23.09.2019

Две торговые точки как платить торговый сбор. Кто может не платить торговый сбор? Кому не надо платить


Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.

Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе .
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.

В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).

Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор , очевиден: в местный бюджет.

ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье .

Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.

Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале .

Как оплатить торговый сбор в 2016-2017 годах?

Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье .

Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.

Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.

Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале .

Итоги

Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.

С каких спорных видов деятельности надо платить торговый сбор, а с каких - нет? Можно ли уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор без ограничения в 50%? Что будет, если подать уведомление по торговому сбору с опозданием или вовсе не отправить его?

С 1 июля 2015 года на территории г. Москвы введен . И несмотря на то что новому сбору посвящены отдельная глава 33 НК РФ и Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее — Закон № 62), пока с его уплатой не все так гладко. У столичных компаний и предпринимателей постоянно возникают вопросы, связанные с обязанностью платить торговый сбор. Чтобы как-то помочь торговцам, специалисты из Минфина России выпустили сразу несколько писем со своими разъяснениями. Для вашего удобства мы объединили комментарии чиновников в этом материале.

Для начала отметим, что в этом году торговый сбор ввели только в Москве (Закон № 62). Поэтому в первую очередь статья будет интересна . Власти Санкт-Петербурга и Севастополя вводить новый сбор не стали. А другие регионы России смогут ввести его только после того, как примут отдельный федеральный закон (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Пока такого закона нет. Но разъяснения могут пригодиться вам в будущем. Ниже рассмотрим вопросы, ответы на которые не были однозначно известны.

С каких спорных видов деятельности надо платить торговый сбор, а с каких — нет

Не все виды деятельности сразу позволяют понять, нужно платить новый сбор или нет. Есть некоторые спорные разновидности бизнеса, осуществляя которые трудно определиться с необходимостью уплаты сбора. Разберем самые распространенные ситуации.

Ситуация № 1 . Предприниматель продает продукцию собственного производства . Торговля — это не всегда перепродажа ранее . Некоторые бизнесмены реализуют продукцию, которую сами и произвели. Нужно ли в таком случае платить торговый сбор? По мнению специалистов Минфина России, здесь все будет зависеть от того, где вы продаете свою продукцию (письма от 15.07.2015 № 03-11-10/40730 и от 27.07.2015 № 03-11-09/43208). Так, если для продажи товаров вы используете торговый объект (движимый или недвижимый), то сбор вам придется заплатить в бюджет (ст. 413 НК РФ). Например, объектом осуществления торговли может быть стационарный объект с торговым залом — магазин, павильон, а также без зала — киоск, палатка. Или нестационарный объект — автолавка, автоприцеп. Соответственно, если вы, допустим, торгуете товарами собственного производства через магазин, нужно заплатить торговый сбор.

Примечание. Платить торговый сбор при реализации продукции собственного производства обязаны только те предприниматели, которые занимаются торговлей через торговые объекты. Например, через магазины, киоски, лотки.

Если же для реализации собственной продукции вы не используете торговые объекты, торговый сбор платить не нужно.

Ситуация № 2 . Коммерсант заключает договор купли-продажи товаров в офисе . В настоящее время многие продавцы экономят на помещениях для торговли. Поэтому реализацию товаров осуществляют прямо в офисе. Выглядеть это может примерно следующим образом. Человек выбирает товар на интернет-сайте и заказывает его. После чего сам приезжает забирать товар в помещение продавца. Так вот, в данном случае необходимость уплаты сбора будет зависеть от того, как именно выглядит ваш офис изнутри (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730). Если это обычный офис, где стоит стол, стул, компьютер, принтер и прочие канцелярские принадлежности, платить торговый сбор не придется.

Бывает же, что офисом называют довольно обширное помещение, которое имеет все признаки торгового объекта. В частности, в нем есть витрины с дополнительными товарами, проходы для покупателей и места их обслуживания — кассы или терминалы для выбора продукции (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). При реализации товаров в подобном «офисе» торговый сбор следует заплатить.

Ситуация № 3 . Проданный товар доставляет курьер или почта . В этой ситуации для целей уплаты сбора важно то, как осуществляется доставка. Если товар доставляется из торгового объекта, то есть из помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, прохода и обслуживания покупателей, проведения с ними расчетов, то перечислять сбор следует (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Если названных признаков у вашего объекта нет, такой бизнес будет признаваться торговлей путем отпуска товаров со склада. А торговля со склада на территории г. Москвы торговым сбором не облагается. Поскольку ставки сбора для торговли со склада в столице не установлены. Следовательно, осуществляя торговую деятельность со склада, перечислять торговый сбор вам не надо (письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15).

