22.09.2019

Какой он, успешный лидер? Что такое лидерство? Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации.


Как-то мы с друзьями проводили мозговой штурм на тему, кто такой лидер. У каждого было свое определение. Но в совокупности получился обширный перечень лидерских качеств, что должны быть присущи каждому лидеру. Конечно, среди них есть и более важные, и менее важные. Тем не менее, все они помогают человеку быть многогранным и более полно реализовать себя.

Я постараюсь как-то обработать эти данные и выложить на блог. А пока посмотрим, какие качества для лидера считаются основными .

Чем лидер отличается
от просто хорошего человека

– это маяк, что освещает путь и указывает направление движения. Поэтому просто хороший человек, даже имея пять пядей во лбу, не будет лидером, если он не сможет увлекать других. А для этого надо иметь интересы, немного шире, чем собственные.

Лидером может стать только тот человек, кто не просто занимается собственным саморазвитием и желает СЕБЯ полностью реализовать. Лидеры мыслят шире – их интересует развитие ДРУГИХ людей и их самореализация.

Если хороший человек ищет, как можно реализовать себя, развить свой творческий потенциал, то лидер заинтересован в творческом развитии других людей.

А самое главное, его интересуют не только свои собственные результаты, а результаты тех, кто идет за ним. Он не идет по плечам и головам тех, кто поднял его, а старается поднять наверх других.

Я не знаю, как можно назвать это качество одним словом, поэтому не включила его в общий список. Но на самом деле, это и есть главная отличительная черт а лидера.

Пять
основных качеств
ЛИДЕРА

Качество 1 .
Целеустремленность .

Лидеры всегда четко знают, к чему и за чем они идут. Только зная это, можно повести за собой людей. Иначе будет просто толпа, а ты будешь только ее единицей. И каждый в этой толпе не будет знать, куда он бредет.

Конечно, познать свою цель не просто. Для этого, прежде всего, надо познать себя и свое предназначение. Если человек знает, ради чего он живет, ему легко понять, чего же он хочет достичь. А люди уже присоединяются к идеи и идут за тобой.

И еще очень важно определить, сколько будет стоит достижение этой цели. Ибо, когда ведешь за собой других людей, ты уже взваливаешь на свои плечи ответственность и за них. По крайней мере, надо быть честным, чтобы сказать им, что за все в этом мире надо платить. Ради достижения поставленной цели им придется чем-то пожертвовать.

И конечно же, к своей цели надо двигаться настойчиво.

Качество 2 .
Ответственность .

Сейчас я говорю об ответственности в широком смысле слова. Прежде всего, конечно же, ответственность за себя, свои мысли, свои поступки и свои решения.

У лидера нет вопроса “Кто виноват”, он всегда думает “Что делать”. Потому что он знает, что всему есть причина, а любой поступок имеет следствие. В мире ничего просто так не происходит.

Ответственность – это также умение выполнять . Такие люди всегда ответственны за свои слова. Они не обещают того, в чем сами не уверенны.

И наконец, самая большая ответственность – это ответственность за других, тех, кто поверил тебе и пошел за тобой. “Мы в ответе за тех, кого мы приручаем” – это один из девизов их жизни.

Качество 3 .
Постоянный личностный рост .

Никто не пойдет за человеком пустым, которому нечего дать другим. Лидер никогда не стоит на месте в личностном развитии. Он постоянно развивает себя. Он всегда работает над своим внутренним миром, развивая те или иные положительные качества.

А еще он углубляет свою компетенцию, чтобы стать истинным профессионалом в своей отрасли.

Приятным бонусом неустанной работы над собой является развитие творчества и креативности. Лидеры – это люди, имеющие живое мышление. Они всегда стараются любой проблемы.

Качество 4 .
Самодисциплина .

Самодисциплина – это краеугольный камень успеха в любом деле. Только тот, кто обладает сильной волей, может нацелить себя на выполнение нужных дел. Он способен “есть лягушек”, если это нужно.

Делать то, что тебе некомфортно, – это настоящая лидерская привычка. Как раз действие отличает его от других людей.

А самодисциплина помогает ему в этом. А еще важно при этом уметь преодолевать свои сомнения и перед новым. Дорога к успеху лежит только через преодоление себя и своих страхов.

Качество 5 .
Умение общаться .

Необходимость этого умения вытекает из самой природы лидерства. Как же можно вести за собой людей, если ты не можешь с ними общаться?!

