22.03.2019

Объектом энтомологии является. Энтомология — задачи, история развития


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1). 1. Объектом изучения энтомологии является: а) корова; в) божья коровка; б) коровяк; г) бычий цепень. 2. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать: а) лупу; в) микроскоп; б) бинокль; г) телескоп. 3. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента с живым объектом; г) наблюдения. 4. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента; г) наблюдения. 5. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся: а) сахар; в) крахмал; б) минеральные соли; г) жиры. 1

2 6. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков? а) конфеты; в) картофель; б) яблоко; г) творог. 7. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ. а) клетка состоит из тканей; в) ткань состоит из органов; б) тело состоит из органов; г) ядро состоит из клеток. 8. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы: а) клеток потовых желёз; в) клеток кровеносных сосудов; б) нервных клеток; г) клеток сальных желёз. 9. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств: а) проводящей ткани; б) покровной ткани; в) механической ткани; г) ткани первичной коры корня. 10. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству: а) растений; б) грибов; в) животных; г) бактерий. 2

3 Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1 5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2). 1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним). 1) клевер; 2) ландыш; 3) мать-и-мачеха; 4) одуванчик; 5) астра. а) 3, 4, 2, 1, 5 б) 2, 3, 1, 4, 5 в) 3, 2, 4, 1, 5 г) 3, 4, 1, 5, 2 д) 1, 3, 4, 5, 2 3

4 2. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии. 1) М.В. Ломоносов; 2) И.П. Павлов; 3) Д.И. Менделеев; 4) И.В. Мичурин; 5) Н.И. Лобачевский. а) 1, 3, 5 б) 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 3, 4, 5 д) 3, 4 3. К биологическим наукам могут относиться: 1) ботаника; 2) биохимия; 4) астрономия; 5) генетика. 3) этнография; а) 1, 2, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2, 5 г) 2, 3, 5 д) 2, 4, 5 4

6 Часть 4 1. На карте цифрами указаны географические точки Какие из природных зон (или поясов растительности) есть в регионах, обозначенных на рисунке цифрами 1 5? В таблице ответов внесите в строку «географическая точка» соответствующую цифру. Какие растения растут в этих природных зонах? Внесите в строку «Растения» соответствующую букву. А ковыль; Б баобаб; В агава; Г какао (шоколадное дерево); Д брусника. Какие животные живут в регионах, обозначенных цифрами? Внесите в строку «Животные» соответствующую букву. Е игрунковые обезьяны; Ж жираф; З большой тушканчик; И гремучая змея; К северный олень. 6

7 Бланк для записи ответов Часть Часть 2 Часть 3 Правильные суждения:. Неправильные суждения:. Часть 4 Природная зона Тундра Степь Пустыня Саванна Географическая точка Растения Дождевой тропический лес Животные 7


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный и внесите его в матрицу (часть

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 6 класс Максимальное количество баллов - 31 балл Задание 1. (10

Задания олимпиады школьников Юные биологи. 6 класс 1 Задание 1. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 3 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете

Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 5 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Спецификация Диагностической работы по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы Март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

Итоговая контрольная работа по биологии(5 класс). Спецификатор работы. 1.Назначение работы. Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения

БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.857 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от

1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты: Определять роль в природе различных групп организмов; Объяснять роль живых организмов в круговороте

Переводной экзамен по биологии 5 класс Пояснительная записка Экзаменационные вопросы по биологии в 5 классе составлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания первого уровня (часть А) позволяют

Итоговый тест за первое полугодие биология 5 класс учитель Куклина И.А. Задание 1.Решите тест, выберите один правильный ответ. 1. Что нас окружает? а. тела живой природы б. тела неживой природы в. тела

Наименование раздела/темы МАТЕРИАЛЫ для подготовки по биологии 6 класс. Погружение 2 Знать Уметь Раздел 3: Основные процессы жизнедеятел ьности растений. Раздел 4: Многообраз ие и развитие растительно

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ в 5-ом классе (Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Введение в биологию) Тема урока Планируемые результаты 1. Методы изучения природы Предметные: знать методы изучения

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования "Юный натуралист" предназначен для учеников 6-7 класса. Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии

Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник.

