Формирование китайской нации
Размывание натуральных форм хозяйства, развитие торговля, товарно-денежных и капиталистических отношений способствовали расширению экономических связей между различными районами страны, постепенному созданию национального рынка. Как и само становление капитализма, формирование едино-
го национального рынка в Китае крайне осложнялось феодальными пережитками, внутренними таможнями, разделом страны на сферы влияния империалистических держав, чрезвычайно плохим состоянием транспортных коммуникаций. В этой обстановке развитие товарно-денежных отношений стимулировало складывание местных, региональных рынков, что создавало определенную экономическую базу для обособленности отдельных провинций. Тем не менее рост экономических связей между разными районами, начало железнодорожного строительства, введение пароходного сообщения способствовали складыванию китайской (ханьской) нации.
Это был сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, действовали факторы, ускорявшие превращение китайской народности в нацию. Издавна сложились общность территории, единый язык, иероглифическая письменность и грамматический строй которого были общими для всех китайцев, развитая национальная культура. Усилившаяся в конце XIX в. угроза полного колониального порабощения и раздела страны империалистическими державами способствовала пробуждению национального самосознания и усилению чувства единства интересов китайского народа в борьбе против колонизаторов. В противоположном направлении продолжали действовать такие" факторы, как пережитки феодальной раздробленности, раздел страны на сферы влияния, засилье иностранного капитала, господствующее положение маньчжурской знати, большие различия разговорных диалектов китайского языка в разных районах.
В конце XIX - начале XX столетия процесс формирования китайской нации значительно продвинулся. На этой основе возникло буржуазно-национальное движение, одним из первых проявлений которого была деятельность реформаторов, развернувшаяся в конце XIX в.
Зарождение реформаторского движения
Среди китайской интеллигенции, помещичьей и чиновничьей по своему происхождению, появилась прослойка, выражавшая интересы формирующейся национальной буржуазии. Из ее среды вышли люди, призывавшие к осуществлению реформ, которые могли бы укрепить страну и спасти ее от иностранного порабощения.
Призывы к реформам стали раздаваться вскоре после франко-китайской войны 1884-1885 гг. Появились книги и брошюры, авторы которых настаивали на проведении серьезных экономических и политических преобразований. Выдвигались идеи созыва парламента и превращения Китая в конституционную монархию. В одной из таких книг говорилось: «При монархии власть достается высшим, при народовластии - низшим; если Же у власти находятся одновременно и монарх и народ, то
власть распределяется равномерно». К этому времени наиболее видным представителем реформаторского движения становится Кан Ювэй (1858-1927). Кан Ювэй был знатоком древней китайской литературы, истории и философии. Он проявлял также большой интерес к истории и политическим теориям капиталистических стран Запада и Японии и пытался соединить некоторые положения конфуцианского учения с буржуазными идеями Запада. В своих книгах Кан Ювэй призывал проникнуться духом патриотизма. Он выдвинул программу реформ, которая, по его мнению, могла спасти Китай от порабощения. При этом Кан Ювэй выступал как убежденный сторонник монархической власти, считая, что реформы должны быть осуществлены императором.
В 1888 г. в качестве экзаменационной работы на право занятия государственной должности он составил «Письмо к императору», в котором говорил об опасности, угрожавшей Китаю, и призывал императора «изменить существующий порядок, проникнуть в душу народа». «Письмо», которое придворная клика сочла крамольным, не было передано императору, а экзаменатор забраковал его, заявив в адрес Кан Ювэя: «Он словно помешанный! Не пройдет!». Однако идеи, выдвинутые Кан Ювэем, приобрели большую популярность среди передовых представителей китайской интеллигенции.
Сильный толчок усилению реформаторского движения дала японо-китайская война 1894-1895 гг.
В апреле 1895 г. более 1200 претендентов на высшие ученые степени, съехавшихся для сдачи экзаменов в Пекин, одобрили и попытались передать императору составленный Кан Ювэем «коллективный меморандум», призывавший отказаться от подписания Симоносекского договора, продолжать войну с Японией и немедленно провести реформы. Эта петиция широко распространялась и встретила общественную поддержку. Деятельность реформаторов начинала приобретать характер общекитайского политического движения. В Пекине сторонники реформ образовали свой политический клуб - «Ассоциацию усиления государства» - и начали выпускать газету.
В 1896-1897 гг. Кан Ювэй вел пропаганду в Цзянсу, Чжэц-зяне, Гуандуне, Гуанси. В провинциях стали возникать группы и общества сторонников реформ, учреждавшие свои школы, издававшие газеты. Число газет и журналов, издаваемых реформаторами, достигло тридцати. Ближайшим сподвижником Кан Ювэя стал видный китайский историк и литератор Лян Цичао.
В провинции Хунань реформаторское движение возглавлял один из наиболее радикальных его представителей - Тань Сы-тун. В отличие от Кан Ювэя и большинства других реформаторов Тань Сытун считал, что борьба за реформы должна принять острый, боевой характер. «Ныне, - говорил Тань Сытун, - Китай может надеяться на возрождение лишь после то-
го, как в борьбе между старыми и новыми партиями прольются реки крови. Сегодня нужно лишь смотреть - кто смелее и упорнее».
Реформаторы превращались в заметную политическую силу. Начавшийся в 1897 г. захват «арендных территорий» еще более активизировал их деятельность. Весной 1898 г. Кан Ювэй основал «Союз защиты государства», центры которого находились в Пекине и Шанхае. Это была первая попытка создать в Китае политическую партию.
«Сто дней реформ»
Движение за реформы совпало с обострением борьбы в лагере правящей маньчжурской феодальной верхушки между сторонниками императора Гуансюя и кликой Цыси. Сторонники императора склонялись к сближению с реформаторами, рассчитывая таким путем оттеснить клику Цыси и укрепить свою власть.
В начале 1898 г. Гуансюй, ознакомившись с программой Кан Ювэя, одобрил его планы. 11 июня был издан императорский указ «О планах государства», провозглашавший политику реформ. Проекты реформ были разработаны Кан Ювэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и другими деятелями, получившими теперь доступ к политической власти. В течение 103 дней, с 11 июня по 21 сентября 1898 г., которые вошли в историю Китая под именем «ста дней реформ», реформаторы, опираясь на поддержку Гуансюя, пытались осуществить свои планы.
За это время были изданы указы, предусматривавшие реорганизацию государственного аппарата и сокращение численности «знаменных» войск, провозглашалось, что на государственные посты будут назначаться «талантливые люди из народа». В указах говорилось о поощрении национального железнодорожного строительства, фабрично-заводской промышленности, ремесла, об улучшении техники сельского хозяйства. Они предусматривали серьезные преобразования в области культуры: реорганизацию школ, открытие специальных технических училищ, разрешение свободной организации издательств и научных обществ, освобождение всех газет от налогов. Подготавливалось открытие Пекинского университета.
Однако политика реформаторов встретила решительное сопротивление реакционеров, объединившихся вокруг Цыси. Большинство чиновников в центре и на местах саботировали выполнение императорских указов о реформах. Единственным реальным успехом реформаторов в этот период было завоевание условий для легальной деятельности их организаций и пропаганды их идей. Но реакция, в руках которой находились армия и государственный аппарат, быстро перешла в наступление. В некоторых провинциальных городах были разгромлены помещения обществ и редакций газет реформаторов. В столице противники реформ, возглавляемые Цыси и генерал-губернатором столичной провинции Жун Лу, готовили переворот.
