23.09.2019

Период существования боспорского царства. Боспорское царство — античная монархия на территории Крыма


В Северном Причерноморье в 5 веке до нашей эры - 4 веке нашей эры. Располагалось на берегах Боспора Киммерийского (Керченский пролив), столица - Пантикапей (ныне Керчь). В периоды наивысшего расцвета включало Восточный Крым (временами также территорию Херсонеса в Западном Крыму), Таманский полуостров, Нижнее Прикубанье, Восточное Приазовье и дельту Дона. Крупные центры - Фанагория, Гермонасса, Горгиппия, Феодосия, Нимфей, Танаис. Первые греческие колонии были основаны на территории Боспорского государства в середине 6 века до нашей эры. Около 480 года в результате объединения в союз перед лицом скифской экспансии нескольких полисов Керченского и Таманского полуостровов вокруг Пантикапея образовалось Боспорское государство. Правящие династии - Археанактиды (до 438 года), затем Спартокиды (до конца 2 века до нашей эры). Спартокиды завершили объединение греческих полисов в Боспорское государство, при них оно приобрело характер наследственной корпоративной тирании. Представители этой династии являлись верховными царями подвластных варварских народов, сохраняя их традиционные властные структуры, и архонтами греческих городов. Боспорское государство имело собственные летоисчисление и монету. Основу армии при их правлении составляли варварские и наёмные контингенты. Экономика Боспорского государства базировалась на производстве и вывозе хлеба; крупнейшими его экспортёрами были сами тираны и их приближённые. Экспорт хлеба в благополучные годы достигал огромных размеров (16 тысяч тонн ежегодно только в Афины). Основная масса товарного хлеба производилась полузависимым и отчасти зависимым местным населением, а также рабами. Вывозились рабы, скот, кожи, рыба, меха. Для внутренних нужд развивались виноградарство и виноделие, огородничество, садоводство, бортничество. Были развиты керамическое, металлургическое (в том числе отливка статуй) производства, обработка дерева, камня, ткачество. Ввозились вина, оливковое масло, ткани, металлические изделия, художественная керамика и произведения монументального искусства, оружие, украшения и др. Большую роль играла торговля (в том числе посредническая) с варварским окружением. Уже в 5 веке боспоряне имели торговые кварталы в местных поселениях и опорные пункты в дельте Дона, где в 3 веке был основан город Танаис. В классический и эллинистический периоды боспорские полисы поддерживали тесные связи с городами Греции и Малой Азии. В отношениях со Скифией периоды союзов сменялись острым соперничеством. Главные культы в Боспорском государстве - Аполлона (божества-предводителя колонистов), Деметры, Кибелы, Афродиты (святилище Апатур на Таманском полуострове), «Бога Высочайшего Внемлющего» (в римское время под влиянием иудаизма часть населения Боспорского государства тяготела к монотеизму). С начала 3 века боспорские правители стали именовать себя царями. С 1-й половины 3 века Боспорское государство поддерживало интенсивные связи с Египтом. Со 2-й половины 3 века в экономике и финансах Боспорского государства проявляются кризисные явления, что вкупе с осложнением политической обстановки в конце 2 века, вызванным давлением скифов и сарматов, привело к падению Спартокидов. Перисад V, последний представитель Спартокидов, передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Выступление против Митридата в 107 году скифского царевича Савмака, воспитанника Перисада, было подавлено. Боспорское государство было втянуто в борьбу с Римом в качестве опорной базы войск Митридата. Сын Митридата Фарнак II, получив власть от Рима, предпринял неудачную попытку (50-47 годы) объединить владения отца на Боспоре и в Понте. На рубеже нашей эры в Боспорском государстве утвердилась вассальная Риму сарматская династия Тибериев-Юлиев, связанная с Митридатом. Боспорское государство выступало как союзник Римской империи, но вело достаточно самостоятельную политику. В 1-2 веках нашей эры боспорские цари неоднократно успешно воевали против скифов и тавров в Крыму, сарматов в Приазовье, контролируя последнее до устья Дона включительно, часто подчиняли Херсонес. Приток в этот период сарматов в города Боспорского государства вызвал значительную сарматизацию его культуры.

В ходе войн середины 3 века часть боспорских городов (Горгиппия, Танаис и др.) и значительное число сельских поселений были разрушены варварами. В 340-е годы прекратился выпуск боспорских монет, а со 2-й половины 4 века в Боспорском государстве усиливается восточногерманское (готское или герульское) присутствие. О христианизации Боспорского государства свидетельствуют участие в 325 году епископа Кадма Боспорского в Никейском соборе, археологические и эпиграфические данные. Самостоятельность Боспорское государство утратило в 530-е годы, после захвата византийскими войсками. Смотри также Античные города Северного Причерноморья.

Художественная культура Боспорского государства сформировалась в результате взаимодействия греческой традиции, привнесённой колонистами, и эстетических предпочтений автохтонной среды (преимущественно скифской). Города Боспорского государства имели планировку, типичную для городов Древней Греции. В 5-4 веках до нашей эры сооружались монументальные крепостные стены с башнями. С 4 века до нашей эры в архитектуре активно применяется камень, техника строительства достигает наивысшего расцвета. В жилищной архитектуре использовались типы построек, характерные для Греции и Малой Азии (в том числе дом с перистильным двором), одна из существенных местных особенностей - наличие каменных подвалов. Некрополи Боспорского государства представлены как грунтовыми могильниками, так и курганами. В 4 веке до нашей эры появляется самобытный тип каменных подкурганных склепов с «ложными» уступчатыми сводами (Золотой и Царский курганы). В начале 3 века до нашей эры из греческой архитектуры были заимствованы подкурганные склепы с полуциркульными сводами (первый склеп Васюринской горы на Таманском полуострове).

