11.10.2019

Ерофей хабаров годы жизни что открыл. Русский исследователь Ерофей Хабаров


Для наших современников крайне интересен духовный мир людей великих, а знание их полных биографий подчас проливает свет на многое, становятся понятными побудительные мотивы действий и поступков, и в тоже время ясно одно, что мы всё ещё недостаточно внимательны к своим предкам, первооткрывателям, первопроходцам, устроителям земли русской.

Имена Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Федота Попова, Семена Дежнева, Михаила Стадухина, Владимира Атласова, людей возглавлявших движение русских на Восток, в результате которого Дальний Восток был присоединен к России, известны мировой исторической науке. Но как часто совершенно поразному оценивается их деятельность.

На привокзальной площади города Хабаровска высится памятник землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову, чье имя носит город. Установлен памятник в мае 1958 года в связи со 100-летием города. Автором памятника является скульптор А. Мильчин, долгие годы проживший на берегах Амура.

Имя Ерофея Хабарова./Ярофея, Ярко/ занимает особое место в истории Сибири и Дальнего Востока, так как в его разносторонней деятельности сконцентрированы многие, если не все, оттенки понятия "землепроходец". А это накладывает отпечаток и на оценку Хабарова, как исторической личности.

В книге Игоря Забелина «Встречи, которых не было» мы можем выделить такие строки: "Позднее я прочитал отписки Хабарова, помещенные в "Дополнениях к Актам историческим", и они мне определенно не понравились. Среди многих, кто путешествовал и воевал в ХУП веке в Сибири и на Дальнем Востоке, Хабаров - единственный в своем роде "законченный" конкистадор, он не сродни Москвитину или Шелковнику, Филиппову, Федоту Попову или Дежневу, и, как таковой, он мне не интересен. Я твердо решил, что ничего писать о нем не буду, и не собираюсь нарушать принятое решение".

В статье корреспондента хабаровской газеты "Тихоокеанская звезда" А.Чернявского "По следам Хабарова" мы читаем: " Исследователи отмечают такие качества личности Хабарова, как честность, наблюдательность, сметливость, предприимчивость, упоминают о его грамотности... Человек прямой, честный, горячий, он мог не поладить с воеводами, чиновниками, и те чинили ему препятствия..."

Кто же прав? Итак, обратимся к биографии и жизнедеятельности Ерофея Павловича, помня, что немногие из хабаровчан знают о житье-бытье этого человека.

Дата рождения его точно неизвестна. Считают, что родился около 1610 года. Профессор М.И. Белов полагал, что предпочтительнее считать родиной деревню Дмитриево Устюжского езда /Нюксенский район Вологодской области/. Но поскольку его отец Павел Хабаров и брат Никифор жили в деревне Ленивицы Сольвычегодского уезда, то вряд ли следует предполагать, что отец уехал из Дмитриево, оставив там Ерофея.

До первого похода в Сибирь Ерофей Хабаров с семьей жил в Сольвычегодске. В 1628 году ходил в Мангазею с братом Никифором. Мангазейский острог стоял на роке Таз в 180 км от устья. Оттуда Хабаров ушел на Пясину, где был целовальником, собирал пошлину.В 1630 году он возвратился из Мангазеи и в начале 1631 года отправился в Москву, где передал челобитную на имя царя с жалобой на действия воеводы Григория Ивановича Кокорева, который поссорился со вторым воеводой Андреем Федоровичем Палицыным. Дело доходило до вооруженных стычек. Хабаров принял сторону Палицына, и по этой причине взялся передать жалобу в приказ Казанского дворца, ведавшего делами Сибири. Этот случай указы¬вает на активную жизненную позицию молодого Хабарова, не побоявшегося принять участие в воеводской сваре.

В 1631 году вновь с братом Никифором и племянником Артемием Филипповичем Петриловским уходит в Сибирь и оказывается на реке Енисей вблизи устья реки Тиса. Следует сказать, что брат и племянник пройдут с Ерофеем через всю Сибирь и Приамурье.
На Енисее Ерофей Павлович занялся землепашеством, но решил идти дальше на восток. Нанял 27 работников-покрученников и отправился на Лену в 1632 году.

Сначала в 1639 году обосновался на устье реки Куты, ныне населенный пункт Усть-Кут. Не будем забывать, что в 1632 году знаменитый землепроходец Петр Бекетов основал Якутский острог. Как видим, Ерофей с братом и племянником в первом эшелоне покорителей далеких земель. В 1639 году Хабаров основал впервые в Ленском крае соляные варницы. Доставка на Лену соли до тех пор была весьма тяжким делом. А в следую¬щем году он закладывает основы землепашества в Якутии, и к 1641 году уже имел 26 десятин. Это был первый, и к тому же успешный опыт выращивания хлебов русскими в столь суровом крае.

Первые якутские воеводы П.П.Головин и М.Б.Глебов, выполняя царский наказ о заведении государственной пашни в Ленском крае, ничего не нашли лучшего как конфисковать у Хабарова пашни и соляные варницы. Но соляные варницы Хабаров успел продать Семену Андреевичу Шелковнику, тому самому, который в 1647 году основал Охотский острог /погиб там же в 1648 году/.

В 1641 году Хабаров поселился в устье реки Киренги, основал там селение, позднее названное Хабаровкой. С помощью наемных людей распахал 60 десятин /I десятина = 1,09 га/. В 1642 году продал 900 пудов хлеба. Мало это или много можню определить из соотношения годового денежного содержания пешего казака, равного 5 рублям, и стоимости одного пуда хлеба от 5 до 10 и иногда до 15 рублей. Стоимо¬сть одного соболя была 2 рубля 50 копеек. Хабаров стал хлеботорговцем. В дальнейшем в челобитных он называл себя торговым человеком.

Власть предержащие всегда находят способы прижать неугодного им человека, и в 1643 году якутский воевода отобрал все владения Ерофея Павловича под предлогом того, что тот отказался принять на поселение рядом с собой четырех украинских ссыльных. При аресте у Хабарова было конфисковано 3000 пудов хлеба. Из тюрьмы Хабаров был выпущен в конце 1645 года.

Хабаров знал о походах Ивана Москвитина на берег Охотского моря /на Ламу/, атамана Максима Перфильева в 1609 и письменного головы Еналея Бахтеярова в 1641 году в верховья Витима, а также о походе на Амур письменного головы Василия Даниловича Пояркова, начатого в 1643 году и закончившегося в 1646 году.

При движении к новому месту службы новый якутский воевода Дмитрий Андреевич Францбеков на зимовку в 1648 остановился в Илимском остроге. К нему 6 марта 1649 года обратился с челобитной Ерофей Хабаров. Он писал, что знает путь по Олекме на Амур, который много легче, чем тот, которым ходил Поярков, и просил отпустить с ним 150 человек, обязуясь снарядить их за свой счет и принести "прибыль великую" русскому царю.

Воевода был знаком со сведениями, полученными казаками в верховьях Витима, что на Витиме живет даурский князец именем Ботога и у него рубленые юрты, много скота и серебра. Серебро он покупает на реке Шилке у князьца Лавкая. От Ботоги на реку Шилку всего три с половиной дня волоку. И если дауры князьца Ботоги конные, то на Шилке много даурских пашенных людей, и хлеб там выращивают такой же как на Руси. А на устье реки Уры /Урки/ есть гора с серебряной рудой, из которой и плавят серебро. Это серебро расходится по многим улусам, его покупают на соболей. Особенно подчеркивали казаки, что на Шилке много хлеба.
Итак, хлеб, серебро и соболя - то, что было в течении многих лет побудительным мотивом к движению вперед, за горизонт.