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Биология Класс: 5 а, б, в, г, д, е

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

Тема 4. Бактерии. Грибы. Лишайники. Часть А. 1. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает 1) поглощение атмосферной и почвенной влаги 2) использование света для образования питательных веществ

Задания Турнира «Знатоки биологии» для обучающихся 8-9 классов, проводимого Академией биологии и биотехнологии им. Д.И.Ивановского Задание 1 Заполните таблицу «Виды взаимоотношений между живыми организмами».

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 5 классов Для заданий с выбором ответа 1-9, 14 и 15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном

Банк заданий по биологии 6 класс -2014год 1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука 1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология 2. Строение и функции органоидов клетки изучает

Карточки индивидуальной работы по биологии в 5 классе По теме 2 «Свойства живого» Ф.И. Дата (НУ) 1.Запишите, как называются науки, изучающие живые организмы: Изучает строение, жизнедеятельность, многообразие,

Входной контроль Часть 1 В заданиях А1 А8 отметьте один верный ответ. А1 Прибор, с помощью которого можно увидеть клетки живых организмов, называется 1) телескопом 3) штативной лупой 2) микроскопом 4)

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру

Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа из федерального компонента. В 6 классе

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (70ч 2 часа в неделю) С использованием программы автора Н.И. Сонина Учебник: Н.И. Сонина.

Банк заданий 6.3класс Биология профиль. Погружение 2 Мини-тест 1. Тема 1.ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ. 1. Цветок это орган растения, который обеспечивает: А) семенное размножение б) вегетативное размножение

Задания С по биологии. Какие механизмы обеспечивают работу иммунной системы человека? Элементы ответа) Узнавание организм узнает чужеродные антигены и их продукты и выделяет антитела) Специфичность антитела

Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать

Данная рабочая программа по биологии 6 класса рассчитана на 52 часа в год, 2 часа в неделю I полугодие, 1 час в неделю II полугодие. Составлена на основании следующих нормативных документов и методических

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Итоговая контрольная работа по учебному материалу разработанного по новым стандартам ФГОС, по учебнику автора: Пасечник 5 класс Биология: Бактерии, Грибы, Растения. Пояснительная записка В работе содержатся

«СОГЛАСОВАНО» Заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПбАППО Яковлева Н.Н. 2012 Директор «ИМЦ» Курортного района Санкт-Петербурга /Бережная Л.Н./ 2012 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБСКОУ

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе. Пояснительная записка Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного,

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Биология 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Общие закономерности жизни», «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,

БИОЛОГИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы

Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя

Секция 9 Химия и химическая технология (для школьников) 333 вые и ягодные натуральные. ГОСТ 656-79» количество углеводов не должно превышать 10 г на 100 г сока. Из таблицы видно, что содержание углеводов

Проверочные тесты по теме БИОЛОГИИ Биология как наука Вариант 1 А1. Естественная наука, представляющая совокупность наук о живой природе: 1) география 3) химия 2) физика 4) биология А2. Натуралист Ж.Б.

Тест «Грибы», «Водоросли», «Мхи» Вариант 1 Выберите один правильный ответ из нескольких 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство; 2. Плесневый

Материалы для составления вариантов тестовых работ по теме: «Многообразие организмов, их классификация». 5 класс. Часть А. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых

Вопросы к олимпиаде по окружающему миру. 3 класс 1. Прочитай предложения-утверждения. Если ты согласен с утверждением напиши «да», если думаешь по-другому напиши «нет». 1. Мы живём на звезде под названием

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Научно-исследовательский центр фундаментальных

БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ

Календарно-тематическое планирование Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю) Дата Тема урока Формы уроков Характеристика основных видов деятельности план факт учащихся Введение

Вариант контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 6 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся

Приложение к образовательной программе Специального коррекционного образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 7 класс специального коррекционного образования Составитель:

Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету Биология, 6 класс, составлено в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.

