского и древнегреческого.

Существует множество организаций, которые посвящают свою деятельность распространению эсперанто, на этом языке печатаются книги и журналы, созданы каналы вещания в Интернете, пишутся песни. Есть также версии многих популярных программ на языке, таких как офисные приложений OpenOffice.org, браузер Mozilla Firefox, а также версия эсперанто есть в поисковой системой Google. Язык также пользуется поддержкой ЮНЕСКО.

Кроме эсперанто, существует довольно много других искусственно созданных языков, как широко известных почти всему миру, так и нераспространенных. Многие из них были созданы с той же целью - разработать наиболее удобное средство для международного общения: языки идо, интерлингва, волапюк и другие.

Некоторые другие искусственные языки, например, логлан, были созданы с исследовательской целью, лингвистами специально разрабатывались новые искусственные языки, чтобы проводить эксперименты, опыты, выявлять закономерности и т.д. А такие языки как на"ви, клингонский и синдарин разрабатывались для того, чтобы на них разговаривали персонажи книг и фильмов.

Всем нам известная трилогия "Властелин Колец", в которой и эльфы, и гномы, и гоблины, и орки разговаривали на совершенно разных и по звучанию, и по написанию языках, и каждый из языков имел свою историю, как и народы, говорящие на них. Также, специально был разработан язык на`ви, на котором разговаривали герои фильма "Аватар", режиссер фильма Джеймс Кэмерон специально попросил лингвиста разработать и создать искусственный язык для вымышленного мира. После выхода фильма нашлось очень много желающих выучить вымышленный язык, ставший одним из средств общения между фанатами фильма и книги.

В отличие от естественных языков, развивавшихся на протяжении всей истории человечества, со временем отделявшихся от какого-либо праязыка и умиравших, искусственные языки создаются людьми специально за относительно короткое время. Они могут быть созданы на основе элементов и структуры существующих естественных языков или "сконструированы" полностью.

Авторы искусственных языков расходятся во мнении, какая из стратегий лучше отвечает поставленным целям - нейтральности, легкости в изучении, удобстве в использовании. Ведь невозможно угадать, какой из этих параметров сделает язык наиболее популярным и распространится настолько, чтобы стать универсальным. И поэтому многие считают, что создание искусственных языков совершенно не имеет смысла, поскольку они никогда не распространятся настолько, чтобы выполнять функцию универсального межнационального языка. Даже такой язык, как эсперанто сейчас известен немногим, а для международных переговоров чаще всего пользуются английским.

Изучение искусственных языков затруднено многими факторами. Во-первых, не существует носителей языка, поскольку это полностью выдуманные языки, на которых никто никогда издревле не разговаривал. Структура может периодически изменяться, поскольку ученые часто спорят о том, как сделать язык лучше, какие правила оставить, а какие следует заменить. И, в результате разногласий между теоретиками, искусственный язык может быть разделен на два варианта, поскольку одни решат, что более приемлем один вариант, а другие - что следует сделать по-другому - например, из языка логлан был выделен ложбан, из эсперанто - идо.

Тем не менее, сторонники искусственных языков до сих пор считают, что в условиях современной глобализации необходим язык, который мог бы использоваться всеми, но при этом не ассоциировался с какой-то определенной страной или культурой, и продолжают лингвистические изыскания и опыты.

1.1 Отрицательные аспекты создания искусственных языков

Как выяснилось, искусственные языки начали создаваться в XVII веке с целью преодоления "языкового барьера". Но так ли это правильно, создать язык, на котором смогут общаться все люди? Конечно хорошо, если люди без особых проблем могут общаться между собой и не испытывать никаких трудностей при путешествиях в другие страны.

Ведь если будет один универсальный язык межнационального общения, то не нужно будет учить другие языки чуть ли не с младенчества, не будет трудностей с неправильным произношением слов на другом языке, не нужно будет скупать словари, чтобы просто поехать с семьей отдыхать в другую страну. Незнание другого языка и другой страны перестанет быть проблемой для отдыхающих, путешественников и туристов.

Если посмотреть с этой точки зрения, то если все же будет создан когда-нибудь универсальный язык межнационального общения, то со временем, по прошествии веков, людям просто перестанут быть нужны их родные языки. А для чего, если есть один, который знают и понимают все? Теперь нет "языкового барьера", нет трудностей перевода, можно свободно общаться с любым человеком в любой точке планеты!

Люди разных народностей будут говорить на нейтральном, простом, вымышленном языке, который не имеет истории . А ведь каждый из языков, естественных языков, уникален. Несет за собой целую историческую эпоху, дух народа, ведь он - часть этноса. А его просто так забудут? Потому что людям просто не хочется изучать другие языки, чтобы контактировать с другими, такими же уникальными этносами со своей историей.

Возможно, создание искусственного универсального языка для того, чтобы люди разных народов могли общаться - просто акт лени? Многие люди, при возможности уехать за границу и получать высшее образование там, возможность общения с людьми другой страны, изучения языка отказываются, и только потому, что просто не хотят изучать другой язык, кажется мне дикостью.

К тому же, если будет всего один язык, спустя века, может быть, даже тысячелетия, люди просто забудут свои родные языки, они станут для них, как для нас сейчас латынь - мертвый язык, который существует сейчас только как отголоски того великого языка, что существовал раньше.

А что останется лингвистам? Сейчас существуют тысячи языков, на которых говорят, пишут, и они все могут подлежать изучению, множество диалектов, неологизмов, непонятных исключений в правилах языков - все это дает лингвистам работу, знания, научные открытия, создание новых словарей и тому подобное.

Но если не будет всего этого, если будет всего один язык, лингвистам ничего не останется кроме того, чтобы углубляться в историю и изучать мертвые языки, которые когда-то были великими, или создавать новые для своих исследовательских целей.

1.2 Положительные аспекты создания искусственных языков

Создание искусственных языков приносит и пользу. Несомненно, создать универсальный язык для общения - отличная идея для преодоления языкового барьера, ведь если удастся создать таковой, то, скорее всего, не будет распрей между людьми из-за недопонимания. В некоторых случаях искусственный язык, как средство межнационального общения остро необходим.

Например, в Папуа Новой Гвинее существует огромное количество языков, на которых говорят, и там власти буквально "вешаются" оттого, что даже соседним деревням очень трудно общаться между собой из-за большого различия диалектов или языка в принципе. Также возникают проблемы со СМИ, ведь если в стране нет национального языка, то становится неясно, как же подавать информацию людям, на каком именно языке следует распространять информацию по радио, телевидению, газетах и журналах, чтобы она достигла всех жителей.

Также, в Индии около 17 принятых национальных языков, и очень трудно общаться при таком количестве различий в значениях слов. В Китае также люди испытывают трудности, так как китайский язык обладает огромнейшим количеством различных символов и от этого в китайском языке довольно много диалектных ответвлений, которые понятны только тем людям, которые их используют.

Именно для таких случаев создание одного языка, чтобы люди могли общаться хотя бы внутри своей страны очень важно, потому как из-за этого могут возникать распри, трудности во взаимодействии людей друг с другом и жизни в принципе.

Также, искусственные языки - очень интересный фактор для фанатов фантастики, книг и фильмов в целом, так как многие писатели создают свой собственный мир, в котором создают и свой язык. Эти языки как бы родные для персонажей книг или фильмов, поскольку авторы создают не только сам язык, но и продумывают его историю, не ту историю создания, или идею, которая пришла на ум автору, и он решил создать язык, а ту историю, что уходит глубоко в тот вымышленный мир, о котором пишет автор.

