16.10.2019

Рассуждения о том, чем человек отличается от животного. Отличия человека от животного


Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

Часть С

Позиция согласия с мнением – три аргумента :

1 . В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

2 . Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было

завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.

3. Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.

Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения, перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили нравственным нормам общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.

  • обладает мышлением и членораздельной речью
  • способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  • в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
  • способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
  • воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Человек Животные
Мышление и членораздельная речь
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез).
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. «Разговор» животных - различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях.
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.
Сознательная целенаправленная творческая деятельность
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы.
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.
Выражает ценностное отношение к действительности.
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования.
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но, ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.
Биологические, социальные, духовные потребности
Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами.

«Пирамида потребностей Маслоу».

Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма и развития его личности.

I. Первичные (врожденные ):

1. физиологические – удовлетворение природных инстинктов:

Жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище

2. экзистенциальные (от лат. «existentia» - существование) – потребности в защищенности и безопасности:

безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне

Сходство и отличие человека и животного

Сход­ства человека и животного :

1. одинаковый веще­ственный состав, строение и поведение организмов . Чело­век состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и живот­ные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Современная наука (этология) на основе многочисленных наблюдений утверждает, что в поведении человека и животных много схожего. Животные как и человек испытывают различные чув­ства: радость, горе, тоску, вину и т.п.;

2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции живых организмов.

3. У человека имеются рудиментарные органы , ко­торые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например аппендикс).

Отличия человека от животных и они фундаментальны:

1. наличие разума , но современная наука доказывает наличие разума и у высших животных (раньше считалось, что разумом обладает только человек). Пр-р: эксперименты с обезья­нами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помо­щью компьютера о своих желаниях, и таким образом с ними можно вести диалог. Значение разума можно оценить, например, при игре человека в шахматы с компью­тером, который пытается выиграть за счет огромных скоростей перебора всех возможных вариантов и в этом соперничестве человек побеждает.

У животных есть любопытство, внимание, память, воображение, но даже самые высокоорганизованные животные не обладают способностью к понятийному мышлению , то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о пред­метах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлечен­ным, обобщающим, понятийным, логичным. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека . Имея способность к понятийному мышлению, человек осознает , что он делает, и понимает окружающий мир. Хотя животные имеют очень сложные формы поведе­ния и создают изумительные произведения (например, паутина, сотканная пауком или соты у пчел), но человек до начала работы имеет план, проект, модель и этим отличается от всех животных.

2. Человек обладает речью (И.П. Павлов общение с помощью слов назвал второй сигнальной системой), а у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (дельфины, летучие мыши общаются при помощи ультразвука). В естествознании имеет место быть гипотеза немецкого антрополога М.Мюллера, суть которой состоит в том, что в процессе совместного труда людей из звуков сначала по­явились корни глаголов, затем другие части слова и речи. Таким же путем в про­цессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум, так как слово создает в мозгу человека определенный образ объекта.

3. Способность к труду, способность изготавливать и использовать орудия труда отличает человека от животных. Все животные как-то действуют, а высшие животные способны к сложным видам деятельности (обезьяны используют палки в виде орудий для доставания плодов). Единственный вид животных – черный ворон (исчезающий вид) способен изготовить и использовать орудия труда – крючок из разветвленной ветки для доставания личинок и гусениц из-под коры дерева, причем определяют необходимую длину приспособления.

4. Прямохождение освободило передние конечности (руки) человека.

5. В процессе труда произошло развитие руки , особенно большого пальца.

6. Человек использует огонь и не боится его в отличие от животных.

7. Человек хоронит умерших людей.

Вывод: главные отличия человека от животных - понятийное мышле­ние, речь, труд способствовали в процессе эволюции обособле­нию человека от природы.

«Чем человек отличается от животного?» — вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?

Отличия человека и животного

С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:

  1. Человек обладает речью и мышлением.
  2. Он способен к осознанному творчеству.
  3. Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
  4. Изготавливает и использует орудия труда.
  5. Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.

Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.

Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые

Пункт №1: Мышление и речь

Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.

Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.

В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.

В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.

В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.

Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.

Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.

Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.

Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты

Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.

Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.

Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда

Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.

В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.

Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.

Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!

В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.

Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).

Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.

В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.

Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять

Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.

Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.

Пункт №3: Биологические и духовные потребности

Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.

Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.

Доказано, что собаки испытывают ревность — а значит, и другие эмоции

Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.

В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.

Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.

Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.

Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!

Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.

Человек VS животное: кто победит?

Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.

Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?

С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше

Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.

Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.

Начнем с понятия человека. Человек - это существо, состоящее из двух единств: биологического и социального. Биологическое начало дает жизнь человеку и относит его к природе, а социальное - относит его к обществу и учит говорить, совершать деятельность, взаимодействовать с другими людьми.

Животное - это существо, живущее на планете Земля и не обладающее признаками человека.

К отличительным признакам человека от животного относят:

1) Высокоразвитый мозг и мышление. Человек обладает самым развитым мозгом из всех существ, живущих на планете Земля. Мозг человека способен создавать новое и учиться новому, воспринимать различную информацию, анализировать и делать соответствующие умозаключения. Несмотря на то, что мозг человека самый высокоразвитый, он не самый большой по объему. Есть в мировом океане животные, мозг которых превосходит человеческий.

