13.10.2019

История замка нойшванштайн. Замок нойшванштайн и его внутреннее убранство


Адрес: Германия, Бавария, возле г. Фюссен
Начало строительства: 1869 год
Окончание строительства: 1886 год
Архитектор: Кристиан Жанк
Координаты: 47°33"26.8"N 10°44"58.9"E

В красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, поросшем тёмно-зелёными елями, величаво возвышается замок Нойшванштайн. Его стройный силуэт с заострёнными, «игрушечными» башнями напоминает картинку из сказки.

Замок с высоты птичьего полёта

А всё потому, что его создатель Людвиг II воплотил в нём свои фантазии и мечты. Ещё с детства будущий король увлекался средневековыми легендами о рыцарях и древнегерманскими сагами, а с 16 лет он стал страстным поклонником творчества Рихарда Вагнера. Вступив на престол, Людвиг II сделал Вагнера своим фаворитом, предоставил в распоряжение композитора роскошную загородную виллу и под впечатлением от его опер решил построить замок.

Вид замка с моста Марии (Мариенбрюке)

Нойшванштайн — замок Рыцаря-Лебедя

Замок Нойшванштайн был воздвигнут в 1869—1886 годах в стиле рыцарской крепости. Неслучайно король назначил архитектором и руководителем работ театрального художника Христиана Янка. Прежде всего, Людвиг II добивался архитектурной живописности.

Название замка Нойшванштайн — «Новый лебединый камень» — связано с оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, написанной по мотивам легенды о Рыцаре - Лебеде.

Вид замка с востока

Предание гласит, что однажды в герцогстве Брабант правитель умер без наследника. Дочь герцога Эльза боится, что королевство будет потеряно, но вдруг появляется рыцарь на лодке, запряжённой лебедем. Он женится на герцогине Эльзе, обещает защищать и любить её, а в ответ просит только одного — возлюбленная никогда не должна спрашивать о его происхождении. Много лет Рыцарь-Лебедь правит Брабантом, но однажды герцогиня задаёт запрещённый вопрос.

Вид на ворота замка и квадратную башню

Тут к рыцарю немедленно является лебедь и увозит его в неизвестные края, из которых он когда-то явился. Весь свой замок монарх украсил лебедями. Они повсюду — в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке. Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II.

Вид балкона на северо-западном фасаде замка

Тронный зал

В замке Нойшванштайн — более 360 залов, и каждый из них посвящён героям Вагнера. Самое внушительное помещение — это, конечно, Тронный зал, оформленный в византийском стиле. В нём король хотел воплотить «Зал Святого Грааля» из драмы Вагнера «Парсифаль».

Огромное помещение с высокими потолками поддерживают два ряда колонн. Нижний ряд пурпурных колонн отделан под порфир, а верхний ряд изготовлен из искусственного лазурита.

Вид на ворота из нижнего двора

Ступени мраморной лестницы, обрамлённые изображениями 12 апостолов, ведут к нише, где должен был стоять королевский трон, украшенный крестом и гербом Баварии. Но трон так и не успели изготовить. Росписи на стенах иллюстрируют раннехристианские сюжеты. На уровне галереи со вторым ярусом колонн подвешена огромная позолоченная люстра в форме византийской короны. Пол, выложенный мозаикой, изображает стилизованный растительный и животный мир.

Вид замка из внутреннего двора

Певческий зал

Певческий зал предназначался для постановок опер Вагнера. При жизни Людвига II в Певческом зале не было дано ни одного концерта, но зато в наши дни здесь ежегодно проводится фестиваль классической музыки. Это самый большой и пышно убранный зал с многочисленными полотнами и гобеленами, посвящёнными рыцарю Парцифалю. Парцифаль — герой средневековой легенды и одной из опер Вагнера, прошедший путь от наивного, не знающего жизни юноши до короля Грааля.

Тронный зал

На самой большой, центральной картине Певческого зала запечатлён кульминационный момент легенды, когда Парцифаль впервые попадает в замок Грааль.