Воевода согласился отпустить Хабарова во главе группы добровольцев в Даурскую землю, ссудив его деньгами и выдав из государевой казны оружие, порох, свинец. Хабарову не удалось собрать 150 человек, с ним согласились пойти только 70. На их снаряжение Ерофей Павлович израсходовал 3500 рублей, подписав на себя кабальные обязательства. Часть людей была набрана в Илимске, и отряд в марте 1649 года выступил в поход, остальные присоединились к нему в Якутске. Осенью вышли из Якутска. К морозам добрались до устья реки Тугир /ныне Тунгир/. Здесь прожили до середины зимы и в январе 1650 года на нартах пошли вверх по Тугиру и перевалили через Олекминский Становик. Весной добрались до Урки. Убедившись, что для проведения задуманного предприятия сил недостаточно, с партией из 20 человек Хабаров возвратился в Якутск, прибыв, туда 26 мая. Он привез чертеж Лавкаевой земли и доложил о походе. Его рассказ увлек многих. Добровольно согласились идти с ним 117 человек. Воевода выделил 21 служилого во главе с Терентием Чичегиным. На снаряжение отряда Е.П.Хабаров затратил 4000 рублей. Он выдавал деньги на прокормление вперед на три года. Документы показывают, что бывший землепашец значительную часть этой суммы занял с условием возврата с процентами.

Воевода назначил Хабарова приказным человеком Даурской земли, то есть официально признал государственное значение экспедиции. Одновременно в Москву был направлен обстоятельный отчет, в котором сообщалось следующее: " А будет, изволишь ты, государь, послать на князя Бокдоя своих государевых ратных людей, и надобно, государь, ратных служилых людей тысяч с шесть...А только, государь, они, даурские князцы, тебе, государю, учинятца сами своею волею покорны или твоею государевою грозою под твою государеву высоку руку приведены будут, и заведутся тут в Даурской земле пашни, и тебе, государю, будет прибыль большая, бо и в Якуцкой, государь, острог хлеба присылать будет ненадобно, потому что де из Лавкаева города с Амура реки через золок на Тугир реку в новый острожек, что поставил Ярко Хабаров, переходу только со сто верст, а водяным путем из того Тугирского острожку на низ Тугирем рекою и Олекмою и Леною до Якуцкого острогу поплаву на них только две недели, а чаять, государь, что Даурская земля будет прибыльнее Лены, а сказывал он, Ярко, нам, холопем твоим, что и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно".

Следует обратить внимание, что основной целью присоединения Даурской земли здесь определено заведение пашен, возделывание хлебов, а не грабежу туземного населения, как очень часто пытаются изобразить иностранные историки побудительные мотивы движения русских в восточном направлении.

Осенью 1650 года Хабаров прибыл на Амур и встретился со своими соратниками, которые построили острожек неподалеку от городка Шилгиноя, зятя князца Лавкая после неудачного штурма.
Узнав о прибытии нового отряда, дауры бежали из пяти крепостей, которые хабаровцы называли городками. В первых двух было по пять башен, в третьем - четыре, в четвертом - три и в пятом четыре башни, вокруг всех городков были рвы, из них вели тайные ходы к воде и имелись подлазы. В некоторых литературных версиях прихода Хабарова на Амур рассказывается о штурме городка Албазы. Этого не было. Хабаровцы нашли в брошенных крепостях много продовольствия. Позднее, оценивая ситуацию, Хабаров говорил, что брать боем эти крепости было бы крайне трудным делом.

Укрепив ещё более Албазин, русские прожили в нем до лета 1651 года. В течение зимы, имея базу в Албазине, совершали походы вверх и вниз по Амуру, но на незначительные расстояния. К этому периоду относится возникновение русского зимовья на Устъ-Стрелке.

В этот период Хабаров думал, как выполнить задание воеводы Францбекова по приведению в русское подданство князя Богдоя, то есть Богдохана - главу государства Маньчжоу. В наказной памяти от 9 июля 1650 года воевода требовал, чтобы «князь Богдой с родом своим и с племенем и со всеми улусными людьми был под государевою нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в холопстве».

Приведенный отрывок свидетельствует о том, что в Якутске слабо представляли политическую обстановку на востоке.
К югу от Амура в ХУ1 веке окрепли племенные объединения чжурчженей цзяньчжоу, ожень и хайси. Племена цзяньчжоусской ветви объеданились под руководством Нурхаци /родился в 1559 году на реке Ялу в Корее/ и покорили соседние племена. В 1585 году Нурхаци был избран ханом. Нурхаци ненавидел китайцев и в 1617 году опубликовал "Семь причин ненависти к Китаю". Он объявил войну Китаю. В 1625 году маньчжурские войска овладели городом Мукден, в котором Нурхаци основал столицу, объявив прилегающие земли исконно маньчжурскими, и через два года умер.

Его сын Абахай, унаследовавший власть, в I635 году издал указ, в котором предписал племена маньчжоу, хада, ула, ехэ и хойфа впредь считать маньчжурами и государство называть Маньчжоу. В 1636 году, разгромив южномонгольское Чахарское ханство Лигдана, Абахай собрал съезд южномонгольских ханов и на этом съезде провозгласил себя Великим ханом Монголии - Богдоханом. Свою династию он назвал Цин /Чистая/.

В 1639 и 1640 годах маньчжуры вели опустошительные войны против солонов, монголоизированного племени эвенков, жившего по правому берегу Амура против устья реки Зея. Маньчжуры нанесли поражение солонскому князю Бомбогору. В донесении Богдохану маньчжурские командующие Самшика и Сохай указывали, что ими захвачены в плен 3154 мужчин, 2713 женщин.и 1819 малых детей, а также захвачены 424 лошади и 704 коровы и быка. Поскольку у маньчжуров постоянно существовала нехватка воинов для борьбы с Китаем, то захваченных в плен солонов они переселили к югу и включили в свои войска в качестве воинов или работных людей. Некоторой части солонов удалось бежать в район реки Хайдар.

В этот период в Китае существовала династия Мин /Светлая/, но в 1644 году она была уничтожена мятежниками под руководством пирата Ли Цзычена, захватившими столицу Пекин. Но пирату не удалось воссесть на трон. Китайские военачальники обратились к своим заклятым врагам - маньчжурам за помощью. Войска маньчжуров под руководством дяди малолетнего императора вторглись в застойный Китай. Доргонь разбил мятежников, подверглись избиению и те, кто попросил помощи.

Воспользовавшись моментом маньчжуры обратили войска на завоевание Китая, но на это потребовалось около сорока лет. Против захватчиков в южных провинциях Китая велась ожесточенная борьба.

Как видим, обстановка была сложной. Племена Приамурья оказались между двумя могучими государствами. И, конечно, Хабаров имевшимися силами не мог выполнить, наказ воеводы - привести под государеву руку маньчжурского Богдохана.
2 июня 1651 года Хабаров из Албазина начал поход по Амуру. 3 июня прошли мимо сожженного городка князьца Дасаула. Через два дня к вечеру подошли к городку-крепости Гуйгудара. Князьцы Гуйгудар, Олгемза и Лотодий встретили хабаровцев боем. Бой длился всю ночь.

Применение пушек, пищалей и мушкетов обусловило победу русских. Были убиты 861 даур, захвачено в плен 243 женщины, 118 детей. Казакам досталось 237 коней, 113 коров и быков. Спаслись бегством только 15 человек.

Здесь впервые русские увидели маньчжуров, которые перед боем на конях выскочили из городка и ездили по полю в течение сражения, но участия в нем не приняли. На следующий день представитель маньчжуров встретился с Хабаровым, но уровень языкового общения был весьма низким, так как переводчика с маньчжурского языка не было, пользовались услугами жанщины-ясырки, которая с трудом истолковывала отдельные слова. Удалось выяснить, что "царь" Шамшакан не велел им драться с казаками. Хабаров дал представителю богдойцев подарки и «отпустил его Богдойского мужика честно в свою Богдойскую землю».