Энтомология (от др.-греч. ἔντομον - насекомое + λόγος - слово, учение) – это наука о насекомых, которая в 18 столетии была выделена из зоологии как отдельная отрасль знаний. В связи с тем, что насекомые имеют разные значения в деятельности человека и природе, в современном мире делят энтомологию на ряд отдельных дисциплин. Так, например, общая энтомология изучает особенности жизни и строения насекомых, их виды, отношения со средой обитания. А вот сельскохозяйственная, лесная, медицинская, ветеринарная энтомология – это прикладные дисциплины, заданием которых является разработка методов защиты растений, человека, животных от вредоносных насекомых. К энтомологии приобщаются и такие практические отрасли как пчеловодство, шелководство, разведение других полезных насекомых (восковая щитоноска, трихограма, лаковый червец и т.д.), которые можно объединить общим названием «техническая энтомология».

Основным заданием сельскохозяйственной энтомологии является защита растений для снижения или предотвращения потерь урожая сельскохозяйственных культур от вредоносных животных, особенно насекомых, как в период вегетации, так и при хранении. Характер повреждений и величина потерь урожая зависит не только от поведения вредителя, а и от соответствующей реакции растения на повреждение, обусловленное ее сортовыми и видовыми особенностями. Именно по этому, для решения своего основного задания, энтомология тесно связанна с растениеводством, физиологией растений, почвоведением, селекцией, общим земледелием, агрохимией, агроэкологией, механизацией, овощеводством, плодоводством, технологией хранения и переработки продукции растениеводства, организацией аграрного производства и другими дисциплинами.

История энтомологии как науки

Основоположником учения о насекомых считается Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он создал первую в мире книгу по зоологии. В этой книге он описал 60 видов насекомых. Аристотель собрал много сведений о данных видах, систематизировал их и дал характеристику этой группе животных.

Плиний старший позднее дополнил учения Аристотеля, в 70-23 гг. до н. э. он описал повадки некоторых насекомых, в том числе и вредителей, расширил знания о строении и размножении насекомых и попытался объяснить происхождение гусениц.

В конце 17 ст. Франческо Реди описал анатомию насекомых и их размножение. В это же время голландский ученый натуралист Ян Сваммердам защитил диссертацию по дыханию насекомых, открыл хитин, предложил классификацию, разделяющую насекомых на 4 группы.

Марчелло Мальпиги, итальянский врач, анатом, физиолог, считается основателем анатомии насекомых, в 1669 году он написал трактат о тутовом шелкопряде, который положил начало его карьеры энтомолога.

Уже в 1759 году Карл Линней создал учение о насекомых, состоящее из 2000 видов, которые он сгруппировал в 9 отрядов. Именно Карл Линней является основоположником современной систематики насекомых.

В 1878 году Жанр Анри Фабр, французский энтомолог, начал издавать публикации на разных видах насекомых, он проводил исследования на своём участке земли и работал только с живыми насекомыми.

Большим происшествием в организации и систематизации научных исследований в данной отрасли было создание в 1859 году Российского энтомологического общества, со временем оно стало Всесоюзным энтомологическим обществом, в составе которого в 1949 году создано Украинское энтомологическое сообщество. Членами сообществ были такие известные ученые как Н.Н. Римский-Корсаков, Н.Н. Кулагин, Ф.Н. Кеппен, Г.А. Кожевников, Е.В. Клоков, С.И. Медведев и многие другие.

В 1878 году в Харькове была создана первая земская энтомологическая комиссия, задание которой было наблюдать за вредителями растений и разрабатывать способы защиты от них. Позже, в 1882 году была открыта вторая земская энтомологическая комиссия в Одессе. В период с 1881 по 1890 гг. состоялось девять съездов комиссии. Главное внимание уделяли вредителям хлебных злаков. В этот период в Одесской комиссии работали такие известные ученые – профессоры Новороссийского университета А.А. Ковалевский и И.И. Мечников, энтомологи И. Н. Вигдальм и П.А. Забаринский. В 1894 году при Ученом комитете департамента земледелия было создано первое в России государственное учреждение с вопросов защиты растений от вредителей – Бюро по энтомологии, которое возглавил Й.А. Порчинский.

