17.03.2019

Маршак веселый багаж.


Персонажи и декорации
В моих «закромах» завалялась коробка из-под ноутбука, очень похожая на чемодан с ручкой. Именно она послужила «отправной точкой» для создания декораций.

Ясно, что Маршак отнюдь не сочувствует героине, чью жизнь подчинили себе вещи, множество вещей. Даже собственная живая собачка для нее ‒ не более чем «место багажа». Я решила подчеркнуть этот момент: нарисовав персонажей стихотворения и упоминаемые в нем предметы, я наклеила их изображения на прямоугольные коробки и коробочки, к которым приклеила ручки и нарисовала клепаные «уголки», как на старинных чемоданах. Получились этакие «образы-чемоданы», «багажные места»... И только собаки (самые своевольные персонажи!) были представлены покупными натуралистичными фигурками.

А коробка, с которой все и началось и которая должна была стать тарой для хранения персонажей и декораций для спектакля, превратилась в багажный вагон.

«Изюминками» спектакля стали настоящий бронзовый колокольчик, которым так здорово давать сигнал к отправлению поезда, и паровозик, ездящий по миниатюрным путям, с соответствующими «железнодорожными» звуками и сигналами.

Действие
Итак...

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку...

На перроне появляются дама - хозяйка багажа, и вещи, перечисленные в стихах: старомодный диван, тяжелый чемодан с металлическими уголками, кожаный саквояж, перетянутый ремнями, плетеная дорожная корзина, шляпная картонка (все эти старинные вещи мы уже видели в краеведческом музее). И наконец, на сцену выходит маленький щенок. Он торжественно водружается на гору вещей.

Даме выдаются «четыре зеленых квитанции».

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон...

Вещи перемещаются, не теряя прежнего порядка, зрителями-«грузчиками» в темноту вагона (за «вагон»). Щенок, шкодливо тявкнув, удирает в неизвестном направлении. Кто-то из детей дает сигнал к отправлению и бьет в колокол (со звуком настоящего вокзального колокола мы познакомились в железнодорожном музее города Барановичи, во время нашей поездки в Белоруссию). Тут-то и появляется наша вторая «изюминка» - игрушечный паровозик.

Поезд отправляется! Он весело бежит по кругу, издавая все звуки, которые издавал бы его настоящий собрат: стук колес, пронзительные гудки... А зрители завороженно следят за его движением и, раскачиваясь из стороны в сторону, с упоением повторяют «чух-чух-чух».

Но вот состав прибывает на станцию Дно, о чем нам сообщает вывешиваемая табличка. Носильщики «заглядывают» в недра вагона... и в испуге считают багаж: «Диван, чемодан, саквояж...»

Тут на сцену выходит «огромный взъерошенный пёс», которого помещают на место сбежавшей моськи.

Снова звучит колокол, и снова бежит по рельсам игрушечный паровозик. А веселые стихотворные строки ритмично «постукивают», как колеса на стыках рельсов...

Вот, наконец, мы и «приехали в город Житомир», где уже спешит нам навстречу «носильщик пятнадцатый номер». Он

Везёт на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Рычание собаки изображают хором, и всем же миром «помогают» перевернуть вверх дном многострадальный багаж.

В итоге большущая собака водружается на пирамиду вещей, как своеобразный памятник человеческому «вещизму» и разгильдяйству железнодорожных работников.

Стихотворение «Багаж» построено на постоянном повторении прекрасно подобранных слов, так и просящихся на язык, поэтому текст запоминается моментально. Уже на втором представлении зрители сами наизусть хором скандировали:

Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...

Стихотворение "Багаж" Самуила Яковлевича Маршака не потеряло актуальности и в наши дни, когда к перевозке багажа перевозчики относятся более чем халатно... Ну да ладно. Стихотворение детское, хотя с удовольствием его читают и перечитывают взрослые. Читаем и разглядываем иллюстрации к стихотворению. Автор иллюстраций В. Гинуков.

С.Я. Маршак

Багаж

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
- Товарищи!
Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везёт на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!

Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Не смотря на кажущуюся простоту и легкость чтения, свое стихотворение "Багаж" Самуил Яковлевич Маршак писал и переписывал несколько раз. Напечатано он было в сборнике "Советские ребята" 1926 года, и в книге: "Радуга" в том же году. Тогда вместо: "Приехали в город Житомир..." - было:

Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь
И стали носить в экипаж
Приехавшей дамы багаж...

Немного по другому звучало и обращение к даме:

Позвольте, гражданка, на станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас был получен багаж...

Сам Самуил Маршак писал, что только в самом конце работы над стихотворением "Багаж" ему пришло в голову последнее четверостишие:

Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

А теперь эта фраза знакома всем и каждому и стала русской поговоркой!

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!

— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Анализ стихотворения «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…» Маршака

Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.

В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:

«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».

По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.

Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения - дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.

Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.

Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.

Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».

Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.