02.02.2019

Насекомые логопедические занятия для детей средней группы. Организационный момент «Самомассаж»


Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи.

Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.

Задачи:

  • активизация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление и развитие умения составлять описательный рассказ по плану-схеме;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное и существительное;
  • развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти;
  • воспитание любви и уважения к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.

Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру.

«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно - всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка- маленькая.
Пчела полезная, а муха… - вредная.
Оса живет на улице, а таракан… - дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… - ползает.
Жук жужжит, а паук… - молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… - медленно.

Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?

Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).

Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Она прилетела не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?

Дети: Цветочки.

Логопед: Правильно, цветочки (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем.(Логопед читает первое задание).

Логопед: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку).

Логопед: Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Логопед: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Логопед: Назовите вредных насекомых.

Дети: Муха - разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.

Логопед: Слушайте внимательно второе задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.

Логопед (открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

Порхает (кто) - бабочка
Жужжит - жук
Звенит - комар
Собирает мед - пчела
Жалит - оса
Прыгает - кузнечик
Трудится - муравей
Летает - стрекоза.

Логопед: Ребята, давайте покажем пчелкам, как мы умеем красиво жужать и позвеним.

Дети: Ж-ж-ж-ж, з-з-з-з.

Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу - помогу ежу.
Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

За-за-за - вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу - не боюсь козу.
Зы-зы-зы - нет козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя - мы видели язя.
Зи-зи-зи - резину привези.

Логопед отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.

Физминутка «Сороконожка».

1. Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
- Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
- Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!

Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. Какой цветок по счету мы отрываем?

Дети: Пятый.

Логопед: Ребята, наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали, все ли детки её на месте. Поможем пчёлке? Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….

Логопед: Ребята, давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.

Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок). Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.

Релаксация (под музыку):

Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас,
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной.
Но нам пора уже домой!

Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).

Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Насекомые»

