26.04.2021

Почему школьные знания не нужны в жизни. Нужны ли нам школьные знания


Прощать и не судить других.
Все прописные истины мы слышим и впитываем с детства, но не осознаём. Главное, что я поняла к тому возрасту, в котором нахожусь - нужно уметь прощать, но прощать искренне, не со всей этой шелухой, когда ты демонстративно отпускаешь, но носишь в себе комок почти не осознаваемой обиды, поступив так из благородства или позерства. Прощать для себя самого, даже если это нелогично по ситуации.

Для тех, кто не задолбался читать мемуарные истории:
В школе у меня была лучшая подруга. Эта дружба была для меня всем, этот человек сконцентрировал в себе всю мою вселенную - так не любят парня или родственников. Это была дружба и солидарность в лучших проявлениях!
Она была самой красивой девочкой в параллели, а я так себе. Я постоянно влюблялась, а она ни к кому ничего не испытывала. Она всем нравилась, а в меня влюблялись мальчики, предпочитающие топовым персонажам изюминку (минутка самоиронии:)). Но нам никогда это не мешало - я была умной и сильной, а она украшением и душой этой дружбы.
Однажды я влюбилась со всеми полагающимися первой любви терзаниями, потому что он был просто приятелем. Она ходила на свидания, вежливо закругляя это общение, пока не переросло, потому что не влюблялась. Так мы прожили пару лет до выпускного.
На выпускном я подошла к ресторану, где мы договорились встретиться. Я, конечно, сходила с ума, потому что моя любовь пошла на выпускной с другой, но спасало, что подруга всегда была рядом и обязательно должна была поддержать в этот вечер.
И тут я увидела.
Увидела, как она идёт мимо ресторана с парнем, даже не бросив мне "привет". За весь выпускной ни одного слова, ни взгляда в мою сторону. Она вся была поглощена своим спутником, и было ясно, что это дело не одного дня. Эти отношения зрели и развивались всё то время, что я делилась с ней своими эмоциями, выворачивалась наизнанку, а она расспрашивала, слушала и никогда даже не намекала, что у неё есть к кому симпатия.
Внешне я вела себя адекватно, но внутри была подростковая буря во всей красе) Не знаю, как вообще это пережила. Для меня это было предательством, и причина не юношеский максимализм, а искренняя вера в человека, который так просто продемонстрировал недоверие и расставил приоритеты.
Мы не общались после этого выпускного 6 лет.
А потом я увидела в вк фотографии с их свадьбы.
И к тому моменту прошло столько лет, я побывала в таких разных отношениях, что вдруг ощутила то тепло, которым были наполнены когда-то наши с ней. И просто в память об этом я написала "Поздравляю, я действительно счастлива за вас"
Пришло понимание, что её поведение было попыткой сохранить то хрупкое, ещё неуверенное, но очень настоящее их чувство - и она защищала как могла! И меня отпустило. Через 6 лет!
Она мгновенно ответила мне, мы переписывались всю ночь, а потом встретились. Мы обе заплакали, как дуры. Я сама попросила прощение и сказала, что меня душит эта глупая обида и что я так счастлива видеть её счастливой, что остальное не имеет значение. И это было правдой, к моему большому удивлению!
После мы виделись редко, потому что было странно и потому что взрослая жизнь.
А ещё через год она родила от него сына.
И ситуация повторилась.
Каждый раз, видя, что она не просто разменяла меня по мелочам, а собрала свою жизнь благодаря этому, в сущности, глупому и мелкому поступку на выпускном, я не могла злится или упрекать. Мне всё стало предельно ясно. И ясно выступил мой же эгоизм.
Когда я впервые взяла на руки этого малыша, то была счастливее молодых папаш)) с той минуты я стала тётей, приходящей с подарками, часами болтающей на кухне о былых временах; тётей, гуляющей по парку с коляской, тётей, которую малыш любит так же сильно, как когда-то полюбила его мама и выбрала себе из всех других одноклассниц.
Недавно я играла с ним - какой же он уже большой! - и подруга смеясь сказала: "Господи, ты одна так его можешь занять, ты одна так с ним ладишь, как ты это делаешь? Хотя...это же ты! Мне так тебя не хватало все эти годы. Пожалуйста, не уходи больше никогда. Спасибо, что вернулась"
И я не знала, что ответить, потому что во мне было столько восторга от этих слов! Мой первый в жизни настолько дорогой человек признался, что мы друг другу нужны, по-настоящему, не в школе, а во взрослой жизни.
В общем, две взрослые тётки плачут и гогочут вместе, гораздо раскованнее, чем когда-то, обсуждая свою жизнь.
И вот это ценнейшее чувство - прощение за большую боль - я в себе лелею. Перестала обижаться на людей и стала намного честнее говорить о чувствах. Это помогло расстаться с бывшим без скандалов, не нагонять ерунды с друзьями. Но самое главное - я простила сама себя! За эгоизм, ошибки, прошлые обиды. Оказалось, что простить себя труднее всего, и сделать это мне помогла она - та самая подруга, через прощение которой я поняла, что у каждого свои мотивы и свой способ строить счастье, это не всегда означает, что мир, вращающийся вокруг тебя, кто-то целенаправленно предал и разрушил.

