Ирина Гридчина
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы
Экологический проект
по теме : «Лекарственные
растения »
етского сада.
Срок : краткосрочный.
Тип : познавательный
Проблема : не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос
Актуальность : проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений , так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения » .
Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний , их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи :
1. Расширять и
формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях , их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.
2. Развивать речь : обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
3. Воспитывать у детей любознательность , бережное отношение к растениям , любовь к родному краю.
Методы исследования :
исследовательские : опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные : рассматривание растений , иллюстраций,
словесные : беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
практические : рисование, сбор лекарственных трав , оформление альбома.
Участники проекта :
Дети старшей группы (5-6 лет,
Воспитатели,
Родители,
Планируемый результат :
дети должны знать :
Виды лекарственных растений , способы их сбора и применения;
Стихотворения о
лекарственных растениях ;
Значение лекарственных
растений в жизни человека .
Дети должны уметь :
Отличать лекарственные растения от других видов ;
Соблюдать правила поведения в природе;
Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений ;
Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями ;
I этап (подготовительный )
1. Подбор литературы : методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта .
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми :
5. Определение тематики проблемных вопросов :
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .
8. Подбор оборудования.
9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях .
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения »
Цель : выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы , их пользе для человека.
2. Дидактическая игра
«Съедобное – несъедобное» .
Цель : закрепить знания детей о
ядовитых и лекарственных растениях .
3. Дидактическая игра «Определи по запаху» .
Цель : учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель : учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель : обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
6. Экскурсия по территории детского сада.
Цель : познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений , способами их сбора.
7. Наблюдение «Строение растения »
Цель : уточнить знания детей о частях растений .
8. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель : закреплять знания детей о том , какие части растений используются для лечения.
9. Дидактическая игра «Третий лишний» .
Цель : учить детей отличать растения по их значению для человека.
10. Дидактическая игра
«Две корзины»
Цель : учить детей отличать
и классифицировать растения .
11. Рисование «Мать – и - мачеха» .
Цель : учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.
12. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель : учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Оформление гербария «Лекарственные растения » (с помощью родителей)
Цель : составить своеобразную копилку лекарственных растений , с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Дидактические игра «Что лечит это растение ?» , «От какого растения часть » .
Цель : закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения , их пользу.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель : включение родителей в работу по проекту , процесс экологического воспитания детей .
4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)
Цель : подведение итогов проекта , уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях .
Итоги проекта :
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения » детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека . При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье , критерием оценки проекта явилась , что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом достигнуты : был обогащён опыт детей в уходе за растениями , методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей . В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вывод :
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту , экологически грамотное поведение , отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты : был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы . Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям .
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей , если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений , то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста , так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Лекарственные растения»
Старшая группа №7
Воспитатели:
Войтович М.В.
Золотухина В.В.
2013 г.
Педагогический проект
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность.
Гипотеза:
Участники проекта:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
- Изготовление пособий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | |
Игровая деятельность | |
Работа с родителями
- Экскурсия в аптеку.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
- Дидактическая игра «Фитодоктор»
- Загадки о лекарственных растениях
- Викторина «Знатоки лечебных трав»
Результаты реализации проекта:
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
Сформировались знания о лекарственных растениях.
Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Старшая группа №7
Воспитатели:
Войтович М.В.
Золотухина В.В.
2013 г.
Педагогический проект
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».
Сроки выполнения проекта: 1 месяц
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
- Донести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
- Изготовление пособий.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Разработка бесед, викторины.
- Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | 1.Рисование «Наш друг - подорожник» 2.Аппликация «Ромашковое поле» 3. Рисование «Чудо – растения» |
Художественно – речевая деятельность | Чтение литературных произведений: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н. Павлова «Загадки цветов», А, Плешакова «Зеленые страницы», А. Онегова «Тропинка полевая», А. Плешакова «Зеленые страницы», Заучивание загадок и стихов о растениях Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» |
Игровая деятельность | Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”. |
Поисково – исследовательская деятельность | 1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение). 2.«На участке ищем полезные растения» 3.«Где лучше посадить растения?» 4. Составление схем «Что лечит растение» |
Работа с родителями
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Оформление альбома «Зеленая аптека»
- Экскурсия в аптеку.
- Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
- Выставка рисунков «Чудо – растения»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида №6 «Колосок»
муниципального образования
Староминский район
Детский экологический проект:
«Лекарственные растения»
Проект разработан :
педагогом Глушко Е.Ф.
