17.10.2019

Коко Шанель – биография и личная жизнь. Знаменитая Коко Шанель – любящая женщина, целеустремлённый бизнесмен и творческая натура


Шанель Габриель Бонёр, прозванная Коко Шанель, была ведущим французским кутюрье, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия. Шанель привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что её - единственную из мира моды - журнал «Тайм» внес в список ста самых влиятельных людей XX века.

Основательница самого известного и шикарного модного дома много десятилетий назад заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Вместо бесконечных новшеств Габриель Коко Шанель предложила обновленную классику юбки в складку, женские брюки и блейзеры. Пальто, и, конечно же, знаменитый костюм в стиле Шанель. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры, пришли на смену рюшкам и оборкам. Женщины с восторгом приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой. Мода от Шанель не устаревает. Все ее вещи - простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.

История успеха, Биография Коко Шанель

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре (Франция). Ее родители - Альберт Шанель (рыночный торговец) и Евгения Жанна Деволь (дочь сельского плотника), не состояли в браке. Мать Габриэль умерла от астмы, когда девочке было двенадцать лет. Через неделю после ее смерти отец оставил Габриэль и ее двух сестер в католический приют в Обазине. После этого Габриэль больше не увидит своего отца.

В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…

У сироты, выросшей в сиротском доме в то время, не было будущего. Тем не менее, мечты о прекрасном избавлении и ожидавшем ее блестящем будущем, возникли у Шанель уже в эти годы. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по-своему. В будущем она никогда не упомянет свои годы в сиротском доме. Более того, она сделает все возможное, чтобы стереть из памяти все несчастья и бедность, которые словно были уготовлены ей судьбой.

Покинув в 20 лет приют ей не пришлось искать работу , по рекомендации из монастыря юная Габриэль устроилась помощницей по продаже белья в трикотажном магазине города Мулен. Габриель быстро заслужила уважение новых хозяев и заказчиков - Шанель мастерски шила женскую и детскую одежду.

Свободное от работы время Шанель проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров - их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.

Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее - стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь - в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco». Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось. Правда, Мадемуазель Шанель не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой отец обожал меня и называл цыпленочком » (по-французски - коко)…

Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве и юности, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой буржуа Этьен Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она решила, что этот мужчина создан для нее.

Коко Шанель согласилась на его предложение быть вместе и поселилась с ним в аристократическом предместье Парижа - Виши. Коко пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели до полудня и читала дешевые романы. Хотя вначале новая жизнь в замке ей нравилась, она так и не смогла привыкнуть к роли любовницы (Бальсан не считал ее той женщиной, с которой следует связать жизнь).

Коко Шанель - модельер и предприниматель

Спустя три года Коко познакомилась с другом Бальсана - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет связана с ее именем.

После того, как она открыла свой бизнес и получила возможность применить свой вкус и свои способности, Коко Шанель превратилась в женщину-предпринимателя до конца своей жизни. Ничто не могло ее остановить: ни отсутствие опыта, ни Первая Мировая война, которая разразилась вскоре. До конца жизни она продолжала работать как дизайнер и как предприниматель, воплощая в жизнь свои идеи об искусстве быть элегантной. Ее бизнес превратился в феномен, до этого неизвестный в истории моды. До Шанель портные никогда не были частью высшего общества. Коко Шанель изменила общественное мнение о работе дизайнера. Она превратилась в магнетическую персону международного масштаба. Она была вхожа и приглашена везде, даже в самые аристократические круги. Тем не менее, ее саму это нисколько не удивляло. Она так комментировала свою славу - «Я вошла в общество не потому, что я должна была создавать одежду. Наоборот. Я создавала одежду, потому что жила в обществе, где я стала первой женщиной, живущей полной жизнью этого века

В 1913 году Коко открыла процветающий бутик шляпок в Довиле. Но она мечтала разработать свою линию женской одежды. Права изготавливать «настоящее» женское платье Шанель не имела: поскольку она не была профессиональной портнихой, ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию. Коко нашла выход: стала шить платья из джерси - ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, и сделала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее наряды-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их, а просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко стремительно вошла в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее немыслимый для женщин, - спортивные костюмы; она осмеливалась появляться на пляжах приморских курортов в «матроске» и обтягивающей юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную талию, платье-рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился стиль от Шанель - просто, практично и элегантно.

В 1919 г. Копел погиб в автокатастрофе. «…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур. Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет

«Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё », - признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно ».

Летом 1920 года, когда Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей у нее уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет).

Из депрессии в которой она прибывала после смерти «Боя», ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).

Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II.Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз - потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Дмитрий Павлович оказался во Франции без гроша в кармане, и жил, мягко говоря, не на широкую ногу. Тем не менее, он стал любовником Габриэль. Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание… С этого момента в творчестве дома Chanel начинается так называемый русский период. Выходит много моделей, которые используют в своей основе русские мотивы.

Именно Дмитрий Романов познакомил Коко Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. Отец Бо долгие годы работал при дворе его императорского величества. И это был отменный специалист, который унаследовал сполна талант своего предка. Тут стоит заметить, что до этого момента женские духи были достаточно однообразны. Никто не использовал в их производстве хотя бы несколько ароматов. Были, так называемые лавандовые духи, духи с запахом розы, жасмина. Но никто не использовал миксов из нескольких ароматов. После года напряженной работы Эрнест Бо представил Коко несколько вариантов духов, разработанных «для женщины, которые пахнут, как женщина». Шанель выбрала пятый вариант.

Так и появились известные ныне духи Chanel №5, которые обладали 80 ароматами, и не повторяли ни один из известных цветков. Для духов был изготовлен специальный прямоугольный флакон из хрусталя, который сегодня является по-настоящему культовым. На флаконе была небольшая этикетка «Chanel №5». С тех пор духи начали завоевывать мир. А сегодня являются и вовсе самыми продаваемыми на нашей планете. А это значит не мало!

Немногим позже дом мод Шанель представил еще один вид продукции – украшения. И здесь Коко превзошла саму себя. Она решила смешать натуральные камни и стразы. Результат превзошел все ожидания. К тому моменту Коко Шанель уже привыкла к этому. Она сама стала диктовать моду. Все, что выпускал ее Дом, было модно.

Уже будучи некоронованной королевой парижской моды, Шанель предложила своим клиенткам еще несколько революционных изменений: брюки-клет, короткую стрижку… В 1926 году Коко Шанель создала свое «маленькое черное платье» (в прошлом - униформу парижских продавщиц), ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле.

Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи и креативнность , Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Именно здесь она познакомилась с великим Пабло Пикассо, драматургом Жаном Кокто… Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее самой рассудительной женщиной на свете. Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Окружающим нравилась ее целеустремленность и уверенность в себе , она производила впечатление довольной собой и своими успехами женщиной.

В жизни этой женщины всегда было множество любовных романов, однако ни один так и не закончился чем-либо серьезным. По невидимым каналам любви бесперебойно она «перекачивала» в себя знания и умения своих мужчин. Каждый из них являл собой личность. А Коко до поры становилась калькой, копиркой, чеховской Душечкой. Верховой езде, смакованию устриц, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет научилась от них в совершенстве. Каждый ее мужчина привносил что-то свое и в женскую моду, и в другие ее начинания.