Примечание. Если курьер доставляет покупателю товар со склада на территории г. Москвы, платить торговый сбор не нужно.

Ситуация № 4 . Бизнесмен оказывает бытовые услуги и продает сопутствующие товары . Довольно часто предприниматели, помимо оказания бытовых услуг, продают по ним сопутствующие товары. Например, салоны красоты и парикмахерские предлагают клиентам купить различные средства по уходу за волосами. А мастерские по ремонту обуви — кремы и щетки для различных видов материалов, из которых эта обувь произведена. Если у вас такой бизнес, то платить торговый сбор не нужно. Об этом сообщил Минфин России в своем письме от 27.07.2015 № 03-11-09/42966.

Однако мы советуем не перечислять сбор только в том случае, если ваши услуги соответствуют тем, что поименованы в пункте 3 статьи 3 Закона № 62. Поскольку в Москве установлены дополнительные условия для освобождения бизнесменов, занимающихся бытовыми услугами, от торгового сбора. В частности, не платить сбор могут парикмахерские, салоны красоты, химчистки, мастерские по ремонту обуви, часов и пр. При этом они должны торговать через объект без зала или с залом площадью менее 100 кв. м. А площадь, занятая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, должна составлять не больше 10% площади самого объекта. Когда отмеченные условия не выполняются, то безопаснее сбор заплатить. Или же выясните позицию вашей ИФНС по данному вопросу, отправив официальный запрос.

Если же вы только оказываете бытовые услуги, а товары при этом не продаете, то платить торговый сбор вам не нужно. Поскольку бытовые услуги не являются торговлей, это услуги. А в отношении бытовых услуг сбор не введен. Следовательно, уплачивать его не нужно. Согласны с этим и чиновники из Департамента экономической политики и развития г. Москвы в письме от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15.

Можно ли уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор без ограничения в 50%

Коммерсанты на УСН с объектом доходы вправе поставить торговый сбор в вычет по единому налогу наравне со страховыми взносами и больничными пособиями (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Разница заключается лишь в следующем. На уплаченные взносы и выплаченные пособия вы можете уменьшить «упрощенный» налог только наполовину. То есть на 50% (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

А вот в отношении торгового сбора подобных ограничений не установлено. Поэтому учесть уплаченную сумму сбора в расчете «упрощенного» налога с доходов вы можете в дополнение к страховым взносам и пособиям, но без 50-процентного лимита (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Получается, что, если уплаченная сумма сбора значительна, единый налог по УСН можно уменьшить вплоть до нуля. На это указал Минфин России в письме от 15.07.2015 № 03-11-10/40730.

Единственное условие, которое вам нужно соблюсти для уменьшения налога по УСН на торговый сбор, — подать в ИФНС уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора (подробнее об этом — чуть ниже).

Если же вы работаете с объектом доходы минус расходы, то всю сумму сбора вы можете поставить в затраты при УСН (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Что будет, если подать уведомление по торговому сбору с опозданием или вовсе не отправить его

По общему правилу, чтобы платить торговый сбор, вы должны встать на учет в ИФНС в качестве плательщика этого сбора в течение пяти рабочих дней после того, как начали вести торговлю. Для этого в ИФНС надо подать уведомление по форме № ТС-1, утвержденной приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249 (п. 2 ст. 416 НК РФ). Если же вы уже торговали на момент введения сбора (1 июля), то подать соответствующее уведомление вы должны были до 7 июля включительно (п. 1 и 2 ст. 416 НК РФ, письмо ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229).

Так вот, если такое уведомление не подать, налоговики могут приравнять ваше бездействие к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе (абз. 2 п. 2 ст. 416 НК РФ). И за нарушение могут начислить штраф. Его размер — 10% от доходов, полученных за период, пока вы работали без постановки на учет, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). После чего вас поставят на учет в качестве плательщика сбора принудительно и платить сбор вам все равно придется. Но учесть перечисленную сумму торгового сбора при расчете налогов вы будете не вправе (абз. 2 п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Поскольку списать сбор можно, только если в ИФНС было подано уведомление о постановке на соответствующий учет.