ст .С тароминская
2012 г
Введение :
Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида №6 «Колосок» станица Староминская.
Сроки выполнения проекта: май-август
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.
Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Методы исследования:
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные : театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
словесные: беседы, чтение литерату ры, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
слушание музыки.
Актуальность : Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пол ьзу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
I этап.
1. Беседа « Лекарственные растения ».
Цель : выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)
2. Игра «Съедобное – Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
Н. Павловой «Загадки цветов»,
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«На участке ищем полезные растения»
«Где лучше посадить растения?»
«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
6.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
3.Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп – листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы,листья
Мать – и – мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия в сквер.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5.Занятия по ИЗО деятельности:
- «На лугу» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.
- «Одуванчик» – объёмная аппликация.Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – подорожник» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».
7. Слушание музыки:
Цель: ф ормировани е основ музыкальной культуры детей.
1. Ю. Антонов « Не рвите цветы»
2. В. Моцарт «Цветы»
3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
4. Ю.Чичков « Волшебный цветок» «Это называется природа»
5. М. Протасов «Одуванчики»
III этап
1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
4. Создание « Именной книги »
Цель : состави ть своеобразную копилку лекарственн ых растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологи ческого воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных раст ениях ) . «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).
6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).
7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)
8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).
9. Подведение итогов реализации проекта.
Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта
Имеет пред-ставле-
ние о лекарст-венных растени-ях, умеет разли-чать и называть их
Знает простей- шие способы использования некото-
рых растений для лечения человека
Знает названия и различа-
ет ком-натные растения
Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке
Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья
Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту
Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы
Начало года
Конец года
Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Список использованной литературы
Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина , О.В. Мариничева . Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск « Асар » 2001
Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
Занятия с детьми старшего дошкольного во зраста по теме «Цветущая весна. Травы .» О.А. Скорлупова Москва 2006
Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детств о - Пресс 2009.
Введение
1.1.Письмо лекарственному растению.
1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.
1.3.Именная книга.
1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.
1.5. Команда юных экологов.
1.6.Ознакомление с художественной литературой.
1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.
1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.
1.9. Слушание музыки.
1.10. Экологические викторины.
2.Вывод.
3.Список использованной литературы.
4. Приложение.
Справка о деятельности коллектива
Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для !) подсластить .
Загадки
И матушка родная, и мачеха злая
Бок о бок живут - через стеночку.На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки -
Желтые глазочки.БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития - и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их - она вся покрыта густым войлочным опушением.С.П. Мацюцкий
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики - они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.
Материал собран семьей Воронина Максим а
Подорожник.
Применение в медицине
Сухие измельченные употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при , , и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.
Загадки о подорожнике
Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
Его бьют сапогами, его мнут колесом,
Ему все нипочем.У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ
Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.А.А. Плешаков
ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
В.Н. Андреева
Мята
МЯТА,Название рода происходит от нимфы (или Минты), богини горы Менте в , возлюбленной бога подземного царства . Супруга Гадеса превратила её в растение - душистую мяту
Применение
Растение широко используется: в пищевых продуктах, в - и ;в и - , , ;в - преимущественно .
Интересные факты
Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода
Материал собран семьей Кирилловой Лены
Пастушья сумка
Пасту́шья су́мка, или Су́мочник- из семейства .
Латинское научное название дано по форме плода: - ящичек, ларчик.
Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.
Наиболее известный - Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, или двулетнее растение, широко распространённое в . На окультуренных территориях является обычным .
Применение в народной медицине.
Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной , в том числе в качестве в практике.
Материал собран семьей Хрящёва Яна
Ландыш
Ландыш майский - широко известное , входящее в фармакопеи многих стран.
Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша -лилия долин.
Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.
По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.
Материал собран семьей Кучеренко Даши
Чистотел
Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10-15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3-4 раза в день.
Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.
Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?
Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.
Рецепты народной медицины:
Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.
Материал собран семьей Белоуско Кати
Ромашка
Применение в народной медицине.
Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.
Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.
Загадки о ромашке
Белый лепесток, посередине - желток. Какой это цветок?
Шел я лугом, по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца жгучие лучи.Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.
На верхушке стебелька -
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.С.П. Красиков
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом - вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.Материал собран семьей Капаклы Вовы
Одуванчик.
Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.
Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.
Применение в народной медицине .
Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.
Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.
Загадки об одуванчике
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок -
Остался стебелек.Над лугом парашютики
Качаются на прутике.Одуванчик - очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С.П. Красиков
Материал собран семьей Дачкиной Лены
Приложение №3
Команда юных экологов.