В этой сложной обстановке реформаторы пытались привлечь на свою сторону офицеров «новой армии» во главе с ее командиром Юань Шикаем, рассчитывая при их помощи предотвратить захват власти кликой Цыси. Однако Юань Шикай, видя слабость реформаторов, выдал их планы Цыси. 21 сентября клика Цыси совершила дворцовый переворот. Гуансюя отстранили от власти и заточили в одном из дворцов. Тань Сытун и несколько других видных реформаторов были казнены. Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг, а Лян Цичао - в Японию. В течение месяца почти все указы о реформах были отменены правительством Цыси.
Поражение реформаторов не было случайностью. Социальную опору движения составляли верхушечные слои буржуазии, которые сами вышли из помещичьей среды и были еще очень слабы. Реформаторы были далеки от народа, боялись развертывания массовой борьбы. Отсюда соглашательская тактика Кан Ювэя и большинства его соратников, их монархизм и приверженность маньчжурской династии. Кан Ювэй любил ссылаться на «реформы Мэйдзи» в Японии. Но ведь они были результатом незавершенной буржуазной революции. К тому же обстановка в Китае в конце XIX в. коренным образом отличалась от обстановки периода «преобразований Мэйдзи» в Японии. Китай стал уже полуколонией, здесь сложился единый фронт империализма и внутренней феодальной реакции. В этих условиях только демократическая революция, осуществленная при участии широчайших народных масс, могла бы открыть путь к подлинному обновлению Китая.
Несмотря на поражение, реформаторское движение конца XIX в. имело важное прогрессивное значение. Его целью было создать необходимые предпосылки для независимого капиталистического развития страны. Реформаторы выступали зачинателями буржуазно-национальной идеологии и буржуазно-национального движения в Китае.
Начало революционной деятельности Сунь Ятсена. «Общество возрождения Китая»
Кан Ювэй и его сторонники представляли правое, соглашательское крыло зарождавшегося в Китае буржуазно-национального движения. Но одновременно с либерально-реформаторским движением в Китае возникло и революционно-демократическое направление буржуазно-национального движения, возглавляемое Сунь Ятсеном.
Сунь Ятсен родился в 1866 г. в одной из деревень провинции Гуандун в крестьянской семье. Его брат эмигрировал на Гавайские острова, вел там торговлю. В 1878-1883 гг. Сунь Ятсен жил у брата в Гонолулу, где учился в миссионерской школе. На его глазах проходила борьба гавайцев против американских колонизаторов. После поражения Китая в войне с Францией Сунь Ятсен решил посвятить себя борьбе за возрождение родины. Он выбрал профессию врача, считая, что она будет способствовать его политическай деятельности.
Еще будучи студентом медицинского института в Гонконге, который он окончил в 1892 г., Сунь Ятсен начал вести революционную агитацию. Медицинская практика позволила ему глубже узнать жизнь и чаяния народа. Вначале Сунь Ятсен примыкал к реформаторам, но со времени войны с Японией он выступает решительным сторонником революционной борьбы против цинской династии, за республику.
Вскоре после нападения Японии на Китай Сунь Ятсен направился в Гонолулу, где стал объединять прогрессивно настроенных китайских эмигрантов и подготовлять создание тайной революционной организации. В феврале 1895 г. в Гонконге состоялось формальное основание «Общества возрождения Китая».
«Наши сильные соседи, - говорилось в программной декларации общества, - смотрят на нас злобными глазами тигра и сокола, они давно пускают слюну, зарясь на рудные богатства Китая, на обилие всяких продуктов. В прошлом они подобно червям беспрестанно отъедали у нас кусочки и подобно киту, проглатывали целые части нашей страны. Теперь они думают полностью разделить Китай на куски, как тыкву, разделить его на части, как бобы. Каждый, кто имеет сердце, должен воскликнуть во весь голос, срочно спасти народ из пучины бедствий, спасти здание от падения, чтобы все наши внуки и правнуки не были бы рабами чужеземцев».
В клятве, которую давали члены общества, содержался призыв: «Изгнать маньчжуров, восстановить Китай!»
Сунь Ятсен понял, что одними реформами Китай не спасти, он призывал к революционной борьбе. В 1895 г. под его руководством готовилось восстание в Гуанчжоу. Однако власти раскрыли революционную организацию. Несколько соратников Сунь Ятсена были казнены. После этой неудачи Сунь Ятсен в течение нескольких лет посещает ряд стран Азии, Европу и Америку, где вербует себе единомышленников среди китайских эмигрантов. Он знакомится с общественными идеями Запада. В 1900 г. Сунь Ятсен делает еще одну попытку организовать вооруженное восстание на юге Китая, но и эта попытка окончилась неудачей.
Если Кан Ювэй и его группа представляли верхушечные слои национальной буржуазии, вышедшие из феодальной среды, то Сунь Ятсен выражал интересы мелкой и средней китайской национальной буржуазии. Он искренне и глубоко сочувствовал нуждам и чаяниям китайского крестьянства.
Культура Китая в конце XIX - начале XX в.
Все более углублявшийся кризис феодальных отношений определил упадок феодальной культуры господствующих классов Китая. В литературе культивировались эпигонские направления, проповедовавшие слепое подражание классическим образцам. Поэзия основывалась на нормах, выработанных в III- XI вв. Господствовавшая в прозе школа всемерно отстаивала конфуцианские идеи в литературных произведениях, написанных в канонизированной форме и носивших схоластический характер. Система государственных экзаменов, немногочисленные казенные школы не способствовали подлинному развитию науки, сковывали распространение знаний.
Превратив Китай в полуколонию, империалисты поставили одной из своих целей духовно поработить китайский народ, создать послушные им, лишенные национальных традиций, идейно опустошенные кадры интеллигенции.
Но и в этих трудных условиях китайский народ продолжал развивать прогрессивные тенденции своей национальной культуры, создавать значительные культурные ценности.
В последней трети XIX в. уже была подорвана былая самоизоляция Китая. Передовые представители интеллигенции стремились ознакомиться с достижениями западноевропейской науки и общественной мысли. Большое значение имела деятельность Янь Фу, активного пропагандиста западной буржуазной культуры и просвещения. В 1897 г. он начал издавать в Тяньцзине газету «Говэнь бао», в которой публиковались переводы наиболее значительных иностранных книг и сообщения о политических событиях за границей. Получили распространение переведенные им «Теория эволюции» Гексли, труды Адама Смита, Монтескье, Спенсера. Одновременно появляются переводы ряда произведений Бальзака, Диккенса, Ибсена. Начинается знакомство китайцев с произведениями русской литературы.
Важную роль в распространении буржуазной культуры в Китае сыграло реформаторское движение. Его вожди Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др. были видными деятелями китайской культуры - учеными, писателями, публицистами. Реформаторы стремились сочетать взгляды древних китайских мыслителей с современными западными идеями. В их газетах публиковались многочисленные материалы об идейной и культурной жизни иностранных государств. Много внимания уделялось проблемам образования.
В конце XIX в. появилась острая потребность в реформе литературного языка. Был сделан шаг вперед в распространении байхуа, основанного на нормах разговорной речи, понятного широким массам. «Новый литературный стиль» активно пропагандировал Лян Цичао. Его статья «О молодом Китае» стала образцом литературного стиля, сближавшегося с разговорным языком. На байхуа появились прозаические произведения, завоевавшие популярность у читателей. Разрабатывались проекты создания фонетического алфавита взамен иероглифического письма.