А вот за нарушение срока подачи уведомления о постановке на учет никаких санкций не предусмотрено. То есть если вы не уложились в пять рабочих дней с момента начала ведения торговли или если и после 7 июля уведомление не отправили, подавайте его сейчас. Это не лишит вас возможности уменьшить единый налог на уплаченный торговый сбор. Такой вывод сделали сотрудники ФНС России в пункте 6.2 письма от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229. Главное, успеть подать уведомление до того, как вас принудительно поставят на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Сентябрь 2015 г.

Гусарова Юлия Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - Торговый сбор

В соответствии с гл. 33 НК РФ, введённой в действие Федеральным законом №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года, на территории городов, которые имеют федеральное значение, предусматривается возможность установления торгового сбора.

Торговый сбор относится к местному обязательному взносу, который взимается на территории трёх городов - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Дата начала действия торгового сбора - 1 июля 2015 года. В границах других городов установление торгового сбора возможно только в соответствии с отдельным (специальным) федеральным законом.

Торговый сбор - это обязательный ежеквартальный платёж, плательщиками которого являются организации и индивидуальные предприниматели, работающие на ОСНО или УСН .

Виды деятельности, которые облагаются торговым сбором, исключают использование ЕНВД.

Налогоплательщикам на ЕСХН и предпринимателям, которые применяют патентную систему, предоставлено освобождение от уплаты торгового сбора в соответствии с п.2 ст.411 НК РФ.

Федеральным законом №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года не регламентируется конкретный перечень товаров, которые подпадают под торговый сбор. Другими словами, сбор взимается с любых товаров, относящихся к видам торговли, к которым применяется торговый сбор.

Какие виды торговли облагаются торговым сбором?

Статья 413 НК РФ вводит обязанность уплачивать торговый сбор в отношении следующих видов торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, которые не имеют торговых залов (кроме АЗС);
  • через объекты нестационарной торговой сети;
  • через объекты стационарной торговой сети, которые имеют торговые залы;
  • посредством отпуска товаров со склада.

Кроме того, деятельность по организации розничных рынков также считается торговой деятельностью.

Основание для возникновения обязательства по уплате торгового сбора

С юридической точки зрения обязанность по уплате торгового сбора не возникает по факту ведения соответствующего вида торговли. Не возникает она и при получении дохода от такой торговой деятельности. Основанием для уплаты торгового сбора является фактическое использование объекта осуществления торговли.

Речь идет о:

  • здании, сооружении, помещении, стационарном или нестационарном торговом объекте или торговой точке, которые используются для осуществления торговой деятельности;
  • объекте недвижимого имущества, который использован управляющей рынком компанией для организации розничного рынка.

Обязанность по уплате торгового сбора возникает у организации или индивидуального предпринимателя уже после одного использования объекта осуществления торговли в течение квартала (основание: ст.412 НК РФ). Причём неважно, является ли магазин или торговый павильон собственностью ООО или ИП, либо же арендуется.

Расчёт торгового сбора

Расчёт суммы торгового сбора осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно в отношении каждого объекта торговли по формуле:
ТС = Ст х Ф,
где Ст - ставка сбора;
Ф - фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли.

Величина ставки сбора может законодательно устанавливаться властями городов федерального значения в рублях в расчёте на объект или площадь объекта осуществления торговли.

Уплачивать сборы необходимо до 25 числа месяца, который следует за периодом обложения (кварталом).

На основании ст.415 НК РФ власти городов федерального значения имеют право на изменение ставок торговых сборов, а именно:

  • установление разных ставок, которые действуют в различных районах города и для различных объектов торговли;
  • снижение ставки сбора вплоть от нулевого уровня.

Суммы торгового сбора в Москве

На территории Москвы торговый сбор взимается по ставке 200 рублей в год за 1 кв. метр для объектов торговли. Эта ставка применяется к объектам торговли, площадь которых превышает 50 кв. метров.

Объекты стационарной торговли, которые имеют площадь 50 кв. метров или менее, облагаются в границах Москвы годовым торговым сбором:

  • на территории ЦАО в размере 240 тыс. рублей;
  • на территории Новой Москвы (за пределами МКАД) в размере 84 тыс. рублей.