Просмотры: 21 041

Мы все когда-то ходили в школу. Вспомните, каким трогательным и волнительным было поступление в первый класс. Мы надевали школьную форму и с гордо поднятой головой несли букет своей первой учительнице.

Школа в нашем понимании была чем-то новым, неизведанным и безумно интересным. Приступив к обучению, мы прощались с детством и начинали нелегкий путь во взрослую жизнь. Мы были слишком малы, да и выбора другого не имели. Поэтому школьную жизнь представляли в ярких красках. Родители радовались не меньше нашего, ведь предполагалось, что школа заложит основной фундамент знаний, так необходимый в будущем. К тому же на ближайшие 9-11 лет дети пристроены. При этом мало кто задумывается, что современная система школьного образования не сохраняет у детей интерес к знаниям и не учит самостоятельности. Зато отлично формирует зависимость и безразличие. Так, отсидев свой срок за школьными партами, мы еще на пять лет идем в ВУЗы. Получив долгожданный диплом об образовании, выходим на свободу и с разочарованием осознаем, что большая часть наших знаний не применима в жизни. Оценки, бывшие когда-то смыслом жизни, кроме нас самих, никому не интересны. А ведь чтобы их заслужить, мы потратили целых пятнадцать лет. Постепенно с помощью проб и ошибок мы становимся мудрее, обретаем уверенность в себе и готовы преодолеть очередную порцию препятствий. При этом редко кто задумывается, что многих жизненных трудностей могло и не быть, если бы о них нам рассказывали в школе.

Чему нас учат в школе

Как часто взрослые люди пользуются знаниями, полученными в школе или университете? Да, изучали много разных предметов, писали контрольные, сдавали экзамены. Однако мало кто сможет доказать теорему, решить задачу по химии, назвать столицу Мадагаскара или свободно говорить на иностранном языке. А математика – это вообще отдельная тема. Для многих людей логарифмы и интегралы так и остались загадкой, словно древние письмена индейцев майя. Не менее печально обстоят дела и у нынешних школьников. Спросив любого ребенка, для чего он ходит в школу, мы вряд ли получим внятный ответ. Большинство детей честно признаются, что не знают или скажут: «Потому что все ходят». А на вопрос: «Чему вас там учат?», школьники стандартно отвечают: «Читать, писать, считать». При этом многие родители могут научить ребенка этому всего за несколько месяцев. Даже если это делает только школа, обучение не должно затягиваться на долгие годы.

По мнению большинства, изучение математики способствует развитию логического и абстрактного мышления. Поэтому данному предмету отдают огромное количество часов учебной программы. Безусловно, умножение, решение уравнений и задач заставляет мозг работать. Но разве только точные науки развивают гибкость ума? Чем не подходят рисование, музыка, литература? Художник мысленно представляет рисунок, просчитывает пропорции и расстояния, силу нажима кисти и насыщенность цвета. Музыкант, синхронизируя композицию с текстом, помнит ноты, аккорды, выдерживает необходимые паузы и одновременно регулирует силу нажима на инструмент. Поэт в своих стихах создает яркие образы, которые лишь намекают на отдельные качества реальных объектов. В своей деятельности эти люди не используют математических вычислений. Однако добиваются отличных результатов. В реальной жизни много ситуаций, которые требуют поиска решений и анализа, но не относятся к точным наукам.