В захваченных городках хабаровцы прожили шесть недель, посылая к даурским князьцам Дасаулу, Банбулаю, Шилгинею и Албазе представителей с предложениями покориться и поклониться русскому государю, но дауры не желали покоряться неведомо откуда взявшемуся владыке. Прожив ещё неделю, Хабаров приказал подобрать коней, погрузить их на дощаники и, распределив людей на судах, вновь поплыли вниз по Амуру. До Банбулаева городка плыли два дня /находился вероятно около Кумары/. Городок оказался пуст, все жители сбежали. О страшной битве в Гуйгударовой крепости, конечно, знали. В улусах Банбулая хабаровцы узнали, что напротив устья реки Зея находится Кокорев улус /вероятно современный населенный пункт Чанфатунь/, а за тем, проплыв три улуса, стоит город, который крепили всей Даурской землей. Живут там князь Туронча, да другой князь Толга и Омутей. Земли вверх по Зое принадлежат даурскому князьцу Олпелу. От Банбулаева городка до крепости Турончи совершили своеобразный бросок, до устья Зея плыли два дня и ночь и к вечеру третьего дня оказались под стенами крепости. Городок оказался почти пустым и был взят без боя, так как князцы Туронча, Толга и Омутей пьянствовали в ближайшем улусе, Хабаровцы поспешили туда. Омутей успел убежать, вскочив на коня. Туронча и Толга отстреливались из юрты. После уговоров сдались. Их отвели в городок, где уже находилось захваченных 100 мужчин и 170 женщин. От Турончи узнали, что под его властью находится около 1000 луков /то есть воинов/. Он согласился быть в подданстве русского царя и ежегодно платить ясак. Через посланника Туронча приказал прибыть в крепость Омутею и всем «лутчим» людям. Прибыло около 300 человек.
«И я приказной человек, по государеву указу, того Турончу и с
братьями, и Толгу, и Омутея с братьями, их князей и лутчих людей
Балуню, и Аная, и Евлогоя и всех улусных людей и весь род их к
шерти /присяге, - Г.Л./ привели на том, что быть им под государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в вечном ясачном холопстве на веки...»

Даурские князьцы предлагали за каждую ясырку /женщину, оказавшуюся в плену у казаков/ от 40 до 100 рублей /в пересчете, разумеется на различные товары и соболей/, чтобы Хабаров отпустил их из города. Посоветовавшись со служилыми и вольными казаками, он принял решение отпустить всех без выкупа. Бот выдержка из отписки Хабарова: "... и они жили в тех своих улусах у го¬рода с нами за един человек, и корм нам привозили и они к нам в город ходили безпрестанно и мы к ним тож ходили".

3 сентября толмач Костка Иванов, прибывший к Хабарову от атамана Галкина с Байкала, ходил в улус к даурам и прибежал оттуда, сообщив, что еле спасся, так как его захватили в плен и не хотели отпускать. Допросив находившхся в аманатах Толгу, Турончу и других, Хабаров убедился, что дауры решили изменить присяге. Было принято решение плыть дальше вниз по реке. Толга спрятанным ножом нанес себе несколько ранений, стараясь покончить жизнь самоубийством. Толгин городок сожгли, чтобы крепости более не существовало. 7 сентября погрузились на суда и двинулись вперед.

За четыре дня доплыли до Хинганских щек. Здесь встретили народ, который хабаровцы назвали гогулями. Два дня и ночь плыли мимо гор. На отрезке от Хингана до Сунгари насчитали 21 улус, все улусы были многолюдны. В последних улусах взяли пленных и ясак. Путь до Сунгари они проделали в два дня. Около устья Сунгари было два больших городка. Взяли с боем.

От Сунгари /Шингала/ плыли 7 дней мимо земель заселенных дючерами. Улусы были многолюдными и их было много. Земли были пахотные. Много скота.

В один из дней приплыли к месту, где "стоит на правой стороне на Камени улус велик гораздо, и с того места люди пошли имя Ачаны, и с того места и до моря место не пашено и скота нет, а живут все рыбою".

Поскольку речь идет о горах, то не исключено, что имелась ввиду местность вблизи Хабаровска, может быть, Хехцир. Поход продолжался.

29 сентября на левой стороне увидели большой горподок, который был хорошо укреплен. Взяли его с боем. Решили здесь зимовать. Городок назвали Ачанским.

Определить местоположение этого городка, где провели хабаровцы зиму 1652 года, пытались многие историки и археологи. Указывали его вблизи устья реки Уссури, на мысе Джаори вблизи Троицкого, но при этом забывали, что городок был на левой стороне, а не на правом берегу.

На протяжении ряда лет Приамурское Географическое общество проводило экспедиции, пытаясь определить местоположение Ачанского городка. Можно считать, что городок находился на мысе Кадачан у выхода протоки из озера Болонь. На это место указывал и историк Б.Л. Полевой по результатам исследования старинных документов. Правда, нельзя согласиться с его рассуждениями при попытке объяснить этимологию названия Мунгу-Хонгко, горы около озера Болонь /в прошлом называлось Оджал, Очжал/, как "Серебряная Гора". При этом он ссылался на наличие в горе, мышьякового колчедана, который яко бы принимался туземцами за серебро.

Мунгу-хонгко переводятся с маньчжурского языка как "Желтый насыпной холм" или же "Желтая насыпь". Раскопки на холме показали, что там были три оборонительных насыпных вала. Это вполне соответствует названию. Почему же так интересует исследователей местоположение Ачанского городка?
Дело в том, что там происходили весьма значительные события. Всего через восемь дней после расположения хабаровцев в Ачанском городке, 8 октября 1651 года на них напали объединенными силами ачаны и дючеры численностью около 800 человек. Хабаровцев было всего 106 человек, так как половина ушла на двух судах на заготовку рыбы. Тем не менее русские одержали победу, убив 117 человек нападавших. Среди же казаков был всего один убитый, Никифср Ермолаев, и пятеро ранено.

Ачани и дючеры начали платить ясак.

24 марта 1652 года на Ачанский городок обрушилась воинская маньчжурская сила. Маньчжуры, видя, что русские укрепляются на Амуре, решили нанести поражение отряду Хабарова и тем самым обусловить подчинение себе племен Приамурья.
Против 206 человек воинства Хабарова было более двух тысяч маньчжуров, дючеров и дауров. В ходе ожесточенного сражения русские одержали победу. Маньчжуры оставили на поле боя тела 676 погибших воинов. Казакам достались богатые трофеи: 830 лошадей, хлебные запасы из обоза, 17 скорострельных пищалей, 2 пушки, 8 знамен. Скорострельными пищали были потому, что были соединены по три-четыре ствола вместе.
Отряд Хабарова потерял в бою 10 человек убитыми и 78 ранеными.

Родо-племенная верхушка народов Приамурья поняла, что процесс присоединения этих земель к Руси необратим. Начал поступать регулярно ясак.

Весной, 22 апреля 1652 года Ерофей Хабаров оставил Ачанский городок и начал подниматься вверх по Амуру. К этому времени Терентий Чечигин и Артемий Петриловский уже возвратились из Якутска на Амур, набрав там 110 "охочих казаков" и 27 служилых людей. Не застав Хабарова в Албазине, они провели зиму в Банбулаевом городке, где брали ясак. Чечигин приказал Ивану Нагибе с 26 казаками отправиться на поиски Хабарова. Нагиба не нашел отряда Хабарова, где-то расплылись между многочисленных островов вблизи устья Шунгала /Сунгари/.

Возвратиться обратно к Чечигину отряд не мог, так как слишком много пришлось выдержать стычек с немирными туземцами. Доплыли до моря. По морю двигались вдоль берега, но струг был неприспособлен для морского плавания. Судно затерло льдами. Отряд Нагибы выбрался на берег, питались выброшенными на берег дохлыми моржами и тюленями. Потом сделали некоторое подобие судна и вновь поплыли. Добрались до устья реки Учальды. Время было осеннее. Дождавшись зимнего пути, 15 декабря 1652 года на нартах пошли через горы и спустя 4 недели вышли на реку Тугур, где нашли гиляцкое стойбище. Взяли ясак в 78 соболей, Здесь прожили до лета. 30 июня 1653 года Иван Нагиба, Иван Михайлов, Павел Степанов, Федор Спиридонов и Степан Дмитриев поплыли вниз по реке. Выйдя в море, четыре недели двигались вдоль берега, а затем 4 дня поднимались вверх по реке Нангтары /ныне название утрачено/ к югу от залива Аян.

