30.06.2020

Мифы разных народов о происхождении человека. Веды и мифы о происхождении человека


Вначале во Вселенной существовал лишь первобытный водный хаос Хунь-тунь, по форме подобный куриному яйцу, и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме. В этом Мировом яйце зародился сам собой Пань-гу.

Долгое время спал Пань-гу непробудным сном. А проснувшись, увидел вокруг себя тьму, и это его опечалило. Тогда разломал Пань-гу скорлупу яйца и вышел наружу. Все, что было в яйце светлого и чистого, поднялось наверх и стало небом - Ян, а все тяжелое и грубое опустилось вниз и стало землей - Инь.

После своего рождения Пань-гу создал всю Вселенную из пяти первичных элементов: Воды, Земли, Огня, Дерева и Металла. Делал Пань-гу вдох, и рождались ветра и дожди, выдыхал - грохотал гром и сверкала молния; если же открывал он глаза, то наступал день, когда закрывал их - воцарялась ночь.

Понравилось Пань-гу то, что сотворено оказалось, и побоялся он, что смешаются опять небо и земля в первобытный хаос. Потому крепко уперся Пань-гу ногами в землю, а руками - в небо, не давая им соприкоснуться. Прошло восемнадцать тысяч лет. С каждым днем поднималось небо выше и выше, земля становилась прочнее и больше, а Пань-гу рос, продолжая удерживать небо на вытянутых руках. Наконец, небо стало таким высоким, а земля такой прочной, что они уже не могли слиться воедино. Тогда Пань-гу опустил руки, лег на землю - и умер.

Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, глаза - солнцем и луной, кровь - реками, волосы - деревьями, кости -металлами и камнями. Из семени Паньгу возникли жемчужины, а из костного мозга - нефрит. Из тех же насекомых, что ползали по телу Пань-гу, получились люди. Но существует и другая легенда, которая ничуть не хуже.

* * *

Прародителями людей называют также пару божественных близнецов Фу-си и Нюй-ву, живших на священной горе Кун-лунь. Были они детьми моря, Великого Бога Шень-нуна, принявшие обличье полулюдей-полузмей: обладали близнецы человеческими головами и телами морских змей-драконов.

Разные есть истории о том, как Нюй-ва стала прародительницей человечества. Одни говорят, что вначале родила она некий бесформенный комок, разрезала его на мелкие кусочки и разбросала по всей земле. Там, где они упали, появились люди. Другие же утверждают, что однажды Нюй-ва, сидя на берегу пруда, принялась лепить из глины маленькую фигурку - подобие самой себя. Очень радостным и дружелюбным оказалось глиняное существо, и до того оно понравилось Нюй-ве, что она вылепила еще множество таких же человечков. Ей захотелось заселить людьми всю землю. Чтобы облегчить себе работу, она взяла длинную лиану, опустила ее в жидкую глину и встряхнула. Разлетевшиеся комья глины сразу же превратились в людей.

Но трудно лепить глину, не разгибаясь, и устала Нюй-ва. Тогда она разделила людей на мужчин и женщин, повелела им жить семьями и рожать детей.

Фу-си же научил своих детей охотиться и ловить рыбу, добывать огонь и варить пищу, изобрел "сэ" - музыкальный инструмент типа гуслей, рыболовную сеть, силки и прочие полезные вещи. Кроме того, он начертил восемь триграмм - символических знаков, отражающих различные явления и понятия, что ныне мы называем "Книгой перемен".

Люди жили счастливой, безмятежной жизнью, не зная ни вражды, ни зависти. Земля в изобилии давала плоды, и людям не нужно было трудиться, чтобы прокормить себя. Родившихся детей укладывали, как в колыбель, в птичьи гнезда, и птицы забавляли их своим щебетом. Львы и тигры были ласковы, как кошки, а змеи - не ядовиты.

Но однажды дух воды Гун-гун и дух огня Чжу-жун поссорились между собой и начали войну. Дух огня победил, а побежденный дух воды в отчаянии так сильно ударился головой и гору Бучжоу, подпиравшую небо, что гора раскололась. Лишившись опоры, часть неба обрушилась на землю, проломив ее в нескольких местах. Из проломов хлынули подземные воды, сметая все на своем пути.

Нюй-ва бросилась спасать мир. Она набрала камней пяти различных цветов, расплавила их на огне и заделала дыру в небе. В Китае существует поверье, что если приглядеться, то можно увидеть заплату на небе, отличающуюся по цвету. В другом варианте мифа Нюй-ва починила небо при помощи мелких блестящих камешков, которые превратились в звезды. Затем Нюй-ва сожгла много тростинка, собрала в кучу образовавшийся пепел и запрудила водные потоки.

Порядок был восстановлен. Но после починки мир слегка перекосился. Небо склонилось к западу, и туда каждый день стали скатываться солнце и луна, а на юго-востоке образовалась впадина, в которую устремились все реки на земле. Теперь Нюй-ва могла отдохнуть. По одним вариантам мифа, она умерла, по другим - вознеслась на небо, где до сих пор живет в полном уединении.

30 мая, 2018

Споры между сторонниками теории креационизма и эволюционной теории не утихают и по сей день. Однако в отличие от теории эволюции, креационизм включает в себя не одно, а сотни различный теорий (если не больше). В этой статье мы расскажем о десяти самых необычных мифах древности.

10. Миф о Пань-гу

У китайцев есть свои соображения о том, как возник мир. Самым популярным мифом можно назвать миф о Пань-гу, человеке-гиганте. Сюжет следующий: на заре времен Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в единую черную массу.

По легенде, эта масса представляла собой яйцо, а внутри него жил Пань-гу, причем жил долго - многие миллионы лет. Но в один прекрасный день такая жизнь ему надоела, и, помахав увесистым топором, Пань-гу выбрался из своего яйца, расколов его на две части. Эти части, впоследствие, стали Небом и Землей. Роста он был невообразимого - эдак с пятьдесят километров в длину, что, по меркам древних китайцев, составляло расстояние между Небом и Землей.