В 1890-х годах в Крыму, в Никитском ботаническом саду, впервые начали изучать морфологию, поведение и средства защиты против клещей.

В 1900 году в городе Смела Киевской губернии Всероссийским сообществом сахарозаводчиков была создана первая в Украине исследовательская энтомологическая станция.

В 1913 году энтомологический отдел был организован на Харьковской сельскохозяйственной исследовательской станции. Здесь его возглавлял И.В. Емельянов. Объектом энтомологических исследований были злаковые мухи, клоп черепашки, медведки.

Одним из самых главных энтомологических центров оставался Киев, именно здесь формировалось ядро общества ученых прикладной энтомологии. Именно Киев был местом проведения важных общественных мероприятий: первого (1913 г.), второго (1915 г.) Всероссийских съездов ученых по прикладной энтомологии, девятого съезда Всесоюзного энтомологического сообщества (1984 год).

В связи с созданием коллективных и государственных хозяйств в 1929-1930 гг. были поставлены новые задания. Было организовано около 30 институтов и исследовательских станций, в том числе Институт защиты растений в Харькове.

Самые большие энтомологические лаборатории на то время были открыты в Украинском (позже Всесоюзном) институте сахарной свеклы (Киев), УкрНИИ зернового хозяйства (Харьков), УкрНИИ плодоводства (Киев).

В 1939 году к исследованиям по прикладной энтомологии приобщилась Академия наук УССР – в Институте зоологии создано три лаборатории, к руководству которых были приглашены известные светские ученые В.П. Поспелов, М.А. Теленга и Е.В. Зверезомб-Зубовский.

До войны наука о насекомых активно развивалась. Были созданы службы учета вредителей, составлялись ежегодные осмотры их распространения и прогнозы ожидаемого появления на следующие годы, это давало научные основания для планирования работ.

В послевоенные годы в сельском хозяйстве возникло много проблем, связанных с вредителями зерновых, овощных, корнеплодных культур, картошки, кормовых трав, садовых насаждений и виноградников. Тогда появились новые возможности усовершенствования методов защиты в связи с появлением инсектицидов второго поколения – синтетических органических соединений хлора и фосфора. Выводились сорта устойчивые к вредителям и применению биологических средств.

Защита растений от вредителей в мире

Защита растений от вредителей является существенным резервом получения дополнительной продукции лучшего качества. По окупаемости потраченных средств это самая рентабельная отрасль сельскохозяйственного производства. Например, в США каждый доллар, потраченный на химическую защиту, обеспечивает получение дополнительной продукции почти на 4 доллара.

В системе защитных мероприятий в мировом сельском хозяйстве сегодня преобладает химический метод. Так, например, в США в растениеводстве каждый год вносят пестициды на сумму около 4 млрд., а во Франции – 2 млрд. долларов. Но интенсивное и широкомасштабное применение химических средств защиты растений рядом с высоким экономическим эффектом причиняет и разные побочные явления, связанные с загрязнением окружающей среды, ухудшением состояния здоровья людей, образованием резистентных форм вредителей и т.д. Это в свою очередь требует дополнительных финансовых вложений для сведения к минимуму этих негативных последствий.

Учитывая это, проблемы уменьшения потерь растительной продукции от вредителей и охраны окружающей среды, следует решать на основе концепции интегрированной защиты растений, согласно которой наибольшее внимание уделяют природным факторам сдерживания размножения и развития вредителей. В частности, большой популярности набирают разные альтернативные методы защиты: использование трансгенных растений, биологический контроль вредителей, агротехнический метод и т.д.

Соответственно с данными за 1980 год, в СНГ нагрузка пестицидами в расчете на 1 гектар пахотной земли и многолетних насаждений составила 2,04 кг действующего вещества. А на 2013 год уровень нагрузки пестицидами упал на 20%.

Часть 1

На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1).

  1. Объектом изучения энтомологии является:

а) корова;

б) коровяк;

в) божья коровка;

г) бычий цепень.