Новые явления в культурной жизни страны отразились на литературе. Были созданы произведения, проникнутые патриотическими и демократическими идеями. Эти идеи ярко проявились в творчестве связанного с реформаторами крупнейшего поэта того времени Хуан Цзунсяня (1848-1905). Его стихотворения, собранные в двух книгах, «Заметки в стихах из хижины в мире людей» и «Стихи о японских событиях», призывали к борьбе за спасение от иноземного порабощения. Он призывал идти «с отвагой на смертный бой». Ряд стихотворений Хуан Цзунсяня посвящен событиям японо-китайской войны («Горе тебе, Люйшунь», «Оплакиваю Вэйхайвэй»), потере Тайваня. Возмущаясь сдачей бездарными генералами городов и крепостей, он прославляет мужество китайских солдат-патриотов, которые «бились, даже искалеченные, сражались, раненные». Хуан Цзунсянь стремился приблизить язык поэзии к языку разговорной речи. Он призывал «писать так, как говорят уста».
В конце XIX и особенно в первые годы XX в. широкое распространение получили «обличительные романы», авторы которых подвергали резкой критике различные стороны феодальных порядков. Они развивали традиции сатирического романа XVIII в., и в частности «Неофициальной истории конфуцианцев».
Большой популярностью пользовались романы Ли Баоцзя (1867-1906). В его лучшем романе «Наше чиновничество» ост-росатирически изображено разложение государственного аппарата тогдашнего Китая. «Все продается, и все покупается, а в промежутках этих торгов рушатся человеческие судьбы, угнетается народ», - писал Ли Баоцзя. Его роман «События 1900 года» характерен своей антиимпериалистической направленностью.
С романом «Наше чиновничество» перекликается роман У Вояо (1866-1910) «За двадцать лет». Большой популярностью пользовался роман Лю Э (1857-1909) «Путешествие Лао Ца-ня». В 1905 г. вышел роман Цзэн Пу (1871-1935) «Цветы в море зла», первое произведение китайской литературы, в котором сочувственно показывались революционеры.
Большинство авторов обличительных романов не занимали последовательно прогрессивных позиций в основных вопросах общественной жизни страны. В творчестве У Вояо, например, постепенно начинают преобладать сентиментальные и эротические мотивы, у Лю Э обличение чиновников и сочувствие угнетенному народу сочетаются с реформистскими иллюзиями и
прямой враждебностью к революционерам. Однако обличение этими авторами правящей верхушки имело огромное общественное значение. Их романы привлекли внимание прогрессивной общественности, способствовали росту национального самосознания и подъему революционного движения.
Прогрессивные стороны творчества этих писателей подготовили почву для художественной и публицистической деятельности великого китайского писателя-демократа Лу Синя (1881- 1936)-основоположника реализма в современной китайской литературе и искусстве. В начале XX в. Лу Синь выступал главным образом как публицист и переводчик. Он пропагандировал русскую литературу, в 1909 г. совместно с братом издал два сборника «Зарубежных рассказов», включавших переведенные Лу Синем произведения В. Г аршина и Л. Андреева.
Новые явления в общественной жизни оказали влияние на китайский театр. Продолжалось развитие завоевавшей большую популярность еще с начала XIX в. столичной, или пекинской, музыкальной драмы. Прогрессивные деятели театра высказываются за приближение театрального искусства к современности. В 1907 г. китайские студенты, обучавшиеся в Японии, создали театральное общество «Весенняя ива», поставившее «Даму с камелиями» А. Дюма-сына и «Хижину дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.
В изобразительном искусстве наметилось движение к совершенствованию национальных форм. Новое направление в китайской живописи создал крупный художник Жэнь Бонянь (1840-1896), обогативший традиционную китайскую живопись «гохуа» (картины на шелковых или бумажных свитках, которые пишутся тушью или краской, разведенной на воде). Его традиции продолжил замечательный художник Ци Байши (1861-1957). Народный лубок и гравюра откликались на крупнейшие политические события. Популярностью пользовался цикл гравюр, посвященный франко-китайской войне 1884- 1885 гг. В начале XX в. впервые появилась политическая карикатура.
Некоторые успехи были достигнуты и в архитектуре. Национальные традиции нашли воплощение в построенном в конце XIX в. в Пекине императорском летнем дворце «Ихэюань» («Парк безмятежного отдыха»). Замечательные образцы парковой архитектуры были созданы в других городах. Дальнейшее развитие получили также художественные ремесла (керамика, вышивание и т. п.).
Нарастание стихийных выступлений народных масс. Движение «Ихэтуань»
Усиление бедствий, переживаемых трудящимися города и деревни в связи с превращением Китая в полуколонию, вызвало новый взрыв возмущения народных масс.
Если в начальный период агрессии капиталистических держав колониальная эксплуатация затронула главным образом приморские провинции Южного и Центрального Китая, то в последней трети XIX в., особенно после японо-китайской войны 1894-1895 гг., она распространилась и на население Северногоi Китая. В Шаньдуне начал хозяйничать германский империализм. Строительство иностранцами желёзнйх дорог, открытие ими пароходных линий вдоль китайского побережья обрекли ка безработицу и голод сотни тысяч кули и моряков, обслуживавших Великий канал, соединявший Северный Китай с Янцзы. Контрибуция Японии, новые кабальные займы привели к увеличению налогов и поборов. Помещики повышали арендную плату.
Тяжелое положение крестьян и городской бедноты усугублялось стихийными бедствиями. В 1885 г. река Хуанхэ сменила русло и потекла через провинцию Шаньдун. Разрушительные наводнения повторялись из года в год.
Ненависть населения вызывала усилившаяся деятельность иностранных миссионеров.
Среди китайского крестьянства по-прежнему большим влиянием пользовались тайные общества, в частности «Ихэтуань» (сОтряды мира и справедливости»), или, как его иногда называют, «Ихэцюань» («Кулак во имя мира и справедливости»). Его социальный состав был пестрым. Преобладали крестьяне, но было и немало разорившихся ремесленников, кули, солдат, чиновников, шэныни. Организации общества «Ихэтуань» начали превращаться в центры, возглавлявшие стихийные выступления крестьянства и других слоев населения против иностранных колонизаторов.
Ареной деятельности общества стала провинция Шаньдун. Общество выдвинуло лозунг: «Поддержим Цинов, смерть иностранцам!» Члены общества поставили своей целью изгнать «заморских дьяволов» из Китая. Их призывы находили всеобщую поддержку среди населения. В 1898 г. общество, раньше действовавшее в глубоком подполье, начинает открытую пропаганду. По его призыву формируются вооруженные отряды. С начала 1899 г. ихэтуани стали контролировать значительную часть провинции Шаньдун.
Вступавшие в отряды ихэтуаней давали обещание: «Не быть жадным, не развратничать, не нарушать приказаний родителей, не нарушать существующих законов, изгнать чужеземцев, убивать чиновников-взяточников. В городах быть скромными и не глазеть по сторонам. При встрече с единомышленниками приветствовать их». Они верили, что выполнение соответствующих обрядов и заклинания сделают их неуязвимыми для вражеских пуль и снарядов. В число обязательных обрядов последователей общества «Ихэтуань» входили особые приемы кулачного боя (поэтому в западной литературе ихэтуаней стали на-
зывать «боксерами»), которым тоже придавался мистический смысл. Они говорили: «Мы изучаем священные приемы ихэцю-аней, чтобы защитить Китай, изгнать заморских грабителей, уничтожить местных христиан и таким образом избавить соотечественников от страданий».