Пешком перевалили чероз хребет Джугджур и вышли на реку Ватангу /ныне Ботомга/. По Ватанге сплыли на Маю, а затем по Алдану на Лену, и 15 сентября 1653 года наконец добрались до Якутска. Здесь немедленно организовали смену товарищам, оставленным на Тугуре. Так возникло Тугурское зимовьем.
Поход Нагибы ознаменовал проход русских от верховья до истоков батюшки-Амура, сомкнул кольцо с походом Ивана Москвитина 1639 - 1642 годов и на значительном участке Амура повторил экспедицию Пояркова.

Встреча отрядов Хабарова и Чечигина произошла вблизи от Хингана. Терентий Чечигин имел задачу от воеводы, сдав Хабарову людей и привезенные порох и свинец, с десятью человеками отправиться в посольстве к Богдохану - для приведения того в русское подданство. Дауры и дючеры отказались провести посольство к Богдохану, а потом в результате предательства крещенного татарина Урусова, перешедшего на службу к маньчжурам, посольство было убито туземцами.

I августа 1652 года у устья реки Зея состоялся своеобразный казачий сход, на котором обсуждался вопрос, где ставить острог и проводить зиму. Частые переезды, постоянные стычки с туземными племенами не позволяли заняться промыслами, земледелием, торговлей. Зревшее недовольство деятельностью Хабарова прорвалось наружу. Предводительствуемые Степаном Поляковым и толмачом десятником Константином Ивановым часть служилых и вольных казаков, общим числом в 136 человек, захватив знамя, запасы пороха и свинца, несколько пушек, на трех дощаниках поплыли вниз.

Хабаров был вынужден плыть за ними. 30 сентября догнал бежавших в построенном ими остроге, осадил его и в середине октября, уговорив многих из бунтовавших, взял острожек. В феврале сжег его, а сторонников Полякова и Иванова жестоко наказал, приказав бить кнутами и батогами. От этого несколько человек скончались.

Перезимовав в низовьях Амура, в мае 1653 года, Хабаров поплыл вверх по реке. 25 августа он встретился около устья реки Зея с московским дворянином Дмитрием Ивановичем Зиновьевым, пришедшем туда с 330 служи¬лыми и "охочими людьми".
Зиновьев был послан царским правительством для ознакомления на месте возможности административного устройства присоединенных территорий. В Москве сначала планировалось послать трехтысячное войско под командованием князя И.Лобанова-Ростовского, но мероприятие это по ряду причин не состоялось. Д.И.Зиновьев сначала вручил хабаровцам награды. Хабарову был вручен золотой червонец, служилым - новгородки /серебряные монеты /а "охочим людям". - московки /две московки равнялись одной новгородке/.

На Хабарова была подана жалоба частью служилых и "охочих людей". Зиновьев, не разобравшись до конца, был резко настроен против Хабарова. Сколь бесцеремонно он обращался с Ерофеем Павловичем можно судить из того, что в ярости плевал в лицо и трепал за бороду предводителя амур¬ского воинства.

Назначив приказным человеком вместо Хабарова Онуфрия Степанова Кузнеца, Зиновьев забрал с собой Хабарова, Степана Полякова, Константина Иванова и 150 человек для сопровождения. Он решил возвратиться в Москву. Онуфрию Степанову Кузнецу приказал построить три острога: в Лавкаевом улусе /район нынешнего Игнашино на Амуре/, около устья Зеи и на реке Урке. Онуфрий Степанов Кузнец продолжил походы по Амуру, Сунгари и Уссури.

Перед самой Москвой, боясь побега, Зиновьев приказал, заковать Хабарова в кандалы. В столицу прибыли 12 декабря 1654 года. В Москве тщательно разобрались в деле Хабарова. Он был награжден званием сына боярского. Зиновьеву, по приговору, вынесенному 12 июня 1655 года, надлежало возвратить отнятое у Хабарова имущество, а сам Дмитрий Зиновьев, гласил указ, за непомерное самоуправство заслуживает жестокого наказания, но освобождается от него по решению самого царя.

Из приведенного примера видно сколь велика была власть государя и руки его доставали до самых окраинных земель.
Хабаров подал челобитную с просьбой о возвращении на Амур. Но принимая, видало, челобитную недовольных казаков и огромный долг, который Хабарову надлежало выплатить в Якутске, правительство запретило Хабарову появляться на Амуре. С этой целью во все Сибирские города был разослан указ с оповещением запрета пропуска Хабарова на Амур.

Ерофей Павлович был назначен приказчиком приленских деревень, растянувшихся от Куты до Чечуйского волока. Из центральной России Хабаров в Илимский уезд прибыл в 1658 году. В 1667 году он возил государеву казну в Москву, где вновь просился на Амур, но ему было отказано.

В старости Хабаров ушел в монастырь, чтобы замаливать большие и малые грехи. Ведь известно, что один покаявшийся грешник угоден Богу более, чем тридцать праведников.

Долгое время не знали где и когда умер Ерофей Павлович Хабаров. Б.П. Полевой считает, что Хабаров умер в своей деревне Хабаровке, вблизи Киренска в 1671 году.

В 1706 году по челобитной сына боярского Никиты Варламова было дано разрешение на месте бывшего Шилкинского острожка /напротив устья реки Нерчи/ построить Успенский мужской монастырь. В советское время деревня Монастырская, возникшая на месте монастыря, была переименована в село Калинино. На кладбище этого села была обнаружена плита с надписью "Ерофей Павлович... /и далее стерто/". Предположить, что плита лежала на могиле Ерофея Павловича Хабарова, весьма соблазнительно. Но слишком уж большая разница в дате смерти, приводимой Полевым, и временем возникновения Успенского монастыря.

В монастырь на Лене Хабаров ушел под фамилией Святицкий. Эта фамилия содержит в себе определенный секрет. Не исключено, что это фамилия его деда или прадеда. Ведь у известного завоевателя Сибири Ермака отец носил фамилию Поволжский, а дед - Аленин.

Потомки высоко оценили выдающуюся роль Хабарова в завоевании Дальнего Востока и в истории Сибири. Не случайно генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев предложил назвать селение Хабаровкой, ныне превратившееся в прекрасный город. Ведь Хабаров положил не только начало ленскому земледелию и соляным промыслам, он присоединил к России Приамурье, где в 1656 году возникло Нерчинское, а в 1684 году - Албазинское воеводство.

Мы не знаем, что стало с бывшей женой Хабарова Василисой и дочерью Анастасией, покинутых им на Вологодщине. Сын же Андрей, от второго брака в Якутии, в 1690 году был поверстан в "сыны боярские".

И ныне где-то на огромных пространствах нашей страны живут потомки Ерофея, подчас ничего не зная о своем великом предке.

Почетный член Приамурского Географического Общества
Григорий Левкин

Июнь 1996 года

Фотографии подобраны на интернет порталах

Биография Ерофея Павловича Хабарова

О ранних годах Ерофея Павловича Хабарова-Святитского мы знаем немного. Известно, что он родом из крестьянской семье. Родился и рос Ерофей где-то под Устюгом Великим. Молодой Ерофей со своим братом Никифором ходили на промысел пушного зверя на Таймыр. Пришлось ему заниматься и солеварением в Соли-Вычегодской. Поскитавшись по северу Европейской части России и северной части Западной Сибири, Хабаров перебирается в $1639$ году на Лену. Там он на протяжении семи лет продолжает заниматься пушным промыслом.

В $1639 $году Хабаров распахивает землю, выращивает хлеб. Построил мельницу, начинает торговлю хлебом. Большую прибыль ему приносит солеварение. В те времена соль была на вес золота. Но вскоре Хабаров впал в немилость у местного воеводы и угодил на некоторое время в острог. По выходу из острога он был разорен.

Первый поход Хабарова

В $1648$ году в Якутске сменился воевода. В марте $1649$ года к нему прибыл Хабаров. Он уже знал о трудном, но, в целом, успешном походе Пояркова. Поэтому Хабаров стал убеждать нового воеводу в необходимости новой экспедиции в даурские земли.

