22.09.2019

Паронимы гармонический - гармоничный. Учебное пособие рекомендовано редакционно-издателъским советом российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия


Здравствуйте, дорогие читатели! Любая болезнь влияет не только на наше физическое состояние, но и психологическое здоровье. Каждый реагирует на хворь по-своему. Сегодня я расскажу вам про типы реагирования на болезнь с точки зрения психологии.

Эта классификация разработана русскими учеными Личко и Ивановым, на мой взгляд, она является самой полной и всеобъемлющей. Думаю, многие смогут узнать в ней себя или своих близких.

Виды будут интересны каждому и их много, так что давайте поскорее перейдем к сути вопроса.

Гармоничный тип

Этот тип встречается у людей с рациональным подходом к делу. Он происходит без нарушения социальной адаптации. Больной сконцентрирован на лечении. Он старается как можно меньше обременять своих близких. Он прекрасно знает о своей болезни и трезво оценивает ситуацию. Он не склонен недооценивать недомогание, его цель вылечиться, использовать рекомендации врача и медицинские возможности.

Если человек гармоничного типа слышит неблагоприятный прогноз и болезнь лишает его каких-либо благ, он концентрируется на доступных ему , старается продолжать насколько это возможно, сохранить личностный .

Самый яркий пример этого типа отношения к болезни – Ник Вуйчич. Несмотря на то, что человек родился без конечностей, он не только не отчаялся, но и находит в себе силы учить других людей позитивному образу жизни. Если вам интересны неординарные мысли Ника Вуйчича, могу посоветовать его книгу «50 уроков, которые сделают тебя возмутительно счастливым» .

В ней вы найдете краткую биографию и тысячи советов, которые помогут иначе взглянуть на свою жизнь.

Тревожный тип

Этот тип встречается наиболее часто. Человек, склонный к тревожному типу никому не доверяет. Он постоянно ищет какие-то новые методы лечения, подтверждения или опровержения словам, аргументам и способам, которые выписывает доктор. Ему нужно по-настоящему авторитетное мнение, то, которому .

Параноидальный

Люди такого склада считают, что болезнь – результат сглаза или злого умысла других людей. В лекарствах и процедурах они могут видеть нечто, что вызовет осложнения или оставит все на том же уровне, будет поддерживать болезнь. Врачи и медицинский персонал поголовно халатно относятся к своему делу, а окружающие преследуют злой умысел. Никто не заинтересован в выздоровлении такого пациента. Их задача, как можно дольше сохранить текущее положение вещей.

В завершение хотелось бы посоветовать вам еще одну отличную книгу Ника Вуйчича, ставшую бестселлером и прославившую своего автора, «Жизнь без границ». Конечно, сложно отрицать тот факт, что Ник живет в стране с более продвинутой медициной и лояльным отношением к инвалидам. Ему во многом было чуть легче обрести позитивный подход к жизни нежели нам, россиянам.

Пусть это и помогло ему добиться славы, а затем и полноценной жизни, но я полагаю, что его неординарные мысли заслуживают внимание и будут полезны каждому. Не важно как он достиг этого, главное что возможно даст его опыт вам.

Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.

Этот тип, как говорит само название, отличает сба­лансированность личностных свойств: открытость, вы­сокий уровень интеллекта, уверенность в себе, сдержан­ность, добросовестность, социальная смелость. Общей по степени предпочтения и эффективности у всех детей гар­моничного типа выступает стратегия «стараюсь рассла­биться, оставаться спокойным». Умение успешно ее ис­пользовать - их преимущество по сравнению с ребятами других типов.

Гармоничных школьников I подтипа, интеллектуаль­но одаренных, отличают высокий уровень интеллекта, отсутствие тревожности, общительность, уверенность в себе, сдержанность, доминантность, добросовестность, осторожность, социальная смелость, высокий самокон­троль, расслабленность. Чаще других защитных страте­гий они склонны использовать две: «стараюсь расслабить­ся, оставаться спокойным» и «мечтаю, представляю себе что-нибудь». По мнению таких ребят, эти стратегии, на­ряду со стратегией «смотрю телевизор, слушаю музыку»,- самые для них эффективные. По сравнению с другими детьми, эти школьники реже плачут и грустят, меньше думают о неприятностях, значительно легче произволь­но расслабляются и успокаиваются.

Благодаря своей открытости и общительности, они не склонны к концентрации на неприятностях, старают­ся о них побыстрее забыть. Уравновешенность, спокой­ствие и расслабленность позволяют им даже в стрессовой ситуации оставаться спокойными. Обладая высоким ин­теллектом, умея хорошо контролировать себя, будучи добросовестными и нормативными, интеллектуально одаренные дети почти не используют копинг-стратегий, не одобряемых обществом. Единственным тревожащим («слабым») местом в структуре их личности можно счи­тать доминантность. В определенных жизненных ситуа­циях обострение этого свойства может спровоцировать у ребенка агрессивное поведение (стратегию «бью, ломаю, швыряю»). Подобное защитное поведение (по типу аф­фекта неадекватности) возникает в тех случаях, когда притязания детей, обусловленные их привычной высо­кой самооценкой, терпят неудачу.

Учительница младших классов рассказала о таком эпизоде. Один из ее учеников, отличник, отвечал у дос­ки. Он писал под диктовку предложение и вдруг сделал нелепую ошибку. Когда ошибку обнаружили и стали пуб­лично обсуждать, девочка, сидевшая на задней парте, от удовольствия хихикнула. Мальчик стремительно по­вернулся, прошагал к ней через весь класс и ударил на глазах у всех детей и учителя. Здесь так и хочется ска­зать: «Такой сдержанный и воспитанный ребенок! Мы такого от него никак не ожидали!».

Характерные черты гармоничных школьников II под­типа, социально смелых,- открытость, уверенность в се­бе, добросовестность, высокий уровень интеллекта, сдержанность. По сравнению с интеллектуально одаренными детьми, у них не столь высок уровень интеллекта, средняя степень уверенности в себе, самоконтроля и уравно­вешенности и, в то же время, слегка повышенные тре­вожность и напряженность. По-видимому, в связи с этим они предпочитают использовать не только стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», но и стра­тегию «обнимаю, прижимаю, глажу», обеспечивающую пси­хологическую поддержку со стороны. Такое защитное по­ведение большинству из них приносит облегчение.



По сравнению с ребятами других типов, они не склон­ны преодолевать трудности с помощью дизадаптивных стратегий активного протеста: ломать и швырять вещи, дразнить других людей, «сходить с ума», кричать, драть­ся, а также «говорить сами с собой». В этом проявляется их социальная нормативность и умение общаться с деть­ми и взрослыми.

Готовность ребенка этого типа общаться в трудную минуту иллюстрирует следующее высказывание Яны О., 9 лет, с гармоничным социально смелым типом лично­сти. С помощью детского вопросника Р. Кеттелла у нее определены: напряженность (Q4=10), социальная смелость (Н=9), высокий уровень интеллекта (В=9), доми­нантность (Е=9), тревожность (О=8), неуверенность в себе (С=4), низкий самоконтроль (Q3=4), открытость (А=6).

Ответ Яны О, на вопрос контрольной работы «За­чем нужны уроки психологии?»: «Потому что хочется сказать о своем переживании. Хочется с кем-то поде­литься. Не хочется, чтобы кто-то это знал, и все-таки хочется рассказать!».

Итак, в неприятной ситуации гармоничные социаль­но смелые дети могут использовать свой внутренний ре­сурс - «поговорить и обсудить». Это основано на их уме­нии легко вступать в социальные контакты и непринуж­денно общаться не только со сверстниками, но также с родителями и учителями.