В отрядах повстанцев было много молодежи, в том числе 12-13-летние подростки. В отдельные специальные отряды объединялись девушки, замужние женщины, вдовы.
Ненависть к «заморским дьяволам» проявлялась в разгроме христианских церквей, выступлениях не только против иностранных миссионеров, но и против китайцев, принявших христианство. В одной из песен повстанцев говорилось: «Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы». Ихэтуани осуждали движение за реформы.
Среди высших чиновников провинции Шаньдун, да и придворе в Пекине не было единой позиции по отношению к ихэ-туаням. Маньчжурская знать и китайские феодалы боялись расширявшегося стихийного выступления масс. Но та часть маньчжурской знати и китайских феодалов, которая выступала против всего иностранного с консервативных, феодальных позиций, надеялась использовать ихэтуаней в своих интересах, обуздать и приручить их вождей. Губернатор Шаньдуна Юй Сянь вступил с ними в переговоры и согласился включить ихэтуаней в сельское ополчение.
Вмешательство иностранных колонизаторов
Вожди ихэтуаней проводили в тот период по отношению к иностранцам тактику «устрашения», требовали их ухода из Китая, угрожая в случае невыполнения этого требования свирепой расправой, однако воздерживались от открытых нападений. Несмотря на это, дипломаты империалистических держав обвиняли повстанцев в бесчинствах и зверствах и требовали от китайского правительства «принятия решительных мер».
В конце 1899 г. по требованию американского посланника Юй Сянь был смещен с поста губернатора. Новый губернатор, Юань Шикай, двинул против ихэтуаней войска, которые вместе с находившимися в Цзяочжоу немецкими солдатами усмиряли население.
В декабре 1899 г. на совещании посланников иностранных государств было выработано совместное требование китайскому правительству жестоко расправиться с участниками движения ихэтуаней. В марте 1900 г. империалистические державы потребовали от китайского правительства усиления репрессий, открыто угрожая военным вмешательством. В апреле в Дагу прибыли военные корабли Англии, США и других: империалистических держав.
Антиимпериалистическое восстание 1900 г.
Действия Юань Шикая и открытое вмешательство колонизаторов вызвали новый подъем народного движения. Весной 1900 г. антиимпериалистическое восстание вслед за провинцией Шань-дун охватило столичную провинцию Чжили. Отряды ихэтуаней направились к столице. К маю движение охватило не только сельские местности, но и города. Десятки тысяч крестьян и ремесленников, среди которых преобладала молодежь и были женщины, с красными или желтыми повязками на головах, вооруженные большими мечами и длинными пиками, неся огромные знамена с надписью: «Следуйте по правильному пути Неба, да здравствуют Цины, смерть иностранцам!», приближались к Пекину.
Тысячи солдат правительственных войск переходили на сторону повстанцев. Вооруженные выступления ихэтуаней охватили Маньчжурию. Их прокламации распространялись в Центральном и Южном Китае.
Положение цинского правительства стало угрожающим. Его армии были бессильны преградить повстанцам путь на Пекин. В правящем лагере не было единства. Цыси колебалась. Многие представители правящей верхушки опасались, что продолжение открытой борьбы с ихэтуанями приведет к быстрому перерастанию антииностранного движения в антифеодальное, направленное против правящей цинской династии. «Войско богдыхана, - говорил один из вождей ихэтуаней, - будет драться заодно с нами, но если цинская династия не станет помогать нам и не будет на нашей стороне, то знайте, что тогда мы низвергнем династию, но спасем китайский народ от заморских дьяволов».
Страх перед народным восстанием заставил Цыси маневрировать. Она пригласила на аудиенцию вождей ихэтуаней. В июне 1900 г. несколько десятков тысяч повстанцев вступили в Пекин и Тяньцзинь. Правительство лицемерно заявило, что берет их под свое покровительство.
Капиталистические державы, давно подготовлявшие интервенцию, перешли к военным действиям. Их войска после бомбардировки с моря заняли форты Дагу и повели наступление на Тяньцзинь.
Открытое вмешательство держав вызвало новый взрыв негодования. Повстанцы начали громить религиозные учреждения иностранных миссионеров, осадили концессии в Тяньцзине, разрушили железнодорожные и телеграфные линии. В ряде случаев повстанцы сжигали правительственные учреждения и казнили наиболее ненавистных чиновников.
В обстановке антиимпериалистического восстания, когда повстанцы фактически контролировали столицу, Цыси подписала 21 июня указ об объявлении войны державам. Отряды ихэтуаней осадили посольства, в которых под охраной нескольких сот иностранных солдат забаррикадировались иностранные дипломаты. Германский посланник и советник японского посольства были убиты на улице. Началось 56-дневное «пекинское сидение» иностранных дипломатов.
Интервенция восьми держав
Империалистические державы использовали пекинские события для расширения захватнической войны. В иностранной прессе публиковались лживые сообщения о гибели всех иностранных дипломатов в Пекине, об истреблении европейцев.и т. п. Под прикрытием разглагольствований о «желтой опасности» в Китай
были посланы десятки тысяч солдат. В подавлении восстания ихэтуаней участвовали войска восьми государств: Германии, Японии, Англии, США, России, Франции, Италии и Австро-Венгрии. Командующим объединенной армией карателей был назначен германский фельдмаршал Вальдерзее. Державы стремились использовать интервенцию для новых захватов.
Отряды ихэтуаней оказали упорное сопротивление интервентам. На стороне повстанцев сражались некоторые части правительственных войск. Бои в окрестностях Тяньцзиня продолжались около месяца. Только 14 июля интервентам удалось полностью овладеть городом. Правительство эвакуировалось из Пекина в Сиань. Оно потребовало прекратить осаду иностранных посольств и поручило Ли Хунчжану вступить в переговоры с иностранными державами. 15 августа пал Пекин. Цыси, полностью капитулировав, приказала правительственным войскам присоединиться к интервентам и вместе с ними истреблять повстанцев. После занятия Пекина Вальдерзее послал карательные экспедиции в различные районы Северного Китая.
Интервенты подавляли восстание китайского народа с невиданной жестокостью и варварством. Тысячи повстанцев и мирных жителей истреблялись озверевшими карателями. Вождь немецких рабочих Август Бебель, выступая в рейхстаге, цитировал письмо немецкого солдата, в котором говорилось: «Что здесь происходит, дорогая мама, описать невозможно - настолько безумны происходящие убийства и резня. Китайцы находятся совершенно вне закона, в плен их не берут; для того чтобы сохранить патроны, их не расстреливают, а закалывают штыками по воскресеньям после обеда - вероятно, чтобы полностью соблюсти святость воскресенья. Мы вынуждены были заколоть штыками 74 китайца».
Подавив восстание, иностранные колонизаторы навязали Китаю новый неравноправный договор. 7 сентября 1901 г. Ли Хун-чжан и посланники восьми держав подписали «Заключительный протокол», устанавливавший, что Китай обязан в течение 39 лет выплатить державам огромную контрибуцию - 450 млн. лян серебра, а с учетом процентов - около 1 млрд. лян (примерно 1,5 млрд. руб. золотом по курсу того времени). В Пекине создавался особый посольский квартал, где каждое посольство могло иметь свою вооруженную охрану с пулеметами и орудиями. Иностранцы получили право держать в Китае свои войска и флот. «Заключительный протокол» обязывал китайское правительство наказывать смертной казнью за антииностранные выступления.