Наука общения — очень обширная, в коротком абзаце всего не скажешь. Но можно отметить основные моменты, что нужно уметь:

  • Говорить просто, лаконично, по сути. Простота – это показатель порядка в мыслях. Она говорит, что в голове выстроена четкая концепция и ей можно следовать.
  • другого человека. Только так можно узнать истинные его запросы и дать то, что ему нужно.
  • Уметь убеждать. Но под этим подразумевается не манипуляция чужими умами, а умение зажигать людей своими идеями.

Итак, лидер – это человек, за которым стоят другие люди. Это — его команда. В любом деле совместными усилиями команда способна творить чудеса.

Если вы хотите быть успешными, то развивайте в себе лидерские качества и формируйте свои команды. Тогда успех не заставит вас ждать.

Библиотека
материалов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Быть лидером.

Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих - потому что все по силам - границ… Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не "ветошкой", а "право имеющим"…

Быть лидером… Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот пресловутый гуж, будь он неладен!..

Быть лидером… Несомненно для многих это ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами - не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру, право быть первопроходцем. Такой ни в коем случае не воспринимает себя "фраером" и на вопрос "Тебе что, больше других надо?" однозначно и внятно дает положительный ответ.

Быть лидером - это и радость, и груз ответственности, и десятки дилемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Это высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики и выбор стратегии, это четкость и целеустремленность, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и требовать от себя по гамбургскому счету…

Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения - только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

В течение всей жизни мы можем наблюдать лидеров успешных и не очень. Лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером. Обладающий полномочиями еще не лидер. Роль его порой совсем незавидна: руководить кем-то и бояться, что кто-то выкрикнет из толпы: "А король-то голый!"

В то же время истинный, пусть даже не определенный формально, лидер - человек счастливый. Успех в руководстве группой, умение эффективно общаться с партнерами дают ему постоянное подтверждение признания. Это замечательная награда - эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, чувство успеха, уверенность в собственных силах…

Наши родители, учителя, армейские командиры и заводилы в классе, "дворовые короли" и студенческие вожаки, политики и деятели искусства, менеджеры и ученые, наши друзья и подруги - бесконечное поле для размышлений и проверки того, что же является истинным и мнимым лидерством. Безграничные возможности для самообучения, практики, усвоения лидерских качеств. И сам факт того, что умению быть компетентным руководителем можно обучиться, - повод для оптимизма. В самом деле, многочисленные консультанты, тренеры, менеджеры помогут нам освоить необходимые для лидера знания и подскажут, как применить их на практике с той же простотой, с какой они обучают нас иностранному языку, бухгалтерии или умению водить машину.

В той или иной степени мы попробуем разобраться с дилеммами власти и подчинения, умением добиваться поставленной задачи, руководить, а не "руками водить", быть понятными в ходе нашей эффективной коммуникации, готовыми к ведению переговоров, быть эффективными в решении разнообразных конфликтов. Проверить свои возможности и способности можно уже в ходе тренинга. В этом суть того, чем мы собираемся заниматься - процессом опытного научения.

"Одной из ваших обязанностей является помочь участникам научиться работать в группе, а не в компании разрозненных индивидов. Группы же обучают сами себя. В конце концов, в среднеарифметическом, группа знает больше вашего почти по любому вопросу. Ваше дело как ведущего – высвободить эту коллективную силу, которая уведет участников гораздо дальше, чем это сможете сделать вы в одиночку.

Вы можете подстегнуть эту движущую силу группы, помогая участникам осознать их уникальные способности к решению проблем и предлагая способы, которыми они могут поставить эти способности на службу всей группе. Когда такое начинает происходить, граница между "учителем" и "учеником"- исчезает. Эти роли становятся взаимозаменяемыми, и вы с группой непрерывно обмениваетесь знаниями в русле душевной энергии, которую часто называют синергизмом"

На наш взгляд, центральное место, которое уделено в приведенном отрывке группе, ее влиянию на процесс любого обучения, на взаимоотношения между учителем и учеником, прекрасно иллюстрирует функцию лидера. Речь, в принципе, идет о том, что при успешном ходе тренинга тренер-руководитель учебного процесса постоянно готов делегировать свои лидерские полномочия обучающимся. Лидеры должны возникать в процессе тренинга в самой группе, а практический характер обучения и деятельности поставит их перед необходимостью вести товарищей к решению поставленной тренером задачи.

