28.06.2020

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Пословицы и поговорки


Источник: Эльмира Ираидова, коммерческий директор АО «Щелково Агрохим», кандидат химических наук

Никакие добавки и улучшители не могут сделать хлеб вкусным и душистым, если он выпечен из плохой муки, полученной, в свою очередь, из некачественного зерна.

А качество зависит от многих факторов – от подбора сорта до хранения. Но в этой цепочке одним из главных является здоровье посевов во время созревания пшеницы. Болезни, которые «срезают» урожай на миллионы тонн, приводят к тому, что она идет низшим классом. Как бороться с болезнями, чтобы получить зерно высокого качества даже при неблагоприятных условиях, как в этом году во многих российских регионах – об этом рассказала коммерческий директор АО «Щелково Агрохим», кандидат химических наук Эльмира Ираидова.

Как предупредить болезни на посевах

Этот год запомнится российским хлеборобам своими контрастами. По- года была более холодная и влажная по сравнению с предыдущими годами. Все это способствовало тому, что во многих регионах России на зерновых стали проявляться болезни. Так, на сельскохозяйственных угодьях Ростовской области происходило усиление проявлений корневых и прикорневых гнилей, болезней листового аппарата и колоса, вплоть до эпифитотических, сопровождавшихся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности. Проявлялись и опасные грибные болезни пшеницы: три вида ржавчины, фузариоз колоса, желтая пятнистость листьев и септориоз. В Мордовии, например, велась борьба с распространением таких болезней как мучнистая роса, септориоз, гельминтоспориоз и другие. В Тверской области повсеместно было отмечено нарастание вредоносности грибных листовых пятнистостей: на ячмене – сетчатой, на овсе – красно-бурой, на яровой пшенице – темно-бурой. На яровой пшенице наблюдались септориоз, мучнистая роса, ржавчинные заболевания. На Ставрополье были выявлены прикорневые гнили и церкоспореллез, а также замечена такая аномальная для края болезнь зерновых культур как пиренофороз, которая проявляется в раннем усыхании листьев, снижении количества продуктивных стеблей, щуплости зерен, уменьшении длины колоса и его озерненности. Подобные проблемы с болезнями отмечались и в других регионах России.

Конечно, сельское хозяйство зависимо от погодных условий, с этим ничего не поделаешь, и в будущем эксперты прогнозируют еще более непредсказуемые климатические перемены. Однако в наших силах предупредить болезни на зерновых и иных культурах, сгладить последствия аномальных явлений и даже полностью излечить растения. В первую очередь, это зависит от того, насколько эффективны выбранные средства защиты. При выборе некачественных, дешевых препаратов упускается драгоценное время – растение уже не способно противостоять и погибает.

У безграмотного – колос, а у грамотного – пять

Такие ситуации, как в этом сельскохозяйственном году, требуют от аграриев четких действий. Они должны проявляться буквально во всем – от выбора семян и препаратов до их применения. Поэтому нужно брать сильные сорта, которые обладают устойчивостью к болезням.

Такие сорта есть почти в каждом российском регионе. Но посевы с великолепными сортами – и те нуждаются в защите, а слабоустойчивые – могут заболеть даже в том случае, если будет проведен полный комплекс защитных мероприятий.

Особенно актуален в ходе посевной озимых культур выбор эффективных протравителей для предпосевной обработки семян. Правильно поступают те сельхозпредприятия и фермерские хозяйства, которые проводят 100-процентную обработку семенного материала: качественный протравитель предотвращает корневые и при- корневые болезни на долгий период: с момента, как зерно попадает в пашню, и до конца фазы трубкования зерновых культур.

Свою бесспорную эффективность в агрохозяйствах России доказали такие фунгициды как Бенефис, Поларис, Скарлет, Тебу 60 и многие другие. Эти препараты имеют два-три действующих вещества, инновационные препаративные формы. Обработка этими препаратами обеспечивает семенам надежную защиту против комплекса болезней в самый ответственный период – вегетации. Применение инсекто-фунгицидного протравителя системного действия Туарег дополнительно защищает посевы и от вредителей. Инсектицидный протравитель Имидор Про работает в стадии всходов и настолько эффективен, что позволяет сэкономить на нескольких инсектицидных обработках по вегетации.

Незаменимым в борьбе с листостебельными заболеваниями зерновых культур – септориозом, мучнистой росой, ржавчиной и другими – агрономы заслуженно называют фунгицид Триада. Это концентрат коллоидного раств ра, содержащий 140 г/л пропиконазола + 140 г/л тебуконазола + 72 г/л эпоксиконазола. Норма его применения – 0,5– 0,6 л/га. Благодаря своей препаративной форме он быстро проникает в растение, останавливая развитие болезни. Активность фунгицида Триада гораздо выше популярных импортных аналогов. Это показали результаты его применения в АО «Агрокомплекс» в Краснодарском крае, где получили самую высокую оценку. Посевы зерновых культур были обработаны смесью: фунгицид Триада – 0,6 л/га + инсектицид Эсперо – 0,1 л/га + удобрение для листовой подкормки Биостим Зерновой – 1,0 л/га. Урожайность составила 71,5 ц/га, прибавка к урожаю – 3,2 ц/га, на необработанных полях – 68,3 ц/га.

Биокомпозит-коррект исправит положение

Причин болезней на зерновых культурах несколько: расширение площадей с минимальными и нулевыми технологиями обработки почвы, дисбаланс минерального питания растений по основным его элементам, вызванный не только и не столько снижением уровня внесения удобрений в почву, сколько недоступностью фосфора и калия для растений из-за неблагоприятных погодных условий. В этих ситуациях на помощь приходит современный микробиологический препарат Биокомпозит-коррект.

При его создании были использованы штаммы бактерий, продуцирующие ферменты, которые разрушают целлюлозу, лигнин соломы и послеуборочные остатки. Кроме того, эти бактерии вырабатывают антибиотики, подавляя патогенную микрофлору, делают доступными для растений азот и фосфор. Благодаря этим качествам препарат незаменим в сельском хозяйстве в том случае, когда приоритетным направлением развития выбрано экологическое земледелие.

Препарат Биокомпозит-коррект многофункционален: применяется для обработки семян, почвы перед посевом и после уборки, а также для борьбы против болезней. Например, обработка почвы препаратом Биокомпозит-коррект за месяц до сева яровой пшеницы на опытном участке в Курганской области в дозировке 1,0 л/га дала прибавку урожая 1,5 ц/га, а при норме 2,0 л/га – 2,0 ц/га. При обработке семян яровой пшеницы в фазах кущения и восковой спелости против корневых гнилей препаратом в дозировке 1,0 л/т в смеси с гербицидом Скарлет – 0,4 л/т развитие корневых гнилей составило 0%.

Есть и другой пример универсальности щелковского продукта Биокомпозит-коррект. В АО АПО «Муза» Курганской области обработка семян яровой пшеницы препаратом Биокомпозит-коррект в дозировке 1,0 л/т и листовая обработка с той же нормой, но с добавлением фунгицида Титул Дуо – 0,3 л/га дали прибавку к урожаю 14,8 ц/га. При одной листовой обработке она составила 9,1 ц/га. Применение баковой смеси с такой же нормой по вегетации сделало посевы абсолютно чистыми.