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:

1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний)

4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований.

Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами "технического" характера – как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип "реалистов": свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих людей.

В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности. Так, известный немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882–1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности.

1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания – истина любой ценой. Мир для него – это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости... В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.

2. Экономический человек. Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

"В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте...

3. Эстетический человек. Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.

При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа...

4. Социальный человек. Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке – в одном, нескольких или многих – потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

5. Политический человек. Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.

Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия... Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.

6. Религиозный человек. Религиозный человек – это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.

В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям – в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышает норму социальной ответственности.

Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом человеческой психики – механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется – в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.

Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение своего земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.

Этот тип во многом представляет собой как бы усредненный тип архитектора - по ценностной структуре и личностным свойствам. Ценностная структура такая - «любовь», «семья», «творчество», «ин­тересная работа», «друзья».

При анализе формирования архитекторов этого типа направлен­ности специфика усредненности проявляется как смешение различ­ных форм развития и путей в профессию.

Разнообразие начинается с семьи: профессии родителей будущих архитекторов этого типа в основном не имеют отношения к изобрази­тельному искусству (рабочие, военнослужащие и т. д.), но есть и пред­ставители 2-3 поколений архитекторов или дизайнеров. Только часть представителей типа имели возможность получить азы художествен­ного воспитания в семье, большинство же искали свой путь самостоя­тельно, исходя из своих способностей, иногда по примеру сестер и братьев. Дополнительная подготовка по будущей специальности не очень сильная, только около половины посещали кружки изобрази­тельного творчества, из них совсем незначительная часть - художе­ственные школы. Примерно у половины из числа представителей типа в школьные годы не было никакой специальной подготовки; часть из них уже после 15 лет училась в архитектурном техникуме или на под­готовительных курсах при вузе. Внешкольная подготовка по другим направлениям неосновательна.

Тип можно трактовать как смешанный по признаку путей форми­рования интересов в детстве и юности.

Свободолюбиво-гедонистический тип
направленности личности

Ведущие ценности - «свобода», «творчество», «любовь». Статисти­чески значимо повышенная роль ценностей «удовольствия», «матери­ально обеспеченная жизнь». Все представители этого типа - выходцы


из интеллигентных семей (в основном родители - инженеры, архитек­торы). Большинство имело родственников - художников или архитек­торов (как правило - отца, деда или дядю). Примерно у половины пред­ставителей типа на формирование интересов и склонностей повлияли родители (архитекторы или художники) у части - другие родственни­ки- художники, которые прививали навыки изобразительного мастер­ства (например, техники живописи маслом). Разнообразие в развитии небольшое. У половины - художественные школы, у других - домаш­няя подготовка по рисунку с родителями-профессионалами и подгото­вительные курсы при вузе. Кроме художественной подготовки - неси­стематические занятия в каких-либо кружках и студиях (не более одно­го направления - музыка, гимнастика). У части представителей - только одно направление образования (изобразительное искусство). Планы на будущее - с 11-16 лет - профессия художника, либо нео­пределенные планы о специальности, связанной с изобразительным искусством. Выбор профессии - как правило, в старших классах под влиянием советов родителей, родственников, которые реалистично оце­нивали способности сына, или под влиянием многократных неудач с поступлением в художественное заведение.

В целом характерно сильное влияние на профессиональное само­определение родственников, выбор сделан под влиянием обстоя­тельств. Характерная черта этого типа - «путь наименьшего сопро­тивления»; на основе генезиса представителей этого типа его можно охарактеризовать как «несостоявшихся художников».

Интересно, что у тех представителей типа, которых опрашивали в студенческие годы, в 20-летнем возрасте зафиксированы ведущие ори­ентации на 10-летнюю перспективу - наличие друзей, чуть ниже оце­нивалось создание семьи, ценности «интересная работа», «попу­лярность», «повышение образования» уступают дружбе и любви, а «до­стижение высоких результатов в творчестве» уступает всем предыдущим. Через 10 лет ведущие ценности (друзья, семья) сохраняются, и возрас­тет ценность работы. То есть это тип личности, сформированный в ху­дожественной среде, второе поколение творческой интеллигенции, с ориентацией больше на интимные человеческие ценности, без стрем­ления к достижениям и славе.

Таким образом, наиболее продуктивными во взрослом возрасте оказались люди, чье детство проходило в семьях, предоставлявших им атмосферу поддержки и возможность самостоятельного выбора собственного пути (которое осуществлялось детьми с 10-12 лет, а не с 5). Раннее многостороннее развитие привело к формированию лю-


дей с направленностью на познание и некоторым уходом от реаль­ных проблем (у мужчин) и к преобладанию семейно-бытовых инте­ресов (у женщин) с отвержением ценности творчества у тех и других. При этом опрошенные взрослые архитекторы-мужчины, чье детство было отмечено ранним многосторонним развитием (по инициативе матерей) вспоминали, что оно было им не совсем по душе и не очень успешно.

Итак, раннее многостороннее развитие, несмотря на видимые пер­воначальные результаты (чтение в 2-3 года, игра на скрипке в 4 года), чревато негативными последствиями:

■ у некоторых детей уже в 2-летнем возрасте отмечается отвраще­ние ко всему, что напоминает учебные пособия;

■ у детей, вынужденных в течение долгого времени заниматься зуб­режкой, не остается времени на исследование окружающего их
мира, общение с другими детьми и окружающими взрослыми; самые очевидные вещи остаются для них загадкой (одна вось­милетняя девочка спросила про мурлыкающую кошку: «Поче­му она хрипит?»);

■ чрезмерное внимание, уделяемое когнитивному развитию, ото­двигает на второй план социальное развитие и развитие лично­сти ребенка. Дети могут стать неуверенными в себе, излишне
зависимыми от родителей; некоторые становятся излишне тре­вожными вследствие завышенных ожиданий со стороны роди­телей (Крайг Г., 2002);

■ страдает и нравственное развитие ребенка, так как у некоторых
развивается неукротимая жажда достижений (честолюбивый
тип, по Лесгафту П. Ф.) в ущерб человеческим отношениям (со­циальному интересу, по Адлеру А.); жизненная доминанта сме­щается от построения дружеских, товарищеских отношений с
людьми на то, чтобы превзойти, достичь, быть лучшим;

■ нарушается эмоциональное развитие ребенка, так как не хвата­ет времени для игр, угасает интерес к неформальному общению;

■ как ни странно, страдает и собственно когнитивное развитие, поскольку несмотря на то, что дети помнят наизусть сложные определения и умеют бегло читать, они могут не иметь элемен­тарных представлений о физическом мире (Крайг Г., 2002).

В России наблюдается феномен образованного некультурного ре­бенка, когда ребенок, учась в двух спецшколах (например, в школе с двумя иностранными языками и в музыкальной, куда его постоянно перевозит занятый только этим член семьи - обычно бабушка), вое-


питывающийся в материально обеспеченной семье, в которой ему ни в чем не отказывают, по-настоящему интересуется лишь жвачкой, ком­пьютерными играми и праздным досугом с подростками противопо­ложного пола. Истинный интерес к тому, чему его учат, и мировой куль­туре вообще (музыке, литературе, истории, технике и т. д.) у него от­сутствует.

Главное же, что взрослый человек, с детства «перекормленный» насильственно введенными в него знаниями, даже впечатлениями от экскурсий, если это не синхронизировано с его развивающимися по­степенно потребностями, оказывается равнодушным к освоению но­вого, красоте архитектуры, природы, дальнейшему познанию, стано­вится как бы «закрытым» для развития.