1.3 Примеры искусственных языков в литературе и кинематографе

Клингонский язык, на котором общаются гуманоиды-воины с планеты Кхонош вымышленной вселенной сериала "Звёздный путь", был придуман лингвистом Марком Окрандом по заказу Paramount Studios. Язык имеет детально разработанную грамматику, синтаксис, словарь и даже регулирующую организацию - Институт клингонского языка, которая занимается продвижением клингонской культуры и переводами классической литературы, в том числе Библии и Шекспира на клингонский.

Помимо клингонского, во вселенной "Стартрек" существует около 10 языков разной степени проработанности, включая вулканский, борг, рианнсу, андории, орионский, тамарианский, ференги, байоран и др.

Автор Дж.Р. Р. Толкин известен не только как писатель и автор "Хоббита" и "Властелина Колец", но и как лингвист и изобретатель многих искусственных языков.

Ещё в детстве Толкин со своими товарищами придумывал тайные языки, чтобы общаться между собой. Эта страсть осталась с ним на всю жизнь. Он разработал грамматику и лексику для целого семейства из 15 эльфийских языков, над которыми он продолжал трудиться с 1910-го вплоть до самой смерти в 1973 году. В эту группу входят протоэльфийский, общий эльдарин, квенья, голдогрин, телерин, синдарин, илькорин, нандорин, аварин.

В фильме "Пятый Элемент" главная героиня Лилу говорит на так называемом древнем Божественном языке (The Divine Language ), на котором, согласно предыстории, разговаривала вся Вселенная до начала времён.

Разработанный Люком Бессоном и Милой Йовович язык имеет всего чуть более 400 слов. Как утверждала актриса, они с режиссёром для языковой практики даже писали на нём друг другу письма. Спустя время после выхода фильма вдохновлённые фанаты Бессона собрали все фразы из фильма и составили словарь.

В мире "Песни Льда и Пламени", созданном Джорджем Мартином, существует множество различных языков. В Вестеросе принят так называемый общий язык, известны также отличающиеся от него языки Валирии, дотракийцев и другие (диалекты Вольных Городов, язык Кварта, гискарский, язык лхазарян, асшайский, торговый язык, язык Летних Островов и т.д.). Большинство этих языков передано в книгах саги английским.

Мы же остановимся на дотракийском, который пришлось выучить Дейенерис Таргариен. Специально для сериала "Игра престолов" этот язык был проработан более детально, а его создателем выступил Дэвид Дж. Питерсон из Language Creation Society. В книгах было не так много ориентиров для разработки языка, всего несколько существительных и десятки имён. Они и задали вектор в его разработке.

Новый язык получил грамматические и фонетические заимствования из русского, турецкого, эстонского, инуктитута (языка жителей крайнего севера Канады ) и суахили.

В мире "Гарри Поттера" упоминается несколько вымышленных языков, в том числе гоббледук, рунический, язык водяного народа, а также парселтанг или "змеиный язык". Этим магическим языком, согласно повествованию Джоан Роулинг, владеют маги-змееусты, говорящие со змеями. Окружающие не могут понять разговора змееуста со змеёй, так как им слышится только шипение. Этот врождённый и крайне редкий дар передаётся по наследству или вместе с волшебной силой. Как правило, язык связывается с Тёмными искусствами, но некоторые добрые волшебники также обладали этим даром.

Самым известным змееустом был Салазар Слизерин - один из четырёх основателей Школы чародейства и волшебства "Хогвартс". Именно поэтому символом факультета "Слизерин" является змея.

Язык состоит из различных шипящих звуков и грубых букв, а слова произносятся на выдохе с шипением и подражанием змеиным звукам. Большинство предложений очень короткие и состоят только из субъекта, объекта и глагола. Остальной смысл должен додумать слушатель, основываясь на своих знаниях и контексте. Кроме того, язык не имеет письменной формы, а латиницей весьма сложно передать его звучание. Версия парселтанга, которая используется в фильмах, была разработана Фрэнсисом Ноланом, профессором фонетики, специалистом по финскому и эстонскому языкам при Кембриджском университете.

Вселенная "Звездных Войн" также наполнена своего рода разными языками, из которых в саге упоминаются высший галактический, двоичный язык дроидов, дуросский, хаттский, юужан-вонгский и многие другие. Вымышленные языки Star Wars, в отличие от клингонского или синдарина, не имеют реальной грамматической системы. Например, рыки Вуки или сигналы дроидов в основном лишь передают интонации и эмоции. Язык, который наиболее часто употребляется в фильмах, - основной галактический - идентичен современному английскому и лишь немного дополнен вымышленными идиомами и отдельными словами. Другие языки также похожи на существующие человеческие, хотя и незнакомые большинству зрителей.

Один из оригинально проработанных языков киносаги - это бокке, искусственный язык, используемый космическими путешественниками, который состоит из языков нескольких рас.

Согласно повествованию, язык появился в торговом фтоле Баобаба как средство общения пилотов, команды и вспомогательного персонала, которые принадлежали к самым разным расам. Хотя язык не используется повсеместно, любой опытный пилот и космический путешественник знает несколько фраз на бокке, чтобы контактировать с другими пилотами.

Глава 2. Волапюк

2.1 История создания

Волапюк (Volapьk: vol - "мир" + pьk - язык) является первым в истории международным языком искусственного происхождения. Создан он был немецким священником Иоганном Шлейером еще в 1879 году. Как утверждал сам автор, однажды во сне к нему явился Господь и предложил создать новый язык, способный объединить все народы.

Тут следует сделать оговорку, что на самом деле первым проектом по созданию искусственного интернационального языка был Универсалглот, созданный 1868 году французским лингвистом Жаном Пирро. Однако он не имел вообще никакого успеха. Волапюк удалось проднвинутся немного дальше.

В основу творения Шлейера лег классический немецкий язык, из которого автор исключил звук r, посчитав его слишком сложным для нескольких национальностей, но оставил исконно немецкие умлаутированные гласные д, ц, ь.

В отличии от намеренно упрощенного эсперанто, волапюк отличался сложной грамматической и словообразовательной системами. Одних только форм глаголов в нем можно было насчитать несколько тысяч. Кроме того, этот язык, как и его прародитель, позволял соединять в одном сложном слове неограниченное количество корней, что приводило к появлению таких монстров как klonalitakipafablьdacifalцpasekretan ("секретарь дирекции люстровой фабрики"). К сожалению, именно эта сложность и послужила причиной быстрого упадка волапюка.

волапюк искусственный язык международный

2.2 Функционирование волапюк в современном обществе

На протяжении двадцати лет со дня его создания этот язык активно набирал популярность. К 1889 году ему обучились свыше 210 тысяч человек в самых разных странах, создавалась соответствующая литература, издавалась периодика. Но в этом же году произошел конфликт между Шлейером и реформаторами, желающими несколько упростить волапюк для общего использования. Священник запретил вносить в свое творение любые изменения, и поклонники искусственных международных языков переключили внимание на созданный двумя годами ранее эсперанто.

И хоть в 1929 году в волапюк все-таки был несколько трансформирован, общее число его носителей на сегодняшний день не превышает 30 человек. Этого однозначно недостаточно для того, чтобы язык мог нормально развиваться и распространяться.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что искусственные языки, в основном, создавались для того, чтобы облегчить людям межкультурную коммуникацию, так как людям нужно преодолеть "языковой барьер" и свободно разговаривать между собой, не ссорясь из-за недопонимания.

Также выяснилось, что очень много искусственных языков было создано в связи с книгами и фильмами, в которых есть собственный выдуманный мир и, соответственно, нужен язык, чтобы этот мир был похож на реальный. Как оказалось, эти выдуманные языки очень популярны среди людей, так как людям интересны миры и их языки, и после выхода фильмов или книг появляется очень много последователей трилогий или серий книг или фильмов. Именно поэтому некоторые языки искусственного происхождения затмевают по популярности вымирающие языки.