Объекты стационарной торговли, которые имеют площадь более 50 кв. метров, облагаются на территории Москвы годовыми суммами торгового сбора, указанными выше, к которым добавляются сборы из расчета 200 рублей за каждый кв. метр площади, превышающей 50 кв. метров.

Объекты стационарной и нестационарной торговли, которые не оборудованы торговым залом, облагаются в границах Москвы годовым торговым сбором:

  • на территории ЦАО в размере 162 тыс. рублей;
  • на территории остальных округов (в пределах МКАД) в размере 120 тыс. рублей;
  • на территории Новой Москвы (за пределами МКАД) в размере 113,4 тыс. рублей.

Как встать на учёт для уплаты торгового сбора

У организаций и индивидуальных предпринимателей, которые попадают в категорию плательщиков торгового сбора, появляется обязанность зарегистрироваться в налоговом органе в статусе плательщиков сбора. Как это сделать? Необходимо подать на бумажном носителе или в электронном виде (применяя телекоммуникационные каналы связи и используя усиленную квалифицированную электронную подпись) уведомление о постановке на учёт ИП или ООО в качестве плательщика торгового сбора по форме ТС-1.

Постановка на учёт в качестве плательщика сбора является очень важной процедурой. Если ООО и ИП не уведомляют о своем статусе плательщика торгового сбора, то налоговый орган приравнивает их к тем, кто осуществляет свою деятельность без постановки на налоговый учёт.

В этом случае индивидуальных предпринимателей и организации ждёт штраф, который составляет 10% величины доходов (но не меньше 40 тыс. рублей), которые получены от такой незаконной деятельности. Кроме того, должностные лица могут быть подвергнуты административному штрафу в размере до 3 тыс. рублей на основании ст. 15.3 КоАП РФ.

Ещё один нюанс: налогоплательщик, который не подал уведомление, лишается права уменьшить налоговую нагрузку на величину торгового сбора. Такой запрет в прямой форме содержит текст Федерального закона №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года.

Как торговый сбор отразится на налоговой нагрузке?

При уплате торгового сбора индивидуальные предприниматели могут снизить налоговую нагрузку на УСН и размер НДФЛ. Организации также имеют возможность сократить налоговую нагрузку на УСН и при уплате налога на прибыль.

Торговый сбор и НДФЛ. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем торговой деятельности по месту регистрации он имеет право снизить размер НДФЛ за отчётный налоговый период в размере всей суммы налогового сбора, который был уплачен в течение налогового периода (основание: п.5 ст. 225 НК РФ).

Если индивидуальный предприниматель состоит на учёте в одном городе, а торговая деятельность и уплата торгового сбора осуществляются им в другом городе, такой предприниматель лишается права на уменьшение НДФЛ в размере уплаченного торгового сбора.

Торговый сбор на УСН. При ведении деятельности на УСН у организаций и индивидуальных предпринимателей имеется право уменьшать величину единого налога на сумму торгового сбора, который уплачен в отчётном налоговом периоде.

При этом должно соблюдаться условие: зачисление единого налога производится в бюджет города, на территории которого действует торговый сбор (основание: п.8 ст.346.21 НК РФ).

В случае наличия обособленных подразделений уплату УСН осуществляет головная организация. Поэтому ключевым фактором при снижении величины единого налога на сумму торгового сбора является наличие на территории города федерального значения именно головной организации.

Торговый сбор и налог на прибыль. При ведении деятельности на ОСНО организации получают право уменьшить размеры авансовых платежей по налогу на прибыль на величину торгового сбора, фактически уплаченного на дату уплаты налога с начала налогового периода.

Здесь также должно соблюдаться условие: зачисление налога на прибыль производится в бюджет города, на территории которого действует торговый сбор (основание: п.10 ст.286 НК РФ).

Важно отметить, что в случае наличия обособленных подразделений налог на прибыль уплачивается по месту их нахождения. Другими словами, такие организации, работающие на ОСНО, смогут (в отличие от УСН) гарантированно уменьшить размер налога на прибыль на величину торгового сбора.

Самый простой способ расчёта и уплаты торгового сбора

Для того чтобы рассчитывать и уплачивать торговый сбор вовремя и в полном объеме, нужно сделать только одно: обратиться к услугам интернет-бухгалтерии «Моё дело». Среди огромного количества инструментов, которые необходимы бухгалтеру в повседневной работе и в период сдачи отчётности, есть замечательный сервис расчёта торгового сбора.