На творческий потенциал взрослого человека раннее многосторон­нее обучение, идущее от активных родителей и не синхронизирован­ное с его собственным развитием и интересами, оказывает скорее не­гативный эффект. Став взрослыми, такие люди склонны избегать дея­тельности, связанной с принятием на себя ответственности и со стрессами, и заниматься более «кабинетной» работой: теоретически­ми разработками и т. д. Женщины же с ранним разносторонним обра­зованием избегают совмещения профессиональных и семейных ролей, предпочитая семью. Люди, у которых ценность творчества или инте­ресной работы стоят в числе лидирующих в ценностной иерархии, и способные противостоять неприятным факторам в своей профессии без разочарований, в детстве не подвергались своими родителями си­стематическому стимулированию умственного развития и регулярным занятиям не только с самого раннего, но и вообще с дошкольного воз­раста. Регулярное внесемейное и внешкольное обучение начиналось у них не ранее 10 лет по их свободному выбору (Андреева Т. В., 1989, 1996).

Сигель, проанализировав результаты раннего образования детей на отрезке «младенчество - начало обучения в школе», в качестве аль­тернативы «тепличному воспитанию» предложил родителям обеспе­чить детям обогащенную среду и социальную поддержку, так, чтобы у детей была возможность делать самостоятельный выбор и развивать когнитивные способности в своем индивидуальном темпе (Sigel I., 1987). Независимо проведенные в то же время (1986-1989) исследова­ния в России показали сходные результаты: обогащенная культурная среда и ненавязчивая поддержка семьи способствуют устойчивым до­стижениям в творчестве в зрелом возрасте.


Литература

Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

Андреева Т. В. О мотивации трудовой деятельности архитекторов (опыт лонгитюдиналь-ного исследования) //Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Новосибирск, 1985.

Андреева Т. В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов). Дис.... канд. психол. наук. Л., 1989.

Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления лично­сти //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1996.

Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: поло­вые различия //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 203-216.

Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.

Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.

Берне Р. Развитие концепции. Я и воспитание. М., 1986.

Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.

Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.

Воспитание детей в неполной семье. Пере иод с чешского / Общая ред. Н. М. Ершовой М.: Прогресс, 1980.

Вдовиченко А. А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Пси­хологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деон­тологии. Л., 1976. С. 23-24.

Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.СПб.: OMS, 1994.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982.

Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Лсииздат, 2000.

Иванов Е. С. О некоторых закономерностях патологического формирования личности детей и подростков // Всесоюзн. конф. по организации некрологической и психи­атрической помощи детям. М., 1980. С. 118.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Псллтгика, 1991.

Кааринен К, Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. №6.

Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 1995.

Кон И. С. Социология личности. М.: Изд-во молитич. литературы, 1967.

Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990.

Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002.

Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.

Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.

Макаренко А. С. Книга для родителей. Л.. Лениздат, 1981.

Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики населения // СоцИС: социологи­ческие исследования. 1998. № 9.

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1990.


ПанковаЛ. М. Воспитание внуков. СПб.: Питер, 1998.

Психоло! ия. Учебник/Под ред. А. А. Крылова. М.; Проспект, 1999.

Психолсч ия подростка. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Праим-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.

РеанА. А. Психология изучения личное: и. СПб., 1999.

РеанА.А., КоломинскийЯ. Л. Социальная гк- шгогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Меди­цинская пресса, 2002.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с немецкого. М.: Мир, 1994.

Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб.: Акцидент; Ленато, 1994.

Сидоренко Е. В. Психологическое знание о личности // Психология: итоги и перспек­тивы. Тез. научно-практ. конф. 28-31 окт. 1996 / Под общей ред. А. А. Крылова. СПб., 1996.

Соколова В. Я., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.

Тимощенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983.

Цукерманис Л., Аугустинавичюте А. Вопросы пола и психогигиена семейной жизни / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980.

Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.

Эйдемиллер Э. Г. Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподоб-ных расстройствах подросткового возраста // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.

Психологическая корреляция делинквентного пове­дения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффек­тивности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115- 119.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.

Ainsworth M. D. Infancy in Uganda: Infant care and the growth of love. Baltimore Johns Hopkins University Press, 1967.

Bornstein, M. H. (Ed.). Maternal responsiveness: Characteristics and consequences. San Francisco: Jossey-Bass, 1989.

Clarke-Stewart K. A. And daddy makes three: The father"s impact in mother and young child. Child Development, 49, 466-478.

Heifer, R. The relationship between lack of bonging and child aduse and neglect. In Round Table on Maternal Attachment and Nurturing Disorder (Vol. 2). Ney Brunshwick, NJ: Johnson & Johnson, 1982.

Mead G. H. Mead self and society. Chicago, 1934.

Palkomtz, R- Father"s birth attendance .early contact and extended contact with their newborns: A critical review: Child Development, 56,1985. 392-406.

Parke R. D. Perceptions of father-infant interaction. In J. Osofsky (Ed), Handbook of Infant development. New York: Wiley, 1979.

Pederson,F., et al. Infant development in father-absent families//Journal of Genetic Psychology, 135,1979.51-61.

Sigell. Does hothousing rob children of their childhood? Early Childhood Research Quarterly, 2,211-225.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ1

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Рассмотрены актуальные проблемы психологии семейных отноше­ний. Освещены вопросы половых различий применительно к семье, проблема выбора брачного партнера, супружеская адаптация в моло­дой семье, удовлетворенность и совместимость в браке, социально-демографические проблемы, общение в семье.

Программа дисциплины составлена в соответствии с требования­ми к минимуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 - Психология (утвержден Гос­комвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандар­та высшего профессионального образования бакалавра по направле­нию 521000 - Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93).

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями к минумуму содержания и уровню подготовки Государственного об­разовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 - 11сихология (утвержден Гос­комвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандар­та высшего профессионального образования бакалавра по направле­нию 521000 - Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93).

Дисциплина «психология семейных отношений» изучается в 8-м се­местре и является одной из важнейших дисциплин гуманитарного цик­ла при подготовке специалистов и бакалавров в области психологии.


Цель преподавания дисциплины - обучение определения причин и способов разрешения семейных проблем. Задачи курса

1. Ознакомление студентов с основными проблемами современной се­мьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений.

2. Обзор методов изучения супружеских отношений.

3. Обучение приемам определения причин и разрешения супружес­ких конфликтов.

В результате изучения материалов курса студенты должны:

Приобрести знания о проблемах в области современных семей­
но-брачных отношений,

Знать основные отечественные и зарубежные работы по психо­логии, социологии семьи, а также психологического консультирова­ния супружеских пар;

Научиться самостоятельному анализу и коррекции семейно-брач­ных проблем;

Владеть разнообразными методиками исследования супружеских
отношений.

Изучение «Психологии семейных отношений» базируется на зна­ниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая пси­хология», «Социальная психология», «Сексология», «Психология раз­вития».

Общий объем курса для специалистов (бакалавров) - 30 часов. Он включает в себя аудиторные занятия. Аудиторные занятия для специ­алистов - 30 часов (из которых лекции - 20 часов, практические за­нятия - 10 часов).

На лекциях освещаются наиболее трудные вопросы курса. Чтобы овладеть знаниями в области дефектологии, студенты должны боль­шое внимание уделять самостоятельной работе с рекомендуемой ли­тературой, как основной, так и дополнительной, а также с изданиями периодической печати.

Форма отчетности - экзамен.

Раздел 1. Семья и брак (основные понятия)

1.1. Определение брака и семьи.

1.2. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: се­мья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя-
одиночки. Особенности семей разного состава.