Гало-эффект

У каждого из нас были «успевающие» и «отстающие» одноклассники. В большинстве случаев такое клеймо приклеивается еще в младших классах и от него очень трудно избавиться. Учителя полагают, если ребенок успешен в математике, то и остальные предметы ему легко даются. И наоборот, ученика, получившего пару раз плохую оценку, считают ленивым или не способным к обучению. Такое явление называется гало-эффект. Иными словами – ошибочное первое впечатление одного человека о другом или о какой-то ситуации. Например, люди неверно полагают, что талантливый певец сможет также хорошо руководить банком, а известный спортсмен станет отличным политиком. Или человеку, мечтающему водить автомобиль, рекомендуют научиться ездить на велосипеде. Вполне естественно, когда мы успешны в одном, но не разбираемся в другом. А если хотим чему-то научиться, то и нужно этому учиться, развивая свои способности. Петь, рисовать, свободно владеть иностранными языками. И школьная математика, якобы развивающая абстрактное мышление, в этом точно не поможет. Получается, что мы вынуждены считать логарифмы, лишь потому, что они прописаны в школьной программе. Каким образом эти математические вычисления пригодятся нам в повседневной жизни?

Зачем мы ходим в школу

Нам твердят, что школьные знания нужны при поступлении в университет. Тогда почему все старшеклассники посещают подготовительные курсы или занимаются с репетиторами? Да и окончив университет, мы не можем найти работу, потому что нет опыта. Или еще хуже — наша профессия за время обучения в ВУЗе перестала быть востребованной. Исключением являются люди, которые остаются в институте в качестве аспиранта или преподавателя. А как быть тем, кто хочет трудиться в офисе? Получается, что школа и университет не дают нам знаний, нужных для реальной жизни. Зато постоянно устраивают их проверку: контрольные, срезовые работы, зачеты, экзамены. Школа не стремится дать образование всем ученикам и проявляет дискриминацию, разделяя детей на «способных» и «тупых». Учеников превращают в послушных рабов, а детей, не желающих слушаться, делают неудачниками.

В системе образования самое главное – получить оценку за единственно правильный ответ, а не знания. При этом в современном мире просто нереально выжить, имея один вариант решения проблемы. Ученики настолько увлекаются гонкой за оценками, что уже после выпускного бала не могут ответить на элементарные вопросы из школьной программы. Многие заявляют, что школа учит нас учиться. Конечно, она дает определенные знания, учит думать, но никак не учиться. Школьная программа не способствует саморазвитию и самообразованию, то есть личностным качествам, позволяющим достичь успеха в жизни. Система образования уничтожает творческие способности каждого ребенка, делая школьников одинаковыми роботами. При этом школа – очень удобное учреждение для любого государства. Она контролирует детей, формирует инстинкт подчинения и позволяет навязать политику страны. В будущем такими людьми легко управлять. Многие государства даже издают свои учебники истории, в которых трактуют события в выгодном свете, учитывая мнение и интересы правящей элиты.

Система образования сформировалась несколько столетий назад. Со временем ее немного подкорректировали, но в целом оставили неизменной. Конечно, школа и университет являются важной частью жизни человека. Однако мы получаем знания актуальные, в лучшем случае, для прошлого века, но не для XXI столетия. Школа учит нас жить в несуществующем мире. Сегодня нам не нужны оценки. Нам необходимы ответы на вопросы о трудностях и обстоятельствах современной жизни. Теоретические знания, которыми забивают наши головы, не применимы на практике примерно в 80% случаев. В результате мы видим массу несчастных людей, которые не могут правильно организовать свою жизнь, потому что их этому не учили. При этом в обучении кардинально ничего не меняется. Да, строят новые школы, принимают на работу талантливых педагогов, уменьшают количество детей в классах, но это не приносит положительных результатов. Поскольку сама система образования остается неправильной. В итоге и ученики забиты этой системой и учителя, которым также регулярно устраивают проверку знаний и переаттестацию педагогического состава. Перед контрольными и экзаменами дети пребывают в стрессовом состоянии, так как боятся получить плохую оценку. Так зачем им этот стресс? Или попорченные нервы кому-то помогают в реальной жизни?

Какие знания нужно давать в школе

Нередко в СМИ появляется информация о том, что школьники или студенты не знают законов термодинамики, не могут решить уравнение с тремя неизвестными. При этом редко кто вспоминает бездарную систему образования, которая серьезно отстает от современной жизни. Мир меняется очень быстро, поэтому и знания должны соответствовать действительности. У каждого человека при рождении есть свой творческий потенциал, который школы и университеты расходуют впустую, уравнивая нас по интересам. Ведь для того, чтобы жить полноценной жизнью, совсем не обязательно помнить наизусть материал из школьной программы. Есть более важные вещи, которые действительно пригодятся в жизни. Насколько бы полезнее было ходить в школу, если бы там решались жизненные задачи.

