30.09.2019

Марксистская теория управления содержит следующие идеи. Основные идеи марксизма: краткий обзор


(продолжительность – 20 минут)

Основоположниками марксизма, как известно, являются два немецких мыслителя Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) . В середине 19-го века названные мыслители, осознав нарастающее влияние рабочего класса, опираясь на философию Г. Гегеля, учения социалистов-утопистов (прежде всего, Сен-Симона) и английских экономистов (А. Смита, Д. Риккардо), обосновали новую философскую доктрину и в то же время новую идеологию, получившую в дальнейшем наименование марксизма.

Основные идеи нового философского учения Маркс выразил в таких работах, как «Капитал» (1867 – 1883), «Манифест коммунистической партии» (1848, совместно с Ф. Энгельсом), «К критике политической экономии» (1859), «Немецкая идеология» (1845-46).

Марксизм – это идеология пролетариата , полагающая, что именно рабочий класс – самый передовой, сознательный, организованный социальный класс, ему принадлежит будущее, а именно, уничтожив капиталистов в ходе всемирной пролетарской революции, рабочий класс, возглавляемый коммунистической партией, призван создать коммунизм – общество всеобщего счастья, справедливости и социальной гармонии, в котором не будет ни богатых, ни бедных, ни войн, ни иных социальных противоречий, а все будут трудиться в соответствии со своими способностями и получать бесплатно всё, что им нужно для полноценной нормальной жизни.

В своей основе марксизм – это материализм . Материалистическая ориентация сближает марксизм с наукой и ставит его в оппозицию к идеализму и, в особенности, религии. Поэтому марксизм – это также последовательный атеизм . Для маркистов, религия – это опиум народа , форма ложного сознания, отвлекающая людей от классовой борьбы с эксплуататорами, заставляющая любить «врагов», терпеть обиды и унижения, мириться с социальной несправедливостью, одним словам, служащая интересам богатых.

Важнейшим открытием Маркса считается материалистическое понимание истории , согласно которому существуют объективные (т.е. материальные), независимые от сознания и воли людей законы истории , общественной жизни, эти законы также непременны и объективны как законы физики или биологии, люди не могут отменить их действия, а могут лишь их познать и учесть в своей практике, поэтому, по мнению его сторонников, марксизм, открывший эти законы, так же точен и научен, как естественные науки.

Другим фундаментальным положением марксистской философии является экономикоцентризм, утверждающий, что намерения и цели людей обусловлены в конечном счете объективными материальными факторами их общественной жизни, т.е. местом в системе разделения труда, отношением к собственности и пр., иными словами, общественное сознание людей есть отражение их общественного бытия , а способ производства материальных благ (экономика) обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества (экономический детерминизм).


Опираясь на идеологию прогресса, Маркс создает учение об общественно-экономических формациях как поступательных стадиях развития любого общества. Отсюда следовало, что, во-первых, мировая история едина, все общества проходят в своем развитии эти стадии одну за другой, от низшей, первобытнообщинной формации, к высшей, коммунистической (всего пять формаций) и, во-вторых, сама формация рассматривалась как единство экономического базиса и политико-юридической надстройки, при этом первый определяет вторую.

Двигателем этого движения, источником общественных изменений выступает классовой борьба : в каждом обществе есть два основных класса – имущий и неимущий – антагонизм, противоречие между которыми выступает источником развития общества. Апогеем классовой борьбы становится социальная революция. Революции оценивались Марксом всецело позитивно как «локомотивы истории», «праздники угнетенных». Но только социалистическая революция, в отличие от буржуазных, открывает путь к истинно справедливому обществу. По мнению Маркса, социалистическая революция инициируется пролетариатом, возглавляемым своим авангардом -- коммунистической партией. Эта революция происходит одновременно во всех странах развитого капитализма и в ее результате устанавливается диктатура пролетариата.