Королевские покои

Резные дубовые панели, массивная деревянная мебель и расшитые шёлком портьеры (шторы) присутствуют во всех комнатах, составляющих королевские покои — в спальне, часовне, столовой, гостиной, рабочем кабинете.

Королевские покои

Весьма примечательна королевская опочивальня, выполненная в неоготическом стиле. Она изобилует резными украшениями и орнаментами, над изготовлением которых трудились 14 мастеров в течение 4,5 лет. На стенах висят картины, повествующие о трагической любви Тристана и Изольды. Оформление гостиной пронизывает лебединый мотив, её интерьер подчинён единому замыслу — легенде о Рыцаре-Лебеде.

Гостиная

Нойшванштайн — сказка с грустным концом

Дворец замка Нойшванштайн стал излюбленной резиденцией Людвига II. Но счастье короля длилось недолго: прожив в Нойшванштайне всего 170 дней, он был взят под домашний арест и перевезен в замок Берг. Врачи объявили Людвига II «неизлечимо душевнобольным», обвинив его в фанатичном увлечении Вагнером и в том, что он потратил огромное количество денег на строительство «никому не нужных» замков и влез в долги.

Основные моменты

Стройный, устремленный ввысь Нойшванштайн находится недалеко от городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юге Германии, вблизи границы с Австрией. Белокаменное строение с узорчатыми окнами венчают изящные островерхие башенки с бойницами и арочными балконами. Замок Нойшванштайн превосходно вписывается в окружающий альпийский пейзаж. Издалека он похож на театральную декорацию. Архитектурная концепция принадлежала Людвигу II. Он начал строить его в сентябре 1869 г. «Прекраснейшее место из всех, что можно найти, - писал король Вагнеру. - Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей». За полгода до кончины король переехал в недостроенный замок.

В Нойшванштайне нет воинственности. Это дворец-крепость. Не для войны, но для возвышенных мечтаний и прекрасной музыки. На стенах и гобеленах, в оформлении мебели, интерьере лестниц и переходов, на потолках превалируют изображения лебедей - рисованных, каменных, деревянных, металлических. Настенные росписи многих помещений выполнены по мотивам вагнеровских опер «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов», «Парсифаль» и «Тангейзер». Для осмотра открыты 12 роскошных залов королевских покоев.

Спроектировал замок Кристиан Джанк. Нойшванштайн находится вблизи Гогеншвангау, где Людвиг вырос. Его причудливые очертания так прекрасны, что именно он подсказал Уолту Диснею облик замка Золушки, впоследствии ставший логотипом компании.

Людвиг был отстранен от власти еще до завершения строительства замка, и дворец после таинственной смерти короля в 1886 году был открыт для посетителей.

Что посмотреть

Нойшванштайн - воплощение духа романтизма XIX века. Замок расположен высоко и добраться до него можно лишь по извилистой дороге из долины внизу. Здесь множество средневековых деталей – узкие винтовые лестницы, множество башен и башенок – объединено с передовыми инженерными достижениями: подогревом воздуха, водопроводом на всех этажах и туалетами с автоматическим спуском воды.

В длину участок, на котором стоит замок Нойшванштайн, составляет 130 м, общая площадь всех помещений почти 60 тыс. кв. м. Высота главной башни - 80 м, квадратной башни - 48 м, главного здания - 57 м. Строительство обошлось в 6 млн 180 тыс. марок золотом.

После 17 лет строительства из 360 комнат перед смертью короля Людвига были закончены лишь 14, но и ради них стоит посетить замок.

На первом этаже Нойшванштайна находятся комнаты слуг и дворцовая кухня. Королевская лестница ведет на четвертый этаж дворца, где напротив друг друга расположены Тронный зал и королевские покои (спальня, столовая, домашняя часовня, кабинет, гостиная). Между ними камердинерская и адъютантская комнаты. В оформлении Тронного зала просматриваются элементы византийского храма Святой Софии. Зал напоминает православный храм с небосводом купола и ликами святых. Его потолок усыпан золотистыми звездами на зеленом фоне. Огромная люстра из позолоченной бронзы в форме царской короны весит более 1,5 т и рассчитана на 96 свечей. Девять ступеней лестницы из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был стоять королевский трон. Его так и не изготовили, поскольку король ушел из жизни. Над помостом в золотистом куполе - Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель в окружении ангелов. Под ними, меж зеленых пальм, расположены изображения шести канонизированных европейских монархов. Королевская власть идет от Бога - главный мотив композиции.