К несчастью для Пань-гу и к счастью для нас, колосс был смертным и, как и все смертные, умер. А потом Пань-гу разлагался. Но не так, как это делаем мы - Пань-гу разлагался по-настоящему круто: его голос превратился в гром, его кожа и кости стали твердью земной, а его голова стала Космосом. Так, его смерть дала жизнь нашему миру.


9. Чернобог и Белобог

Это один из самых значимых мифов славян. Повествует он о противостоянии Добра и Зла - Белого и Черного богов. Началось все так: когда вокруг было лишь одно сплошное море, Белобог решил создать сушу, послав свою тень - Чернобога - выполнять всю грязную работу. Чернобог все сделал, как полагается, однако, обладая натурой эгоистичной и горделивой, не пожелал делить власть над твердью с Белобогом, решив последнего утопить.

Белобог из этой ситуации выпутался, себя убить не позволил и даже благословил землю, воздвигнутую Чернобогом. Однако с появлением суши, возникла одна маленькая проблема: площадь ее росла экспоненциально, грозя поглотить все вокруг.

Тогда Белобог послал на Землю свою делегацию с целью выведать у Чернобога, как это дело прекратить. Ну, Чернобог сел на козу и отправился на переговоры. Делегаты же, увидав скачущего к ним на козе Чернобога, прониклись комичностью сего зрелища и разразились диким хохотом. Чернобог юмора не понял, сильно обиделся и наотрез отказался с ними разговаривать.

Тем временем, Белобог, все еще желая спасти Землю от обезвоживания, решил устроить слежку за Чернобогом, смастерив с этой целью пчелу. Насекомое с задачей справилось успешно и выведало секрет, заключавшийся в следующем: чтобы прекратить разрастание суши, надо на ней начертить крест и сказать заветное слово — «довольно». Что Белобог и сделал.

Сказать, что Чернобог был не рад - не сказать ничего. Желая отомстить, он проклял Белобога, причем проклял его весьма оригинально - за свою подлость Белобогу теперь полагалось всю жизнь питаться пчелиным калом. Однако Белобог не растерялся, и сделал пчелиные испражнения сладкими, как сахар - так появился мёд. Про то, как появились люди, славяне почему-то не подумали… Главное, что мёд есть.

8. Армянская дуальность

Армянские мифы напоминают славянские, и также повествуют нам о существовании двух противоположных начал - на этот раз мужского и женского. К сожалению, миф не дает ответа на вопрос, как был создан наш мир, лишь объясняет, как все вокруг устроено. Но от этого менее интересным он не становится.

Итак, вот краткая суть: Небо и Земля - это муж и жена, которых разделил океан; Небо - это город, а Земля - кусок скалы, которую держит на своих огромных рогах не менее огромный бык - когда он качает рогами, земля трещит по швам от землетрясений. Вот, собственно, и все - так армяне представляли себе Землю.

Существует и альтернативный миф, где Земля находится посреди моря, а вокруг нее плавает Левиафан, пытаясь ухватиться за собственный хвост, и его бултыханиями также объясняли постоянные землетрясения. Когда же Левиафан наконец цапнет себя за хвост, жизнь на Земле прекратится и наступит апокалипсис. Приятного дня.

7. Скандинавский миф о ледяном гиганте

Казалось бы, что между китайцами и скандинавами нет ничего общего — ан нет, у викингов тоже был свой гигант — первоначало всего, только звали его Имир, и был он ледяной и с дубиной. До его появления мир был разделен на Муспельхейм и Нифльхейм - царства огня и льда соответственно. А между ними простирался Гиннунгагап, символизировавший абсолютный хаос, и там, от слияния двух противоположных стихий, был рожден Имир.

А теперь ближе к нам, к людям. Когда Имир вспотел, то вместе с потом из его правой подмышки вылезли мужчина и женщина. Странно, да, мы это понимаем — ну вот такие они, суровые викинги, ничего не поделаешь. Но вернемся к сути. Мужчину звали Бури, был у него сын Бёр, а у Бёра было три сына - Один, Вили и Ве. Три брата были богами и правили Асгардом. Этого им показалось мало, и решили они прадедушку Имира убить, сделав из него мир.

Имир был не рад, но его никто не спрашивал. В процессе, он пролил немало крови - достаточно, чтобы заполнить ею моря и океаны; из черепа несчастного братья сотворили небесный свод, кости ему переломали, сделав из них горы и булыжники, а из развороченных мозгов бедного Имира сделали облака.

Сей новый мир Один и компания тут же решили заселить: так они нашли на берегу моря два прекрасных дерева - ясень и ольху, сделав из ясеня мужчину, а из ольхи - женщину, тем самым дав начало человеческой расе.

6. Греческий миф о шариках

Как и многие другие народы, древние греки считали, что до того, как появился наш мир, вокруг был лишь сплошной Хаос. Не было ни солнца, ни Луны - все было свалено в одну большую кучу, где вещи были неотделимы друг от друга.

Но вот пришел некий бог, посмотрел на царящий вокруг беспорядок, подумал и решил, что нехорошо все это, и взялся за дело: отделил холод от тепла, туманное утро от ясного дня и все в таком роде.

Затем он принялся за Землю, скатав ее в шарик и разделив этот шарик на пять частей: на экваторе было очень жарко, на полюсах - крайне холодно, а вот между полюсами и экватором - в самый раз, комфортнее не придумаешь. Дальше, из семени неизвестного бога, скорее всего Зевса, у римлян известного как Юпитера, был создан первый человек - двуликий и тоже в форме шарика.

А потом его разорвали надвое, сделав из него мужчину и женщину - будущих нас с вами.