Влияние микробиологического препарата Биокомпозит-коррект на обеспеченность растений азотом, а также на урожайность озимой пшеницы было проверено в Краснодарском крае в хозяйстве АО фирма «Агрокомплекс» имени Н.И. Ткачева. После обработки пожнивных остатков кукурузы препаратом Биокомпозит-коррект в дозировке 3,0 л/га посевы в дополнительном азотном питании не нуждались, а на контроле требовалось внести 20 кг/по д.в. Прибавка урожая на опытном поле составила 4,0 ц/га, тогда как на контрольных полях прибавки не было.

Защитить – значит сделать устойчивым к болезням

Большое значение в ограничении развития болезней на зерновых куль- турах имеет внесение удобрений. Те, что предлагает компания «Щелково Агрохим», направлены на повышение иммунитета культуры к заболеваниям, снижение стрессового воздействия климатических факторов и последействия гербицидных обработок, что в итоге обязательно скажется на урожайности колосовых.

Например, микроудобрение Интермаг Профи Зерновые предназначено для всех видов и сортов зерновых культур, и оно содержит сбалансированный набор микроэлементов в хелатной форме. Это означает, что растение их полностью усвоит наземными органами. Некорневая подкормка проводится в фазе 2–3 листьев, в фазе кущения – во время выхода в трубку. За период вегетации необходимо провести две-три подкормки.

Для хорошей перезимовки озимых осенью можно совместить с удобрением Интермаг Элемент Молибден – 1 л/га. Доступность его для растений снижена на кислых почвах и торфяниках. Этот микроэлемент очень важен для азотного метаболизма растений, он участвует в фиксации молекулярного азота клубеньковыми бактериями из рода Rhizobium, а также в фосфорно- белковом обмене, в образовании пектина. Недостаток молибдена ведет к накоплению в растениях нитратов. Другое специализированное удобрение Биостим Зерновой направлено на подкормку листового аппарата зерновых культур.

Экоплюс – это плюс мастерству агронома

В последние годы колоссально выросла потребность в фунгицидах. Это связано не только с погодными условиями – дождями Россию не удивить. Когда в хозяйстве говорят, что «химия» составляет 30% всех затрат, значит, здесь засевают плохие семена, не вносят удобрений, не используют современных агротехнологий.

Программа ЭКОПЛЮС, разработанная учеными компании «Щелково Агрохим», направлена на возвращение земле плодородия, повышение культуры земледелия, которая является основой фитосанитарного благополучия полей. Поэтому все препараты, которые в нее включены, направлены, прежде всего, на снижение пестицидной нагрузки на почву. Они имеют меньшее количество действующих веществ, но при этом не уступают по эффективности импортным аналогам с высоким содержанием д.в. Секрет прост – препаративная форма: микроэмульсии, концентраты коллоидных растворов, масляные концентраты эмульсий, масляные дисперсии... Они оперативно и эффективно, без негативных последствий для сельхозкультур, борются с заболеваниями на ранней стадии. Как действует инновационная технология ЭКОПЛЮС, можно увидеть в базовом хозяйстве ООО «Дубовицкое» в Орловской области. Болезням на зерновых даже в самый аномальный год здесь не дано ни малейшего шанса.

Грамотное использование современных технологий «Щелково Агрохим», рекомендации специалистов компании на местах помогают агрономам справляться практически со всеми известными болезнями на зерновых культурах и сохранять урожай.

Текущая страница: 25 (всего у книги 69 страниц) [доступный отрывок для чтения: 46 страниц]

80. ЦАФСБ.Ф.6.Оп.1.Д.123.Л.211.

81. В. И. Ленин и ВЧК. С.82.

82. РГАСПИ.Ф.76.Оп.4.Д.8.Л9 Л.2

83. В.И. Ленин и ВЧК. С.375.

84. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.197.Л.1.

85. ЦАФСБ. Ф.1.Оп.2.Д.89.Л.2.

86. РГАСПИ.Ф.76.Оп.2.д.156.Л.18.

87. Там же. Оп.3.Д.7.Л.71.

88. Хлысталов Э. Железный рыцарь революции: былые мифы и реальность/ На страже. № 28. 9 апреля 1992 г. С.5-9.

89. Ленин В. И. Полн. собр.соч. Т. 50.С. 338.

90. В.И. Ленин. Биографическая хроника. М., 1976.Т. 7.С. 264.

91. Щербина Ф.А. Законы революции и русский большевизм. Белград.,1921. С.120.

92. ЦАФСБ.Ф.1.Оп. 2.Д.2.Л. 91.

93. Там же. Оп.5.Д.1214.Л.11.

94. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.230.Л.4.

95. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.6.Д.55.Л.167об.

96. Там же. Л.165 об.

97. РГАСПИ.Ф.76.Оп.2.Д.64.Л.5.

98. Там же. Оп. 3. Д.264. Л.6.

99. Там же. Д.401.Л.34.

100. Там же. Оп.2.Д.279.Л.29.

101. ЦАФСБ Ф.2.Оп.2.Д.5.Л.7.

102. Там же.

103. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.241.

104. Там же. Д.370.Л.2

105. ЦАФСБ.Ф.2.Оп.2.Д.50.Л.21.

106. РГАСПИ. Ф. 76. Оп.3.Д.50.Л.1-2.

107. ГАРФ.Ф.1235.Оп.94.Д.176.Л.249-249об.

108. Ф.Э. Дзержинский и охрана границ советского государства. С.43-44.

109. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.186.Л.1.

110. ЦАФСБ. Ф.66.Оп.1.Д. 86.Л. 20.

111. Ф.Э. Дзержинский. Избранные произведения. Т.1. С.172.

112. ЦАФСБ.Ф.66.Оп.1.Д.102.Л.108-108об.

113. ЦАФСБ.Ф.6.Оп.1.Д.103.Ч.П.Л.176;РГАСПИ.Ф.65.Оп,1.Д.63.Л.19.

114. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.1.Д.142.Л.2-3.

115. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.49.Л.68.

116. Там же. Д.7.Л.77.

117. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.6.Д.722.Л.139.

118. Из истории ВЧК. С.116-117.

119. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.7.Л.13.

120. Там же. Д.144.Л.1.

121. Там же. Оп.3. Д. 7.Л.70

122. ЦАФСБ.Ф.1.Оп,5.Д.135.Л.81.

123. В.И. Ленин и ВЧК.С.264.

124. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.3,д.50.Л.4-5.

125. Там же.

126. Там же.

127. В.И. Ленин и ВЧК. С.333.

128. Россия нэповская.С.70.

129. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.5.Д.12.Л.101.

130. Там же.Д.206.Л.41-42.

131. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.165.Л.21.

132. ЦАФСБ.Ф.66.Оп.1.Д.90.Л.71

133. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.88.Л.8-8 об.

134. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.4.Д.1288.Л.345-346.

135. Там же.

136. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.159.Л.7.

137. Там же. Д.7.Л.30.

138. Там же. Оп.2.Д.279.Л.31.

139. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.56.Л.53.

140. Там же. Д.305.

141. Постановления Политбюро…С.116,128,134,156.159.176.250.

142. ЦАФСБ. Ф.1.Оп. 2.Д.2.Л. 6.

143. В. И. Ленин и ВЧК. С.57.

144. ЦАФСБ.Ф.66.Оп.1-Т.Д.2.Л.68.

145. Там же. Оп. 1-Т.Д. 95.Л.113-114.

146. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.159.Л.5-6.

147. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.5.Д.1170.Л.20-20об.

148. Там же. Оп.6.Д.38.Л.104-105.

