30.06.2020

Старая ладога сколько лет городу. Старая Ладога — древняя столица Руси


Старая Ладога - одно из старейших селений России, «первая столица Руси». Сегодня это довольно крупное село, расположенное в 120 километрах от Санкт-Петербурга. Однако по количеству исторических и архитектурных памятников оно превосходит многие города страны.

В нашей статье мы расскажем об истории и главных достопримечательностях Старой и Новой Ладоги.

Старая Ладога - село с тысячелетней историей

В наши дни Старая Ладога - всего лишь село на берегу реки Волхова с населением в 2000 человек. Но когда-то это был важный город-форпост России, который сдерживал свирепые атаки недоброжелателей. Главная причина посетить Старую Ладогу - это многочисленные природные, историко-культурные и архитектурные памятники, датируемые IX-XIX веками.

Практически все достопримечательности села Старая Ладога интересны и по-своему уникальны. И их невероятно много! Но туристы приезжают сюда не только ради памятников, но еще и для того, чтобы ощутить, прочувствовать дух старины, насладиться невероятно живописными пейзажами.

Чтобы еще больше увлечь читателя Старой Ладогой, предлагаем ознакомиться с десяткой самых интересных исторических фактов об этом селе:

  • Старая Ладога - один из старейших населенных пунктов России (первое упоминание о ней датируется 862-м годом);
  • до 1703 года Старая Ладога имела статус города и называлась просто Ладогой;
  • город был одним из важнейших пунктов на торговом пути «из варяг в греки»;
  • по одной из версий, в Ладоге был похоронен древнерусский князь Олег;
  • Ладога стала первым городом в Северной Европе, все стены которого были выстроены исключительно из камня;
  • уже в VIII веке ладожане вели торговлю с помощью денег (в их роли выступали стеклянные бусы);
  • всего за одну ладожскую бусинку в Х веке можно было купить раба;
  • архитектура Староладожской крепости уникальна для русского зодчества, аналогичного памятника больше нет на территории всей России;
  • Староладожская твердыня включена в сотню самых красивых мест страны;
  • на территории села был найден настоящий клад из серебряных арабских монет (находка была датирована историками VIII веком).

Новая Ладога и ее история

Если от Старой Ладоги подняться вверх по течению реки, то через 15 километров вы попадете в Новую Ладогу. Этот небольшой городок был основан в 1704 году по указу Петра Первого для обслуживания созданной двумя годами ранее судостроительной верфи. Многим староладожанам было велено перебраться в новый город. Во время Второй Мировой войны Новая Ладога сыграла немалую роль в обеспечении осаждённого Ленинграда по так называемой Дороге жизни.

Грех не заехать в этот небольшой городок, если вы направляетесь в Старую Ладогу. Достопримечательностей здесь тоже предостаточно. Новая Ладога - это прекрасно распланированный город, старинные постройки и великолепные виды на реку Волхов и Ладожское озеро.

Главные памятники и интересные места в Новой Ладоге:

  • Николо-Медведский монастырь.
  • Гостиный двор.
  • Староладожский канал.
  • Никольский собор.
  • Собор Рождества Богородицы.
  • Храм Климента Римского (полуразрушенный).
  • Георгиевская церковь.
  • Новоладожский краеведческий музей.
  • Мемориальный комплекс «Дорога жизни».

Перечень достопримечательностей Старой Ладоги

Однако вернемся в населенный пункт, с которого и начался наш рассказ - Старую Ладогу. Осмотр памятников этого села, как правило, начинают с крепости. Это - главная и самая ценная достопримечательность Старой Ладоги, которая находится под охраной ЮНЕСКО. Внутри крепости есть старинная церковь XII века, которая превосходно сохранилась.

Полный список исторических памятников и интересных мест, обязательных к посещению в этом уникальном селе, выглядит следующим образом:

  • Староладожская крепость.
  • Успенский монастырь.
  • Варяжская улица.
  • Олегова могила.
  • Никольский православный монастырь.
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи.
  • Дом купца Калязина.
  • Усадьба «Успенское».
  • Танечкина и Староладожская пещеры.
  • Горчаковщинский водопад.

Карта-схема достопримечательностей Старой Ладоги поможет вам сориентироваться в населенном пункте (см. фото ниже).

Староладожская крепость

Главная достопримечательность Старой Ладоги - это крепость, основанная в конце IX века. То, что мы можем видеть сегодня, было отстроено практически с нуля в 2000-х годах.

Крепость расположена на узком мысе, в том месте, где река Ладожка впадает в Волхов. Изначально она была деревянной. Во время правления князя Олега здесь возвели мощную твердыню из камня. Долгое время крепость защищала северные рубежи Древней Руси, затем - России. Утратила свое оборонительное значение лишь в начале XVIII века.

Успенский монастырь

К северу от крепости находится еще один важный памятник села - Староладожский Свято-Успенский монастырь. Он был заложен в середине XII века.

За стенами монастыря прячется самый северный из древнерусских храмов домонгольского периода - собор Успения Пресвятой Богородицы. Он стоит здесь еще с 1156 года! Храм совсем миниатюрный: его ширина составляет 14 метров, а высота - 19 метров, тем не менее он может вместить в себя несколько десятков человек. Стены Успенского храма были щедро расписаны, однако до наших дней роспись практически не сохранилась.

Известно, что с 1718 по 1725 год именно в этом монастыре пребывала первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина, которая постриглась в монахини.

Варяжская улица

Побывать в Старой Ладоге и не прогуляться по Варяжской улице - недопустимо. Ведь, по заключению историков, это самая старая улица в России! Самые ранние упоминания о ней датируются XV веком.

Сегодня на Варяжской улице можно увидеть старинные деревянные дома в один этаж, которые некогда принадлежали местным купцам. Здесь тихо и очень уютно. В начале древней улочки установлена бронзовая скульптура сокола. Именно эта птица считается символом Старой Ладоги. Все туристы загадывают желание возле этой скульптуры и оставляют монетки в клюве бронзового сокола.

Горчаковщинский водопад

Очень немногие знают про Горчаковщинский водопад, а зря, ведь это самый высокий водопад в Ленинградской области. Это удивительный природный уголок, где можно спокойно отдохнуть мыслями и насладиться природой. Он расположен в поселке Горчаковщина, на противоположном от Старой Ладоги берегу реки.

Высота водопада всего четыре метра. Он находится в речном каньоне и спадает в неглубокую чашу со стенами из песчаников. Идти к водопаду недолго, прямо из села к нему ведет лесная тропинка.

Танечкина Пещера

В прошлом Танечкина пещера была местом добычи белого кварца. Она протянулась на семь километров в длину. В пещере много ходов и лабиринтов, а в центральной ее галерее находится неглубокое озеро.

Внутри живут сотни летучих мышей. Это самая большая, но и самая опасная пещера Старой Ладоги. Здесь часто случаются обвалы и затопления, правда, спелеологов это редко останавливает.

Как добраться до достопримечательностей Старой Ладоги?

Село находится в Волховском районе Ленинградской области, в десяти километрах от города Волхова и в 120 км от Санкт-Петербурга. Как можно добраться до достопримечательностей Старой Ладоги? На машине это будет сделать проще всего. Но можно доехать и на общественном транспорте.

На автомобиле необходимо двигаться из Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе (М18). Сразу за поселком Кисельня нужно свернуть с трассы направо (указатель на г. Волхов). Еще через два километра следует свернуть налево. Эта дорога приведет к перекрестку на берегу реки Волхов. Здесь необходимо снова повернуть налево и проехать еще четыре километра до Старой Ладоги.

Второй способ добраться до села - общественным транспортом. До города Волхова можно доехать на электропоезде (с Московского или Ладожского вокзала). В Волхове можно нужно пересесть на рейсовый автобус до Старой Ладоги. Через каких-то 20 минут он привезет вас в старинное село.

Село и музей-заповедник Старая Ладога расположены на высоком левом берегу реки Волхов, вытекающей из озера и впадающей в . Село стоит недалеко от Ладожского озера, примерно в 15 км от места впадения в него Волхова. Оно протянулось вдоль берега реки на 1,5-2 км. Ниже по реке, в 9 км, в устье находится Новая Ладога.

Старая Ладога - один из древнейших городов России. Впервые упоминается в «Повести временных лет» Ипатьевского списка под 862 г. в разделе, повествующем о призвании на Русь трех братьев-варягов на княжение: «И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик» .

История

На основании записи историки делают вывод, что она - наравне с Новгородом и Киевом - одна из столиц Древнерусского государства и была стольным градом Рюрика до 864 г., когда «сел старший Рюрик в Новгороде» .

Ладога - один из транзитных пунктов на торговом пути «из варяг в греки». Благодаря этому обстоятельству она быстро развивалась. Тут часто устраивались ярмарки. Здесь жили династии лоцманов, проводивших иностранные суда вверх по Волхову, к озеру Ильмень, где стоял Великий Новгород - центр Новгородской Руси, затем Новгородской земли, а впоследствии - Новгородской республики.

Для защиты купеческих судов от «лихих людей» в крепости поставлен был воинский гарнизон.

Город богател, деревянные укрепления уже не казались надежной защитой, и в 1144 г. по повелению великого князя киевского Владимира Мономаха (1053-1125 гг.) началось строительство каменного кремля. Над речным обрывом поднялась стена, да и сам обрыв покрыли камнем.

Такие меры не казались чрезмерными: начиная с XII в. город неоднократно осаждали карелы и шведы (в 1164, 1313 и 1338 гг.), но без большого успеха.

В XI-XV вв. Старая Ладога (в те века она именовалась просто Ладога) была и крепостью, и торгово-ремесленным центром Новгородской республики.

В середине XV в. царь Иван III Васильевич Великий (1440-1505 гг.) разгромил Новгородскую республику в Московско-новгородской войне 1477-1478 гг. в ходе объединения русских земель вокруг Москвы. Город стал северным форпостом единого Русского государства и нуждался в более сильных укреплениях.

Староладожская крепость в плане стала пятиугольной и перестроенной с учетом использования огнестрельного оружия. Мощные крепостные стены и многоярусные башни со стенами толщиной до 7 м сложили из известняка, что брали в соседних каменоломнях, и забутовали валунами. Облицовка велась тесаным камнем. Чтобы попасть в крепость, приходилось идти вдоль стены до единственных, закрытых решеткой ворот в четырехугольной Воротной башне. Оказавшись в башне, следовало повернуться вполоборота, чтобы оказаться лицом к проходу. Прочие башни имели каждая свое назначение: например, Тайничная прикрывала ход к реке, что позволяло в случае осады набирать воду.

В Смутное время, в 1610г., шведам, пригнавшим 55 кораблей, удалось захватить крепость, возвращенную России в 1617 гг. по Столбовскому мирному договору. Последний в своей истории штурм крепость выдержала в 1701 г.

После побед над шведами в начале Северной войны крепость утратила свое значение, и царь Пётр I (1672-1725 гг.) повелел перевести конторы и значительную часть жителей в Новую Ладогу.

Строительство железных дорог во второй половине XIX в. свело значение Старой Ладоги к минимуму, и она стала простым селом на реке.

Старая Ладога появилась там, где находилось самое удобное место для устройства торгового города на пути «из варяг в греки», для посреднической торговли между северными и южными странами. Расположение крепости таково, что можно с успехом отразить нападение с реки, так как по суше добирались сюда долго.

Самые высокие постройки - каменные башни Староладожской крепости и монастырские храмы, символы утверждения в этих местах власти Российского государства и православной веры.

От старого города сохранились также часть вала, церкви и земляное городище. На его территории открыты остатки деревянных построек VIII-XII вв. и руины каменной церкви Климента середины XII в.

От Староладожской крепости сохранилась ее пятиугольная планировка XV в., но стены - в руинах, не имеющих даже четких очертаний. Восстановлен небольшой участок стены с двумя башнями - Клементовской и Воротной.

Первая стена, возведенная еще в XII в., во многих местах оказалась вмурованной в стену более позднюю. С нее открывается живописный вид на северную часть поселка с Успенским собором и южную - с Никольским.

Следов древнейших построек в крепости не сохранилось.

Внутри крепости - деревянная церковь Дмитрия Солунского, в ней музейная экспозиция.

Еще одна церковь в крепости - Св. Георгия начала XII в., построенная при Владимире Мономахе - одна из самых древних каменных построек на севере Руси. Церковь одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная, неоднократно перестроенная. В ней сохранились фрагменты фресок новгородской школы, в частности фреска «Чудо Георгия о змие», а также древние надгробные надписи XII-XIII вв.

На холме, именуемом Малышевой горой, где некогда находился еще один монастырь, - церковь Рождества Иоанна Предтечи.

На юг от крепости - Староладожский мужской Никольский монастырь. Легенды привязывают время его строительства к годам правления Александра Невского (1221/1222-1263 гг.) в бытность его князем Новгородским, однако документальных свидетельств этому нет. Современный ансамбль монастыря сложился в XVII в., когда был построен Никольский собор на месте церкви XII в. С ним соседствует церковь Иоанна Златоуста - образец культовых построек середины XIX в.

К северу от крепости, на берегу Волхова, стоит Староладожский Свято-Успенский женский монастырь. Его главный храм - Успенский собор - в месте, именуемым Богородицким концом. Рядом - монастырские постройки бытового назначения.

В окрестностях села - курганные захоронения варяжских времен. По преданию, в одном из них похоронен Вещий Олег - князь новгородский и киевский Олег (? - 912 гг.), скончавшийся в Старой Ладоге: сопка в северной части села носит название Олегова могила. Раскопки легенду не подтверждают.

На противоположном берегу Волхова в урочище Плакун - остатки варяжского кладбища.

Планомерные раскопки Ладожской крепости и курганных могильников на противоположном берегу с перерывами ведутся с 1880-х гг. В 1909 г. началось исследование посада. Лучше других сохранились нижние горизонты культурного слоя, поздние напластования начиная с XII в. - много хуже.

В 1960-х гг. в крепости, проведены реставрационные работы. Материалы раскопок хранятся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

По археологическим данным, население древнейшей Старой Ладоги - многоэтничное, состояло из славян, норманнов и представителей местных финно-язычных этнических групп.

В городище обнаружены следы кузнечного, косторезного, ювелирного и гончарного производства, разнообразные изделия, монеты и изделия восточного и западноевропейского происхождения.

Территория крепости объявлена Староладожским историко-архитектурным и археологическим музеем-заповедником.

Общая информация

Местонахождение : северо-запад европейской части России.
Административная принадлежность : Староладожское сельское поселение, Волховский муниципальный район, Ленинградская область.
Основан : до 753 г.
Первое упоминание : 862 г.
Село : с 1703 г.
Язык : русский.
Этнический состав : русские.
Религия : православие.
Денежная единица : российский рубль.

Цифры

Староладожский историко-архитектурный и археологический музей : площадь - 1,6 км 2 , общее количество памятников истории и архитектуры - более 150.
Население (село Старая Ладога) : 2012 чел. (2010 г.).
Крепостные стены : толщина - до 5 м, высота - 7-12 м.
Крепостные башни : диаметр - до 24 м в основании, высота - до 19 м, ярусов - 3.
Высота Олеговой могилы : 10 м.

Климат и погода

Умеренно континентальный.
Холодная снежная зима, умеренно теплое лето.
Средняя температура января : -10°С.
Средняя температура июля : +17,5°С.
Среднегодовое количество осадков : 550 мм.
Относительная влажность воздуха : 70-80%.

Экономика

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник (1984 г.)

    Земляное городище (Земляной город, до XII в.)

    Крепость «Старая Ладога» (восстановленные стены и башни Клементовская и Воротная, руины стен и Раскатной, Стрелочной и Тайничной башен, основана в XII в., перестроена в XV-XVI вв.; церковь Св. Георгия 1114 г.; деревянная церковь Дмитрия Солунского, 1731 г.).

Культовые

    Староладожский Свято-Успенский женский монастырь (Успенский собор XII в., перестроен в XVII-XIX вв.)

    Староладожский Никольский мужской монастырь (XIII-XIV вв., Никольский собор, колокольня и другие постройки XVII в., церковь Иоанна Златоуста 1860-1873 гг.)

    Преображенская церковь (деревянная - 1684 г., кирпичная - 1871 г.)

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1695 г., часовня Свв. Петра и Февронии.

Исторические

    Стоянка эпохи неолита (3 тыс. лет до н. э.)

    Урочище Сопки (могильные холмы, VIII-X вв.)

    Победище (VII-Х вв.) и Плакун (IX-X вв.)

    Остатки варяжского кладбища (конец IX - начало X в.)

    Дома купца Калягина (XIX в.) и Шварца (1816 г.)

    Варяжская улица и памятник Рюрику и Олегу (2015 г.)

Любопытные факты

    Древнюю Ладогу скандинавы называли Альдейгьюборг (Aldeigjuborg), реже - Альдейгья. Самое раннее из достоверных известий о Ладоге-Альдейгьюборге относится к концу X в. и содержится в своде саг «Круг земной». Сообщается о нападении на Альдейгьюборг во время военного похода на Гардарики норвежского ярла Эйрика.
    «Когда он приплыл во владения Вальдмара конунга, он стал воевать и убивать людей, и жечь жилье всюду, где он проходил, и опустошал страну. Он приплыл к Альдейгьюборгу и осаждал его, пока не захватил. Там он перебил много народу и разрушил и сжег весь город». Данное событие историки относят к 997 г. и рассматривают как доказательство того, что в Ладоге уже тогда стояла крепость или укрепленное поселение.

    Одна из причин переезда Рюрика из Ладоги в Новгород Великий в том, что расположенная на окраине территории расселения восточно-славянских племен Ладога оказалась неудобной для управления ими.

    В 2003 г. в поселке состоялся большой праздник по случаю 1250-летия одной из первых русских столиц. Чтобы подчеркнуть скандинавское присутствие в те давние времена на этой земле, из Норвегии пригласили власти фюльке (провинции) Нурланн и участников шоу «Стайгенберг Сагаспил» - музыкально-исторической реконструкции жизни древних викингов.

    Экономическое значение Старой Ладоги начало снижаться еще с 1580-х гг., когда северным портом Московского государства стал Архангельск.

    Название Старая Ладога - прибалтийско-финского происхождения, произошло от реки Ладоги, ныне именуемой Ладожкой, - левого притока Волхова, впадающей в него рядом с крепостью.

    Царица Евдокия Фёдоровна, урожденная Лопухина (1669-1731 гг.), первая супруга царя Петра I, по воле его в 1698 г. сослана первоначально в традиционное место заключения цариц - Суздальско-Покровский монастырь, где пробыла до 1718 г. Во время суда над царевичем Алексеем вскрылось ее участие в заговоре, а также то, что она давно не жила монашеской жизнью. Ее перевели сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем в Ладожский Успенский монастырь. В монастыре разместили военный караул, запретили вход прихожанам и приостановили пострижение новых послушниц. Евдокия Фёдоровна семь лет жила здесь под строгим надзором до кончины бывшего мужа в 1725 г.

    Проект церкви Иоанна Златоуста Никольского монастыря создал архитектор Алексей Горностаев (1808-1862 гг.), стоявший у истоков эклектического направления в русской архитектуре XIX - начала XX в. - «русского стиля» (именуемого также «псевдорусским»), Внешний вид здания церкви Иоанна Златоуста отражает главные составляющие стиля: традиции древнерусского зодчества и народного искусства, совмещенные с элементами византийской архитектуры.