5. Египетский бог, который очень любил свою тень

В начале был великий океан, имя которому было «Ню», и был этот океан Хаосом, и кроме него не было ничего. Не было, пока Атум, усилием воли и мысли, не создал из этого Хаоса себя. Да, были у мужика яйца. Но дальше - больше и интереснее. Итак, себя он создал, теперь надо было создать в океане землю. Что он и сделал. Побродив по земле и осознав свое тотальное одиночество, Атуму стало невыносимо скучно, и решил он настругать еще богов. Как? А вот так, пылким, страстным чувством к своей собственной тени.

Таким образом оплодотворившись, Атум родил Шу и Тефнут, выплюнув их изо рта. Но, видимо, перестарался, и новорожденные боги потерялись в океане Хаоса. Атум горевал, однако вскоре, к своему облегчению, все-таки нашел и заново обрел своих детей. Он был так рад воссоединению, что долго-долго плакал, и его слезы, касаясь земли, оплодотворяли ее - и из земли выросли люди, много людей! Затем, пока люди оплодотворяли друг друга, у Шу и Тефнут тоже произошел коитус, и они дали жизнь другим богам - больше богов богу богов! - Гебу и Нуту, что стали олицетворением Земли и неба.

Существует еще один миф, в котором Атума заменяет Ра, однако основной сути это не меняет - там тоже все друг друга массово оплодотворяют.

4. Миф народа Йоруба - о Песках Жизни и курице

Есть такой африканский народ — Йоруба. Так вот, у них тоже есть свой миф о происхождении всего сущего.

В общем, дело было так: был один Бог, звали его Олорун, и в один прекрасный день пришла ему в голову мысль - что надо бы Землю обустроить как-то (тогда Земля представляла из себя одну сплошную пустошь).

Самому этим заниматься Олоруну не очень хотелось, поэтому он послал на Землю своего сына - Оботалу. Однако, на тот момент у Оботалы были дела поважнее (на самом деле, на небесах тогда намечалась шикарная вечеринка, и Оботала просто не мог ее пропустить).

Пока Оботала веселился, вся ответственность была взвалена на Одудаву. Не имея под рукой ничего, кроме курицы и песка, Одудава все же принялся за дело. Принцип у него был следующий: он брал песок из чашки, сыпал его на Землю, а затем давал курице по песку побегать и хорошенько его утоптать.

Проведя несколько таких нехитрых манипуляций, Одудава создал землю Лфе или Лле-лфе. На этом история Одудавы заканчивается, и на сцене вновь появляется Оботала, на этот раз в доску пьяный - вечеринка удалась на славу.

И вот, будучи в состоянии божественного алкогольного опьянения, сын Олоруна принялся за создание нас, людей. Вышло этого у него из рук вон плохо, и наделал он инвалидов, карликов и уродов. Протрезвев же, Оботала ужаснулся и быстро все исправил, сотворив людей нормальных.

По другой версии, Оботала так и не оклемался, и людей тоже сделал Одудава, просто спустив нас с неба и заодно присвоив себе статус повелителя человечества.

3. Ацтекская «Война Богов»

Согласно мифу ацтеков, никакого первоначального Хаоса не существовало. Зато был первичный порядок - абсолютный вакуум, непроглядно черный и бесконечный, в котором неким странным образом жил Верховный Бог - Ометеотль. Он имел дуальную природу, обладая как женским, так и мужским началом, был добрым, и в то же время злым, был и теплым, и холодным, правдой и ложью, белым и черным.

Он породил остальных богов: Уицилопочтли, Кетцалькоатля, Тескатлипока и Шипе-Тотека, которые, в свою очередь, создали гигантов, воду, рыб и других богов.

Тескатлипока вознесся к небесам, пожертвовав собой и став Солнцем. Однако, там он столкнулся Кетцалькоатлем, вступил с ним в битву и проиграл ему. Кетцалькоатль сбросил Тескатлипока с небосвода и сам стал Солнцем. Затем, Кетцалькоатль породил людей и дал им в пищу орехи.

Тескатлипока же, все еще тая обиду на Кетцалькоатля, решил отыграться на его творениях, превратив людей в обезьян. Видя, что стало с его первыми людьми, Кетцалькоатль впал в ярость и вызвал мощнейшей силы ураган, разбросавший мерзких обезьян по всему миру.

В то время, как Кетцалькоатль и Тескатлипок враждовали друг с другом, Тиалок и Чальчиутликуэ тоже превратились в солнца, дабы продолжить цикл дня и ночи. Однако яростная битва Кетцалькоатля и Тескатлипока затронула и их - тогда они тоже были сброшены с небес.

В конце концов, Кетцалькоатль и Тескатлипок прекратили вражду, забыв былые обиды и создав из мертвых костей и крови Кетцалькоатля новых людей - ацтеков.

2. Японский «Мировой Котёл»

Япония. Снова Хаос, снова в виде океана, на этот раз грязного, как болото. В этом океано-болоте рос магический камыш (или тростник), и из этого тростника (или камыша), как у нас из капусты - дети, были рождены боги, их великое множество. Всех вместе их звали Котоаматсуками - и это все, что о них известно, ибо, только родившись, они сразу поспешили спрятаться в камышах. Или в тростниках.

Пока те прятались, появились новые боги, включая Идзинами и Идзинаги. Они принялись помешивать океан, пока он не сгустился, и из него сформировалась земля - Япония. У Идзинами и Идзинаги был сын - Эбису, который стал богом всех рыбаков, дочь - Аматерасу, что стала Солнцем, и еще одна дочь - Цукиёми, что обратилась Луной. Был у них и еще один сын, последний - Сусаноо, за свой буйный нрав получивший статус бога ветра и штормов.

1. Цветок лотоса и «Ом-м»

Как и во многих других религиях, в индуизме тоже фигурирует концепция возникновения мира из пустоты. Ну, как из пустоты - был бесконечный океан, в котором плавала гигантская кобра, и был Вишну, который спал у кобры на хвосте. И больше ничего.

Время шло, дни сменяли друг друга один за другим, и, казалось, что так будет всегда. Но однажды всё вокруг огласил звук, никогда ранее не слыханный - звук «Ом-м», и ранее пустой мир захлестнуло энергией. Вишну пробудился ото сна, а из лотосового цветка на его пупке появился Брахма. Вишну приказал Брахме сотворить мир, а сам тем временем исчез, прихватив с собой змею.