  1. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать:

б) бинокль;

в) микроскоп;

г) телескоп.

  1. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента с живым объектом;

г) наблюдения.

  1. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента;

г) наблюдения.

  1. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся:

б) минеральные соли;

в) крахмал;

  1. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков?

а) конфеты;

б) яблоко;

в) картофель;

г) творог.

  1. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ.

а) клетка состоит из тканей;

б) тело состоит из органов;

в) ткань состоит из органов;

г) ядро состоит из клеток.

  1. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы:

а) клеток потовых желёз;

б) нервных клеток;

в) клеток кровеносных сосудов;

г) клеток сальных желёз.

  1. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко – один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств:

а) проводящей ткани;

б) покровной ткани;

в) механической ткани;

г) ткани первичной коры корня.

  1. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству:

а) растений;

б) грибов;

в) животных;

г) бактерий.

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а–д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1–5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2).

  1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним).




Ответы:

а) 3, 4, 2, 1, 5

б) 2, 3, 1, 4, 5

в) 3, 2, 4, 1, 5

г) 3, 4, 1, 5, 2

д) 1, 3, 4, 5, 2

  1. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии.

Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.

Характеризуется накоплением огромного фактического материала по мировой энтомофауне и широким размахом работ по систематике, важными открытиями и исследованиями во всех областях теоретической и прикладной Энтомологии. Число известных науке видов насекомых возросло до 1 млн. (предположительно существуют 2-3 млн. видов), каждый год открывают сотни новых видов. Выделено около 35-40 отрядов. Перестраиваются и совершенствуются системы насекомых (австрийский ученый А. Хандлирш, американский Г. Крэмптон, советский палеоэнтомолог А. В. Мартынов и др.); предложены новые (в принципе сходные) системы (советский эколог М. С. Гиляров. 1969; итальянский энтомолог Г. Гранди, 1970; австралийский ученый Маккерас, 1970, и др.). Традиционные методы систематики (сравнительно-морфологические и др.) обогащаются более тонкими методами исследования (электронная микроскопия, Кариосистематика ) с использованием ЭВМ. Развиваются направления т. н. нумерической таксономии (американский ученый Р. Сокал) и таксономического анализа (советский ученый Е. С. Смирнов и др.). Все это позволяет уточнять филогению различных групп насекомых и совершенствовать их классификацию.(Чеснова1962)

Морфология насекомых как основа систематики широко исследуется энтомологами многих стран; органы изучаются в единстве с их функцией (школа американского ученого Р. Снодграсса, 1935; советский ученый А. В. Мартынов, 1924, 1938, и др.). Активно изучается физиология насекомых: трахейное дыхание (датский ученый А. Крог), выделение (английский ученый В. Б. Уиглсуорт), особенности зрения и других органов чувств насекомых и способность их воспринимать поляризованный свет и ориентироваться по нему (немецкий ученый К. Фриш) и т. п. Большую роль в развитии физиологии насекомых сыграло изучение Фотопериодизм а (советский зоолог А. С. Данилевский, голландский ученый Я. де Вилде и др.), раскрытие механизма которого позволит решать многие важные практические задачи (прогноз численности насекомых в природе и др.). У насекомых были обнаружены гормональные выделения центральной нервной системы (польский ученый С. Копец, 1917); гормоны линьки Экдизоны (А. Бутенандт, 1954); регулирующий развитие насекомых Ювенильный гормон (К. Уильяме, 1956) и др. Недавно обнаруженные аналоги ювенильного гормона (растит. происхождения или химически синтезируемые), а также антигормоны (американский ученый У. Бауэре, 1976) исследуются как перспективные средства борьбы с вредителями.(Кузнецов1948)

В самостоятельный раздел Энтомологии выделилась биохимия насекомых (особенно после сводки австралийского ученого Д. Гилмура, 1961), Открытие, выделяемых насекомыми и регулирующих их поведение (А. Бутенандт, ФРГ, и др.), активизировало изучение поведения насекомых, исторически восходящее к трудам французских натуралистов Р. Реомюра, затем Ж. А. Фабра и др. Этология в ХХ в. была избавлена от антропоморфизма (очеловечивания поведения насекомых), свойственного трудам натуралистов ХVIII в., и поставлена на строго научную основу. Это привело к открытию в середине ХХ в. «языка пчел» (немецкий зоолог К. Фриш); этология насекомых стала одним из ведущих направлений исследований в современной Энтомологии.