Захватив власть, пролетариат организует народ на строительство общества нового типа – коммунизма , первой фазой которого является социализм . Коммунизм – это пятая, самая прогрессивная (и с точки зрения экономики, и с точки зрения морали) общественно-экономическая формация, завершающая историю. Коммунизм упраздняет частную собственность, эксплуатацию человека человеком, отдает всю полноту власти народу. Постепенно при развитии коммунистической формации, при переходе от первой фазы (социализма) ко второй (собственно коммунизму), исчезают деньги, государство, и, в конце концов, человечество превращается в единое бесклассовое, наднациональное сообщество «всеобщего изобилия и всеобщей справедливости», где реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Таковы основные положения философии марксизма, которая по преимуществу интересовалась именно социальными вопросами.

В результате деятельности Маркса и Энгельса во второй половине 19-го века в Европе и Америке стали повсеместно создаваться рабочие партии. А в 1864 году ими был создан Первый Интернационал – первая международная организация рабочих. Под руководством социал-демократических партий в Европе развернулось рабочее движение, итогом которого стала Парижская Комунна (1871 год) – первая социалистическая республика, просуществовавшая чуть менее двух месяцев.

В России первой рабочей организацией стал «Союз борьбы за освобождение труда» (1883) во главе с Г.В. Плехановым, в 1895 году в Петербурге во главе с В.И. Лениным появился «Союз за освобождение рабочего класса», а в 1898 году была создана РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая труда). В 1903 году партия раскололось, ее самое воинственное, левое крыло получило именование «большевиков», именно они в 1917 году, пользуясь слабостью Временного правительства, организовали первую в мире социалистическую революцию, завершившуюся успехов. Таким образом, Россия стала первой страной победившего социализма. В течение 73 лет наша страна строила социализм на 1/6 части земной суши, вовлекая в это строительство десятки стран по всему миру… Однако в экономическом соревновании с капитализм социализм советского типа проиграл, и потому мировая система социализма распалась…

Но это не означает, что сама идея бесклассового справедливого общества неадекватна. Сегодня такие страны, как Швеция, Норвегия, Германия и другие довольно далеко продвинулись по направлению строительства социально справедливого общества, однако вдохновляются они не идеями Маркса и Энгельса, а более умеренной социал-демократической идеологией, основы которой были выработаны К. Каутским, Э. Бернштейном и др. Социал-демократия, поддерживая идею строительства бесклассового общества, отрицает плодотворность революционных путей, настаивая, что такое общество должно медленно, путем реформ, вызревать в недрах капитализма, что сегодня мы и видим во многих странах Западной Европы.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Рост численности рабочего класса и развитие рабочего движения в Европе получили отклик, отражение и поддержку в рамках философии марксизма, поднявшей на новый уровень идеи социального равенства и справедливости. Основоположниками марксизма стали К. Маркс и Ф. Энгельс, в России крупный вклад в развитие марксизма внес В.И. Ленин.

2. По своей сути марксизм – это последовательный материализм и атеизм. Его центральные идеи носят в основном социально-политический характер – это учение о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, высшей из которой выступает коммунизм, о прогрессивной роли рабочего класса в истории, двигателем которой выступает классовая борьба, а апогеем такой борьбы – пролетарская революция. Таким образом, марксизм – это идеология пролетариата.

3. В нашей стране долгие годы марксизм выполнял роль ведущей и единственной идеологии, однако после распада СССР и социалистической системы влияние марксизма в мире неуклонно падает, хотя его вера в возможность социального справедливого устройства остается актуальной для множества людей.

Марксизм – это философская система, занимающая промежуточное положение между классической и не классической философии. С одной стороны Маркс первый из философов отказывается от тезиса о разумной природе человека. С другой стороны Маркс верил в то, что изменение социальных условий способно изменить природу человека превратив его в разумное существо (НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК), т.е. классическое понимание человека это идеал, нуждающийся в реализации. Маркс говорил: «Философы только объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его.

Основные идеи марксизма.

1. Материалистическое понимание истории.

«Прежде чем мыслить, любить, творить, человек должен есть, пить и одеваться, т.е. человек это не разумное, а экономическое существо, т.е. им движет не разум, а жадность».

2. Учение о классах и классовой борьбе.