Гостиная - самая большая комната в королевских покоях. Четыре колонны выделяют в ней Лебединый уголок, где король любил почитать в одиночестве. Красочные панно изображают сцены из саги о Лоэнгрине. Теплым светом наполнена картина на тему о Святом Граале.

Тронный зал замка Нойшванштайн отделан в изысканном византийском стиле, навеянном обликом собора Айя-София в Стамбуле. Архитекторы предусмотрели двухъярусный тронный зал с колоннами, изготовленными из имитации порфира и ляпис-лазури.

Стены рабочего кабинета отделаны мореным дубом с искусной резьбой и тонкой чеканкой. Четырнадцать лучших мастеров Германии более четырех лет занимались работами по дереву при отделке королевской спальни. Из окна открывается прекрасный вид на ущелье Пеллат и водопад. Здесь 11 июня 1886 г. Людвигу II было объявлено о низложении.

Королевская часовня выдержана в изящном неоготическом стиле. В центре трехстворчатого алтаря изображен Людовик IX Святой, канонизированный в 1297 г. В дубовые панели королевской гардеробной вмонтированы картины из жизни немецких трубадуров Вальтера фон дер Фогельвейде и Ганса Сакса.

В Певческом зале Нойшванштайна такой же массивный трапециевидный потолок темного дерева, как в Праздничном зале Вартбургского замка. Но вместо застывших изображений немецких королей, в покрытые золотистым орнаментом межоконные деревянные панели вмонтированы красочные картины на мотивы легенды о Парсифале и сказания о Тангейзере. Певческий зал самый большой в замке.

Помещение королевской столовой замка Нойшванштайн невелико. Людвиг предпочитал обедать в одиночку. Заказ писали на столике, он опускался с помощью ручного лифта тремя этажами ниже на кухню и поднимался уже соответственно с накрытыми блюдами.

Повыше в горах через ущелье перекинут подвесной мост. Под ним находится 45-метровый водопад. Отсюда открывается самый лучший вид на горы, окружающие замок.

Информация для туристов

На сегодняшний день замок Нойшванштайн открыт в качестве музея. Взрослый билет стоит 12 евро, льготный – 11 евро. Туристов к Нойшванштайну доставляют по дороге-серпантину конные упряжки, но можно подняться и пешком.

Нойшванштайн открыт для посещения с апреля по сентябрь 9.00-18.00, чт 9.00-20.00, с октября по март с 10.00 до 16.00. На Рождество и Новый год вход закрыт.

Посещение возможно только в составе экскурсионных групп. Можно взять плеер-аудио гид на русском языке.

На высокой скале, где на фоне небес

Дикой чашей разросся чернеющий лес,

Где среди тишины водопад лишь шумит,

Белый замок, как лебедь, над лесом парит.

Добрый день, друзья!

Сегодня хочу рассказать вам об одном из самых красивых замков мира – замке Нойшванштайн. История его возникновения и история жизни его автора и создателя Баварского короля Людвига II – уже повод обязательно посетить это место.

Замок Нойшванштайн («Новый лебединый камень») или «Лебединый замок» – это застывшие в камне мечты, фантазии, любовь к средневековой мифологии и фантастическим операм Рихарда Вагнера, утонченного и мечтательного, влюбленного в красоту короля Людвига II.

Одной из страстей «сказочного короля» (в конце жизни признанного безумным) было строительство новых дворцов. Среди построенных им роскошных и изящных замков (Линдерхоф, Херренкимзее, каждый из которых можно отнести к мировым архитектурным шедеврам) замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) выделяется нереальной красотой архитектуры и внутреннего убранства. Впечатление, что попадаешь в удивительный средневековый мир благородных рыцарей и прекрасных дам, усиливается местом расположения замка.