С архитектурой была связана стенная роспись (2-я половина 4 века до нашей эры - начало 4 века нашей эры) - самая интересная часть античного наследия в искусстве Боспорского государства, сформировавшая своеобразную местную школу живописи. В 4-2 веках до нашей эры роспись в основном носит декоративный характер («склеп 1908 года» на горе Митридат, роспись стен второго склепа кургана Большая Близница), с 1 века до нашей эры появляются сюжетные изображения (склеп Деметры на Глинище, «склеп Стасова 1872-1899 годы»). Для оформления жилищ применялась мозаика.

Вазопись на территории Боспорского государства представлена импортной расписной керамикой, главным образом из Аттики и Малой Азии. Наиболее оригинальны так называемые фанагорийские сосуды - три расписных фигурных лекифа (в виде сфинкса, Афродиты и сирены) из некрополя Фанагории (конец 5 - начало 4 веков до нашей эры, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В конце 4-3 веках до нашей эры производились местные керамические вазы (так называемые акварельные), серебряная посуда (килики с рельефным изображением упряжки Гелиоса).

Скульптура Боспорского государства также развивалась под греческим влиянием. Основные художественные особенности ионийской скульптуры проявились в памятниках как эпохи архаики (мраморная головка куроса, ГИМ, Москва), так и эпохи классики (верхняя часть стелы с изображением атлета из Керчи, 1-я половина 5 века до нашей эры, Эрмитаж). С 5 века до нашей эры встречаются работы из Аттики (рельеф на ребре мраморного диска из Пантикапея, 2-я половина 5 века до нашей эры; гротескные статуэтки из кургана Большая Близница, Эрмитаж). В некоторых скульптурах 4 века до нашей эры ощутима традиция греческих мастеров - Праксителя, Скопаса. Из пантикапейских погребений 4 века до нашей эры происходят многочисленные произведения греческой глиптики (гемма из голубого халцедона с изображением летящей цапли известного мастера 2-й половины 5 века до нашей эры Дексамена с острова Хиос, Эрмитаж). Начиная с 3 века до нашей эры в скульптуре Боспорского государства встречаются работы различных эллинистических школ: александрийской (голова богини Гигиеи, 3 век до нашей эры, Эрмитаж), пергамской (голова эллинистического царя из Пантикапея, конец 2 - 1 века до нашей эры, Эрмитаж). В эллинистический период остаются популярными терракотовые статуэтки. В 1-3 веках нашей эры широко распространились произведения местных скульпторов, особенно надгробные рельефы, отмеченные всё возрастающим схематизмом изображения.

Широко представлена в искусстве Боспорского государства торевтика, выполненная в традиции греко-скифского искусства (золотые изделия 4 века до нашей эры из курганов Куль-Оба, Чертомлык и др., Эрмитаж).

Лит.: Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913-1914. [Т. 1-2]; он же. Скифия и Боспор. М., 1925; он же. Государство и культура Боспорского царства // Вестник древней истории. 1989. №2-4. 1990. №1; Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947; Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949; Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. Т. 1; Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. К., 1961; Кобылина М. М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961; История искусства народов СССР. М., 1971. Т. 1, Цветаева Г. А. Боспор и Римской М., 1979; Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984; Толстиков В. П. К проблеме образования Боспорского государства // Вестник древней истории. 1984. № 3; Трейстер М. Ю. Боспор и Египет в III век до нашей эры // Там же. 1985. № 1; Шелов-Коведяев Ф. В. История Боспора в VI-IV века до нашей эры // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984. М., 1985; Очерки археологии и истории Боспора. М., 1992; Масленников А. А. Эллинская хора на краю Ойкумены: Сельская территория европейского Боспора в античную эпоху. М., 1998; Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья: IV—XIII века М., 2003 (библ.).

Ф. В. Шелов-Коведяев, Л. И. Таруашвили (художественная культура).

Боспорское царство: краткий исторический очерк

Боспорское царство — греческое монархическое образование Северного Причерноморья. История его возникновения начинается с момента появления переселенческих полисов , выросших в прибрежных зонах Керченского полуострова Крыма и Тамани. Эти апойкии возводились малоазийцами и эллинами с Эгейского моря.

Среди них были демократические республики и полисы с олигархической формой управления. Богатая земля позволяла новоприбывшим грекам заниматься земледелием, разводить скот, рыбачить и, конечно же, торговать с метрополией, соседними племенами и полисами. В городах зарождались объединительные тенденции, которые усиливались под влиянием угрозы нападений варваров-скифов. Пантикапей постепенно приобретал статус столичного полиса .

Если верить античному писателю Диодору Сицилийскому, Боспорское царство существовало с 480 г. до н. э. Им тогда управляли Археанактиды - выходцы с Милета, сумевшие удерживать тираническую власть на протяжении 42 лет, передавая ее по наследству.

Археанактидов сменили Спартокиды, которые возглавляли Боспорское царство почти до I в. до н. э. Как Спарток пришел к власти, историки не знают. Можно только предполагать, что произошли события наподобие переворота. Впрочем, так же можем предполагать, что произошла добровольная передача власти.

Первые властители царства — архонты Боспора. Несмотря на тиранический характер управления, города Боспорского царства, все еще имели некоторые признаки автономии. Это подтверждает информация о существующих там народных собраниях и советах. Кроме того, должности в таких полисах были выборными.

Очередная эпоха Боспорского царства связана с деятельностью Сатира I, Левкона I и Перисада I. Они увеличили территорию державы (в нее входили устье Дона, низовья Кубани и восточная часть Приазовья), покорили Феодосию , а позже — проживающих поблизости синдо-меотов и скифов.