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование слов-антонимов, образование слов с уменьшительными и увеличительными оттенками, употребление предлогов).
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с полевыми цветами, разрезные картинки, мяч, карточки для игры «Есть-нет», карточка с ребусом, бабочка, искусственный цветок в горшке, игровизоры, маркер, задания на листе бумаги.
1. Организационный момент.
Логопед . Ребята, скоро наступит лето, и многие из вас будут отдыхать на природе: в лесу, на лужайках, у реки, на огороде. Там вы можете встретить разных насекомых. А для того чтобы подружиться с ними, нужно о них много знать. А вы много нового узнали о насекомых?
Хотели бы вы проверить свои знания?
Здесь вы видите дорожку из полевых цветов. Под каждым цветком приготовлено для вас задание или игра о насекомых. Мы с вами пойдем по дорожке, выполняя задания по порядку и дойдем до бабочки. Может быть, она тоже для вас что-нибудь приготовила.
2. Разрезные картинки
Логопед. Первое задание разрезные картинки. Я вам предлагаю собрать вдвоем одну картинку. Присаживайтесь за столы.
Дети собирают разрезную картинку и называют логопеду кто на картинке.
3. Игра в слова.
Логопед предлагает встать детям в круг.
Логопед. Я предлагаю вам поиграть. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пчеле (муравейник, зеленый, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, река, стрекочет, цветок, квартира, тли, вредитель, соты, хищник, жужжит, большие глаза, разносчица болезней, полосатая, нектар, кровосос, пасечник, силач, летает, хвоинки, усики).
Логопед. Умницы, никто из вас не ошибся.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед. Майский жук большой, а божья коровка… маленькая.
Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки…тонкие.
Логопед. У шмеля спина широкая, а у комара…узкая.
Логопед. У мухи крылья короткие, а у стрекозы…длинные.
Логопед. Комар злой, а бабочка…добрая.
Логопед. Пчела полезная, а муха…вредная.
Логопед. Вы все правильно назвали.
5.Игровое упражнение «Есть-нет».
Логопед раскладывает на столе картинки.
Логопед. Возьмите по одной картинке, поиграем в игру «Есть-нет».
1-й ребенок. У меня есть пять комаров.
2-й ребенок. У меня нет пяти комаров, но есть шесть божьих коровок.
3-й ребенок. У меня нет шести божьих коровок, но у меня есть четыре кузнечика.
4-й ребенок. У меня нет четырех кузнечиков, но у меня есть девять стрекоз.
5-й ребенок. У меня нет девяти стрекоз, но у меня есть семь мух.
6-й ребенок. У меня нет семи мух, но у меня есть три пчелы.
1-й ребенок. У меня нет трех пчел, но у меня есть пять комаров.
Логопед. Верно. Молодцы!
6.Динамическая пауза «Кузнечик»
Скачет маленький кузнечик: (подскоки)
Через мостик перешёл, (ходьба)
Через лужи перепрыгнул. (прыжки с ноги на ногу)
В гости к бабочке пришёл: (ходьба)
«Эй, хозяйка, хватит спать! (дети ритмично «стучат в дверь)
Выходи скорей гулять!» (машут рукой в направлении к себе)
Будем вместе веселиться – (хлопают в ладоши)
Ты летать, (машут руками)
А я скакать!» (подскоки на месте)
7.Игра «Бабочка»
Логопед предлагает детям сесть на коврик.
Логопед . Для того, чтобы узнать с кем мы будем играть предлагаю разгадать вот этот ребус. (Бабочка)
Логопед. Правильно. Я буду помогать бабочке совершать различные действия, а вы будите говорить, что она делает.
Дети. Бабочка подлетела к цветку.
Дети. Бабочка села на цветок.
Дети. Бабочка летает над цветком.
Дети. Бабочка спряталась за цветок.
Дети. Бабочка вылетела из-за цветка.
Дети. Бабочка села под цветок.
Дети. Бабочка улетела от цветка.
8. Дидактическая игра «Насекомые малыши и великаны».
Логопед. Я буду называть название насекомого, а вы называете, когда он маленький, когда большой. Например: стрекоза-стрекозка и стрекозище.
Логопед. Комар - Комарик и комарище.
Логопед. Жук - Жучок и жучище.
Логопед. Пчела - Пчелка и пчелище.
Логопед. Муравей - Муравьишка и муравьище.
Логопед. Таракан - Таракашечка и тараканище.
Логопед. Шмель - Шмелёк и шмелище.
Логопед . Вы справились с этим сложным заданием.
9. Задание на листе «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям сесть за столы. На столах у детей лежат игровизоры с заданием на листе.
Логопед. Посмотрите бабочка для вас приготовила задание на игровизорах. В каждом ряду зачеркните лишнюю картинку (Дети выполняют самостоятельно).
Логопед. А теперь я предлагаю поменяться листочками и проверить друг у друга выполненное задание.
10. Окончание занятия.
Логопед. У меня на разносе лежат смайлики, они разные. Посмотрим, чем они отличаются? (настроением: радость и грусть). Если, сегодня выполняя задания у вас встретились трудности – возьмите грустного смайлика, а если вы считайте, что со всеми заданиями справились - возьмите веселого смайлика.
Дети выбирают смайлики.
Логопед. Я вижу, что все выбрали радостного смайлика и это значит, что все задания для вас были выполнимыми и вы справились. Все сегодня молодцы и я вам хочу вручить вот эти медали.

Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет на тему: «Наши насекомые».

Подготовила: Захарова Т.Г. учитель-логопед. МБДОУ №222. г.Оренбург.

Цель : уточнить и расширить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи :

Коррекционно-образовательные: у точнение знаний о насекомых, их характерных признаках;

Закреплять умение образовывать формы множественного числа глаголов;

Закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; употреблять предлог «под».

Коррекционно-развивающие : совершенствовать фонематическое восприятие;

Развивать логическое мышление и внимание;

Закреплять образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными.

Коррекционно- воспитательные : воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям (насекомым).

Развивающая среда: предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина «Чудесная поляна», картинка с изображением цветка, листочки на каждого ребёнка с изображением бабочки для штриховки, карандаши.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Логопед: Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Игра «Назови одним словом»

Логопед : Комар, кузнечик, стрекоза, муравей, бабочка, кто это? (Ответы детей: Насекомые).

II . Сообщение темы занятия

Логопед : А каких насекомых вы еще знаете? (Ответы детей: Стрекоза, муха, пчела, жук, и т.д.)

Лексико-грамматические игры и упражнения:

Игра «Что делают?». Образование формы множественного числа глаголов.