С разрешения воеводы, Хабаров набрал отряд из примерно $70$ человек. Воевода снабдил походников припасами, деньгами, хлебом и судами. А Хабарову было велено призвать даурских князей «под высокую государеву руку».

Хабаров осенью $ 1649$ года двинулся по Олекме и Лене на юг с целью дойти до Амура. Он перевалил через горный хребет Олекминсий Становик и добрался до реки Урки (первого на их пути притока Амура). Даурцы бежали от русских, не желая платить им ясак, и отошли в Китайские земли, оставив свои богатые селенья. Хабаров оставил «залогу» (гарнизон) из $50$ казаков в одном из таких брошенных селений – «Левкаевом городке». А сам в мае $1650$ года возвратился в Якутск за подмогой.

Замечание 1

Первый поход окончился, вроде бы, неудачей – не было добычи, покоренных народов. Но Хабаров привез чертеж даурских земель. Это была первая подробная карта этого края. Эти материалы активно использовались при создании карт Сибири во второй половине $ XVII$ века.

Второй поход Хабарова

По возвращении в Якутск, Хабаров сразу же взялся за организацию новой экспедиции. Он умышленно преувеличивал богатства Даурского края. К средине лета $1650$ года он выступил из Якутска во главе отряда из $160$ человек с пушками и припасами. Пройдя старым маршрутом, он воссоединился на Амуре с оставленным отрядом и захватил укрепленный город Албазин. Эта крепость стала опорой русских в освоении прилегающих земель и покорении местных племен.

Через некоторое время Хабаров двинулся вниз по Амуру. Поход сопровождался стычками с местными племенами дауров, нанайцев, маньчжуров. Узнав, что маньчжуры собрали большое войско, Хабаров отступил до Зеи. Там он перезимовал и послал отряды осваивать прилегающие земли, посылая в Якутск и Москву описания богатств здешних земель.

На завоеванные Хабаровым земли в августе $1653$ года прибыл новоназначенный воевода Дмитрий Зиновьев со $150$ казаками. Хабаров был арестован, а его добро конфисковано.

В Москве Сибирский приказ велел Хабарова освободить, а его вещи вернуть. Сам Хабаров собирался снарядить новый поход. Но неожиданно он исчез. Больше сведений о нем нигде не сохранилось.

Замечание 2

Неизвестно, где и когда скончался Хабаров. Но в честь этого отважного землепроходца и покорителя далеких земель назван самый большой город на Амуре – Хабаровск (центр Хабаровского края), а на железной дороге есть станция под названием Ерофей Павлович.

Итоги походов Хабарова

Можно по-разному относиться к методам Хабарова. Но не будем скидывать со счетов специфику того времени. Хабаров проявил себя умелым организатором и командиром. Он сумел завоевать обширные земли Приамурья, составил подробные чертежи освоенных земель и пройденных маршрутов, описал богатства Амурского края. Основав несколько укрепленных городков, Хабаров создал предпосылки для укрепления России на Дальнем Востоке.

Ерофей Хабаров, краткая биография которого будет рассмотрена далее, внес огромный вклад в расширение территории страны. Его судьбу и жизнь захватило движение на восток государства. Рассмотрим далее, как жил Хабаров Ерофей Павлович, что открыл этот человек, какими достижениями вошел в историю.

Место рождения

Споры о нем ведутся достаточно давно. Основными местами рождения называют деревню Святица в Вотложемской волости, села Курцево и Дмитриево. Первое считается наиболее подходящим вариантом. Автором теории о том, что Хабаров Ерофей родился в Дмитриево, был ученый из Ленинграда Белов. Он исследовал достаточно много документов, на основании чего и выдвинул гипотезу. Посчитав местом рождения село Дмитриево (которое сейчас существует в Нюксенском районе), ученый не принял во внимание тот факт, что это поселение не относилось по прежнему административно-территориальному делению к Вотложемской волости.

Ерофей Хабаров: краткая биография

Будущий предприниматель и путешественник был крестьянином. Ерофей Хабаров (годы жизни и смерти 1603-1671) оставил свою семью и довольно крупное хозяйство и вслед за другими вполне зажиточными и вольными хлебопашцами Вологодчины, охотниками и рыболовами Приморья, ищущими приключений и богатства казаками с Дона и Волги, направился за Каменный Пояс. Все эти люди стремились в таежные края к рекам в Восточной Сибири. Так, Ерофей Хабаров прибыл в 1628-м году к Енисею. Здесь он достаточно быстро освоил территорию, стал заниматься привычным хлебопашеством, начал торговлю. Некоторое время Хабаров Ерофей служил в Енисейске. Совершив поход к Таймыру и Мангазее, вместе с братом Никифором он хотел вернуться к семье, под Великий Устюг. Однако вместо этого они снова направились в Сибирь. Шли они за толпой устюжских и вологодских переселенцев. Людей гнали по указу царя вместе с двинскими женщинами. Последние предназначались в жены ленским и енисейским стрельцам. Хабаров Ерофей не стал в Сибири развивать хлебопашество. Но ему очень везло в торговле. Вскоре он стал богатым предпринимателем. После того как в народе прошел слух о богатствах на берегах реки Лены, он собрал отряд, получил необходимые припасы из казны и направился в новое место.

Тюрьма

В течение первых семи лет Хабаров Ерофей скитался по притокам реки. Здесь он занимался пушным промыслом. В 1639-м он остановился в устье Куты. Со дна озера, находившегося там, били небольшие соляные ключи. Здесь и осел Хабаров Ерофей, засеял участок, соорудил колодцы и варницы. Несложную технологию солеварения он выучил еще на родине - в Тотьме, Устюге и Соли Вычегодской. Вскоре здесь развернулась торговля солью, хлебом и другими товарами. Весной 1641-го Хабаров Ерофей перешел к устью Киренги. Здесь он также завел хозяйство, которое достаточно быстро расширялось. Однажды он одолжил отряду Головина 3 тыс. пудов хлеба. Однако воевода не только не вернул то, что взял, но и в скором времени отнял у Ерофея весь хлеб, соляную варницу передал в казну, а самого Хабарова бросил в тюрьму. Вновь обрести свободу предпринимателю удалось только к 1645-му году. Однако все, чем занимался русский исследователь Ерофей Павлович Хабаров, осталось в прошлом.

Поход в Даурию

В 1648-м году на смену Головину пришел Францбеков. Приблизительно в это же время состоялась экспедиция Пояркова в Даурию. Однако контакт с местными жителями был не очень удачным. Хабаров знал об этом. Кроме того, у него была информация от разных людей о нравах, богатствах Даурии. Ерофей Хабаров кратко изложил имевшиеся сведения Францбекову. Он рассчитывал на то, что новый воевода не упустит шанса разбогатеть. Так состоялась экспедиция Ерофея Хабарова в Даурию. Собственных средств у него не было, однако путешественник уже достаточно хорошо знал нравы начальников. Францбеков дал в кредит казенное оружие (несколько пушек в том числе) и военное снаряжение, а также сельскохозяйственный инвентарь. Из личных средств воеводы (под проценты) все участники похода получили деньги. Для обеспечения перемещения по реке, Францбеков отобрал суда у якутских промышленников. Воевода отнял у них также и хлеб в достаточно большом количестве, чтобы снабдить 70 казаков, которых собрал в отряд Хабаров.

Переправы

Хабаров, понимая, что незаконные поборы и лихоимство воеводы могут привести к смуте, в короткий срок провел сборы и вышел из Якутска. Осенью 1649-го года его отряд уже шел вверх по рекам Лена и Олекма к устью Тунгира. Во время заморозков экспедиция сделала остановку. В январе 1650-го отряд пересел на нарты и двинулся вверх по Тунгиру к югу. Пройдя отроги на Олемкинском Становике, весной люди добрались до Урки. Спустя время здесь будет располагаться и поселение (то, что названо в честь Ерофея Хабарова).