Лидер - человек, который способен влиять на окружающих, с тем чтобы эффективно добиваться поставленных целей. Другими словами, хороший лидер - успешный коммуникатор. Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедительным, способным изменить мнение и настроение партнеров. Мы вправе ожидать от лидера умения сформулировать задачу, организовать ее решение как групповой процесс, в котором каждый член группы готов участвовать. В ходе этого процесса могут происходить события, провоцирующие конфликт, но лидер проведет группу через опасные рифы ссор, конкуренции и борьбы самолюбий, сохранив при этом ощущение достаточного личного комфорта участников, высокую мотивацию, помогающую справиться с трудностями, а может быть, даже определенными лишениями.

Чтобы задавать вопросы.

Теория лидерских качеств («великие люди», «харизма») исходит из возможности определения универсального набора лидерских качеств (физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных), которые позволяют формировать группы последователей для решения проблемных задач. Эта теория предусматривает в своей основе обожествление лидеров, однако она не объясняет успехи лидеров с разным набором качеств.

Теория лидерских качеств

Теория лидерских качеств отражает наиболее ранний подход к изучению и объяснению лидерства. Первые исследования пытались выявить качества, отличающие великих людей в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во времени качеств. Исходя из этого, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Последующее изучение привело к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных (табл. 1).

Таблица 1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристики качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность

Психологические качества

Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора

Деловые и личностные качества

Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность

Личностные характеристики лидеров

Теория великих людей

Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится . Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие.

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения , обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством .

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом , чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей.

2. Мотивация власти . Многие лидеры движимы сильным желанием . У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности . Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности.

4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность , — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели . Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования, вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы . Так, почти все выборы в Соединенных Штатах выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют только два случая. В 1992 году Билл Клинтон был на 4 дюйма (10 см) выше Джорджа Буша. В 1996 году он был всего лишь на полдюйма (примерно 1,5 см) выше Роберта Доула. Оказавшись в Белом Доме, высокие президенты чаще становятся заметными историческими фигурами. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.

6. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизматичность, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты . Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время .

Стив Джобс — основатель Apple

Лидер может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Рассмотрим пример Стива Джобса, в возрасте 21 года основавшего вместе со Стефаном Возняком легендарную компанию «Apple». Эксцентричный Джобс меньше всего был похож на традиционного корпоративного топ-менеджера. Он воспитывался контркультурой 60-х годов, и к компьютерам обратился, уже имея за спиной опыт употребления ЛСД, путешествие в Индию и жизнь в коммуне. В те дни, когда еще не было никаких персональных компьютеров, необычный стиль Джобса был как раз тем, что нужно для создания новой индустрии. В течение пяти лет он превратился в лидера корпорации стоимостью несколько миллиардов долларов. Оказалось, однако, что неортодоксальная манера Джобса плохо подходит для тонкого и сложного дела управления большой корпорацией в условиях рыночной конкуренции. Компания начала терпеть убытки, проигрывая в соревновании с конкурентами. В 1985 году Джобс был вынужден уйти из дела. Он вернулся, когда перед компанией встала необходимость произвести технологический рывок: качественно улучшить операционную систему своих «Макинтошей», восстановить доверие клиентов и прежнее положение на рынке.

Таким образом, корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение . Получается это у очень немногих. Гораздо чаще руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке. Еще один характерный пример — печальная судьба легендарного Джона Акерса, исполнительного директора IBM, бесславно уволенного из корпорации в 1993 году, после многих лет яркой и успешной карьеры. Сделав в 1980-х годах IBM флагманом компьютерной индустрии, Акерс оказался не в состоянии справиться со стремительными технологическими изменениями, которые охватили компьютерную промышленность в начале 90-х. Неслучайно в современном западном HighTech-бизнесе редко бывает, чтобы топ-менеджмент благополучно почивал в своих креслах более пяти лет. Периодическая «смена караула» позволяет корпорациям оставаться динамичными, адекватно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Лидер группы должен обладать набором важных навыков, а также понимать потребности людей. Некоторые люди являются прирожденными лидерами, тогда как другим приходится учиться лидерству. Лидер группы должен способствовать достижению групповых целей, для чего необходимо развивать и применять на практике навыки эффективного руководства.

Шаги

Часть 1

Как стать лидером

    Станьте специалистом в своей области знаний. Лидеру группы необходимо обладать глубокими познаниями в области конкретной отрасли, разбираться в целях группы и отстаивать интересы участников. Изучайте важные вопросы, регулярно общайтесь с людьми, имеющими большой опыт работы в вашей отрасли, и наблюдайте за деятельностью участников группы, чтобы стать профессионалом. Лидер должен знать ответы на возникающие вопросы. Благодаря экспертным знаниям вы ощутите уверенность в себе, а также будете производить впечатление опытного и знающего человека.