Экономические связи Боспорского царства

Экономика Боспорского царства держалась на торговле. Вначале его полисы сотрудничали с населенными пунктами Малой Азии и греческими островами Средиземноморья. Потом, около V в. до н. э., товары начали возить в Афины. Параллельно шел обмен с зависимыми варварскими племенами.

Скифы, меоты и синды были хорошими поставщиками рабов, а невольники ценились на заморских рынках. Эллада снабжала Боспорское царство винами, оливковым маслом, изделиями, выполненными ремесленниками. Главный товар Боспора - зерно, но, кроме него, на заморский импорт шли рыба, шкуры, шерсть. Все это греки получали благодаря собственному труду и стараниям зависимых варваров, которые продавали продукты земледелия и промыслов. Взамен на эти товары эллины отдавали племенам предметы, изготовленные местными ремесленниками и вещи, доставленные морем.

Боспорское царство также имело торговые связи с Ольвией и Херсонесом, с Южным Причерноморьем и Восточным Понтом.

Ближе к концу VI в. до н. э. в Пантикапее наладили чеканку собственных денег. Позже выпуск монет продолжался, но известно, что в период экономического кризиса III в. до н. э. золото и серебро заменили низкокачественные медные эквиваленты. После реформы Левкона II ситуация стабилизировалась.

Земледелие, скотоводство и ремесла в Боспорском царстве

В государстве, которое активно экспортировало зерновые культуры, земледелию уделяли особое внимание. Сельскохозяйственные округи располагались вокруг городских центров, некоторые земледельцы обитали в деревнях-комах. Немало зерновых выращивалось на скифских участках и на землях синдо-меотов.

Жители античных поселений использовали плужный метод и двупольную систему обработки грунта. У них произрастали такие культуры, как пшеница, ячмень, вика, чечевица, просо. Греки также выращивали зернобобовые, чередуя их со злаками. Ощутимую прибыль приносило виноградарство.

В Боспорском царстве держали крупный рогатый скот, с помощью которого обрабатывали земли.

Ремесленники Боспорского царства достигли высокого уровня мастерства. Особенно в деревообработке и в камнетесном строительстве. Они умели делать корабли, дома, мебель, именную черепицу. Местные мастера искусно обрабатывали металлы, найдено немало железных и бронзовых предметов, сделанных в греческих полисах Боспора.

Не менее поражающими были ювелирные изделия боспорян: украшения, которые крепились на одежду или сбрую, перстни, браслеты и т. д. Много таких вещей найдено в скифских захоронениях. Кроме того, эллины умели ткать, самостоятельно обрабатывали кожу, делали поделки из костей и, конечно же, глиняные изделия. В гончарных мастерских Боспорского царства производилась кухонная утварь, которая распространялась среди греков и представителей подневольных им племен.

Боспорское царство: быт, религия и особенности культуры

Все население Боспорского царства представляло собой три социальные группы: невольники, верхушка и средняя прослойка (крестьяне-общинники, иностранцы, люди, которые не имели рабов). Этнический состав государства был достаточно пестрым, так как в него входили представители варварских племен. Кстати, многие из них умудрялись занимать высокие позиции в обществе.

Количество пахотных земель значительно преобладало над городскими территориями, поэтому среди населенных пунктов Боспорского царства присутствовали не только полисы, но и небольшие деревни, в которых обитали земледельцы.

Города отличались пышностью. Среди них наиболее величественным был Пантикапей: его дома, храмы, общественные здания богато украшались, во время строительства расположенных там сооружений использовались новейшие для того времени технологии, делались искусственные террасы.

Феномен боспорской культуры - художественное ремесло. На предметах, изготовленных в античных полисах, много сюжетов из жизни скифов. Вероятно, вещи делались на заказ и в Боспорском царстве существовала целая школа мастеров, которые занимались такого рода росписями.

О высоком уровне культуры боспорян говорят развитая поэзия и существующее у них театральное искусство, которые не уступало настоящему греческому. Стихи рассказывали под музыку и даже организовывали своеобразные соревнования, в которых побеждал лучший декламатор. В Боспорском царстве любили лирику и танцы, так же, как в средиземноморских городах. С проникновением сарматов там начали прослеживаться элементы традиций кочевого ираноязычного народа.

Жители Боспорского государства почитали богов плодородия. Их божества имели греческое и восточное происхождение. Среди них - Афродита, Аполлон, Астарта, Киберу, Кору, Зевс и т. д. В их честь греки строили храмы, изготавливали скульптуры и статуэтки. На сегодняшний день открыто два религиозных комплекса античных времен: нимфейское святилище Деметры и Апатур в Тамани.

Таким образом, Боспорское царство возникло в V в. до н. э. и просуществовало до последних десятилетий IV в. н. э. Это восемь сотен лет. Оно было основано Археанактидами, но через каких-то 42 года их сменили Спартокиды, которые управляли до I в. до н. э. Сатир I, как и его последователи, включая Перисада I, сумел расширить территории монархии.

С конца IV в. до н. э. важное место в жизни царства занимали варвары. Все закончилось тем, что во II веке до н. э. эллины платили им дань. В конце II в. до н. э. состоялись походы Диофанта и Боспорское царство вошло в состав Понтийского государства. Известно, что этот этап истории монархии ознаменовался экономическим кризисом. Почти все деньги, которые могли пойти на развитие городов, отдавались для борьбы с Римом.

В середине I в. н. э. все изменилось: бывший враг Боспорского государства стал его союзником, хотя так и не смог защитить боспорян от разрушительных набегов гуннов. Несмотря на старания врагов, в этом государстве развивались экономика, культура. В лучшие времена условия жизни боспорских граждан напоминали римские.