Например, на математике можно посчитать реальную зарплату, которую получает человек. Поскольку некоторые ученики и даже студенты наивно полагают, что зарабатывая в месяц 500 долларов, за год можно скопить $6000. Если вычесть налог, расходы на транспорт и обед, то получится скопить в лучшем случае сумму равную месячному доходу. Нас не учат как считать сдачу в магазине, проценты. Отдельное внимание следует уделить управлению деньгами: как поменять валюту, условия банковских кредитов и . На обществознании нужно говорить о правах и обязанностях человека, об уплате налогов, о том, как получить юридическую помощь и разбираться в законах. Рассказать об оформлении документов и получении различных справок. На уроках литературы учить детей грамотно выражать свои мысли: как написать деловое письмо, заявление, как правильно общаться по телефону, вести переговоры, вступать в дискуссию. Можно организовать выпуск школьной газеты, где ученики смогут публиковать собственные статьи. На информатике говорить о бытовом применении цифровых технологий. Рассказать ученикам, что интернет – это не только соцсети и игрушки в режиме онлайн, но и отличная возможность для саморазвития: электронные энциклопедии, дистанционное обучение. К тому же информация в глобальной сети более актуальная, чем в школьных учебниках. На уроках труда также важно делать упор на реальные ситуации. Например, как перекрыть воду, если затопил соседей, подключить розетку, делать ремонт, стирать вещи, чтобы их не испортить. Предмет ОБЖ, по большому счету, намного важнее математики и физики, поскольку речь идет о жизни. Элементарные навыки выживания, оказания первой помощи и поведение в чрезвычайных ситуациях пригодятся каждому человеку.

Список навыков, которым не учат в школе, можно продолжать и дальше. С одной стороны – это мелочи жизни, а с другой, они так необходимы, чтобы выжить в современном мире. Причем на весь материал не нужно тратить долгие годы. Замшелая система образования вряд ли изменится в ближайшее время. Соответственно рассчитывать остается только на себя. Знания – наше главное богатство, которое приведет к успеху. Поэтому важно уделять внимание саморазвитию и приучать к этому своих детей: читать книги, заниматься спортом, учиться на чужом и собственном опыте. Каждый ребенок имеет право, пользуясь возможностями и знаниями современного общества, вырасти счастливым человеком. Но система образования, к сожалению, этому не научит.

Материал подготовила Дарья Лычагина

Tagged

Навигация по записям

Рубрики

Самые читаемые статьи

Я была когда-то школьницей, потом стала учительницей. По всем или почти всем предметам успевала одинаково хорошо. А вот многие ли из них мне пригодились в жизни? Оглядываясь назад, я могу теперь совершенно четко сказать: какие предметы оказались мне полезными, а какие — не очень. Некоторые я бы, будь моя воля, оставила и даже расширила, а другие — значительно сократила или вообще убрала бы из школьной программы.

Точные науки

Сейчас только вернулась я с форума, где молодые мамочки спорят: нужны ли точные науки всем поголовно. Насчет «поголовности» пусть решают доценты и профессора, советники и эксперты Министерства образования. Я могу отвечать только за собственный опыт: мне точные науки ПРИГОДИЛИСЬ.

Нет, я не вычисляла высоту собственного дома с помощью тригонометрических формул, да и остальные формулы мне мало пригодились в чистом виде. Но точные науки научили меня:

  • считать и вычислять;
  • думать аналитически и логически;
  • имея пару известных значений, определять неизвестные;
  • понимать начальные законы мироздания.

Перед моим первым и единственным кредитом я очень волновалась, что не смогу оплачивать взносы вовремя. Обе дочки учились в университете, одна на платной, другая — на бесплатной основе. Все деньги уходили со свистом в эту прорву, до получки мало что оставалось. Естественно, я хотела точно знать, каковы будут мои взносы, и какие штрафные санкции применяются к тем, кто просрочил. Я получила договор, но попросила взять его домой, чем несказанно удивила банковскую служащую.