Также, искусственные языки создаются самими лингвистами иногда и для исследовательских целей, чтобы наблюдать процессы, сравнивать искусственно созданный язык с естественным, или разработать язык для племени, которое имеет только письменность.

Список литературы

1. Актуальные проблемы современной интерлингвистики: Сб. в честь 75-летия акад. П.А. Аристэ. (Interlinguistica Tartuensis - 1). Тарту, 1982.

2. Ахманова О . С, Бокарев Е .А. Международный вспомогательный язык как лингвистическая проблема. - Вопросы языкознания, 1956, № 6, с.65-78.

3. Исаев М .И. Проблема искусственного языка международного общения. - В кн.: Проблемы интерлингвистики. М.: Наука, 1976.

4. http://london-moscow.ru/zachem_sozdavat_iskusstvennie_yaziki

5. http://whoyougle.ru/texts/artificial-languages/

6. https: // ru. wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение искусственных языков и их положение в современной лингвистике. Теория лингвистической относительности в контексте изучения артлангов. Характеристика исследования грамматики новояза. Основные фонетические особенности дотракийского говора.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2017

    Исследование роли изучения иностранных языков в развитии международного туризма и межкультурных коммуникациях. История создания варшавским врачом-окулистом Людвигом Заменгофом первого в мире искусственного языка эсперанто; его популярность в ХХ веке.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Исследование стилистических средств создания фантастического мира трилогии "Властелин колец". Изучение фонетической, лексической и грамматической структур авторских искусственных языков. Стилистика языков эльфов, гномов, ходячих деревьев, орков, людей.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Понятие "искусственный язык", краткая историческая справка о формировании и развитии искусственных языков. Типологическая классификация и разновидности международных искусственных языков, их характеристика. Плановые языки как предмет интерлингвистики.

    реферат , добавлен 30.06.2012

    Сравнение различных древних и новых языков. Позиция общего языкознания. Подчинение элементов языка законам общей аналогии. Упрощение изучения иностранных языков как главная цель создания энциклопедии всех языков. Опыт анализа мексиканского языка.

    реферат , добавлен 04.07.2009

    Формирование национальных языков. Изучение отдельных германских языков. Общие характеристики германских языков. Сопоставление слов германских языков со словами других индоевропейских языков. Особенности морфологической системы древнегерманских языков.

    реферат , добавлен 20.08.2011

    Сконструированные языки, их различие по специализации и назначению и определение степени сходства с естественными языками. Основные виды искусственных языков. Невозможность применения искусственного языка в жизни как главный недостаток его изучения.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2011

    Происхождение языков и их влияние друг на друга. Расселение человека и развитие языков в Европе, Океании и Азии. Homo sapiens в Америке и его язык. Искусственные языки: бейсик-инглиш, эсперанто, макатон, волапюк, идо, интерлигва, латино-сине-флексионе.

    реферат , добавлен 29.11.2015

    Классификация древнегерманских племён и их племенных языков. Происхождение и история рун. Свидетельства о германских языках в дописьменный период. Начало изучения германских языков. Понятие родства языка. Индоевропейские черты германских языков.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2009

    Исследование проблемы взаимодействия языков в современной лингвистике. Анализ и характеристика типов контактов языков. Лексические заимствования как результат контактирования языков. Возникновение языковых контактов в истории развития французского языка.

Еще два столетия назад человечество начало задумываться о создании единого, понятного каждому языка, чтобы люди смогли общаться друг с другом без преград. В литературе и кинематографе обыкновенного человеческого языка тоже порой недостаточно, чтобы передать культуру какого-либо придуманного мира и сделать его более реалистичным - тогда-то и приходят на помощь искусственные языки.

Естественные и искусственные языки

Естественный язык - наследственная система визуальных и звуковых знаков, которую группа лиц использует в качестве своего родного языка, то есть обыкновенный человеческий язык. Особенность естественных языков заключается в том, что они складываются исторически.

К таким языкам относятся не только языки с многомиллионными носителями, как английский, китайский, французский, русский и другие; существуют также и естественные языки, на которых говорят всего сотни человек, например, коро или матукар панау. Наиболее маргинальные из них вымирают с тревожной скоростью. Живые человеческие языки люди учат еще в младенческом возрасте с целью непосредственного общения с другими людьми и многих других целей.

Искусственные языки - этот термин часто используется при обозначении знаковых систем, подобных человеческим, но созданных либо для развлечения (например, эльфийский язык Дж. Р. Р. Толкина), либо для каких-то практических целей (эсперанто). Строятся такие языки с помощью уже существующих искусственных языков либо на основе человеческих, естественных.

Среди искусственных языков выделяют:

  • неспециализированные, которые создаются для тех же целей, которым служат человеческие языки - передача информации, общение между людьми;
  • специализированные, такие как языки программирования и символьные языки точных наук - математика, химия и т. д.

Самые известные искусственно созданные языки

В настоящее время существует около 80 искусственно созданных языков, и это не считая языки программирования. Одними из самых известных искусственно созданных языков являются эсперанто, волапюк, сольресоль, а также выдуманный эльфийский язык — квенья.

Сольресоль

Основоположником сольресоля был француз Жанр Франсуа Сюдр. Для его освоения нет необходимости учить нотную грамоту , важно только знать названия семи нот. Создан он был в 1817 году и вызвал немалый интерес, который, однако, не продлился долго.

Способов записи слов в языке сольресоль существует множество: записывают их и буквами, и, собственно, с помощью нотной записи, а также в виде семи цифр, семи первых букв алфавита и даже с помощью цветов радуги, которых тоже семь.

При использовании нот в ход идут названия до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Кроме этих семи, слова складываются из комбинаций названий нот - от двусложных к четырехсложным.

В сольресоле не существует такого понятия, как синонимы, а от ударения зависит, к какой части речи принадлежит то или иное слово, например, существительное - первый слог, прилагательное - предпоследний. Категория рода по факту состоит из двух: женского и неженского.

Пример: «миреми ресисольси» - такое выражение означает «любимый друг».

Волапюк

Этот искусственный язык общения создал католический священник по имени Иоганн Шлейер из города Баден в Германии, в 1879 году. Он сказал, что ему во сне явился Бог и велел создать интернациональный язык.

В основе алфавита волапюка лежит алфавит латыни. Он насчитывает 27 знаков, из них восемь гласных и девятнадцать согласных, а его фонетика достаточно проста - это сделано, чтобы народам без сложных комбинаций звуков в родном языке стало проще его выучить. Французский и английский языки в видоизмененном виде и представляют состав слов волапюка.

Система падежей волапюка насчитывает четыре - это дательный, именительный, винительный и родительный падежи. Минус волапюка состоит в том, что он обладает достаточно непростой системой образования глаголов.

Волапюк достаточно быстро стал популярным: через год после его создания был написан учебник волапюка на немецком языке. Не заставило себя ждать и появление первых газет на этом искусственном языке. Клубы почитателей волапюка в 1889 году составляли почти три сотни. Хотя искусственные языки продолжали развиваться, с появлением эсперанто волапюк растерял свою популярность, и теперь только лишь несколько десятков человек во всем мире владеют этим языком.

Пример: «Glidö, o sol!» означает «Здравствуй, солнце!»

Эсперанто

Пожалуй, даже тот, кто не знает подробностей про искусственные языки, хоть раз слышал про эсперанто. Он является самым популярным среди искусственных языков и был изначально создан с целью интернационального общения. У него даже есть свой флаг.

В 1887 году его создал Людвиг Заменгоф. Название «эсперанто» - слово из созданного языка, переводящееся как «имеющий надежду». Латинский алфавит является базисом для алфавита эсперанто. Его лексика состоит из греческого и латинского языков. Количество букв в алфавите - 28. Ударение приходится на предпоследний слог.

Грамматические правила данного искусственного языка не имеют исключений, а насчитывается их всего шестнадцать. Категории рода здесь не существует, есть только именительный и винительный падежи. Чтобы передавать в речи другие падежи, необходимо использовать предлоги.

Заговорить на этом языке можно после нескольких месяцев постоянных занятий, в то время как естественные языки такого быстрого результата не гарантируют. Считается, что сейчас количество человек, говорящих на эсперанто, может достигать нескольких миллионов, причем предположительно от полсотни до тысячи людей говорят на нем с рождения.

Пример: «Ĉu vi estas libera ĉi-vespere?» означает «Свободны ли Вы сегодня вечером?»

Квенья

Английский писатель и лингвист Дж. Р. Р. Толкин создавал эльфийские искусственные языки на протяжении всей своей жизни. Квенья является самым известным из них. Идея создания языка возникла не сама по себе, а при написании трилогии в стиле фэнтези под названием «Властелин колец», одной из самых популярных книг в мире, и других произведений писателя на эту тему.

Выучить квенья будет довольно непросто. В основе квенья лежит латинский язык, а также греческий и немного финский. Падежей в этом искусственном языке аж десять, а чисел - четыре. Алфавит для квенья также разрабатывался отдельно, но часто для записей используют обыкновенный латинский алфавит.

В наше время носителями данного искусственного языка являются, в основном, поклонники книжной и кинотрилогии Толкина, которые создают учебные пособия и кружки по изучению квенья. На этом языке даже выпускаются некоторые журналы. А количество носителей квенья по всему миру составляет несколько десятков тысяч.

Пример: «Harië malta úva carë nér anwavë alya» означает «Не золото делает человека действительно богатым».

Посмотреть видео о 10 искусственных языках, известных в поп-культуре и не только, можно здесь:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ СЕГОДНЯ

1.
Рассматривая вопрос об искусственных языках, хотелось бы отметить, что в настоящее время создаётся всё больше и больше языков, и вот уже всякий желающий, изучив методическую литературу, может легко создать свой собственный язык на свой вкус и цвет. Или же, другой вариант, он может взять любой из языков, будь то искусственный или естественный, и изменить его на своё усмотрение.

2.
Создание языков превращается в бытовое ремесло, или же в искусство, в зависимости от умения. Это может быть самоделка, созданная за один день одним человеком, или труд сотен учёных, работавших много лет.

3.
В связи с этим складывается впечатление, что занятие это несерьёзное, и что никакой практической пользы от этого нет. В те времена, когда было известно лишь несколько языков, отношение к «эсперанто» было более серьёзным, а теперь, когда языков много, эти творения мысли не кажутся чем-то великим, а выглядят обыденно.

4.
Мнений, касающихся будущего всеязыка, множество. Сложились группы единомышленников, говорящих и знающих хотя бы один язык. Им-то не надо объяснять, зачем это нужно. Их я называю «интермэнами».

5.
Думаю, что первоначальный импульс, подвигший к созданию нового языка, никогда не обусловлен целью создания средства всеобщей связи. Это, скорее, порыв художника, всплеск творческой энергии, а не холодный рассчёт, основывающийся на том, что необходимо осчастливить всё человечество, а заодно и прославиться на весь мир. Уже дальше, создавая всё новый и новый проект языка, творец направляет себя таким образом, чтобы вышел именно всемирный язык, а не игрушка для собственного развлечения.

6.
Если рассуждать грубо, то всякий новый язык – это игрушка. У одних одно развлечение, у других – другое. Чем вызвана необходимость создавать новые языки?

7.
Если говорить о себе, то меня всегда интересовало звучание русского языка. В рамках среднего образования это для меня было самое интересное. В итоге в моём аттестате стоит всего одна пятёрка – по русскому. Всё остальное скучно и занудно. Языки я начал создавать поздно, это связано с тем, что не было чьёго-то примера, и никто не подсказал, как именно можно это сделать. В итоге только в 2001-м году, когда мне было 27 лет, понемногу начал вырисовываться мой первый язык. По своим параметрам он вполне сошёл бы за международный. Создавая всё новые проекты и наброски, я время от времени создавал конланги, которые ну никак не сошли бы за международный. Зная метод, который я открыл сам для себя без посторонней помощи, я мог бы уже лет в 10 что-нибудь создать. Желание – было.

8.
Вызвано оно несовершенством русского языка. Русский, как и другие языки, несовершенен. Возможно, что его предок, фракийский язык, был значительно изящней и интересней, но он потонул в забвении прошлого. Могу назвать множество недостатков русского языка, и многих других. Но, думаю, в этом нет никакой нужды, поскольку это мог сделать уже кто-то другой. Много также недостатков в «эсперанто» и «лидепле».

9.
Хотелось бы узнать, где вообще эти 1000 языков находятся, и можно ли их найти в интернете. Мне удалось найти лишь около десятка языков. Поставив в поиске «все искусственные языки», я так и не нашёл ничего, что подошло бы под это определение.

10.
Если рассматривать комплексные языки, где в одну кучу свалены слова из разных языков, то можно отметить пару моментов. Обычно слова там выбраны по принципу наибольшей распространённости на данный момент. Если один корень слова встречается сразу в нескольких языках, выбранных для слияния, значит, он выбран. Но, если бы слияние языков происходило не искусственно, а своим ходом, от народа, выбор слов мог быть другим. И не только мог бы, но и в реальности все слова соединены ИСКУССТВЕННО, не так, как бы это произошло на самом деле. Некоторых это ничуть не беспокоит, и они безбоязненно сливают в кучу китайские слова вместе с французскими, подмешивая туда же немецкий, хинди и арабский. Всё выглядит благообразно, а высокая цель объединить людей даёт вдохновение.

11.
В конечном итоге получается продукт – вроде ничего. Ровно с тем же успехом можно слить в кучу не самые популярные слова, а произвольно, всё, что попадётся. Результат будет ровно тем же, и звучание языка от этого не пострадает. Строгая дисциплина требует, чтобы в подборе слов был какой-то алгоритм, но на конечном результате это никак не отразится. Все правила существуют для практической цели, но в данном случае это правило для себя, обязанность выполнять строгий алгоритм, чтобы не терять ощущение собственной важности.

12.
Язык, созданный по алгоритму «для чистоты совести» считается успешным, находятся десятки поклонников, они его изучают, они без ума. Но, с другой стороны, будете ли вы столь же восторженно принимать язык, в котором слова собраны без какой-либо системы? Язык столь же гениален, но вы его не принимаете. Значит, вы не согласны с тем, что 1=1? Язык, грубо говоря, принимается только потому, что над ним работали по единой схеме. Признаётся сама работа, а не конечный результат. Язык уже не является произведением искусства, как все естественные языки, а есть простая условность. Мы с вами договариваемся, что это ЯЗЫК, а вы обязуетесь признавать, что это да, самый настоящий ЯЗЫК. Но на самом деле не играет никакой роли, кто и что думает, кто и о чём договорился, а имеет значение лишь то, что есть. Если же картина нарисована не под вдохновением, а исходя из каких-то мыслей, то это не произведение искусства. И любой комплексный язык, где сложены в одно слова из разных языков, это как-бы и не язык вовсе. А подделка. Тонко чувствующий субъект понимает это, а толпа – нет. Им скажи, что это искусство, они и поверят.

13.
Ощущая острую необходимость сотворить что-то целостное, а не произвольную кучу правил и слов, специалисты создали «интерлингву». Вместе с рядом других языков этот проект походит на что-то целостное. Кто-то соединяет романские языки, кто-то германские. Это начинает походить на язык. Но, тем не менее, как и в предыдущем случае, проблема всё та же – нельзя соединить несоединимое. Оно может соединиться само, если просто смешать народы, но всякое искусственное соединение отразится на внешнем звучании.