149. ГАСПИНО.Ф.1204.Оп..1.Д.3.Л.129.

150. Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. М., 2003.С.38.

151. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.245.Л.4-5.

152. Там же. Д.70. Л.67.

153. ЦАФСБ.Ф.1. Оп.6. Д.122 Л.49.

154. Там же. Д.117.Л.202.

155. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.402.Л.7.

156. Там же. Л.11.

157. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.6.Д.117.Л.215.

158. РГАСПИ. Ф. 76.Оп.2.Д.90.Л.11.

159. ЦАФСБ.Ф.66.Оп.1-Т.Д.100.Л.5.

160. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.305.Л.8-11.

161. Там же. Л.62.

162. Там же. Оп.2.Д.150.Л.145.

163. Там же. Д.88. Л.13.

164. Там же. Д.11.Л.7.

165. ЦАФСБ.Ф.1.Оп.6.Д.1146.Л.110.

166. Там же. Д.45.Л.158.

167. РГАСПИ.Ф.76.Оп.3.Д.402.Л.68.Л.29-30.

168. Там же. Д.271.Л.1-1об.

169. ЦАФСБ.Ф.66.Оп.1-Т.Д.98.Л.49.

170. РГАСПИ.Ф.76.Оп.2.Д.8.Л.1.

171. Там же. Оп.3.Д.242.

172. Там же. Оп.2.Д.237.Л.22.

Глава 8
Обучение и воспитание чекистов

Прошли те времена, когда мы противопоставляли контрреволюции только беззаветную чекистскую смелость и большевистскую преданность. Теперь к этим ценным качествам необходимо добавить хорошую выучку, образованность, отличное знание своего дела» 1 .

Ф.Э.Дзержинский.


Сложная работа в ВЧК-ОГПУ требовала всесторонней подготовки кадров. Дзержинский, понимая, что одной революционной энергии и энтузиазма недостаточно, поставил задачу повышения квалификации и общеобразовательного уровня каждого сотрудника: «Без знаний, без учебы нашей собственной …без поддержки науки… мы без этого не сможем выполнить той задачи…, которая перед нами поставлена» 2 . «Некультурность и неумение, как исправить зло» Дзержинский считал главными врагами в налаживании всей работы.

В ВЧК-ОГПУ были сотрудники разного уровня подготовки, от высшего образования до начального, среди рядового состава встречалось немало и неграмотных. Поэтому ликвидация неграмотности не была какой-то кратковременной кампанией, а велась постоянно. В губЧК (отделах ГПУ) были созданы кружки и школы, проводились индивидуальные занятия с сотрудниками. Ликвидация неграмотности шла под лозунгами: «Безграмотность – родная сестра разрухи», «Где у неграмотного колос, так у грамотного два».

Здесь уместно отметить, что многие чекисты в процессе работы получали не только практические навыки, но и повышали уровень своей подготовки. Пример в этом подавал их руководитель.

Феликс Дзержинский, уйдя их гимназии в революционное движение, получил свидетельство об окончании 7 классов, в котором среди оценок были «тройки» и две «двойки» (русский и греческий языки). Вполне понятно, что его основной школой была сама жизнь.

Будучи на постах председателя ВЧК-ОГПУ, наркома путей сообщения, председателя ВСНХ, он постоянно учился у своих подчиненных, не стеснялся прямо говорить, что мало знаком с там или иным вопросом и просил оказать ему помощь. Весной 1921 г. после назначения наркомом путей сообщения хорошо знал в большей мере Сибирскую магистраль «по обстоятельствам каторги и ссылки». Поэтому начал с транспортной терминологии, с экономии топлива маневренными паровозами. И уже к осени 1923 г. провел реформу железных дорог да так, что они стали рентабельными. И в 1924 г., став во главе всей промышленности страны, он говорил хозяйственникам: «Я сейчас должен учиться делу и должен учиться этому у вас» 3 . Он рекомендовал хозяйственникам «покончить с остатками комчванства, будто бы нам, коммунистам, море по колено….Я должен сказать, что без знаний, без учебы нашей собственной, без уважения к людям, которые знают,….без поддержки науки, которая именно имеет целью поднять нашу промышленность и подвести научную базу под производственные процессы, мы без этого не сможем выполнить той задачи по поднятию производительности труда» 4 .

Такие люди, как Дзержинский, не могли быть необразованными. Даже не имея полного школьного образования и вузовской подготовки, они во многом превосходили своих соратников, и все потому, что не стояли на месте, их образование дополнялось знаниями, полученными в ходе практической работы.

При обучении чекистов упор делался на специальную подготовку того состава, в котором была большая нужда, с учетом перспективной потребности в кадрах. С этой целью на местах открывались различные школы и курсы. Была значительно улучшена система подготовки частей и подразделений войск ВЧК-ОГПУ на основе изучения опыта Первой мировой и Гражданской войн и произошедших изменений в военном деле. При этом учтено, что на вооружение войск поступили новые винтовки драгунского образца, тяжелые и легкие пулеметы, револьверы-наганы, бинокли, противогазы и др. 5

Обучение велось с учетом специфического предназначения каждого рода войск, отделов и служб различных управлений. В частности, в погранохране командование заботились о постепенном переходе к комбинированной охране границы с учетом топографических условий. Особое внимание заострялось на «придании ей оперативного уклона, на увязку сторожевого охранения границы с осведомительной работой» 6 .

31 декабря 1923 г. Дзержинский писал Менжинскому о важности повышения квалификации сотрудников Экономического управления в связи с борьбой с «ножницами» и резолюцией ЦК по экономическим вопросам путем откомандирования туда лучших работников: «Работа Эконупра должна выявлять все уязвимые места и намечать исправления как текущую работу. А посему необходимо усилить квалификацию личного состава работников Экономического управления. Прошу вызвать т. Кацнельсона и наметить с ним план усиления его» 7 .

Он поддерживал стремление чекистов учиться. В 1923 г. к нему обратился ПП на Северном Кавказе Е.Г. Евдокимов, который «настаивал, чтобы ему дали передышку и что хотел бы учиться». Сейчас через т. Манцева он снова обращается. 12 марта 1923 г. он писал Менжинскому: «Может быть, и надо дать ему эту передышку, отозвав его в Москву, а на его место послав т. Самсонова, если т. Самосонов согласится. М. быть, Вы переговорили бы с т. Манцевым. Я опасаюсь, что если т. Евдокимов все настаивает, а мы упрямимся, чтобы не потерять совсем работника, так как т. Евдокимов по всей вероятности сам чувствует, что такая беспрерывная работа ему уже не по силам» 8 .

9 декабря 1923 г. по инициативе Дзержинского была открыта Высшая пограничная школа ОГПУ. В ней шла подготовка руководящих кадров пограничных войск, сочетавших в одном лице функции военного начальника и руководителя оперативной работой. Штат переменного состава был 200-250 человек. ВПШ не могла полностью удовлетворить потребность войск в кадрах высшего звена, поэтому их подготовка продолжалась и в академиях РККА.

При поддержке Дзержинского с 1918 г. получила дальнейшее развитие и система практикантства. ВЧК рекомендовалось вновь поступавших на службу сотрудников зачислять в резерв назначения для двухнедельных испытаний с прикреплением к одному из опытных чекистов для теоретической и практической подготовки. Практикантами становились рабочие-коммунисты, красноармейцы, начальствующий состав войск, служащие Фельдкорпуса, разведчики, секретные сотрудники, обслуживающий персонал и, как исключение, некоторые беспартийные, «лишь из давно работающих и проверенных сотрудников наших органов».