    Староладожская экспедиция Института истории материальной культуры РАН открыла, что уже к XII в., когда строилась крепость, здешние мастера умели выплавлять медь из местного сырья. Найдены следы выплавки меди, ее состав отличался от обычных для данных мест сплавов из привозного сырья, доставленного с Урала или из Англии. Проведена опытная плавка по древним технологиям и получен чистый металл.

    Малышева гора изрыта подземными ходами. В XIX в. крестьяне добывали в ней кварцевый песок и продавали в Санкт-Петербурге для изготовления электрических лампочек. Образовавшиеся пустоты угрожали сохранности памятника, и реставраторы ввели в них большое количество бетона для предотвращения разрушения.

Первая столица Руси Старая Ладога

Художник и философ Николай Рерих сравнивал исторические ценности России с «не отпитой чашей», и в полной мере это сравнение относится к Старой Ладоге, ныне небольшому селу Волховского района Ленинградской области, земля которого хранит множество загадок и тайн. Археологически они неиссякаемы, привлекали и, я уверен, привлекут еще не одно поколение ученых, поскольку здесь концентрировано необычайное множество памятников истории и культуры России и других стран.

Ныне Старая Ладога - село, расположенное в двенадцати километрах выше устья реки Волхов. Еще до 1704 года оно сохранило статус и название - Ладога. Первое упоминание о нем встречается в летописи за 862 год. Археологические изыскания в Старой Ладоге начались с 1708 года. Здесь в разное время работали военный историк, генерал-лейтенант Н.Е.Бранденбург (1839–1903), петербургский археолог Н.И.Репников (1882–1940), член-корреспондент АН СССР В.И.Равдоникас (1894–1976), сотрудница Эрмитажа О.И.Давидан (1921–1999). Их труды стали предтечей археологических изысканий, начатых в 1972 году Староладожской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН (поначалу ЛОИА АН СССР) под руководством автора этой статьи.

Историко-культурное наследие Старой Ладоги представлено более чем 160-ю памятниками археологии, истории, архитектуры и искусства, а также разнообразными письменными и графическими источниками. Здесь сохранились редчайшие произведения архитектуры и фортификации, древняя поселенческая планировка, восходящая к X–XII векам.

За годы работы Староладожская экспедиция сделала важные открытия и выдвинула ряд новых научных гипотез, связанных с изучением ладожских и, говоря шире, древнерусских и скандинаво-финских древностей. Экспедиция не ограничивалась рамками чисто академических заданий. По ее инициативе (совместно с Ленинградским областным отделением Общества охраны памятников истории и культуры) после почти десятилетних усилий в 1984 году решением правительства РФ был создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Это предотвратило разрушение исторических объектов, включая и культурный слой древнего города. Под особую охрану взята территория села размером 190 га с находящимися здесь памятниками архитектуры, застройкой XIX – начала XX века и культурным слоем эпохи средневековья.

Историко-археологические изыскания велись на Земляном городище, деревоземляные укрепления которого устроены в 80-е годы XVI века и скрывают слои Ладожского посада VIII–XVI веков, и в других частях древнего города. Сегодня дендродатированы 1 строительные горизонты поселения VIII–Х веков, что дало впервые возможность определить истинную дату основания Ладоги: она возникла не позже 753 года, раньше всех других древнерусских городов! Это установлено в результате анализа спилов дерева постройки, обнаруженной в раскопе (анализ выполнен Н.Б.Черных в Лаборатории дендрохронологии Института археологии РАН, Москва). Ни один город России и Балтийской Европы не может похвастаться ни такой давностью, ни столь точно определенной датой возникновения.

При этом не исключено, что возраст Ладоги может оказаться еще древнее, ведь при раскопках нам встречались предметы VI–VIII веков, что, конечно, не случайно и указывает на существование здесь поселенческой жизни до 753 года. Например, по изысканиям почвоведов Ладога могла возникнуть в VII веке и даже раньше.

В появлении Ладоги в низовьях Волхова сыграло роль выгодное транспортно-географическое местоположение и ряд других факторов. Ко второй половине VIII века заметно активизируется торговля по Великому Волжскому пути 2 , возникает ремесленная деятельность, здесь укореняется сначала местный, а затем и международный рынок.

Основателями города являлись представители славянских племен, по-видимому, кривичей и словен новгородских, что подтверждается обильными этноопределяющими находками керамики, свинцово-оловянными украшениями, височными кольцами со спиральным завитком. Возможно, среди первых поселенцев могли быть представители скандинавов и финнов.

Археологические исследования открыли новые возможности исторического осмысления феномена Ладоги. Этому городу, особенно в первые века его развития, принадлежит основополагающая роль в создании русской государственности, русской городской цивилизации, налаживании торговых, транспортных, межэтнических связей народов Европы и Азии, защите северных границ Руси.

За восемь веков до основания Санкт-Петербурга Ладога обеспечила выход славян и русских на арену международной истории; это первое их «окно в Европу», ключевой город-порт на великих трансконтинентальных евразийских торговых путях - Великом Волжском и Балто-Днепровском. В создании Ладоги воплотилась «балтийская идея» славян получить выход к открытому морю, к свободным связям с Западной Европой, Скандинавией, западнославянским Поморьем. Поэтому в соответствии с местоположением, структурой и устройством Ладоги вся ее экономика была ориентирована на внешние связи, транспортировку грузов, посредническую и местную торговлю, выработку находивших сбыт ювелирных изделий и некоторых предметов обихода. В первые века русской истории Ладога существенно повлияла на процессы экономической и культурной интеграции народов Евразии, на развитие здесь торговли и судоходства.

Археологические исследования с очевидностью показали, что мнения о том, что жители Ладоги занимались в основном сельским хозяйством, а сама она в начальный период якобы была лишь хутором с несколькими домами, безосновательны: тысячу лет тому назад Ладога представляла собой экономически преуспевающий город, порт и гавань разноязыких купеческих флотилий, ярмарку лучших в Европе северных мехов, ремесленный центр, производивший бытовые изделия высокого уровня, украшения, оружие, экспортировавшиеся в соседние регионы.

В переломный период создания европейских государств и городов Ладога оказалась своеобразным «серебряным банком» Европы. Через нее на Запад поступала основная масса международной валюты того времени, каковой были серебряные исламские монеты-дирхемы. Это способствовало невиданному обогащению целых стран и народов Старого Света, что ускорило развитие экономики, культуры и техники. Характерно, что в Ладоге и ее округе обнаружено шесть кладов куфических монет, и среди них - датированный 786 годом древнейший клад в Восточной Европе. Монетная влиятельность Ладоги в эпоху раннего средневековья рекордна: по подсчету авторитетного американского ученого, специалиста по нумизматике Томаса Нунена, в течение X века из Средней Азии в Северную Европу, главным образом через Ладогу, было вывезено 125 миллионов серебряных дирхемов.