INLIGHT


Боспо́рское ца́рство (или Боспор) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей . Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики . Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства . С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в.

Боспорское царство - известно от греко-римских историков.

Летоисчисление. На боспорских монетах можно увидеть даты особой Боспорской системы летоисчисления, по которой точкой отсчёта т. н. Боспорской эры был 297/6 г. до н. э. - это время совпадает со временем правления сыновей Евмела. Но события, которые послужили причиной введения новой системы летоисчисления, едва ли были связаны с самим Боспором. Они, как и сама система (которую мы, таким образом, лишь условно можем называть Боспорской ) были, видимо, отражением нововведений Понтийского царства.

На Боспоре систему ввёл, вероятно, Митридат VI Евпатор , при котором Боспор стал частью всепонтийского государства . Т. о., эта (скорее, Понтийская) эра летоисчисления была создана по образцу (в свою очередь) эры соседнего с Понтом государства Селевкидов, но за начало отсчёта в Понте (и, т. о., на Боспоре) была взята дата на 15 лет позже: Селевкиды считали первым годом - 312 г. до н. э. (по Бикерману).

Такое заимствование, вероятно, отражает интенсивность связей державы Селевкидов с Понтийским царством для IV-III в.в. до н. э., косвенным результатом которого, т. о., и стало впоследствии введение на Боспоре своей системы летоисчисления.

История

Согласно указанию древнего историка Диодора Сицилийского , около 480 г. до н. э. , в Пантикапее к власти пришла династия Археанактидов , видимо, во главе с неким Археанактом. Характер её правления не совсем ясен. Раньше предполагалось, что она могла возглавлять широкий оборонительный союз полисов - симмахию , в который входили все города по обоим берегам Керченского пролива , включая Феодосию . Сейчас учёные склоняются к тому, что власть Археанактидов была тиранической. Во главе объединения стояли тираны Пантикапея из греческого, скорее всего, милетского рода Археанактидов . В состав союза точно входили такие города и поселения, как Мирмекий , Порфмий и Тиритака. Вхождение в него других греческих поселений на Таманском и Керченском полуостровах под вопросом.

После недолгого правления Спартока, и, возможно, узурпации власти неким Селевком (возможно, его имя возникло в результате порчи текста Диодора Сицилийского), к власти пришёл царь Сатир I (433-389 гг. до н. э.), энергично взявшийся за увеличение территории своего государства. Его дело продолжили Левкон I и Перисад I (348-311 гг. до н. э.) - правители IV века до н. э., с именами которых связан период наивысшего расцвета Боспора.

Расширение владений Спартокиды начали, видимо, с присоединения Нимфея, по некоторым данным, входившего в Афинский морской союз . В городе находился представитель Афин , которого, по данным оратора Эсхина звали Гелон. По утверхдению Эсхина , последний передал власть над городом Боспорским тиранам, а сам получил за это в управление городок Кепы . Последнее может косвенно указывать на то, что Таманский полуостров в это время уже входил в состав Боспорского государства. Впрочем, учитывая, что целью Эсхина было опорочить своего политического противника Демосфена , данные здесь могут быть не слишком точными. В любом случае, Нимфей вошёл в состав государства без боя.

Драматичнее сложилась борьба за Феодосию , метрополией которой, как и Пантикапея, был Милет. Феодосийский крупный порт находился относительно далеко от основных центров государства и пользовался поддержкой Гераклеи Понтийской - города на южном побережье Чёрного моря. Боспорское войско потерпело поражение, в немалой мере - из-за военных хитростей, применённых гераклейским стратегом. В результате гераклейские войска высаживали десанты непосредственно на территории Боспорского царства. Судя по огромному импорту амфор с вином из Гераклеи Понтийской в первой половине IV в. до н. э., отношения нормализовались довольно быстро. Видимо, в середине 80-х годов IV в. до н. э. Феодосия вынуждена была покориться, и Спартокиды стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии». Победа над Феодосией означала присоединение территории всего Керченского полуострова. Затем Спартокиды обратили взоры на восточное побережье Керченского пролива. Левкон сразу после победоносной Феодосийской кампании, разгромив стремительным броском из-под Феодосии Октамасада, сына синдского царя Гекатея, стал обладателем во второй половине 80-х гг. IV в. до н. э. новых земель с синдским населением и Фанагории. Результатом всех этих завоеваний было приобретение Спартокидами новых портов и торговой монополии, обширных плодородных земель и права хлебного экспорта. Олицетворением мощи государства, его политической зрелости и международного признания стало появление царского культа , связанного с именем Перисада I.

После смерти Перисада разгорелась борьба между его сыновьями Сатиром, Пританом и Евмелом. Она продемонстрировала, с одной стороны, нарушение традиции престолонаследия Спартокидов, которая заключалась в участии двух старших сыновей в управлении государством сначала совместно с отцом, а после смерти его в соправительстве двух братьев до смерти одного из них, с другой - необходимость для боспорских династов в своей политике учитывать ситуацию, сложившуюся в племенном мире Северного Понта и Приазовья . Евмел, младший из братьев, претендуя на престол, выступил против двух старших. Военные действия разгорелись, вероятно, в районе Прикубанья. В армии Сатира, а после его гибели - Притана, помимо наёмников, важной силой были союзники - скифы. Евмел опирался на превосходившее численно противника войско местного племени фатеев , обитавших на азиатском Боспоре. Победивший Евмел жестоко расправился с противником. Во время своего короткого правления (309- гг. до н. э.) он боролся с пиратством и поддерживал дружественные отношения с причерноморскими греческими городами. Особое внимание боспорских царей к понтийским делам было отнюдь не случайным. Оно отвечало изменившейся ситуации в этом регионе в связи с начавшимися передвижениями скифов и теснивших их с востока сарматов .