1.3. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различ­ным классификациям. Сложности, возникающие на разных


стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нор­мальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения.

1.4. Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, их
роль в семейных отношениях. Связи семейных легенд с куль-
туральными мифами, со сведениями средств массовой ин­
формации. Примеры семейных легенд.

1.5. Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль в
жизни семьи. Правила открытые и скрытые.

Вопросы для самопроверки

1. Стадии развития семейных отношений.

2. Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состоя­ния» семейных отношений.

3. Открытые и скрытые семейные правила.

4. Изменения в жизни членов семьи и их роль в возникновении
семейных кризисов.

Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения

2.1. Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственности
и изменчивости в развитии вида. Теория психологической
андрогинии. Достоверные, сомнительные и неподтвержден­ные исследования между полами по данным Э. Маккоби и
К. Джеклин. Данные лаборатории Б. Г. Ананьева о половых
различиях в познавательной сфере и в стрессовой ситуации.

2.2. Социально-психологические различия мужчин и женщин.
Половые различия в ценностях и жизненных фазах. Разли­чия в социальной реализации потенциала, в отношении к
интимности и автономии, в ориентациях на оценку окружа­ющих. Различия в стилях общения между мужьями и жена­
ми.

2.3. Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удов­летворенностью браком. Сравнение данных американских
исследований (У. Харли) и отечестненных исследований
(Т. В. Андреева, 1999). Возрастные различия в потребностях
в браке.

Вопросы для самопроверки

1. Факты, подтверждающие теорию В. А. Геодакяна о половом
диморфизме.

2. Половые различия в познавательной и эмоциональной сфе­рах.


3. Социально-психологические различия между мужчинами и
женщинами.

4. Различия в потребностях мужей и жен в браке.

Раздел 3. Подготовка к семейной жизни.

3.1. Половая социализация и подготовка к браку. Понятие поло­
вой социализации. Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности: теории идентификации, половой типизации, самокатегоризации.
Проблема полового воспитания.

3.2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юно­
шей и девушек. Предбрачные представления молодежи по
исследованиям социологов, «пигмалионизм» в межличност­ном восприятии юношей и девушек. Проблема формирова­ния эталонов мужественности и женственности. Основные
направления деятельности по подготовке к семейной жиз­ни. Понятие «способности к браку».

3.3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Про­блема неадекватности выбора брачного партнера, его фак­торы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные и
негативные факторы для будущих супружеских отношений.

Вопросы для самопроверки

1. Теории формирования половой идентичности.

2. Особенности предбрачных представлений молодежи.

3. Факторы риска при вступлении в брак.

Раздел 4. Проблемы любви и брака

4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуаль­ного поведения. Типология чувств по античным представ­лениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологичес­кие модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера).

Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак.

Вопросы для самопроверки

1. Типология любовных переживаний по античным представ­
лениям.

2. Типология чувств по исследованиям Д. Ли.


3. Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супру­жескими отношениями.

Раздел 5. Проблемы молодой семьи

5.1. Классификация семей по жизненному циклу. Периодизация
семейной жизни и трудности в отношениях на разных ее ста­диях. Понятие «идеализация партнера».

5.2. Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация мате­риально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-
личностная. Цели супружеского союза и супружеское бла­гополучие. Конфликты в молодой семье и их связь с
правилами в родительских семьях.

5.3. Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по раз­личным аспектам семейной жизни (профессиональной заня­тости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удов­летворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности. Вопросы для самопроверки

1. Семейные трудности, связанные с различными стадиями су­ществования семьи.

2. Виды супружеской адаптации.

3. Классификация супружеских ролей.

Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

6.1. Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности бра-

ком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удов­летворенность браком.

6.2. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской

совместимости. Результаты конкретных исследований, со­отнесенные с уровнями совместимости. Понятие компле-ментарности и гомогамии применительно ксупружеской со­вместимости. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родитель­ской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость лич­ности и построение семейных отношений. Вопросы для самопроверки

1. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком. I!

2. Супружеская совместимость и ее уровни.


3. Совместимость по характеристикам темперамента.

4. Совместимость на социальном уровне (понятие гомогамии).

5. Становление личности и совместимость в браке.

6. Позиция ребенка в семье и ее влияние на совместимость в
браке.

Раздел 7. Проблемы семейного общения

7.1. Возможности позитивного общения в семье. Принципы бе­
зобвинительного общения. Коррекция семейных проблем
при «дисбалансе объективных обстоятельств».

7.2. Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов и
их причины. Закон многоуровневой круговой каузальности
и различные аспекты межличностных отношений. Отличия
счастливых и несчастливых семей по данным американских
исследований.

Вопросы для самопроверки

1. Принципы безобвинительного общения.

2. Причины семейных конфликтов и их типы.

3. Закон многоуровневой каузальной атрибуции.

Раздел 8. Разрушение брака и семьи

8.1. Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревнос­ти и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отноше­ний. Особенности мужской и женской ревности.

8.2. Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам по
данным опросов. Отношение к изменам и реальное поведе­ние граждан. Мотивы вступления во внебрачные связи. Раз­личия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Супру­жеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке.

8.3. Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторы
экономического, культурного, религиозного и политическо­го характера. Причины разводов по данным отечественных
психологов. Статистика разводимости. Период жизненного
цикла семьи и опасность развода. Периодизация послераз-
водного процесса. Типы взаимоотношений разведенных су­пругов по данным американских авторов. Понятие бинук-
леарной семьи и правила в ней. Последствия разводов для
детей, мужчин и женщин. Статистика повторных браков и
данные о них.

Вопросы для самопроверки 1. Типы ревности.


2. Причины и мотивы внебрачных связей.

3. Развод: последствия для детей, мужчин и женщин.

Раздел 9. Социально-демографические проблемы семьи

9.1. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.
Демографическая ситуация в стране за период с 1970-х годов
до настоящего времени. Понятие коэффициента естествен­ного прироста и его значения в 1990-е годы.

9.2. Репродуктивные установки. Понятия прокреационной и ре­
продуктивной потребности. Потребность в детях как духов­ная потребность зрелой личности. Понятия протогенети-
ческого и интергенетического интервалов. Показатели
репродуктивных установок: идеальное число детей, желаемое
число детей, ожидаемое число детей, «подобающее число де­
тей». Степень удовлетворенности потребности в детях и фак­торы, ее обусловливающие.

9.4. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. Внешние

и внутренние факторы, влияющие на РУ. Позитивная и не­гативная мотивация репродуктивных установок.

9.5. Репродуктивные установки и семейные отношения. Совпа­дение репродуктивных ориентации мужей и жен. Исследо­вание связи числа детей в семье и удовлетворенности бра­
ком. Семья как малая группа и влияние числа детей в семье
на их воспитание. Позиция ребенка в семье по порядку рож­дения и особенности его личностных характеристик.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие репродуктивной установки.

2. Факторы, влияющие на репродуктивные установки.

3. Позиция ребенка в семье и ее влияние на особенности воспи-

Темы семинарских занятий

1. Проблемы любви и брака.

2. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.

3. Проблемы молодой семьи.

4. Распределение ролей в семье.

5. Совместимость супругов в браке.

6. Супружеские конфликты и их разрешение.

7. Проблемы ревности и супружеских измен.

8. Потребность в детях и проблемы воспроизводства населе­ния.


Основная литература

Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981. Харли У. Законы семейной жизни. М., 1992.

Дополнительная литература

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. ...канд. Психол. Наук. М., 1985.

Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. Ун­та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.

Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первен­цем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы: Тез. конф. СПб., 1996.

Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.

Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

ГолодС. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991.

Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993.

Каган В. £. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.

НикитинаЛ. А. Наши уроки. СПб., 1992.

Обозов Н. Н. Мужчина женщина. СПб., 1995.

Обозов Н. Н., ОбозоваА. Н. Факторы устойчивости брака//Семья и личность. М., 1979.

ОбозоваА. Н. Супружеская совместимость - фактор устойчивости брака//Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983.

Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Скиннер Р., КлиизД. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.

Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.

Фотеева Е. В. Семья в современном буржуазном мире. М., 1988.

Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

ХарчевА. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970.

ЯффеМ., ФенвикЭ. Секс в жизни женщины. М., 1991.


Брак. Союз мужчины и женщины, изначально чужих людей, желательно до гроба. Многие хотят обрести в браке то, что называется счастьем. Другие, испытывая вполне понятный ужас перед потемками чужой души, общаются с противоположным полом, исключительно используя презервативы и модный ныне институт «гражданского брака».

Но что можно противопоставить извечному идеалу: one man, one woman – two friends, and two true lovers…

Что бы вы пожелали своей дочери: десятки любовников или любящего супруга? И стали бы советовать сыну походы по проституткам?

Не говоря о нравственных аспектах, вольный стиль половой жизни чреват десятками болезней, передающихся половым путем, включая грозные СПИД, сифилис, герпес, хламидиоз…

Итак, будем говорить о верном супружестве. О факторах, которые необходимы и достаточны, чтобы общение с законной половиной не приводило в отчаяние. И для начала поговорим о том, насколько разными бывают люди, и о попытках научно описать эти различия, т.е. о типологиях…

Любой человек может быть отнесен к одному из полов, и никаких иных полов в природе не существует. Бывают, конечно, различные патологические “промежуточные” случаи, но даже в этих случаях всегда определяется истинный, основной пол.

Существует множество других типологий человека. Безусловно-естественными могут считаться расово-национальное деление, возрастное и т.д. Введение таких классификаций имеет смысл только с определенной точки зрения. Так, детям 14 лет не следует смотреть эротические фильмы, однако билет в трамвае им нужен такой же, как и взрослым.

Можно придумать, например, такую интересную классификацию: блондинки с серыми глазами и блондинки с карими глазами. Здесь вопрос, много ли проку в такой типологии, выдвигается на первый план. Впрочем, может быть, сероглазые блондинки как раз отличаются от кареглазых каким-то значимым психологическим качеством.

До сих пор речь шла о классификациях, очевидность которых оспаривать невозможно. Существует еще уйма надуманных, зато наукообразных типологий. Классический пример - теория четырех темпераментов. Читатель, конечно, знаком с ней: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты смешиваются в человеке в любых пропорциях. В отличие от типологии по цвету глаз, теорию темпераментов можно бесконечно опровергать и доказывать, что и делают уже много веков ее сторонники и противники.

Суть проблемы все же, по-видимому, в том, насколько полезна данная научная типология, что дает она для понимания природы человека и объяснения его реального поведения. Теорию гармонической психологии тоже, в принципе, можно подвергать сомнениям. Недоверие, однако, сменяется настоящим восхищением, когда вы убеждаетесь, сколь замечательно гармоническая психология “работает”, т.е. описывает конкретные жизненные ситуации.

Итак, что же такое гармонический тип? Пожалуй, правильнее всего будет определить его как информационное устройство человека. В каждом из нас от рождения встроена информационная “машинка”, или способ восприятия, переработки и продуцирования информации. А информация, как известно, - всеобъемлющее понятие, включающее в себя любые слова, суждения, умозаключения, действия, поступки людей плюс все остальное, что только есть вокруг нас. Вся наша жизнь, по сути, - это сплошная работа с информацией, и каждый человек имеет для этой работы свой инструмент.

Гармонический тип не следует понимать только как способ организации психики человека. Гармонический тип проявляется в индивидууме очень мощно, по всем возможным каналам. Это и особенности конституции (строения тела), и характерные черты лица, стиль разговора и манера двигаться (моторика). У людей одного типа схож вокал (т.е характеристики голоса: тембр, интонации), им свойственна склонность к одним и тем же болезням, И многое, многое другое.

Мужчина и женщина одного гармонического типа ближе по человеческой сущности, чем две женщины разных типов. Славянин и негр одного типа похожи больше, чем два индейца. Не по внешности, а по своему внутреннему складу. Конечно, такая ситуация не отменяет половых и расовых особенностей. Нет, эти особенности имеют столь же глубокую природу и существенную значимость, как и гармонический тип. Но в этом-то никого убеждать не нужно...

Стереотипы половых ролей настолько закоснели (мужчина - силач, добытчик; женщина - домохозяйка), что один психолог опубликовал, к примеру, такой совет: “Подарите своему мужу на день рождения большую хозяйственную сумку, ведь драка в очередях соответствует его природным наклонностям...” Психолог этот - разумеется, дама. И именно такие вот дамы возмущаются, когда им на день рождения дарят кастрюлю.

Гармоническая психология не только расставляет все по местам, но и делает это очень этично. Гармоническая психология считает естественным делом для тонко чувствующего мужчины писать стихи или воспитывать детей, для умной и волевой женщины - руководить предприятием или летать в космос. И к этой справедливости многим еще предстоит привыкать.

Гармоническим типом человек обладает с момента рождения. А может быть, еще в утробе матери (на этот счет исследований пока не проводилось). Все данные указывают на то, что гармонический тип заключен в генотипе.

Всего гармонических типов существует шестнадцать. Почему именно шестнадцать, ни больше ни меньше? Откуда взялось это число? Если хотите, 16 - это одна из мировых констант, и нет здесь никакой мистики: знает же наука другие мировые константы, такие как скорость света в вакууме или масса покоя протона.

Мы подошли к черте, у которой пора обозначить гармонические типы, дать им имена. Вот они:

Названия выбраны с таким расчетом, чтобы они отражали существенные и специфические черты, присущие каждому данному типу. Названия типов следует понимать с максимальной общностью.

Так, Механик - это не только превосходный часовых дел мастер или автослесарь, он - механик во всем, даже в отношениях с людьми. Плановик - это не просто работник бухгалтерии ЖЭКа, но человек, который постоянно планирует, просчитывает, прогнозирует. Массовик может ассоциироваться, в первую очередь, с массовиком-затейником, но это также человек, чья стихия - стечение народа, бурная активность, он стремится концентрировать на себе внимание, распоряжаться людьми. Заметим, что имя “Распорядитель” было бы менее удачным, поскольку страсть распоряжаться характерна и для некоторых других гармонических типов. Психолога, даже если он собирает на заводе телевизоры или работает в математическом институте, больше всего занимают человеческие глубины. Оператор - это не обязательно телефонистка. Это человек, который умеет безупречно выполнять работу, отыскивать в любом процессе оптимальную технологическую цепочку. Здесь нелишне вспомнить, что до октябрьского переворота хирург назывался оператором.

Читатель, конечно, обратил внимание на то, что совокупность 16 типов мы разбили на четыре группы, по четыре типа в каждой. Эти группы называются квадры, и каждой квадре присвоена буква греческого алфавита: В чем смысл такого деления?

Дело в том, что квадра представляет собой некую целостность: для всех типов одной квадры общими являются определенные ценности, которые задают психологическую атмосферу, свойственную данной квадре. Эта атмосфера явственно ощущается в группе, где присутствуют члены лишь одной из квадр.

В следующей таблице представлено описание квадровых особенностей:

Императив - значит основополагающий принцип общения, принятый в квадре.