Белоуско Катя
Воронин Максим
Капаклы Вова
Дачкина Лена
Кучеренко Даша
Кириллова Лена
Хрящёв Ян
Приложение №4
Загадки о лекарственных растениях.
На этой страничке расположились наши гости – загадки. Многие растения этого края нашли своё отражение в народном творчестве. Сложено также немало загадок о лекарственных растениях:
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.Боярышник.
Календула.
Шиповник.
Клевер.
Одуванчик.
Подорожник.
Приложение №5
Правила сбора лекарственных растений
1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топилинская средняя общеобразовательная школа»
Проект «Лекарственные растения»
Выполнили: обучающиеся 4 класса
Руководитель: Алимова А.А.,
учитель начальных классов.
х.Топилин
2016-2017
"Лекарственные растения "
Цель проекта :
уточнить и расширить представления детей о лекарственных. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе о растениях.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания о лекарственных растениях; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;
Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;
развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;
развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;
развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Прогнозируемый результат:
Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.
Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.
Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей.
Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей.
Этапы проекта:
Подготовительный:
составление перспективног плана мероприятий проекта на месяц;
подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
подборка иллюстраций и фотографий лекарственных растений;
подготовка материала: тетради и альбомы для оформления результатов.
Реализация проекта:
занятие познавательног цикла;
чтение художественной литературы;
игровая деятельность;
совместная работа детей с родителями (сбор иллюстраций и фотографий, подготовка сообщений о лекарственных растениях;)
Этап подведения итогов:
создание информационного буклета «Зелёная аптека для детей и взрослых».
творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.
Проект "Лекарственные растения " реализуется в рамках образовательного курса «Окружающий мир". В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в лекарственных растений, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.
Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения ". Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.
Ход проекта.
1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях: стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.
Декабрь 2016
Обращение к родителям: просьба принять активное участие в проекте "Лекарственные растения".
Декабрь 2016
Составление сметы расходов на реализацию проектов.
Декабрь 2016
Приобретение необходимых материалов.
Декабрь 2016
Познавательное занятие: "Лекарственные растения".
Январь 2017
Проведение дидактические игры.
Январь 2017
Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.
Январь 2017
Творческий отчёт о проделанной работе: защита сообщений о лекарственных растениях.
Январь 2017
Выпуск информационного буклета "Зелёная аптека для детй и взрослых"
Январь 2017
Смета расходов на приобретение материалов, необходимых для реализации экологического проекта "Лекарственные растения".
№ п/п
Наименование материала
Кол-во, шт.
Цена, руб.
Стоимость, руб
Бумага листовая для офисной техники
Папка с файлами
Фломастеры
Клей-карандаш
ИТОГО:
2-ой этап – реализация.
« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,
нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".
Восточная мудрость.
Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют специальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку.
Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России.
Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.
С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения.
Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации.
На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений
На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведено позновательное занятие. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица, календула, зверобой, пустырник и др.).
Проведение исследовательских наблюдений.
По просьбе учителя дети провели два исследования.
Собрали информацию своего лекарственного растения.
Изучили строение растения.
На этапе реализации дети совместно с родителями оформляли сообщение «Моё лекарственное растение», в которое заносилась важная информация наблюдений в виде кратких записей и рисунков. (Приложение)
3-й этап – подведение итогов.
1) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.
Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.
Каждый кустик и травинка,
Корень, ягода, орех –
Все приносит пользу людям,
Помогает от всех бед.
Лес – богатство наше, знай!
Береги и сохраняй!
-Правило первое : что собирать?
Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
-Правило второе: когда собирать?
Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
-Правило третье : как собирать?
Заранее запаситесь всем необходимым для сбора(совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.
-Правило четвёртое : где собирать?
Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.
-Правило пятое: собирая, сохранять.
Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.
Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.
2) Творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.
Заключение.
Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.
В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Приложение
Сообщения детей о лекарственных растениях
Байракдарова Арзу - 4 класса
Ромашка аптечная
Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная
Описание . Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.
Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.
Применение . Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.
Хатамова Афида - 4 класс.
Календула лекарственная, или ноготки
Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.
Описание . Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.
Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.
Применение . Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.
Тарадин Никита - 4 класс.
Зверобой продырявленный
Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.
Описание . Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.
Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.
Применение . Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при" женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.
Чабаненко Станислав - 4 класс.
Душица обыкновенная
Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.
Описание . Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.
Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.
Применение . Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли.