11.01.2021

Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствия. Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов риска Бытовое насилие в семье презентация


Cлайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов риска Шилина Ирина Борисовна, д.и.н., профессор, декан факультета «Социальная коммуникация» МГППУ Москва, 2013

Cлайд 2

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других.

Cлайд 3

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению младших; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам; со стороны одних членов семь по отношению к другим. В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Cлайд 4

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 1. Дети чаще подвергаются насилию в социально-неблагополучных семьях. Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально-неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально-благополучной» семье нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

Cлайд 5

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 2. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу. Физические наказания оставляют в детях чувство страха, унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примерами агрессивности.

Cлайд 6

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.

Cлайд 7

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей - редкость. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, т.к. они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25% женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.

Cлайд 8

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 5. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% - это родственники, родители и лица, их заменяющие. В среднем, считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями. 6. Сексуальному нападению со стороны взрослых в основном подвергаются подростки. Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится в еще младенческом возрасте, дети дошкольного возраста так же считаются повышенной группой риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет.

Cлайд 9

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми более 50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей; число беспризорных детей в России достигло 3-4 миллионов. Мифы: Факты: 7. Дети могут выступать соблазнителями в сексуальных взаимоотношениях взрослого и ребенка. Дети, как и все живые существа, могут испытывать сексуальные чувства, однако у них отсутствуют знания и опыт для того, чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, осознают, что сексуальные действия с ребенком наносят ему физический и моральный вред н, по сути, являются его эксплуатацией.

Cлайд 10

1.2. Виды насилия в отношении детей Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах. 1. Физическое насилие. 2. Психологическое (эмоциональное) насилие. 3. Пренебрежение основными нуждами ребенка. 4. Сексуальное насилие.

Cлайд 11

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные 1.2. Виды насилия в отношении детей нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей. Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер и различную степень давности; задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода.

Cлайд 12

Основные типы травм: - на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов. - на голове: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах. - повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга. - изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 13

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие: 1.2. Виды насилия в отношении детей К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика. Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.

Cлайд 14

1.2. Виды насилия в отношении детей Возраст 6 месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки. Возраст 1,5 - 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности. Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

Cлайд 15

1.2. Виды насилия в отношении детей Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы. Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку: - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка; - позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица;

Cлайд 16

1.2. Виды насилия в отношении детей - обвинение в травмах самого ребенка; - неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению; - отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; - невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком; - рассказы о том, как их наказывали в детстве; - признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость, неадекватность).

Cлайд 17

2. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. 1.2. Виды насилия в отношении детей Формы психологического насилия: Отвержение; Терроризирование; Изоляция; Эксплуатация/развращение; Игнорирование. Проявлений психологического насилия – это эмоциональная депривация ребенка, лишение его возможности испытать подлинное чувство привязанности к родителям, защищенности, теплоты, глубокого общения.

Cлайд 18

Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое насилие: задержка физического и интеллектуального развития; нервные тики; сосание пальцев; энурез; печальный вид; нарушение аппетита; нарушение сна; соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии). 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 19

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию: беспокойство; тревожность; склонность к уединению; подавленность; агрессивность; чрезмерная уступчивость и послушание; заискивающее; угодливое поведение; побеги из дома; угрозы и попытки суицида; проблемы в общении; плохая успеваемость; низкая самооценка. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 20

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по отношению к ребенку: постоянное сверхкритичное отношение к ребенку; нежелание поддержать ребенка или утешить его, в тех случаях, когда он в этом нуждается; отождествление ребенка с нелюбимым родственником; перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи; подверженность стереотипам о пользе жестких мер воспитания в отношении детей. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 21

3. Пренебрежение основными нуждами ребенка – нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребенка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию. 1.2. Виды насилия в отношении детей Под пренебрежение интересами и нуждами ребенка понимается: - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

Cлайд 22

1.2. Виды насилия в отношении детей - оставление ребенка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям; - лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а так же совершение преступлений.

Cлайд 23

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: санитарно-гигиеническая запущенность; низкая масса тела, задержка роста; общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития; утомленный вид; сонливость; опухшие веки; обезвоживание организма (у грудничков); педикулез; неопрятная или неподходящая по сезону одежда; хронические инфекции; многократная госпитализация; многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Cлайд 24

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: испытывает постоянный голод или жажду; ворует пищу; интенсивно привлекает к себе внимание других людей; легко вступает в контакт с посторонними; не по возрасту самостоятельный,; имеет трудности в обучении; низкую успеваемость; проявляет агрессивность; пассивность; подавленность; регрессивное поведение; трудности общения; занимается мастурбацией; демонстрирует делинквентное поведение.

Cлайд 25

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности родителей и семей, допускающих пренебрежение основными нуждами ребенка: не получили в детстве опыта полноценной эмоциональной близости с собственными родителями; имеют неразвитые родительские чувства и родительские навыки (например, сами воспитывались в сиротских учреждениях); игнорируют общепринятые нормы морали, считая ребенка своей собственностью; злоупотребляют алкоголем или наркотиками; имеют психические заболевания; являются членами деструктивных сект.

Cлайд 26

4. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. 1.2. Виды насилия в отношении детей Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок: - не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, опирающегося на авторитет или силу; - не может полностью понимать, в силу своей функциональной незрелости, на что подталкивает его взрослый и поэтому его «согласие» на сексуальные отношения носит условный характер;

Cлайд 27

1.2. Виды насилия в отношении детей - не может предвидеть все негативные последствия сексуальных действий и тот вред, который будет причинен его физическому, психологическому и социальному здоровью. Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить сенсуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболеваний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах тела, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.

Cлайд 28

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: Дети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение, нервно-психические расстройства, открытая мастурбация, неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные места тела, несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Cлайд 29

1.2. Виды насилия в отношении детей Дети младшего школьного возраста: снижение успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и поцелуи, ухудшение отношений со сверстниками, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости. Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.

Cлайд 30

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к ребенку: демонстрация по отношению к ребенку преувеличенно заботливого и опекающего отношения; частые желания остаться с ребенком наедине; нарочитое желание сопровождать ребенка во время гигиенических процедур, купания, переодевания; желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кровати и пр.); проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми; обвинение ребенка в сексуальной провокации; наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.

Cлайд 31

1.3. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия Группы детей, наиболее подверженных насилию со стороны взрослых: Дети-инвалиды с физическими или умственными недостатками; Дети с врожденными уродствами; Дети, родившиеся в результате изнасилования или от случайной половой связи; Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес; Дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности и родов; Дети, которые были разлучены с матерью в течение первого года жизни; 1.4. Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей Опыт насилия в детстве; Особенности личности взрослого; Особенности отношения к ребенку; Низкий уровень развития социальных навыков; Неразвитость родительских навыков и чувств; Психическое здоровье; Ситуационные факторы.

Cлайд 34

1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия: от кого исходило насилие; являлся ли ребенок прямым объектом насильственных действий или является свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия, в частности факта сексуального злоупотребления. Cлайд 36 Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка: 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные задержка физического, речевого или моторного развития; физические ранения и травмы; нарушение действия и развития нервной и других жизненноважных систем организма; появление неврозоподобной симптоматики (расстройства сна, аппетита, различные тики и пр.) приобретение психосоматических заболеваний; приобретений физических травм и увечий.

Cлайд 37

Когнитивные последствия: изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе: трудности концентрации внимания; ухудшение памяти; снижение успеваемости; задержка интеллектуального развития; формирование искаженных (негативных или и иррациональных) представлений о себе и об окружающем мире. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные 39 Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка: 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные снижение успеваемости и проблемы с учебой; самодеструктивное поведение; агрессия по отношению к людям и животным; сексуализированное поведение; «жертвенное» и зависимое поведение; занятие проституцией; правонарушения; низкий социальный статус; побеги из дома. уход в наркоманию и алкоголизм; суицидальные попытки.

Cлайд 40

Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения: тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного образа себя; сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности; сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки; воспроизведение и тиражирование насильственных отношений в собственных семья и с собственными детьми. Среди отдаленных социальных последствий насилия на первый план выступают саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные

Жестокое обращение с детьми-

это любое действие (или бездействие) родителей, иных законных представителей, воспитателей и других лиц, которое приводит (либо велика вероятность, что может привести) к смерти, серьёзному физическому или эмоциональному вреду, сексуальному насилию.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.


Из истории

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

  • детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
  • их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
  • детей продавали и покупали.

Научными исследованиями установлено, что:

  • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
  • ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
  • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
  • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

  • в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций);
  • около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.


Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:

первая - от 1 года до 2 лет;

вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);

третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).


Виды насилия над детьми в семье

  • физическое насилие;
  • пренебрежение потребностями и нуждами ребенка;
  • сексуальное насилие;
  • психологическое эмоциональное насилие.

Пренебрежение нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами ребенка-это

невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании. Пренебрежение включает в себя ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании и развитии, медицинской помощи при наличии у ребёнка хронических заболеваний.


Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

Алкоголики, наркоманы;

Лица с психическими расстройствами;

Юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

Родители с низким социально-экономическим уровнем жизни;

Родители,имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.


Последствия пренебрежения

Внешние проявления :

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;
  • частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

  • постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;
  • крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;

Психологическое (эмоциональное)насилие

Эмоциональное (психологическое) насилие включает в себя постоянное отвержение, обвинение в адрес ребёнка, унижение его достоинства, длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей.


К психологическому насилию относится:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
  • предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
  • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
  • дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.


Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где :

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Физическое насилие

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.


Чаще всего это происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Физическое насилие проявляется как:

  • удары по лицу;
  • тряски, толчки;
  • затрещины,
  • удушения,
  • пинки;
  • заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
  • избиение ремнем, веревками;
  • нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.


Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

Возраст 3 года – 6 лет:

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным;

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы;

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;
  • суицидальные попытки;
  • делинквентное поведение;
  • употребления алкоголя, наркотиков.

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Последствия жестокого обращения с детьми в семье

  • уход в религиозные секты;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Уголовный кодекс РФ


Защита прав ребенка в законодательных актах

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)


Защита прав ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)


Этапы решения проблемы в России

  • 2010 год в России объявлен годом общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
  • 25 мая 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев поддержал движение "Россия - без жестокости к детям!" и стал первым его участником.
  • В августе-сентябре в России создан единый общероссийский телефон доверия для детей, подвергшихся жестокому обращению.
  • Уже функционирует сайт www.ya-roditel.ru

Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети!

Слайд 2

является одной из

самых острых и распространенных социальных проблем.

Слайд 3

НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

совершаются специально и направлены на достижение определенной цели;

наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку;

нарушаются права и свободы этой особы;

делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества)

Слайд 4

Научными исследованиями установлено, что:

насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой украинской семье;

ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;

более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Слайд 5

в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей;

около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

Слайд 6

В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Слайд 7

Основная причина жестокого обращения с детьми -внутренняя агрессивность

эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Слайд 8

Виды насилия над детьми в семье

физическое насилие;

пренебрежение;

психологическое жестокое обращение;

сексуальное насилие.

Слайд 9

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 10

    Физическое насилие

    Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

    Слайд 11

    ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

    А также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

    Слайд 12

    Чаще всего это происходит в семьях, где:

    убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

    нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

    родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

    родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

    дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

    Слайд 13

    Физическое насилие проявляется как:

    удары по лицу;

    тряски, толчки;

    затрещины,

    удушения,

    заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

    избиение ремнем, веревками;

    нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

    Слайд 14

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 15

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ

    Постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителей, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку, постоянная ложь, обман ребенка.

    Слайд 16

    К психологическому насилию относятся:

    угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

    оскорбление и унижение его достоинства;

    открытое неприятие и постоянная критика;

    лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

    предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

    однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

    преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

    вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

    Слайд 17

    ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ (ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ)

    задержка психического развития;

    невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

    низкая самооценка;

    эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

    избыточная потребность во внимании;

    депрессия, попытки суицида;

    неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

    ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;

    нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

    Слайд 18

    Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

    не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

    публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

    сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

    обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

    Слайд 19

    Пренебрежение

    Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

    Слайд 20

    Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

    алкоголики, наркоманы;

    лица с психическими расстройствами;

    юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

    с низким социально-экономическим уровнем жизни;

    имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;

    перенесшие жестокое обращение в детстве;

    социально изолированные.

    Слайд 21

    Последствия жестокого обращения с детьми в семье

    уход в религиозные секты;

    объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

    агрессивное, преступное поведение детей;

    сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

    Слайд 22

    СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 23

    Сексуальное насилие (совращение) – это использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения корысти, привлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

    Слайд 24

    Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

    плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

    конфликтные отношения между родителями;

    мать ребенка чрезмерно занята на работе;

    ребенок долгое время жил без родного отца;

    вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

    мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

    родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

    родители (или один из них) имеют психические заболевания;

    мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

    Слайд 25

    ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

    Это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

    Слайд 26

    Экономическое насилие:

  • Слайд 27

    Как проявляется насилие?

    Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

    2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

    3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

    4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

    Слайд 30

    Куда обращаться за помощью?

    Отдел по делам семьи и молодежи. Адрес: пр. Ленина 70. тел. 54-17-92

    Служба по делам детей Ильичевской райадминистрации. Адрес: пр. Металлургов 193.тел.: 47-30-53

    Органы внутренних дел. Тел 102

    Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи.

    Мариупольский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: бул. Хмельницкого, 24-А.Тел.: 33-52-25

    Ильичевский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: ул. Карпинского, 56. Тел.: 47-31-03

    Приморский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: пр. Строителей, 85-А. Тел.: 54-37-83.

    Насилие Применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям

    Около 40% всех убийств и тяжких телесных повреждений в России происходят в семье По данным МВД за 2007 г., каждые 2 минуты (!) в России муж избивает свою жену, а каждый час муж убивает свою жену По данным ООН, в России ежегодно (!) гибнет от рук мужей и партнёров 14 000 женщин 75% мужей хотя бы раз ударили свою жену

    Спасаясь от домашнего насилия, ежегодно 50000 детей уходят из дома, а 2 000 детей сводят счёты с жизнью Каждая седьмая женщина России боится своего мужа, ожидая от него «внезапного срыва» 57% женщин систематически испытывают насилие в виде оскорблений, унижений, издевательств 30% женщин вынуждены выпрашивать деньги у мужа на каждую мелочь и отчитываться за покупки Около 70% детей в семьях, где практикуется насилие над матерью, переживают такое же насилие

    Критерии насилия намеренное действие асимметрия сил нарушение человеческих прав действие, которое причиняет физическую боль и психические страдания жертве насилия

    Черты насилия ЭСКАЛАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ЦИКЛИЧНОСТЬ ПОВТОРЯЕМОСТЬ

    Виды насилия Физическое Психологическое Экономическое Сексуальное Использование физической силы или орудий для причинения вреда другому человеку Тотальный контроль над другим человеком Постоянная критика Шантаж Оскорбления Изоляция жертвы Отказ в доступе к средствам к существованию Утаивание доходов Трата семейных денег единолично Самостоятельное решение большинства финансовых вопросов Насильственный половой акт (изнасилование) Сексуальное домогательство Принуждение

    Стадия 1 – Нарастание напряжения ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ 1979 г. – Леонор Уолкер, книга «Женщина, подвергшаяся насилию»

    Стадия 2 – Акт насилия ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

    Стадия 3 – «Медовый месяц» ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

    ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

    ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

    ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

    НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И О МИРЕ ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм) I уровень

    I уровень потеря чувства безопасности ощущение себя маленьким ребёнком желание изолировать себя от окружающей среды чувство бессильного гнева ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

    НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И О МИРЕ I уровень II уровень ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

    II уровень = вторичная травма подвергание сомнению мысли о том, что она – жертва насилия отрицание или уменьшение испытаний обвинение жертвы в насилии отказ от помощи безразличие по отношению к проблемам домашнего насилия ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

    ПРИНЯТИЕ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ ЖЕРТВЫ НАСИЛИЯ НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЕБЯ И МИРА I уровень II уровень III уровень ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

    III уровень мышление о себе как об обречённой на насилие обвинение себя во всём подвергание сомнению всяких личных трудностей создание свойственной для жертвы философии жизни непризнание собственных прав ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

    Алкоголизм Наркозависимость Физическая оборона Словесная оборона Сведение к минимуму контактов с насильником Угрозы СТРАТЕГИИ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ Бегство Р азговор Обещания

    РОЛЬ ОБЩЕСТВА СЕМЬЯ ПАРТНЁР ДРУЗЬЯ Развенчание стереотипов и предубеждений, связанных с домашним насилием

    Миф: Только пьющие мужчины бьют жен

    Факт: алкоголь не является причиной насилия алкоголь может стать лишь сопутствующей причиной, когда ситуация насилия уже существует алкоголь может стать и удобным оправданием насилия некоторые женщины убеждают себя, что этого никогда бы не случилось, если бы мужчина был трезв

    Домашнее насилие типично только для семей рабочих Миф:

    Профессия и деловые успехи женщин не влияют на поведение обидчиков. Избивают женщин, делающих блестящую карьеру, и домработниц. Данные исследования показали, что более половины женщин имеют высшее и неполное высшее образование. Факт:

    Наверно, все не так плохо, иначе женщины бы не оставались с такими мужчинами Миф:

    Стыдно рассказать посторонним о случившемся Боятся осуждения со стороны окружающих Некоторые считают, что дети должны расти в семье, где есть оба родителя Некоторые женщины боятся остаться совсем без денег (экономическая зависимость) Страх, что обидчик станет более агрессивным Некуда идти (жилищные проблемы) Факт:

    Своим поведением женщины сами напрашиваются на то, чтобы их избили – они заслуживают побоев Миф:

    Ни одно человеческое существо не заслуживает побоев Обидчик всегда найдет оправдание своим действиям - независимо от того, как вела себя жертва. Факт:

    Пощечина не ранит серьезно Миф:

    Даже единичный факт насилия приносит боль и горе Остается унизительным и оскорбительным событием в жизни человека Становится серьезной психологической травмой Факт:

    ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ? ИСПЫТЫВАЕТ РЕАЛЬНЫЙ СТРАХ ПЕРЕД ЭСКАЛАЦИЕЙ НАСИЛИЯ ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА ЖЕРТВА ЧАСТО ЗНАЕТ, ЧТО КАК ТОЛЬКО ОНА ПЫТАЕТСЯ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧЬЕЙ-ТО ПОМОЩЬЮ, ИНТЕНСИВНОСТЬ НАСИЛИЯ ВОЗРАСТАЕТ ИЗОЛЯЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕЁ ВЕРУ В ЕГО ВСЕМОГУЩЕСТВО СЧИТАЕТ СЕБЯ ВИНОВАТОЙ ВО ВСЁМ

    СЧИТАЕТ, ЧТО ЕЙ НЕ ПОВЕРЯТ - ИСПЫТЫВАЕТ СТЫД ЖЕНЩИНА МОЖЕТ БЫТЬ УВЕРЕНА, ЧТО ТОЛЬКО ОНА ОКАЗАЛАСЬ В СТОЛЬ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСК И ЗАВИ СИТ ОТ НАСИЛЬНИКА БОЛЕЗНЬ, ОДИНОЧЕСТВО ВЕР ИТ В ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, ТАКИЕ КАК НЕРУШИМОСТЬ СУПРУЖЕСТВА - ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ НАДО СТРЕМИТСЯ СПАСТИ СЕМЬЮ ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ?

    ВЕР ИТ В ОБЕЩАНИЯ ПАРТНЁРА, ЧТО ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗМЕНИТСЯ - ЦИКЛЫ НАСИЛИЯ ЛЮБОВЬ К ПАРТНЁРУ И ВЕРА, ЧТО ЕСЛИ ОСТАВИТ ЕГО, ТО ПРОИЗОЙДЁТ ЧТО-ТО УЖАСНОЕ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО НИКТО НЕ В СОСТОЯНИИ ПОМОЧЬ ЕЙ ИЛИ МОЖЕТ БЫТЬ В ПРОШЛОМ ОНА УПОМИНАЛА О СВОЕЙ ПРОБЛЕМЕ, ОДНАКО НИКТО ЕЙ НЕ ПОМОГ ОН А НЕ ДУМА Е Т О СЕБЕ КАК О ЖЕРТВ Е НАСИЛИЯ ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ?