Особенности восстания ихэтуаней
Восстание ихэтуаней было ярким примером стихийной борьбы народных масс Китая против иностранных колонизаторов. Делавшее в то время первые шаги буржуазно-национальное движение не оказало на него какого-либо влияния. Реформаторы были решительными противниками народных выступлений. Возглавляемое Сунь Ятсеном демократическое направление не нашло еще путей к сближению с народными массами. Китайский пролетариат тогда только начинал складываться и не мог стать вождем народного восстания. Не удивительно, что восстание ихэтуаней носило религиозно-мистический характер и отражало отсталую идеологию. Слепая ненависть ко всему иностранному, смыкавшаяся с китаецентристскими идеями феодального Китая, варварское разрушение железных дорог и телеграфных линий свидетельствовали о сильном влиянии реакционных традиций на народные массы.
Пестрый состав участников восстания, отсутствие четкой программы и единого руководства, реакционные черты движения, иллюзии его руководителей относительно возможности сотрудничества с цинской династией, превратившейся уже в опору иностранных колонизаторов, единый фронт всех империалистических держав, организовавших интервенцию против китайского народа, - все это привело к поражению антиимпериалистического восстания китайского народа.
Поддержка русской революционной социал-демократией освободительной борьбы китайского народа
В то время как русский царизм вместе с другими империалистическими хищниками участвовал в подавлении восстания китайского народа, революционные русские социал-демократы во главе с В. И. Лениным решительно выступили в поддержку его справедливой освободительной борьбы. В первом номере газеты «Искра» рядом с другими программными статьями В. И. Ленина была напечатана его статья «Китайская война», выражавшая сочувствие революционной России антиимпериалистической борьбе китайского народа.
«Да, китайцы, действительно, ненавидят европейцев, - писал В. И. Ленин, - но только каких европейцев они ненавидят, и за что? Не европейские народы ненавидят китайцы - с ними у них не было столкновений,- а европейских капиталистов и покорные капиталистам европейские правительства. Могли ли китайцы не возненавидеть людей, которые приезжали в Китай только ради наживы, которые пользовались своей хваленой цивилизацией только для обмана, грабежа и насилия, которые вели с Китаем войны для того, чтобы получить право торговать одурманивающим народ опиумом... которые лицемерно прикрывали политику грабежа распространением христианства?»*.
Статья В. И. Ленина «Китайская война» была первым важным актом поддержки китайского народа со стороны рабочего класса Росси
С решительным протестом против империалистической интервенции в Китае выступили также В. Либкнехт, А. Бебель, Р. Люксембург и другие деятели международного рабочего движения.
Полуколониальное положение Китая, разграбление его иностранцами, голод и эпидемии привели к концу XIX века к кровавому восстанию, которое было направлено против засилья европейских держав.
В течение XIX века Цинская империя попала под полный контроль европейцев. Сильно отставая в технологическом развитии. Китай не мог противостоять европейской экспансии и прямому военному вторжению. В результате, проиграв несколько войн, к концу столетия Цинская империя была поделена на сферы влияния между Великобританией (провинции вдоль реки Янцзы, Бирма и Гонконг), Францией (южные провинции и о. Хайнань), Германией (рудники провинции Шандунь) и Россией (вся Маньчжурия). К европейцам присоединилась Япония, контролировавшая провинцию Фуцзянь.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОССТАНИЯ
Экономическое положение Цинской империи было ужасным. Китай был повязан множеством неравных договоров, не позволявших использовать собственные порты, вести самостоятельную внешнюю политику и торговлю. Опиум и многочисленные миссионеры ослабляли национальный дух и способствовали дальнейшему порабощению китайцев.
Дешевые иностранные товары приводили к массовому разорению кустарного производства, в результате чего миллионы ремесленников оказывались без средств к существованию.
Строительство железных дорог, организация почтово телеграфной связи приводили к тому, что без средств остались представители традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, носильщики, погонщики, охранники и смотрители посыльных служб. При строительстве дорог уничтожались поля, разрушались дома, сносились кладбища. Положение простых китайцев с каждым днем становилось все хуже. А вместе с этим росла их ненависть к иностранцам.
Все это усугублялось засухой и эпидемией холеры, которая случилась в северных провинциях Китая.
«СВЯЩЕННЫЕ ОТРЯДЫ»
К концу 1890-х годов в северных провинциях стали стихийно возникать и активно действовать боевые отряды. Именовали они себя: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихзтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и т. д. Когда сопротивление перекинулось на северо-восточные провинции, самыми распространенными названиями отрядов стали «Ихэцюань» и «Ихэтуань». Ихзтуани называли себя «священными отрядами».
Всех их объединяла ненависть к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Члены отрядов соблюдали традиционные религиозно-мистические ритуалы, регулярно занимались боевыми искусствами (цюань), напоминавшими европейцам кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны англичанами «боксерами».
Отряды пополнялись обедневшими крестьянами, разорившимися ремесленниками, транспортными рабочими и демобилизованными солдатами. Не оставались в стороне женщины и подростки.
Тем не менее группы ихэтуаней не имели общего руководства и были плохо организованы. Имели место случаи грабежей местного населения и мародерство.
Первые столкновения с китайскими и иностранными войсками начались в ноябре 1897 года. К лету 1898-го появились первые жертвы среди мирного населения и к концу года ситуация полностью вышла из-под контроля местных властей.
К концу 1898 года в волнениях принимало участие более 25 тыс. человек. Восстание начало перекидываться на соседние провинции.
2 ноября 1899 года лидер движения ихэтуаней Чжан Саньдуо «принес жертву знамени» и официально объявил о начале восстания против династии Цин и иностранцев, хотя де-факто оно началось еще в 1898 году.
Численность восставших быстро росла: в 1899 году их количество оценивалось в 40 тыс. человек, а к июню 1900 года уже в 150 тыс. Ихэтуани с неоправданной жестокостью вырезали христианских проповедников, европейцев, китайцев, принявших христианство. Отряд уничтожали железнодорожные станции, телеграфные линии, мосты, учреждения и жилища иностранцев.
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИМПЕРАТРИЦЫ
Несмотря на неспособность китайского правительства противостоять засилью иностранных держав, оно справедливо опасалось реакции на начавшееся истребление иностранцев и уничтожение их собственности. Были предприняты попытки подавить восстание силой. Между повстанцами и китайской армией постоянно возникали столкновения. Однако, после того как принц Дуань-ван — главный советник китайской императрицы Цы Си — обратил ее внимание на хорошую бойцовскую подготовку отрядов повстанцев, на которую династия могла опереться в борьбе с европейцами, отношение к ихэтуаням со стороны властей изменилось. 28 мая 1900 года Цы Си выпустила указ о поддержке восстания. За убитых иностранцев были назначены награды. 9 июня председателем кабинета министров был назначен ярый сторонник ихэтуаней принц Дуань-ван. Императрице Цы Си поднесли сфальсифицированный доклад о том, что иностранные державы собираются ее низложить и вернуть власть императору Гуансюю, которого она отстранила от дел. В результате 21 июня 1900 года императрица Цы Си объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России.
После объявления Цинской Империей войны мировым державам ихэтуани официально были объявлены «йиминами» (чистосердечными людьми) и зачислены в милицию под общим командованием принца Гуна.
К июню разрозненные отряды стали стягиваться к Пекину и Тяньцзиню. 11 июля 1900 года основные группы ихэтуаней вошли в священную столицу Цинской империи. Началось объединение повстанцев с армией Дун Фусяна. Было принято решение вооружить и обучить ихэтуаней для отпора иностранцам.