Хорошо посчитав на калькуляторе, приплюсовав расходы на электричество и отопление, плюс минимальные — на питание и непредвиденные — на лекарства и колготки, я отказалась от того кредита и взяла его в другом месте. И даже этот, более лояльный, я еле вытянула. Спасибо моей классной руководительнице, учителю математики и алгебры — она научила меня считать.

То же самое с физикой. Благодаря нашему старенькому физику мы всем классом научились соединять электрические цепи, ремонтировать учебные розетки и выключатели. Низкий вам поклон, Андрей Георгиевич.

А еще спасибо за то, что научили вы нас различать электропроводность предметов и я точно знаю, что может шарахнуть током, а что нет, и как бороться со статическим электричеством.

А вот об астрономии, о законах Кеплера, как и законах Ньютона, знаю только, что их, кажется, всего два, и все они касаются массы и энергии. Вот и все, что я вынесла из школьного курса. Созвездия мы учили уже позже вместе с дочками по интересным детским журналам «Мир вокруг тебя».

Химия оказалась, несмотря на всю привлекательность, не такой уж прикладной наукой. Ну, знаю я, что NaCl это соль, а Н2О — вода. Но в выборе бытовой химии сейчас используются такие химические формулы, о которых я и понятия не имею: вредные это соединения или нейтральные.

Естествознание

Ботаника, зоология и анатомия, а также география — все это я отнесла к естественным наукам. Никогда я к ним не питала страсти, но, как ни странно, они пригодились. Милейшая бабулечка преподавала нам цветоводство, и я научилась уничтожать вредителей, не убивая сами цветочки и комнатные растения. Научилась делать подкормку и грамотно прищипывать отростки, добиваясь пышности.

Знаю, кто кого опыляет в растительном мире, и как вообще происходит оплодотворение, в том числе у человека. Законы наследственности Менделя, — в принципе, интересная штука, но вычислить, чей нос унаследует мой отпрыск, я вряд ли сумею: может мой, а может моей троюродной бабушки по странному сочетанию генов.

Животный мир довольно интересен и разнообразен, но мне зоология пригодилась только в содержании моих домашних питомцев, и то, я перелопатила массу литературы. Считаю, что целый год учить зоологию — нет смысла, уж очень там дают обширные, но поверхностные знания. Лучше бы давали краткие, но полезные, — о болезнях домашних животных или об их содержании/воспитании.

География преподносилась у нас однобоко. Карту России я знала хорошо, но даже географию союзных республик — из рук вон плохо, не говоря уже об остальном мире. Ну как, кто из вас навскидку скажет, где находится Аргентина — в Северной или Южной Америке? А Доминикана?

Гуманитарные

Хорошо пригодились мне в жизни гуманитарные науки, в первую очередь языки. Они, да еще литература, кормят меня и по сей день. Мария Михайловна была заслуженным учителем русского языка и литературы. Она заставляла наш незрелый ум думать, учила неповоротливый язык подыскивать подходящие слова, чтобы донести свои эмоции до слушателей и читателей.

Но вот что плохо: объемы книг для чтения были и остаются слишком большими. По-моему, все четыре тома «Войны и мира» прочитала я одна из класса. Вот и вели мы содержательные диалоги с учительницей, а остальные тихо дремали. С содроганием вспоминаю, как продиралась я через длинные французские диалоги, так любимые Львом Николаевичем, со сносками, звездочками и пояснениями переводчика. Кто такое осилит в 15 лет? Аудиокниги — не выход. Слуховое восприятие — редкая форма восприятия. Большая часть людей засыпает под мерное чтение, разве не так? Школьную программу по литературе давно пора пересмотреть, почистить и сократить.

Спорт и культура

Про свои отношения со спортом в школе я писала в . Я не была безнадежно неспортивной и доказала это, заработав звание инструктора по туризму. Но в школьные рамки я никак не вписывалась: козел, канат, бревно и другие снаряды стали моими личными врагами. Считаю, что в школе нужно обязательно учить плаванию и самообороне, а во дворе должны быть веревочные парки и другие приспособления для активного времяпрепровождения. Там дети могут карабкаться, висеть и развивать свои нормальные рефлексы.

Сюда же, к спорту, я отнесла и НВП — начальную военную подготовку. Хм, кто мог подумать, что она мне пригодится? Но ведь пригодилась же!