    Тренируйте лидерские качества. Все лидеры отличаются друг от друга, но специалисты смогли выделить несколько общих особенностей, которые отличают хороших лидеров. Некоторые люди с легкостью становятся лидерами благодаря своим врожденным качествам, а другим приходится изучать и тренировать необходимые черты личности. Так и должно быть! Изучите общие качества наиболее успешных и уважаемых лидеров, чтобы понять, над чем вам следует поработать:

    • Сильное желание действовать и пробовать новое
    • Эффективное выражение собственных мыслей
    • Умение находить нужную мотивацию для других
    • Трезвость суждений, способность быстро мыслить и сохранять спокойствие под давлением
    • Неподдельная заинтересованность в идеях и мнениях других людей
    • Богатое воображение, позволяющее регулярно генерировать творческие идеи и решения
  1. Приобретайте опыт. Многое зависит от конкретной группы людей, поэтому не всегда есть возможность сразу эффективно включиться в работу. Иногда приходится начинать с самого низа и прокладывать себе путь наверх. В этом нет ничего страшного! Благодаря этому вы сможете досконально изучить внутреннюю кухню группы, а также всех участников. Если вы начнете со стартовых позиций, то сможете стать специалистом в разных аспектах функционирования группы благодаря личному опыту, приобретенному самостоятельно Примкните к группе и наблюдайте за тем, как себя ведет нынешний лидер. Обращайте внимание, какие аспекты работают эффективно, а какие следует улучшить.

    Берите на себя ответственность внутри группы. Возможно, вы хотите стать президентом студенческого совета, а сейчас являетесь лишь одним из участников, или желаете писать статьи для газеты, но выполняете пока лишь административную работу. Какой бы ни была ситуация, лидеры не ждут, они создают возможности. Обдумайте несколько идей для группы и решите, как их можно реализовать.

    • Если вы – работник газеты, который желает стать автором, то представьте редактору идеи для статей или предложите посетить футбольный матч, чтобы взять интервью у футболистов.
    • Если вас назначили для работы над проектом, то проведите совещание с другими участниками группы, чтобы обсудить детали проекта и глобальные цели. Если вы проявите инициативу, это позволит вам сразу же утвердиться в роли лидера.
    • Если вы являетесь членом клуба, то организуйте специальные мероприятия, чтобы осветить важные вопросы или торжественно отметить важное событие для группы (например, соберите средства для поддержки одного из участников группы, проведите тематический вечер в школе или организуйте праздник по случаю успешной реализации проекта).
  2. Сохраняйте уверенность. Если вы берете на себя дополнительную ответственность и все больше участвуете в жизни группы, то должны быть уверены в себе. Принято считать, что уверенность тесно связана с такими качествами, как рассудительность, талант и проницательность. Вы должны излучать полную уверенность даже в случае сомнений. Ваши слова и жесты должны показывать решительность и целеустремленность. Используйте властные позы, благодаря которым окружающие будут соглашаться с вами на подсознательном уровне:

    • Одевайтесь, как лидер, всегда будьте аккуратным и собранным.
    • Следите за языком тела. Всегда стойте ровно и старайтесь не выглядеть заскучавшим, уставшим или безразличным.
    • Во время разговора с человеком поддерживайте зрительный контакт.
    • Одобрительно кивайте, когда слушаете человека.
  3. Делитесь своими идеями. Посвящайте людей в свои идеи, чтобы оставаться лидером и набирать силу в группе. Лидеры ведут за собой, а не просто раздают указания. Всегда интересуйтесь мнением окружающих, поощряйте их вносить свой вклад в работу над идеей или проектом. Если вы выскажете свою точку зрения и убедите людей согласиться с вами, то группа сможет успешно реализовать идею под вашим чутким руководством.

  4. Развивайте чувство ответственности у своих подчиненных. Важно делегировать полномочия тем участникам группы, которые достаточно ответственны и квалифицированы для того, чтобы решить задачу самостоятельно. Это поощряет индивидуальное участие и взаимодействие участников группы для достижения общих целей, а вы сможете уделять больше времени планированию последующих действий.

    • Ставьте выполнимые задачи, чтобы поддерживать боевой дух и поощрять к участию других.
    • Четко сообщайте, что необходимо сделать, но позволяйте другим решать, как это сделать.
    • Хвалите людей за успешное выполнение задач, чтобы укрепить моральное состояние группы и повысить самооценку участников.
    • Не перегружайте одного человека ответственностью. Человеку будет тяжело справиться с порученными задачами, а остальные участники группы могут считать его вашим любимчиком.