    Общие характеристики женщин – жертв насилия Низкая самооценка; Приверженность традиционным представлениям о семье, роли женщины в семье и обществе, «женском предназначении»; Присвоение себе ответственности за действия обидчика; Чувство вины и отрицание чувства гнева, которое они испытывают по отношению к обидчику;

    Общие характеристики женщин – жертв насилия Выраженные реакции на стресс и психофизиологические жалобы; Вера в то, что сексуальные взаимоотношения могут стабилизировать взаимоотношения в целом; Чувство беспомощности и неверие в то, что кто-то может им помочь; Психологическая зависимость от партнёра

    Психологическая характеристика насильника Низкая самооценка; Низкая толерантность к фрустрации; Желание власти и контроля над другим человеком; Эмоциональная нестабильность (неумение адекватно справляться с сильными эмоциями); Вероятность злоупотребления алкоголем или наркотиками; Наличие в прошлом травмирующих событий (сам был жертвой или свидетелем насилия)

    Последствия домашнего насилия Разрушается уверенность в себе Снижается самооценка Развивается безответственное отношение к своей жизни, и параллельно принимается на себя ответственность(самообвинения) за насильственное поведение партнёра, за его склонность к оскорбительному, насильственному поведению

    Последствия домашнего насилия Развивается тревожность Формируется ноогенный невроз (потеря смысла жизни) Утрачивается реалистичное восприятие ситуации, окружающей действительности Формируется искажённый «портрет» партнёра и искажённое восприятие себя и своих чувств Решения относительно своих действий, удовлетворения различных потребностей принимаются в зависимости от реакций партнёра

    Последствия домашнего насилия Оценка действий окружающих людей происходит в соответствии с оценками партнёра Возникает желание «спасти» партнёра, когда тот попадает в неприятное или трудное положение, при этом часто присутствует радостное возбуждение как ожидание смягчения отношений в качестве ответа за заботу (чего а самом деле никогда не происходит)

    Последствия для детей, подвергшихся мужскому насилию 1) сразу же после насилия они испытывают состояние травмы; 2) изменяется ход нормальных процессов детского развития; 3) они живут в страхе за себя и за своих матерей и страдают от других проблем, связанных со стрессом; 4) их ролевыми моделями становятся жестокие мужчины; 5) в дальнейшей взрослой жизни могут продемонстрировать более высокий риск появления таких проблем, как физические и психические проблемы, химическая зависимость, проблемы во взаимоотношениях, включая насилие и дурное обращение с детьми, вовлеченность в криминальную деятельность. Материалы из книги Барнетта (Barnett), Миллер-Перрина (Miller-Perrin) и Перрина (Perrin) «Семейное насилие в течение жизни»

    первый разговор интервенция полиции первый разговор со специалистом ПЛАН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ Б ЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕРТВЫ семья друзья направление в центр помощи помощь социальных работников ю ридическая помощь помощь полиции медицинская помощь терапия группы взаимопомощи постоянные консультирование ПЛАН ПОМОЩИ

    НИКОГДА НЕ ОБВИНЯЙ ЖЕРТВУ

    ЗА НАСИЛИЕ ВСЕГДА ОТВЕЧАЕТ НАСИЛЬНИК

    Рекомендуемая литература Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь - М.: ПЕР СЭ, 2009 Савина Е.А. Возвращение Кая - М.:Изд-во Адрус, 2006 Савина Е.А. «Я люблю его…» -М.: Изд-во Адрус, 2008 Джонсон В. Метод убеждения. Как помочь наркоману или алкоголику принять решение – М.: ИОИ, В.Секачёв, 2007 Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости – М., «Физкультура и спорт», 1997 Смит У. Внуки алкоголиков: проблемы взаимозависи-мости в семье – М., Просвещение, 1991 Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб, Речь, 2004 Емельянова Е.В. Как общаться с пьяным мужем. Практичные советы женщинам – СПб, Речь, 2008 Емельянова Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви» - СПб. Речь, 2008

    Эти книги можно заказать по электронному адресу: http://kseniya-steps.ucoz.ru/




    Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.










    От произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а кончают жизнь самоубийством.



    По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (%), запирание в темноте (%), изгнание из дома (12,6%).








    Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей. 21