Императрица Цы Си была довольна успехами отрядов — многие чужеземцы бежали. Казалось, еще немного, и ихэтуани совместно с армией изгонят из страны всех иностранцев.
ПЕКИН В ОГНЕ
Между тем в Пекине начались грабежи и погромы. Опьяненные безнаказанностью ихэтуани убивали не только иностранцев и китайских христиан, но даже китайцев, у которых обнаруживали европейские вещи: часы, спички, электрические лампы. Убивали и грабили и просто зажиточных пекинцев. Были перерезаны все телеграфные и электрические линии в столице и окрестностях. Железнодорожные пути разворочены, а станция сожжена. На пекинских улицах были убиты германский посланник Кеттелер и японский советник Сугияма.
900 иностранцев и около 2800 китайцев-христиан укрылись в укрепленном Посольском квартале, осада которого продолжалась с 20 июня по 14 августа, когда уланы Бенгальского полка совместно с осажденными сняли блокаду. За 55 дней осады погибло 68 иностранцев — 55 солдат и офицеров, 13 гражданских.
Не лучше обстояли дела в провинциях. Сотни иностранцев, в том числе русских, оказались в осадном положении. Так бои в Тяньцзине шли круглосуточно. Потери русского отряда составили более 200 человек убитыми и ранеными. В Дундинане ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии. В Мукдене — уничтожили здания больницы и школы. Бунтовщики разрушали полотно КВЖД, убивали железнодорожных рабочих и инженеров. Китайская артиллерия обстреливала Благовещенск. Был блокирован Харбин.
Отряды ихэтуаней формально подчинялись нескольким принцам, а общее командование осуществлял принц Гун. Но реально повстанцы подчиняться им не хотели, т. к. те не были «посвященными», да и не могли, по причине слабой организации. Увязнув в убийствах и грабежах ихэтуани и китайская армия упустили время для решительных действий.
ИНТЕРВЕНЦИЯ
Еще в мае 1900-го для защиты своих подданных на рейд порта Дагу собирается международная эскадра европейских стран. 10 июня русские войска под командованием вице-адмирала Е. Алексеева были направлены в провинцию Чжили для подавления восстания. Сводный англо-американский отряд адмирала Е. Сеймура (2 тыс. моряков и морских пехотинцев) двинулся на Пекин для обеспечения безопасности европейцев, но не дошел до столицы, остановленный восставшими. Взятие Пекина ихэтуанями заставило мировые державы действовать быстро и согласовано. Формируется альянс восьми стран: Англии, Франции, США, Японии, России, Италии, Германии и Австро-Венгрии. 4 августа экспедиционный корпус численностью до 20 тыс. человек под командованием русского генерала Николая Линевича, составленный из российских, британских, американских, японских, французских войск, двинулся на Пекин, 14 августа, взорвав ворота Тянанмынь, русские и американские войска ворвались в китайскую столицу. Уличные бои шли двое суток. В захваченном Пекине союзники устроили массовый грабеж.
Императрица Цы Си бежала на запад, в Сиань. 9 сентября она издает указ о беспощадной расправе с «ихэтуанями», доведшими страну до кровопролития и иностранной интервенции.
Несмотря на поражение в Пекине, ихэтуани продолжают активно сопротивляться. Только в октябре 1900-го русским войскам удается полностью очистить от них все крупные города Маньчжурии.
В начале 1901 года уцелевшие ихэтуани объединились в «Армию честности и справедливости». После многочисленных боев в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян армия была разгромлена в декабре 1901 то русскими войсками. Это ознаменовало окончание «Боксерского восстания» — восстания ихэтуаней. Последние ихэтуани были ликвидированы к концу 1902 года.
Результатом восстания стало ухудшение положения Китая. В сентябре 1901 года китайское правительство подписало очередной неравный договоре 11 державами, названный «Боксерским протоколом». Договор,
в частности, обязывал казнить всех лидеров повстанцев, запрещал все организации религиозного толка и направленные против иностранцев, китайским властям запрещался самостоятельный сбор налогов. Кроме того, запрещалось в течение двух лет ввозить в страну оружие и боеприпасы.
К выплате была назначена огромная контрибуция — 450 млн лян серебра (из расчета 1 лян — на каждого жителя Китая). 1 лян — 37,3 г — по обменному курсу 1902 года около двух рублей серебром.
Ихэтуаньское восстание - восстание ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год. Сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цы Си перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание. Отдельные выступления продолжались вплоть до конца 1902 года.
С начала XIX века в Китай начали проникать западноевропейские государства, прежде всего Великобритания, стремившиеся установить контроль над китайскими рынками. Цинская империя ничего не могла противопоставить технологически превосходящим её державам, в результате чего потерпела ряд дипломатических и военных поражений и к концу XIX века фактически находилась в положении полуколонии.
Раздел Китая начался с поражения империи в Первой опиумной войне, по итогам которой китайскому правительству был навязан первый неравноправный договор. С середины XIX и до начала XX века Китай подписал около 13 неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. В результате государство потеряло многие морские порты, оказалось изолированным во внешней политике, в страну хлынул поток миссионеров, которые не всегда относились с должным уважением к местной культуре и религиозным традициям.
Крайне болезненную реакцию населения вызвало иностранное проникновение в северные районы - в провинции Чжили, Шаньдун и в Маньчжурию, где изменения в экономике и социальном положении были слишком серьёзными. Из-за строительства железных дорог, введения почтово-телеграфной связи, роста импорта фабричных товаров потеряли работу многочисленные труженики традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, носильщики, погонщики, охранники и смотрители посыльных служб. Кроме того, строительство КВЖД и ЮМЖД грозило оставить без заработка многие тысячи людей, занятых извозным промыслом. Трассы прокладываемых дорог уничтожали поля, разрушали дома и кладбища. Проникновение европейских, русских, японских и американских товаров на внутренний рынок Китая ускорило разрушение ручной промышленности.
В таких условиях в 1898 году на севере Китая начали активно действовать множество стихийно сформировавшихся отрядов с различными названиями: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и др. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала и перекинулась из Шаньдуна и Чжили на северо-восточные провинции, наиболее распространёнными названиями отрядов повстанцев становятся «Ихэцюань» и «Ихэтуань», которые, по сути дела, отождествлялись. Членов общества называли туань («отряды») и цюань («кулаки»). Сами же ихэтуани считали себя «священными воинами», «справедливыми людьми» и «священными отрядами».
Повстанческие отряды появились почти одновременно и у них были общие объединяющие их признаки - это прежде всего неприязнь к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Большинство повстанцев соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект. Многие участники организаций регулярно занимались физическими упражнениями (цюань), напоминавшими кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны европейцами «боксёрами».
В стане восставших были бедные крестьяне, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу транспортные рабочие и демобилизованные солдаты, а также женщины и подростки, что особенно поражало иностранцев. Некоторые ихэтуани считали себя неуязвимыми для пуль и снарядов, что даже было закреплено в уставе. По их мнению, ихэтуань, нарушивший волю командования или богов, терял такие способности, а духи отворачивались от него. Любой ихэтуань должен был придерживаться десяти правил, прописанных в уставе. Устав был написан при поддержке официального правительства империи. Согласно ему, каждый ихэтуань должен был подчиняться верховному командованию, помогать своим товарищам, придерживаться буддизма, не совершать преступлений, всегда принимать участие в бою, не нападать на других ихэтуаней, не мародёрствовать, всё захваченное имущество сдавать местным властям для пополнения казны, а также убивать христиан. Если христианин оказывался китайцем, ему предоставляли выбор: отречься от его веры или умереть.