Но связи с Афинами не прерывались: за хлебный дар в 77 тыс. литров афиняне дважды отправляли на Боспор посольство с благодарностью. Источники свидетельствуют о политических связях Спартокидов с Афинами, Дельфами , Делосом , Милетом , Египтом . Ещё более тесными стали контакты с Южным Понтом .

Римляне вручили власть над Боспором Фарнаку, назвали его своим «другом и союзником», но просчитались: Фарнак объявляет себя «царём царей» и желает расширить свои владения за счёт самого Рима. В качестве наместника на Боспоре он с 48 г. до н. э. оставляет Асандра. Но тот успешно отвоевал престол, разгромив в 47 г. до н. э. сначала Фарнака, а затем Митридата II, после чего женился на дочери Фарнака Динамии и с 46 г. до н. э. единолично стал править на Боспоре. С его деятельностью до 20 г. до н. э. связывают постройку оборонительных укреплений (так называемый Асандров вал, видимо, отделивший Керченский полуостров от остальной части Крыма) для защиты от соседних племён, большие восстановительные работы, активизацию морских сил, успешную борьбу с пиратами.

После длительных войн, разорений и опустошений при Асандре, но особенно при сыне его Аспурге положение на Боспоре стабилизируется. Начался период нового, вторичного расцвета, охвативший I - начало III в. н. э. При Аспурге возросла территория государства за счёт временного присоединения Херсонеса . Царь вёл успешные войны со скифами и таврами. В г. он получил звание «друга римлян» и добился у римлян права на боспорский престол. На его монетах были портреты римских правителей. Боспор в глазах римлян был источником хлеба, сырья и важным стратегическим пунктом. Рим стремился поставить на его престоле своих приверженцев, держал там свои войска. И всё же степень зависимости не была всегда одинаковой и такой, какой желали этого в Риме. Уже сын Аспурга Митридат вёл войны с римлянами. Но в годы правления его брата Котиса I ( - гг.) окрепла связь с Римом. С конца I в. Рим всё больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. При Рескупориде I и Савромате I строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Савромат I и Котис II одерживают победы над скифами. При Савромате II ( - гг.) боспорский флот очищает от пиратов южные берега Чёрного моря. Совместные военные действия с соседями должны были усилить независимость Боспора от Рима.

При Спартокидах в городах Боспора расцветает и ремесленное производство. В Фанагории, Горгиппии и других городах существуют небольшое мастерские и крупные эргастирии , где применяется труд рабов.

См. также

Примечания

Литература

  • Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство, М. - Л., 1949
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Л., 1981
  • Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Л., 1925
  • Сапрыкин С. Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М.: Наука, 2002 (ISBN 5-02-008806-4).
  • Зубарь В. М., Русяева А. С. Боспор Киммерийский. Киев, 2004
  • Молев Е. А. Эллины и варвары на северной окраине античного мира. М., 2003
  • Молев Е. А. Политическая история Боспора VI-IV вв. до н. э. Н. Новгород, 1998
  • Молев Е. А. Боспор в эпоху эллинизма. Н. Новгород, 1995
  • Болгов Н. Н. Закат античного Боспора. Белгород, 1996
  • Боспорские исследования. Симферополь-Керчь, 2004-… (тт. I-XXI)
  • Фролова Н. А. Монетное дело Боспора. Тт. 1-2. - М., 1997
  • Алексеева Е. М. Античный город Горгиппия. М., 1997
  • Блаватский В. Д. Пантикапей. М., 1964
  • Голенко В. К. Древний Киммерик и его округа. Симферополь, 2007
  • Кобылина М. М. Фанагория. М., 1956
  • Коровина А. К. Гермонасса. Античный город на Таманском полуострове. М., 2002
  • Масленников А. А. Эллинская хора на краю Ойкумены. М., 1998
  • Яйленко В. П. Тысячелетний Боспорский рейх. История и эпиграфика Боcпора VI в. до н. э. – V в. н. э. (М., 2010)
  • Парфенов В.Н. 2007: Флавии и Боспор. К вопросу о римском «либерализме» // Из истории античного общества. Сб. науч. тр. к 60-летию проф. Е. А. Молева. Вып. 9-10, 166-181.
  • Соколов Г. И. Искусство Боспорского царства. М., 1999
  • Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. Киев, 1961
  • Цветаева Г. И. Боспор и Рим. М., 1979
  • Кругликова И. Т. Сельское хозяйство Боспора. М., 1975
  • Масленников А. А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н. э. М., 1981
  • Масленников А. А. Население Боспорского государства в первые века н. э. М., 1990
  • Зеест И. Б. Керамическая тара Боспора. М., 1960
  • Борисова В. С. 2006: Становление государственности Боспора в VI-IV вв. до н. э. Авт. дисс… к.и.н. Нижний Новгород.
  • Завойкин А. А. 2007: Образование Боспорского государства: археология и хронология становления территориальной державы. Авт. дисс… д.и.н. Москва.
  • Шевченко О. К. (Симферополь) Сакрализация Перисада I - коллизии историографии // Сакральное и власть в античности. - 2010-2011.- №.1
  • Шевченко О. К. Герои. Цари. Боги. (Античный Крым в контексте Евразийской цивилизации) / монография из Серии «История и Философия власти».- Симферополь: Электронное издание К. О. Ш., . - Симферополь, 2011. - 122 с
  • Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис . - Одесса: Ярослав, 2006. - 206 с. - ISBN 966-8057-73-2

Ссылки

Боспорское царство возникло в V веке до н. э. в результате объединений греческих городов-колоний (Фанагория, Горгиппия, Кепы, Патус и др.) под властью наследных правителей Боспора из рода Археанактидов (480-438 до н. э.). Столицей Боспорского царства стал город Пантикапей (ныне Керчь). Наибольшее расширение территоррии Боспорского царства происходило во времена правления династии Спартакидов , возникшей от первого архонта Боспорского царства Спартока I (438 до н. э.-433 до н. э.)