Многие люди хотят развить в себе качества лидера. Вот только не все понимают, кто такой лидер, и кем он является. Говоря простым языком, отличающийся целеустремленностью, неутомимостью, умением мотивировать других людей, служить им примером, вести их к результату. Лидер - это не только престижный статус, но и большая ответственность. И поскольку данная тема очень интересная, следует уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.

Становление лидера

Для начала стоит немного поговорить об этом. Можно ли стать лидером? Да, если у человека изначально есть соответствующий характер, темперамент, огонь внутри и то, что называется хваткой. Все перечисленное может какое-то время «спать» в человеке, но потом либо само пробудится под воздействием обстоятельств, либо их обладатель запустит процесс.

Как бы там ни было, все лидеры проходят четыре этапа развития. Вкратце их можно обрисовать следующим образом:

  • Сам себе лидер. Человек учится понимать себя, нести ответственность за собственные слова и поступки, формулирует индивидуальную мотивацию, тренирует дисциплину, ставит цели, достигает их.
  • Лидер в ситуации. Человек возлагает на себя ответственность за небольшую группу/компанию в определенных обстоятельствах. Староста в университетской группе - один из примеров.
  • Лидер в коллективе. Человек, способный привести большую группу людей к сложным и важным целям. К примеру, руководитель отдела какой-либо компании.
  • Лидер команды. Тот, кто имеет огромный потенциал, неиссякаемую уверенность, крепкую силу духа и амбициозную цель, для достижения которой он собирает целый коллектив. Например, бизнесмен, организовывающий свое дело.

Быть лидером - это непросто. Но данный статус приносит большие плоды. Так какими качествами лидер обладать обязан?

Умение работать с целями

Об этом нужно сказать в первую очередь. Главное качество лидера заключается в умении определять цель и работать с ней в дальнейшем. Ему точно известно следующее:

  • Какие стратегии способны помочь добиться результата.
  • В каком направлении надо двигаться для ее достижения.
  • Какое количество времени и ресурсов потребуется для достижения цели.
  • Что будет получено в результате.

Также лидер умеет планировать, анализировать, конструктивно размышлять и предлагать дельные мысли. К тому же он способен доступно и понятно объяснить все перечисленное любому члену коллектива.

Коммуникабельность

Это тоже необходимо отнести к основным качествам лидера. Под коммуникабельностью подразумевается умение налаживать контакты и способствовать взаимно обогащающему, конструктивному общению. Если человеку свойственно данное качество, то он считается социально успешным.

А для лидера умение эффективно общаться с людьми, коллегами и партнерами является еще и залогом успеха. Если он коммуникабелен, то ему не составит труда создать полезную связь в нужное время, что поможет в эффективном достижении цели. К тому же, данное качество помогает располагать к себе людей, правильно задавать вопросы, незаметно переводить тему в необходимое русло и быстро получать интересующую информацию.

Умение вдохновлять и мотивировать

Это очень важное качество. Лидер - это человек, который не просто ведет за собой людей, а тот, за кем хочется идти! Он должен уметь создавать импульсы действий, стимулирующие как его самого, так и остальных. Более того, он обязан еще и вдохновлять на действия, создавать долгосрочную и устойчивую мотивацию.

Лидер умеет продемонстрировать притягательное и красочное будущее и вызвать тем самым у своих последователей и подопечных желание поскорее окунуться в него с головой. Для этого он должен:

  • Иметь хорошо поставленную речь.
  • Создавать «картинку» будущего, ярко описывать, но не приукрашивать.
  • В некоторой мере быть психологом. Без знания «точек» своих коллег и подопечных, на которые нужно воздействовать для вдохновения и мотивации, никак не обойтись.

И конечно, лидер обязан быть примером. Энергичным, позитивным, уверенным и в то же время по-деловому спокойным. Чтобы люди, глядя на него, знали - все получится, их определенно ждет успех, да еще и под таким руководством.

Человечность

Несмотря на то что все мы - люди, данное качество свойственно не каждому. Но лидер его иметь просто обязан. За кем будут идти люди? Кого они поддержат? К кому прислушаются? Только к тому, что кто оказывает им поддержку, заботится об их интересах, относится по-человечески, с пониманием.

Это очень важное личностное качество. Лидер может одновременно быть строгим и располагающим. Многие боятся проявлять понимание и поддержку, боясь потерять авторитет, но хорошие руководители знают, в каких ситуациях нужно проявлять ту или иную сторону.