14.
Так возникли «симплы», или упрощённые языки. Симпл создаётся из одного языка путём его упрощения. Но, надо отметить, что тот же самый процесс упрощения языка происходит и в реальной жизни. Но в реальной жизни всё происходит ЕСТЕСТВЕННО, и спроектировать язык будущего – это то же, как спроектировать и само будущее. Ни один человек, я думаю, не способен предугадать, каким будет наше будущее через 100 лет. То же самое – и с проектированием языков, в данном случае – симплов. Я бы не стал проектировать русский симпл, а лучше бы поэкспериментировал с древне-русским. При этом надо не стремиться воссоздать древний язык, а создать нечто новое, резко отличимое, это будет оригинально.

26.
Все языки становятся проще. Русский язык в будущем должен потерять все свои падежи, и не надо приходить от этого в ужас. Формы, которые исчезают, не играют никакой роли для выражения мыслей. На смену потерянных форм могут придти новые части речи, и тогда язык станет не проще, а многократно сложнее, позволяя выразить сложные мысли, роящиеся в головах умных людей. Мозг, так сказать, начнёт работать лучше, усваивая сложные понятия и категории. Если же эти части речи не возникнут сами собой, мы создадим их сами.

15.
Сейчас я пытаюсь создать язык «зип-джолзик», в котором будет 38 частей речи. Это примерно в три раза больше, чем в русском. Если же кому-то они не нужны, он может пропускать слышанное мимо ушей, понимая лишь основной смысл. Здесь будут и волки сыты, и овцы целы. Один и тот же язык обслуживает и примитивных людей, и образованных. Хотелось бы, чтобы именно зип-джолзик и стал международным языком.

16.
Со своей стороны, хотелось бы отметить, что мне больше нравятся некоторые другие языки из мной созданных, например, грассонский. Но зип-джолзик более флегматичен, чем другие, и это должно иметь одобрение среди людей, которые сами флегматики. Всё продумано таким образом, чтобы удовлетворить самого усреднённого человека. Другие языки более эмоциональны, и более подходят к моему характеру. Зип-джолзик так же максимально удалён от сходства с чем-либо национальным. Можно отметить, что эсперантское окончание «-о» больше импонирует итальянцам и испанцам, чем кому-либо, а «интерлингва» и вовсе походит на разновидность итальянского.

17.
В языке «зип-джолзик», как в параязыке, задействовано больше интуиции, чем логики. Но язык «арахау», созданный Аханерой, идёт по другому пути. Там наоборот, всё подчинено логике. Интуиции лишь 20%. То и другое хорошо. Язык должен быть либо продуктом мозга, то есть, логики, либо продуктом интуиции. В зип-джолзике 70% интуиции и 30% логики. В других языках логика и интуиция распределены примерно одинаково. Остаётся невыясненным, можно ли создать язык на 100% по законам логики, и будет ли он звучать столь удачно, что сгодится как международный? И совершенно ясно, что нельзя создать язык, исходя только лишь из интуиции, поскольку такой человек должен обладать 100%-ным совершенством.

18.
Язык арахау создан таким образом, что каждое его слово раскладывается на буквы, благодаря чему каждое слово является совершенным продуктом, и, кроме того, может быть осмыслено. Цена этому – потеря внешнего звучания. Для некоторых внешнее звучание – это главное, и такие обычно изучают естественный язык. В параязыках и мутантах задействовано больше интуиции, но интуиция, как известно, это спрессованная логика. Мозг проделывает тысячи логических операций в секунду при создании каждого слова в параязыке. Но некоторые думают, что, раз это сделал ты сам, значит, это всё отсебятина, а не какое не искусство. На самом деле это не отсебятина, а работа мозга. Любая гениальная картина художника – это та же «отсебятина», где автор не может логически обосновать каждый мазок кисти. Но мы с этим миримся, и признаём картину, не требуя доказательств.

19.
Отдельно можно отметить язык «молот». Он относится к симплам - мутантам. Это упрощённый русский язык. Автор не стал останавливаться на одном лишь упрощении, но использовал свои, оригинальные идеи, отчего язык стал совершеннее. Лучшие из языков-мутантов могли бы возникнуть и в реальном мире, если знать, как поместить людей в такую искусственную среду, где может возникнуть язык с заданными параметрами. Тут всё как в джазе: на основании одного ритма возможны различные импровизации, и все они будут правильными.

20.
Параязыки, в свою очередь, требуют навыка и мощной интуиции. Если же какой-нибудь параязык неуклюж, то можно вспомнить естественные языки и найти ещё больше недостатков.

21.
Язык «арахау», созданный по законам логики, несколько проигрывает во внешнем звучании, но зато позволяет конструировать какие угодно слова. Это позволяет выразить самую сложную мысль и легко создавать терминологию. Интеллектуальная беседа на арахау в какой-то момент подходит к тому, что ты вообще перестаёшь слышать язык и слова, а улавливаешь лишь одно движение мыслей. Пока не пробовал, но думаю, оно так. Чтобы вооружить мозг, надо всего лишь дать ему язык-конструктор, и чтобы сложное выражалось кратко. Краткость, по сути, это и есть способ выражения мысли. Когда надо выразить долгую мысль (в русском языке), мы попросту воздерживаемся от этого. Если надо говорить целое предложение, вместо одного слова, мы выбираем молчание. А в ряде случав нас просто не понимают, пропустив мимо внимания слово, указующее на контекст. Текст понимается так, словно бы указания на нужный смысл не было. Начиная говорить просто и по-дикарски (зато понятно), мы ничего умного не говорим, и не можем доказать правильность своих взглядов. Личные убеждения для оппонента начинают казаться тупым упрямством. Поэтому и зип-джолзик тоже имеет инструменты для построения более сложной мысли. На минимальном уровне.

22.
Представляя будущее, в котором все знают зип-джолзик, я бы предпочёл в нём говорить как на русском языке, так и на зип-джолзике. Русский язык я из своей лексики не исключаю. Некоторые предпочтут говорить лишь на каком-то одном языке – либо на зип-джолзике, либо на русском.

23.
В данный момент необходимо, чтобы именно интермэны перешли на мою сторону, и стали пропагандировать зип-джолзик и говорить на нём. Дальше всё пойдёт проще. Если же будет решено, что международным должен стать какой-то другой язык, и если это будет достойный проект, то я брошу свои разработки и начну изучать этот язык. В этом случае мне не нужно будет до конца создавать зип-джолзик.

24.
Если учесть, что искусственных языков более 1000, то среди них вполне может оказаться достойный кандидат на роль всемирного. Мне кажется странным, что нет такого сайта, где были бы собраны все эти языки, и распределены по категориям. Мне также неизвестно, есть ли ещё какие-нибудь параязыки, кроме моих. Широко известны лишь самые популярные языки. Но может оказаться, что какой-нибудь малоизвестный язык есть самый лучший. Малоизвестное не должно проходить мимо внимания, а должно рассматриваться вместе с популярным.

25.
Может произойти и такое, что международный язык нам подкинут инопланетяне. Их технологии развивались миллионы лет, и там может быть какой-то подходящий для нас язык. Если будет так – ещё лучше. По крайней мере, могу точно сказать, что комплексные языки – это лишь первая ступень эволюции, и причём тупиковая. В будущем интерес к комплексным языкам и простым симплам должен иссякнуть. Те и другие – это 20-й век, каменная эра интерлингвистики. Сейчас время другое, и надо смотреть вперёд.