Освоение территорий

Дауры, узнав о приближении отряда, поспешили покинуть свои поселения. Так хабаровцы вступили в первый хорошо укрепленный, но к тому времени уже пустой город князя Лавкая. Здесь казаки увидели большие и светлые бревенчатые дома. Их было несколько сотен. Широкие окна домов были затянуты промасленной бумагой. В каждом из них могло жить 50 и больше человек. Были здесь и хорошо укрытые большие ямы. В них находились хлебные запасы. Следующий пункт, к которому шел Ерофей Хабаров, - Амур. По пути отряд заходил в такие же пустые городки и поселения. В итоге в одном из сел казаки обнаружили женщину. Ее привели к Хабарову. Она рассказала, что по другую сторону реки находилась страна, много богаче и больше, чем Даурия. В ней был влиятельный правитель, обладавший войском с пушками и другим оружием. Страной, о которой женщина говорила, была Маньчжурия.

Новый поход

В "Левкавом городке" Хабаров оставил около 50-ти казаков. В 1650-м к концу мая он вернулся в Якутск. Будучи в походе, Хабаровск составил чертеж Даурии. Эту карту и отчет о его поездке впоследствии переправили в Москву. Чертеж территории стал одним из ключевых источников, использованных при создании в 17-м веке карт Сибири. В Якутске Хабаров снова объявил набор в отряд, говоря везде и всюду о несметных богатствах Даурской земли. В итоге к нему присоединилось 110 человек. Францбеков приставил к ним 27 "служилых" людей и снабдил отряд тремя пушками. К осени 1650-го Хабаров вернулся к Амуру.

Захватнические походы

Свой отряд он обнаружил у стен крепости Албазин. Казаки пытались штурмовать ее. Дауры, увидев новый отряд, бросились бежать. Но русские догнали их, захватили множество пленных. Хабаров сделал Албазин своим базовым лагерем. Отсюда он совершал нападения на даурские селения, расположенные поблизости, брал пленных. Среди заложников были и женщины. Их казаки распределяли между собой.

Флотилия

В июне 1651-го начались плавания по Амуру. Первое время казаки видели только оставленные и сожженные жителями небольшие поселения. Однако спустя несколько дней флотилия Хабарова подошла к хорошо укрепленному городу. За его стенами к обороне приготовился целый даурский гарнизон. Благодаря пушечному обстрелу казаки взяли город. После захвата в течение нескольких недель отряд стоял в городе. Хабаров рассылал гонцов во все стороны, чтобы убедить даурских князей добровольно перейти под власть русского царя и выплачивать ясак. Но местные жители были в то время подданными Маньчжурии. Даурские князья не видели смысла в выплате дани еще одному правителю. Флотилия Хабарова, захватив лошадей, направилась дальше. Казакам снова встречались несжатые пашни и опустевшие селения. Согласно источникам, в августе чуть ниже устья русский отряд без сопротивления занял крепость, окружил соседнее поселение и заставил местных жителей признать подданство царя. Хабаров рассчитывал получить крупную дань, но захваченные смогли принести несколько соболей, пообещав, что осенью выплатят ясак полностью. Между казаками и даурами установились на первый взгляд мирные отношения. Однако спустя несколько дней местные жители вместе с семьями бросили жилища и ушли. Хабаров в ответ на это сжег крепость и продолжил поход вниз по Амуру. От устья Буреи начиналась территория, заселенная гогулями. Это был родственный маньчжурам народ. Поселения были разбросаны и местные жители не могли оказать сопротивления казакам, которые высаживались на берег и грабили их. Также быстро были захвачены пашенные дючеры, которые в свое время истребили часть отряда, участвовавшего в походе Пояркова. Люди Хабарова были лучше вооружены и их было много больше.

Нанайские поселения

К концу сентября отряд достиг новых территорий и остановился в большем поселении. Половину казаков Хабаров направил за рыбой вверх по реке. Нанайцы вместе с дючерами, воспользовавшись этим, напали на часть отряда. Однако местные жители были повержены и, потеряв более ста человек убитыми, отступили. Хабаров, в свою очередь, укрепив поселение, остался там зимовать. Оттуда казаки совершали набеги на местные поселения и собирали ясак. Весной 1652-го на них напал большой (порядка 1000 человек) маньчжурский отряд. Но нападавшие были разгромлены. Хабаров понимал, что своим немногочисленным отрядом не сможет захватить всю страну. Как только вскрылась река, он оставил острожек и направился против течения.

Раскол отряда

В июне чуть выше устья р. Сунгари Хабаров встретил русский вспомогательный отряд. Но, несмотря на это, отступление он продолжил, поскольку узнал, что маньчжуры собрали против него 6-тысячное войско. В начале августа Хабаров остановился у устья р. Зеи. Там часть отряда "охочих людей" взбунтовалась и, захватив три корабля, бежала. Двигаясь по Амуру, они грабили и убивали нанайцев, дауров и дючеров. Так они приплыли к Гиляцкой земле и поставили острог для сбора ясака. Однако Хабарову не нужны были соперники. В сентябре он добрался до этого острога и обстрелял его. Взбунтовавшиеся люди пообещали сдаться, если останутся в живых и у них не заберут их добычу. Хабаров выполнил это условие только частично. По его приказу изменников жестоко избили (некоторых до смерти), а добычу он оставил себе.

Вторая зимовка

Ее Хабаров провел в Гиляцкой земле. К весне 1653-го он вернулся к устью Зеи, в Даурию. В течение лета его казаки плавали вниз и вверх по Амуру, собирали ясак. Левый берег реки между тем опустел. Власти Маньчжурии приказали жителям переселиться на правую сторону. Русский царь к тому времени направил войско из 3-х тысяч человек, которым командовал Лобанов-Ростовский. Однако перед дружинниками прибыл посол царя Зиновьев. Он привез Хабарову и другим участникам похода награды. Вместе с этим Зиновьев отстранил атамана от дальнейшего руководства. Когда же Хабаров стал возражать, посол избил его и повез в Москву. По пути Зиновьев отобрал у него все, что было.

После встречи с царем

Алексей Михайлович пожелал видеть Хабарова. Он оказал ему хороший прием, приказав Зиновьеву вернуть атаману все имущество. Хабарову царь пожаловал звание "сына боярского". Государь назначил его приказчиком поселений на территории от Лены до Илима. Кроме этого, Хабаров получил несколько сел в Восточной Сибири. Однако царь, зная о жестокости атамана к туземному населению, запретил ему возвращаться на освоенные земли. Государь высоко оценил тот вклад, который внес в расширение территории страны Хабаров Ерофей Павлович - что открыл и освоил этот человек с того времени является частью державы. Со временем на Дальнем Востоке был образован огромный край. Его административный центр носит название Хабаровск. Кроме этого, выше было сказано о железнодорожной станции, которая носит имя этого человека. Следует сказать, что это поселение существует и сегодня. Кроме этого, именем атамана названо несколько небольших сел, улицы в различных городах страны.

Место захоронения

Оно доподлинно неизвестно. Как говорят источники, последние свои годы Хабаров провел в Усть-Киренге. Сейчас он называется городом Киренском (в Иркутской обл.). Поэтому широкое распространение получило мнение, что место смерти атамана именно там. Но, согласно другим данным, могила Хабарова находилась в Братском остроге (г. Братск той же Иркутской обл.).

Монумент

Он установлен (административном центре края) на привокзальной площади. Скульптура, взятая за основу монумента, была создана Мильчиным. Памятник Ерофею Хабарову установили 29-го мая 1958-го г. Решение же создать монумент приняли за пять лет до 100-летия города. Работа над скульптурой началась еще в 1950-х годах. Она была небольшого размера и выставлялась на Художественной Всесоюзной выставке. Когда решался вопрос о памятнике Хабарову, за основу была взята именно эта скульптура. Что касается сходства, то о нем не может идти речь. В источниках нет ни изображений, ни даже описаний внешности Хабарова. Работа над монументом продолжалась до февраля 1958-го года. В то время начали отливать гипсовые формы отдельных элементов памятника. К середине марта была завершена формовка. Готовые элементы отправили в Подмосковье (в Мытищи) на художественный литейный завод. Монумент показывает Хабарова поднявшимся на скалу. Всматриваясь в амурские дали, в левой руке он держит свиток, а правой поддерживает полу шубы, соскользнувшей с плеча. На лицевой части постамента присутствует надпись "Ерофею Павловичу Хабарову". Высота фигуры - 4.5 м, общая высота вместе с постаментом - 11.5. Сооружение памятника было произведено за 2 дня до столетия города.