В эпоху раннего средневековья Ладога демонстрировала популярную в наши дни модель межэтнического мира, сотрудничества народов Запада и Востока, представляя собой многоязычный Вавилон, поражающий гармоничной уживаемостью славян с финнами, скандинавами, фризами, арабами, булгарами и представителями других народов, между которыми был установлен прочный межконфессиональный мир, основанный на межобщинной терпимости, свободе предпринимательства, открытости для всех видов торговли.

Есть исторические основания считать Ладогу во второй половине VII – первой половине IX века одним из главных, если не главным центром союза славянских и финских племен - предшественника раннего Русского государства. Еще до 839 года Ладога была центром русского каганата - раннегосударственного образования в северной части Восточной Европы. В тот период Ладожская Русь наряду с Хазарией выдвинулась как торговый лидер евразийских связей по Великому Волжскому пути.

Согласно наиболее достоверной версии летописного «Сказания о призвании варягов» федерация славянских и финских племен в составе словен, кривичей, мери, веси, чуди, в некоторых списках - руси, в 862 году пригласила к себе в качестве правителя знатного скандинава (или полускандинава-полуславянина или ободрита 3) Рюрика с братьями. «И придоша к словеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший (т.е. старший. А.К. ) в Ладозе Рюрик». Именно Ладога, а к 862 году она существовала уже не менее ста лет, стала резиденцией правителя, стольным княжеским городом, то есть столицей складывавшейся в Восточной Европе державы Рюриковичей. В 864 году столица была перенесена в Предновгород, поселение-предшественник Новгорода (Рюриково городище), а затем в Киев, однако первой в этом ряду была именно Ладога.

Статус главного города северной части Руси, какой первоначально стала Ладога во время княжения Рюрика, обозначился тем, что здесь был принят «ряд», то есть договор о легитимности призвания и дальнейшей деятельности нового властителя. Город выдвинулся как военный и экономический центр Северной Руси. Новое правительство предприняло энергичные действия по расширению международной торговли. Тогда же были заключены договоры на дальние торговые перевозки в страны Запада и Востока и налажена дорожная транспортировка грузов. Этому способствовали мирные отношения, установленные новой властью в северной части Восточной Европы. Разбойничьи походы викингов на Русь надолго приостановились.

Таким образом, в Ладоге началось успешное строительство нового русского государства. Инициатива консолидации государства была выдвинута Северной Русью под руководством первых Рюриковичей - дальновидных собирателей земель восточных славян. Новым руководителям государства удалось осуществить основополагающие задачи: расширять территорию, развивать торговлю, начать строительство и укрепление городов, объединить север и юг страны. Ладожская археология подтвердила реальные основы летописного «Сказания о призвании варягов», а также сообщения Иоакимовской летописи о существовании на севере Руси доваряжского «великого города», который с большой долей вероятности можно идентифицировать с Ладогой.

Что касается личности Рюрика, то ожесточенный спор о месте его происхождения (переходящий в некоторых публикациях в пещерный антинорманизм), на мой взгляд, не продуктивен. Главное заключается в том, что во главе страны стал человек государственного ума, положивший начало ее политическому и экономическому объединению. Первый династ - основоположник русского государственного здания, по справедливому заключению историка Е.Ф.Шмурло: «Это Тезей афинян, Ромул римлян, Пржемысл чехов, Пяст поляков, Хлодвиг франков» 4 .

Анализ письменных источников также показывает, что первоначальным местом для Рюрика на Руси была Ладога. Это подтверждено наиболее достоверными летописными известиями. Других сколько-нибудь заметных городов на северо-западе Руси, привязанных к магистральным водным путям Восточной Европы, в то время не существовало, или они были незначительными. Ладога в середине IX века оказалась естественным центром, резиденцией нового правителя, стольным городом. Это было не случайно.

Неосновательны и представления о том, что первоначальная Ладога была маленьким, почти изолированным от славянского мира поселенческим островком, затерянным в болотах и лесах Южного Приладожья. Ее населенная округа, как свидетельствуют археологические и ретроспективные источники, тянулась сплошной полосой в низовьях реки Волхов и по совокупной площади не уступала, например, Ильменскому Поозерью - ядру словен новгородских. Неодинаковая значимость первоначальных Ладоги и Новгорода, на мой взгляд, очевидна. По мнению Е.Н.Носова, речь идет о торгово-ремесленном центре в первом случае и военно-административном - во втором 5 .

Археологические исследования по-новому осмыслили домостроительство города в низовьях Волхова, сочетавшее в себе технические традиции, выработанные в лесной зоне Восточной Европы и Скандинавии. Начиная с 1972 года археологами обнаружено около ста остатков жилых, производственных и хозяйственных построек, что позволило в новом свете представить домостроительство, включавшее возведение изб, домов-пятистенок, особых «общественных» (возможно, «гостевых» или культовых) и других сооружений. Дома разных типов - срубные и каркасно-столбовые появились в Ладоге одновременно. Если избы по своему происхождению указывают на лесную полосу Восточной Европы, то дома-пятистенки с очагом в центре отапливаемого покоя (сохранившиеся в русской этнографии вплоть до сегодняшнего дня) пока не имеют точного адреса своего возникновения; их строили хуторяне Скандинавии, но раньше всех они зафиксированы именно в Ладоге, где преобладали в период VIII–IX веков. Причем «срубная» техника домостроительства типична для славян, а каркасно-столбовая характерна для Северной Европы. В Ладоге же наблюдается их смешанное использование.

В остатках ладожских домов VIII–X веков наряду с многочисленными бытовыми изделиями нередко встречаются куски янтаря, бусы, неоконченные обработкой, капли стекла, заготовки латуни, тигли, льячки, формочки, пиленая кость, некоторые ремесленные инструменты. Очевидно, что в этих постройках не только жили, но и работали ремесленники-универсалы, изготовлявшие янтарные, стеклянные, бронзовые или латунные, костяные вещи. Вся эта продукция предназначалась на продажу и обмен на местном и внегородском рынках.

Судя по корабельным заклепкам и их заготовкам, деталям ладей, в низовьях реки Волхов было налажено строительство судов и их ремонт. Ладожские ремесленники были одновременно мореплавателями и торговцами. При этом можно допустить существование обычных для своей эпохи купеческих объединений, состоящих как из местных, так и пришлых людей.