Важное значение Председателем ВЧК-ОГПУ придавалось профессиональной подготовке в самих отделах, особенно «чекизации начальствующего состава». Она шла, главным образом, по линии учебно-воспитательной работы, переподготовки командного и политического состава через Высшую пограничную школу и соответствующую учебную и практическую боевую работу в частях, а также «втягиванием» его в простейшие виды оперативной работы.

Планы руководителей органов безопасности были еще большими, и Ф.Э. Дзержинский в записке к Г.Г. Ягоде от 25 ноября 1923 г. прямо указал: «мы должны будем постепенно чекизировать и милицию, и уголовный розыск», а в перспективе начать «движение в направлении упразднения Наркомвнутдела и ГПУ и создания Комиссариата охраны революционного порядка». Поэтому первейшее значение стало уделяться специальной (чекистской) подготовке личного состава органов и войск. Больше внимания обращалось на создание необходимых условий для того, чтобы сотрудники хорошо знали жизнь войск, а красноармейцы и командиры – работу чекистских подразделений. Для повышения квалификации личного состав войск и органов было признанно необходимым дать им четкое представление об истории органов и войск безопасности, их функциональных обязанностях, правах и методах работы.

В органах и войсках ВЧК-ОГПУ постоянно совершенствовалась воспитательная работа. Ее содержание по-прежнему обуславливалось местом органов безопасности в советской политической системе, решаемыми задачами, реальной политической обстановкой и политикой правящей партии. Она велась в условиях тяжелого экономического положения страны, политической, юридической и всеобщей неграмотности населения, инерции старых традиций, последствий Первой мировой и Гражданской войн.

Своя, особая во многом среда, сформировала взгляды тех, кто проводил политику построения нового общества. Наиболее характерными для них были не только крайние суждения, но и действия, во многом предопределявшие основные направления воспитательной работы. Она велась не только в новых условиях, но и с людьми, пришедшими к активной политической деятельности в конце 1910-х гг. В большинстве своем они вышли «из вчерашнего рабства», не могли усвоить традиции российской культуры и жили верой в «светлое будущее».

Российская интеллигенция многое сделала для восприятия социализма народами своей страны. Именно она долгие годы боролась за социальную справедливость и равенство против эксплуатации и угнетения, воспитала отвращение к капитализму и буржуазии, придала марксизму характер религиозного верования. Но вчерашний раб, бесправный и неграмотный человек, вызывал у интеллигенции большие опасения, и не случайно А.М. Горький с большим недоверием относился к таким людям: «…недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего» 9 .

«Быть владыкой» была возможность у чекистов, облеченных не только особым доверием, но и властью, в том числе и внесудебной. И чем выше они занимали посты, тем большими правами пользовались. Нельзя не сказать, что это не беспокоило Дзержинского.

Многие приказы и циркуляры, подписанные им, были направлены на ограничение поведения и всевластия чиновников от безопасности, когда злоупотребления или нарушения приобретали нетерпимый характер.

Система воспитания в ВЧК-ОГПУ должна была, с одной стороны, сформировать убежденного сторонника и защитника коммунистической идеологии, «политического бойца», с другой – сделать его «законопослушным» (точнее, «партийнопослушным»). В ВЧК-ОГПУ принимались меры к тому, чтобы вся воспитательная работа велась комплексно, с применением разных форм и методов, была систематической и охватывала весь личный состав. При этом обращалось внимание на учет специфики службы. Например, службу по охране границы мог нести человек, обладавший определенными моральными качествам и физическими данными. Поэтому Дзержинский подчеркивал, что в пограничных частях требуется «особо учитывать качественный состав и моральное состояние красноармейцев». Он обращал внимание и на важность всесторонней подготовки выезжавших за границу, потому что они «обыкновенно не имеют никакого понятия об условиях, в которых и там придется работать, о тех опасностях, которые им угрожают» 10

В сознание сотрудников постоянно внедрялись стереотипы: «солдат партии», «беспартийный большевик», «верный ленинец» и др. «Для большевиков, – писал видный меньшевик А.Н. Потресов, – в их победном умонастроении все было ясно и просто – упрощено их российской удачей. Через крушение капитализма, через Гражданскую войну к новому социальному строю – немедленно и повсеместно» 11 .

Оценки чекистов были всегда категоричны: вот – друг, вот – враг, вот – свой, вот – чужой.

Но самой отличительной особенностью ВЧК-ОГПУ было то, что «личный состав органов безопасности РСФСР, а в дальнейшем СССР, без сомнения, был глубоко предан коммунистическим идеям. И хотя общеобразовательный уровень большей части руководящего, не говоря уже об оперативном составе, был невысок, четкая политическая линия, революционный пафос, чувство исключительности, прививаемое чекистам с первого дня службы, сделали советские органы госбезопасности в течение 10-12 лет одной из самых сильных спецслужб в мире» 12 .

И совершенно правы были те, кто говорил, что «слишком долго они жили и работали чувством, которому ими были отданы лучшие годы в пролетарской революции, чтобы они могли в случае быстрого перехода от одной системы участия партии и вместе тем наших органов, к другой, быстро подравняться и ориентироваться в новой обстановке». Новая экономическая политика, пришедшая на смену «военного коммунизма», повлекла за собой денационализацию многих предприятий и легализацию частного капитала, совершила в умах чекистов какой-то хаотический переворот. Для них было ясно лишь, что партия отступила, буржуазия победила, жертвы Гражданской войны напрасны и т.п. И многие сотрудники чувствовали себя обманутыми и преданными вождями. Такое положение признавал и председатель ВЧК: «Были случаи, когда из партии в связи с нэпом, уходили те, которые дрались с Колчаком и в 17-м были с нами. Некоторые потеряли веру…» 13

Многие коммунисты переживали, видя недостатки и отрицательные стороны, несовершенство аппарата ВЧК-ОГПУ, желали его улучшить. В числе их был и сам Дзержинский. Он беспокоился более всего за «коммунистическую нравственность». Так, ссылаясь на поведение одного из сотрудников, он писал 23 июля 1922 г., что отступление от норм морали становится делом очень серьезным и важным для работы с кадрами 14 22 января 1924 г., в 14 часов, в связи с кончиной В.И. Ленина, Ф.Э.Дзержинский направил полномочным представительствам, губернским отделам ОГПУ, особым и транспортным отделам ОГПУ телеграмму следующего содержания: «Вчера в 7 часов вечера скоропостижно скончался Владимир Ильич, о чем извещает правительственное сообщение. Наши органы должны: первое – мобилизоваться, второе – сохранить полное спокойствие и npeдотвратить панику, не давая для нее повода внешними проявлениями и массовыми арестами, третье – выявлять настроение масс и улиц; четвертое – обратить главное внимание на поведение черносотенцев, монархистов, белогвардейцев; пятое – оказать все[мерное] содействие для поднятия духа армии, шестое – сплотиться вокруг губкома, руководствуясь его указаниями, седьмое – о всем важном держать нас в курсе. 22 января 1924 года. 14 часов» 15 .

