14.09.2020

История любви николая гумилева и анны ахматовой нашла отражение в их. История любви николая гумилева и анны ахматовой нашла отражение в их Живописные портреты Анны Ахматовой





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством двух великих поэтов ХХ века - Гумилевым и Ахматовой;
  • дать возможность учащимся ощутить трагичность времени, в котором жили Н. Гумилев и А. Ахматова, прикоснуться к их нелегким судьбам, понять особенности их внутреннего и поэтического мира;
  • развивать навыки и умения декламации поэтического текста, воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта, любовь к русской литературе.

Возраст: учащиеся старших классов.

Оборудование: портреты Ахматовой и Гумилева, сборники их стихотворений, презентация, музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Верди.

Ведущий 1. СОЛНЦЕ пекло немилосердно. Особенно тяжело приходилось дамам: их сложные пляжные наряды (под шелковыми платьями непременно имелись две юбки, одна из которых была жестко накрахмалена, тугой лиф и, само собой разумеется, корсет) вовсе не располагали к беспечному отдыху. Разговор между отдыхающими вяло перетекал с погоды на обсуждение общих знакомых, мужчины сонно ухаживали за женщинами, а женщины так же вяло флиртовали с кавалерами. И вдруг головы курортников как по команде повернулись в одну сторону. На пляже появилась босоногая лохматая девчонка в платье, надетом на голое тело. Тогда никто из отдыхающих не предполагал, что эта бесстыдная особа станет известна всей России под именем Анна Ахматова. (Слайд 2)

Ведущий 2. В то время пылкий юноша вовсю старался подражать своему кумиру Оскару Уайльду. Носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Однако для того чтобы завершить образ трагического, загадочного, слегка надломленного персонажа, Гумилеву не хватало одной детали. Все подобные герои непременно были поглощены роковой страстью, терзались от безответной или запретной любви - в общем, были крайне несчастливы в личной жизни. На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств. (Слайд 3)

Валерия Срезневская (ближайшая подруга). АННА и НИКОЛАЙ познакомились в Рождественский сочельник. Она шла со мной по Гостиному двору с елочными игрушками в руках. 14-летняя Аня “была стройной девушкой, с красивыми белыми руками и ногами и густыми черными волосами, прямыми как водоросли, и с большими светлыми глазами, странно выделявшимися на фоне черных волос”. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги. Николая поразила не столько необычная внешность и романтическое обаяние Анны, сколько холодность и недоступность девушки.

Ахматова.

О первой встрече я написала:
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, видно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый. (Слайд 4)

Валерия Срезневская. Холодноватый прием ничуть не уменьшил пыл влюбленного поэта - вот она, та самая роковая и безответная любовь, которая принесет ему желанное страдание! И Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого. Владимир Голенищев-Кутузов - репетитор из Петербурга - был главным персонажем ее девичьих грез. Из уст в уста передавалась в литературных кругах Петербурга история безответной любви юного поэта к Анечке Горенко.

Гумилев. В 1906 году я уезжаю в Париж. (Слайд 5) Там надеюсь забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа. Но “Разлука убивает слабое чувство и разжигает сильную страсть…”. Я прилежно посещал лекции в Сорбонне, интересовался театром, живописью, литературой, выпускал журнал “Сириус”, в трех вышедших номерах которого печатаюсь под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Во втором номере журнала опубликовал одно из ранних стихотворений Ани. Это было ее первой публикацией:

На руке его много блестящих колец -
Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Но на бледной руке нет кольца моего.
Никому, никогда не отдам я его.
Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:
“Сохрани этот дар, будь мечтою горда!”
Я кольца не отдам никому никогда.

Но Анечка с точёным профилем не забывалась.

Ведущий 1. Аня Горенко внезапно понимает, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта (родители Ахматовой узнали о влюбленности дочки в петербургского репетитора и разлучили Аню и Володю). Ухаживания Николая настолько сильно льстили самолюбию Ахматовой, что она даже собиралась выйти за него замуж, несмотря на то, что до сих пор была влюблена в питерского репетитора. К тому же вечные разговоры Гумилева о роковой любви не прошли даром - теперь Ахматова и сама не прочь сыграть роль трагической фигуры. Вскоре она отправляет Гумилеву письмо с жалобами на свою ненужность и заброшенность.

Гумилев. Получил письмо от Ани. Полный надежд возвращаюсь из Парижа, навещаю ее в Евпатории и делаю очередное предложение руки и сердца. Но дело испортили… дельфины. Прогуливаясь со мной по пляжу и слушая объяснения в любви, Аня наткнулась на двух выброшенных на берег мертвых дельфинов. Неизвестно почему это зрелище так сильно повлияло на нее, и я получил очередной отказ. (Слайд 6)

Ведущий 2. Трижды Николай Гумилёв приезжал в Киев, предлагал ей руку и тоскующее сердце, а она, хоть и подавала надежды на взаимность, в решающий момент всегда отказывалась. Между ними стоял В.Г.-К. Этому человеку в белых перчатках она посвятила строки:

Хочешь знать, как все это было?
Три в столовой пробило, и,
Прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
“Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила…”

За что она его любила? На этот вопрос она не ответила б никогда. Это была просто необъяснимая первая любовь. Когда Гумилев получил ее письмо, он буквально прилетел из-за границы. На лице была улыбка не победителя, а Одиссея.

Ведущий 1. Купальный сезон закончился, городок Трувиль погрузился в спячку, и тут произошло событие, которое взбудоражило все немногочисленное местное население: полицейский арестовал некоего загадочного иностранца. Это был высокий узкоплечий блондин, без вещей. Он довольно прилично говорил по-французски, но объяснить, что делает на берегу холодного моря в столь поздний час, был не в состоянии. Как бродяга он был препровожден в полицию, что весьма приятно сказалось впоследствии на русской литературе. Этим загадочным иностранцем был не кто иной, как поэт Николай Гумилёв. Он прибыл из Парижа в нормандский городок Трувиль с одной-единственной целью: утопиться. Грязная Сена ему, видите ли, для этого не подходила: романтик, он с детства грезил морем. И если уж умирать, то в его благородных водах…. Свою неудачу Гумилев расценил как знак судьбы и решил попытать счастья в любви еще раз. Николай пишет Ахматовой письмо, где вновь делает ей предложение. И вновь получает отказ.