Брахма, сидя в позе лотоса на цветке лотоса, принялся за работу: он поделил цветок на три части, использовав одну, чтобы создать Рай и Ад, другую, чтобы создать Землю, и третью, чтобы создать небо. Затем Брахма создал зверей, птиц, людей и деревья, сотворив таким образом все живое.

План:

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

1.3. Особенности мифологического сознания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

3. Древнегреческое представление о происхождение богов и людей.

3.1 Генеалогии богов.

3.2. Создание человека.

3.3. Жизнь человека.

4. Миросозерцание восточных славян.

5. Мифология древних народов.

6. Библия, как книга с повествованием о сотворении мира и человека.

7. Антропогенез.

7.1. Происхождение человека, как биологического вида.

7.2. Теории.

7.2.1. Эволюционная теория.

7.2.2. Теория творения (креационизм).

7.2.3. Теория внешнего вмешательства.

7.2.4. Теория пространственных аномалий.

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

    космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

    антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

    мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

    эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы:

мифы развития

мифы творения

В мифах развития происхождениях мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология),небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). "...все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто..." – из мифов Центральной Америки.

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота). Самый известный пример мифов творения – библейский рассказ о семи днях творения: "И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью..."

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях 0 повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

1.3. Особенности мифологического сознания.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

    В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;

    В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено;

    Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие;

    Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени;

    Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

    Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека,

    Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим человечества,

    Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

Древнейшая система мифологических представлений предков современных индоевропейских народов, реконструируемая с помощью сравнительного исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных индоевропейских традициях. Под И.м. понимают также совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую), ближневосточную митаннийскую, арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии, славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче.

По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племен в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жертвоприношений, предметы культа - служат не только источником для реконструкции мифологии и культа, но и критерием для ее проверки (соотнесение археологических и лингвистических данных).

Основными источниками для реконструкции И. м. являются мифологические тексты. Кроме того, важны описания соответствующих мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к другой культурно-языковой или конфессиональной традиции (известия греческих авторов, особенно Геродота; римских авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.; немецких и польских христианских писателей). Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о И. м. могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов, особенно имен, в составе немифологических (часто иноязычных) текстов.

В общеиндоевропейской мифологической системе главный объект обозначался основой *deiuo, "дневное сияющее небо", понимаемое как верховное божество (а затем и как обозначение бога вообще и класса богов): ср. хетт. siuna-, "бог", siuatt-, "день", лувийск. tiuaz, "бог солнца", др.-инд. deva, дева - "бог", dyaus, "небо" (Дьяус как божество), авест. daeva, "дав", "демон", греч. Zetg, род. падеж Ai6g, "Зевс, бог ясного неба", лат. deus, "бог", dies, "день", др.-исл. tivar, "боги", литов. dievas (Диевас - "бог") и т. д. В соответствии со структурой большой патриархальной семьи, возглавляемой отцом" патриархом", это верховное божество выступает как "бог-отец", *deiuos pater: др.-инд. Dyaus pitar, греч. Zeus, латю, лат. lupiter (Юпитер), Diespiter, умбр. lupater, иллир. Aeinccrueog; частичные продолжения этого обозначения в лувийск. tiuaz tatis, палайск. tiiaz papaz и т. д., или сохранение той же модели в латыш. Debess tevs, "небо-отец".

Находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - "темная", "черная") как женское божество - мать. Ср. у Гомера Деметра - богиня плодородия (букв. "земля-мать"), фриг. "богиня-мать", рус. "землямать" (совпадение по этимологии) и частичные соответствия: др.-инд. prthivi matar, "земля-мать", и хетт. Dagan-zipas, "душа земли" (см. также в ст. Земля). Специализированный мифологический образ земли обнаруживается в таких индоевропейских традициях, как иранская и славянская: авест. ArSdvI Sura Anahita (Ардвисура Анахита, богиня плодородия, плодоносящей влаги), рус. "мать сыра земля" (где Sura этимологически совпадает с "сыра"). Плодотворящая функция земли отражена в общеиндоевропейском мифологическом мотиве человека, происходящего от земли: ср. лат. homo, "человек", готск. guina, литов. zmones, "люди", слова того же корня, что и "земля" - лат. humus, литов. Zeme и т. д. (ср. также типологически сходный мотив происхождения человека из глины в древних ближневосточных мифологиях).

Наличие таких сложных сочетаний, как др.-инд. dyava-prthivf, "небоземля", дает основание предполагать мифологический мотив единства неба и земли как некой древней супружеской пары - прародителей всего сущего.

Человек ведет свою родословную от земли как женского (материнского) начала; он смертей, обращается в прах, ср. греч. р(ют6б, "человек", т. е. "смертный", др.-инд. mr-ta-, слав. 8ъты1ь, "смерть", и от другого корня - хетт. danduki, "смертный" при тохар. В on-uwaiine, "бес-смертный", др.ирл. duine, "человек смертный" (сопоставимо с обозначением "земля" от корня dui-, "два", в частности, в арм. erkin, "земля"). Смертность человека противопоставляет его бессмертным детям неба - богам, которые преодолевают смерть с помощью напитка бессмертия, греч. vexтае, "нектар" из nek, "смерть" ter, "преодолевать", греч. йцрцоою, "амброзия", "напиток бессмертия".