Ф.Э. Дзержинский обращал вниманием активизацию работы чекистов-коммунистов. В структуре органов безопасности была развернута широкая сеть первичных партийных организаций, которая способствовала усилению партийного влияния. Если в Красной Армии на июль 1925 г. число коммунистов-военнослужащих составляло 12%, то в погранохране и в войсках ОГПУ на 1 января 1925 г– 15, 6, а вместе с комсомольцами – 22% . В 1926 г. в погранохране и войсках ОГПУ было членов и кандидатов ВКП(б) – 7892 человека(14,69%), членов и кандидатов ВЛКСМ – 6,089 (12,08%). Итого: 26,77%. 16 .

Путем вовлечения каждого коммуниста в общественную работу ставилась задача преодоления имевшихся недостатков в работе организации. Дзержинский рекомендовал через газеты и журналы доводить до личного состава ВЧК-ОГПУ важнейшие правительственные решения, материалы по вопросам воспитания – «Надо идти навстречу пожеланиям редакторов газет и журналов, знакомить их с материалами, представляющими интерес для печати» 17 С учетом низкого общеобразовательного уровня сотрудников были организованы громкие читки партийных документов.

Для чекистов было важно хорошее знание политической обстановки в стране и за рубежом, правильное понимание партийной линии. Исходя из этих соображений, Дзержинский первостепенное значение отводил партийной информации, требуя, чтобы все партийные решения, касающиеся чекистов, были своевременно доведены до них для практического претворения в жизнь: «Резолюцию Пленума ЦК РКП(б) об очередных задачах работы в деревне надо было разослать всем нашим органам с циркулярным письмом и с указаниями, что и как наши органы в этой области должны делать». В другом случае он писал: «При сем циркуляр ЦК и ЦКК, …необходимо его разослать, с тем, чтобы все до единого члена партии на транспорте и в органах ГПУ прочли его и ознакомились с ним» 18 .

Дзержинский нетерпимо относился к несогласованной работе чекистов с партийными комитетами.

15 апреля 1920 г. Дзержинский телеграфирует Пятакову о том, что РКП(б) поручает ему выехать в Челябинск для расследования и принять все меры к успокоению и налаживанию нормальных отношений с губкомом: «Губчека должна работать под контролем и при полной поддержке губкома. Без этого работа губчека не может быть плодотворной» 19 .

В 1921 г. от секретаря Башкирского обкома РКП (б) Викмана и члена ВЦИК Зудова в ЦК РКП поступило письмо Дзержинскому и Сталину, в котором они утверждали, что посланная телеграмма за подписью БашЧК от 17 марта о заговоре ответственных работников Башкирии не соответствует действительности и является результатом паники и непонимания условий работы в Башкирии. 22 апреля 1921 г. Дзержинский отдал распоряжение И.С. Уншлихту: «Ввиду решения об отзыве Каширина, надо его немедленно отозвать, назначив Востотделу (Могилевскому) расследование по обвинению, выдвинутому обкомом» 20 .

Приехавший из Крыма Н.И. Бухарин рассказал Дзержинскому о секретном циркуляре Особого отдела, подписанном Вихманом, в котором предлагалось выбирать на партийную конференцию его сотрудников «для поднятия авторитета». 18 мая 1921 г. Дзержинский в письме к Манцеву указал, что считает издание таких циркуляров делом недопустимым и антипартийным и предлагает Вихмана «немедленно из Крыма убрать, назначив и следствие 21 . Через два дня Манцев сообщил в ВЧК о том, что «Вихман уже откомандирован в распоряжение ВУЧК и должен на днях выехать из Крыма. О сообщаемом Вами меня Крымский областком поставил в известность, причем им постановлено просить ВУЧК об отозвании Вихмана из Крыма и о запрещении ему работать в Чека, занеся об этом в его партийную книжку. Ваше отношение к циркуляру Вихмана вполне разделяю и по приезде Вихмана в Харьков приму соответствующие меры, о таковых уведомлю Вас» 22 .

Дзержинский пресекал всякое нарушение партийной дисциплины. Об этом свидетельствует дело полномочного представителя ГПУ на Северном Кавказе Н.В. Трушина. Как к работнику руководящего звена, к нему и ранее предъявлялись серьезные претензии. Например, начальник секретного отдела ВЧК Т. Самсонов 29 декабря 1921 г. писал: «Ввиду того, что работа по политпартиям является одной из важнейших теперешних функций ВЧК и что тов. Трушин по политпартиям доказал свою несостоятельность,

СО ВЧК просит снять т. Трушина с ПП ВЧК и назначить на его место более толкового и опытного по политпартиям работника». Но по каким-то причинам он не был снят, а более того, повышен в должности, в 1922 г. возглавил ПП ГПУ Юго-Востока России. 2 сентября 1922 г. ЦКК РКП (б) получила от А.А. Холщевникова данные о злоупотреблении Н.В. Трушиным и его подчиненными служебным положением: необоснованные аресты, хищения и растраты денег, продовольствия и др. Ему вменили в вину необоснованный арест супругов Шишковских «без достаточного материала», обвинение их в шпионаже, избиение арестованного Шабалина. Шишковская неоднократно вызывалась в кабинет Трушина «на допрос» и находилась там до утра, затем она была освобождена и ей выделена квартира, где встречи с Трушиным продолжались. Об их сожительстве стало известно всем сотрудникам ПП ОГПУ, да и сам Трушин не скрывал этого, а даже хвастался. Шишковская по заданию Трушина посылалась в Батуми для определения на закордонную работу, но оба раза по распоряжению В.Р. Менжинского возвращалась обратно. Трушин оформил ей паспорт подданной Греции и отправил из Новороссийска в Константинополь. После получения этого заявления началось разбирательство, которое закончилось тем, что Трушина… пожурили. За него вступились А.И. Микоян и К.Е. Ворошилов, говоря о нем, как «о весьма крупном организаторе» 23 .

5 сентября 1922 г. к Дзержинскому приехал С.М. Буденный, который говорил о колоссальных заслугах Трушина «по борьбе с бандитизмом и на спайке с армией, спайке, которой армия его до приезда Трушина не могла добиться». И ни Буденный, ни К.Е. Ворошилов, не видели необходимости снятия Трушина с занимаемой должности. Буденный прямо указал, что «в такой большой работе могли быть и промахи, но это не основание шельмовать такого человека и угрожать выгоном из партии. Т. Буденный усиленно ходатайствует ликвидировать это дело». Дзержинский предложил членам Коллегии запросить мнение секретаря Юго-Востбюро А.И. Микояна, отозвать комиссию и в Москве рассмотреть дело Трушина – «Необходимо принять во внимание мнение Ворошилова, Буденного и действительно большие заслуги т. Трушина» 24 .

Материалы на Трушина были переданы в ГПУ для принятия необходимы мер по его проступкам. Ими занялся следователь Хундадзе, который после ознакомления с документами 17 сентября 1922 г. направил в ЦКК на имя М.Ф. Шкирятова личное письмо. Есть необходимость привести его полностью. «Моя обязанность, -писал он, – Вам это сказать – Ваше дело действовать, как Вы хотите. Напомню только, что простой перечень трушинских безобразий способен поднять бурю на любом рабочем и партийном собрании. В тиши же кабинетов, наоборот, эта отвратительная грязь превращается в обычное чуть ли «приличное» происшествие.

Негодяи, умеющие крепко связаться с «нужными людьми», останутся безнаказанными благодаря этим высоким авторитетным заступникам. А что скажут сотни и тысячи людей, над которыми издевался этот человек всем своим образом жизни, поведением, работой?