В Баварских Альпах на высоком холме (1000 м) над глубоким мрачным ущельем возвышается необыкновенно легкое эфемерное сооружение, как бы парящее в воздухе, скорее напоминающее мираж, нежели реальный замок.

Рядом находятся два горных озера Альпийское (Alpensee) и Лебединое (Schwansee). По преданию, именно в этих местах совершал свои подвиги «лебединый рыцарь» Лоэнгрин, спасающий прекрасную принцессу Одетту, превращенную в лебедя злым колдуном. Эта средневековая легенда обладала, видимо, какой-то мифической и мощной энергетической силой и вдохновляла поэтов и композиторов того времени на создание выдающихся произведений. Пример тому, опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» и знаменитый балет «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского.

Колдовские чары этих мест и сегодня завораживают всех, кто хоть однажды побывал в этих местах. Знакомые черты и силуэт знаменитого замка мы узнаем в замке Спящей красавицы в и в эмблеме студии Уолта Диснея.

Немного из истории замка Нойшванштайн

В этих удивительно красивых местах на северо-востоке Германии (Бавария) в замке Хоэншвангау (который был восстановлен в первой половине 19 века королем Максимилианом, отцом Людвига II) проходило детство и юность будущего короля Баварии.

Став королем в 18 лет, Людвиг II, стремящийся к уединению и очарованный музыкой своего друга композитора Рихарда Вагнера, начинает строительство королевского замка Нойшванштайн. Место для него он выбрал на одинокой скале поблизости от замка Хоэншвангау, бывшего летней резиденцией королевской семьи.

Замок строился с 1868 по 1886 годы, до смерти короля Людвига II. После его трагической гибели строительство было прекращено. Рыцарское помещение и третий этаж не были достроены, осталось в проекте строительство собора в готическом стиле, не была полностью произведена отделка внутренних помещений.

Но даже в незавершенном виде замок, открытый для посещения вскоре после смерти короля, превратился в чрезвычайно популярное место для туристов со всего мира.

Замок Нойшванштайн – драгоценная жемчужина Германии

Официальный сайт: www.neuschwanstein.de

Панорама замка Нойшванштайн:

Пятиэтажное сооружение, устремленное ввысь, в стиле романтической рыцарской крепости с роскошным внутренним убранством – замок являет собой воплощение мечты Людвига II, отождествляющего себя с «Лебединым рыцарем» – персонажем оперы Вагнера, возвести несравненный по красоте Лебединый замок. И это так.

Восторженные отзывы посетителей не оставляют сомнений в том, что замысел Людвига II удался, и, помимо его воли и желания, замок продолжает восхищать и заставляется восторгаться его красотой множество людей.

Представляющий по сути средневековую крепость по форме, белокаменный замок, изящный и стройный, украшенный многочисленными балконами с арками, бойницами, круглыми и островерхими башенками, узорчатыми окнами, сочетающий различные архитектурные стили и приемы декорирования – в целом создает образ воздушного и парящего в воздухе кружевного сказочного замка.

Над внутренней отделкой замка работали лучшие мастера и живописцы, резчики по дереву и скульпторы.

Уникальны по красоте и исполнению – резная деревянная кровать в спальне, створчатый алтарь в молельне, украшенные деревянной резьбой, живопись и настенные росписи залов, посвященные персонажам из опер Вагнера, любимого композитора и друга короля.

В оформлении замка повсеместно присутствует лебединый мотив: лебеди на мебели, гобеленах, настенных росписях, потолках, лестницах и переходах.

Мраморный Тронный зал, помещение столовой, королевская спальня, гостиная, рабочий кабинет короля, зал певцов – каждое из этих помещений уникально и отличается оригинальной отделкой, над которой долго и тщательно работали известные мастера.

Из окон замка открывается красивая панорама на живописные окрестности. Неподалеку от замка есть еще одна достопримечательность – подвесной мостик Мариенбрюке над ущельем. С него открывается замечательный вид на замок, окрестности и 45-метровый водопад.

Когда поехать в замок Нойшванштайн?