Следующее изменение коллекций Chanel опять было связано с любовными приключениями хозяйки дома. Коко влюбилась в Вестминстерского герцога. С этого момента начался английский период в истории дома Шанель. Роман Коко и герцога продлился целых 14 лет. Именно столько длился и соответствующий ему период в творчестве великой мадемуазель Шанель. Пожалуй, самым заметным его этапом стало то, что Коко привила моду на ношение драгоценностей поверх обычных свитеров. В Англии никто не практиковал подобное. До Шанель. Разлад между герцогом и Коко произошел тогда, когда стало ясно, что Шанель уже не может подарить ему наследников. Ей было 46 лет, и врачи констатировали этот прискорбный факт.

10 лет вне моды

Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже. В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной Морали Шанель была арестована. Причиной стала любовная связь Коко с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего «СС» Генриха Гиммлера. Через несколько часов после ареста она была освобождена. Вскоре после этого Шанель уехала в Швейцарию, где она прожила почти десять лет.

Возвращение Коко Шанель в мир моды

В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн » - так объяснила она свое возвращение.

Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. На критику Коко отвечала с достоинством, но очень колко - «Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм » или «Остерегайтесь оригинальности, в женской моде оригинальность может привести к маскараду ». Во всяком случае, не прошло и года, как новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки - копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли «элегантную простоту от Шанель», а в конце 50-х годов, модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Причтенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук - образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Не хватали лишь последнего, едва уловимого, но необходимого акцента - капли духов, которые бы подчеркнули этот имидж. Тогда Шанель создала парфюм, ставший самым известным в мире и признанный потомками произведением искусства. Свои духи Коко назвала «Шанель N 5». Если кто-то сегодня хочет купить настоящие французские духи, в первую очередь ему на ум приходит именно «Шанель N 5». Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.

В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

В послевоенные годы у Коко появился опасный конкурент - Кристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой «гиперженственностью»: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной ».

Мадемуазель Коко вообще была ревнива и прижимиста. Она всегда носила на шее ножницы, привязанные на тесемке. Был случай, когда Шанель, увидев костюм от Живанши на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.

Коко Шанель славилась высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей. «Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще » - часто говорила она.

До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать.

Работоспособность царицы моды была уникальна. Свою последнюю коллекцию она создала в возрасте 88 лет. Сама Шанель не сомневалась в том, что в основе ее силы лежит философия, раскрывающая отношение женщины к миру, в котором она живет. Шанель, одевшая прекрасную половину мира, говорила: «Главное в женщине - не одежда, а милые манеры, рассудительность и строгий режим дня. Женщина должна быть женственна и спортивна и никогда не дурманить себя пустыми разговорами. Она должна знать, зачем и куда ей надо идти, какова цель каждого жеста и взгляда. Надо сохранять собственную неповторимость: в движениях, мыслях, поступках. Уметь противостоять даже требованиям моды ».

Коко Шанель объясняла свое активное долголетие тем, что никогда не вела ночной богемной жизни - «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем ». Она говорила - «Нельзя позволять себе обжорство и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой ».

Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере люкс отеля «Ритц» в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Ее похоронили в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. Доходы ее империи составляли 160 млн. долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Королева Моды.

Шестьь секретов успеха Коко Шанель

За 88 лет жизни Великая Мадемуазель дала свое имя стилю одежды, костюму, Дому моды, духам. Неутомимая изобретательница, Шанель создала массу нового, но прежде всего… женщину, которую до нее никто не знал. Сиротка из приюта навсегда вошла в историю - шанелизировала весь мир. Как? У нее были свои способы.

  1. Каждое утро Коко Шанель начинала жить заново. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Детство и часть ее юности покрыты завесой тумана. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Габриэль выбросила за борт, как хлам, по меньшей мере 10 своих лет и, осознав это, как ни странно, почувствовала, что у нее появилось больше времени. Она стала меньше нуждаться во сне, плодотворнее размышлять. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру . Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.
  2. Любую преграду на пути Шанель рассматривала как указатель нового направления. В начале своей карьеры она не имела права изготавливать «настоящее» женское платье, так как ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию, ведь она не была профессиональной портнихой. Тогда Шанель стала делать платья из мужского джерси и создала на этом состояние. Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. Однажды у Коко загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Тогда новаторша отрезала косы и гордо вышла «в люди». Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. До Шанель дамы обязаны были быть длинноволосыми.
  3. Шанель не допускала в свою жизнь случайных людей, поэтому с ней почти не происходило случайных событий. Критерий был элементарен: она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них.
  4. Коко Шанель сделала парадокс образом своей жизни и движущей силой своего таланта. До нее черный цвет считался краской бедности и траура. Женщины без причины не смели носить черную одежду. Шанель провозгласила черный популярным и роскошным. В течение пяти лет она выпускала только черное, и ее «мрачные» платья продавались, как булочки, с начинкой - с маленьким белым воротничком и обшлагами. С Шанель начались белые женские пижамы. Вообще, она «обобрала» мужчин, ввела в женскую моду их жакеты, блузки с галстуками, их запонки и шляпы.
  5. Независимость была ее богом, аксиомой жизни. Еще с первым любовником Коко открыла свободу, какую дают деньги, если не ты служишь им, а они служат тебе. Друзья роскошно жили за ее счет, она покрывала их огромные долги. Это был ее принцип - платить, чтобы забыть, что за нее когда-то платили. С помощью денег она избавилась от своей застенчивости , ведь раньше в салонах она не раскрывала рта. Колоссальные прибыли даровали ей уверенность и способность говорить публично.
  6. Внещняя красота в женщине провозглашалась ею как часть успеха, иначе нельзя никого ни в чем убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее быть красивой. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин ». Сама Шанель была похожа на вечного лучезарного подростка. Она весила всю жизнь столько, сколько в 20 лет. И еще: она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, - «мордочку мятежной сиротки с грацией олененка». Два-три раза в столетие появляются нестандартные типы лиц, которые вдруг затмевают признанных красавиц и вводят другой канон красоты. Шанель была из таких!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

По‑прежнему находятся на пике популярности у it-girls. Мы сегодня решили рассказать тебе о жизни великой Габриэль Шанель, реформатора женского гардероба, и показать несколько архивных фотографий.

Детство и юность Коко Шанель

19 августа 1883 года в Богом забытом городке Сомюр на западе Франции у поденщицы Жанны Деволь и коммивояжера Альбера Шанель родилась девочка Габриэль. Семья жила крайне бедно и, не имея собственного дома, часто переезжала. После смерти жены Альбер отдал сыновей родственникам, а дочерей — в монастырский приют. Габриэль тогда было 12 лет. Ни она, ни остальные дети больше никогда не видели отца. Маленькая Шанель не могла поверить, что он их бросил. «Я не сирота! Скоро приедет папа и заберет меня!» , — так отвечала девочка на насмешки других воспитанниц приюта.



Неприветливые стены приюта не сломили Шанель и не превратили еев сентиментальную мечтательницу. «Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти» , — произнесла однажды Габриэль уже в статусе мадемуазель Коко. В 18 лет она покинула монастырь. решив раз и навсегда вырваться из нищеты. Навыки рукоделия, полученные в приюте, помогли Шанель сделать первый шаг на пути к успеху: она стала швеей в магазине готового платья в городке Мулене. Работа приносила ей небольшой доход, появились частные заказы, однако Шанель хотелось шика и блеска. Она начала выступать в местном кафе, исполняя перед публикой непритязательные песенки: Qui qu`a vu Coco и Ко Ко Ri Kо. С тех пор имя Габриэль забыли: все стали называть Шанель просто Коко. Будем честны: Коко Шанель была неважной артисткой и исполнительницей, о карьере певицы или актрисы глупо было и мечтать! Но обаятельную брюнетку заметили нужные мужчины, а ведь именно этого она и добивалась.