Ерофей Хабаров родился в семье крестьянина в деревне Дмитриево Вотложенского стана Устюжского уезда, на берегу реки Сухоны. Точная дата рождения неизвестна, предположительно - между 1603 и 1610 годами.

Великий Устюг издревле занимал выгодное географическое и экономическое положение между Европой и Сибирью. Многие местные крестьяне под влиянием рассказов о несметных богатствах сибирской земли подавались в Сибирь, за Камень, на промысел в «сибирские торги» или подряжались сопровождать московских купцов.

Решила попытать счастья и семья Павла Хабарова. Старший сын Ерофей уже в 1623-1624 годах сходил в земли на реке Лене и возвратился с успехом. В 1625 году братья Ерофей и Никифор отправились в свой совместный путь в «златокипящую вотчину» Мангазею. Отец в своем напутствии наказывал братьям помогать друг другу, и Ерофей и Никифор исполняли этот завет всю свою жизнь.

Братья поднялись по Оби из Тобольска, вышли в океан и достигли города Мангазеи на полуострове Таймыр. В 1630 году Хабаров вернулся из Мангазеи в Тобольск. В этом же году он перебрался на реку Лену, где скупал пушнину, открыл соляную варницу, построил мельницу. Здесь у Хабарова возник конфликт с действующим воеводой, которому очень приглянулось его имущество. Хабаров даже попал в острог, где пробыл до 1645 года.

В 1648 году новым воеводой стал Дмитрий Францбеков. Ерофей Хабаров обратился к нему с просьбой помочь снарядить экспедицию в Даурию (Забайкалье). Такую поддержку он получил, и в 1649 году из Якутска отправилась экспедиция. Продвижение было медленным, и к 1652 году путешественники смогли дойти только до впадения Сунгари в Амур. В ходе экспедиции была составлена первая русская карта Амура, а также подчинено много племен. Почти четыре года (с 1649-го по 1653-й) отряд Хабарова «путешествовал» по Амуру. За это время было одержано множество побед. Русские громили даурских и дючерских князей, заставляя их платить дань русскому царю. За время похода Хабаров составил чертеж реки Амур, это была большая, кропотливая и плодотворная работа.

Кроме внешних факторов, мешающих продвижению вперед, таких как враждебность маньчжурских правителей, начался раскол и внутри собственного отряда. Жестоко расправившись с зачинщиками бунта, Хабаров и сам попал под следствие. В 1653 году на Амур прибыл дворянин Зиновьев с поручением царя провести поход по реке. Многие недовольные местные казаки стали жаловаться на Хабарова. Сообщалось, что он жесток с местными жителями и сильно приукрашивает богатства Приамурья.

В результате Ерофея Павловича сместили с должности приказного человека, и он был вынужден отправиться с Зиновьевым в Москву. В ходе следствия Хабарова оправдали. В 1655 году он отправил Алексею Михайловичу Романову челобитную, в которой подробно описал свои достижения в покорении даурских и сибирских просторов. Царь признал его заслуги, и Хабаров был возведен в чин «сына боярского».

В результате его назначили управляющим Усть-Кутской волостью. Последние сведения о биографии Хабарова относятся к 1667 году, когда он предложил проект нового похода по Амуру. Оставшиеся годы он прожил в Усть-Киренге, где, по всей видимости, и умер в 1671 году. Место смерти и захоронения неизвестно. Есть предположение, что где-то в Иркутской области, но где конкретно - не знает никто.

Заслуги Ерофея Хабарова в открытии и освоении новых земель еще долго будут в памяти благодарных потомков. Во многих городах России есть улицы, названные в его честь. И есть город Хабаровск - столица одноименного края.

Хабаров Ерофей Павлович - один из самых знаменитых исследователей российских территорий. Благодаря его трудам было открыто большое количество новых земель, которые стали использовать в сельскохозяйственных целях. Первооткрыватель ряда соляных залежей. Сегодня мы поговорим о том, какую удивительную жизнь прожил Ерофей Хабаров. Что открыл этот человек, и какой след оставил в истории нашей страны.

Появление на свет

На сегодняшний день доподлинно неизвестно, где именно родился землепроходец. Единственное точно удалось узнать - это случилось в Вотложемской волости.

Согласно мнениям некоторых этнографов прошлого века, существует три варианта селений, где родился Хабаров:

  • село Курцево;
  • село Дмитриево;
  • посёлок Святица.

Но теорию ленинградского учёного Белова о том, что местом рождения Хабарова является село Дмитриево, в начале 21-го века опровергли. Это связано с тем, что современная территория поселения на тот момент не входила в Вотложемскую волость.

Краткие биографические сведения

Исследователь Ерофей Хабаров (годы жизни 1603-1671) умер в возрасте 68 лет. За это время он успел оставить огромный след в истории.

Хабаров был крестьянином, но, несмотря на все трудности, которые выпадали на плечи этой категории населения, он не переставал мечтать о путешествиях.

В возрасте 25 лет его мечта, наконец, осуществилась. Оставив достаточно крупное хозяйство, он вместе с другими зажиточными селянами, рыболовами, охотниками, казаками и просто любителями приключений отправился за территорию Каменного Пояса.

В 1628 году он уже прибыл к Енисею. На данной территории молодой человек быстро освоился и начал заниматься привычным для себя хлебопашеством, в круг его интересов вошла торговля. Через некоторое время Ерофей поступил на военную службу в Енисейске.

После окончания военной службы Ерофей Хабаров, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, вместе со своим братом Никифором хотел вернуться на родину, но из-за гонений вологодских и устюжских переселенцев, братья приняли решение отправиться в Сибирь. На новом месте жительства будущий исследователь снова занялся торговлей, и в течение короткого промежутка времени стал достаточно богатым предпринимателем.

Когда на территории Сибири появились слухи о природных богатствах возле берегов реки Лены, Хабаров вместе с небольшим отрядом отправился исследовать новую территорию.

Попадание в тюрьму

После переселения к берегам реки Лены, Хабаров Ерофей Павлович (кратко о его жизни известно каждому, интересующемуся историей нашей страны) решил заняться пушным промыслом и поэтому путешествовал по всем притокам реки.

В 1639 году его серьезно заинтересовали соляные ключи, которые были размещены поблизости с устьем Куты. Здесь он и принял решение остановиться. Поскольку с технологией изготовления соли мужчин познакомился ещё на своей родине, то единственное, что ему оставалось, это выкупить участок земли и построить на нём колодцы и варницы. В скором времени Хабаров наладил торговлю хлебом, солью и другими необходимыми продуктами.

Но поскольку мужчина не любил длительное время оставаться на месте, то через 2 года он решил перебраться к устью Киренги. На этой территории он тоже создал небольшое предприятие с солеварения, которое очень быстро развивалось.

Хабаров Ерофей никогда не жалел денег и еды для бедных и нуждающихся. В один из дней известный на тот момент военный деятель Иван Головин (воевода поселения, где обитал исследователь) попросил у Хабарова три тысячи пудов хлеба в долг для его отряда. Но по прошествии времени он не только не вернул взятое, а и с помощью силы отобрал у Хабарова его солеварню и землю с посеянным зерном, а самого исследователя отправил в заточение. Выйти на волю мужчине удалось только в 1645 году, но все его предприятия уже были изъяты.

Даурская экспедиция

В 1648 году Ерофей Хабаров, фото которого, как читатель сам понимает, с тех времен не сохранились, услышал о том, что на территории Даурии находится огромное количество природных богатств и имеется возможность построить значительный капитал. Поскольку самостоятельно отправляться на новую территорию у мужчины не было ни средств, ни желания, он решил воспользоваться поддержкой нового воеводы поселения - Дмитрия Францбекова.