Теперь Вам не придется каждый раз обращаться за консультациями по поводу порядка расчёта и уплаты торгового сбора. Благодаря интернет-бухгалтерии «Моё дело» Вы всегда будете точно знать, когда и сколько Вам необходимо заплатить.

В системе Вам всегда доступны бланки уведомления о постановке на учёт (форма ТС-1) и снятии с учёта (форма ТС-2) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора.

Торговый сбор - это просто, ведь теперь Вам помогает интернет-бухгалтерия ! Прямо сейчас пройдите простую регистрацию, чтобы работать с учётом сегодняшних реалий!

В 2015 году в Налоговом кодексе появился новый платеж для предпринимателей и организаций, которые занимаются розничной, оптовой и мелкооптовой торговлей. В Москве он начинает действовать 1 июля 2015 года. Другие города будут принимать решение о вводе торгового сбора позже. Расскажем, в чем суть нововведения и что нужно сделать москвичам прямо сейчас.

Кто платит

Торговый сбор регулирует глава 33 Налогового кодекса и нормативные акты органов местного самоуправления и городов федерального значения. Для Москвы это Закон № 62 «О торговом сборе» от 17 декабря 2014 г . Торговый сбор платят компании и ИП, которые торгуют:

  • через стационарные объекты торговой сети без торговых залов (кроме автозаправочных станций);
  • через объекты нестационарной торговой сети;
  • через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
  • со склада. В Москве продажи со склада не облагаются торговым сбором, потому что они не перечислены в законе;
  • на розничных рынках. В Москве торговля на ярмарках и розничных рынках освобождена от торгового сбора по льготе;

Льгота в Москве распространяется на торговлю через автоматы, на почте и в госучреждениях. Льготники сбор не платят, но на учет встают.

Кто не платит

Налогового кодекса освобождает от уплаты торгового сбора:

  • ИП на патентной системе налогообложения;
  • налогоплательщиков на ЕСХН.

Кому и что нужно сделать до 7 июля 2015 года

Если вы уже сейчас ведете деятельность, которая облагается торговым сбором, вам нужно встать на учет в ИФНС и получить свидетельство.

  • вид деятельности,
  • объект торговли: стационарная сеть, развозная или разносная торговля,
  • характеристики: количество и площадь помещений.
  1. Владельцы стационарных магазинов подают уведомление в ИФНС по месту нахождения магазина.
  2. Владельцы передвижных магазинов, палаток и других движимых торговых точек информируют ИФНС по месту регистрации фирмы.
  3. Если точек продаж несколько, направьте уведомление о постановке на учет по адресу объекта, который идет первым в списке торговых точек.

Компаниям, которые начнут торговую деятельность после вступления в силу закона «О торговом сборе», нужно подать уведомление в течение 5 рабочих дней с начала продаж.

Если вы не зарегистрированы как владелец стационарной торговой точки, а торгуете время от времени — например, с машины раз в несколько месяцев, — не подавайте уведомление сейчас. Подайте его в течение 5 рабочих дней после торговли.

Если не подадите уведомление вовремя, попадете на штраф от 40 000 рублей.

В течение 5 дней после подачи уведомления налоговики поставят компанию на учет и отправят свидетельство.

Сколько и когда платить

Ставки торгового сбора содержатся в тексте муниципального закона. Для стационарной и нестационарной торговли они разные. Ставки для стационарной торговли зависят от площади торгового зала и его местоположения.

Ставка торгового сбора не может превышать расчетную сумму налога на патентной системе налогообложения за 3 месяца.

Специалисты Минфина предлагают определять торговую площадь, руководствуясь главой Налогового кодекса о патентной системе.

Торговый сбор с магазина в ЦАО в 2 раза превысит торговый сбор в остальных районах старой Москвы и почти в 3 раза — на вновь присоединенных к городу территориях.

Платить торговый сбор нужно ежеквартально не позже 25-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода. Москвичи впервые заплатят не позже 26 октября 2015 года, потому что 25 октября — воскресенье.

Отчитывать по торговому сбору не нужно.