Мужчина — короткий путь к успеху

Шанель приняла предложение молодого барона Этьена Бальсана стать его содержанкой. Коко училась у Этьена верховой езде, спала до полудня, завтракать в постели кофе с молоком и шоколадными конфетами… Фантазерка Коко, предоставленная самой себе, начала создавать сама для себя одежду и аксессуары, не имевшие ничего общего с модой тех лет. После очередной любовной ссоры Шанель переехала в парижскую холостяцкую квартиру Бальсана и на его средства открыла в 1909 году шляпный салон.

« Раскручивать» свое дело Шанель решила смостоятельно. Маленькие круглые шляпки Шанель во время ее прогулок и выходов в свет привлекали внимание изяществом и полным отсутствием украшений. Так пришел первый успех — и новое чувство: Коко сблизилась с приятелем Этьена английским плейбоем Артуром Кейпелом, которому суждено было стать самой большой и, пожалуй, единственной любовью в жизни великой мадемуазель. Артур ввел Коко в свой круг, познакомил ее с банкирами, политиками, финансистами. Советы, связи и деньги Кейпела помогли Шанель открыть первый бутик в Париже, на улице Шамбон, а чуть позднее и первый филиал своего магазина в Довилле, который в 1919 году вырос до полноценного модного Дома, а ценники на платьях достигали 3 тысяч франков. Коко получила то, о чем мечтала — славу и роскошную жизнь. Платой за успех стала трагическая жертва личной жизнью. И Этьен, и Артур любили Шанель, но женились на аристократках. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель, но… 22 декабря 1919 года Артур разбился на машине. Шанель вновь осталась одна и, чтобы заглушить боль потери, с головой ушла в работу.


Бессмертный стиль

Стремясь освободить моду от ненужной роскоши, Коко начала со шляп. Модистка убрала с них страусиные перья и бархат. А после взялась и за верхнюю одежду. Первая коллекция женской одежды от Шанель - это практичные, удобные и революционные в своем роде вещи. «Матросский костюм» для пляжного отдыха — тельняшка, широкие светлые брюки, берет — был сшит из приятного телу трикотажа, который раньше использовали только для нижнего белья. Также Шанель придумала прямой силуэт без талии, но с шарфом или поясом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской сорочки. Так в арсенале модниц появилось платье-шемизье, или платье-рубашка.

Шанель обвиняли в том, что она« ограбила» сильный пол и перекроила мужской английский классический стиль для женщин. Взамен рюшей, оборок, бантов, корсетов и платьев с турнюрами Коко предложила сорочки и галстуки, брюки, пиджаки, жакеты, вязаные пуловеры, кожаные жокейские куртки. Кроме того, Шанель осмелилась« вывести в свет» бижутерию, короткие стрижки и загар. Кульминацией стиля от Шанель стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году. Это был наряд родом из детства Шанель: воспитанницы приюта, где она росла, носили черные платья с маленьким белым воротничком. Безупречные пропорции, аскетичная простота кроя, изысканность ткани, сдержанная цветовая гамма — Коко превратила цвет траура и бедности в символ элегантности и вкуса.

«Мода выходит из моды, — говорила Коко, — стиль — никогда»

Великая мадемуазель и любовница

В окружении Шанель было немало известных русских эмигрантов: Сергей Дягилев, Игорь Стравинский(летом 1920 года они пережили короткий, но бурный роман). Шанель покорила сердце великого князя Дмитрия Павловича Романова, племянника Николая II.

Дмитрий Романов позже женился на богатой американке, однако эта связь принесла Шанель знаменитое детище, которое обернулось миллионными доходами. Дмитрий устроил Коко, встречу с парфюмером, французом русского происхождения Эрнестом Бо. Бо, по замыслу Шанель, создал смешанный цветочный аромат , чего никто еще не делал. Из нескольких вариантов будущих духов заказчица выбрала аромат под номером пять. Символично, что эту цифру Коко считала для себя счастливой и новые коллекции показывала публике только пятого числа. Так родился легендарный парфюм Chanel № 5.

Шанель исполнилось сорок два, когда в ее жизни появился новый поклонник-аристократ. Герцог Вестминстерский был экстравагантен и баснословно богат. Он сходил с ума от Шанель, но на предложение руки и сердца Коко ответила отказом: «Герцогинь много, а Коко Шанель одна!» Она не захотела жертвовать Домом моды ради титула и замужества и осталась великой мадемуазель.

Но самый таинственный роман Коко — это ее отношения с Вальтером Шелленбергом, главой разведки С. С. Шанель вызвалась стать посредницей в переговорах немцев о мире с союзниками, но операция« Модная шляпка» провалилась. После освобождения Франции Коко выслали из страны за сотрудничество с оккупантами, и любовники уехали в Швейцарию. Шанель заботилась о Шелленберге до его смерти в 1952 году.

Дисциплина как эликсир молодости

Коко Шанель утверждала, что красота женщины зависит не от возраста и цены платья, а от образа жизни, манер, ухоженности и душевной гармонии: «В двадцать лет ваше лицо дает вам природа, в тридцать его лепит жизнь, но в пятьдесят вы должны заслужить его сами». Лучший способ выглядеть хорошо, по мнению Шанель, — любимое дело: «Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела». Неудивительно, что Шанель всегда была в отличной профессиональной форме: последнюю коллекцию она представила, когда ей было за восемьдесят.

После напряженной работы Коко позволяла себе периоды полного безделья в загородном доме, наслаждаясь свежим воздухом, свободой и одиночеством. Шанель с удовольствием рыбачила, разводила цветы, заботилась об окрестных собаках, ездила верхом. Кстати, мадемуазель была« жаворонком» и сстрого следила за распорядком дня, отводя на сон не менее семи-восьми часов: «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем. Отправляться спать после полуночи — значит не щадить самих себя. Лично меня после двенадцати часов вообще ничего не интересует. Пощадите себя ради самих себя. Щадите свои уши, щадите свои глаза, щадите свои мысли. Что вы слышали такого после полуночи, что вы считали бы ценнее собственного сна? Это всего лишь то, что вы так или иначе слышали, и к тому же раз сто…» . Коко считала алкоголь и излишества в еде врагами красоты. До самой старости она сохраняла девичью стройность, предпочитая рацион из овощей, фруктов, рыбы. Единственной нездоровой слабостью Шанель было постоянное курение.

Великая мадемуазель создала философию и образ новой женщины: «Моду создают для нескольких сотен людей. Я создала стиль для целого мира».

Текст: Алина Краснова.
Фото: пресс-материалы Chanel, архивные фотографии.

Коко Шанель – женщина, которая олицетворяет собой целую эпоху, век. Женщина, имя которой стало брендом и легендой, а также, олицетворением моды и иконой стиля.

Девочка из сиротского приюта умела верить и мечтать, поэтому к 1915 все модные журналы Европы утверждали, что женщина может называться модницей, если у нее есть маленькое черное платье от Chanel.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Коко Шанель

Эту женщину знают все в мире, поэтому хотят знать про нее все, начиная историей ее процветания и заканчивая такими параметрами, как рост, вес, возраст. Сколько лет Коко Шанель было, когда она ушла в мир иной, тоже вопрос очень интересный и популярный.

Коко Шанель появилась на свет в 1883 году, поэтому на момент смерти в 1971 ей исполнилось восемьдесят семь лет. По знаку Зодиака женщина относилась к страстным, огненным, чувственным и искренним Львам. Восточный гороскоп подарил будущему модельеру знак Козы, который поражает окружающих своими перепадами настроения, склонностью к творчеству, утонченностью, элегантностью и влюбчивостью.