От неба как мужского начала происходят его дети-близнецы "сыновья неба" (греч. "Диоскуры", др.-инд. Divo napata, "сыновья бога неба", литов. Dievo suneliai, "сыновья бога", латыш. Dieva deli, "дети бога") и "дочь неба" (др.-инд. Divas duhitar, "утренняя заря - дочь неба"). Идея близнечности пронизывает И. м. и космогонию (см. Близнечные мифы), начиная с исходной неразделенности неба и земли (ср. их обозначение с помощью одного корня dui-, "двойня", в древнеармянском гимне Вахагну - erkin, "земля", erkir, "небо"). Типологические аналогии (и некоторые древние тексты, в частности греческие и анатолийские) позволяют предположить древний мифологический мотив разъединения неба и земли (античный миф об Уране и Гее). По свидетельству индийской, греческой и балтийской мифологий восстанавливается значительное число общих мотивов, связанных с близнецами-братьями, которые ухаживают за своей сестрой или спасают ее (в море). Символы близнецов - кони (у др.-инд. Ашвинов, ср. парные изображения коней - коньков крыши и т. п. в германской, балтийской и славянской традициях). Связь божественных близнецов с культом коня, представленным в полностью совпадающих ритуалах (принесение коня в жертву, ср. др.-инд. ашвамедху, и захоронение коня вместе с человеком) во всех древних индоевропейских традициях, позволяет дать хронологическое, а отчасти и пространственное приурочение индоевропейского близнечного мифа (подтверждаемое и археологическими материалами использование коня в упряжи боевых колесниц в 3-2-м тыс. до н. э.). Ср. обозначения Большой Медведицы как колесницы: древневерхненемецкое wagan, "колесница", среднеголл. woenswaghen, woonswaghen, "повозка Вотана", рус. Воз, "Большая Медведица", согд. ´nxr-wzn, "круг Зодиака", митаинийск. арийск. uasanпа, "круг на ипподроме", др.-инд. vahana, "животное, на котором ездят боги", др.-инд. ratha, "колесница", литов. Ratai, латыш. Rati, "Большая Медведица", др.рус. Кола, "Большая Медведица-Колесница", фриг. "Большая Медведица", тохар. A kukal, В kokale, "колесница" и др.; ср. также др.-инд. обозначения созвездий, образованные от asvayuja, "конская упряжка" и т. п.

Конская символика, специфичная для индоевропейского близнечного культа, отражается и в названии культового дерева, связанного с близнецами: др.инд. asvattha, ашваттха (букв. "лошадиная стоянка"), космическая ось мира, и в сходных по функции ритуальных столбах, называвшихся "конями" (нижненемецкие Hengest, Horsa, Хенгест и Хорса); ср. распространенность "конских" имен в древних индоевропейских традициях (в т. ч. и имени особого конского божества - галльск. Эпона и др.).

На основании отдельных индоевропейских традиций реконструируется мотив разнополости близнецов и инцестуозных отношений между близнецами. Наиболее характерные свидетельства мифа об инцесте близнецов можно почерпнуть из ведийского мифа о Яме и его сестре Ями, которая пыталась его соблазнить (характерно, что Яма был первым смертным, а в дальнейшем стал божеством смерти и подземного царства; вместе с тем отражение индоиранского образа Ямы обнаруживается в среднеиранском Jamsid (Джамшид, ср. авест. Иима), из *Yima-xsaeta, "Иима - царь" и кафирск. Imra (из Yamarajan с тем же значением). К тому же общеиндоевропейскому названию "близнеца" *iemo восходит имя др.-исл. мифологического первого человека Ymir (Имир), др.ирл. е(а)main, "близнец"; ср. Find-eamna, "тройня Фин" - три братаблизнеца, которых сестра уговорила вступить с ней в брачную связь; аналогичный мотив обнаруживается в среднеиранском предании о браке Yima (Иимы) и его сестры Yimak, который послужил прецедентом для подобных браков у зороастрийцев, ср. также древнехеттский миф о браке тридцати братьев - сыновей царицы Канеса и их тридцати сестер-близнецов, а также славянский миф об инцесте Ивана да Марьи, приуроченный к празднику Купалы. Возможно, что в индоевропейском корне *iemo- обозначалось не только близнечное божество плодородия [связь плодородия с инцестом и близнечным культом подтверждается типологически, ср. латыш. Jumis (Юмис), "полевое божество, сдвоенный плод"], но и всякое сочетание двух разных начал, в т. ч. мужского и женского (андрогинное божество, ср. образ Гермафродита как сочетание двух мифологических существ и т. п.). Мотив двойственности, отмеченной выше в связи с небом и землей, обнаруживается и в обозначении образа мира, ср. лат. imago (с тем же корнем iem-, также хетт. himma со сходным значением).

Распространенность мотива инцеста и приурочение его к началу целой брачной традиции и к первому человеку или первому царю может найти историческую параллель в известном обычае инцеста в высшем слое иерархического общества древневосточного типа.

После разъединения неба и земли идея двоичности дублируется и в пределах собственно неба. Солнце [индоевропейское *s(a)ucl-n-, др.-инд. Surya, Суръя, др.-иран. x^runah, "фарн, солнечное высшее благо", лат. sol как женское начало; ср. также частый женский образ "дочери солнца": др.-инд. Duhita Suryasya, литов. Saules dukte, латыш. Saules meita, слав. "солнцева дочь"] и месяц (индоевропейское *me-n-s, литов. menuo как мужское начало) вступают в брачные отношения (мифологический мотив небесной свадьбы наиболее полно сохранился в балтийской мифологии). Вместе с тем этот индоевропейский мифологический сюжет содержит другой прецедент - первую измену (ср. Денницу и мотив утренней звезды в балтийской и славянской мифологии и т. п.). Образ утренней звезды часто сливается с образом утренней зари, обозначаемый индоевропейским корнем со значением "рассветать"; ср. др.-инд. Usas (Ушас), греч. ´Hug (Эос), лат. Aurora (Аврора), др.-англ. Eastre, литов. Ausra (Аушра), латыш. Usins (Усиньш).

В отдельных традициях в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец в разных ипостасях - либо обманутого мужа, либо судьи, наказывающего месяц за измену солнцу и рассекающего его пополам. Характерной особенностью этого мифа является наличие свадебной колесницы, которая принадлежит или солнцу (ср. распространенный во многих мифологиях мотив солнечной колесницы), или громовержцу как устроителю свадьбы. Колесница и кони громовержца, равно и наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, меч, стрелы, также позволяют ввести этот миф в определенный исторический (начало бронзового века) контекст.