Нойшванштайн интересен как взрослым, так и детям. К тому же многим детям «Лебединый замок» уже хорошо знаком, ведь именно в таком замке живет Спящая красавица из мультиков Уолта Диснея. Здесь же можно увидеть оригинал и ненадолго попасть в чудесную сказку.

Замок красив в любое время года. А при посещении его зимой есть свои плюсы: меньше туристов и больше времени отводится на экскурсии.

Как добраться до замка Нойшванштайн?

Замок Нойшванштайн находится неподалеку от городка Фюссен (Fussen) и в 130 км от Мюнхена.

Из Мюнхена до Нойшванштайна легко добраться на автомобиле по «романтической дороге Германии» или на поезде до города Fussen c пересадкой на станции Kaufbturen. От Fussen на автобусе доехать до деревни Хоэншвангау (по времени 7-10 минут) или на такси.

Здесь в ущелье между двумя замками (Нойшванштайн и Хоэншвангау) находится парковка, ресторанчик и билетный центр. В замках билеты не продают, приобрести их можно только здесь.

К замку туристов доставляют на конной повозке, мини-автобусе или же можно подняться пешком (это займет минут 20).

Время работы замка Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн работает ежедневно (исключение – рождественские праздники (24 и 25 декабря) и Новый год (31 декабря и 1 января)).

Часы работы:

  • 8.00 – 17.00 – летом (до 15.10);
  • 9.00 – 15.00 – зимой (16.10 – 27.03).

Сколько стоит экскурсия по замку?

Осматривать залы можно только с экскурсией, которые проводятся на немецком и английском языках и начинаются каждые 5 минут.

Стоимость экскурсии по замку (продолжительность – 35 минут):

  • Взрослые – 12 евро;
  • Дети и студенты (до 18 лет) – бесплатно;
  • Для лиц старше 65 лет, студентов и инвалидов – 11 евро;
  • Для групп (от 15 чел.) – 11 евро.

Стоимость экскурсии от Мюнхена – от 70 евро.

Можно забронировать билет на сайте www.hohenschwangau.de за дополнительную плату:

  • по 1,8 евро на 1 человека в 1 замок;
  • для групп (от 15 чел.): 0,90 евро на 1 чел. И 1 замок.

При посещении в один день обоих замков (Хоэншвангау и Нойшванштайн) обычно покупают «King’s Ticket» («Королевский билет»):

  • Взрослые – 23 евро;
  • Дети и студенты (до 18 лет) в сопровождении родителей – бесплатно;
  • Школьные группы – 11 евро;
  • Для лиц старше 65 лет, студентов и инвалидов – 21 евро.
  • Чтобы не тратить время в очереди за билетом или, что еще хуже, по приезду не купить билеты по причине их отсутствия на текущий день, воспользуйтесь услугой бронирования билетов на официальном сайте замков. Особенно это актуально в разгар туристического сезона;
  • Если хотите посетить оба замка, рассчитываете, что между их посещением необходимо оставить запас времени 1,5-2 часа. Это даст возможность спокойно и без спешки добраться из одного замка в другой;
  • В замок не пропускают туристов с большими сумками и колясками. И если вы едете с багажом, лучше приехать на станцию Фюссен пораньше. Количество камер для хранения багажа на станции ограничено, и все ячейки могут быть заняты уже после 9 часов утра;
  • Не пытайтесь фотографировать в замке. Это запрещено;
  • Приобретая билет, можно попросить выдать вам схему (выдается бесплатно по запросу), по которой можно определить и правильно рассчитать примерное время, которое потребуется, чтобы вовремя добраться до замка;
  • Также, покупая билет, можно попросить аудиогид на русском языке;
  • Заранее изучите информацию о Баварском билете, если планируете посещение Баварии. Приобретая такой билет, вы можете передвигаться на поезде по всей Баварии просто и дешево. Как купить такой билет и всю необходимую информацию можно найти в интернете на сайте Deutsche Bahn (Немецкая железная дорога): www.bahn.com.