Никакой ответственности, уверенность в поддержке «своих людей», полное забвение не только классовых, но и простейших правил честного человека, это с одной стороны, а с другой, сверху форменное покрывательство и «отеческое ворчание» тех, кто должен судить и наказывать их. Такой строй в учебниках называется феодальным. Это даже не буржуазный, потому что в буржуазном государстве каждый представитель правящего класса, осмелившийся так наплевать на интересы своего класса, был бы жестоко покаран.

Надо было Вам сперва знакомиться с материалом, а потом служить его заступником.

И то, что этот вопрос хотят решить без Сольца, лично знающего все дело, решить не запрашивая даже его, это мне дает полную уверенность, что я правильно понимаю и оцениваю эту поспешность. Хундадзе» 25 .

21 сентября 1922 г. Дзержинский в письме Г.Г. Ягоде и В.Д. Фельдману выразил свое возмущение поступком Хундадзе, нарушившим, по его мнению, партийную и служебную дисциплину: «…Хундадзе, следователь ГПУ и как таковой, познакомившись с делом т. Трушина, не имел права выступать с какими бы то ни было частными письмами и делать свою политику, а тем более с таким гнусным письмом, которое должно быть предметом расследования по существу ЦКК на предмет наложения на Хундадзе партийного наказания. По нашей линии прошу немедленно -сегодня же следователя Хундадзе уволить (за недисциплинированность и хулиганство в своем письме) без права поступления на службу в органы ГПУ. Об исполнении сообщите». В тот же день Г.Г. Ягода сообщил Дзержинскому, что следователь «уволен без права поступления в органы ГПУ» 26 .

Учитывая наличие разногласий между руководителями органов безопасности, парткомами и советами по различным вопросам, Дзержинский нацеливал чекистов на их преодоление. Характерным в этом отношении является письмо члену Туркестанского бюро ЦК РКП (б), полномочному представителю ВЧК в Туркестане Я.Х. Петерсу, всем ЧК, политбюро, особым отделам и РТЧК, в котором подчеркивалось, что каждый чекист и все ЧК должны твердо помнить: «Как чека, так и истинный коммунист, заинтересованы (в) создании в Туркестане твердой Советской власти, и в общей работе ЧК должна нести пример не только в смысле порядка, дисциплины, самоотверженного труда, но и выдержки, такта, твердости и вежливости», а задача «приезжающих товарищей должна сводиться не к генеральствованию и стремлению сесть на шею мусульманскому населению, а к тому, чтобы помочь этому населению безболезненно изжить невежество, выбраться из-под влияния мглы и суеверий, в которых его держал капиталистический мир, на свет знания, поднять его до сознания своих собственных сил, чтобы он мог стать у власти», и важнейшими задачами чекистов являются: «помощь мусульманской бедноте, полный контакт с партийными организациями и самое широкое использование опыта работы партийных товарищей…» 27 .

В 1921 г. предметом разбирательства Коллегии ВЧК стало положение в Туркестане. Г.И. Бокий доложил Коллегии о взаимоотношениях Сафарова и Петерса. Вся кампания Сафарова, писал Бокий, «против чекистов оказалась ни на чем не основанной, и расстрелы, утвержденные Петерсом, не имели под собой никакой почвы. В начале января были арестованы Сафаровым чуть ли не все ответственные работники особого отдела Туркфронта по обвинению в пьянстве, причем дело сознательно раздувалось с целью, видимо, очернить работников чекистских учреждений…Естественным выводом из того, что Петерс, как руководитель в самостоятельной области – картельной политике должен быть признан не на месте, тем более, что фактическое руководство этой областью взял в свои руки Сафаров, создавая особые следственные комиссии, практикуя расстрелы, выносимые ТуркЦИКом».

В начале апреля в ВЧК поступило письмо сотрудников Туркестанской ЧК. 9 апреля 1921 г. Дзержинский поручил своим заместителям составить проект ответа через Петерса для подписи секретарем ЦК РКП (б) и председателя ВЧК. «Они, – писал Дзержинский, – в некоторой мере правы – нельзя всегда и всех расстреливать провинившихся. К тем из рабочих и кр.(трудящимся), которые могут исправиться и которые совершили преступление потому, что о них не было никакой заботы – можно и должны быть снисходительнее. Главное, ЧК и губкомы должны поставить сотрудников в такие условия – моральн. и материальн., чтобы они себя чувствовали парт. организацией, связанной с партийн. и рабочими массами. Если к чекистам относятся как к жандармам, это означает, что плоха партия и руководство. Обновить состав необходимо».

В то же время Дзержинский предложил секретариату ЦК РКП (б) послать письмо Я.Х. Петерсу для ознакомления и принятия необходимых мер, «если действительно расстрелы чекистов слишком широко и необдуманно применяются. На такое письмо следует откликнуться – производит впечатление письма людей с наболевшей душой.

Нельзя в самом деле всегда всех провинившихся так наказывать. К тем из рабочих, которые совершили преступление случайно, только потому, что жили в слишком тяжелых условиях, без заботы об их моральн. и матер. положении – без связи и поддержки партии – применять в.м. надо с величайшей осторожностью. И если много преступлений, если на них смотрят, как на жандармов– это значит они все погибнут. Тут надо врачевать ЧK не расстрелами, а действительно более частой сменой, обновлением состава, сближением с партией и заинтересованием самой партии. Если тов. смотрят на них как на жандармов– это смерть ЧК. С этим надо бороться внутри самой партии – и посылать в ЧК не «жандармов», а товарищей, которых партия на каждом шагу поддержит и окажет партдоверие» 28 .

Выполняя распоряжение Дзержинского, И. А. Апетер представил проект письма на имя Полномочного Представителя ВЧК в Туркестанской области Я. Х. Петерса, но проект был признан неудовлетворительным, и в конце апреля новое письмо было направлено в секретариат ЦК РКП (б).

Оргбюро ЦК РКП (б) обсудило вопрос «О незаконных действиях т. Сафарова в Туркестане» и постановило: «Ввиду наличия Полномочного Представителя ВЧК члена Туркбюро т. Петерса, член Турк-бюро т. Сафаров не имеет права помимо Петерса делать какие бы то ни было организационные или оперативные распоряжения как по охране границ так и по линии ЧК и Особым Отделам. Все аресты и применение каких-либо мер наказания, произведенные т. Сафаровым по его инициативе помимо т. Петерса или его заместителя, являются незаконными. По поводу незаконных действий т. Сафарова т. Петерсу произвести расследование и представить материал ВЧК для представления его в ЦК РКП» 29 .

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся , при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Обсуждение

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

Здравствуйте, Лариса111!
Очень хочу вашу статью, у меня сын страдает дисграфией, в школе совсем закидали двойками и просвета не видно.

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД "Литера", "ГНОМ И Д" и др.
"Юным умникам и умницам" О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) - тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

Не могу сказать что "разделалась" с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, "подтягивать", тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик... На основе своего опыта(я- просто мама, не специалист, опыт - только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

Чтобы победить дисграфию нужно много времени, много терпения, упражнения на тренировку орфографической зоркости и фонематического слуха.

09.10.2012 11:34:00, Лариса111

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать - это развивает зрительную память.

Извините, не правильно оценила полезность. Ткнула нечаянно в одно яблоко, а хотела 5. Статья полезная, вселяет надежду.

А мы и с логопедом занимались и правила знает от и до, А писать не может. Нам 13 лет, не знаю, что и делать - слезы....