Ведущий 2. Тогда Гумилев снова пытается покончить с собой. Эта попытка была еще более театральной, чем предыдущая. Гумилев принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес, где его и подобрали в бессознательном состоянии бдительные лесничие.

Гумилев. Я совершил две демонстративно-неудачных попытки самоубийства, о чем сообщал в письмах к Анне, в прозе и в стихах: (Слайд 7)

Был влюблен, жег руки, чтоб волненье
Усмирить, слагал стихи тогда,
Ведал солнце ночи - вдохновенье,
Дни окостенелого труда.

Ведущий 1.Осенью 1909 года жизнь Гумилёва опять могла закончиться трагически. На сей раз планировалась дуэль. Подробности поединка утрачены, но доподлинно известно, что местом поединка была выбрана Черная речка. Та самая, где Пушкина настигла смертоносная пуля Дантеса. (Слайд 8) Сейчас дело до пули не дошло. Больше дуэлей в жизни Гумилёва не было, самоубийств - тоже, ибо ровно через неделю та, из-за которой он трижды пытался уйти из жизни, дала согласие стать его женой. Произошло это в Киеве.

Валерия Срезневская. “Анне он не нравился, - утверждает Срезневская, - но уже тогда Коля не любил отступать перед неудачами”. Сама Ахматова называет его в своих стихах “серым лебеденком”, превратившимся впоследствии в “лебедя надменного”. О высокомерии Гумилёва пишут многие, отмечая, что он умышленно создавал этот внешний сугубо защитный образ, под которым таились деликатность, застенчивость и даже робость.

Ведущий 2. Что-то заставило Анну принять очередное предложение руки и сердца. Что это было, горячая преданность Николая? Страх за его жизнь? А может, она прозревала в этом нескладном начинающем поэте великое дарование, масштабную трагическую личность. В этом нас убеждают строки из её письма:

Ахматова. "Я не пишу ничего и никогда писать не буду. Я убила душу свою... Гумилев – моя Судьба, и я покорно отдаюсь ей… Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной”. (Слайд 9)

Ведущий 1. В апреле 1910 года Гумилев, приехав в Киев, неожиданно попросил поэта Владимира Эльснера и киевского поэта Ивана Аксенова быть шаферами на свадьбе. Они обвенчались 25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви". Гумилев, будучи студентом Петербургского университета, предварительно получил согласие на вступление в брак от университетского начальства. (Слайд 10) Николаевская церковь на Никольской Слободке в предместье Киева была невелика, с куполами пирамидальной формы. По свидетельству старожилов, внутри она была очень уютной, иконы были по-домашнему украшены вышитыми рушниками. (Слайд 11)

Ведущий 2. Почему для этого торжественного акта была выбрана церковь Николаевская на Никольской Слободке? Очевидно, в связи с трауром в семье Гумилевых. Есть еще два объяснения в пользу этой церкви: она находилась вблизи Дарницы, где в то время жила мать Анны Андреевны, Инна Эразмовна, и, кроме того, была посвящена святому Николаю Марликийскому, покровителю Николая Гумилева. В архиве сохранился следующий документ:

СВИДЕТЕЛЬСТВО о браке Н.С. Гумилева с А.А. Горенко

Означенный в сем студент С.-Петербургского университета Николай Степанович Гумилев 1910 года апреля 25 дня причтом Николаевской церкви села Никольской Слободки, Остерского уезда, Черниговской губернии обвенчан с потомственной дворянкой Анной Андреевной Горенко, что удостоверяем подписями и приложением церковной печати.

Николаевской церкви села Никольской Слободки Остерского уезда Черниговской губернии священник (подпись)

Псаломщик (подпись) (Слайд 12)

Ахматова. В моих тетрадях есть следующая запись: "25 апреля 1910 года я вышла замуж за Н.С. Гумилева. Венчались мы за Днепром в деревянной церкви. В тот же день Уточкин летел над Киевом, и я впервые видела самолет. Шаферами были Вл. Эльснер и И.А. Аксенов".

Валерия Срезневская. Никто из родственников жениха и друзей Анны Андреевны не явился на венчание, это было чуть ли не тайное венчание: Анна Андреевна выехала из дому в своей обычной одежде, а где-то недалеко от церкви переоделась в подвенечный наряд. В семье Гумилевых считали, что этот брак продержится недолго. Семейная жизнь началась с разочарования.

Гумилев. Аня, ты любишь меня?

Ахматова. "Нет, не люблю, но считаю Вас выдающимся человеком.

Гумилев. Как Будда или как Магомет? Я надеюсь, что

Девушка, игравшая судьбой,
Сделается нежною женой,
Милым сотоварищем в работе.

Весной состоялась наша свадьба, а потом - свадебное путешествие в Париж.

Наступает недолгое время гармонии. (Слайд 13)

Тебе, подруга, эту песнь отдам,
Я веровал всегда твоим стопам,
Когда вела ты, нежа и карая,
Ты знала все, ты знала, что и нам
Блеснет сиянье розового рая.

Неведомская. Я и мой молодой муж были владельцами имения Подобино, старого дворянского гнезда в шести верстах от гораздо более скромного Слепнева, где Гумилёв и его жена проводили лето после возвращения из свадебного путешествия.В это лето мы познакомились с Николаем и Анной и встречались чуть не ежедневно. Гумилёв был изобретателен в выдумывании разных игр. Пользуясь нашей довольно большой конюшней, Николай придумал игру в “цирк”. Николай Степанович ездить верхом, собственно говоря, не умел, но у него было полное отсутствие страха. Он садился на любую лошадь, становился на седло и проделывал самые головоломные упражнения. Высота барьера его никогда не останавливала, и он не раз падал вместе с лошадью.

В цирковую программу входили также танцы на канате, хождение колесом и т. д. Анна выступала как “женщина-змея”: гибкость у нее была удивительная - она легко закладывала ногу за шею, касалась затылком пяток, сохраняя при всем этом строгое лицо послушницы. Сам Гумилёв, как директор цирка, выступал в прадедушкином фраке и цилиндре, извлеченных из сундука на чердаке. Помню, раз мы заехали кавалькадой человека десять в соседний уезд, где нас не знали. Дело было в Петровке, в сенокос. Крестьяне обступили нас и стали расспрашивать - кто мы такие? Гумилёв, не задумываясь, ответил, что мы бродячий цирк и едем на ярмарку в соседний уездный город давать представление. Крестьяне попросили нас показать наше искусство, и мы проделали перед ними всю нашу “программу”. Публика пришла в восторг, и кто-то начал собирать медяки в нашу пользу. Тут мы смутились и поспешно исчезли.