Я умею, например, прятаться за пеньком при ядерном взрыве. М-да и такие плакаты висели у нас в кабине: действия при применении противником оружия массового поражения. Помню, меня поразило, как важно смывать радиоактивную пыль. Почему никто не думал об этом, когда в 1987 году повсюду продавалась клубника из Житомира, куда ветром отнесло пыльную тучу... А если без шуток, то разбирать АКМ, маршировать и выполнять упражнения на плацу я умела не хуже мальчишек. Я служила в армии, и мне школьные навыки очень пригодились.

По поводу культуры не все так однозначно. Помните уроки пения? Почему пения, а не музыки? Никто ведь не пел, все дурачились, а наш учитель одиноко блеял своим жиденьким баритом под собственный аккомпанемент.

Зато потом, уже будучи учительницей, я зашла на урок музыки проведать свой класс и сделать пару объявлений. Зашла, да так и осталась: они слушали классику! Дети обсуждали, спорили и снова слушали отдельные моменты. Не знаю, было ли это в программе, однако, убеждена: нужно учить слушать музыку, причем разную. Пусть факультативно, но — давать хотя бы представления о настоящей музыке.

Рисование рисованию рознь. Я сама преподавала ИЗО в сельской школе по совместительству. После кратких курсов, нас, молодых учителей других специальностей, научили рисовать и преподавать рисование так, чтобы каждый умел изображать человека, птицу или дерево. Есть, оказывается, особые приемчики, очень даже эффективные. Их сейчас активно преподносят, как ноу-хау.

Сюда же, к культуре я отношу и домоводство. Нас учили составлять выкройки, шить, вышивать и штопать дырки. О, как меня выручали мои знания! Я жалела, что не умею тачать обувь — все остальное, от платьев и до спортивных костюмов я шила сама. Вышивала эмблемы, вшивала молнии, все было, как «фирменное». Помните «китайские платьица»? Их я тоже шила, не только своим дочкам, но и соседским девчонкам. А сколько носков и колготок я перештопала, не счесть.

Готовить и сервировать стол нас тоже учили. За это спасибо Нине Федоровне. А вот манерам за столом, увы, нас никто не учил. Об этом я остро пожалела в греческом ресторане, когда от моей неуклюжей попытки воспользоваться ножом и вилкой оливка улетела прямо на соседний столик. За один день хорошие манеры не привьешь.

Чего мне явно не хватало

После окончания школы мне не хватало многого. Никто не учил меня оказанию первой помощи. Я бы не отказалась еще и от уроков вождения автомобиля, от курса мелкого ремонта авто и бытовой техники или от столярных навыков. Пусть бы наше девчачье домоводство и уроки труда у мальчиков чередовались! Тогда бы они научились готовить, а мы — ремонтировать по мелочевке и водить автомобиль. Пусть бы нам выдавали водительские права вместе с аттестатом.

Мне не хватало элементарных правовых знаний, например, в сфере потребления или защите охраны труда. Еще я сегодняшняя вижу, что понятия не имела о педагогике и детской физиологии. Все мы имеем дело с младшими детками: братьями, сестрами и племянниками. Как правильно с ними обращаться? Как узнать, правильно ли обращаются взрослые с ними и с тобой лично? Вопросы гигиены, вопросы детского насилия и основы полового воспитания — этого мне явно недодали.

Да, многие дети копируют манеру поведения своих родителей. Но, если у детей есть альтернатива: вырасти такими же, как родители или стать другими — откуда им брать другие образцы для подражания? В школе есть возможность получить не только образование, но и воспитание. Хорошо бы, если бы наши дети в результате умели:

  • отличать плохое от хорошего не теоретически, а практически,
  • планировать свою жизнь,
  • не откладывать проблемы, а решать их по мере поступления;
  • уметь рассчитывать свои финансы;
  • уметь защищать себя и знать основы выживания,
  • знать и применять практические правила общения.

И напоследок. В жизни много неудачников и это нормально. Природа специально сделала людей неодинаковыми по части лени и сообразительности. Вот только, если не учить ребенка ничему, у него будет меньше шансов, чем у других, даже, если ребенок от природы смышленый и активный.

А какие школьные предметы помогли в жизни вам, а какие оказались вообще ненужными?

Не то чтобы мы, учителя, какие-то очень уж чувствительные личности, что нам что ни скажи - и мы тут же разъяряемся праведным гневом и предаём особо остроумных анафеме. Вовсе нет, просто некоторые высказывания слишком уж выдают либо незрелость вопрошающего, либо его неуважение к учителю, либо (что случается чаще всего) - непонимание специфики педагогической профессии.