Согласно старым фотографиям рост Коко Шанель составлял всего метр и шестьдесят девять сантиметров. Вес известного модельера постоянно менялся в зависимости от моды, однако, он всегда был очень мал – пятьдесят четыре килограмма. Коко считала, что вес женщины должен быть, как у птички, а талия, как у осы.

Биография Коко Шанель

Биография Коко Шанель началась в очень далеком прошлом веке, а именно, в 1883. Детство малышки было очень нерадостным, так уж получилось, что она никому не была нужна.

При рождении девочка получила имя Габриэль в честь акушерки-монахини, которая принимала роды. Она жила у родственников, а потом в сиротском приюте при монастыре. Там девушка носила униформу и мечтала, как вырастит и сошьет для всех красивую одежду.

После того, как достигла совершеннолетия, Коко получила направление в магазин по продаже женского белья. Она работала продавцом, пела в кабаре по вечерам.

Девушка очень хотела работать модисткой, но никто не давал ей рекомендаций, поскольку она не имела опыта работы. Для того, чтобы осуществить мечту, Габриэль перебралась в Париж.

В 27 лет девушка встретила единомышленника, которому понравились ее идеи. Артур Капел смог спонсировать ее идеи, поэтому Шанель смогла открыть магазин шляпок. Уже через три года магазинов у талантливого модельера стало два, женщина стала дизайнером головных уборов для знатных и богатых парижанок. Ее узнали сильные мира сего и знаменитости Франции и стали заказывать одежду только у нее. Имя Коко Шанель стало своеобразным брендом и свидетельствовало, что модница имеет чувство стиля.

Цитаты Коко Шанель

Позднее женщина смогла открыть свою линию парфюмерии и аксессуаров. Аромат парфюма «Chanel № 5» и короткое черное платье известны во всем мире. Именно Коко ввела моду на женские брючные костюмы, загар, осиную талию, нитку жемчуга на шее, сумочки прямоугольной формы на цепочке. Шанель создавала костюмы для известных балетов и театральных постановок двадцатых годов.

Два правила женщины: обувь - на размер больше, бюстгальтер - на размер меньше.

В пятидесятые годы Шанель стала знаменитой, богатой и успешной, хотя во время Второй мировой войны бизнес пришлось прикрыть. В 1944 Коко была арестована за то, что сотрудничала с немецкими офицерами, хотя дело было лишь в том, что фашисты покупали ее одежду.

В конце 1944 женщину амнистировали, но посоветовали покинуть страну. Коко перебралась в Швейцарию, жила там в отеле «Риц». В его номере она и скончалась в 1971 году, не перенеся сердечного приступа.

Личная жизнь Коко Шанель

Личная жизнь Коко Шанель была бурной и невероятно прекрасной. Любовниками модельера были сильные, богатые и известные люди со всего мира. Когда молодая девушка встретила своего покровителя и компаньона Этьена Байсана, она без памяти в него влюбилась, однако, мужчина не обращал на нее никакого внимания. Тогда Коко, которой Этьен отказал в кредите на открытие нового ателье, ушла от него навсегда. В этот момент Байсан понял, что любил девушку, но она уже ушла к Артуру Кейпелу.

Байсан и Кейпел долгое время боролись за внимание Коко, но она никому не отдавала предпочтения. Артур понимал, что Шанель – независимая и гордая, поэтому не делал ей предложения руки и сердца. В 1919 мужчина погиб в автомобильной катастрофе.

Женщина страдала не долго, уже через год она завела отношения с князем Дмитрием Романовым. В числе ее поклонников и любовников был герцог Вестминстерский, с которым она рассталась, поскольку не смогла подарить наследника.

На Коко хотел жениться художник Поль Ириб, но он скоропостижно скончался на руках у женщины от сердечного приступа, который настиг его во время матча по большому теннису.

После смерти Поля Шанель долго не могла спать по ночам, однако, 1940 принес роман с Гансом Гюнтер фон Динклаге. Этот роман в обществе не одобряли, но Коко было глубоко плевать на чувства окружающих. В браке пара так и не побывала, поэтому поиски любви модельер оставила навсегда.

Коко Шанель имела много любовников и поклонников, но замуж за свою жизнь никогда не вышла.

Семья Коко Шанель

Семья Коко Шанель была неблагополучной, а вернее, ее у девочки не было совсем. Когда малышка появилась на свет, ее мама, ослабленная тяжелыми родами и бронхиальной астмой, скоропостижно скончалась. Родители Коко были бродячими торговцами.

Отцу — Альберу Шанель — дети никогда не были нужны, тем более, что с мамой Габриель – Жанной Деволь – он в браке не состоял. Мужчина просто ушел и больше никогда в жизни девочки не появился. Кстати, в детстве маленькая Габи оправдывала папу и ждала, что он заберет ее. Став взрослой она выдумала, что именно отец дал ей милое прозвище Коко, называя цыпленочком. Однако это была ложь, девушка так прозвали в кабаре, потому что она часто пела популярную песню «Ко-ко-ри-ко».

Коко была вторым ребенком из пяти детей, поэтому двух ее братьев Люсьена и Альфонса взяли в услужение богатые люди. Трех сестренок Жюлию, Антуанетту и Габриэль забрали родственники, а потом просто сдали в сиротский приют при монастыре Святого Этьена. Кстати, у девочки был еще один брат Августин, который прожил всего несколько месяцев и умер.

Девочка потеряла все, ее предавали и обижали, поэтому она делала все, чтобы доказать отцу и родственникам, что может стать богатой и известной.

Дети Коко Шанель

Дети Коко Шанель на свет никогда не появились, поговаривают, что это из-за страшного семейного проклятия. Поговаривают, что маму будущего модельера и всех девушек из ее рода проклял родной отец за то, что она вступила в греховную связь и убежала из дома с бедняком.

Так или иначе, но малыша Коко родить не смогла, хотя отдавала все деньги на лечение от бесплодие и пробовала инновационные в то время методы. Она даже занималась специальной гимнастикой и даже повесила над кроватью амулет колдуньи, но это не помогло.

Проклятие мстительного деда исполнилось, поскольку со смертью Коко род Шанель прекратил свое существование.

Инстаграм и Википедия Коко Шанель

Инстаграм и Википедия Коко Шанель, а также, страничек в социальных сетях у модельера нет, поскольку она умерла задолго до изобретения интернета.

Однако возможно отыскать многочисленные профили, которые посвящены известному модельеру. На странице Коко Шанель в Википедии имеются достоверные данные о ее жизни, любовных связях, трагическом детстве, творчестве, карьере и смерти.

В Инстаграма нет странички модельера, однако, многие пользователи используют имя женщины для того, чтобы выкладывать ее фотографии, а также, современную одежду и аксессуары, созданные по эскизам Коко.


ru.wikipedia.org

Биография

Биография

Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 в Оверни. Мать умерла, когда Габриель было двенадцать лет, позже её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец; дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте. В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что ей и дали прозвище - Коко. Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан (Etienne Balsan) был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кепелу (Arthur Capel). После связей с щедрыми богатыми мужчинами она была в состоянии открыть магазин в Париже в 1910, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Камбон, 31, где и находится по сей день, как раз напротив отеля «Риц».




«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», - заявила в 1954 году Коко Шанель. А в феврале 1955 мадмуазель Шанель представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины впервые смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.

Духи



В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel № 5». Их авторство, однако, принадлежит русскому парфюмеру-эмигранту Эрнесту Бо. До Шанель женские духи не обладали сложными запахами. Это были моноароматы. Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка.