В произведениях античной греческой литературы известно имя Пардокас – Παρδοκας - скиф-полицейский из комедии Аристофана. Историк Бледйз читает скифское имя Пардокас, как Спардокас - Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος , и считает это имя тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

В годы правления архонта Боспора Сатира I (407-389 гг. до н.э.) к Боспорскому царству были присоединены земли юго-восточного побережья Крыма, города Нимфея, Гераклея, Феодосия. Наследники династии Спартокидов стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии» с 349 года до н.э.

В годы правления Боспорского царя Левкона I (389 -349 г.г. до н.э.) Боспорскому царству удалось подчинить местные племена, живущие на побережье Миотиды (Азовское море) и на берегах Таманского полуострова. Царь Левкон I, стал именоваться «басилевсом всех Синдов и Меотов, архонтом Боспора и Феодосии».

По берегам Миотиды (Азоское море) жили миоты, сарматы и синды. Синдикой, то есть землёй синдов именовались земли бассейна реки Кубань и часть Северного Причерноморья. Название реки Кубань происходит от древнегреческого слова «Гопанис» (Гипанис) – «конская река», «буйная река».

С конца II века до н. э. Боспорское государство присоединилось к Понтийскому царству (Pontus), занимавшему в 302 – 64 г.г. до н.э. обширные территории на южном берегу Чёрного моря в Малой Азии.

Расцвет могущества Боспорского государства связывают с именем Понтийского , правившего в 121 - 63 до н. э.

Поверив в своё могущество и непобедимость своей армии, Митридат IV Евпатор начал воевать с Римской империей.
В результате трёх Митридатовых войн с Римом (89-84гг.; 83-81гг.; 74-64 гг. до н.э.) Боспорское и Понтийское царства были включены в состав Римской империи и стали восточными римскими провинциями в 64 году до нашей эры.

В конце IV веке до н.э., в Боспорском царстве начались жестокие междоусобные войны между его сыновьями Перисада I. В борьбе за царский престол царевичи Сатир, Евмел и Притан вовлекли жителей боспорских городов и племена кочевников в кровопролитныю междоусобную войну. Территорией боевых действий стало все Прикубанье, а возможно, и Нижний Дон.

Басилевсом (царём) всех Синдов и Меотов с 310 до н. э.-304 до н. э. стал архонт Боспора и Феодосии Евмел , сын Перисада I.
Воцарившись на боспорском престоле, он вынужден был смириться с присутствием римских войск в некоторых городах. Последующие полтора века стали временем относительной стабильности и спокойствия в Северном Причерноморье, эпохой экономического расцвета боспорских городов, эпохой их постепенного заселения сарматами. Знать сарматов и рядовые кочевники-сарматы стали поселяться в боспорских городах. Некоторые из сарматов смогли достичь высоких постов в боспорской администрации, например, сармат Неол стал наместником в Горгиппии.

В конце II и первой половине III вв. н.э. большинство городских должностей в Танаисе занимали не греки или потомки греков от смешанных браков. Изменились имена правящих династий Боспора, среди Боспорских царей известны правители, носившие имя Савромат (Сармат)

Боспорское государство просуществовало до IV века н.э. и пало под натиском нашествия гуннов.

Можно кратко определить девять основных периодов античной истории Боспора:

Греческая колонизация и ранняя история Боспорского царства


Конец VII в. до н.э. - 480/79 г. до н.э. - период появления греков на берегах , установления и развития связей греческих колонистов с местными племенами, время относительно мирных и стабильных взаимоотношений в Крыму и Причерноморье. К моменту появления древнегреческих переселенцев на северных берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря), скифы уже были полноправными хозяевами Причерноморских степей. О борьбе скифов с родственными племенами - киммерийцами или о сражении скифов, вернувшихся из военного похода, с сыновьями слепых рабов, происходившем в Восточном Крыму, напоминают лишь смутные скифские предания. Однако, в освоении греческими колонистами района Боспора Киммерийского (Керченского пролива) скифские племена сыграли весьма существенную роль.

Греческие переселенцы на стадии освоения берегов Боспора Киммерийского (Керченского пролива) , основании здесь нескольких колоний (апойки) установили достаточно тесные взаимоотношения с соседними местными племенами.

Сегодня существуют веские доказательства того, что греческое проникновение в Северо-Восточное Причерноморье и Приазовье началось ранее рубежа VII-VI вв. до н.э. Археологические м атериалы из древнего поселения, расположенного около современного Таганрога - порта на берегу Меотиды (Азовского моря) и, как представляется, полностью разрушенного морем, позволяют считать, что греческое поселение было образовано в третьей четверти VII в. до н.э . Существует гипотеза, что таганрогское поселение носило название Кремны (греч. Κρημνοὶ ), упоминаемое у античных авторов. Из сообщений Геродота о Кремнах известно, что к городской гавани пристали корабли с амазонками. Вот как это описано в «Истории» Геродота в книге четвертой -«Мельпомена»:

Эллины вели войну с амазонками (скифы называют амазонок «эорпата», что по‑эллински означает мужеубийцы; «эор» ведь значит муж, а «пата» – убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.