Организованность

Рассказывая о том, какими качествами должен обладать лидер, нельзя не упомянуть об организованности. Очень важно не размениваться по мелочам, уметь отметать лишние действия, концентрироваться на важном. Основу действий настоящего лидера составляет:

  • Самодисциплина и дисциплина.
  • Четкий порядок действие.
  • Продуманный график и неукоснительное следствие ему.
  • Прилежность и пунктуальность.
  • Умение распределять время.
  • Способность максимально сосредоточиться на конкретном действии.

В процессе лидера проявляется непосредственно. Ведь он не просто сам следует всему перечисленному, он еще и учит этому подчиненных. Кстати, в деловой среде это именуется тайм-менеджментом.

Что такое лидерство?

Это не качество, но оно тоже заслуживает внимания. Лидерством называется процесс социального влияния, за счет которого человек получает поддержку от других людей (членов коллектива, как правило) для достижения определенных целей.

Разновидностей может быть масса. Стиль лидерства определяет мировоззрение человека, особенности его характера, опыт. Иногда влияют и обстоятельства. Стили бывают следующими:

  • Автократический. Характеризуется сильно централизованной властью. Все решения принимает лидер, подчиненные лишь исполняют приказы.
  • Демократический. В принятии решений принимают участие все члены коллектива.
  • Либеральный. Лидер передает свои полномочия подчиненным, что повышает их инициативность и креативность.
  • Нарциссический. Лидер не считается с чужими интересами. Это не всегда обусловливает плохой исход дела, но в коллективе с таким авторитетом людям, как правило, неуютно из-за его высокомерия и агрессивности.
  • Токсический. Авторитет использует лидерство так, что коллектив оказывается в худшем положении.
  • Ориентир на результат. Лидер ведет коллектив к цели, четко следуя плану и помня о временных рамках.
  • Ориентир на отношения. Лидер пытается улучшить отношения в коллективе, ставя реальные цели на задний план.

Политическая сфера

Было бы неплохо вкратце рассмотреть тему в рамках той или иной жизненной отрасли. Вот, например, какими должны быть качества политического лидера? Из основных можно выделить такие:

  • Последовательная деятельность и активность. Это важно. Политик должен восприниматься людьми, как человек активный и деятельный. Экспрессивные выступления, впечатляющие решения, речи, проекты, поступки… все это данное качество демонстрирует.
  • Способность формировать свое поведение и образ. Политик должен уметь ориентироваться на людей, улавливать их требования и соответствовать им.
  • Умение политически мыслить. Оно помогает формулировать социальную позицию в определенных случаях и определять свое поведение.
  • Способность улавливать взаимосвязь между событиями в жизни общества и сферами.
  • Умение вызывать оправданное доверие. Ни один политический лидер не повлияет на людей, если они не будут ему доверять.

Также в этот перечень можно включить умение пользоваться властью и брать на себя ответственность, способность понимать простых граждан, а еще проявление гуманизма и высокой нравственности.

Признаки лидера

Их хотелось бы перечислить напоследок. Выше было многое сказано о том, какие качества характеризуют лидера. И вот, что можно отнести к признакам, по которым такого человека легко распознать:

  • Он не ждет приказов, а действует сам, причем делает это разумно и эффективно, во благо.
  • Ему присущи смелость и сильный характер.
  • Он принимает смелые решения.
  • У него много единомышленников и советчиков.
  • Он мыслит оптимистично, но не безрассудно.
  • Одно из лучших качеств лидера - он всегда знает, чего хочет.
  • Он не боится разрушить все ради построения чего-то нового.
  • Лидер не пытается быть кем-то, он остается самим собой.
  • Такой человек не конкурирует с другими, а сотрудничает.
  • Перемены и кризис воспринимает не как проблему, а как возможность начать активно действовать.
  • Преграды его мотивируют, а не угнетают.
  • Он всегда идет до конца. Ничто не способно заставить его свернуть с пути.
  • Его жизнь всегда впечатляет и восхищает.
  • Многие пытаются ему подражать.
  • Лидер не напрягается. Если возникает проблема, то он ее решает, не тратя время на сетования и переживания.
  • В любой сфере жизни по нему видно, что он - лидер. Даже если он отдыхает в одиночестве.

Изучив даже этот небольшой перечень, можно понять, что лидер - это сильная и волевая личность, способная как самостоятельно совершать поступки и подвиги, так и с успехом мотивировать на это других.