Особое значение имеет находка древнейшей в раннесредневековой Европе ювелирно-слесарной и литейной мастерской 750-х годов с набором из 28 инструментов, открытой сотрудником экспедиции доктором исторических наук Е.А.Рябининым в ходе раскопок 1997 года. Экспедиция впервые обнаружила остатки бронзолитейной мастерской последней четверти IX века с редчайшими высокохудожественными украшениями (готовыми и незавершенными) скандинавского облика, относящимися к женскому и мужскому костюму. Также впервые в слое второй половины IX века выявлены жилые и производственные, стандартные по ширине парцеллы 6 , что позволило по-новому представить начало регулярно спланированной застройки европейских городов.

Судя по археологическим данным, в VIII–XI веках горожане Ладоги представляли собой сословие самодостаточных, свободных, социально равных людей, что, конечно, не исключало существование зависимых членов городской общины и невольников. В Ладоге отсутствовали характерные, например, для Новгорода, усадьбы знати. Городские жители, похоже, образовали своеобразный «вольный» город.

В рассматриваемое время еще не было феодальной собственности на землю, не сложились антагонистические классы, общие вопросы решались сообща на народном вече, развивалось предпринимательство. Можно сказать, что Россия начиналась со свободы сословий, включавших горожан, сельских хозяев, военно-купеческую элиту. Этим объясняется феноменальная быстрота политического создания государства согласно летописи в 862–882 годах. Народ принял объединительную систему племен и этнических групп. Строительство державы Рюриковичей в основном происходило мирным путем.

Полевой сезон раскопок в Старой Ладоге 2002 года оказался весьма продуктивным в получении новых сведений. Так, в слое второй четверти X века были обнаружены части купеческого дома-общежития размером 10х16 метров в плане. В центре постройки располагался очаг, а главный зал-покой был обнесен наружной галереей. В остатках дома обнаружено 140 разнообразных предметов, преимущественно стеклянных бусин. У торца дома открыто скопление 2500 зеленых бус - явно торговая партия. Обнаружен брусок-форма из сланца, возможно, для отливки стержневидных платежных серебряных слитков. Наконец, там же найдена вставка перстня-печатки из горного хрусталя с арабской надписью: «Помощь моя только у Аллаха, на него я положился и к нему обращаюсь». Эти находки - яркие свидетельства дальних торговых связей Ладоги, города, где проживали не только местные, но и иностранные, в том числе восточные купцы.

Подтверждение того, что открытый «большой дом» являлся, по всей видимости, купеческой гостиницей (а не дворцом князя или боярина), обнаруживается в сообщении арабского путешественника Ибн-Фадлана, побывавшего в 921–922 годах на Волге у болгар. «Купцы русы, - пишет автор, - прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле 7 ... и строят на ее берегах большие дома из дерева, и собирается их в одном (таком) доме 10 и (или) 20 - меньше или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним сидят девушки (невольницы. - А.К. ) - восторг для купцов» 8 .

Только в Старой Ладоге такие сооружения впервые обнаружены археологами (еще один похожий дом, относящийся к концу IX – началу X века, на Земляном городище раскопал в 1973 и 1981 годах отряд Староладожской археологической экспедиции под руководством Е.А.Рябинина), хотя допустимо, что похожие дома строились в период мировой «серебряной» торговли (VIII–X веках), по-видимому, в разных местах на великих реках Восточной Европы.

Все археологические находки передаются в Эрмитаж и Староладожский музей-заповедник, они доступны осмотру и изучению. За все время раскопок обнаружены сотни предметов из различных материалов. Выделяются уникальные образцы прикладного искусства. Ведется камеральное (лабораторное) изучение отдельных категорий находок: бус, керамики, деревянных изделий, оружия, принадлежностей корабельного дела, украшений костюма. Археологами разработана шкала эволюции городской посуды. Специальная работа посвящена каталогизации найденных в разные годы в Старой Ладоге и ее окрестностях арабских и других монет. Установлено, что восточное монетное серебро появилось в Ладоге не позднее 50–60-х годов VIII века.

Дифференциация находок по этнической принадлежности позволила выделить серии изделий скандинавских, славянских, финских и других. Особое внимание обращается на этноопределяющие элементы женского головного убора. Это позволило опознать не только вещи кривичей, но и, возможно, словен.

Одним из основных результатом исследований оказалось выдвинутое положение о существовании особой Ладожской земли - предшественницы Новгородской, ядром которой была городовая волость, протянувшаяся примерно на 65 км вдоль нижнего течения Волхова, включавшая многорядные Гостинопольские и Пчевские пороги, обслуживающие их укрепленные станции и приречные сельские поселения. На востоке, юге и западе от Ладоги обнаружены укрепленные форпосты, располагавшиеся на расстоянии древнего дневного перехода (43–50 км), прикрывавшие дальние подступы к городу. За ними тянулись обширные земли, занятые финским и лопарским населением, находившимся по отношению к метрополии в даннической зависимости. Зона влияния Ладоги, не ограничиваясь Поволховьем, простиралась по меньшей мере до Онежского озера на востоке и Ижорского плато на западе. Под контролем Ладоги находились приладожская чудь, весь, ижора, а также лопь.

Ближайшие к Старой Ладоге городища у деревни Новые Дубовики и в устье речки Любша по своей культуре, что закономерно, оказались синхронными Ладоге, которая была для них городом-метрополией. Археологическая экспедиция под руководством Е.А.Рябинина обнаружила в городище Любша едва ли не самую древнюю каменно-земляную крепость Руси, построенную, по-видимому, в IX веке. Аналогичные сооружения, имевшие каменный панцирь, изнутри присыпанный землей, известны у западных славян.

Сотрудником экспедиции В.П.Петренко в Старой Ладоге было раскопано 12 сопок - высоких крутобоких могильных холмов - коллективных усыпальниц первых поколений горожан. Многозначные результаты этого ныне опубликованного исследования позволили археологам предположить, что погребальные сооружения данного типа первоначально появились в Нижнем Поволховье, а затем распространились на значительные территории славянского заселения. Выраженное приречное расположение сопок может указать на то, что они создавались людьми, связанными с речными плаваниями.

С момента своего основания Ладога стала крепостью, защищавшей северные рубежи страны, включая Южное Приладожье. Деревянные и каменные крепостные сооружения последовательно возводилась здесь в IX, XII и XVI веках. По своему инженерному решению эти фортификации являются новаторскими, одними из наиболее ранних на Руси, выполненными в дереве, земле и камне. Ныне в Старой Ладоге сформировался своеобразный музей фортификаций, каждая из которых стала особым этапом в истории архитектурно-инженерного дела. Таковы башня и стены из плитняка конца IX – начала X века, претендующие быть первыми цельнокаменными укреплениями в пределах древнерусского государства. Постройка крепости 1114–1116 годов местами сохранились почти на полную высоту (не менее 8,5 м). Эта крепость предвосхитила распространение каменных твердынь на Руси, начавшееся в основном столетием позже, и вплоть до конца XV века обеспечивала безопасность горожан и защиту северных рубежей страны. Отрезки стены с единственной известной на Руси торговой аркой для подъема грузов и воды, удалось оперативно законсервировать для музейного показа.