В VII веке до н.э. в Северном Причерноморье существовала лишь одна греческая колония - Борисфен (др.-греч. Βορυσθενιδα - Борисфенида, в честь бога реки Днепр ), располагавшаяся на черноморском острове Березань.


Большая часть античных греческих поселений на берегах Керченского пролива возникло позднее - первой половине VI века до н.э. Почему ранее первой половины VI века до н.э. греческие мореплаватели в район Боспора Киммерийского (Керченского пролива), и колонисты не основали здесь ни единой колоний-апойкий ? Возможно, это было связано с более безопасным и ранее освоенным морским путём вдоль западного побережья Понта Эвксинского. С развитием судостроения древние греки освоили и восточное побережье Понта, и открыли путь в Колхиду, расположенную на кавказском побережье и путь в Миотиду, открывший древним грекам новые торовые возможности с Великой Скифией.

На сравнительно небольшой территории Боспора Киммерийского было основано множество сравнительно крупных греческих поселений, в других местах Северного Причерноморья просто не существует такого количества греческих колоний. Среди колоний-апойкий известны Нимфей, Гермонасса, Кепы, Синдская Гавань или Горгиппия, город-государство Пантикапей (Керчь), другие поселения известные по письменным и археологическим источникам, возникшие в результате внутренней колонизации Причерноморья, такие «малые» боспорские города, как Мирмекий, Тиритака, Порфмий и др.


Весьма показательно, что ранние поселения европейской части Боспора Киммерийского были довольно крупными образованиями, вскоре превратившиеся в города или небольшие приморские городки.

Можно считать, что все отмеченные особенности освоения греками берегов Керченского пролива были связаны с выгодами торговли, близостью торговых путей от Боспора Киммерийского к Предкавказской Скифии, и возможностью зимнего передвижения товаров и групп кочевых скифов через замерзший Керченский пролив.

Развитие торговли жителей Боспора и греческих колонистов с Великой Скифией, древними греками Меотиды и передвижение большого потока различных племён способствовали демографическому росту народонаселения на Боспоре в это время. Зимние переправы царских скифов из Тавриды на зимние пастбища в Прикубанье, создавали угрозу греческим поселениям, не способным защититься от грабежей кочевников. Несомненно, торговый перекресток Боспора Киммерийского был для греческих колоничстов не только очень выгодном, но и опасном, так как, боспоряне не смогли создать вокруг своих городов системы сельскохозяйственных поселений подобной той, которая сложилась в Ольвии. Небольшие поселения боспорян на пути передвижения варварских племён, разумеется, были слишком уязвимыми.

Некоторые исследователи указывают, что подобная система расселения была характерна только для Керченского полуострова , тогда как на Тамани во время археологических разведок зафиксировано немало сельских поселений, относящихся к архаичному времени . Такое положение, казалось бы, противоречит гипотезе о периодических передвижениях кочевников через этот район. Однако это не совсем так, поскольку на всех архаических поселениях Таманского полуострова, на которых проводились археологические раскопки (таких, к сожалению, очень немного), получены убедительные данные, позволяющие судить об их сезонном, временном характере. К тому же, если следовать традиционному представлению, что Тамань в древности представляла дельту Кубани, состоящую из серии островов, то сами географические условия местности могли представлять для греков защиту от нападений кочевников, по крайней мере, на летний период, то есть на время проведения полевых работ.

Реальность ледовых походов скифов и их влияние на ход греческой колонизации некоторыми исследователями в последние годы подвергается большим сомнениям. Основанием для таких сомнений признается трудность или даже практическая невозможность переправы через большие водные пространства, скованные льдом. Действительно, пройти четыре километра по льду Керченского пролива в районе переправы было делом нелегким , но, как представляется, вполне осуществимым. В качестве аналогии рассказу Геродота можно привести свидетельство турецкого путешественника Эвлии Челеби, путешествовавшего по Крыму в 1641-1667 гг., и вместе с отрядом паши, а также многочисленными купцами и паломниками, совершившего переправу через Керченский пролив с таманской стороны на крымскую . Путешественник красочно описал трудности, связанные с этой переправой, но для турок она завершилась вполне успешно.

Ещё один пример перехода по льду Керченского пролива относится к более позднему времени. По свидетельству очевидца, зима 1839-1840 г. выдалась очень суровой, в результате этого Керченский пролив покрылся льдом, и сообщение между двумя его берегами осуществлялось на санях.

В общем, переправы через замерзшие водные пространства для кочевников не были исключительным явлением. Для того, чтобы неподкованные лошади не скользили по льду, могли использоваться самые простые средства (к примеру, разостланная солома), наконец, можно было передвигаться по снегу, а не по открытому льду. Все эти соображения позволяют с полным доверием относиться к сообщению Геродота о зимних переправах скифов через замерзший пролив , признавая их одним из важнейших факторов местной демографической ситуации во время греческой колонизации.

Сталкиваясь с греками на Боспоре Кемеррийском, кочевники или номады (от греч. nomados – кочующий), как представляется, не использовали эту территорию в экономическом отношении, а лишь рассматривали её как удобную возможность для переходах на Кубань, в Предкавказские степи.

Такое соседство могло создавать немалые трудности для обеих сторон, как для кочевников, так и ещё в большей степени для земледельцев. С одной стороны, соседство кочевников с земледельцами таило в себе возможность возникновения взаимной вражды, конфликтов и т.д., но и во избежание их, приводило враждующие стороны к заключению всякого рода договоров, соглашений и пр. В такой ситуации грекам необходимо было научиться договариваться с кочевниками-варварами, и они в совершенстве овладели этой наукой. По одной из версий, сохранившейся в древней письменной традиции, место для основания Пантикапея было получено от скифского царя

Существуют веские основания считать, что, несмотря на соседство с номадами (от греч. nomados – кочующий), боспорские колонии первоначально существовали в относительно мирной, благоприятной обстановке. Однако в середине VI века до н.э. или немного ранее или чуть позднее на греческих поселениях фиксируются определеные негативные явления, вероятно связанные с ухудшением взаимоотношений с местными племенами. Это прежде всего демонстрируют слои крупномасштабных пожаров, открытые в Кепах, Мирмекии и Порфмии.