Читатель легко может представить себе, что произойдет, если укомплектовать, к примеру, Активистами духовную семинарию, а Гуманистами - бригаду рэкетиров.

А между тем, в жизни часто именно так и делается.

И вот теперь становится понятно, зачем мы так углубляемся в научные дебри: в супружеской жизни – тоже!!!

Часть 2.

Итак, чем же характеризуется, с точки зрения гармонической психологии, тот или иной склад личности? Подробно исследуем этот вопрос для всех шестнадцати гармонических типов.

Вундеркинд.

Склонен к отвлеченным размышлениям, исследованию абстрактных вопросов. Всегда полон необыкновенных идей. Видит перспективные возможности, открывающиеся в окружающем мире.

Логичен в высказываниях, легко понимает взаимосвязь явлений. Может, не испытывая чувства дискомфорта, длительное время заниматься логической работой: изучением и систематизацией литературы, программированием и т.п.

Стремится к тому, чтобы окружающие видели в нем волевого, решительного человека. Не пасует перед внешним давлением, смело идет “против течения”, доводя до конца свою линию.

Плохо ориентируется во взаимоотношениях людей. Может допускать неэтичное поведение, при этом в ответ на замечания раздражается.

Нуждается в красивой, гармоничной обстановке. С удовольствием выслушивает советы, касающиеся эстетики. Старается интересно одеваться.

Предпочитает живую” эмоциональную беседу. Яркие эмоции партнера оживляют его, побуждают к деятельности.

Сибарит.

Тонко разбирается в красоте, обладает превосходным эстетическим вкусом. Умеет одеваться красиво и оригинально. В доме создает теплую, уютную обстановку. Большой приверженец комфорта, при этом стремится разнообразить впечатления и ощущения.

Быстро и точно оценивает настроение человека. Очень общителен, слывет обаятельным собеседником. эмоционален, импульсивен, бывает вспыльчив. Обожает интриги, но конфликты старается разрешить (в свою пользу).

Старается всюду успевать вовремя.

Может совершать нерациональные поступки. Любит делать покупки, при этом безошибочно выбирает наилучший товар. Однако лишен уверенности в сфере финансов и технологии. Если занимается этим, то без особого успеха.

Симпатизирует людям, которые преисполнены интересных идеи, устремлены в будущее, занимаются значительным, перспективным делом. Любознателен, с удовольствием послушает о разных таинственных пещах.

Очень ценит во всем логическую стройность и непротиворечивость. Люди, умеющие показать взаимосвязь вещей, приводят его в состояние восторга.

Софист.

Любое явление подвергает логическому анализу. При этом мыслит непредвзято, демонстрирует возникающие парадоксы, совершает неожиданные логические ходы. Любит подискутировать, готов отстаивать свою точку зрения в споре с любыми авторитетами. Предмет изучает глубоко, старается проникнуть в первоосновы.

Стремится познать разнообразие мира человеческих характеров и отношений. В общении вежлив, тарается быть “хорошим” для всех. Этические нормы черпает из литературы, кино, из круга общения. ем не менее, во многих ситуациях оказывается неспособным правильно проинтерпретировать этико-психологические аспекты.

Грешит неадекватным проявлением волевого напора. Не уверен в оценке своего физического самочувствия. В качестве компенсации испытывает тягу к закаливанию, физическим упражнениям, физическому труду.

Нуждается в ярком эмоциональном фоне. Испытывает удовольствие от общения с эмоциональным собеседником. Сам также интенсивно эмоционирует, особенно в дискуссиях.

Особое значение придает эстетизму. Его идеал - всеобщая красота и целостная гармония мироздания.

Игрок.

Непревзойденный мастер эмоций. Эмоционирует ярко, красиво, артистично. Не только творчески владеет собственными эмоциями, но и великолепно чувствует тончайшие оттенки настроения других людей. Человек впечатления. Способен искренне радоваться за других. Может и, наоборот, оказывать на собеседника эмоциональное давление.

Эстет. Создает в доме красивую, комфортную обстановку. Испытывает постоянную потребность в приятных ощущениях, стремится их разнообразить. Всегда уверен в собственном вкусе, умеет себя “преподнести”. Одевается чаще ярко, эффектно. Придирчиво оценивает внешность других людей.

Стремится быть деловым человеком. Демонстрирует окружающим свою рассудительность, здравый смысл. Придает большое значение успеху по службе. Старается достичь материального благополучия, для этого может пойти на деловой риск. Игрок по натуре. азартный, увлекающийся человек.

Всегда чем-нибудь занят, “весь в делах”. Часто не может всюду успеть, опаздывает на встречи. Живет, будучи полностью погружен в многоцветие конкретной обстановки; не любит загадывать на будущее.

Говорит, что ему нравятся “умные люди”. Затаив дыхание выслушивает стройные, точные теории. Старается сам быть логичным.

Во всех явлениях ценит глубокое внутреннее содержание. Люди, умеющие вскрыть и показать глубинный план, дарят ему новое вдохновение.

Артист.

Воспринимает мир очень эмоционально. Нервен, импульсивен. Мастер экспрессии. Наделен артистическими способностями, испытывает потребность “играть” и в жизни. Превосходный оратор, события описывает драматично, с эмоциональным накалом. Чувствует настроение окружающих.

Имеет превосходно развитое чувство времени. Живет напряженной, динамичной жизнью, предпочитая планировать ее по ходу дела. Хорошо видит неоднозначность развития событий” любит предсказывать их драматический исход.

Стремится реализоваться в работе, дорожит репутацией дельного сотрудника. Пространно рассуждает на темы целесообразности и выгодности, заостряет внимание на вопросах оплаты труда. Не чужд предприимчивости, которую направляет на улучшение своего финансового положения.

Не любит говорить о некрасивом. Болезненно реагирует на упреки в неряшливости, отсутствии вкуса. Тратит большие усилия на приведение своей внешности в эстетичный вид.

Симпатизирует людям, имеющим четкое системное мышление; любит выслушивать аргументированные, логически убедительные теории.

Убежден, что человек должен быть сильным, собранным, решительным. Таких людей уважает; сам также старается соответствовать идеалу “победителя”.

Механик.

Реалист, мыслит конкретными категориями. Лучше, чем кто-либо другой, видит логические неувязки, которые остроумно вышучивает. Мастер упорядочения, систематизации. Умеет разобраться в устройстве любого предмета. Превосходно выполняет сложную, высокоточную работу. Любит иметь в своем распоряжении разнообразный инструментарий. Проявляет недовольство, если посторонние нарушают заведенный им порядок.

Может быть властным, умеет действовать решительно. Уверен в своей физической силе, всегда подтянут. Одевается весьма тщательно, как правило, в строгом стиле.

Стремится возможно более полно изучить жизнь в плане человеческих взаимоотношений, “экспериментирует” в этой области, расширяя свои возможности методом проб и ошибок. Устанавливает для себя определенные этические нормативы.

Испытывает затруднения в оценке способностей людей; не знает, чего от них можно ожидать. Поэтому относится к людям с определенной осторожностью. Болезненно воспринимает обсуждение его собственных способностей. Хорошо чувствует себя в насыщенной эмоциональной атмосфере. При общении с человеком, демонстрирующим сильные, драматические эмоции, ощущает успокоение.

Убежден, что поступок хорош, если он своевременен. Работает очень систематично, считает важным четкое планирование и выполнение работы в срок.

Мечтатель.

Превосходно чувствует время и свободно с ним обращается. Видит противоречивость развития событий, что заставляет его быть сомневающимся. Легко “путешествует” во времени, постоянно размышляет о прошлом, полном воспоминаний, и о неясном будущем. Обладает предчувствием, любит предсказывать.