Итак, представляю вам топ-5 ученических изречений , которые лучше... не изрекать.

1. «Мне не пригодится Ваш предмет!»

В интернете давно ходят шутки а-ля «Мне 30 лет и я до сих пор жду, когда мне пригодятся логарифмы» . И ох как много сегодня встречается детей, которые уже в 10 лет точно знают, что в жизни им пригодится только умение читать про себя и считать в пределах сотни.


Разумеется, не все предметы в жизни будут в одинаковой степени нужными и с вероятностью оченьмногопроцентов знание логарифмов в будущем действительно не понадобятся. Зато очень понадобятся мозги, которые ваш ребёнок сможет натренировать на уроке алгебры в 11 классе!


В этой фразе, кстати, удивляет даже не столько ее наивный посыл, сколько... цель высказывания. Ребёнок считает, что иностранный язык ему не пригодится, и что теперь? Это меня таким способом предупреждают, что я не дождусь готового д/з? Что ребёнок теперь вознамерился прогуливать мои уроки и срывать те, на которых изволит появляться? Или я должна обидеться на то, что преподаю, по его мнению, «какую-то ерунду»?

2. «А мой репетитор говорит, что...»

Как сказала одна моя мудрая коллега: «Пусть идут учиться в школу, где работает их репетитор». И дело не в том, что учителя ярые противники репетиторов, вовсе нет! Просто нужно понимать, что школьный учитель и репетитор работают в разных условиях и у них несколько разные роли.


Грамотный репетитор понимает, что его нанимают в помощь ребёнку (и, отчасти, учителю). В помощь, а не чтобы подорвать учительский авторитет в детских глазах! Кстати, «в помощь» не означает выполнение репетитором домашних заданий вместо ребёнка.


В моей практике имел место совершенно вопиющий случай, когда ребёнок (3 класс!) на мой вопрос, почему он меня не слушает и занимается на уроке непонятно чем, сказал ровно следующее: «Да ко мне сегодня все равно репетитор придёт и будет говорить то же самое». Может, в таком случае стоит перейти на домашнее обучение?


И да, репетиторы, бывает, ошибаются. Как в конкретных вещах, которые касаются предмета, так и в общей оценке способностей ребёнка.

3. «А почему у Васи столько же ошибок, как у меня, но у него 4, а у меня 3?»

И ребёнку отвечают:«Потому что Вася всегда делал десять ошибок, а сегодня сделал пять. А ты всегда делал не более двух ошибок, а сегодня сделал пять». Итак: кто сегодня поработал лучше и продемонстрировал прогресс?


А вообще, очень желательно приучить ребёнка следить за собой. Учительская тактика в распределении заданий, интенсивности опроса каждого и оценивании может быть непонятна ученикам и их родителям, но, поверьте, если вы чего-то не видите, это не значит, что этого нет.


Просто поверьте: в сегодняшней школе учителю ни с какой стороны не выгодно быть предвзятым. Примите это как факт и живите спокойно! :)

4. «Мне некогда заниматься вашим французским/немецким/физикой, у меня музыкалка/танцы/ипподром»

Чаще всего это произносится на надрыве и ребёнку веришь. Действительно, веришь. Потому что дети сегодня очень перегружены не только собственно учебой, но и различными дополнительными занятиями, которые им, кстати, не обязательно нравятся.


Многие садятся за уроки только к восьми - девяти часам вечера. Но! Это не повод «не заниматься» отдельными предметами! И детям и родителям следует помнить, что с 7 до 15 лет у ребенка в приоритете должно быть получение общего образования. Если кружки и секции не дают нормально учиться, значит, стоит пересмотреть расписание.


Требовать же от учителя поблажку из-за того, что у вашего ребёнка танцы - извините, правила одни для всех! Хотя, безусловно, талантливому и трудолюбивому ребёнку всегда пойдут навстречу, что называется, войдут в положение. Только злоупотреблять учительской эмпатией все же не стоит.


Ну и напоследок:

5. «А Вы уже проверили наши работы?!»

А это моё любимое и самое регулярное. Всегда отвечаю своим ученикам так: «Дорогие мои, как только я проверю, вы первые об этом узнаете!»


А вообще, дорогие родители, не бойтесь разговаривать с вашими детьми о правильном общении с учителями в школе. Любой учитель любит своих учеников (пусть даже в глубине души). Но не нужно забывать, что любой учитель также хочет взаимного уважения и понимания.