Замок Нойшванштайн – главная достопримечательность Баварии, расположенная у подножия Альп. Он словно сошел с иллюстраций детской книги сказок. Прекрасные пейзажи, неприступные горы и прозрачные озера окружают яркие стены и остроконечные башенки замка. Именно Нойшванштайн вдохновлял Чайковского при написании «Лебединого озера» и Диснея при создании мультфильма «Спящая красавица». Во всей Германии трудно найти более красивый снаружи и искусно оформленный внутри замок. Оказавшись в Германии, туристы обязательно стараются посетить живописный Нойшванштайн, чем вносят немалую лепту в бюджет страны.

История Нойшванштайна

В живописных землях Баварии, в стенах замка Хоэншвангау прошли годы юности будущего короля Людвига II. До 18 лет он жил в родительском имении, но и тогда отличался любовью к уединению. В год своего совершеннолетия Людвиг II приступил к строительству нового королевского дворца. Для своей резиденции он подобрал уединенное место по соседству, на отвесной скале.

В 1868 году рабочие начали готовить площадку для будущего дворца. С помощью подрывных работ предполагалось снести вершину скалы и подготовить небольшое плато. После расчистки территории, завершения дорожных работ и прокладки водопровода был заложен фундамент Нойшванштайна.















Король поставил перед строителями очень сложную задачу. Он хотел, чтобы замок был построен в кратчайшие сроки. Строителям пришлось работать не только днем, но и ночью, чтобы успеть выполнить приказ правителя. Задача усложнялась непростым расположением и сложностью доставки строительных материалов.

Для строительства понадобилось почти 500 тонн цемента, несколько тысяч вагонеток песчаника и 200 тонн извести. Доставить материалы на такую высоту можно было с помощью крана у западной стороны скалы.

К 1873 году были закончены крепостные стены и ворота, а также первые три этажа замка. Спустя еще десять лет завершились почти все строительные и часть отделочных работ. С весны 1884 г. Людвиг II смог поселиться в личных покоях, где и проводил большую часть времени. Увы, но наслаждаться новой обителью ему оставалось только два года. В 1886 г. король был признан душевнобольным и переведен в лечебницу. Спустя короткое время он загадочным образом скончался.

До смерти Людвига II замок не был достроен. Оставались незавершенными западная терраса, купальни и башни замковой церкви. Завершен Нойшванштайн был только в 1891 г. Хотя нелюдимый король искал в этих стенах уединение, сегодня замок считается наиболее многолюдной достопримечательностью Баварии.

Архитектура

Окрестности замка поражают своей красотой. Само строение расположено на фоне неприступных Альп, на высоком холме, густо покрытом растительностью. Дорога к замку довольно извилиста и заканчивается дворцовыми воротами с высокими башнями. Врата стали не меньшей достопримечательностью, чем сам дворец. Они выполнены из красного кирпича, что контрастирует с белоснежными стенами Нойшванштайна.

Сводчатый проход главных ворот приводит посетителей в Нижний двор. Чтобы попасть в Верхний двор, следует подняться по лестнице в Квадратной башне. На территории внутреннего двора разбит очень красивый сад с искусственной пещерой.

По периметру Верхнего двора расположены основные постройки замка. С двух сторон находятся Палата рыцарей и Женская башня. По центру расположен сам дворец. Здание высотой в пять этажей благодаря остроконечным башням вытянуто до самого неба и кажется бесконечным. Декоративные элементы отделаны Зальбургским мрамором. Многочисленные резные окошки и балконы на белоснежных стенах подчеркивают сказочность образа Нойшванштайна.

Удивительные интерьеры замка

В оформлении Нойшванштайна трудно угадать единый стиль. Здесь встречаются мавританские, готические и барочные составляющие. Внутреннее убранство дворца напоминает яркие сказочные декорации. Мастера очень тщательно прорабатывали каждую деталь. Например, спальня Людвига II поражает великолепной резьбой по дереву. Только кровать пятнадцать резчиков мастерили три года. Огромные и очень яркие гобелены на стенах пронизаны сказочными мотивами легенды о Тристане и Изольде.