Таганрогское поселение - Кремны - прекратило своё развитие приблизительно в это же самое время. Необходимо подчеркнуть также, что в Мирмекии и Порфмии были обнаружены остатки ранних фортификационных систем, относящихся ко второй половине VI в. до н.э. В настоящий момент они являются самыми ранними оборонительными сооружениями, открытыми на древнегреческих памятниках северного берега Чёрного моря.


Результаты современного археологического изучения позволяют считать, что почти все греческие поселения первоначально имели довольно примитивный облик, поскольку были застроены заглубленными в землю жилыми и хозяйственными конструкциями (полуземлянками) . Как представляется, стадия земляночного домостроительства заканчивалась через 70-80 лет после основания поселения . Лишь тогда все полуземлянки засыпались грунтом и на их месте возводились наземные здания с внутренними дворами, улицы с тротуарами и т.д.

Создание урбанистической структуры следует трактовать как важный показатель завершения периода адаптации колонистов к местным непростым климатическим, экологическим и демографическим условиям. С этого времени и приблизительно до конца первой четверти V в. до н.э. боспорские колонии находились на пике развития и процветания.

Правление Археанактидов на Боспоре


Второй период истории Боспорского царства с 480/79 - 438/37 гг. до н.э. является периодом дестабилизации, усиления агрессивности скифов, вызванной, очевидно, вторжением новых кочевнических орд с востока (царских скифов). Это время войн и междоусобных столкновений, ответом на которые со стороны боспорских греков стало создание оборонительного союза во главе с Археанактидами.

О правлении Археанактидов на Боспоре (480/479 - 438/437 гг. до н.э.) мы знаем из единственного сообщения историка Диодора Сицилийского . Однако археологические материалы позволяют считать, что это было время заметной нестабильности в степях Северного Причерноморья, связанной с усилением скифской агрессивности. Такое развитие военно-политической ситуации может быть объяснено по-разному.


Поход Дария I против скифов

Некоторые исследователи связывают усиление агрессивности скифов с их победой в войне с царём Персии Дарием I , происшедшей между 515 и 512 гг. до н.э. Дестабилизация обстановки на была вызвана продвижением новых скифских племён с востка Евразийских степей приблизительно в конце VI в. до н.э. . Эти «новые номады» (от греч. nomados – кочующий), с археологической точки зрения имели культуру, в некоторых чертах отличную от культуры времени скифской архаики, но эти различия не рассматривались греками, как значительные, во всяком случае, греки распространили этноним «скифы» и новых пришельцев-кочевников. Есть основания считать, что новых пришельцев греки стали называть «царскими скифами».


Повидимому, появление новых групп кочевников стало причиной нарастающей военной напряженности на севере Припонтиды (Причерноморья) , зафиксированной всеми имеющимися источниками. Междоусобные войны, разразившиеся в это время в степях, к концу первой трети V в. до н.э. стали всеохватывающими. В результате происшедших изменений греческие государства региона оказались в очень сложной ситуации, многочисленные сельские поселения Нижнего Буга и Днестра прекратили своё существование. Следы пожаров были открыты археологами на многих боспорских поселениях, и в некоторых из них были обнаружены остатки некогда возведенных против кочевников оборонительных сооружений, Их находят на территории Пантикапея, Мирмекия, Тиритаке, Порфмии, Фанагории и др.


В такой непростой ситуации в 480/479 г. до н.э. боспорские полисы , как можно предполагать, объединились в оборонительный союз во главе с Археанактидами - первая известная династия царей Боспорского (Приазовского) царства 480 - 438 гг. до н.э. Объединенными усилиями они смогли противостоять скифскому нашествию.

Долгое время считалось, что для защиты от нашествия скифов из степей при Археанактидах был возведён вал, отсекавший восточную часть Керченского полуострова, вошедший в научную литературу под названием Тиритакского (см. на карте), но современные исследования заставляют относиться к данной гипотезе с очень большой осторожностью.

Вне зависимости от этого, важным результатом успешного противостояния боспорян скифскому натиску стало прекращение регулярных передвижений кочевников через замерзший пролив, которые, как представляется, были основным фактором демографической ситуации на Боспоре во время греческой колонизации.

Оборонительный союз Археанактидов вряд ли можно понимать как единое государство или даже державу. Греческие полисы в его структуре, скорее всего, сохранили свою автономию, на что может указывать факт монетной чеканки Нимфеях и Фанагории , осуществлявшейся, правда, в более позднее время.


Немалое значение для понимания исторической ситуации имеют также курганы местной знати, которые приблизительно с середины V в. до н.э . стали возводиться около Нимфея, Пантикапея, Фанагории, Кеп и Гермонассы. Эти памятники имеют принципиальное значение для понимания специфики истрического развития Боспора, и Дж. Бордман не без основания писал, что научный интерес к боспорским колониям в немалой степени объясняется их близостью к богатейшим скифским курганам. Следует подчеркнуть, что прочная традиция совершения такого рода погребений на Боспоре сложилась именно при Археанактидах. Имеющиеся материалы, таким образом, дают основания предполагать, что внутри союза Археанактидов боспорские колонии-апойкии сохранили определенную степень независимости.

Ранние Спартокиды Боспорского царства

Боспорское царство и падение Великой Скифии