2) Членораздельная речь. Речь - это совокупность звуков, которые человек преобразует в слова и тем самым обменивается информацией с себе подобными. Речь может быть устной и письменной. Устную речь мы слышим, а письменную видим на бумаге или экране телевизора, монитора. У каждого народа (этноса) свой язык. Однако есть и универсальный язык, на котором можно объясняться во многих странах мира - это английский язык.

3) Целенаправленная творческая деятельность. Из всех живых существ на Земле, только человек способен творить, т.е. создать нечто новое никогда ранее не существовавшее. Деятельность человека всегда предполагает наличие цели (желаемого результата своей деятельности), а поведение животного подчинено инстинктам, которые он приобрел с рождения.

4) Мнимые потребности. Человек обладает как подлинными, так и мнимыми потребностями. Подлинные потребности - это потребности, идущие во благо человеку, а мнимые - во вред. К мнимым потребностям можно отнести вредные привычки человека (курение, алкоголизм, игромания и т.д.).

5) Прямохождение. Только человек ходит прямо на двух конечностях имея при этом четыре.

6) Изготовление орудий труда. Человек изготавливает орудия руда (например молоток). Животные используют природные орудия труда.

Помимо отличительных особенностей, человек и животное во многом схожи. Это касается биологических потребностей, таких как потребность в еде, питье, воде, воспроизводстве рода и т.д.

Животные бывают разные

Итак, в чём ? По мнению учёных, существенных отличий во внешних или внутренних органах приматов и человека нет. Ранее считалось, что видовое отличие человека, шимпанзе и гориллы, развившихся от общего предка, определилось тем, что в ходе естественного отбора человек стал существом прямоходящим, высвободил руки и стал изготавливать орудия труда. Однако очевидно, что между человеком и генетически ближайшими к нему видами возникло более глубокое различие, сопоставимое по масштабам с самыми революционными предшествующими изменениями в биосфере. Если человек явился воплощением нового эволюционного шага природы, то в чем он состоял? Анализ показывает, что главное отличие человека от биологических предшественников - это внеопытное мышление, а именно способность человека предвидеть. Эволюционный смысл обретённой способности состоял в том, чтобы испытать выживаемость организма не только в прямом столкновении его потребностей со средой, но через предвидение дать средство одаренным особям избегать неблагоприятных ситуаций и тем самым ввести еще одну возможность в механизм отбора.
Как известно, осмысленное поведение присуще высшим животным, но выведение логического следствия из наблюдений - ещё не является предвидением. Как и животные, в своей повседневной жизни большинство поступков человек совершает руководствуясь логикой, опирающейся на непосредственные наблюдения либо опыт. Отличие человека от животного на этом уровне состоит лишь в несоизмеримо большем объеме и разнообразии опыта.

Отличие человека от животного в способности к построению мысленной картины

Принципиальное качественное отличие человека от животного , реализующее лишь одному ему присущий дар предвидения, состоит в способности выводить логические следствия из предшествующих логических заключений. В результате создается образ реальности, в котором факты наблюдаемые и вводимые воображением, образуют логически связанную картину. Новая способность человека состоит в логической переработке опыта и построении мысленной ситуации, не наступившей, но возможной. Создание мысленного образа действий - это способ мышления, присущий человеку по самой его природе. Когда необходимо сделать выбор, когда поступок требует решения, человек мыслит посредством создания и перебора множества мысленных ситуаций. Способность к построению мысленной картины привела к следствиям, не связанным с конкурентным отбором. Человек приобрел способность испытывать в воображаемом мире те же чувства, что и в реальном. Это способствовало появлению искусств. Представляя предметы, которых не существует в реальном мире, человек стал создавать их.

Объединение особей в сообщества

Предки человека

Способность к предвидению лежит в основе социальной организации. В принципе, стремление особей к созданию сообществ является биологическим свойством. Оно наблюдается на всех уровнях, от клеточного - до образования животными стай. Объединение особей в сообщества является биологически выгодным. Возникновение многоклеточных организмов на пути эволюции жизни — есть результат объединения клеток во все более сложные сообщества. Это является биологическим отражением фундаментального закона эволюции материи. При этом между клетками в составе организма достигается высочайшая согласованность действий. Многоклеточный организм содержит все признаки управляемых систем: разделение функций, согласованность действий, иерархия. Эти же признаки присущи сообществам, образованным отдельными особями — стаи животных, птиц, муравейники и так далее. Только в отличии от биологических организмов они являются организмами социальными.

Воображение даёт возможность провести мысленный эксперимент

Эволюционное появление разума (способности предвидеть), внесло в создание управляемых сообществ и в организацию управления совершенно новый элемент. В «доразумный» период развития жизни каждый новый шаг в каждом элементе организации сообщества достигался эмпирически: неудачное испытание вело к гибели, поражению или утрате; удачное испытание добавляло что-то новое в копилку эволюции и опыта. Способность к предвидению сделала возможным построение мысленного сценария организации сообщества, воображаемого испытания этого сценария в предполагаемых ситуациях, совершенствование первоначального плана и выбор его оптимального варианта в зависимости от результатов мысленного эксперимента. И все это без мучительного, сопряженного с неизбежными потерями, длительного пути эмпирического совершенствования организации сообщества. Этот фактор стал основной причиной исключительно быстрой эволюции организации человеческого сообщества.Итак, в чём главное отличие человека от животного ? В отличии от животного, человек обладает способностью к внеопытному мышлению, способностью к логической переработке опыта и построению мысленной ситуации, не наступившей, но потенциально возможной.