Валерия Срезневская. В 1912 году у Гумилевых родился сын Лев, будущий блестящий ученый-историк, этнограф и философ. (Слайд 14) Родители, погруженные в поэзию, мало занимались сыном, его воспитывала свекровь Анна Ивановна, все прощавшая "странной" невестке за подаренного внука. В день, когда Ахматова родила ему сына, Гумилев пропал. Через сутки он пришел с "лжесвидетелем" поздравить жену, выглядел очень смущенным. После рождения сына Левы они предоставили друг другу полную свободу, но не расставались формально еще шесть лет.

Ведущий 1. Своего дома у Ахматовой не было никогда, она так и звала себя - бездомной. Но бездомность ее была особого рода: где бы она ни появлялась - в салоне ли, в театре, в ночном кабаре, сразу же оказывалась в центре внимания. “Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, выплывала Ахматова”.

Ведущий 2. Гумилев сразу не признал жену поэтом. Он даже предназначал ей довольно скромную роль в организованной им студии стиха "Цех поэтов" - обязанности секретаря. В 1912 году “Цех поэтов” сформировал внутри себя группу акмеистов, которая провозгласила в своих манифестах и статьях опору на реалистическую конкретность, начав тем самым творческую полемику с символистами. Акмеизм (от греч. - пора рассвета, расцвет, высшая степень развития) вышел из символизма, в который юный Гумилев, по словам Ахматовой, поверил, “как люди верят в Бога”. Но акмеизм следовал за символизмом, как антитезис после тезиса. И в нем же, акмеизме, начался синтез, не случайно и поздний Гумилев, и поздняя Ахматова не порывают с поэтикой символизма. И Анна вроде бы была готова пожертвовать своим темпераментом и талантом ради семьи: "Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной". Но, видимо, Николая Степановича самого такое положение не устраивало, он вновь пустился в путешествие.

Ахматова. В то время, когда муж покорял Африку, меня посетило настоящее вдохновение: "Стихи шли ровной волной, до этого ничего похожего не было". Вернувшись, муж, между прочим, спросил: "А стихи ты писала?" Я, тайно ликуя, ответила: "Да". Он попросил почитать, прослушал несколько стихотворений и сказал: "Ты поэт - надо делать книгу".

Ведущий 1. Отношения вступили как бы в новую фазу сотрудничества двух поэтов: "Ты победительница жизни, И я товарищ вольный твой". Тогда же новым объектом безнадежной любви Николай Гумилев избрал Марию Кузьмину-Караваеву, свою племянницу. Чувство вспыхнуло быстро, и оно не осталось без ответа. Однако и эта любовь носит оттенок трагедии - Маша смертельно больна туберкулезом. Гумилев опять входит в образ безнадежно влюбленного.

Несмотря на измены и обиды Ахматова продолжала считать мужа выдающимся человеком, ни на секунду не забывала о значении Николая Гумилева для России:

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Гумилев. “Пятистопные ямбы” - одно из самых личных и автобиографических моих стихотворений, который до того поражал своей "объективностью, своей “безличностью” в стихах. Полные горечи строки в этих “Ямбах” обращаю к Ахматовой. В наших отношениях глубокая и неисправимая трещина:

Я знаю, жизнь не удалась… и ты,
Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебя, как Дамаянти
Когда-то проиграл безумный Наль.
Взлетели кости, звонкие как сталь,
Упали кости - и была печаль.

Сказала ты, задумчивая, строго:
- “Я верила, любила слишком много,
А ухожу, не веря, не любя,
И пред лицом Всевидящего Бога,
Быть может самое себя губя,
Навек я отрекаюсь от тебя”. -

Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных, тонких рук.
Я сам себе был гадок, как паук,
Меня пугал и мучил каждый звук.
И ты ушла в простом и темном платье,
Похожая на древнее Распятье.

Ведущий 2. В 1914 году Гумилев ушел добровольцем на фронт. (Слайд 15) "Милая Анечка, - писал он жене,- война мне очень напоминает мои абиссинские путешествия. Недостаток экзотичности покрывается более сильными ощущениями. В общем, я могу сказать, что это лучшее время моей жизни". Гумилев и на войне показал себя выдающимся человеком, сражался отчаянно-храбро, был дважды награжден орденом святого Георгия. Что чувствовала в это время его жена? Что писала?

Ахматова.

Будем вместе, милый, вместе,
Знают все, что мы родные,
А лукавые насмешки,
Как бубенчик отдалённый,
И обидеть нас не могут,
И не могут огорчить.
Где венчались мы, не помним,
Но сверкала эта церковь
Тем неистовым сияньем,
Что лишь ангелы умеют
В белых крыльях приносить.
А теперь пора такая,
Страшный год и страшный город.
Как же можно разлучиться
Мне с тобой, тебе со мной.

Ведущий 1. Сложно сказать посвящены ли эти строки, написанные Ахматовой в 1915 году, мужу или посвящены любовнику Борису Анрепу? Ещё до ухода мужа на фронт у Ахматовой завязались дружественно-любовные отношения с поэтом Николаем Недоброво, он-то и познакомил её с художником Борисом Анрепом. Видимо, Анреп был единственным, кого Ахматова любила, ему она подарила своё кольцо. Анна и не думала скрывать от мужа свой новый роман. Встретившись, он был вынужден выслушивать от жены жалобы, что Анреп не приходит и не пишет. Николай Степанович ударил по столу рукой: "Не произноси больше его имени!" Ахматова помолчала. Потом робко: "А можно еще сказать?" Николай Степанович рассмеялся: "Ну, говори!"

Супругам стало ясно, что брак не состоялся. Ахматовой было жаль, что она не смогла понести ту миссию, к которой готовилась, вступая в брак. Гумилев же ни о чем не жалел: "Ты научила меня верить в Бога и любить Россию".