Тревожен, впечатлителен, сентиментален. Эмоции проявляет в широком диапазоне: от спокойствия, граничащего с отрешенностью, до интенсивного эмоционального напора. Чутко улавливает перемены в настроении людей.

Старается проявить перед окружающими эстетизм, художественный вкус. Одевается, как правило, элегантно, в романтическом стиле. Многословно восхищается красотой, украшает свой быт произведениями природы или искусства.

Испытывает неуверенность в вопросах деловой целесообразности. Неадекватно оценивает полезность веши, а также ее стоимость. Тяготится деятельностью в сфере финансов, экономики, технологии. Склонен к “богемному” образу жизни.

Симпатизирует людям волевым, решительным. Будучи сам человеком мягкой натуры, благосклонно воспринимает строгий стиль обращения. Охотно выслушивает советы о необходимости концентрировать усилия.

Критерием оценки явлений считает логическую убедительность. Люди, отличающиеся четкостью умозаключений, мобилизуют его, стимулируют его к деятельности.

Легионер.

Неординарно понимает вопросы волевых проявлений. Любит “мериться силой”, соревноваться и побеждать. Способен оказывать мощный силовой прессинг. Учитывает ситуацию, может ослабить нажим, применить обходной маневр, если это целесообразно.

В высказываниях и поступках предельно четок и логичен. Способен к длительному выполнению логической работы (математика” шахматы, конструирование и т.д.), причем может заниматься несколькими делами одновременно. Убежденный коллективист. Умеет организовать людей, расставить их по позициям, потребовать результативной работы. Последовательный, твердый руководитель, подчиняющий все действия достижению поставленной цели.

Предпочитает “не выставляться”. Одевается, как правило, со вкусом. Часто говорит располагающим, вкрадчивым тоном, демонстрирует заинтересованность в проблемах собеседника, пытается выяснить его способности. В следующее мгновение может вдруг стать жестким и несговорчивым.

По отношению к людям бывает безжалостен. Вопросы этики старается обходить молчанием. Не любит заострять внимание на взаимоотношениях людей.

Испытывает удовольствие от общения с собеседником, который тонко ощущает требования времени и помогает разобраться в неоднозначностях ситуации.

Уверен в том, что эмоции украшают общение. Проявляет живые, но недостаточно гибкие эмоции. Люди же, владеющие ими в совершенстве, вливают в него заряд новой энергии.

Предприниматель.

Превосходно разбирается в вопросах деловой активности, Видит выгодность или невыгодность, перспективность или бесперспективность тех или иных предприятий. Предлагает неординарные пути увеличения эффективности, может пойти на деловой риск.

Чрезвычайно деятелен, динамичен, импульсивен. Остро ощущает напор времени, считает недопустимым отставание в делах. Не любит, если кто-либо нарушает его планы или отрывает от работы.

В общении с людьми проявляет эмоции, старается оживлять атмосферу беседы. Вспыльчив, но отходчив, Оптимист, романтик.

Испытывает неуверенность по поводу собственного эстетизма, однако не стесняется “преподносить” себя таким, как есть. Не способен искоренить некоторую небрежность в одежде, как правило, оставляет впечатление “растрепанности”.

Проявляет недовольство, когда на его внешность обращают пристальное внимание.

Доверчив в построении отношений. Хочет от партнера доброжелательности, верности, однако не знает, как этого добиться. С удовольствием выслушивает точку зрения собеседника, которому подвластны переплетения человеческих взаимоотношений.

Считает, что человек должен быть волевым и напористым. Стремится сам соответствовать этим критериям. “Крепкие” люди как бы передают ему часть своей силы, побуждая к еще более интенсивной деятельности.

Блюститель.

Обладает способностью объективно разобраться в отношениях между людьми. Считает важным выяснить, как относятся к нему: лучше проявленное плохое отношение, чем неизвестность.

Во всем полагается на себя, твердо определяет собственную линию поведения. Недоверчив, постоянно собран, готов к действию. Вполне миролюбив, но на противника может оказывать мощное силовое давление. Любит распоряжаться, обнаруживая вкус к власти, однако его команды обесцениваются логической невыверенностью.

Следит за своей внешностью, одевается аккуратно, довольно часто - ярко и эффектно.

Стремится выглядеть рассудительным. Тяготеет к объективному знанию, к точным наукам и технике. Дорожит репутацией эрудита. В спорах нередко прибегает к ссылкам на источники.

Из-за того, что плохо ориентируется в глубинных индивидуальных различиях людей, активно проводит “уравнительную” мораль, считая, однако, себя “равнее” Любит обозначить человека, навесив на него ярлык, прозвище - всегда поверхностное и неточное. Тем не менее, претендует на роль психолога. Когда люди обнаруживают “неожиданные” черты, бывает разочарован, убежден, что его подвели. Проявляет недовольство, если обсуждаются его собственные способности.

Любит получать материальную поддержку, подарки, вознаграждения. Делает символические подношения близким как знак хорошего отношения. Питает симпатию к людям дела, способным обеспечить его средствами. Нуждается в советах по вопросам экономической целесообразности.

Плановик.

Великолепно ощущает динамику происходящего, умеет выделить главенствующие тенденции и на этой основе предвосхитить развитие событий. Всегда имеет собственное мнение по поводу своевременности тех или иных действий. Оценки носят, как правило, скептический характер (“мрачный” юмор).

Прагматик, педант. В своей деятельности руководствуется принципами рациональности и целесообразности поступков, направляя их на извлечение разумной выгоды. Умеет скрупулезно, в деталях проанализировать проблему. В выполнении логической работы (программирование, финансовый учет и т.п.) способен к длительному напряжению сил.

Тяготеет к сфере эстетики, интересуется вопросами культуры, искусства. Одевается обычно элегантно, со вкусом.

Старается держаться спокойно и корректно, производит впечатление интеллигентного, утонченного собеседника. Редко смеется - для него более характерна печальная улыбка. Тем не менее, лицо его обладает живой мимикой. В критической ситуации может раздражаться, проявлять неадекватные эмоции.

Питает симпатию к волевым, уверенным в себе людям. Их неудержимый порыв и силовой напор действуют на него успокаивающе. С удовольствием воспринимает советы, касающиеся активизации его собственных волевых качеств.

Уверен в том, что в мире должна царить любовь. Партнер, умеющий поладить с людьми, красиво проявить чувства, наполняет его вдохновением и жаждой новых свершений.

Массовик.

Чрезвычайно творчески, в соответствии со своими самобытными убеждениями, подходит к вопросам волевых проявлений, желаний и целей. Обладает независимым пониманием того, что следует и чего не следует делать. Уверен в себе, умеет “заполнить собой” пространство, подчинить людей своему влиянию, стремится управлять их поведением. Способен оказывать мощное силовое давление, диктовать свою волю; так же легко может “освободить” партнера.

Действует этическими методами, умело строит отношения с людьми - как положительные, так и негативные. Понимает, что такое любовь. Не стесняется в проявлении чувств, а также в высказываниях на темы воспитанности, вежливости, нравственности. Одевается смело” оригинально, со вкусом. Любит находиться в центре внимания. Развивает бурную, обширную деятельность, стремится к лидерству, вмешивается во все события. Его стихия - коммуникации в массе людей.

Старается расположить к себе, демонстрируя заинтересованность в проблемах собеседника, чуткость и сопереживание. Легко говорит комплименты, как, впрочем, и нелицеприятные замечания. Считает важным выяснить способности человека, однако не может в них разобраться достаточно глубоко, часто ошибается в людях.