По мнению Маркса вопрос о смысли жизни (зачем жить?) лишен для нормального человека всякого смысла. Основной вопрос человеческой жизни – это вопрос об образе жизни (как жить?). С точки зрения марксизма возможны два основных образа жизни:
1. жить можно за счет преобразования природы, за счет труда;
2. жить можно за счет эксплуатации.
Поскольку эксплуатация эффективнее труда во всех обществах эксплуататоры образовывают высший класс. Наряду с высшим классом формируется низший класс (эксплуатируемые) и средний класс (люди, живущие своим трудом). Классовое деление относительно.
3. Учение об общественно – экономических формациях.
Общественно – экономическая формация – это исторический тип общества, характеризующийся определенным уровнем экономики и специфическим способом принуждения к труду. Маркс выделяет пять формаций:
1. первобытный строй. Уровень производительных сил крайне низок, поэтому это экономически не выгодно.
2. рабовладельческий строй. Основные классы: рабовладельцы и рабы. Принуждение к труду носит физический характер. Средний класс – свободные крестьяне. Рабство экономически не рентабельно, поскольку не предполагает сложного труда.
3. феодальный строй. Основные классы: феодалы и крестьяне. Средний класс - жители городов. Принуждение к труду носит характер соглашения. Данная форма эксплуатации также не эффективна, поскольку договорённости не соблюдаются.
4. капиталистический строй. Основные классы: буржуазия и пролетариат. Средний класс – это лица занятые в сфере услуг. Принуждение к труду носит здесь экономический характер. В условиях капитализма деньги возводятся в высшую степень, т.е. все продается и покупается. Что бы существовать, надо что-то продать. Возникают два типа жизни:
1. «товар – деньги – товар»
2. «деньги – товар – деньги»
Второй тип жизни характерен для капиталистов. Если человеку нечего продать, то в условиях капитализма он продает самого себя, превращаясь в пролетария.
Согласно Марксу развитие капиталистического общества приводит к размыванию среднего класса и абсолютному обнищанию большинства населения. Поляризация общества приводит к социальной революции и возникновению новой бесклассовой формации – коммунизма.

24 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора:

– процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

– секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

– М.В. Ломоносов;

– А.Н. Радищев;

– Феофан Прокопович;

– В.Н. Татищев;

– А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX – первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

– антропоцентризм;

– гуманизм;

– религиозный характер;

– возникновение русского космизма (мистического, теологического).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет философии

Структура философского знания.. онтология философия бытия.. гносеология теория познания логика познание принципов мышления..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсаль

Философия и мировоззрение
Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу м

Специфика философского знания
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: 1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; 2

Философские школы древнего мира
1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: – Фалес – астроном, политический деятель,

Школа Пифагора
Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», – вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и

Школа Сократа
Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из род

Жизнь и философствование Сократа
СОКРАТ (469-399 до н.э.) - великий древнегреческий философ. Внес вклад в логику своим отрицанием догматизма и использовани­ем индуктивных доказательств. Один из ро

Объективный идеализм Платона. Теория идей
Платон смог создать первую философскую систему «Объективный идеализм». Одним из первых он определил двойственную природу человека. С одной стороны, человек есть часть материального м

Философские идеи аристотеля
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир - 322 до н. э., Халкида) - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С

Философия средних веков (периодизация, специфика, основные темы)
Философия Средних веков – это философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной к

Учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры
В вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же п

Антропоцентризм и гуманизм эпохи возрождения
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился

Материализм и эмпиризм бэкона
Материализм (от латинского materialis - вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, фи

Дуализм и рационализм декарта
Рене Декарт (1596-1650) - основатель философии Нового времени или, как его еще называют, отец современной (modern) философии. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум,

Т.Гоббс и Д.Локк о гос-ве и естественных правах человека
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Гоббс придерживается при

Основные идеи философии просвещения 18в
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представлени

Этическое учение И.Канта
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический

Объективный идеализм Г.Гегеля
Объективный идеализм - одна из осн. разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего

Антропологический материализм Л.Фейербаха
По Фейербаху, не может быть объективного мышления, абсолютной идеи, не зависимой от человека. Реальный субъект разума - человек. Мыслит лишь человек. Он продукт природы. Науки, особенно физиология,

Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
Западничество - сложившееся в 1830-х-1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России.