Коко Шанель также популяризировала маленькое чёрное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое чёрное платье» к автомобилю «Ford».

Антракт

Несмотря на огромный успех моделей Шанель, в 1939 году Коко закрыла все бутики и дом моды, потому что началась Вторая мировая война. Многие кутюрье покинули страну, но Коко осталась в Париже.

Осенью 1940 года, пребывая в состоянии абсолютной бездеятельности и как следствие в почти полном забвении, Габриель встречает человека, который станет ее возлюбленным на последующие годы.



В июне 1940 ее племянник Андре Паласе был взят в плен немцами. В попытке вернуть племянника из неволи, Коко обратилась к немецкому дипломату Гансу Гюнтеру фон Динклаге, с которым давно была знакома.

Родился он в Ганновере в 1896 году. Мать его была англичанка, он получил прекрасное образование и одинаково блестяще разговаривал на английском и французском языках. Живой и остроумный, страстный любитель музыки, он к тому же был еще и красавцем. Друзья прозвали его «Шпатц», что по немецки значит «воробей», за ту легкость, с которой он порхал по жизни и влетал в сердца самых красивых женщин.



Галантный немец пообещал похлопотать и Андре Палас в итоге был освобожден. Нужно ли говорить, что Коко испытывала бесконечную благодарность Шпатцу за оказанную услугу и ее привязанность к нему от этого только возросла.

В тягостный период бездействия, начавшийся после закрытия ателье, Габриель, будучи одержима мечтой положить конец войне, в ноябре 1943 года хотела встретиться со своим другом Уинстоном Черчиллем, чтобы попытаться убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров.

Габриель изложила свой план Теодору Момму, отвечающему в оккупационном правительстве за французскую текстильную промышленность, с которым ее познакомил Шпац. Теодор Момм передал предложение в Берлине Вальтеру Шелленбергу, который руководил Шестым управлением, контролировавшим службу внешней разведки. Против ожидания Момма, Шелленберг счел его предложение интересным, и была достигнута договоренность об операции «Модельхут» - «Модная шляпа». Впрочем, «операция» - слишком громко сказано: речь шла всего навсего о том, чтобы разрешить Габриель поездку в Испанию с пропуском, действительным в течение каких-нибудь нескольких дней, что бы встретиться там с Черчиллем.



Габриель едет в Мадрид, однако встреча не состоялась, так как Черчилль был болен, и она вернулась в Париж, удрученная провалом своей миссии. И, хотя вела она себя там явно нейтрально, все её контакты с немцами были замечены и «взяты на карандаш». По окончании войны на неё, в связи с этим, навесили ярлык пособницы фашистов, обвинили в коллаборационизме и даже «упекли» ненадолго за решётку…

Сам Уинстон Черчилль в 1944 году вступился за неё и договорился с новыми властями Франции о том, чтобы Мадемуазель отпустили, но французы были настолько агрессивно настроены против своей, некогда любимой «кутюрье», что её выпустили только с условием, что она покинет Францию.



Шпатцу к этому времени удалось покинуть Париж, но Габриель не имела никаких известий о нем. Она снова осталась одна. Стареющая, разлученная с любимым делом и стоящая на грани депрессии, Габриель отправилась на несколько лет лелеять свою тоску в Швейцарию.

Возвращение в мир моды



В 1954 году 71-летняя Габриель вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона. Коко усовершенствовала свои классические модели, и в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.



В 1950-1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году легендарная актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».



10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле Риц; похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, на верхней части надгробия которой изображены пять львов.

С 1983 года Карл Лагерфельд принял руководство домом моды Шанель и стал его главным дизайнером.

В кинематографе

Итало-франко-британский телевизионный фильм «Коко Шанель», премьера которого состоялась 13 сентября 2008 года на канале Lifetime Television.
Французский фильм с Одри Тоту «Коко до Шанель» вышел на экраны в апреле 2009 года. Он собрал в прокате 50 млн $.
«Коко Шанель и Игорь Стравинский» - художественный фильм Яна Кунена, снятый по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь». В фильме рассказывается об отношениях между Коко Шанель и Игорем Стравинским.

Интересные факты

В честь 125-летия со дня рождения Коко Шанель глава Модного дома Chanel Карл Лагерфельд представил уникальный дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с изображением легенды мировой моды. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро .

Коко Шанель

Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 в Сомюре – небольшом городке в долине Луары – однако почти всё детство провела в Оверни. Родители Габриель жили в нищете, слабая мать постоянно болела, а отец волочился за другими женщинами. Постоянно болеющая мать умерла от туберкулёза, когда Шанель едва исполнилось двенадцать. Ни отец, ни другие родственники не пожелали взять на себя заботу о Шанель и двух её сёстрах, поэтому девочек отправили в сиротский приют при католическом монастыре Обазин. Своего отца Шанель больше никогда не видела.

Новшества! Нельзя же постоянно бежать впереди времени. Я хочу создавать классику.
Коко Шанель

В восемнадцать лет перед Габриэль встал выбор: остаться в монастыре или продолжить образование в миру. Отказавшись от церковной жизни, она поступила на бесплатное место в пансион в городке Мулен. Сhanel твёрдо решила никогда не возвращаться к своему бедняцкому прошлому, её манила роскошная жизнь. Однако становиться заложницей брака по расчёту она не хотела – деньги означали для неё прежде всего свободу и независимость. Грёзам о будущем богатстве Шанель предавалась, стоя днём за прилавком модного магазина с ножницами и иголкой в руках, а вечером – на сцене кафешантана, где она выступала в ревю.



По названию одной из песен скромного кафешантанного репертуара она получила прозвище «Коко» - именно так подвыпившие солдаты вызывали Шанель на бис. Среди солдат, квартировавшихся в гарнизоне, было много аристократов, и вскоре у Габриэль появилось множество поклонников, которые не скупились на угощения и щедрые подарки. Один из офицеров по имени Etienne Balsan – наследник могущественной династии текстильных промышленников – пригласил её посетить семейное гнездо, и очень быстро они стали любовниками. Роскошь жизненного уклада Этьена произвела на Шанель неизгладимое впечатление, хотя стиль одежды содержанок, принятый в офицерском кругу, показался ей слишком мудрёным и неудобным – изысканные платья с корсетом, призванным создать S-образный силуэт, драпированные метрами ткани.

Тогда Шанель создала собственный стиль, основой которого послужил стиль одежды её друзей-мужчин. В ход пошли рубашки, галстуки, жакеты, бриджи для верховой езды (галифе) – все эти предметы мужского гардероба трансформировались в удобную женскую одежду, в которой Шанель себя чувствовала удобно. В период связи с Бальсаном она создала целую коллекцию шляпок, которая пользовалась большим успехом у популярных актрис. Иногда шляпки Шанель даже попадали на сцену. Именно тогда на будущую законодательницу мод впервые обратили внимание: в одной из газет появились рисунки её шляпок, которые пришлись по душе другим дизайнерам. Они усовершенствовали свои чересчур изысканные модели и упростили стиль.

Шанель (Сhanel) - деловая женщина




В 1912 Шанель познакомилась с Arthur "Boy" Capel – наследником английской династии углепромышленников и заядлым игроком в поло. Он стал любовью всей её жизни, а его трагическая смерть в автомобильной аварии в 1919 довела Шанель до отчаяния. Capel финансировал её переезд из мастерской Бальсана, где она шила свои шляпки, и помог открыть магазин в Париже, на Rue Cambon. Очень скоро название этой улицы стало неизменно ассоциироваться с именем Шанель, и эта связь только укреплялась на протяжении её жизни. Теперь Шанель стала деловой женщиной; от своей прошлой жизни она оставила лишь одно – цветок камелии, символ великосветских куртизанок. Белый шёлковый цветок камелии скоро превратился в роскошный аксессуар.