Как уменьшить налоги

  1. Налогоплательщики на ОСНО уменьшают на сумму торгового сбора налог на прибыль в региональной части;
  2. УСНщики на «Доходах» вычитают торговый сбор из суммы единого налога, если торговый сбор и налог платятся в одном регионе;
  3. Для упрощенцев с объектом «доходы минус расходы» прямых указаний нет. Но перечень расходов включает «сборы, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах». Торговый сбор удовлетворяет этому условию, поэтому его можно включать в расходы при расчете единого налога. На сумму торгового сбора уменьшится не единый налог, а расходы при его расчете;
  4. ИП уменьшает на сумму торгового сбора НДФЛ, если торговая деятельность осуществлялась в том регионе, где он зарегистрирован как ИП.

Если компания платила 100 000 рублей налога на прибыль, а теперь должна платить 10 000 рублей торгового сбора, то она заплатит 90 000 рублей в счет налога на прибыль и 10 000 рублей торгового сбора. В этом случае налоговая нагрузка добросовестного налогоплательщика не изменится.

Как перестать платить торговый сбор

Даже если вы использовали торговый объект всего один раз, торговый сбор придется заплатить за весь квартал. Поэтому если вы прекращаете торговую деятельность совсем или не планируете что-то продавать в ближайшем будущем, стоит сняться с учета. Для этого подайте уведомление по форме ТС-2 в инспекцию, в которой вы числитесь как плательщик торгового сбора. Санкт-Петербург и Севастополь введут торговый сбор не раньше 2016 года.

С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту . Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

Что нас миновало

Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов. Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж. По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов , что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани . Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга) , были полностью за введение налога с продаж.

«Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным. Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога. Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами. Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне. «Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог . Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением) .

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

«Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью. На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности. Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности .

Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора .

Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги . Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей). Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы. Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате .

Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств. Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы. Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора .

Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях .

«Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор .

Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов . Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей . При том, что в Москве с её 260 тыс. торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей .

Что такое торговый сбор и зачем он введён

Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества .

Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД .

Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м 2) + 50 рублей * 17 м 2 (ставка за каждый метр превышения 50 м 2) = 60 850 рублей.

Необходимо также указать, что в НК РФ установлена максимально возможная ставка торгового сбора, которая не может превышать расчётную сумму налога при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) в муниципальном образовании или в Москве, как в нашем случае. Суть ПСН заключается в том, что индивидуальный предприниматель (далее – ИП) имеет право уплатить лишь 6% (расчётную сумму налога) от суммы предполагаемого дохода, указанной для данного вида деятельности. Так, например, в соответствии с изменениями, внесёнными Законом города Москвы от 19.11.2015 №52 «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения», размер налога в квартал для стационарного объекта розничной торговли площадью не более 50 м 2 составляет 60 тыс. рублей , то есть та же самая ставка, установленная для торгового сбора.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов.

НК РФ предполагает возможность зачёта суммы торгового сбора в счёт уплаты других налогов, то есть уменьшения сумм уплаченных налогов по налогу на прибыль организаций (но не всей суммы, а только подлежащей зачислению в региональный бюджет – она составляет 90% от всей суммы), налогу на доходы физических лиц, в рамках упрощенной системы налогообложения, однако из-за специфики уплаты вышеперечисленных налогов и применения упрощённой системы налогообложения, необходимо будет сначала заплатить сумму торгового сбора перед тем, как уменьшать суммы к уплате по другим налогам.

«Торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов»

Наш магазинчик в ЦАО, уплатив 60 850 рублей за 3 квартал, смог бы уменьшить свои платежи по налогу на прибыль только по итогам 4 квартала (или всего налогового периода 2015 года, в соответствии с терминологией НК РФ), так как фактически уплата сбора должна была бы произойти до 25 числа первого месяца 4 квартала, то есть до 26 октября (25 октября – выходной). Если размер налога на прибыль превышает сумму торгового сбора, то магазинчику было бы необходимо заплатить только положительную разницу между налоговыми обязательствами по налогу на прибыль и суммой торгового сбора. Если же сумма налога на прибыль оказалась меньше или магазинчик получил убыток по итогам периода, то сумма налога на прибыль не перечисляется в бюджет, а сумма уплаченного торгового сбора не сможет быть зачтена в счёт уплаты налога на прибыль, вследствие того, что у нас для этого «не хватает» налога на прибыль. При этом за убыточный период мы также должны заплатить сумму торгового сбора, ведь обязанность его уплаты не зависит от финансового результата деятельности, а зависит только от факта осуществления квалифицированной торговой деятельности.