Толстой
Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и см

Достоевский
В исканиях Ф. Достоевского различаются несколько периодов. 1) увлечение идеями утопического социализма (кружок петрашевцев); 2) перелом, связанный с усвоением рели

Философия общего дела федорова
Главным для Фёдорова является вопрос о жизни и смерти, о том, «почему живущее страдает и умирает». Жизнь - это насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть оказываются синонимами добра

Философия свободы бердяева
он рассматривает свободу как идею. Выделяет три вида свободы: иррациональную (неразумную), рациональную (исполнение морального долга), свобода проникнутая любовью к богу. Человеческая иррац. свобод

Основные идеи философии экзистенциализма
Экзистенциализм – (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), «философия бытия» - направление философии в ХХ веке, здесь человек по

Понятие материи. Основные формы и свойства материи
Материя - (от лат. materia - вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя яв

Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы,

Специфика и основные формы чувственного и рационального познания
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и

Специфика научного познания. Формы и методы научного познания
Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоя- щее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия? 1. У науки свой, особый набор объек

Понятие диалектики принципы и законы диалектики
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод Ø принцип развития,(движение основной атр

Альтернативы диалектики
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философски

Общество как предмет философского исследования
Различают философские подходы к изучению общества: 1. Материалистический (исходным пунктом объяснение всех общественных процессов выступает материальное производство(экономика)) 2

Природа и общество их взаимодействие
Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же м

Философия как аксиология. учение о ценностях
Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία - ценность) - теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценносте

Культура как предмет философского анализа шпоры
Культура - совокупность религий, традиций, материальных и духовной жизни. Культура это мир человека, только ему свойственный способ деятельности, в процессе которого он одухотворяет созданные им пр

Основные подходы к проблеме человека в истории философии
Первые представления о человеке возникают задолго до формирования самой философии. На на­чальных этапах истории людям были присущи мифологические и религиозные формы самосозна­ния. В преданиях, ска

Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии.

Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В 1841 г. оставаясь еще идеалистом делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят его к столкновению с гег. фил, из-за примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теор. положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. В 1844 г происходит окончательный переворот в мировоззрении М. Он меняет классовую позицию и переходит от революционного демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности социальной революции. Сближается с Энгельсом.

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

Осн. тезисы : 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Осн. принцип : антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ"а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

Основателями марксизма были К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895). Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии"; К. Маркс "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "К критике политической экономии", "Предисловие", "Капитал". Т. 1", "Критика Готской программы"; Ф. Энгельс "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Карл Маркс", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".

Философия марсксизма возникла в 40-е гг. XIX в. Ее теоретическими источниками были самые значительные философские, экономические и социально-политические теории конца XVIII — начала XIX вв. и, в частности, немецкая классическая философия в лице таких мыслителей, как Гегель и Фейербах, классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо), работы социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и труды французских историков эпохи Реставрации (Тьери, Гизо, Минье). Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук: закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина и др. и их философское обобщение. Как видим, Маркс и Энгельс в своей творческой деятельности опирались на самые значительные идеи своего времени, которые они критически переработали, усвоив все наиболее ценное из созданного их предшественниками.

Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм , по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.

Составной частью марксистской философии выступает исторический материализм, изучающий наиболее общие законы развития человеческого общества. Главное отличие философии марксизма от всех предыдущих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

А теперь рассмотрим наиболее подробно суть диалектического материализма. Диалектический материализм изучает соотношение сознания и материи, мышления и бытия, законы, категории, в самой общей форме выражающие универсальные формы бытия и познания.

Диалектический материализм считает, что материя первична, а сознание вторично.

Фундаментальным принципом марксистской теории познания является диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, признания основой процесса познания человеческой практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающей его действительностью в конкретно-исторических условиях и одновременно выступающей в качестве критерия истинности или ложности результатов человеческой деятельности.

Согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, человек и природа тесно связаны друг с другом и одновременно представляют собой две разнокачественные материальные системы. Воздействуя всеми возможными способами, и, в первую очередь, орудиями труда на явления природы, человек преобразует природу и одновременно изменяется, развивается сам. Именно такая предметная материальная деятельность людей называется практикой. Практика, понимаемая в самом широком смысле, выступает стрежневым понятием, в первую очередь, в теории познания.

Важнейшая роль в философии, согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, принадлежит всеобщим диалектическим законам развития и категориям.

Ф. Энгельс полагал, что знание универсальных законов имеет определяющее значение в познании природы, общества и мышления, но конкретные формы их проявления возможно изучать только на основе и знании частных законов, т. е. законов, характерных только для отдельных конкретных сфер человеческой деятельности.

Важное значение в марксистской теории познания принадлежит категориям. Обобщенно они отражают универсальные формы бытия и познания.

Основные идеи исторического материализма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом уже в своих первых работах, таких, как "Экономическо-философские рукописи 1884 года", "Святое семейство", "Немецкая идеология" и особенно в работах "Нищета философии" и "Манифест коммунистической партии". Дальнейшее развитие и углубление эта теория получила в последующих трудах основоположников этого учения.

Предметом исторического материализма выступает общественная жизнь во всем ее многообразии и сложности. В ней, по представлениям Маркса и Энгельса, действуют социальные законы, имеющие универсальный характер. К ним относятся: закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; определяющей роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям; определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, а также относятся закон разделения общества на классы и классовой борьбе, характерный только для нескольких общественно-экономических формаций.

Особенность исторического материализма состоит в том, что общественное развитие он рассматривает как естественно-исторический процесс, т. е. такой же закономерный и объективный, как и природные явления, не только не зависящий от людей, но формирующий их волю и сознание.

Далее рассмотрим основополагающие идеи исторического материализма. При изучении человеческого общества основоположники марксизма исходят из того, что фундаментальной основой общественной жизни выступает материальное производство. Чтобы существовать, общество должно что-то производить.

Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе — трудовая деятельность людей.

Важную роль в материальном производстве основоположники марксистской философии отводят производительным силам общества и производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под производительными силами подразумеваются те, при помощи которых общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.

Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.

Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения — экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.

Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.

Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.

Согласно представлениям основоположников марксистской философии, взаимодействие производительных сил и производственных отношений осуществляется в соответствии с законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это означает зависимость производственных отношений от производительных сил. Радикальные изменения в производительных силах требуют изменений в производственных отношениях. В свою очередь производственные отношения могут способствовать или же тормозить развитие производительных сил.

Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, марксизм использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис — это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.

Поступательное развитие человеческой цивилизации, согласно марксизму, осуществляется благодаря смене общественно-экономических формаций. Преемственность истории определяется производительными силами, которые постоянно совершенствуются и развиваются. Что же касается производственных отношений, то для их развития характерна прерывность. Выполнившие и исчерпавшие свой ресурс производственные отношения отмирают или же ликвидируются, а на их месте возникают более современные и эффективные производственные отношения.

Значительное место в социальной философии марксизма отводится изучению социальной структуры общества, происхождению классов, классовой борьбе и социальной революции.

Кроме рассмотренных проблем, исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса уделяет внимание вопросам значения науки в истории человечества, роли народных масс и личности в истории общества, а также проблемам этики и эстетики.

Как учение, марксизм служит идейной основой широкого спектра доктрин различных политических партий и движений левого и леворадикального толка. Важнейшей особенностью марксизма стало то, что он не только объяснил мир, но и определил условия, пути и средства его переустройства, превратил социализм из утопии в науку. Это стало возможным в результате распространения материализма на понимание истории общества, создания исторического материализма, органичного соединения и творческой разработки материализма и диалектики.