Проявляет алогичность в высказываниях и поступках, при этом врядли признает свою неправоту. Затрудняется в анализе сложных структур. С техникой и вообще с предметами обращается смело, но неуместное применение силы и резкости часто приводит к их разрушению. Трудно дается понимание точных наук.

Внимательно выслушивает рассуждения о развитии событий во времени, о возможности различных подходов. Подобные советы помогают разумнее распределить усилия.

Оценивая любое явление, во главу угла ставит его способность принести пользу. Считает; хорошо то, что выгодно, ценит экономность. Сам также хотел бы быть рачительным, но в то же время - щедрым, что не всегда удастся совместить.

Коммуникатор.

Превосходно видит индивидуальные качества человека, его внутреннее состояние. Независим в своих оценках людей. Обладает способностью с ходу определить, “что за человек”. Предпочитает деятельность, которая связана с возможностью широко контактировать с людьми.

Легко вступает в общение в незнакомцами. Доброжелателен, обнаруживает неподдельный интерес к человеку. Пользуется репутацией обаятельного и галантного собеседника. Быстро и точно отмечает качество отношений между людьми и соответственно перестраивает свое поведение. Отличается умением искусно “сглаживать” конфликтные моменты.

Стремится предстать перед окружающими настойчивым и решительным, пространно рассуждает об этих качествах. Готов оказывать физическое противодействие.

Испытывает неуверенность в анализе сложных конструкций. Не любит структурирования, склонен все “смешивать”. Осторожен в обращении с техникой, составлении документов, нелегко дается работа в сфере точных наук. Болезненно воспринимает упреки в нелогичности.

Нуждается в атмосфере красоты. Благодарен людям, помогающим разнообразить эстетические ощущения. Старается быть элегантным в одежде.

Поступки оценивает с точки зрения их целесообразности. Готов подписаться под утверждением: хорошо все то, что дельно. Люди, умеющие соблюсти разумную выгоду, действуют на него активизирующе.

Дизайнер.

Непревзойденный эстет. Всегда имеет собственное мнение о том, что красиво и что некрасиво, где гармония, а где - безвкусица. Красота, в его понимании, должна быть функциональной. Одевается оригинально, со вкусом, часто весьма эффектно. Большой ценитель комфорта, любит расположиться с максимальным удобством. В то же время тяготеет к риску, скорости, вообще к острым ощущениям. Упрям, своенравен, оказывает жесткое сопротивление внешнему давлению.

Не мыслит себя вне дела, вне труда. В своей деятельности естественно следует принципам прагматизма. Очень экономен, в то же время - для близких людей - щедр, любит дарить подарки.

Соблюдает временной распорядок, стремится иметь репутацию пунктуального человека. Может прямо сказать: “Извините, мне пора, меня ждут дела”.

Затрудняется в проявлении эмоций. Редко смеется, чаще на лице - сдержанная улыбка. Речь четкая, иногда отрывистая, “металлическая”, иногда - томная, преисполненная глубокого чувства. В минуту срыва демонстрирует жесткие, нелицеприятные отрицательные эмоции. Старается избегать таких моментов. Может производить впечатление человека холодного.

Испытывает потребность во встречах с интересными, одаренными собеседниками. Получает удовольствие, когда слышит глубокие оценки личностных качеств людей.

В целом правильно понимает взаимоотношения. Предпочитает находиться в атмосфере дружелюбия, доброжелательности. Стремится к красивым, настоящим человеческим чувствам. И, тем не менее, легко может ошибиться, “обжечься”. Будучи лишенным любви, испытывает угнетенность: она - источник его вдохновения.

Психолог.

Превосходно разбирается в людских взаимоотношениях, оценивает их тонко и объективно. Предпочитает общение на короткой психологической дистанции (“камерный” человек). Неутомимый созидатель добрых, теплых человеческих отношений, длительных привязанностей. Избегает впрямую проявлять неприязнь к кому бы то ни было. Последователен в своих этических принципах, которые близки к христианской морали.

Всех людей принимает такими, как они есть. Видит их индивидуальность, сильные и слабые стороны, задатки на будущее. Практически всегда “раскрыт” навстречу людям, “впускает” их к себе в душу, оттого очень незащищен. Предоставляет человеку максимальное психологическое пространство, что способствует наиболее полному и свободному проявлению личности собеседника. Умеет внимательно выслушать, в советах проявляет деликатность.

Стремится понимать первопричины, механизм явлений: почему все происходит так, а не иначе. Испытывает потребность в логическом упорядочении, структурировании окружения. Тяготеет к научному способу мышления.

Не приемлет насилия, остро ощущает чужую боль. В случаях, когда приходится оказывать волевое давление, выдвигать строгие требования, испытывает неуверенность: необходимо ли это делать, в такой ли форме и т.п. Поэтому почти всегда уступает, но и тогда не может избежать терзаний, ибо оказываются ущемленными он сам, или его близкие, или его дело.

Нуждается в конструктивных советах по вопросам деловой целесообразности. Испытывает благодарность к людям, которые помогают улучшить благосостояние.

В одежде предпочитает классический стиль и пастельные тона. Эстетике придает особое значение. Любое явление “поверяет” гармонией. Красота для него - источник вдохновения.

Оператор.

Превосходно разбирается в деловых вопросах. Уверен в своем понимании дела. Творчески интерпретирует любую информацию. Любит и умеет “спрямлять пути”, выбирая наиболее экономный и эффективный способ действий.

Дело, которое считает важным, доводит “до блеска”. Скорее переделает работу наново, чем оставит в виде, который его не удовлетворяет. Любит порядок и чистоту, в то же время великолепно ориентируется в хаосе вещей.

Во всем проявляется как эстет: не только его работа, но и любое движение, взгляд, внешность от прически до обуви - всегда красивы. При этом не увлекается излишествами.

Бесстрашен, уверен в своих физических данных, но силу использует не для агрессии, а чтобы защитить себя и тех, кто рядом.

К людям относится уважительно. Со всеми корректен и вежлив, с друзьями - приветлив и весел. Однако, может быть и строгим. Особенно требователен к себе и к своим близким.

Старается соблюдать выдержку и спокойствие, и все же наружу частенько прорываются эмоции.

Будучи полностью “погруженным” в настоящее, плохо чувствует течение времени. Стремится к пунктуальности, но выполнение планов дается с трудом. Не переносит, когда его “подхлестывают” или, наоборот, задерживают.

Не может влиять на отношения людей. Принимает практически любое к себе отношение, когда речь идет о деловых контактах. От близкого человека желает постоянного подтверждения настоящего, чистого, глубокого чувства,

Людей оценивает в целом правильно, но неумение различать тонкости часто приводит к драматическим ошибкам.

Идеальным считает мир, где царят любовь, доброта, разумное и красивое созидание.

Мы привели эти упрощенные описания, только чтобы иллюстративно познакомить читателя с шестнадцатью гармоническими типами. После такого знакомства идея о том, что все люди похожи и в то же время все разные, обретает упорядоченную структуру.

Предостерегаем от попыток самостоятельно, пользуясь только этими описаниями, диагностировать свой (или чей-либо) тип. Вы неизбежно ошибетесь. Дело в том, что в действительности гармонический тип выводится из сложной теоретической процедуры. Определить ваш тип может только специалист – гармонический психолог.

Знание типа человека дает возможность с глубоким пониманием подойти к особенностям его личных проблем, механизмам работы его психики. И – что особенно важно – эта грамота позволяет реально улучшить взаимоотношения в супружеских парах.

Олег Слинько