В 1913 Шанель открыла свой первый бутик – в Довиле, а через два года появился бутик и в Биаррице. Фланелевые жакеты, вязаные туники и прямые юбки от Шанель были «гвоздём» любого собрания, а дамы наконец-то почувствовали себя свободными. Хотя не Шанель первой освободила женщин от корсетов, именно её идеи способствовали эмансипации женщин. Она хотела освободить сознание женщин от духовной лености, которая делала их зависимыми от мужчин. Мода – это не только внешний вид и стиль одежды, но и стиль жизни, способ познания мира. До 1918 года в парижском магазине Шанель продавалась только летняя одежда для состоятельных матрон, которые проводили летний сезон в загородных домах.

В 1918 на прилавках впервые появились платья, элегантные бежевые ансамбли из платьев и пальто, вечерние платья из чёрного тюля, украшенные чёрным янтарём, - полный гардероб для городских модниц. Шанель тщательно работала над каждой деталью, и зачастую моделям приходилось часами простаивать без движения, пока пройма или воротник не приобретали идеальный вид. Благодаря этой дотошности за Шанель скоро закрепилась слава перфекционистки. Изначально при создании своих нарядов Шанель руководствовалась соображениями удобства: главное, чтобы одежда не стесняла движения. Её крой повторял линии тела, а коллекции отражали дух 1920-х. Близким другом Шанель был Пикассо, но в отличие от своих современников – модельеров Poiret и Schiaperelli – она никогда не поддавалась сиюминутным настроениям времени. Шанель оставалась верной своим убеждениям: она твёрдо верила в то, что предназначение одежды – быть удобной для того, кто её носит, а не возбуждать воображение окружающих.



Своё сорокалетие Шанель отметила выпуском первого флакона духов Chanel №5. В отличие от других дизайнеров, разливающих духи в изысканные хрустальные флаконы, Шанель выбрала весьма скромный и непритязательный дизайн флакона. И в этом она не изменила себе. В 30-х жизнь Шанель была уникальным смешением легкомысленного гламура и тяжёлого труда. За обедом она встречалась с художниками и аристократами, днями пропадала на рыбалке в компании самого богатого человека в Англии – герцога Вестминстерского, и играла в карты с Уинстоном Черчиллем. Шанель как будто брала у жизни реванш за безрадостную и безденежную юность и наслаждалась роскошью и неограниченными возможностями. Апартаменты Шанель располагались непосредственно над её фирменным бутиком на Rue Cambon. Квартира была роскошно и со вкусом обставлена антикварной мебелью XVIII века, на потолках красовались хрустальные люстры, на полу – персидские ковры с восточным орнаментом. Во времена Американской Великой Депрессии (1929 – 1933) Шанель обратилась к голливудскому продюсеру Сэмюелю Голдвину с предложением «одевать» звёзд его студии за $1 миллион в год. Таким образом Шанель планировала вернуть в Европу американские капиталы, ведь американки в это время экономили на нарядах от кутюр. Однако это предложение не получило поддержки, и в конце 30-х финансовое положение Шанель сильно ухудшилось на фоне надвигающейся второй мировой войны. В 1936 Шанель пережила самое горькое унижение – бастующие работники закрыли хозяйку в собственном ателье. Год назад от сердечного приступа умер её любовник, и в охваченном войной мире она чувствовала себя безумно одинокой. Когда в 1939 началась война, Шанель закрыла ателье и уволила всех рабочих. Почти всю войну она пробыла в Париже, а после её окончания эмигрировала в Швейцарию. В 1947 Кристиан Диор создал легендарный силуэт New Look, отличительной чертой которой стали приталенные жакеты, создающие осиную талию, и пышные юбки. Образы, которые Шанель удалось изгнать с подиума в 20-х, возвращались вновь. Женскую моду снова диктовали мужчины.

Уровни продаж её аромата Chanel №5 неуклонно падали, и в возрасте 70 лет Шанель приняла решение вернуться в мир моды. Она вернулась в свой старый бутик на Rue Cambon. Показ первой за пятнадцать лет коллекции Шанель состоялся 5 февраля 1954 года. Модные обозреватели назвали показ «меланхолической ретроспективой». Увидев будущее моды, они не смогли отличить его от прошлого. В модных тенденциях 1960-х неоднократно повторятся многие идеи 20-х годов, но в 1954 увидеть это было по силам лишь 70-летней Шанель. Через два сезона она полностью восстановила свои права: костюм нового покроя с обшитым шнуром приталенным жакетом и позолоченными пуговицами стал пределом мечтаний каждой модницы, вне зависимости от того, в самом ли деле костюм от Шанель, или подделка. Туфли с открытой пяткой и закрытым носком, ювелирные украшения из искусственных камней и печально известные сумочки на цепочке вскоре разошлись по всему миру.

Габриэль Шанель умерла 10 января 1971 года в возрасте 87 лет в своём люксе в парижском отеле «Риц». По оценке журнала Time, на момент смерти Шанель ежегодный доход её империи составлял 160 миллионов долларов. Несмотря на огромное состояние Шанель, стены её номера не украшали дорогие картины, что делало его похожим на монастырскую келью, в которой прошли годы её отрочества. В 1983 Дом Шанель возглавил Карл Лагерфельд, однако проявил так мало пиетета к её памяти, что превратил этот несколько устаревший лейбл в популярный и желанный бренд. Логотип СС обрёл некоторую ироничность, и коллекции Шанель конца 90-х выглядели так, будто Лагерфельд вернулся к корням, к тому, с чего начиналась легенда: лёгким тканям и элегантной простоте кроя.

РОНИКА ЛИЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ

Коко Шанель (фр.Coco Chanel) ---Габриель Бонёр Шанель (фр. Gabrielle Bonheur Chasnel,
19 августа 1883,в городе Сомюре (фр. Saumur)(Франция - 10 января 1971, в отеле "Ритц", (Париж, Франция). Согласно желанию покойной, она похоронена на кладбище в Лозанне (Швейцария).

19 августа 1883 г. - в городе Сомюр во Франции появилась на свет будущая звезда мировой моды Габриель Коко Шанель.




1895 г. - отец определяет Габриель в сиротский приют монастыря в Обазине.

1901 г. - Габриель 18 лет. Она покидает приют и начинает самостоятельную жизнь, поступает на работу в магазин одежды, где находит своих первых клиентов и поклонников.
Проработав в магазине некоторое время Шанель уходит на подмостки французского кафешантана в провинциальном городке Мулен.




1906 г. - Шанель переезжает в замок богатого повесы Этьена Бальсана, который первым возвысил ее... - Руайо.

1908 г. - короткая стрижка от Шанель. Мода на короткие стрижки быстро получила отражение в модной индустрии и в 1908 году на подиум во время очередного показа вышли только модели с короткими стрижками.



1910 г. - Артур Кейпел(Английского промышленник и денди Артур Кэйпела по прозвищу Бой (Arthur "Boy" Capel), которого она называла своей единственной любовью) помог Коко Шанель основать небольшое дело - знаменитый салон «Моды Chanel» в доме № 21 по улице рю Камбон. Вскоре у нее появился Дом моделей на фешенебельном курорте Биарриц.

1913 г. - Коко Шанель предложила модель первого пляжного костюма.

1915 г., сентябрь - на ссуду Артура Кейпела Коко Шанель открыла в Биаррице уже не ателье, а настоящий дом моделей с коллекциями и платьями по 3000 франков.