Легенда о вавилонском столпотворении не дает покоя лингвистам - время от времени кто-то пытается придумать универсальный язык: лаконичный, понятный и легкий для изучения. А еще искусственные языки используются в кино и литературе - чтобы сделать выдуманные миры еще более живыми и реалистичными. «Теории и практики» сделали подборку самых интересных проектов такого рода и выяснили, как в сольресоле образуются антонимы, насколько длинные слова можно придумать на волапюке и как звучит на клингонском самая известная цитата из «Гамлета».

Универсалглот

Универсалглот - самый первый искусственный язык, систематизированный и разработанный по подобию латыни французским лингвистом Жанном Пирро в 1868 году. Этот апостериорный язык (в его основе лежит лексика уже существующих языков) появился на 10 лет раньше волапюка и на 20 раньше эсперанто. Он был оценен только маленькой группой людей и не приобрел большой популярности, хотя Пирро разработал его достаточно подробно, придумав около 7000 базовых слов и множество словесных морфем, позволяющих видоизменять слова.

Алфавит: состоит из 26 букв латинского и немецкого алфавита.

Произношение: напоминает английское, но гласные произносятся на испанский или итальянский манер.

Лексика: из романских и германских языков выбраны самые известные и простые для запоминания и произношения слова. Большинство слов похожи на французские или немецкие.

Особенности грамматики: существительные и прилагательные - неизменные части речи. Все существительные женского рода заканчиваются на in. Глаголы изменяются по временам и имеют пассивные формы.

Примеры:

«In futur, I scriptrai evos semper in dit glot. I pregate evos responden ad me in dit self glot» - «В будущем я всегда буду писать вам на этом языке. И вас я прошу отвечать мне на нем же».

«Habe ili vin?» - «У них есть вино?»

Волапюк

Волапюк был придуман в Германии католическим священником Иоганном Мартином Шлейером в 1879 году. Создатель волапюка считал, что этот язык подсказал ему Бог, сошедший к нему во время бессонницы. Название произошло от английских слов world (vol на волапюке) и speak (pük), а сам язык был основан на латыни. В отличие от предшествующего ему универсалглота волапюк был популярен достаточно долгое время: на нем издавалось более 25 журналов и было написано около 300 учебников по его изучению. Существует даже Википедия на волапюке. Впрочем, кроме нее, этот язык в XXI веке практически никем не используется, зато само слово «волапюк» вошло в лексикон некоторых европейских языков как синоним чего-то бессмысленного и неестественного.

Алфавит: В волапюке три алфавита: основной - приближенный к латинскому и состоящий из 27 знаков, фонетический алфавит, состоящий из 64 букв, и латинский расширенный алфавит со включенными в него дополнительными буквами (умляутами), который используется для передачи имен собственных. Три алфавита, которые теоретически были призваны помогать читать и писать, на деле только затрудняли понимание, так как большинство слов могло быть записано несколькими способами (Например, «Лондон» - London или ).

Произношение: Фонетика волапюка элементарна: нет сложных сочетаний гласных и звука r, что облегчает произношение детям и народам, не использующим звук r в речи. Ударение всегда падает на последний слог.

Лексика: Многие корни слов в волапюке заимствованы из французского и английского языков, но лексикон языка самостоятелен и лишен тесной смысловой связи с живыми языками. Слова волапюка часто образуются по принципу «нанизывания корней». К примеру, слово klonalitakip (люстра) состоит из трех компонентов: klon (корона), lit (свет) и kip (хранить). Подшучивая над словообразовательным процессом в волапюке, люди, владеющие языком, нарочно составляли длинные слова, вроде klonalitakipafablüdacifalöpasekretan (секретарь дирекции люстровой фабрики).

Особенности грамматики: Существительные могут склоняться по четырем падежам. Глаголы образуются благодаря присоединению местоимения к корню соответствующего существительного. Например, местоимение ob (s) - «я (мы)», при присоединении к корню löf («любовь») образует глагол löfob («люблю»).

Пример:

«Binos prinsip sagatik, kel sagon, das stud nemödik a del binos gudikum, ka stud mödik süpo» - «Мудро сказано, что лучше немного учения каждый день, чем много учения в один день».

Эсперанто

Самый популярный из искусственных языков был создан в 1887 году варшавским лингвистом и окулистом Лазарем Марковичем Заменгофом. Основные положения языка были собраны в учебнике по эсперанто Lingvo internacia. Antaŭparolo kaj plena lernolibro («Международный язык. Предисловие и полный учебник»). Заменгоф опубликовал учебник под псевдонимом «доктор Эсперанто» (что в переводе с созданного им языка означает «Надеющийся»), который и дал название языку.

Идея создать международный язык пришла Заменгофу в связи с тем, что в Белостоке - его родном городе - проживали люди разных национальностей и они чувствовали себя разобщенными, не имея общего, понятного каждому языка. Эсперанто был с энтузиазмом принят общественностью и долгое время активно развивался: появилась Академия эсперанто, и в 1905 году состоялся первый Всемирный конгресс, посвященный новому языку. Эсперанто имеет несколько «дочерних» языков, таких как идо (что переводится с эсперанто как «потомок») и новиаль.

На эсперанто по прежнему общается около 100 000 человек всей планеты. На этом языке вещают несколько радиостанций (в том числе радио Ватикана), поют некоторые музыкальные группы и снимают фильмы. Существует и поиск Google на эсперанто.

Алфавит: был создан на основе латинского и состоит из 28 букв. Есть буквы с диакритическими знаками.

Произношение: Произношение большинства звуков легко дается без специальной подготовки, отдельные звуки произносятся на русский и польский манер. Ударение во всех словах падает на предпоследний слог.

Лексика: Корни слов в основном заимствованы из романских и германских языков (французского, немецкого, английского), иногда встречаются славянские заимствования.

Особенности грамматики: В первом учебнике, изданном Заменгофом, все грамматические правила эсперанто уместились в 16 пунктов. Каждая из частей речи имеет собственное окончание: существительные оканчиваются на o, прилагательные оканчиваются на a, глаголы на i, наречия на e. Глаголы изменяются по временам: у каждого времени собственное окончание (у прошедшего is, у настоящего as, у будущего os). Существительные изменяются всего по двум падежам - номинатив и аккузатив, остальные падежи выражаются при помощи предлогов. Множественные числа показываются при помощи окончания j. Категории рода в эсперанто нет.

Пример:

Ĉu vi estas libera ĉi-vespere? - Вы свободны сегодня вечером?

Линкос

Линкос - «космический язык», созданный профессором математики Утрехтского университета Хансом Фройденталем для взаимодействия с внеземными цивилизациями. Линкос, в отличие от большинства искусственных языков, не апостериорен, а априорен (то есть в его основе нет уже существующих языков). В связи с тем, что этот язык предназначен для общения с инопланетными разумными существами, он максимально прост и однозначен. В его основе лежит идея универсальности математики. Фройденталь разработал серию уроков по линкосу, которые в кратчайшие сроки помогают освоить главные категории языка: числа, понятия «больше», «меньше», «равно», «верно», «неверно» и т. д.

Алфавит и произношение: Алфавита нет. Слова не нуждаются в озвучивании. Они созданы только для чтения или для передачи их в форме кода.

Лексика: Закодировать можно любое слово, если его возможно математически объяснить. Так как таких слов немного, то линкос в основном оперирует категорийными понятиями.

Пример:

Ha Inq Hb ?x 2x=5 - Ha говорит Hb: каково x если 2x=5?