Широко разрабатываются проблемы экологии насекомых (первые крупные работы принадлежат американским ученым В. Шелфорду, 1913, Р. Чепмену, 1931). Исследуя взаимоотношения насекомых со средой, немецкий ученый Г. Блунк (1922) доказал зависимость скорости их развития от температуры окружающей среды. Сложные взаимоотношения насекомых с опыляемыми ими (энтомофильными) растениями, привлекавшие внимание еще Ч. Дарвина (1862), обобщены норвежским биологом К. Фегри (1975). Изучение связи тлей с растениями позволило восстановить историческую географию многих групп высших растений (советский ученый А. К. Мордвилко, 1935). Было выяснено значение симбиоза насекомых с рядом микроорганизмов (немецкий ученый П. Бухнер, 1912, и др.). Появился новый раздел экологии - учение о фазовой изменчивости (морфо-физиологические особенности и поведение насекомых меняются в зависимости от плотности популяции; русский ученый Б. П. Уваров, школа французского зоолога П. Грассе, советский ученый А. Г. Шаров и др.). В СССР сделаны обобщения экологических закономерностей распространения насекомых. Установлены правила «зональной смены стаций» (Г. Я. Бей-Биенко, 1930, 1964) и «смены ярусов» (М. С. Гиляров, 1951). Изучение экологии насекомых позволило осветить основные направления их эволюции.(Бей-Биенко1971)

Широкое развитие получила энтомогеография. В 1936 советский энтомолог А. П. Семенов-Тян-Шанский, изучая ареалы отдельных видов насекомых, разработал разделение Палеарктики на зоогеографические провинции. Позднее таким же образом были уточнены границы зоогеографических областей Южной Америки (французский ученый К. Деламар и венесуэльский ученый Э. Рапопорт), Антарктики и Океании (американский ученый Л. Грессит). Шведский энтомолог К. Линдрот (1959) исследовал связи энтомофаун Евразии и Северной Америки. В СССР отдельные зоогеографические регионы детально охарактеризованы по комплексам насекомых (например, Средняя Азия - О. Л. Крыжановским, 1965, и др.).

К середине ХХ в. активизировались исследования по палеоэнтомологии (в начале XIX в. было известно лишь 219 видов ископаемых насекомых). Ныне известно свыше 12 тыс. ископаемых форм, и палеоэнтомология не ограничивается только их описанием, но и изучает палеоэкологию насекомых. Изучены многие крупные таксоны и смены фаун насекомых в разные геологические эпохи. Большие достижения имеет советская школа палеоэнтомологов (А. В. Мартынов, Б. Б. Родендорф и др.). Данные палеоэнтомологии используются для установления путей эволюции насекомых.

Насекомые стали важным объектом научных экспериментов (например, Дрозофила в генетике, малый мучной хрущак в популяционной генетике и т. п.).

Развитие медицинской Энтомологии началось с изучения комаров - переносчиков малярии (русский ученый В. Я. Данилевский, 1888; итальянский ученый Дж. Б. Грасси, 1901). Была выяснена роль и других кровососущих насекомых в распространении многих опасных заболеваний человека и животных (сведения обобщены немецким ученым Э. Мартини, 1923, 1941, и др.). В СССР большую роль в развитии медицинской и ветеринарной Энтомологии сыграли труды В. Н. Беклемишева (по малярийным комарам) и Е. Н. Павловского, создавшего теорию природной очаговости трансмиссивных (т. е. переносимых насекомыми и другими членистоногими) болезней человека и животных. Были разработаны практические мероприятия, обеспечившие действенную защиту населения и с.-х. животных от опаснейших заболеваний, передаваемых насекомыми.