1918 г. - Коко Шанель создала жакет кардиган.

1919 г. - переезжая из Парижа в Канны, в автокатастрофе погиб Артур Кейпел, и Шанель решила полностью углубиться в работу.

1920-е гг. - К. Шанель предложила идею ношения бижутерии, которую, в отличие от драгоценностей, можно было носить и с повседневной одеждой.



1920 г. - у Шанель поселился Игорь Стравинский с женой Верой.

1921 г. - Коко Шанель создает пальто на меху и новую марку духов.
Шанель впервые предлагают брюки в качестве повседневной одежды (она опередила время лет на 40).
Мальчишеская стрижка "бубикопф".
Коко встретила поэта Пьера Реверди, который после разрыва близких отношений до самой своей смерти оставался ее другом.



1924 г. - К. Шанель открыла мастерскую по производству бижутерии и бутик, в котором продавались ее духи.

1924 г. - решив серьезно заняться производством и продажей духов, Габриель Шанель заключила договор с братьями-промышленниками Пьером и Полем Вертхей мерами и создала компанию Les Parfums Chanel.

1925 г. - она представила коллекцию арт-деко.
У Коко Шанель начался затяжной роман с главным носителем твида - герцогом Хью Рисард Артур Вестминстерским.



1926 г. - Коко Шанель из выкройки простого платья-халата создала платье рубашечного покроя. Платье по виду напоминало рубаху с мужским воротником и манжетами, к низу которой (по линии талии) притачивается прямая или широкая присборенная юбка или юбка-колокол.
В ассортименте фирмы появилась косметика.
Плиссированная юбка.
То самое черное платье из крепа с V-образным вырезом.

1926-1931 гг. - Коко Шанель успешно пропагандировала английский стиль.

1928 г. - Пик успеха Шанель - Дом моды, открытый на улице Комбон, 31, в Париже. Для демонстрации моделей были приглашены манекенщицы только русского происхождения.

1929 г. -Коко Шанель открыла бутик по продаже аксессуаров «от кутюр». К. Шанель сыграла в этом роль пионера.



1931 г. - Сэмюэль Голдвин подписывает с Коко Шанель контракт на невиданную сумму - миллион долларов. Коко создает платья для великих звезд того времени: Кэтрин Хепберн и Глории Свенсон.

1931 г. - К. Шанель сумела «приспособить» свой стиль к новым требованиям - в летней коллекции. 1931 г. она впервые предложила белые вечерние платья из хлопковой ткани (пике, муслина, органзы, кружева) английской фирмы Ferguson Brother Ltd., снизив цены на модели на 30 %.

1932 г. - После работы в Голливуде в 1932 г. К. Шанель устроила благотворительную выставку драгоценностей, созданных по ее идеям графом Ф. ди Вердура.



1932 г. - в своих волшебных салонах на улице Фобур Сент-Оноре Шанель представляет свою первую коллекцию украшений «Гимн алмазам». Основным профессиональным партнером Шанель был Поль Ириб – автор большинства драгоценных украшений Chanel.

1935 г. - Поль Ириб упал на теннисном корте и мгновенно умер. Так горько закончилась для Шанель еще одна история ее неосуществленного замужества.



1939 г. - Шанель закрыла Дом моделей и вскоре покинула Францию. Она отправилась в Швейцарию, где провела долгих четырнадцать лет в бездеятельности.

1945 г. - из соображений безопасности Коко Шанель отбыла в Щвейцарию и провела там долгих семь лет.

1950-60-е гг. - Габриель Коко Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Элизабет Тейлор.



1952 г. - в клинике скончался Шелленберг.

1953 г. - практически в семидесятилетнем возрасте Габриэль Коко Шанель вернулась в Париж.

1954 г. - "Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю", - заявила на исходе года Коко Шанель.



1956 г. - Коко Шанель доказала, что неслучайно носит звание королевы моды. Она представила свое новое творение – костюм-двойку без воротника с отделкой из тесьмы. Именно его прославила икона стиля Джеки Кеннеди-Онасис, и его во всем мире сегодня называют костюмом Шанель.

1970 г. - Коко Шанель представила новые духи "Chanel № 19", свежий, чуть горький аромат которых сегодня считается классическим парфюмерным букетом.



10 января 1971 г. - в возрасте 88 лет великая Габриэль ушла из жизни. Она похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, окруженной пятью каменными львами.


Сколько на протяжении человеческой истории повидал мир легендарных и выдающихся женщин! И хотя все они были по-своему красивыми и величественными, ни одна из них не может сравниться с великолепной Коко Шанель.

Эта женщина покорила мир моды и стала настоящей иконой стиля, предложив миру легендарное маленькое черное платье. До сих пор её уникальный стиль остается классикой, которой отдает предпочтение большинство женщин, а фирменный парфюм из года в год остается популярным и востребованным.

Как же обычная французская девчонка по имени Габриэль, появившаяся на свет в одном из детских домов провинциального городка Сомюр, превратилась в ту, чье имя стало брендом Coco Chanel? Предлагаем вам узнать из нашей статьи, какой была биография и личная жизнь Коко Шанель.

Тернистый путь девочки из приюта

Знаменитая женщина, которую во всем мире знают как Коко Шанель, на самом деле получила при рождении другое имя. Мало кто знает, но в далеком 1883 году в приюте для бедняков родилась девочка, мать которой умерла в результате тяжелых родов. Новорожденная получила имя Габриэль, точно такое, как у медсестры, помогавшей ей увидеть мир. Полное же настоящее имя Коко Шанель, появившейся на свет августовским днем, — Габриэль Бонёр Шанель.

Официальная дата рождения Коко (Габриэль) Шанель – 19 августа 1883 года. Хотя сама она, когда выросла, настойчиво утверждала, что родилась на десять лет позже, то есть в 1893 году. И не в Сомюле, прославившемся своими виноградниками городке, а в Оверни, в самом центре Франции.

Родители маленькой девочки Габриэль официально женаты не были. Папа малютки, Альбер Шанель, был на тот момент торговцем, скитавшимся по ярмаркам. Мать, Евгения Жанна Шанель (Деволь), страдала от астмы и умерла в 1894 году.

До момента своей гибели женщина родила Альберу Шанелю всего шестерых детей: трех мальчиков и трех девочек, среди которых была и Габриэль. Прокормить шестерых детей скитавшемуся торговцу было очень сложно. Содержание многодетной семьи стало для него непосильной ношей, которую он скинул с плеч, отдав детвору в приют. При этом он клятвенно обещал им вернуться, но так и не сдержал своего обещания.

Габриэль (Коко) Шанель, биография и личная жизнь которой представляют собой наглядный пример тернистого пути к славе, не любила вспоминать годы своей жизни в приюте для сирот при Мулинском монастыре (примерно с 1894 по 1900 год).

Впрочем, когда речь заходила о том периоде, ставшая мировой знаменитостью Коко говорила, что именно безликие приютские костюмы породили в ее сознании идею о том, что женская одежда обязательно должна быть красивой и элегантной. Остальные сведения, которые известны о жизни будущей «иконы моды» тех лет, изложены весьма скудно, и потому биографический очерк этого периода такой краткий.

Позже, когда девушка отметила свое совершеннолетие, монастырь дал ей хорошие рекомендации, позволившие Габриэль Бонёр Шанель устроиться в магазин белья. Работая там днем помощницей продавца, по вечерам она уходила петь в кабаре, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Именно тогда биография девушки продолжилась под другим именем — Коко Шанель. В ее репертуаре была часто исполняемая и всеми любимая песня «Ко Ко Ри Ко», название которой стало ассоциацией для красивой певицы, а позже – ее новым именем. Так началась история французской знаменитости Коко Шанель.