Валерия Срезневская. 1917 году Гумилев отправился за границу, в Русский экспедиционный корпус. Положение Ахматовой в семье Гумилевых, где её всегда недолюбливали, стало уж совсем сомнительным. К тому времени Недоброво уехал в Ялту, где вскоре умер от туберкулеза. Анреп навсегда эмигрировал за границу… Анна решилась на новый брак с ученым египтологом Владимиром Шилейко. В замужестве Ахматова увидела не возможность семейного счастья, а желание искупить грехи: "К нему я сама пошла... Чувствовала себя такой черной, думала, очищение будет..." Гумилев тяжело воспринял окончательный разрыв с Ахматовой, к нему даже вернулись мысли о самоубийстве. Развод стал для Гумилева настоящим ударом - оказывается, он все еще любил свою Прекрасную Даму – Аню Горенко. К тому же выбор Анны Ахматовой его совершенно обескуражил: "Я плохой муж... Но Шилейко... катастрофа, а не муж..." (Слайд 16)

Ахматова. Владимир Шилейко был тоже выдающимся человеком: знал 52 языка, причем к изучению древнееврейского приступил самостоятельно в возрасте шести лет. Владимир Каземирович был нечеловечески работоспособен, требователен, даже жесток к себе и окружающим. Мне он запрещал писать стихи, встречаться с друзьями, сделал из меня своего личного секретаря и домработницу. Быт в Петрограде времен гражданской войны был очень тяжел: "Сыпняк, голод, расстрелы, темнота в квартирах, сырые дрова, опухшие до неузнаваемости люди". Мне приходилось колоть дрова и носить мешки с мукой.

Ведущий 2. Гумилев вернулся в Россию тогда, когда его единомышленники уже покидали ее. Он, привыкший всегда во всем идти против течения, словно не замечал царившей в стране разрухи и нависшей над ним самим угрозы. Он был на взлете своей славы и таланта, развил бурную литературную деятельность, ездил с выступлениями по стране, вступил в новый брак.

Ведущий 1. Он навещал бывшую жену, иногда приводя с собой сына, который жил у бабушки. В июле 1921 года он пришел к Ахматовой, и очень упрекал её за то, что она оставила литературную деятельность и литературные знакомства. Она же внутренне сердилась на него за то, что он не хотел понимать её теперешнего положения. Когда он уходил, спускаясь по темной винтовой лестнице, она бросила ему вслед: "По такой лестнице только на казнь ходить".

Валерия Срезневская. Предчувствие трагедии не обманули Ахматову. Гумилёв был арестован 3-го августа 1921 года, за четыре дня до смерти А. А. Блока. В августе 1921 года Гумилев, не написавший ни строки, которая могла бы быть названа "антисоветской", не участвовавший ни в Белом движении, ни в контрреволюционных заговорах, - был арестован и вскоре расстрелян. (Слайд 17) Незадолго до смерти он написал такие строки:

Я сам над собой насмеялся
И сам я себя обманул,
Когда мог подумать, что в мире
Есть что-нибудь, кроме тебя.

Валерия Срезневская. Анна остановилась около моста. Губы прошептали написанные строки:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней – пенье,
белых павлинов,
истертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
не любил чая с малиной
и женской истерики.
А я была его женой.

Последнюю строчку Анна скорее не прошептала, а проплакала. Сердце вдруг защемило: она его никогда больше не увидит. Ни его улыбки Одиссея, ни его серых глаз, никогда не услышит его поэзии о новых мореплавателях, конкистадорах, блудных сынах…Она побежала назад к тюрьме в надежде увидеть его. Он должен был улыбнуться ей. Она стучала в железные двери. Красноармеец выругался. Она отошла подальше от стен и под черными листьями клена начала искать глазами решетку окна его камеры. Глаза болели от напряжения. В его окне горела свеча. Он зажег ее, чтобы читать “Илиаду”. Андромаха прощалась с Гектором. До казни Гумилева оставалась троянская ночь.

Ведущий 2. Ангелы, которые спасали ее сероглазого короля от когтей африканских хищников, от смертельной жары абиссинских пустынь, от шальных пуль на германском фронте, были не в силах спасти его от большевистской гильотины. На первом же допросе, услышав обвинение, Гумилев засмеялся презрительно и сказал, что следователь услышит от него первый и последний ответ:

Гумилев. “Я не виновен, и вы это знаете. Вашей революции нужны жертвы, чтобы запугать тех, кто мыслит по-другому. Вы не услышите от меня ни одного имени. Вы не пополните список жертв, которые приносят комиссары кровавому молоху”.

Ведущий 1. Опорой Гумилева в его испытаниях была вера в Бога, христианская любовь к людям. Анна это хорошо знала. Дети в семье Гумилевых воспитывались по религиозным традициям. Мать часто ходила в церковь ставить свечку перед иконой божьей Матери. Это нравилось маленькому Николаю, позже, будучи гимназистом, сам ходил в церковь, долго молился перед иконой спасителя. Новый завет всегда был на его письменном столе.

Есть бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.

Который любит мир и верит в Бога.

Следователь. Сохранилось письмо с перечнем, кем являлся в это время поэт и какие занимал должности: “Председатель Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, член редакционной коллегии государственного издательства "Всемирная литература", преподаватель Пролеткульта, профессор Российского института истории искусств Николай Степанович Гумилев арестован по ордеру ГубЧКа. Ввиду деятельного участия Гумилева во всех указанных учреждениях и высокого его значения для русской литературы, нижепоименованные учреждения ходатайствуют об освобождении Н. С. Гумилева под их поручительство”. (Слайд 18)

Гумилев. Перед расстрелом я написал на стене камеры простые и мудрые слова: “Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь”.

С.Бобров (поэт-футурист, большевик). Н.Гумилёв достойно вел себя на расстреле. “Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу… Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление… Мало кто так умирает…” И смеялся он в лицо палачам в день расстрела – эта власть, убив поэта, опозорила себя, а его имя обессмертила…

Валерия Срезневская. Мать Гумилёва так и не поверила, что ее сына расстреляли. До последних дней своей жизни она верила, что он ускользнул из рук чекистов и уехал на Мадагаскар. В день ареста Н. Гумилёв провел свой последний вечер литературного кружка, окруженный влюбленной в него молодежью. В этот вечер он был оживлен, в прекрасном настроении, засиделся, возвращался домой около двух часов ночи. Девушки и молодые люди провожали его. Около дома его ждал автомобиль. На квартире у него была засада, арестовывали всех пришедших.