Тронный зал является самым большим и светлым помещением. Трон в нем так и не был установлен. Подготовлено лишь возвышение, куда его следовало поставить. В зале выделено два яруса, по периметру расположены ряды колон. Все поверхности покрыты яркой мозаикой и отливают сочными красками. Особого внимания заслуживает напольная кладка. Потолок и стены украшают библейские образы. Они должны были подчеркнуть связь короля с Богом.

Не меньшее восхищение вызывает Большой салон. В нем прослеживаются мотивы «Лебединого озера». Людвиг II, впечатленный музыкой Вагнера, видел себя в роли одного из героев этого произведения. Для концертов и выступлений был предусмотрен Зал певцов, однако королю так и не пришлось насладиться музыкой в этом помещении. Первый концерт был дан здесь уже после его смерти. Начиная с 1933 года в стенах Нойшванштайна проходит часть выступлений Вагнеровского фестиваля. Потолок зала украшают резные деревянные панели с зодиакальными узорами. Стены и певческая аркада испещрены замысловатым орнаментом.

Рабочий кабинет выполнен с особой помпезностью и строгостью. Огромный стол покрыт зеленым сукном с золотой вышивкой. Такие же тона присутствуют на шторах. Канцелярские принадлежности короля выполнены из золота и слоновой кости с инкрустацией драгоценными камнями. В кабинете за небольшой ширмой оборудована маленькая молельня. Людвиг был очень набожным и уделял молитве значительную часть своего времени.

Экскурсии

Посетить Нойшванштайн можно только в составе экскурсионных групп, которые отправляются к нему ежедневно, кроме Рождества и Нового года. Режим работы замка следующий:

  • 9:00-18:00 (апрель-октябрь);
  • 10:00-16:00 (ноябрь-март).

Экскурсии в замке гиды проводят по-английски и по-немецки, они длятся около получаса. По желанию посетители могут воспользоваться услугой аудиогид, в том числе на русском языке.

Стоимость полного билета на посещение Нойшванштайна составляет 23 евро. Для льготных категорий предусмотрены скидки. В билетные кассы выстраивается довольно большая очередь, а в послеобеденное время можно уже не попасть в замок в этот же день. Чтобы избежать неудобств, лучше бронировать билеты заранее на официальном сайте (www.neuschwanstein.de/).

На территории замка запрещено проводить съемку, объемные сумки также придется оставить за воротами. По запросу бесплатно выдается схема помещений дворца, которая значительно облегчит путешествие по дворцу.

Как добраться

Ближайшим населенным пунктом к Нойшванштайну является город Фюссен. В нем расположен железнодорожный вокзал. Расстояние до него от Мюнхена составляет 130 км. По живописной дороге до Фюссена можно доехать на автомобиле. От этого населенного пункта до поселения Хоэншвангау регулярно курсируют автобусы. Они прибывают на удобную парковку между двумя замками, где также есть небольшой ресторан и билетные кассы.

От парковки до ворот замка можно дойти пешком за 20 минут или воспользоваться услугами извозчиков и доехать на микроавтобусе или повозке с лошадьми за 4 евро.

Нойшванштайн. История замка баварского короля Людвига II

Замок Нойшванштайн — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

История замка
Замок Нойшванштайн расположен в Германии, близ городка Фюссен. Он был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Замок представляет собой место паломничества туристов со всего мира. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова людей X-XIII веков — это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии. Людвиг II, Баварский, основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин. В 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: «Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж я все еще продолжаю учиться…» Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора. В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. С 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. «Прекраснейшее место, что можно найти, — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау».

Раньше на выбранном месте строительства стоял замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau, но к началу XIX в. от него остались одни руины. Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью. В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал. Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим. В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики. Строительство замка Нойшванштайн было окончено лишь в 1891 г.

О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн
В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн - замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему “сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии. "Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других". Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Хохеншвангау, который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн. В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему “старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии. Не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Нойшванштайн не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны. Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II. В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.