В XVI веке на месте крепости 1114–1116 годов была возведена новая, приспособленная к огнестрельному бою. В ее устройстве, как удалось установить, использовались элементы итальянской оборонительной архитектуры эпохи Возрождения, выразившиеся, например, в практической равновеликости по высоте стен и отдельных башен. К каменной крепости с юга примыкает земляное городище. Это сооружение, так называемый Земляной город, с помощью данных разрядных книг и натурных исследований было впервые опознано и датировано в качестве бастионной фортификации, возведенной в 1584–1585 годах, во времена Ивана IV.

Соотнесенные с местностью показания писцовых книг конца XV–XVI века позволили определить поселенческую топографию ладожского посада, расположение дворов, церквей, монастырей и дорог. Данные, полученные экспедицией, позволили впервые реконструировать план средневекового города с его районами - «концами» и монументальными сооружениями. Уточнено местонахождение и наименование некоторых несохранившихся церквей. Раскопки, шурфовки и свидетельства письменных источников определили примерное распространение средневекового культурного слоя и, стало быть, площадь поселения, которое в VIII–X веках достигло 12 га, а в XVI веке - 16-18 га.

Во второй четверти и середине XII века в Ладоге впервые построены шесть крестовокупольных, четырехстолпных, трехапсидных каменных храмов (что для тогдашних древнерусских городов было беспрецедентным), располагавшихся в определенной градообразующей системе. По своим типологическим и конструктивным признакам их считают нововведением в русской архитектуре первой половины XII века. Возможно, что заказчиками большинства этих зданий были князья, епископы, артели купцов, посадская элита, городские посадники. И хотя, за исключением храма Св. Климента, построенного в 1153 году епископом Нифонтом, время создания церквей Ладоги неизвестно, накапливается все больше данных о том, что строились они по единому градостроительному плану, предложенному правительством князя Мстислава Великого.

Городское преобразование Ладоги отметилось сооружением каменной крепости (1114–1116 годов), а вслед за тем - сооружением каменных храмов, начатым, очевидно, с Успенского собора, затем храмами Св. Спаса, Св. Вознесения, Св. Николая, Св. Георгия. Такой масштабный план, рекордный для градостроительства XII века, мог быть осуществлен, скорее всего, по инициативе государства. Несомненно, Ладогу рассматривали как форпост, крупный земельный центр и узел обороны на северных рубежах страны.

До XVIII века Ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным центром и важной крепостью на северных рубежах страны. По своим функциям город в низовьях Волхова был первым предшественником Санкт-Петербурга. На примере Ладоги мы видим, как более тысячи лет тому назад стараниями ее жителей и населявших эти места пришельцев создавалась единая Европа, с интернациональной техникой и культурой, с общими путями передвижения и единой валютой. Модель такого общества актуальна и поныне.

Опыт изучения Старой Ладоги дает основание считать, что археологические изыскания необходимо продолжать. Для сохранения памятников древнего города требуется повышение статуса музея-заповедника до уровня объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Важно углублять и гуманитарное сотрудничество стран региона Балтийского моря на базе музея-заповедника. По настоянию руководства экспедиции, подкрепленному ходатайством Д.С.Лихачева, еще в 1988 году Старая Ладога была открыта для въезда иностранцев, полевые исследования стали широко доступными, в изучении Ладоги приняли участие несколько поколений студентов и ученых, в том числе из стран Европы и США, работавших в Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН. Всем им, а также спонсорам, субсидировавшим раскопки, глубокая благодарность. Предметы из раскопок Старой Ладоги стали представлять отечественное культурное наследие на международном уровне, они демонстрировались в Дании, Швеции, Норвегии и других странах. В самой Старой Ладоге, ставшей селом-музеем, создан ряд содержательных археологических, исторических и этнографических экспозиций. После реставрации в 1997 году церкви Святого Георгия стали доступны всемирно известные фрески XII века. С 2003 года работает специальная экспозиция «Археология Старой Ладоги».

Старая Ладога оказалась включена в список древнейших русских городов, в которых в прошлом году отмечалось 1150-летие создания Русского государства. Это, однако, только начало. Участники экспедиции выступили с предложениями по сбережению и пропаганде староладожских исторических объектов. В частности, в Старой Ладоге предложено установить памятник выдающимся создателям государственной Руси - князьям Рюрику и Олегу, а также памятный знак о первом летописном упоминании Ладоги в 862 году. Есть идея музеефицировать некоторые разрушенные еще в древности церкви; реставрировать так называемую могилу Олега Вещего; восстановить по обнаруженным чертежам загородный дом меценатов Томиловых-Шварцев, в котором находились тысячи картин русских художников конца ХVIII–ХIХ века (ныне они в Русском музее) и т.д. Будем надеяться, что в развитии Старой Ладоги и Староладожского музея-заповедника наступает новый период, связанный с признанием и уважением прошлого вечной России 9 .

Редакция выражает благодарность руководству Староладожского музея-заповедника за предоставление иллюстративных материалов.

Примечания

1 Методика датирования археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины - раздел науки: дендрохронология .

2 Волжский или Волго-Балтийский торговый путь - самый ранний из великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.

3 Балтийские славяне (по Йоахиму Херрману) делятся на три большие группы: руяне (жители острова Рюген), ободриты и вильцы-лютичи. Ободриты - крупное славянское племя, селившееся у берегов Балтики, возможно, в VI веке. К VIII веку они жили на территории междуречья Одера и Эльбы. В VIII же веке подчинили себе соседние славянские и неславянские племена. Существует двойная терминология: к ободритам-бодричам (их и так называют) относят как отдельное племя, так и союз племен, во главе которого стояло племя ободритов.

4 Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства. СПб.; Алетейя, 1998. С.73.

5 Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.

6 Парцелла - определенный городской земельный участок. Как правило, это исторически сложившееся домовладение, которое имеет выход на проезжую часть квартала или берег реки.

7 В научной литературе приняты две равноправные формы древнего названия реки Волга - Итил (ь) и Атил (ь).

8 Путешествие Ибн -Фадлана на Волгу . М.; Л.:Изд. Академии наук СССР, 1939. [Перевод и комментарии А.П.Ковалевского.]

9 Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога первая столица Руси. СПб.; Изд. «Славия», 2012.