Ведущий 2. Его расстреляли 25 августа 1921 г. и дату смерти засекретили. Но чем провинился Николай Гумилёв перед большевиками? Он никогда открыто не выступал против режима правящего, учил пролетарскую молодёжь стилю звучания в поэзии и писал проникновенные стихи о своей родине. Гумилёв смело высказывал свои мысли о монархии и верил, что имя защитит его, известного русского поэта, но он забыл, какой беспощадной была гражданская война.

С.Бобров (поэт-футурист, большевик). Для многих его современников его расстрел был равнозначен расстрелу А.Пушкина. Ушедший в эмиграцию поэт и литературовед Л.Страховский писал: “Глубочайшая трагедия русской поэзии в том, что три ее самых замечательных поэта кончили свою жизнь насильственной смертью и при этом в молодых годах: Пушкин - тридцати семи лет, Лермонтов - двадцати шести, Гумилёв - тридцати пяти”. (Слайд 19) Главная причина его гибели - его необычайная популярность среди молодежи, его успешная деятельность в многочисленных поэтических школах и студиях (современники говорили, что те, кто побывал на Гумилёвских семинарах, навсегда погибли для “пролетарского искусства”), его блестящие выступления на поэтических вечерах, наконец, завоеванный им пост главы петроградских поэтов, когда он при баллотировке обошел А.Блока.

Следователь. “…В своем первом показании гр. Гумилев совершенно отрицал свою причастность к контрреволюционной организации и на все заданные вопросы отвечал отрицательно”. Но спасти поэта не могли никакие письма, показания и ходатайства – его люто ненавидели влиятельные лица, приближённые к товарищу Ленину… Гумилев не принял большевизма, но надеялся, что его родина найдёт свой истинный путь: “И ведь будет же, будет Россия свободная, могучая, счастливая - только мы не увидим”. (Слайд 20) Он назовёт на допросе себя дворянином, хотя не был им – его отец получил долгой и примерной службой морским врачом личное дворянство без права наследования.

Ахматова.

Поэт с улыбкой встретил смерть:
А жизнь людей - мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит жизнь и верит в Бога. (Слайд 21)

Валерия Срезневская. Анна вспомнила кокосовые орехи, которые привозил ей этот вечный путешественник из далекой Африки, и защемило сердце. Она только теперь поняла, что видела его лицо, улыбку, перечеркнутые решеткой, последний раз. Через несколько дней после смерти Николая ее вызовут в губчека и вручат справку, гласящую о том, что офицер Николай Гумилев, обвиненный в участии в контрреволюционном заговоре, расстрелян 24 августа 1921 года. 1303 книги, принадлежащие ему – сборники его любимых поэтов – Вийона, Малларме, Рембо… и его собственные поэтические откровения, дивные плоды его “сада души”, в одном из которых есть такие строки:

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю, как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в диком плюще… (Слайд 22)

Ведущий 1. Впоследствии Ахматова выходила замуж еще трижды, но все ее браки заканчивались разводами. Наверное, великая поэтесса не была приспособлена к роли жены. Впрочем, для всех своих мужей, и в первую очередь для Гумилева, Ахматова стала идеальной вдовой. Она отреклась от него живого, всеми почитаемого. Но мертвому, расстрелянному большевиками за заговор, в котором он не участвовал, лишь знал о нем и не донес, - так вот ему, мертвому, она, сама пребывающая в опале, осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать материалы для его биографии. Да и в собственных ее стихах нет-нет да и мелькал его образ.

Ведущий 2. Судьба Николая Гумилёва заставляет вспомнить слова другого страдальца времени, замечательного писателя Александра Солженицына: "Несчастная гуманитарная интеллигенция! Не тебя ли, главную гидру, уничтожали с самого 1918 года - рубили, косили, травили, морили, выжигали? Уж, кажется, начисто! уж какими глазищами шарили, уж какими метлами поспевали! - а ты опять жива? А ты опять тронулась в свой незащищенный, бескорыстный, отчаянный рост!.."

Ведущий 1. Бывшей жене Николая Гумилева пришлось пройти сквозь все испытания, выпавшие на долю ее долю: Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну, блокаду Ленинграда, (Слайд 23) эвакуацию, несправедливую критику, исключение из Союза писателей. Ахматова скончалась 5 марта 1966 г. в Москве после четвертого инфаркта. Похоронена в Комарове, под Петербургом.

Ведущий 2. В 1968 г. Павел Лукницкий (поэт и литератор, создатель жизнеописания Николая Гумилева) подавал в Генеральную прокуратуру СССР заявление о реабилитации Гумилева, но тогда в этом было отказано. Дело довел до логического завершения сын Лукницкого Сергей. В сентябре 1991 г. поэт официально был реабилитирован. Юридически обоснованных доказательств участия в заговоре не оказалось. (Слайд 24)

Валерия Срезневская. Конечно, они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих "сизых голубков". Их отношения были скорее тайным единоборством. С ее стороны - для самоутверждения как свободной от оков женщины; с его стороны - желание не поддаться никаким колдовским чарам, остаться самим собою, независимым и властным над этой вечно, увы, ускользающей от него женщиной, многообразной и не подчиняющейся никому. Я не совсем понимаю, что подразумевают многие люди под словом "любовь". Если любовь - навязчивый, порою любимый, порою ненавидимый образ, притом всегда один и тот же, то смею определенно сказать, что если была любовь у Николая Степановича, а она с моей точки зрения, сквозь всю его жизнь прошла, - то это была Ахматова. Оба сохранили навсегда уважение друг к другу, оба умерли в России. Она - “победительница жизни”, а он - ее “товарищ вольный”. (Слайды 25, 26, 27)

1 из 25

Презентация - Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва

Текст этой презентации

Н.С.Гумилев.(1886-1921)
Жизнь и творчество русского поэта.

Николай Степанович Гумилев родился 15 (3) апреля 1886 г. в Кронштадте в семье корабельного врача. Детские годы провел в Царском Селе.

Отец Николая Гумилева - Гумилев Степан Яковлевич (1836-1920)
Родился в селе Жолудево, Спасского уезда, Рязанской губернии, где родитель его служил в приходе дьяконом. Был военным врачом.