Логопед: Насекомые (что делают?)

Бабочка порхает, а бабочки…(Порхают).

Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд …(Собирают).

Оса жалит, а осы …(Жалят).

Жук жужжит, а жуки…(Жужжат).

Комар звенит, а комары …(Звенят).

Стрекоза стрекочет, а стрекозы …(Стрекочут).

Муха в дом залетела, а мухи …(Залетают).

Кузнечик прыгает, а кузнечики…(Прыгают).

Паук паутину ткёт, а пауки …(Ткут).

Муравей муравейник строит, а муравьи …(Строят).

Игра с мячом «Подбери признак». Подбор признаков, образование относительных прилагательных.

Логопед: . Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой?) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие?) – полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная.

Жук (какой?) - большой, рогатый и т.д.

Игра «Четвертый лишний» Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач , пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

Пальчиковая гимнастика:

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Физминутка. «Стрекоза» Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза.

Вертится, как вертолёт:

Вправо – влево, назад – вперёд.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Сели, травку покушали,

Тишину послушали…

Игра «Сколько насекомых на цветке?» согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья»

Игра «Куда спрятались насекомые»

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед: Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их. (Дети на ходят на картинке насекомых и отвечают: Гусеница под яблоком. Бабочка укрылась под ромашкой. Усатый жук заполз под куст. И т.д.)

Игра «Назови ласково» Образование имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Комар – комарик,

Стрекоза – стрекозка,

Пчела- пчёлка,

Жук – жучок,

Муравей- муравьишко.

Паук – паучок. И т.д.

Упражнение на развитие графомоторных навыков (штриховка бабочки) .

Логопед: Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам прилетела красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Логопед: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают. Только бабочки остались с нами.

III . Итог занятия.

Логопед: Куда мы сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? Как нужно относиться к насекомым?

Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».

1. Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме, внимание, память;
4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое сейчас время года?

Назовите три весенних месяца?

Какой месяц сейчас?

Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых:

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)

Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)

(Е. Серова)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку:

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку:

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика:

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!

4. Отгадывание загадок:

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)

Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)

Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)

Муха - это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

5. Дидактическая игра «Назови ласково».

Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муха разносит … (болезни).

Пчела собирает … (мед).

Комар кусает … (человека).

Бабочка летает … (цветком).

Жук грызет … (кору).

Божья коровка поедает … (тлю).

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

Иванова Светлана Витальевна,
учитель-логопед МКДОУ №22,
г. Аша Челябинская область

Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»

Конспект занятия в старшей логопедической группе

Тема : «Насекомые »

Цель : Познакомить детей с понятием «насекомые » .

Задачи :

1. Уточнить названия насекомых , внешние признаки, их строение;

2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3. Развивать словарь по данной теме , внимание, память;

4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым .

Оборудование : предметные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое сейчас время года?

Назовите три весенних месяца?

Какой месяц сейчас?

Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых :

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку :

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? …

(Муравей.)

Муравьи - полезные насекомые . У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса» . За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых . Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку :

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

(Е. Серова)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку :

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку :

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский … (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика :

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы» , пошевелить ими.)

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,

Кто пасется на листочках,

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка :

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

4. Отгадывание загадок :

Что за девчонка :

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет.

(Стрекоза.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела.)

Самого не видно,

а песню слышно;

Летит, пищит,

случай не упустит :

Сядет и укусит.

(Комар.)

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха.

(Муха.)

Муха - это очень вредное насекомое , потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные : большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

5. Дидактическая игра «Назови ласково» .

Комар - комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей - муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение» .

Пчела собирает … (мед) .

Комар кусает … (человека) .

Бабочка летает … (цветком) .

Жук грызет … (кору) .

На земле великое множество насекомых . На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки . Вот откуда название «насекомые » - от слова «насекать » . Насекомые - обжоры : они едят все : зелень, мелких насекомых . Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом) . Насекомых поедают птицы . Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк) .

7. Итог занятия : собрать разрезные картинки и назвать насекомое .

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: Одежда. Цели занятия: - учить детей различать предметы одежды.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.

Цель: Научить детей бережно относится к объектам окружающего мира. Задачи: Дать детям элементарные представления детям о насекомых. Создание.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать.

Конспект занятия