Имя громовержца восстанавливается на основании совпадения ряда древних традиций. Ср. литов. Perkunas (см. Перкунас, латыш. Perkons, прус. Perkuns), слав. Регипъ, др.-рус. Перунъ, Перун (с многочисленными трансформациями на славянской почве), др.-исл. Fjqrgyn, Фьоргун (мать громовержца Тора), др.-инд. Рагjanya- (Парджанья, имя бога и одновременно грозовой тучи), хетт. Pirua-, Пирва.

Громовержец и связанный с ним основной миф стоит в центре древней И. м. Громовержец обычно находится наверху - на небе, на горе, на скале, на вершине дерева, прежде всего дуба, в дубовой горной роще (ср. такие родственные имени громовержца слова, как лат. quercus, "дуб", готск. faiguni, "скала", хетт. регипа-, "скала", др.-инд. parvata-, "гора" и т. д.). Ядро мифа составляет поединок громовержца с противником, для которого восстанавливается общеиндоевропейское исходное имя с корнем *uel-, ср. др.-рус. Велес, Волос, литов. Velnias, Vielona (см. Велняс), латыш. Veins, Vels (см. Вело), др.-инд. Vala (Вала), Vrtra (Вритра, ср. Varuna, Варуна) и др. Противник громовержца находится внизу - под горой, под деревом, у воды, в его владении скот как основное богатство и как символ потустороннего мира - пастбища: ср. общеиндоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где пасутся души умерших, ´г|^й<л,ое Xti^u´ov, "елисейские поля", хетт. uellu, "луг", др.-исл. valhqll, "вальхалла", литов. vele, "душа умершего", velines, латыш, velu laiks, "день поминовения умерших", тохар. A walu, "мертвый", лувийск. ulant-, "мертвый". Противник громовержца, как повелитель загробного мира, связан с властью и богатством; ср. тохар. A wal, В walo, "царь", слав. *volstb, рус. "власть, владыка", словац. last, "собственность". Этот противник предстает в виде существа змеиной породы. Громовержец преследует его, убивает, рассекая на части и разбрасывая их в разные стороны, после чего освобождает скот и воды. Начинается плодоносящий дождь с громом и молнией.

Эти фрагменты мифа реконструируются с такой надежностью, что соответствующие мотивы могут быть выражены в языковой форме не только применительно к отдельным традициям, но и на общеиндоевропейском уровне: *gwhenti ng^im perunt-, "поражает змея в отношении скалы" (на скале, под скалой, с помощью каменного орудия - скалы); *ogniin (g´e)g´on-e dwo ak´men-, "порождает огонь с помощью двух камней" (эта формула описывает и мифологический мотив высечения огня - молнии с помощью каменного неба и скалы, и соответствующий обряд, при котором священный огонь добывался с помощью ударов двух камней друг о друга); *perperti ng^im Per^n(t-s), "поражает (ударяет/убивает) змея громовержец - бог скалы". Формальная структура каждого из этих фрагментов индоевропейского мифа ориентирована на повторение, обыгрывание звуковых комплексов, обозначающих имена участников мифа и названия основных атрибутов. Разные части таких фрагментов могут рассматриваться как анаграммы указанных имен или обозначений предметов. Такая реконструкция вскрывает недифференцированность звуковых и семантических комплексов: не вполне различимы указания на место, субъект, орудия действия, на глагол и его объект. Такие семантические и звуковые связи не только образуют ядро мифологического текста, но и являются орудием построения и развития мифа, вплоть до создания новых мотивов.

И. м. знает ряд названий змееобразных чудовищ, относящихся к классу существ нижнего мира, связанных с водой и с хаотическим началом и враждебных человеку. Кроме противника громовержца с названием от корня *uel-, к этому виду существ принадлежат такие, как *Budh: др.-инд. Ahi budhnya (Ахи Будхнья), "змей глубин", где ahi, как и др.-Иран. AJi dahaka (Ажи-Дахака), "Змей Огненный", закономерно продолжает индоевропейское ´"ng^´hi, "змей", встречающееся и в приведенных фрагментах основного мифа; др.-греч. IItOtov, "Пифон", серб. Бадньак, Бадняк. Существа, связанные с иным, нижним, водным миром, также символизируют плодородие, богатство и жизненную силу, соотносясь с одной из ипостасей образа матери-земли или вообще плодотворящего начала, ср. индоевропейское *Ner-/*Nor-, представленное как в женских мифологических образах (иллирийск. Noreia,. италийск. сабинск. Neria, Neriena; др.-герм. Nerthus, Нертус, определяемая Тацитом как terra mater, "земля-мать", греч. NT)QT)i6es, Нереиды, дочери морского царя Нерея; ср. также хетт. ^nnara и, на уровне сказок, рус. Норка), так и в мужских именах (др.-исл. Njordr, Ньорд - морской бог, греч. NT)()ei;g, Нерей - морской царь, имя осетинских мифологических героев - нартов). Вокруг того же корня пег-, который, по-видимому, являлся одним из важнейших обозначений нижнего мира и его плодоносящих свойств, группируются названия и представления о подземном царстве и входе на небо (др.-инд. naraka, нарака, "дыра", "подземное царство", тохар. А йаге, "преисподняя", слав. "нора" и т. п.), о воде (др.-инд. naras, "воды", новогреч. veoo, "вода", литов. naras, "гагара" - водяная птица, связанная с преисподней и с актом творения мира, и т. д.), о зловещем начале, иногда символизируемом левой стороной (ср. умбрск. nertru "sinistro"), о жизненной, плодородной силе (хетт. innara-, "сила", лувийск. апnarummi-, "сильный", Annurammenzi, "сильные боги", хетт. Innarauantes, литов. noreti, "хотеть", narsas, "ярость", "мужество" и т. п.).