Мать Николая Гумилева - Гумилева (Львова) Анна Ивановна (1854-1942)
Происходила из старинного дворянского рода. Получила домашнее воспитание с гувернанткой, свободно говорила по-французски, много читала, любила трогательные романы Марлига и Вернера.

Первое стихотворение публикует в "Тифлисском листке" (1902), а в 1905 г.- целую книжку стихов "Путь конквистадоров". С тех пор, как сам позже заметил, им целиком завладевает "наслаждение творчеством, таким божественно-сложным и радостно-трудным".
В 1900-1903 гг. Гумилёв жил в Грузии, куда получил назначение отец. Детские годы провел в Царском Селе, здесь в 1903 г. поступил в гимназию, директором которой был известный поэт Иннокентий Анненский, оказавший на своего ученика большое влияние. Учился Гумилев, особенно по точным наукам, плохо, он рано осознал себя поэтом и успехи в литературе ставил для себя единственной целью.

В конце 1903 года Николай Гумилев познакомился с гимназисткой А.А. Горенко, будущей Анной Ахматовой. Чувство к ней во многом определило женские образы первого сборника стихов «Путь конкистадоров».
Увидев ее, 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

В Париже издавал журнал «Сириус», активно общался с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы..
Творческое воображение пробудило в Гумилеве жажду познания мира. После окончания гимназии Гумилев уехал в Париж, в Сорбонну. К этому времени он был уже автором книги «Путь конквистадоров», замеченной одним из законодателей русского символизма Валерием Брюсовым.

У Гумилёва была мечта – поехать в Африку, об этом он сообщил отцу, но тот категорически был против, сказал, что в семье нет средств. Тем не менее Коля, невзирая ни на что, в 1907 году пустился в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячной родительской получки. Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем виденном: как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их скудную трапезу..."

В 1908 г. вышла вторая поэтическая книга Гумилева – «Романтические цветы» с посвящением будущей жене Анне Горенко. Вернувшись в Россию, Гумилев живет в Царском Селе, учится на юридическом, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета, но так и не оканчивает курса. Он входит в литературную жизнь столицы, печатается в различных журналах, выступает как критик в газете «Речь». С 1909 г. Гумилев становится одним из основных сотрудников журнала «Аполлон», где ведет раздел «Письма о русской поэзии».

В 1908 г. Гумилев снова направился в Африку, на сей раз добрался до Египта. А в начале 1910 г., наконец, побывал в центре материка - в Абиссинии. Причем достиг ее в ужасном состоянии - в изорванной одежде, с воспаленными глазами, больной ногой, о чем сообщил потом поэту М. Кузмину. Первым знакомством с эфиопами увлечение Африкой не кончилось. По собственному почину Гумилев организует ещё одну экспедицию в 1913г. в Абиссинию. Недавно найденный дневник этого путешествия рассказывает о тяготах и лишениях пути, общении с местными жителями, их быте, традициях, абиссинской природе. Не случайно Гумилев в одном из своих стихотворений писал о петербургском музее этнографии:
«В час, когда я устану быть только поэтом, Ничего не найду я отрадней его.»

Гумилев с Н. Сверчковым в Африке. 1913 год.

Свое путешествие в Абиссинию Гумилёв описал в одном из лучших стихотворений - «Пятистопные ямбы», носящем отчетливо выраженный автобиографический характер и вошедшем в сборник «Колчан»:
Я помню ночь, как черную наяду,В морях под знаком Южного Креста.Я плыл на юг; могучих волн громадуВзрывали мощно лопасти винта,И встречные суда, очей отраду,Брала почти мгновенно темнота.. . . . . . . . . . . . . . . .Но проходили месяцы, обратноЯ плыл и увозил клыки слонов,Картины абиссинских мастеров,Меха пантер - мне нравились их пятна -И то, что прежде было непонятно,Презренье к миру и усталость снов.

Вернувшись в Петербург, издает сборник стихов «Жемчуга» (1910), который принес ему широкую известность. Книга была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем.
Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, Брюсов писал: « Явно окреп его стих. Н.Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все стихотворения написаны прекрасно обдуманными и утонченно звучащими стихами.» Также в 1910 году он женится на Анне Горенко (Ахматовой).

В 1911–1912 гг. Гумилев отходит от символизма. Вместе с поэтом Сергеем Городецким он организовал «Цех поэтов», в недрах которого зародилась программа нового литературного направления – акмеизма. Акмеисты противопоставляли себя не только символистам, но и футуристам. Они признавали «ясность, простоту, утверждение реальности жизни», отвергая «обязательную мистику» символистов. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев объявил акмеизм наследником закончившего «свой круг развития» символизма и призвал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира. «Я боюсь всякой мистики, - писал поэт, - боюсь устремлений к иным мирам, поэтому не хочу выдавать читателю векселя, по которым расплачиваться буду не я, а какая-то неведомая сила». Первым акмеистическим произведением Гумилева считали «Блудный сын»,написанную в 1911 году и включенную в вышедшую через год его первую «акмеистическую» книгу стихов «Чужое небо» (1912). В 1912 г. у Гумилева и Ахматовой рождается сын Лев.

В 1914 г. в первые же дни мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт – несмотря на то, что был полностью освобожден от воинской службы. К началу 1915 г. Гумилев уже награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1917 г он оказывается в Париже, затем в Лондоне. Здесь, по мнению некоторых биографов, Гумилев выполнял некоторые особые задания. В годы войны он не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написаны пьесы «Гондла» и «Отравленная туника», цикл очерков «Записки кавалериста» и другие произведения, вошедшие после в сборник «Костер»

Октябрьская революция застала Гумилева за границей. Он жил в Лондоне и Париже, занимался восточной литературой, переводил, работал над драмой «Отравленная туника». В 1918 г. Гумилев возвращается в Россию и становится одной из заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Много печатается, работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции, руководит Петроградским отделением Союза поэтов, работает с молодыми поэтами в студии «Звучащая раковина».
В 1918 г. Гумилев разводится с Ахматовой, а в 1919 г. женится второй раз, на Анне Николаевне Энгельгардт. У них рождается дочь Елена. Анне Энгельгардт-Гумилевой посвящен сборник стихов «Огненный столп», сообщение о выходе которого появилось уже после смерти поэта.