Таким образом, на крупные торговые предприятия налоговая нагрузка не возрастёт, потому что сумма торгового сбора для них достаточно символична, даже при наличии значительных торговых площадей, и поэтому им не составит труда зачесть уплаченную сумму торгового сбора в счёт, например, налога на прибыль. Но для небольших добросовестных торговых предприятий, выплата дополнительного сбора может привести к существенному понижению прибыли.

Необходимо также заметить, что исчислять и уплачивать сумму налога налогоплательщик должен самостоятельно, что несёт в себе дополнительные риски неуплаты торгового сбора в отношении объекта движимого или недвижимого имущества, с помощью которого осуществляется торговая деятельность.

Каким же образом стать налогоплательщиком по торговому сбору? С 1 по 7 июля 2015 года все лица, использовавшие объекты движимого и недвижимого имущества для ведения квалифицированной торговой деятельности, должны были подать уведомление о постановке на учёт в налоговый орган по месту нахождения объекта имущества или по месту жительства (в случае с ИП). В случае изменения размера площади торгового объекта или появления нового торгового объекта, налогоплательщик должен в течение 5 дней уведомить об этом уполномоченный налоговый орган или поставить его на учёт в налоговый орган (п. 2 ст. 416 НК РФ).

По данным СМИ, из 260 тыс. торговых предприятий в Москве к середине июля подали уведомления около 35 тысяч . Это связано в том числе с тем, что штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, составляет всего 200 рублей . Однако если в ходе налоговой проверки будет выявлено, что лицо вело деятельность без подачи уведомления о постановке на учёт и уплате торгового сбора в установленном размере, то оно может быть привлечено к более серьёзной ответственности (п. 2 ст. 116 НК РФ): штраф в размере 10% от доходов, полученных в данный период, но не менее 40 тыс. рублей.

Как можно избежать уплаты торгового сбора законными способами

Во-первых, в соответствии с Законом о торговом сборе, в Москве освобождаются от уплаты торгового сбора при условии подачи уведомлений :

  • розничная торговля через вендинговые аппараты;
  • разносная торговля в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговля на территории розничных рынков (сбором облагается только деятельность по организации розничных рынков);
  • торговля на территории агропродовольственного кластера;
  • отделения «Почты России»;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках;
  • торговля в театрах, кинотеатрах и музеях, планетариях и цирках;
  • торговля через объекты нестационарной торговли (ларьки) со специализацией «Печать»;
  • лица, оказывающие бытовые услуги и осуществляющие при этом торговлю.

Во-вторых, освобождаются от уплаты торгового сбора без подачи уведомлений :

Некоторые предприниматели предлагают различные варианты по объединению нескольких торговых предприятий в рамках договоров о совместном использовании объектов движимого и недвижимого имущества и, соответственно, платить торговый сбор не как за отдельные объекты торговой деятельности, а как за один объект торговой деятельности. Такая опция возможная, так как суммы сбора за небольшой торговый объект площадью 25 м 2 и 250 м 2 различаются незначительно (например, для ЦАО 60 тыс. рублей и 70 тыс. рублей, соответственно).

Выводы

Торговый сбор направлен в первую очередь на установление минимальной планки налогов, которые обязано платить торговое предприятие вне зависимости от финансового результата, а только за факт ведения торговой деятельности в Москве. В связи с этим, многие предприятия, для которых уплата торгового сбора представляет собой значительную сумму, будут прекращать вести деятельность или уходить в «теневой» рынок, то есть не платить налоги вовсе. Поэтому вторая цель, на которую было направлено введение торгового сбора – уменьшение размера «теневой» торговли – может потерпеть крах, так как, скорее всего, «теневой» сектор торговли может только вырасти без должного контроля со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы и ФНС.

Источник главного фото: http://ecoplus-buh.ru/

Независимые книжные магазины увидели угрозу в новом торговом сборе [Электронный ресурс]: Новая газета, — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1695270.html (дата обращения 27.12.2015); Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания [Электронный ресурс]: Ридус, — Режим доступа: (дата обращения 27.12.2015).

http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017, млрд руб. [Электронный ресурс]: budget.mos.ru, — Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Новые сборы с бизнеса коснутся только торговли [Электронный ресурс]: РБК, — Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/11/2014/5469b8edcbb20fe3da6ccbf0 (дата обращения 27.12.2015).