Логлан

Логлан - logical language, язык, разработанный доктором Джеймсом Куком Брауном как экспериментальный язык для проверки гипотезы лингвистической относительности Сепфира - Уорфа (язык определяет мышление и способ познания реальности). Первая книга по его изучению - «Логлан 1: логический язык» - была опубликована в 1975 году. Язык совершенно логичен, прост для изучения и лишен неточностей естественных языков. За первыми изучающими логлан было установлено наблюдение: ученые-лингвисты пытались понять, как язык влияет на мышление. Также планировалось сделать логлан языком для общения с искусственным интеллектом. В 1987 году Институт логлана раскололся, вместе с тем раскололся и язык: на логлан и ложбан. Сейчас в мире осталось несколько сотен человек, способных понимать логлан.

Алфавит: латинский алфавит без изменений с четырьмя дифтонгами.

Произношение: схожее с латинским.

Лексика: все слова созданы специально для этого языка. Заимствованных корней почти что нет. Все заглавные согласные оканчиваются на «ai» (Bai, Cai, Dai), строчные согласные на «ei» (bei, cei, dei), заглавные гласные оканчиваются на «-ma» (Ama, Ema, Ima), строчные гласные оканчиваются на «fi» (afi, efi, ifi)

Особенности грамматики: В логлане только три части речи: имена, словечки и предикаты. Имена пишутся с заглавной буквы и с согласной на конце. Предикаты выступают в качестве практически всех частей речи, не изменяются и строятся по определенной схеме (должны иметь конкретное количество гласных и согласных). Словечки помогают создавать все связи между словами (как грамматические, так пунктационные и смысловые). Так, в логлане нет большинства знаков препинания: вместо них используются словечки - kie и kiu (вместо скобок), li и lu (вместо кавычек). Словечки используются и для эмоциональной окраски текста: они могут выражать уверенность, радость, стремление и тд.

Примеры:

Ice mi tsodi lo puntu - Я ненавижу боль.

Le bukcu ga he treci? - Интересная книга?

Bei mutce treci. - Книга очень интересная

Сольресоль

Сольресоль - искусственный язык, изобретенный французом Жаном Франсуа Сюдром в 1817 году на основе названия семи нот диатонической гаммы. Для его изучения не обязательно владеть нотной грамотой. Языковой проект был признан Парижской академией наук и получил одобрение Виктора Гюго, Альфонса Ламартина, Гумбольдта - впрочем, интерес к сольресоль был хоть и бурным, но непродолжительным. Отдельный плюс языка - слова и предложения на языке сольресоль можно записывать как буквами (причем для краткости можно опускать гласные), так и нотной записью, первыми семью цифрами, первыми семью буквами алфавита, цветами радуги и знаками стенографии.

Алфавит: Вместо алфавита в сольресоле используются названия семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Произношение: Произносить слова можно, читая их названия вслух или пропевая соответствующие ноты.

Лексика: Все слова сольресоля состоят из названий нот. Всего в языке около 3000 слов (односложные, двусложные, трехсложные и четырехсложные). Слова объединены по смысловым категориям: все, которые начинаются с «соль», относятся к наукам и искусству (soldoremi - театр, sollasila - математика), начинающиеся на «сольсоль» - к медицине и анатомии (solsoldomi - нерв), слова, относящиеся к категории времени начинаются на «доре»: (doredo - час, dorefa - неделя, dorela - год). Антонимы образуются путем инверсии слова: domire - безграничный, remido - ограниченный. Синонимы в сольресоле отсутствуют.

Особенности грамматики: Части речи в сольресоле определяет ударение. В существительном оно падает на первый слог: milarefa - критика, в прилагательном на предпоследний: milarefA - критический, в глаголе не ставится ударение, а в наречии ударение падает на последний слог. У существительных официально три рода (мужской, женский, средний), но фактически два: женский и неженский. В словах женского рода в устной речи выделяется последний гласный звук - он либо подчеркивается, либо над ним ставится маленькая горизонтальная черточка.

Примеры:

миреми ресисольси - любимый друг

я люблю тебя - доре миляси доми

Ифкуиль

Ифкуиль - язык, созданный в 1987 году американцем-лингвистом Джоном Кихада и, по его собственным словам, «никоим образом не предназначенный функционировать как естественный». Лингвисты называют ифкуиль сверхъязыком, способным ускорять мыслительные процессы: произнеся минимальное количество звуков, можно передать максимальный объем информации, так как слова в ифкуиле строятся по принципу «смыслового сжатия» и призваны увеличивать эффективность общения.

Алфавит: Алфавит создан на основе латинского с использованием диакритики (45 согласных и 13 гласных звуков), но слова записываются при помощи ихьтаиля - архетипического письма, изменяемого в зависимости от морфологической роли символа в слове. В письменности существует множество символов с двойной смысловой нагрузкой. Также текст может быть записан как слева направо, так и справа налево. В идеале текст на ифкуиле должен читаться «вертикальной змейкой», начиная с верхнего левого угла.

Произношение: Труднопроизносимый язык со сложной фонологией. Большинство букв по отдельности сходны с латинскими и произносятся привычным способом, но в сочетании с другими оказываются трудновыговариваемыми.

Особенности грамматики: Сам создатель языка говорит, что грамматика сконструирована в соответствии с «матрицей грамматических концепций и структур, спроектированных для компактности, перекрестной функциональности и возможности многократного использования». Правил в языке как таковых нет, но есть определенные принципы сочетаемости морфем.

Лексика: В ифкуиле около 3600 семантических корней. Словообразование происходит по принципам семантической схожести и объединения в группы. Новые слова образуются благодаря огромному количеству морфем (суффиксы, префиксы, интерфиксы, грамматические категории).

Примеры:

elaţ eqëiţôrf eoļļacôbé
 - «Краткость - сестра таланта»

Дословный перевод: (прототипное) высказывание (произведенное прототипным) талантливым человеком - компактно (т.е. - метафорически напоминает идею плотно сцепленного вещества).

хwaléix oípřai“lîň olfái”lobîň 
 - «Глубокое синее море». Дословный перевод: «Большой объем покоящейся воды, рассматриваемый как нечто обладающее новыми свойствами, который проявляет себя «синим образом» и одновременно обладает более чем нормальным уровнем глубины».

Квенья и другие эльфийские языки

Эльфийские языки - наречия, придуманные писателем и лигвистом Дж.Р.Р. Толкиеном в 1910–1920 годах. На этих языках общаются эльфы в его произведениях. Эльфийских языков множество: квендерин, квенья, эльдарин, аварин, синдарин, илькорин, лемберин, нандорин, тэлерин и т.д. Их множественность обусловлена многочисленными «разделениями» эльфийского народа из-за частых войн и переселений. У каждого эльфийского языка есть как внешняя история (то есть история его создания Толкиеном), так и внутренняя (история его происхождения в эльфийском мире). Эльфийские языки популярны среди поклонников творчества Толкиена: на квенье и синдарине (двух самых популярных языках) выпускается несколько журналов.

Алфавит: в алфавите квеньи 22 согласных и 5 гласных. Для записи слов на эльфийских языках существует две системы письменности: тенгвар и кирт (похожий на руническое письмо). Используется также и латинская транслитерация.

Произношение: Произношение и система ударений в квенье похожи на латинские.

Особенности грамматики: Существительные в квенье склоняются по 9 падежам, причем один из падежей называется «Эльфинитив». Глаголы изменяются по временам (настоящее, настоящее совершенное, прошлое, прошлое совершенное, будущее и будущее совершенное). Интересны числа - существует не только единственное и множественное, но и двойственное и мультиплексное (для бессчетного множества предметов). Для образования имен используются суффиксы, имеющие определенные значения, например -wen - «дева», -(i)on - «сын», -tar - «правитель, царь».

Лексика: Основой квеньи стали финский, латинский и греческий языки. Прототипом для синдарина послужил валлийский язык. Большая часть слов так или иначе относится к быту эльфийских поселений, к военным действиям, к магии и к повседневной жизни эльфов.