Общая характеристика

Утверждение, что марксизм оказал влияние не только на , но и другие науки, отнюдь не является преувеличением, если вспомнить, что все ныне существующие отрасли научного (а в известной части и идеалистического) знания - лишь результат условного членения на «специализации» единого предмета изучения, который в не такие ещё далёкие времена охватывала одна наука - . Отсюда неудивительно, что благодаря глубине проработки собственно философской (в современном понимании науки) гносеологической основы, Маркс тем самым оказал опосредованное влияние и на дочерние и внучатые отрасли, «выросшие из философии».

Формулировка политической доктрины марксизма, развивавшаяся Марксом, а после его смерти и Энгельсом до конца XIX века, полностью адекватна состоянию производительных сил, производственных отношений, а также практике той эпохи. Уже при жизни основоположников марксизма получили подтверждение тезисы о неизбежности социальной и о необходимости ведущей роли в ней для достижения цели, стоящей перед эксплуатируемыми классами.

История марксизма

Как научное выражение коренных интересов рабочего класса, марксизм возник в 1840-х годах, когда противоречия капитализма в наиболее развитых его центрах углубились до состояния антагонизма ( и , движение в середине 1830-х - начале 1850-х гг. в Англии, в 1844 г.). В этих столкновениях рабочий класс впервые выступил на арену истории как самостоятельная политическая сила, после чего приобрела форму противостояния и .

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла выделились .. В 1918 г. возникло , противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике социал-демократии, а с другой, . Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка .

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер , видя в нём , стали называть . в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против « , и ». «Левая оппозиция» в СССР прекратила своё существование, но идеология её лидера , высланного из страны, () нашла почву для распространения в некоторых зарубежных странах.

В 1920-е годы в СССР - стране победившего социализма - марксизм, с учётом революции и социалистических преобразований, связываемых прежде всего с именем В. И. Ленина (ленинизм), концептуально расширяется до « ». В капиталистических странах тем временем развивается так называемый « », связанный с именами , .

Антисталинский переворот в идеологии, осуществлённый Н. С. Хрущёвым и группой его сподвижников, «разоблачения» на , советский курс на экономическое развитие при политике вызвали недовольство лидера . Его поддержал лидер . Политика советского лидера была названа . Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на , и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на и . В - годы пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер , лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию « », которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Крупнейшие социал-демократические партии Европы отказались от приверженности марксизму ( в 1959 г. с принятием , в 1979 г. с избранием лидером партии).

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство в мировом коммунистическом движении, концепцию и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название « ».

Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

В творчестве Маркса выделяют два периода:

  • Ранний Маркс - в центре его внимания стоит проблема и способы его преодоления в процессе . Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет .
  • Поздний Маркс - в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Марксистская философия

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о : «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его» .

Позднее такая позиция вырождается в резкую критику философии в « ».

Диалектический материализм

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом (1856-1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента .

Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В « » Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

Марксистская философия истории

Философия марксизма находит человека в состоянии и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией , рассматриваемого в его историческом развитии.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга или .

Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, и . В ходе наиболее могущественный класс создаёт , а также различные формы (включая , и ) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития , которые постепенно «перерастают» , вступают в конфликт с ними, что приводит к (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой .

Экономическое учение Маркса

Основным трудом Маркса в экономической сфере является « ». Объектом критики Маркса являются , и . Основная ценность и научная новизна работы Маркса - в комплексном изучении специфического товара . В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу на капитал, а также различные формы экономической .

Марксистская

Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем . Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии . Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену . Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

Коммунизм

Коммунизм, по мнению Маркса, - необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

Марксизм как официальная идеология

В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками.

Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении .

Марксистские и постмарксистские школы и направления

Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.

Российский марксизм XIX - нач. XX вв.

Российский марксизм XX в.

Российский марксизм XXI в.

Российский в конце XX - начале XXI в.

Западный марксизм XIX - начале XX в.

и XX в.

  • - проблемы , товарного фетишизма.
  • - философия надежды, марксизм как - как открытость будущему.
  • - от политэкономии денег к политэкономии знака и символа.
  • - разработка идеологии.
  • - , разработка идеи «Сексуальной революции».