Певица, танцовщица или все же – дизайнер

Несмотря на то что девушка стала более-менее известной в узких кругах, история успеха Коко Шанель пока была не столь красочной, как она того хотела. Пытаясь стать знаменитой и влиятельной, девушка обивала пороги разнообразных кастингов, пытаясь пробовать себя в роли не только певицы, но и танцовщицы, балерины, актрисы. Однако таланта девушки казалось недостаточно для того, чтобы эстрада приняла ее с распростертыми объятиями.

Юная Коко всегда знала, чего хочет. И потому овладевшая азами шитья еще во времена своего пребывания в монастыре Габриэль Бонёр Шанель стала шить шляпки для богатых парижанок. Да, кстати, в те годы Коко Шанель уже жила в Париже вместе со своим гражданским супругом – Этьеном Бальсаном, наследником огромного состояния.

Хотя Габриэль жила в роскоши и могла ни в чем себе не отказывать, такая жизнь была не для нее. Собственно, поэтому девушка в свои 22 года увлеклась шитьем дамских головных уборов.

В 1909 году Коко Шанель, история жизни которой полна падений и взлетов, наконец открывает собственную шляпочную мастерскую – прямо в квартире, где она жила с Этьеном. Ставшие известными интересные факты о таком рода творчестве милой Коко уже тогда запечатлели многочисленную очередь из богатеньких дамочек, желавших приобрести авторский головной убор.

Но свою маленькую мастерскую Коко Шанель рассматривала лишь в качестве промежуточного пункта на пути к большой славе, для которой ей требовались большие деньги.

Коко Шанель о мужчинах отзывалась как о «модных аксессуарах для красивых женщин». И так как сама она была одной из красивейших француженок, ее постоянно окружали богатые и влиятельные мужчины. Среди всех своих поклонников она выбрала Артура Кепела. Он помог ей с решением денежного вопроса и стал для Коко Шанель не просто спонсором.

Влиятельный и щедрый английский промышленник Артур изрядно поспособствовал тому, чтобы о модельере дамских шляпок узнал весь Париж. Так, в 1910 году Коко Шанель открыла собственный магазинчик на одной из улиц Парижа. Если верить Википедии, то он находится там до сих пор, через дорогу от Hotel Ritz, на улице Камбон, 31.

Взлеты и победы дизайнера-модельера

Первый магазин с весьма громогласным названием «Мода Коко Шанель» стал буквально ее «первенцем». Спустя три года успешных и плодотворных трудов, роковая женщина Коко (Габриэль) Шанель становится владелицей другого магазина, в городке Довиль (1913 год).

Мечтающая с детства о том, чтобы женская одежда была ослепительной и элегантной, Коко Шанель принимается за создание собственной линии платьев. Но свое знаменитое маленькое черное платье Коко предложит миру несколько позже, лишь в 1926 году.

Интересные факты витают вокруг этого «изобретения» французского модельера и дизайнера Коко. Так, знаменитое американское издание «Vogue» одну из своих публикаций посвятило популярному уже на тот момент изделию, приравнивая милое черное платье от Коко к автомобилю «Ford T» по комфортности, практичности и популярности.

Пошив таких предметов женского гардероба, как платья, Коко Шанель сделала основным, но не единственным своим занятием. На протяжении 5-6 лет своей жизни она также шила:

  • Брюки для женщин, которые по фасону напоминали мужские.
  • Женские деловые костюмы из грубой материи.
  • Приталенные жилеты, заменившие корсеты.
  • Модные пляжные вещи.

К тому времени Габриэль Шанель была уже весьма знаменитой персоной, которая вращалась в высоких кругах аристократического парижского общества. Скорее всего, именно общение с высокопоставленными лицами навеяло ей идею о том, что любая одежда может быть простой, но при этом должна быть элегантной. Таким образом, на сегодняшний день мы можем наблюдать фирменный стиль Коко Шанель в одежде, головных уборах, духах и аксессуарах, созданных ее собственной рукой.

Несколько лет спустя, когда число клиенток сети магазинов Шанель было уже куда более 1000, Коко представила модницам свое новое украшение – легендарную жемчужную нить. Стоит заметить, что по сей день мода на этот элегантный аксессуар не умирает и вряд ли когда-нибудь умрет.

Еще через несколько лет Габриэль, приняв во внимание советы знаменитого парфюмера Эрнеста Бо, выпускает авторские духи «Chanel № 5», которые стали легендой. На тот момент уникальный аромат удовлетворил не только саму Шанель с ее завышенными требованиями, но и большинство женщин во всем мире. С тех пор пятый номер Chanel остается лидером продаж среди прочих женских парфюмов.

Очередной победой стала презентация миру удивительных небольших сумочек, которые пришли на смену громоздким ридикюлям. Заявив, что ручные сумки непрактичны и неженственны, она представила свою линию крошечных клатчей, у которых вместо ручки была элегантная цепочка. Данный аксессуар завоевал огромную популярность среди француженок и жительниц других стран.

К другим «изобретениям» француженки Коко Шанель можно отнести прическу «а-ля гарсон». Она стала первой женщиной, которая позволила себе сделать короткую стрижку. С тех пор такая прическа стала считаться не только мужской…

Как сложилась жизнь Коко в дальнейшем

Не имеющая диплома портнихи и не умеющая толком рисовать, она удивляла мир снова и снова. Ни личные проблемы, ни даже начало Второй мировой войны не остановили уверенную в себе и решительную женщину.

Однако случилось событие, которое изменило ход ее жизни. Оставшаяся без поддержки любимого (Артур Кепел погиб в 1919 году), но пребывающая на пике своей славы, она встречает Хью Ричарда Артура, герцога из Вестминстерского аббатства. Ослепленный красотой дизайнера, он задаривал Коко Шанель цветами, драгоценностями, дорогими роскошными подарками (например, подарил дом в Лондоне).

Этот роман француженки Коко и англичанина Хью длился почти 15 лет. Но Шанель не смогла подарить детей своему партнеру. Влюбленным пришлось разойтись. Впоследствии герцог встретит другую, которую сделает своей законной женой.

После разрыва с Хью Габриэль найдет утешение в объятиях Поля Ирибарнегаре. Французскому художнику, решившемуся на развод ради Коко, не суждено было сыграть с ней свадьбу, так как в один трагический день у него остановилось сердце. Воплощение своих чувств она нашла в чёрном цвете, продолжив работать в усиленном ритме.

Ее всемирно известным творением стало милое маленькое черное платье. Создав целую линию таких предметов гардероба, она предоставила возможность женщинам ежедневно выглядеть элегантно, имея в гардеробе одно лишь черное платье и аксессуары, позволяющие создавать самые разные образы.

Умерла она, не дожив до своего 88-летия, в воскресный день 10 января 1971 года, оставив огромное наследие человечеству. И это не только фирменный стиль одежды от Сосо Chanel, соединивший простоту и роскошь, элегантные аксессуары и удивительные «Chanel № 5», но и популярные высказывания Коко Шанель о женщинах и мужчинах, которые ежедневно цитируют многие люди по всему миру.

На страницах истории она осталась женщиной, которую по праву зовут легендой, иконой стиля и выдающейся личностью, которая показала «Art de Vivre!!!» («искусство жить»). Сам Сальвадор Дали, который был близким другом Коко, после ее смерти восхищался тем, насколько удивительной и решительной была женщина, сама выдумавшая себе дату рождения, имя и даже целую жизнь. Автор: Елена Суворова