Особенности архитектуры
Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка - Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое - Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них. Внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II - Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа. Прямо на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей - находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет. Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка - резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды - легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина - причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван.
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой - местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе - монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте. Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига - Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны - 18 центнеров. Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий XIX века. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года. Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры - привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться - неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Замок в наши дни
Замок Нойшванштайн стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день. Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.
Мифы и факты
Вдали от шумных городов, почти у самой границы с Австрией, в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года. Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций - к примеру, обедал с духом Людовика XIV. По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти. В отличие от многих средневековых замков, где стены увешаны картинами, отображающими сцены охоты, родовые поместья, а также облики предыдущих властелинов замка, в Нойшванштайне в залах висят панно с мифическими героями, персонажами из древних легенд и скандинавского эпоса. Каждое панно при этом будто дополняет друг друга, создавая единое впечатление сумрака и ужаса. Такой интерьер замка породил немало легенд и мифов, которые приписывают сумасшествию Людвигу II, воздвигшему это несравненное по красоте и великолепию строение. Добавляет ореол загадочности, нереальности замку и самоубийство короля, а также его лечащего врача после того как правитель был свергнут с трона. Утопленник будто решил навсегда остаться в творении своей буйной фантазии.

Стоимость билетов и схема посещения
Стоимость просмотра внутреннего убранства одного замка — 12,00 евро, двух — 23 евро. В стоимость входит аудиогид на русском языке (на кассе будут спрашивать, можно сказать по-русски). Если вы хотите посмотреть замки снаружи, то билет покупать не нужно. На билете ставится точное время посещения замка: ни раньше, ни позже в него попасть нельзя. В нужное время на табло загорается номер группы и время посещения, и можно проходить через турникеты. Билеты вставлять штрих-кодом туда, куда показывает стрелка:
Время работы замка
С 28 марта по 15 октября — с 9-00 до 18-00
С 16 октября по 27 марта — с 10-00 до 16-00
Выходные дни: 1 января, 24 и 25 декабря, 31 декабря
Как доехать до замков Нойшванштайн и Хоэншвангау? Схема маршрута
Из Мюнхена доехать до замков Нойшванштайн и Хоеншвангау без пересадок на общественном транспорте самостоятельно нельзя, нужна будет пересадка в немецком городке Фюссен (Füssen): до Фюссена едем на поезде, из Фюссена до замков — на автобусе. Общее время в пути — около двух часов, заблудиться и сесть не на тот поезд или автобус достаточно трудно. Если выбрать другое время поездки, то может потребоваться еще одна пересадка до Фюссена — в городе Бухлёе (Buhloe).
Из Праги есть поезда, но добираться достаточно долго и проблематично. Рекомендую или брать автобусную двухдневную экскурсию, или трансфер (такси). Купить такую экскурсию можно в самой Праге или у сертифицированного партнера через интернет. Стоимость — около 120 евро с человека, включая проезд и одну ночь в отеле с завтраком.
Как добраться самостоятельно на поезде?
Если вы едете группой или самостоятельно, лучше воспользоваться баварским билетом. Купив его на сутки, вы можете ездить на любом региональном транспорте Баварии в течение дня: сходить, выходить, пересаживаться. То есть, купив билет, его действия хватит и на дорогу туда, и на дорогу обратно и на поезд, и на автобус. Единственное ограничение — действие билета в будни начинается с 9 утра. Читайте Как купить баварский билет в автомате, Как ездить на поездах в Германии. Поезд отходит с главного вокзала Мюнхена в 9-53 утра, а в 11-54 утра прибывает в Фюссен (позднее ехать не стоит, чтобы успеть посетить замки, см. расписание работы замков). В поезде, во-первых, объявляются остановки, во-вторых, над дверями пишется название следующей остановки. Нужен Füssen. Здесь из поезда выходит огромное число туристов и сразу идет на автобусную остановку, она находится сразу за платформой — там стоят автобусы до Нойшванштайна. В 12-05 отходит автобус номер 78 и едет до замков примерно 10 минут. Если вы путешествуете по баварскому билету, то при входе в автобус, ничего платить не нужно, просто предъявляете свой билет. Автобус также делает несколько остановок, но выходить нужно на конечной — Schwangau (Schlösser) (Швангау (Шлёссер, "шлос" — замок по-немецки).