Еще один круг мифологических персонажей, связанных с обозначением нижнего мира, объединяет ряд божеств, чьи имена восходят к индоевропейскому *Trit: древнеиндийскому Trita, Trita Aptya, "Трита Водяной" (ср. хетт. Нар-, "бог ручья", "бог потоков", "бог-судья" при ордалиях), авест. Orita, Qraetaona (Tpaэтаона) и т. д., ср. также др.-греч. TgiTtov (Тритон) как обозначение морского мифологического персонажа или потока, а также ирл. triath, "море". С этими персонажами связан миф о спуске героя в колодец (иногда вследствие предательства двух старших братьев); само имя Trita, вероятно, обозначает "третий" (брат или мир, который так обозначается в сравнении с двумя предыдущими мирами - небом и землей). Он попадает в нижний мир, добывает богатства или живую воду, которые позволяют преодолеть смерть и вернуться к жизни на земле (другие варианты спуска в преисподнюю и путешествий в загробном мире, например в мифе об Орфее и Эвридике; ср. также героя русских сказок о трех царствах, которого иногда называют Иван Водович или Иван Третий, Третьяк). Тема водного царства связана с еще одним индоевропейским мифом, главным героем которого является божество по имени *Nep(o)t (букв. "племянник", уравниваемый в правах с сыном), ср. др.-инд. Apam Napat (Апам Напат), авест. Аращ Napat (Апам-Напат), лат. Neptunus (Нептун), ирл. Nechtan. В мифе об этом божестве рассказывается о чудесном источнике - колодце, спрятанном от взоров или таящем в себе сокровища. После того как герой мифа подходит к источнику и обходит его три раза или трижды входит в него (ср. мотив Триты как указание на троичность водного царства), из источника выходят воды, образующие озеро или тройной поток, преследующий героя. В своем течении этот поток доходит до мифического моря.

Древностью своего происхождения те, которые говорят нам...

Легенды о происхождении человечества. Легенды разных народов удивительным образом имеют множество совпадений. Изначально, у всех древних народов, была вера в единого Бога- самого главного, создателя всей Вселенной и всего сущего. Для многих древних мифов характерно, что первоначально все имело антропоморфный облик - все существа, животные, предметы, явления природы. Поэтому возникновение человека нередко представляется не столько как его создание, как выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик, сохраняющийся только у людей. (Тотемистические мифы) .

Мифы древних индийцев. Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Из этой жертвы, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир. От потомков Брахмы стали возникать и другие боги, и всего их стало тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три.
По индусским верованиям Вселенная делится на 14 областей, и Земля – седьмая сверху. Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска – бог Вишну, который мог принимать различные формы, начиная от рыбы и черепахи и заканчивая человеческим обликом. В образе вепря Вишну погрузился в пучину и поднял на своих клыках всю землю из глубин. Вскоре земля была заселена животными и птицами.

Рождение человека. В древнеславянской мифологии люди рождены Богами, и считали своих Богов семьей, родственниками.

Стоит заметить, что легенды древних народов претерпели значительные изменения в ходе завоевательных войн (особенно это касается Американского континента). Но в мифологии различных народов сохранился удивительный коллорит местных обычаев.
Сотворение человека.
Во многих древних верованиях, люди созданы богами искусственно.Человек был создан или сотворен Богом, обожествленными существами. Так в мифах шумеров -происхождения человечества от инопланетян. Возможно сюда же относятся и индийские мифы о Лунных предках в легенде Пролога-"Великие Владыки дали приказ Владыкам Луны - Питри - созидать людей".
Для чего были созданы люди? В тотемических легендах этот вопрос не обсуждается. Главное - создание хорошего, правильного человека. Все Шумерские и Вавилонские мифы сходятся к одному: чтобы человек служил богам, выполнял храмовые обряды и кормил богов. Также и в Египетской мифологии боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений. В еврейской мифологии- человек создан чтобы обрабатывать, возделывать землю.

Как был создан человек. Скандинавская мифология Северная, скандинавская и германская, древняя религия известна как одинизм (в честь Одина), а также как асатру (исландский термин, означающий «веpа (тpу) в богов (асов)») или просто как трот (от английского troth – вера или верность). Считалось, что устройство мира не может быть отражено в двумерной или даже трехмерной модели. Оно состоит из девяти миров, или сфер.Первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве, или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, а женщина – из вяза.Первые люди не дышали, у них не было духа, румянца на лицах, тепла и даже голоса. Но потом Один дал им дыхание, Хенир – дух, а Лодур – тепло и румянец. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.
Греция. Древних греков, насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, происхождение людей мало занимало. Их интересовали боги, их рождение и смерть, их интриги и подвиги. Греческие боги не отделяли себя от людей неприступной стеной, а даже принимали участие в земных делах. В греческой мифологии Новый род людей произошел из камня.Единственными людьми, кто смог пережить потоп были Девкалион и его жена Пирра. И великие боги предложили им создать новое человечество. Девкалион и Пирра по легенде стали бросать камни за спину, и камни начали превращаться в статуи. Статуи пели песни, Девкалион и Пирра должны были выбрать одну понравившуюся
им песню о человечестве, и они выбрали изз всех песен историю о греческих героях: о Тезее, Геракле и других полубогах. И человечество таким образом возродилось на земле. Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например, думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю.

Видимо, более позднее заимствование в Греческой мифологии: Людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними.

Сотворение людей из глины или земли по аналогии с Библейской версией встречается практически во всей индоевропейской мифологии. Лингвисты даже отмечают, что в древнееврейском языке слова «земля» и «человек» имеют схожее происхождение. (существует связь между латинскими словами homo - человек и humus земля).
Египетская мифология В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. В Мемфисе, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом.
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге, первых людей и животных из глины.