А если уже поздно- и ребенок в третьем классе пропускает слоги- опять идти к логопеду, что делать деткам которые уже школьники? есть общие рекомендации? больше читать?

Комментировать статью "Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками"

Пишет... господи Боже мой! Это не "плохо", это ужас кошмарный! Ошибка на ошибке, причем самые элементарные... Могу ответить как мать ребенка, у которого к середине 2-ого класса "вдруг" появилась жуткая дисграфия. В 1-ом классе ребенок писал очень медленно, буква за...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Занимаясь лечением простуды у ребенка, мамы могут сталкиваться с ошибочными рекомендациями, которые не только не помогут малышу выздороветь, а порой даже являются опасными для его здоровья. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные ошибки и заблуждения в лечении респираторных инфекций у детей. «Температуру необходимо срочно сбивать» Повышение температуры тела - это защитная реакция детского организма, целью которой является уничтожение инфекции. Сбивая температуру уже при...

Это видео перевернет ваши представления о происхождении школьных проблем и катастрофической безграмотности российской молодежи. Родители, коллеги, обязательно досмотрите до конца! Статистика, приведенная в исследовании, такова: Только 30% выпускников 11 класса умеет читать. Под чтением подразумевается способность понимать прочитанное. То есть 70% детей заканчивают школу, не умея осмысливать прочитанный текст. В конце лекции приведен короткий тест. Вы узнаете, как современные школьные методики...

Дислексия есть только в том обществе, где есть письменность. Нет письменности – нет дислексии. Дислексия в широком понимании - это стойкая избирательная неспособность к обучению. Но отечественная логопедия, к сожалению, смотрит на дислексию узко – как на неспособность читать. Все отечественные методики коррекции дислексии исходят из несформированности у ребенка высших психических функций, языковых навыков, фонематического слуха м т.п., пытаются эти функции формировать, и даже иногда...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей ". Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Кто с ЭТИМ сталкивался, знает СКОЛЬКО проблем возникает по всем предметам в школе и КАК их тяжело решить. Проблем целая КУЧА, с ЧЕГО? начинать и КАК?. Эти вопросы меня очень мучили, года 2 назад, когда мой киндер был во 2 классе. Очень медленно читал, списывал слова по 3 ошибки в слове, не выговаривал как минимум 9 согласных букв. Молочные зубы выпали, а постоянные "задержались" на ЦЕЛЫЙ УЧЕБНЫЙ год, т.е. "вылезли аж летом. Если интересна история моей войны с дисграфией загляните в мой...

Умные мысли, чтобы не терялись, решила записывать в ДНЕВНИК. И из заграничных статей по теме "Дисграфия и дислексия" тоже умные мысли туда же (как белка в дупло), может умное что-нибудь подскажут. [ссылка-1]

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Мой сын - апрельский,сейчас в 4-ом классе. Невнимательность, плохая память. В школе его интересуют ТОЛЬКО друзья, уроки (домашка) на каком-то последнем месте, после игр и развлечений с друзьями, компьютером. Боремся с дисграфией (1-2 класс- ЭТО был КОШМАР и УЖАС) сейчас уже легче. Но, в конце 4-го "Гос. итоговая аттестация"по языку, чтению, математике, нужно готовить его и морально и знания, навыки "копить", тренировать, проверять. Работы еще много.

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. У логопеда отвечает идеально, но как начнет писать... Ошибки классические для дисграфиков: Напотолке висит льйустра, катонок играет клупком, Вова тарит цветы.

У сына 9 лет подозревают дисграфию. Кто-нибудь сталкивался с этой проблемой? Какие есть упражнения?

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Дисграфия излечима?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Можно научиться с дислексией и дисграфией писать и читать (особыми методами), и даже Пропуск буквы считается ошибкой, зеркальное написание - тоже, по-моему, что ж дочке - двоечницей быть?

Тема: Хлеб всему голова
Цель: Воспитывать у учащихся чувство ува¬жения к труду и бережное отношение к хлебу.

Задачи: Способствовать отстаивать свою точку зре¬ния.
Развивать умение вести дискуссию.

Оснащение: плакаты с пословицами о хлебе:
- худ обед, коль хлеба нет.
- не надо хвалиться, коль, не знаешь, как хлеб родится.
- радуйся хлебу не на корню, а в амбаре
- всходы – еще не хлеб
- ржаной хлебушко – калачу дедушка
- хлеб - от земли, сила – от хлеба.
- У безграмотного – колос, а у грамотного – пять.
Стенгазета под званием «Советы домохозяйке»
(что можно приготавливать из черствого хлеба), организовывать небольшую экспозицию «Разнообразие хлебобулочных изделий»

ТСО: экран, мультимедийный проектор, магнитофон, ноутбук.

Педагог: Нет, кажется человека, который пренебрегал хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений: румяный, пышущий солнечной и земной энергией, сгустками страстей, бед и радости человека.
А как мы, в самом деле, относимся к хлебу? Любовно? Бе-режно? Или может быть, оттого, что он нам сейчас легко дается – не очень? Забежишь в булочную и через минуту выхо-дишь с хлебом…
Мне лично становится больно, когда вижу, как много выбра-сывается недоеденных, позеленевших от плесени кусочков хлеба. Тем более что речь - то идет о первейшем продукте русского человека…
А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает не-ряш¬ливости, плохого к себе отношения. И еще иногда гово¬рят так: «В качестве нашего хлеба – качество всей нашей жизни».
Ведущий: Поговорим мы сегодня о хлебе
О хлебе:
О родном, неразлучном
И так без конца.
Все о том, о насущном.

«Нет в мире лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет луч¬шего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем за¬пах свежеиспеченного хлеба…» - гласит народная мудрость.
Он пахнет полем, пахнет утром ранним.
В нем рук тепло, забота строгих глаз.
Он входит в дом в сквозь годы испытаний,
Не зачерствев, как кое – кто из нас.

1 учащийся: Помню, в детстве бабушка по утрам опускалась на колени и шептала одну и ту же молитву: «Хлеб наш насу-щный, даждь нам днесь и остави нам долги наши…»
Шла война. У нас не было хлеба. Мы собирали обронен¬ные ржаные колоски в поле, мать ставила в печь маленький, с тарелку, хлебец. Мы ребятишки сидели ждали: когда же? Во-ображение рисует: вот мать достала хлебец, разломила и вдруг заплакала от радости.…Не пережившим такие дни трудно объяснить, что такое хлеб и что не ничего вкуснее простого черного хлеба.

2 учащийся: Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон!
С детских лет горячим хлебом я заворожен,
Собирал и я колосья, и снопы взял.
Но в стихах еще об этом я не рассказал.
С переметною сумою, потупляя взор…
Я бродил в полях осенних по ущельям гор…
А, теперь едва проснувшись,
В доме городском:
«Хлеб горячий, хлеб горячий!» – слышу за углом.
Это бедных лет привычка иль святой закон?
Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон!

Ведущий: Возможно, минули тысячелетия, прежде чем кто-то догадался смолоть зерно в муку и испечь лепешку. Из летописей, из рисунков на стенках пещер можно узнать, что вкус человек познал очень давно.
О хлебопечении говорится в мифах и поэмах Древней Гре-ции. Вот строки Гомера: «Жирные холмы и долины покрыты пшеницей и ячменем». А историк Геродот 2005 лет назад пи¬сал, что вся земли по Днепру до реки Танаис (Дон) была за¬нята скифами, которые сеют хлеб не только для снеди, но и для продажи. От скифов мастерство земледелия перешло к славя-нам…
Наша основная культура- пшеница. Это удивительное рас-тение: оно не считается с широтами и меридианами, вы-зревает у полярного круга и в Африке, на плоскогорьях Гима-лаев и ниже уровня моря - в При Каспии.