3 августа 1921 г. Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре профессора Таганцева (дело это, как считает сегодня большинство исследователей, было сфабриковано). По приговору суда он был расстрелян. Точная дата расстрела не известна. По словам Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом. Могила поэта не найдена.Гумилев погиб в расцвете творческих сил. В сознании современников его судьба вызывала ассоциации с судьбой поэта другой эпохи – Андрэ Шенье, казненного якобинцами во время Великой французской революции. Шестьдесят пять лет имя Гумилева оставалось под строжайшим официальным запретом.

Коктебель, перед Домом культуры «Юбилейный»

Памятник в селе Градницы1989 год

Анализ творчества Н. Гумилёва
Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться, что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту.

Ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле, Ф.Вийону, Т.Готье и даже к произведениям Некрасова. Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. Талант, чистое вдохновение должны были, по его пониманию, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно и сурово учил молодых мастерству.

Стихотворения акмеистического периода, составившие сборник “Чужое небо”, подтверждают такой трезвый, аналитический, научный подход Гумилева к явлениям поэзии. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”. “Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (с греческого - “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Главным их достижением Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”, вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущением собственного незнания”. Также к этому периоду относится написание Гумилевым серьезной критической работы “Письма о русской поэзии”, опубликованной позже в 1923 году.

Но с годами поэзия Гумилева несколько меняется, хотя основа остается прочной. В сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки блоковской, опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Эта тенденция продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, но в стихотворениях “Огненного столпа” Гумилев как бы протянул руку отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружается в мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается с реальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным. Это уже новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительно отличается от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекрасной ясности” и конкретности.

Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Алексей Толстой. Николай Гумилев«Смерть всегда была вблизи него, думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужествен и упрям. В нем был постоянный налет печали и важности. Он был мечтателен и отважен - капитан призрачного корабля с облачными парусами. В нем соединялись мальчишество и воспитанность молодого человека, кончившего с медалью царско-сельскую гимназию, и бродячий дух, и непреклонный фанатизм будущего создателя Цеха поэтов».

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Слайд 2

«Мои первые впечатления царскосельские: зелёное великолепие парков…, старый вокзал и нечто другое…»

Я к розам хочу в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград. Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой. И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей… друзей и врагов. И шествию теней не видно конца От вазы гранитной до двери дворца. Там шепчутся белые ночи мои О чьей-то высокой и тайной любви. И всё перламутром и яшмой горит, Но света источник таинственно скрыт.

Слайд 3

Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о Вас, о Вас. Возьмусь за книгу, но прочту: «Она», И вновь душа пьяна и смятена! Я брошусь на скрипучую кровать, Подушка жжёт…нет, мне не спать, а ждать. И крадучись я подойду к окну, На дымный луг взгляну и на луну, Вон там, у клумб, Вы мне сказали: «Да». О, это «да» со мною навсегда. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, Что вас, покорной, не было и нет, Что ваше «да», ваш трепет у сосны, Ваш поцелуй – лишь бред весны и сны.

Слайд 4

«Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива… Он так любит меня, что даже страшно.»

Помолюсь о нищей, о потерянной, О моей живой душе. Ты, в своих путях уверенный, Свет узревший в шалаше. И, тебе печально благодарная, Я за это рассажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом.

Слайд 5

«…Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женою. Люблю ли я его, не знаю, но кажется, что всё-таки люблю…» Замужество

Слайд 6

Тоненькая, стройная, похожая на робкую …девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который …назвал её своей ученицей. Прошло 2-3 года, и в её осанке наметилась главнейшая черта её личности – величавость. Слово «царственная» приходило в голову всем, знавшим Анну Андреевну.

Слайд 7

Из логова змиева, Из города Киева, Взял не жену, а колдунью. А думал забавницу, Гадал – своенравницу, Весёлую птицу – певунью. Покликаешь – морщится, Обнимешь - топорщится, А выйдет луна – затомится. И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то – и хочет топиться. Твержу ей: крещёному С тобой по-мудрёному Возиться теперь мне не впору. Снеси-ка истому ты В днепровские омуты, На грешную Лысую Гору.

Слайд 8

« Я отравлена на всю жизнь, горек яд неразделённой любви. Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет. Но Гумилёв - моя судьба, а я покорно отдаюсь ей…»

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. А я была его женой.

Слайд 9

Через полгода после женитьбы Н.С. Гумилёв отправился в Абиссинию.

Сегодня мне письма не принесли, Забыл он написать или уехал, Весна, как трель серебряного смеха. Качаются в заливе корабли, Сегодня письма мне не принесли. Он был со мной совсем ещё недавно. Такой влюблённый, ласковый и мой, Но это было белою зимой, Теперь весна, и грусть весны отравна. Он был со мной совсем ещё недавно.

Слайд 10

Это был страстный диалог в письмах и стихах…

Стать бы снова приморской девчонкой, Туфли на босу ногу надеть И закладывать косы коронкой, И взволнованным голосом петь. Всё глядеть бы на смуглые главы Херсонесского храма с крыльца И не знать, что от счастья и славы Безнадёжно дряхлеют сердца.

Слайд 11

«Я весь день вспоминаю твои строчки о приморской девчонке, они, мало того нравятся мне, они меня пьянят. Милая Аня, я знаю, ты не любишь и не хочешь понять этого, но мне не только радостно, а и прямо необходимо по мере того, как ты углубляешься для меня как женщина, укреплять и выдвигать в себе мужчину. Я никогда бы не смог догадаться, что от счастья и славы безнадёжно дряхлеют сердца, но и ты никогда бы, никогда не смогла понять, увидя луну, что она алмазный щит богини воинов Паллады…»

Слайд 13

Тебе покорной! Ты сошёл с ума! Покорна я одной господней воле. Я не хочу ни трепета, ни боли. Мне муж - палач, а дом его – тюрьма. Но, видишь ли! Ведь я пришла сама… Декабрь рождался, ветры выли в поле, И было так светло в твоей неволе, А за окошком сторожила тьма. Так птица о прозрачное стекло Всем телом бьётся в зимнее ненастье, И кровь пятнает белое крыло. Теперь во мне спокойствие и счастье. Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил За то, что в дом свой странницу пустил.

Слайд 14

«Дорогая моя Анечка! Я уже в настоящей армии. Раненых немало, а раны всё какие-то странные: ранят не в грудь, не в голову, как описывают в романах, а в лицо, в руки, в ноги… Я всё читаю «Илиаду», удивительно подходящее чтение. Сам я ничего не пишу…».