Участники боксерского восстания.
К концу 1890-х годов в стране образовалось множество тайных сообществ. К ноябрю 1897 года начались столкновения повстанцев в нескольких деревнях на севере Цинской империи с китайскими и иностранными войсками, достигшие пика во время Юйского инцидента. Со временем восстали жители соседних уездов. Ситуация усугублялась произволом германских солдат, которые опустошали целые провинции, что раздражало местных жителей. К началу лета 1898 года столкновения становились всё масштабнее, появились первые жертвы среди мирного населения. Урегулирование конфликтов между иностранными войсками и местными жителями возлагалось на местных чиновников, которые в свою очередь ничего не могли предпринять. В сентябре ситуация на севере страны полностью вышла из-под контроля. На фоне восстания повсюду происходили грабежи, налёты, убийства.
Граф Альфред Людвиг Генрих Карл граф фон Вальдерзе инспектирует американские войска.
2 ноября 1899 года лидер недавно возникшего движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами и династией Цин. Именно эта дата считается началом Ихэтуаньского восстания, хотя де-факто оно началось ещё в 1898 году.
На севере страны китайские войска, направленные туда для подавления выступлений, потерпели череду поражений, и армия отступала к Пекину. В сложившейся ситуации между правительством Цинской империи и повстанцами было заключено перемирие. Ихэтуани отказались от антиправительственных лозунгов, сосредоточив силы на изгнании иностранцев из государства. К тому моменту центр восстания переместился в провинцию Чжили, а количество восставших достигло 100 000 человек.
Это обеспокоило работников дипломатических и миссионерских миссий в Пекине. В начале весны наблюдалось относительное затишье. Чёткого плана действий ихэтуани не имели, но они хотели очистить от иностранцев Пекин. Поэтому, взяв под контроль всю провинцию Чжили, повстанцы начали проводить агитацию в соседних провинциях и обучать армию для похода на столицу.
Зимой 1899 года в Китай начали прибывать подкрепления российских войск, вслед за чем начались учения и маневры.
Церковь, сожженная восставшими.
В мае 1900 года ситуация обострилась. Ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Китая, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене произошла череда убийств и нападений на иностранцев и китайцев-христиан. Российская империя в связи с антихристианскими погромами направляла в Китай всё больше войск. 12 мая из Порт-Артура и Владивостока на север Цинской империи прибыло подкрепление. На третий день столкновений начались поджоги зданий европейских миссий и христианских храмов, которых сгорело восемь. 14 мая было сожжено здание Русской православной миссии в Бэйгуане. В первые несколько месяцев восстания российскими войсками на Тихом океане и в Квантунской области командовал вице-адмирал Алексеев. До прибытия подкреплений из России он один руководил подавлением бунтов на севере страны.
Русские солдаты в Китае.
26 мая ихэтуани, завершив подготовку, двинулись на Пекин. Через два дня, 28 мая, императрица Цыси в своём послании к повстанцам выразила им поддержку. Все иностранцы к тому времени перебрались в Посольский квартал. 2 июня началась осада европейских концессий в Тяньцзине.
Ихэтуани в Тяньцзине.
Ихэтуани уже 11 июня вошли в Пекин, учинив убийства иностранцев. К ним присоединились китайские войска, которыми был убит советник японского посольства Сугияма. Наступление ихэтуаней на столицу Китая и убийства христиан были «раздуты» западной прессой, поэтому поведение восставших европейцам казалось необоснованным, зверским и крайне негуманным.
Китайские христианские беженцы, собранные Отцом Куиллуксом в Апостольскую Миссию во время бомбардировки Тяньцзиня, Китай.
На это тут же отреагировали все государства, имевшие «сферы влияния» в Китае. К берегам Китая отправился Императорский флот Японии под командованием Хэйхатиро Того, российский Тихоокеанский флот, Королевский военно-морской флот Великобритании, ВМС США, ВМФ Франции и несколько военных кораблей Австро-Венгрии.
Японские войска в Китае.
20 июня 1900 года ихэтуани начали осаду посольского квартала в Пекине. Артиллерия повстанцев открыла огонь по дипломатическим посольствам европейских государств, где находилось около 900 гражданских лиц и 525 солдат.
Блокпосты в Посольском квартале, Пекин 1900 год.
7 июня. 21 июня того же года империя Цин официально объявила войну союзным государствам. Была издана «Декларация о войне»: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан».
Императрица Цы Си.
27 июля, кайзер Германии Вильгельм II принимает решение об отправке германских войск в Китай. Перед экспедиционными войсками он произнёс торжественную речь: «Как некогда гунны под водительством Аттилы стяжали себе незабываемую в истории репутацию, так же пусть и Китаю станет известна Германия, чтобы ни один китаец впредь не смел косо взглянуть на немца». Командование германскими войсками, направленными в Китай, возлагалось на бывшего начальника генерального штаба Германской империи Альфреда фон Вальдерзее. Позже он возглавил все коалиционные силы в Китае.
Немецкий военный флот прибывает в Китай для подавления восстания.
Мост, соединяющий Французскую миссию с железнодорожной станцией — место ожесточенных боев с восставшими. Пекин 1900 год.
Празднование дня рождения германского императора на «SMS Gefion» в Китае во время боксерского восстания.
Дом в Британской миссии, сигнальщики на крыше.
Укрепленная пагода на территории Дипломатической миссии.
Французские войска маршируют через Lo-Ко-Чао.
Китайские наемники в рядах европейских армий, Пекин 1900 год.
Усиленная наружная стена.
Забаррикадированные ворота британской Дипломатической миссии.
Британские морские пехотинцы охраняют Дипломатическую миссию.
Европейские войска в Китае.
Ихэтуаньское восстание - восстание ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год. Сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цы Си перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание. Отдельные выступления продолжались вплоть до конца 1902 года.Участники боксерского восстания
Зимой 1899 года в Китай начали прибывать подкрепления российских войск, вслед за чем начались учения и маневры. Ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Китая, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене произошла череда убийств и нападений на иностранцев и китайцев-христиан.
Церковь, сожженная восставшими
Российская империя в связи с антихристианскими погромами направляла в Китай все больше войск. 12 мая 1900 года из Порт-Артура и Владивостока на север Цинской империи прибыло подкрепление.
Русские солдаты в Китае
2 июня началась осада европейских концессий в Тяньцзине.
Ихэтуани в Тяньцзине
Китайские христианские беженцы, собранные Отцом Куиллуксом в Апостольскую Миссию во время бомбардировки Тяньцзиня, Китай
20 июня 1900 года ихэтуани начали осаду посольского квартала в Пекине. Артиллерия повстанцев открыла огонь по дипломатическим посольствам европейских государств, где находилось около 900 гражданских лиц и 525 солдат.
Блокпосты в Посольском квартале, Пекин 1900
Забаррикадированные ворота британской Дипломатической миссии
Усиленная наружная стена
Британские морские пехотинцы охраняют Дипломатическую миссию
Укрепленная пагода на территории Дипломатической миссии
Дом в Британской миссии, сигнальщики на крыше
Разрушенные дома в британском посольстве
Мост, соединяющий Французскую миссию с железнодорожной станцией - место ожесточенных боев с восставшими. Пекин 1900
7 июня. 21 июня того же года империя Цин официально объявила войну союзным государствам. Была издана «Декларация о войне»: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан».