Расписав воеводе все плюсы от данной экспедиции, Хабаров Ерофей получил взаймы казенное оружие (в состав входило даже несколько пушек), снаряжение для военных действий и ряд сельскохозяйственных принадлежностей. Из собственных финансовых средств Францбеков выделил каждому участнику экспедиции небольшую сумму. Для того чтобы Ерофей и его помощники смогли переплыть через реку, воевода предоставил им судно, отобранное у промышленников из Якутии. У этих же торговцев и был отобран хлеб в таком количестве, которого было достаточно, чтобы прокормить 70 человек (именно это число людей входило в отряд Хабарова).

Переправа по реке

Хабаров Ерофей, узнав о том, каким образом Францбеков нашёл весь необходимый инвентарь для его экспедиции, решил не медлить с отплытием, поскольку опасался недовольства со стороны якутских торговцев.

В 1649 году отряд исследователя уже направлялся в сторону устья Тунгира по рекам Лена и Олекма. В пути их застигли заморозки, поэтому участники экспедиции были вынуждены совершить остановку.

Вначале января 1650 года участники экспедиции перебрались в нарты и поплыли по Тунгиру в южном направлении.

Пересёкши отроги Олемкинского Становика, отряд достиг Урки (через промежуток времени там была построена железная дорога и поселение, названное в честь Хабарова).

Изучение земель

Жители Дауры узнали о приближении отряда Хабарова раньше срока, поэтому, собрав вещи, покинули своё место обитания. Таким образом, участники похода прибыли в опустевший город.

Исследовав город, Хабаров и его помощники обнаружили около сотни больших домов с широкими окнами. Согласно расчётам, в одном таком доме могло поселиться не менее 50 человек. Также на территории поселения находились глубокие ямы, в которых были скрыты запасы хлеба.

Затем мужчины решили отправиться к берегу Амура. На их пути встретилось несколько поселений, которые также были пустыми. В одном из таких жилищ участники отряда обнаружили женщину, которая рассказала о том, что на другом берегу реки находится большой город, правитель которого обладает сильным войском и несметными богатствами. Она описывала Маньчжурию.

Очередная экспедиция

Получив информацию от женщины, Хабаров решил оставить в освоенной территории 50 человек из своего отряда, а сам, вместе с оставшимися людьми отправился обратно в Якутию. В конце весны 1650 году он достиг своей цели.

На обратном пути в Якутию исследователь занимался составлением детального чертежа территории Даурии, который затем был отправлен в Москву.

Именно этот чертёж был основой при создании карт Сибири 17-го века.

В Якутии Хабаров начал собирать новый отряд, соблазняя людей несметными богатствами земель Даурии. В результате данной пропаганды ему удалось собрать 110 человек. При этом 27 из них были подручными Францбекова. Отряд был снабжён тремя пушками.

Вначале осени этого же года Ерофей снова вернулся к берегам Амура.

Захватнические действия

Прибыв на территорию Даурии, исследователь обнаружил оставшихся здесь людей у стен крепости Албазин, где они сражались с местными жителями. Увидев подмогу со стороны Хабарова, коренные жители решили отступить. Но люди Ерофея догнали их и взяли в плен.

Ерофей Павлович принял решение сделать базовый лагерь на территории крепости Албазин. Именно оттуда он курировал нападения на местных жителей. Стоит отметить, что участники отряда брали в плен даурийских женщин и делили их между собой.

Исследования берегов Амура

Вначале лета 1651 года Хабаров и его люди начали исследовать просторы Амура. Изначально участники отряда видели только покинутые поселения, но уже спустя несколько дней, они достигли хорошо укреплённого города. За его стенами к борьбе приготовился целый отряд даурийских воинов. Но, воспользовавшись пушками, отряд Хабарова преодолел препятствие и захватил город.

После этого исследователь занялся рассылкой гонцов в различные поселения Даурии для того, чтобы местные жители перешли под управление русского царя и начали выплачивать ему дань. Но большинство местных жителей отвергло предложение, поскольку они были подданными Маньчжурии и не желали выплачивать дань ещё одному правителю.

Добыв лошадей, отряд Хабарова направился дальше. На территории возле реки Зеи людьми исследователя было захвачено ещё одно поселение. Ерофей Павлович рассчитывал получить с пленных огромную дань, но местные жители предоставили ему только несколько соболей, пообещав, что к осени отдадут всё остальное. Казалось бы, отношения между отрядом Хабарова и местными жителями наладились, но буквально через несколько ночей коренные поселенцы сбежали. Исследователя это разозлило и он, сжёгши захваченную крепость, отправился дальше.

Начиная от устья Буреи, находились территории, заселенные гогулями - схожий с маньчжурами народ. Они также были захвачены и ограблены людьми Хабарова.

Территории нанайцев

В сентябре люди Хабарова достигли новых территорий и остановились в одном из крупных селений. Одну часть своего отряда мужчин отправил на вылов рыбы. Местные жители воспользовались этим и атаковали их. Но им не удалось получить победу, потеряв более 100 человек, они решили отступить.

В ответ на подобное поползновение Хабаров занялся укреплением поселения и остался в нём на зимовку. Именно оттуда люди исследователя отправлялись к местным жителям, грабя их или забирая дань.

Весной 1652 году Хабаров с людьми был подвержен нападению огромного отряда маньчжурских воинов, около 1000 человек. Но нападающие были повержены.

Ерофей Павлович Хабаров понимал, что количества его людей не хватит, чтобы захватить Маньчжурию, поэтому сразу же после таяния льда на реке он покинул место зимовки и отправился наперекор течению.

Раздор в отряде

Преодолев устье реки Сунгари, Хабаров и его люди встретили российский вспомогательный отряд. Но даже это не заставило его вернуться для завоевания территории Маньчжурии, поскольку он разведал, что правитель этой территории собрал против него шеститысячное войско.

В начале августа, возле устья реки Зеи, часть отряда Хабарова взбунтовалась, люди не желали просто так отступать от цели, поэтому, похитив 3 корабля, они бежали. Передвигаясь по просторам Амура, они занимались грабежом близлежащих территорий. Достигнув Гиляцкой земли, они решили создать там свой острог и изымать повинность из дауров.

Но подобный поворот ситуации не понравился Хабарову, поэтому, добравшись до данного острога, он уничтожил его. Изменники обещали сдаться при условии, если им оставят жизнь и добычу, но Ерофей Петрович не пошёл на договор и не только забрал добычу, но и избил предателей практически до смерти.

Очередная зимовка

Искоренив изменников, Хабаров остался на территории Гиляцкой земли для зимовки. Весной 1653 года он вернулся в Даурию, к устью речки Зеи, где и находился на протяжении всего лета. В этот период его люди ездили по прилегающим к Амуру территориям и собирали дань.

Немного позже к Хабарову и другим участникам похода прибыл посол российского царя, который привёз им награды. Он сообщил Ерофею Петровичу о том, что тот больше не имеет прав управлять отрядом, и отстранён от дел. После возражений исследователя он был избит и отправлен в Москву.

Зиновьев лишил мужчину всего.

Встреча с царем

В Москве Ерофей Хабаров, биография которого интересна современникам, предстал перед царём. Тот оказал ему достаточно хороший прием и дал приказ Зиновьеву вернуть всё имущество Ерофея Петровича.

Исследователь получил титул «боярского сына». Царь дал Хабарову возможность управлять несколькими поселениями, размещёнными на территории возле реки Лена, и подарил несколько сёл в Восточной Сибири. Он должным образом оценил вклад исследователя.

По прошествии времени на территории Дальнего Востока был создан большой край, центр которого получил название Хабаровск.

Последние свои годы землепроходец провёл на территории современного города Киренск (Иркутская область), согласно современным исследователям, именно там и расположена могила этого великого человека.

Ерофей Хабаров (кратко об этом человеке вы узнали из статьи) действительно заслуживает уважения, поскольку, несмотря на все жизненные тяготы, смог достигнуть больших высот и оставить своё имя в истории.