А ночью в небе дневном и высоком Я вижу записи судеб моих. Я ведаю, что обо мне, далёком, Звенит Ахматовой сиренный стих.

Слайд 15

Не недели, не месяцы – годы Расставались. И вот, наконец, Холодок настоящей свободы И седой над висками венец. Больше нет ни измен, ни предательств, И до света не слушаешь ты, Как струится поток доказательств Несравненной моей правоты. И, как всегда бывает в дни разрыва, К нам постучался призрак первых дней, И ворвалась серебряная ива Седым великолепием ветвей. Нам, исступлённым, горьким и надменным, Не смеющим глаза поднять с земли, Запела птица голосом блаженным О том, как мы друг друга берегли.

Каждый из них шёл навстречу своей трагедии. Н.С. Гумилёв был расстрелян в 1921 г.за участие в контрреволюционном заговоре.

Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать: Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля.

Слайд 19

Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал.

Муж в могиле, Сын в тюрьме - Помолитесь обо мне…

Слайд 20

Таинственной невстречи пустынны торжества, Несказанные речи, Безмолвные слова. Нескрещенные взгляды Не знают, где им лечь, И только слезы рады, Что можно долго течь. Шиповник Подмосковья, Увы! При чём-то тут, И всё это любовью Бессмертной назовут.

Посмотреть все слайды




Какой была Анна Ахматова?

«Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей»

В. Срезневская

« У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость»

К.Чуковский


Живописные портреты Анны Ахматовой

В искусстве начала века идеалом становится артистический образ поэта. Романтический характер культуры серебряного века стремился выразить себя в женском портрете, возрождая тему вечной женственности. Образ Анны Ахматовой в живописи 20-х годов олицетворял собой тему прощания с петербургской эпохой русской культуры.


Н.Альтман. Портрет Анны Ахматовой.1914.

Портрет Альтмана не сразу приняли современники. Некоторым казалось, что портрет разрушает представления о художественном идеале и женском обаянии модели.


Ю.Анненков. Анна Ахматова. 1921.

Анненков на портрете придает своей модели скорбное выражение. Художник своим острым, как бритва, пером резко заостряет образ поэтессы. Строгость и лаконичность, удивительное единство облика поэта и его поэзии сделали этот портрет одним из самых популярных.


К. Петров – Водкин. Портрет Анны Ахматовой 1922.

На портрете образ Ахматовой напоминает иконописный лик. Но этот портрет оказался очень далек от образа вечной женственности, олицетворением которого и была Анна Ахматова



Мужество

Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе.


Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью был…

Она вобрала в свое сердце боль всего народа и полностью отдала его родине.



Анна всея Руси” - так называла

ее Марина Цветаева.

ОН ЛЮБИЛ…

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

…А я была его женой.

Лев Гумилев

Амадео Моделяни

СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Время Ахматовой – это период от рубежа 19-20 вв. до середины 60- х годов, в течение которого произошли жестокие события: и две

мировые войны, и революция, и красный террор, и блокада Ленинграда.

Она пережила целую эпоху существования своей страны, по прошествии которой от той России, что знала Ахматова, не осталось и следа. В то время Анна была живым символом неразрывной связи времен , хранительницей погибшей культуры.

Именно она смогла соединить русскую поэзию 19 и 20 столетий в единое целое, что, несомненно, отражалось в ее сочинениях после 1917 года.

1918 год – начало массовой эмиграции. Страну покидают самые близкие Ахматовой люди, среди которых и ее возлюбленный Б. Антреп и подруга юности О. Глебова-Судейкина . Но сама поэтесса остается верной своей стране и остается в «глухой и грешной» России. В сторону эмигрантов Ахматова обращает свой гнев и негодование, считая, что, оставшись на Родине, можно было все искупить и исправить.

Практически все близкие Ахматовой, оставшиеся в России, стали жертвами партийного террора. Так в 1921 году был расстрелян Николай Гумилев , место захоронения которого так и осталось неизвестным, а единственного сына Анны трижды арестовывали . Остальные близкие ей люди, включая третьего мужа Ахматовой Н. Пунина , погибли в лагерях, будучи безвинно осужденными.

В 1921 году, столь богатом на несчастья, был плодотворным для Ахматовой: вышли два ее сборника под названиями «Подорожник» и «Anno Domini МСМХХI» (Лето Господне 1921). В них все явственнее звучат скорбная торжественность, чувствуются пророческие интонации и ощущается сочувственность. Однако в отличие от других поэтов, к примеру, З. Гиппиус , Д. Мережковского и И. Бунина , Ахматова не бросается проклятиями в адрес своей страны.

Николай Пунин

В период с 1923 по 1935 год Анна практически ничего не пишет.

Критики называют Ахматову салонной поэтессой, и с 1924 года ее прекращают печатать .

Поэтесса уходит с головой в изучение сочинений Пушкина и архитектуры Петербурга, занимается переводами. Этот период Анна называет переломным в своей судьбе и связывает его с личностью В. Шилейко – ее вторым супругом, благодаря которому в ее творчестве зазвучало больше философских нот.

Осенью 1935 года Ахматова приступает к работе над «Реквиемом» (1935-1940). Тогда же были практически одновременно арестованы Н. Пунин и Л. Гумилев.

В 1939 году имя Анны Ахматовой, наконец, возвращается в литературу, и ее принимают в Союз писателей. В 1940 году выходит сборник из шести книг.

В годы войны Ахматова находилась в Ленинграде, поэтому ее стихотворения были написаны от лица женщины из тыла.

Следующий сборник стихов Ахматовой выходит во времена войны в Ташкенте.

После выхода постановления ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» Ахматова была исключена из СП и лишена продовольственных карточек, ее комната прослушивалась и регулярно обыскивалась.

В 1949 году сына Анны вновь арестовывают и чтобы вызволить его из тюрьмы, Ахматова пишет цикл стихов «Слава миру», в которых восхваляется Сталин. Однако он не принял такую жертву, и Л. Гумилева выпустили на свободу лишь в 1956 году.

В последние годы жизни Ахматова получила собственное жилье, которого никогда не имела. Так у нее появляется возможность написать большой сборник «Бег времени», который включил в себя стихи за полстолетия.

Наше священное

Он прав – опять

фонарь, аптека,

Существует тысячи