Императрица Цы Си
На это тут же отреагировали все государства, имевшие «сферы влияния» в Китае. К берегам Китая отправился Императорский флот Японии под командованием Хэйхатиро Того, российский Тихоокеанский флот, Королевский военно-морской флот Великобритании, ВМС США, ВМФ Франции и несколько военных кораблей Австро-Венгрии.
Японские войска в Китае
Британские войска в Китае
Французские войска маршируют через Lo-Ко-Чао.
27 июля, кайзер Германии Вильгельм II принимает решение об отправке германских войск в Китай. Перед экспедиционными войсками он произнёс торжественную речь: «Как некогда гунны под водительством Аттилы стяжали себе незабываемую в истории репутацию, так же пусть и Китаю станет известна Германия, чтобы ни один китаец впредь не смел косо взглянуть на немца». Командование германскими войсками, направленными в Китай, возлагалось на бывшего начальника генерального штаба Германской империи Альфреда фон Вальдерзее. Позже он возглавил все коалиционные силы в Китае.
Немецкий военный флот прибывает в Китай для подавления восстания.
Празднование дня рождения германского императора на "SMS Gefion" в Китае во время боксерского восстания
Граф Альфред Людвиг Генрих Карл граф фон Вальдерзе инспектирует американские войска
Европейские войска в Китае
Китайские наемники в рядах европейских армий, Пекин 1900
В конце 19-го века в Китае возникло массовое движение против иностранцев (европейцев, американцев, а также японцев). Оно было инспирировано тайными обществами, называвшимися И-хэ-цюань («Кулак справедливости и гармонии»), Да-дао-хуй («Общество большого ножа») и Да-цюань-хуй («Общество большого кулака»).
Из-за слова «кулак» англичане стали называть этих деятелей «боксерами» и это именование распространилось в Западном мире. Реально идеология этих «боксеров» имела мистически-религиозный характер. Приверженцы сект «кулака» и «ножа» верили, что в результате магических заклинаний они обретали сверхъестественные способности, в том числе неуязвимость от холодного и огнестрельного оружия.
Причины возникновения массовой ненависти китайцев в отношении иностранцев были в основном экономическими. Дело в том, что в последние годы 19-го века иностранные компании занялись постройкой в Китае железных дорог, проведением телеграфных линий, разработкой месторождений полезных ископаемых. Наиболее активно этим занимались граждане России, Британии, Франции – соответственно в северной, средней, южной частях Китая. В этом также участвовали американцы, немцы, японцы, австро-венгры , итальянцы и граждане некоторых других стран Европы (Бельгии, Нидерландов и др.).
Эта деятельность иностранцев в Китае сильно отразилась на экономической ситуации в стране. Из-за постройки железных дорог лишались доходов китайские лодочники и пешие носильщики, занимавшиеся доставкой грузов на большие расстояния. Телеграфные линии лишали заработка многочисленных гонцов-бегунов. Создание иностранцами промышленных рудников оставляло не у дел кустарное горнячество китайцев.
Кроме того, ненависть многих китайцев к иностранцам проистекала из-за миссионерской деятельности проповедников христианства, которую эти китайцы считали оскорбительной (хотя некоторые китайцы переходили в христианство).
Первые акции «боксеров» были произведены в 1898 году, при строительстве российской Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). «Боксеры» нападали на русских инженеров и рабочих. В это же время начались нападения на христианских миссионеров.
Деятельность сект «кулака» и «ножа» резко активизировалась с декабря 1899 года. В январе 1900 начались массовые убийства европейцев, американцев, японцев, а также китайцев-христиан. «Боксеры» уничтожали железнодорожные станции, мастерские и мосты, учреждения и жилища иностранцев.
В это время китайское правительство вдовствующей императрицы Цзы Си придерживалось дружественного нейтралитета по отношению к «боксерам». С июня 1900 года императрица открыто выразила поддержку приверженцам сект «кулака» и «ножа» – 9 июня председателем кабинета министров был назначен ярый сторонник «боксеров» принц Дуань-ван .
11 июня 1900 года «боксеры» начали активно действовать в столице Китая Пекине – убили японского дипломата, затем сожгли несколько зданий иностранных миссий и церквей, убили несколько десятков иностранцев.
17 июня в порту Дагу (150 км от Пекина) высадились русские и американские войска. Китайские войска оказали сопротивление, применив артиллерию, но были разбиты.
19 июня большой совет императорского двора Китая утвердил курс на прямую поддержку «боксеров» и решил объявить войну иностранцам.
20 июня «боксеры» начали осаду посольского квартала в Пекине. В этот же день был издан правительственный декрет об оплате и снабжении пищевым довольствием «боксеров», как «лояльно выполняющих патриотический долг» . В этот же день был убит посол Германии фон Кеттелер .
«Боксерам», поддержанным правительственными китайскими войсками (включая артиллерию), не удалось захватить посольский квартал в Пекине – его обороняли 400 солдат и морских пехотинцев (из 8 стран). Осада длилась до 14 августа.
В июле «боксеры» разрушали КВЖД, убивая российских инженеров и рабочих. С 15 июля российские войска (несколько тысяч солдат и казаков) переправились через реку Амур и начали бои с «боксерами» и китайскими войсками в Маньчжурии.
18 июля экспедиционный корпус, составленный из российских, британских, американских, японских, французских, германских войск (общей численностью до 20 тысяч) двинулся из Дагу (через Тяньцзинь) на Пекин для выручки посольств.
14 августа экспедиционный корпус, разбив китайские войска и «боксеров», вошёл в Пекин и снял осаду с посольств (за время 55-дневной осады погибло 68 иностранцев – 55 солдат и офицеров, 13 гражданских). 15 августа китайский императорский двор бежал из Пекина.
В сентябре в Китае высадились новые силы иностранных держав, в том числе до 20 тысяч немецких солдат и офицеров (под командованием фельдмаршала фон Вальдерзее ).
Активные действия «боксеров» (убийства иностранцев, разрушение железных дорог и других сооружений) продолжалось до октября 1900 года (остатки банд «боксеров» уничтожались вплоть до весны 1901).
22 декабря 1900 года иностранные державы (Россия, Германия, Япония, США, Британия, Франция, Австро-Венгрия , Италия) передали коллективную ноту правительству Китая. В ней были указаны условия, на которых иностранцы соглашались начать эвакуацию своих экспедиционных войск:
1. Отправка в Берлин чрезвычайной миссии во главе с принцем императорского дома, для выражения сожаления по поводу убийства фон Кеттелера ;
2. Сооружение на месте убийства памятника фон Кеттелеру ;
3. Суровое наказание лиц, указанных представителями держав;
4. Удовлетворение правительства Японии за убийство японского дипломата;
5. Сооружение памятников убитым иностранцам;
6. Прекращение импорта оружия;
7. Возмещение убытков пострадавшим;
25 августа 1901 года Китаем и иностранными державами был подписан заключительный протокол, по которому Китай должен был уплатить контрибуцию (в течение 39 лет) – 450 млн лян серебра (лян – около 40 граммов ).
Китаю не пришлось выплатить всю сумму контрибуций. Уже в конце 1908 года США передали свою долю (7,3 %) на образовательные программы Китая. В 1917 году Китай объявил войну Германии и Австро-Венгрии (в рамках Первой Мировой войны) и прекратил выплату их долей контрибуции (20 % и 0,9 %). Большевистское правительство России в декабре 1918 года отказалось от доли контрибуций (29 %). В 1925 году от своей доли (11,25 %) отказалась Британия, а в 1926 – Япония (7,7 %). Не отказались от своих долей только Франция и Италия.