Пример (квенья):

Harië malta úva carë nér anwavë alya - Не золото делает человека действительно богатым

Клингонский язык

Клингонский - язык, разработанный в 1980-х специально для инопланетной расы сериала «Звездный путь» лингвистом Марком Окрандом. Он продуман от и до: имеет свою грамматику, устойчивый синтаксис, письменность, а также активно поддерживается Институтом клингонского языка, издающим на клингтонском книги и журналы (в том числе на клингонский переведены произведения Шекспира и Библия). Существует не только клингонская Википедия и клингонский поисковик Google, но и рок-группы, поющие только на клингонском языке. В Гааге в 2010 году вышла опера «’u’» на этом выдуманном наречии («’u’» в переводе означает «Вселенная»).

Произношение и алфавит: Фонетически непростой язык, использующий гортанную смычку для создания эффекта инопланетного звучания. Разработано несколько систем письменности, имеющих черты тибетского письма с обилием острых углов в начертании символов. Латиница также используется.

Лексика: Сформирована на основе санскрита и языков североамериканских индейцев. В основном синтаксис посвящен космосу и завоеваниям, войне, вооружению и многочисленным вариациям проклятий (в культуре клингонов проклятие является своеобразным искусством). В язык встроено много «киношуток»: слово «пара» на клингонском звучит как chang’eng (ссылка на близнецов Чанг и Энг).

Особенности грамматики: Клингонский использует аффиксы для изменения смысла слова. Самые различные суффиксы используются для передачи одушевленности и неодушевленности, множественности, пола и других отличительных признаков предметов. Глаголы также имеют особые суффиксы, которые характеризуют действие. Порядок слов может быть как прямой, так и обратный. Скорость в передаче информации - решающий фактор.

Примеры:

tlhIngan Hol Dajatlh’a"? - Вы говорите на клингонском?

Heghlu’meH QaQ jajvam. - Сегодня хороший день для того, чтобы умереть.

taH pagh taHbe: DaH mu’tlheghvam vIqelnIS - Быть или не быть: вот в чем вопрос

На"ви

На«ви - язык, разработанный в 2005–2009 годах лингвистом Полом Фроммером для фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». На на»ви разговаривают синекожие жители планеты Пандора. С их языка слово на"ви переводится как «народ».

Произношение и лексика: В качестве прототипов для на"ви использовались папуасские, австралийские и полинезийские языки. Всего в языке около 1000 слов. Лексика в основном бытовая.

Особенности грамматики: Понятия рода в на«ви нет, слова, обозначающие мужчин или женщин, можно отличить при помощи суффиксов an - мужской и e - женский. Разделения на «он» и «она» также необязательны. Числа обозначаются не с помощью окончаний, а при помощи префиксов. Прилагательные не склоняются. Глаголы изменяются по временам (причем изменяются не окончания глаголов, а добавляются инфиксы), но не по лицам. В связи с тем, что у на»ви четыре пальца на руках, они используют восьмеричную систему исчисления. Порядок слов в предложении свободный.

Примеры:

Oeyä tukrul txe’lanit tivakuk - Пусть мое копье поразит сердце

Kaltxì. Ngaru lu fpom srak? - «Привет, как у тебя дела?» (дословно: «Привет, у тебя все спокойно?»)

Tsun oe ngahu nìNa“vi pivängkxo a fì”u oeru prrte" lu . - «Я могу с тобой общаться на на"ви, и это мне приятно»

Fìskxawngìri tsap’alute sengi oe . - «Я извиняюсь за этого придурка»

Без языка немыслимо ни одно общество. Бывают случаи, когда уже устоявшаяся система языка не может удовлетворить нужд современного общества. В этой ситуации создается искусственный язык. Яркий тому пример – это языки программирования, созданные для работы за компьютером. Искусственные языки создаются для определенной цели, и не все индивиды могут их понять или владеют ими, так как не имеют интересов в сферах, где эти языки необходимы. Искусственные языки постоянно создаются в соответствии с новыми потребностями общества. Кроме того, как и в естественных языках, словарная база искусственных языков постоянно расширяется, что дает возможность расширить круг участников общения на этом языке.

Искусственные языки

Идо – это один из искусственных языков. Он был принят в 1907 году в качестве усовершенствованного эсперанто. Имеет некоторые отличия от эсперанто. При его создании участвовали как сам создатель эсперанто, так и другие специалисты. Его алфавит имеет латинскую основу и состоит из 26 букв. Такие буквы используются в английском языке, но в идо они приобрели несколько другое значение.

Изменение претерпели: орфография, фонетика, лексика, морфология. Большие различия между идо и эсперанто наиболее заметны в употреблении орфографии, фонетики, морфологии. Лексика тоже была изменена, но не так сильно. Однако основная цель создателей Идо было изменение словообразование эсперанто. Корень, в языке эсперанто имеет связь со словом определенной части речи, что влияет на то, как образуются формы слова. В идо корень не привязан ни к какой части речи, что по замыслам создателей должно освободить изучающего язык от необходимости запоминать корень и то, к какой части речи он принадлежит. Но одновременно с этим в систему этого языка была введена романская система образования имен действия, что привело к тому, что связь между корнем и частью речи сохранилась.

Идо стал немного легче эсперанто, что привело к тому, что некоторые эсперантисты перешли к языку идо. Движение идо нанесло значительный ущерб движению эсперанто . Однако не все носители языка эсперанто восприняли идо как лучший язык и так и не изучили идо. Спустя некоторое время движение идо почти исчезло. Редко кто сохранил традицию использования языка идо.

В целом движение идо уже утратило свою силу и почти не используется в современном мире. Трудно признать, но не все разделяют ту идею , что возможность создать простого и понятного единого мирового языка еще существует. Идо, как и многие другие это показали. Однако идо, как и эсперанто до сих пор используются в качестве примеров, по которым видно, что создать единый язык почти получилось.

Кинематограф и искусственные языки

Кинематограф значительно продвинулся в своем развитии за последние годы. Это касается не только технологий, но и огромных корпораций, которые создают целые вселенные, что потом переносят на экран. Не часто, но отдельные миры требуют к себе особого подхода, это не только создание оригинальной архитектуры, но и создание оригинального, присущего только этому миру языка. Так, для реализации культуры целых миров были изобретены: на`ви, клингонский язык, эльфийские языки.

Что касается эльфийского языка, то он был создан для серии книг писателя Дж.Р.Р. Толкина, где действующие или второстепенные персонажи являются эльфами. Он используется как в эго книгах, так и в экранизациях, что создало целое движение, которое использует этот язык на встречах с почитателями творчества этого писателя.

Языки на`ви и клингонский были специально созданы для оригинальных киношедевров и более нигде не использовались. Первый разработан для фильма «Аватар», где Джеймс Кэмерон показал жизнь синекожих инопланетян планеты Пандора. Клингонский язык используется в сериалах и фильмах Стар Трэк. Главная сюжетная линия это отношения между разными расами пришельцев и землян, которые работают вместе на звездолетах и попадают в различные истории.

Языки из кино редко распространяются на обычную жизнь. Это связано и с тем, что они довольно сложные чтобы показать идентичность того или иного народа, который использует этот язык, и в общем он не предназначен для широкого использования. Исключением является то, что поклонники фильма, сериала или серии книг, могут выучить эти языки, чтобы показать особую преданность этим созданным мирам.

Заключение

Искусственные языки также необходимы обществу, как и естественные. Они задействованы не только в сферах, полезных с экономической точки зрения, обществу, но и с развлекательной целью. Это дает возможность широко мыслить не только тем, кто их изучает, но и тем, кто их создает. В настоящее время искусственных языков не очень много, некоторые появляются быстро и также исчезают. Однако некоторые надолго задерживаются в обществе, становятся знаком отличия той или иной группы людей, которая их использует.