У народов Африки (верховное божество догонов Амма делает из сырой глины первую человеческую пару.
В одном из вариантов шумерского мифа, Энки и Нинмах сначала лепят из глины подземного мирового океана "удачных" людей, а затем, захмелев, создают уродов.
В шумерском мифе о Лахаре и Ашнан: По повелению Намму, матери богов и Нинмах при помощи других богов, смешав воду и глину, был создан человек.
По аккадскому варианту, Мардук (вместе с богом Эйя) делает людей из глины, смешанной с кровью убитого им чудовища Кингу.
В Вавилонском мифе о творении, получившем название «Энума Элиш», сотворение человека описывается в шестой табличке (найдено было семь). Бог Мардук из глины смешанной с кровью убитого бога Кингу, по образу и подобию Кингу создает людей,

В еврейской мифологии существует два варианта сотворения мира. В обоих вариантах мифа человек создается из глины, а жизнь наполняет глину в одном случае кровью Яхве в другом божественным дыханием

У Турков. Человечество родилось на черной горе. В пещере одной
образовалась яма, которая по форме напоминала человеческое тело,
струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина,
согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через
девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ АТАМ, которого
зовут отцом Луны.

У Арабов. Существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии
для того, чтобы человек родился, необходима земля четырех разных цветов:
синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила,
но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила
и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать
человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого
позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня».
Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила.
Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля вновь воспротивилась
рождению человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было
то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким
образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен.
Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не
делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается.
Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял,
почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Тогда ангел
рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для
того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и
животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет
право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он
произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба ри, арабский
летописец IX века, халифат Абба сидов.)

У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме
человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды
заполнила яму (очень похоже на Турецкий вариант). Дождь кончился, влага
высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.
В Алтайской мифологии (Ульгень создаёт первых семь человек из глины и камыша),

Америка. Ирокезы. Иоскеха лепит первых людей из глины по своему отражению в воде.
Индейцы кахуилла.демиург Мукат, вынувший чёрную землю из своего сердца, создаёт з тела людей.Темайауит, вынувший из своего сердца белую землю, неудачно лепит людей с животами с двух сторон; с глазами по обеим сторонам головы; когда же Мукат доказал ему неудачность его созданий, Темайауит, рассердившись, скрывается вместе с ними в подземном мире, пытаясь утащить с собой всю землю.
Мексиканцы (XVII в.). на формирование легенды с одинаковой силой повлияли и древние культы и католицизм. Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детяще на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал друого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы
Североамериканское племени Акома. первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.
Инки. В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда. Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.
Центральная Америка. Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые... Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.
Индейцы Мексики. Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Большой интерес представляют Антропогонические мифы тотемического характера, согласно которым человек некогда не отличался от животных (напр., был покрыт шерстью, как в мифологических представлениях селькупов, Западная Сибирь). В Антропогонических мифах тотемического характера чаще всего речь идёт о происхождении не всех людей, а определённой группы, зооморфным тотемным символом которой является то или иное животное.
Самостоятельно произошли тибетцы. Родоначальниками их были горный дух Арьябало и обезьяна, которая была воплощением Дарэхэ. По другой легенде, которая объясняет происхождение не мира, а только тибетского народа, тибетцы происходят от обезьяны и божества подземного мира и вод Лу. По другому варианту легенды, не сам Авалокитешвара принял облик обезьяны самца, а послал в Тибет своего ученика обезьяну. Обезьяна самец, поселенная в Тибете для созерцания, стала царем обитавших там обезьян. Царь обезьян был красавцем, и в него влюбилась демоница гор и скал Лу.Сходство человека и обезьяны дало основание двум типам А. м. противоположного характера. Согласно одному из них, бытующему в Тибете и у племени хадзапи в Южной Африке, человек происходит от обезьяны. По другому, известному у бушменов, обезьяны (бабуины) некогда были людьми, но мифологический герой Цагн превратил их в обезьян, наказав за то, что они убили его сына. По мифам некоторых других африканских народов (бамбути, эфе), шимпанзе - древний народ, ушедший в лес потому, что их обманывали пигмеи.
Америка. У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик вселенная, нашедший
на дороге сгусток крови., получился настоящий маленький мальчик,
первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом
мальчиком. Это был предок сиу.
Миф североамериканских индейцев. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.
У индейцев Навахо. Вначале на земле жили полулюди полузвери. Они пересекли
три неба, откуда были изгнаны из за своих глупых поступков. В конце концов
они спустились на землю, где четверо местных богов: синий, белый, черный
и желтый, пришли посмотреть на них. Боги попытались обучить их чему то при
помощи жестов, но недочеловеки ничего не понимали. Тогда все боги, кроме
одного, черного, оставили их. Черный бог сказал полулюдям о том, что они
грязные и вонючие глупцы. «Остальные боги вернутся через четыре дня, – сказал
он им. – Помойтесь, и мы предадимся церемонии создания людей».
Боги принесли с собой различные предметы, шкуры ланей и два початка кукурузы,
желтый и белый. Из белого початка вышел мужчина, а из желтого – женщина. Они
предались любви под навесом и родили пять пар близнецов. Первые близнецы были
гермафродитами, но остальные родили детей, и эти дети переженились с пришлым
народом. Так появилось современное человечество.

Австралийские мифы. Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы.. Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.
Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже - у первого волосы были курчавые, у второго - прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других - прямые.

PS/ Предварительный вариант. Краткий неполный обзор по мифологии народов Мира, материалам научно-исследовательских работ, многочисленным статьям инета

МИФЫ О СОТВОРЕНИИ МИРА И ПЕРВЫХ ЛЮДЯХ

Егип етская мифология
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных.

Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Греческая мифология
Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.
По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях (дал им огонь и т. п.).

Миф народов Центральной Америки
Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые...
Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.

Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.

Миф североамериканского племени Акома повествует о том, что первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.

Миф народа инки
В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда.
Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.

Миф индейцев Мексики
Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Австралийские мифы
Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы... Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.

Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже - у первого волосы были курчавые, у второго - прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других - прямые.

Скандинавская мифология
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.