3 учащийся: Ее предистоки затерялись в седой
Непроглядной дали.
Мы не знаем, где жил
Наш прапращур далекий.
Первый пахарь
Кормилицы нашей Земли.
Скрыта доля его за семью облаками.
За хребтами веков, что стоят как стена.
Над античными,
В пене морской черепками
Древнегреческих амфор - хранилищ зерна.
Нам неведома тайна явленья народу
Первых сходов пшеницы в студеной росе,
Как они добивались, в какую погоду.
На каких контингентах, в какой полосе.
На каком языке?
В чьей эпохе?
В чьем веке? Кем придумана формула- «Хлеба».

Ведущий: «На торце деревце животы наши качаются»- гово-рит о пшенице народная мудрость. Пшеница - самая распро-страненное культурное растение на земле. Что же означает это привычное для нас слово – пшеница. В толковом словаре В.И Даль пишет «Пшеница, женского рода пшеница, пахать». Слово «пшеница» происходит от слова «пахать»

4 учащийся: Хлебный поток.
В целом мире,
Если посмотреть со вех сторон-
Нету беспокойней и шире,
Жарче и бессоннее чем он
Тишина теперь на каждом стане
Ну, а руки… руки все гудят,
Что ж,
Сказать по-чешски, люди
Испокон нелегкий хлеб едят!
Сколько кто сочтет! - поклонов тяжких
Отобьют они своей земле.
Прежде чем он, теплый и хрустящий,
Караваем ляжет на стол!

Звучит песня «Вкус Хлеба»

5 учащийся: Занималась над землею заря. По рассветному тихими и прохладными были улицы городов.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких – то пять минут осталось.
Звучит музыка «Вставай страна огромная»
Вероломно, без объявления войны, фашистские полчища вторглись на нашу землю. Горели хлеба. Кричали младенцы на груди умирающих матерей. 900 дней мук, слез, горестей, смер-тей, надежд, тревог, труда и борьбы вынесли ленинградцы.

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!
(Монтаж уходит)

Ведущий: Ленинград упорно сопротивлялся. В сентябре 1941г. в городе выдавали 250 г. хлеба на рабочего, на ребенка-125 г..
«Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…»
Не ленинградцы жили, творили, дерзал, дрались за жизнь, за победу. Торжеством жизни стала ледовая ладожская трасса, действовавшая в течение 125 дней!
Дорогой жизни шел к нам хлеб.
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостнее дороги.

Ведущий: Торжеством жизни был подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства, 14ослабевших от голода со-трудников не уходили со своего поста, охраняя от сырости, мороза, крыс, тысячи образцов зерновых культур. Из них14 со-трудников института в живых осталось пять. Они верили, что родной стране после войны нужны, будут коллекции, ко¬торые они спасли, жертвуя собственной жизнью.
Война кончилась, и на основе спасенной коллекции были соз¬даны лучшие послевоенные сорта пшеницы.
Пахнет хлебом и солнцем, и землей.
И слезой, и ветром и грозой.
Сколько в нем заботы и труда.
Сколько людям он несет добра.

О целине «звучит музыка и едут новоселы»
Ведущий 2: В дни поднятия целины в Казахстане хлеб объеди-нил более 80 наций. Целину поднимала вся страна. История развития нашего учебного заведения связано с целиной. С ок-тября 1954 года наша профессиональная школа стала лабора-торией подготовки рабочих кадров для сельского хозяйства и имеет непосредственное отношение к профессии хлебороба.

Вашему вниманию представляется выступление команды
«Аг¬рарий»

Учащийся 1: Бывают в жизни людей часы и минуты, когда Ро-дина становится конкретным и точным понятием.
Недалеко от пшеничного поля кто – то бросил окурок. Ве-тер схватил его и швырнул на поле. Вспыхнуло пламя и подня-лась огненная стена.
Обожгло и руки и глаза.
И зерно, как черная слеза.
Я сражался яростно с огнем,
Был тот день моим последним днем.

Ведущий: Задумывались ли мы: «В чем ценность хлеба»?
Мало зернышко - грамма не весит. А взрастить его всенарод¬ные силы нужны. Семена, машины, удобрения, элеваторы, мельницы, пекарни, магазины. И по мере долгого пути и превращения «пашня» - колос – зерно – мука - булка» стоимость хлеба все возрастает.
Есть и еще одно качества хлеба: именно хлебом, умением дорожить и делиться им выверяется душевная щедрость че-ловека. И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную ми-нуту не имеет себе равных по вкусу.

Учащийся 2: С хлебом человек –
Богатырь из века в век.
Хлеб душистый, пропеченный
С хрупкой спинкой золоченной.
Нам привычен и знаком,
К нам заходит в каждый дом,
Не везде дружок на свете
Хлеб едят досыта дети.

Ведущий: К хлебу всегда относились, как к Божьему благосло-вению. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом – грехом…
Крошки хлеба не пропало за трапезой. И как бы ни было мало дите, если бросит крошку, старший непременно проучит – стукнет деревянной ложкой по лбу провинившегося.

Ведущий 2: Как только не величали хлеб! И первой едой и священной пищей и кормильцем народным и теплом Христовым и даже причащения. А еще его вполне можно назвать добрым волшебником. В самом деле, он и печь – тоску развеет, и нечисть прогонит, хворого на ноги поднимет и любовью сохра-нит. Не замечали за любыми бородинскими таких подвигов?
Да, вы наверное просто «Хлебных» примет не знаете: Ка-кая свадьба без баяна, то есть нашего душистого, ароматного героя? И по сей день молодых встречают хлебом - солью на мир и лад в новоявленной семье. Невеста переступает порог дома, мать переломает над ее головой свежую булку. Этот ритуал призван принести молодым супругам счастье. А достаток в дом, по поверьям, придет вместе с другим обрядом: когда жениха и невесту после венчания обсыпают зерном. Мать собирая сына на войну пекла специально хлеб, заговаривала его молитвой и он был оберег солдату.
К сожалению, немногие из ритуалов дожили до наших дней. А жаль. Ведь в них по крупицам собрана сама мудрость народная. Но досаднее всего другое: хлеб перестал быть глав-ной ценностью. Сегодня многие не считают зазорным выбро-сить на помойку целые буханки и батоны… Странно - почему-то люди при этом все время спрашивают: «Что ж мы так плохо живем, за что нам такое?».

«Не греши».
Мальчишке было десять лет,
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути груженую песком
Он встретил пятитонку.
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Он если б дал мальчик тот
О зернышке – о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди.
О том, что знается страна:
Пусть от озимой травки,
Пусть от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтогрудых.
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых
И что он много испытал.
Хоть очень свеж и молод.
Что он на солнышке лежал
И в жерновах помолот.
В пекарне на дрожжах бродил.
Прошел огонь и воду. А уж потом в дома входил.
Чтоб пищей стать народу
А вот сбирал бы паренек.
Колосья меж стогами
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь, сыновья
Свои или чужие:
Отчизна, Хлеб. Любовь. Семья.
Понятие святые.

Звучит песня «Меніњ Казахстањым»