Всем привет! Выбрав самый холодный апрельский день, я решил посетить древний, почти как и сама Русь, город Ладога. Конечно, такого населенного пункта теперь не существует, но это никак не уменьшает значение этого места. В наши дни, это село Старая Ладога, расположенное в Ленинградской области (можно, кстати, в Ладожскую Область переименовать). Интересно, что не все историки признают статус Ладоги, как первой столицы Руси. Я не ученый, пусть этим специалисты занимаются. В любом случае, это первая официальная резиденция Рюрика и его дружины.

1) Справка: Староладожская крепость — крепость расположенная в селе Старая Ладога на Ладожском мысу, при впадении в Волхов реки Ладожки (Елены). Первая крепость была построена во времена Вещего Олега на рубеже IX—X веков.

2) Около 753 года, выходцами с острова Готланд была основана Старая Ладога, расположившаяся в 2 км выше по течению Волхова от словенской Любшанской крепости, которую те, в свою очередь, отвоевали в начале 700-х годов у местных финно-прибалтов. В 760-е годы ильменские словене разрушили скандинавское Ладожское поселение, застроив домами срубной конструкции (в отличие от сканидинавских построек столбовой конструкции) и организовали на нём производство «глазчатых» бус для товарообмена. Словенское поселение просуществовало до 830-х годов и вновь было захвачено варягами-скандинавами.

3) Тут много всего исторического, даже стоянки и вещи каких-то перщенных людей вроде находили. Добраться с Питера не сложно, самый легкий способ: Московский Вокзал, электричка Спб - Волховстрой, оттуда на автобусе. Всего от Питера в 120 км.

4) Эта река дала название городу Ладога и Ладожскому Озеру.

5) В 862 году на месте впадения реки Ладожка в Волхов призванный Рюрик отстроил деревянную крепость, где разместился вместе со своей дружиной, перед тем, как идти дальше на юг и поселиться в древней крепости в районе Великого Новгорода. Таким образом, первое деревянное укрепление на месте Староладожской крепости было возведено Рюриком в начале 60-х годов IX века. Укрепление того времени защищало лишь небольшую часть поселения, поскольку изначально было построено лишь для князя и его дружины.

7) В годы правления Вещего Олега, на рубеже IX—X веков, вместо деревянных укреплений была возведена каменная крепость, подобная западноевропейским оборонительным сооружениям того времени. Часть южной и западной стен, а также остатки 4-х угольной башни древнего каменного оборонительного сооружения были обнаружены группой археологов под руководством профессора А. Н. Кирпичникова во время раскопок в 70-х годах прошлого века.

8) Ведутся различные работы, каждое лето приезжают археологи. Во всяком случае, раньше постоянно тут что-то рыли.

10) К сожалению, в 997 году норвежский ярл Эйрик (норв. Eirik Håkonsson) после продолжительной осады захватил Ладожскую крепость и разрушил её.

12) Крепость вновь отстроили из дерева в самом начале XI века. Южная стена шла по гребню высокого вала, перед которым был вырыт глубокий ров, шедший от реки Ладожки до реки Волхов, что служило дополнительной защитой для укрепления.

13) Новый этап в истории Ладожской крепости связан с Мстиславом Владимировичем, последним Великим князем Киевской державы, когда Ладога уже была под властью Новгорода. Так по свидетельству летописи в 1116 году Ладожский посадник Павел заложил крепость.

15) В 1164 году крепость устояла при нападении шведов (на 55 судах).
В 1313 году шведы взяли крепость и сожгли.
В 1338 году шведы безуспешно штурмовали крепость.
Была перестроена в XVI веке. в связи с распространением огнестрельного оружия. До наших дней сохранились Климентовская и Воротная башни, а также прясло между ними (восстановлены в XX веке на древней основе); Раскатная, Стрелочная, Тайничная башни, северо-западное и восточное прясла дошли до нас в виде руин.

16) В 1585—1586 годах к южной стороне каменной крепости было пристроено дерево-земляное укрепления, площадью 2,89Га.
В 1610 году шведы взяли крепость.
В 1701 году шведы последний раз осаждали крепость. И после завершения Северной войны она утратила свое военное значение.

17) Уже в 19 и 20 веке на этой территории велись раскопки, ученые писали свои диссертации и писали умные книги.

20) В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской.

21) Многие Башни еще не восстановлены, да и вряд ли будут.

22) Стратегическая высота, река Волхов

23) В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина. В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородская провинция была образована в составе Санкт-Петербургской губернии. В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии.

24) У местных деревень интересные названия: Ахматова Гора, Валеши, Зелёная Долина, Ивановка, Каменка, Киндерево, Княщина, Лыткино, Местовка, Макинкина, Межумошье, Неважи, Окулово, Подол, Подмонастырская Слобода, Старая Ладога, Трусово.

25) В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси».

26) Вот так, крепость выгладила в свои лучшие годы...

28) Какие-то древние люди

29) Обширное пространство исторических связей.

30) Древняя лодка, начало железного века...

31) Печать 10 век

32) Что касается моих личных впечатлений: очень холодно, экскурсоводы рассчитаны только на группы от 10 человек (может летом по другому, сейчас нам экскурсовода никто не предлагал), помещений очень мало для осмотра.

33) Старая Ладога - это целый комплекс различных объектов: монастыри, святые источники, курганы и тп.

35) Я выбрал не лучшее время для поездки, но весною тоже есть, что посмотреть.

36) Последний раз, я тут был в классе седьмом где-то. Хорошо, что сюда возят школьников, надо знать свою историю.

37) Староладожская крепость - вид сверху

40) Карта 17 века

44) Жаль, башня на ремонте, отличный бы снимок получился. За одну поездку все посмотреть не удалось, тут еще много монастырей, курганов, святых источников и древних развалин. Про них расскажу в другой раз, надо будет ближе к лету еще разок съездить. Всем хорошего дня!

Несколько вопросов по истории древней славянской крепости Ладога.
Ладога, древний славянский город-крепость на реке Волхов. История Ладоги выдвигает много вопросов. В рассмотрении которых, трудно избежать темы норманизма, Рюрика и варягов. Однако эти три темы для отдельного исследования и описания. Но затронуть, хоть вскользь, мне их придется. Потому что они неразрывно связаны с историей Руси и ее городов-крепостей.
Вопрос номер один - Создание.
Первое упоминание в летописях относиться к 862 году. «И избрашася трие братья с роды своими и пояша по собе всю русь, и приидоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седее старейший в Ладози Рюрик, а другий, Синеус, на Беле Озере, а третий, Трувор, в Изборьсце…»
В этом отрывке более всего интересует упоминание, что Рюрик срубил (построил) город Ладогу. Согласно археологическими исследованиями Ладоги, установлена дендрохронологическая дата ее основания - 750-е годы. Разница между известной летописной датой 862 г. и реальной историей Ладоги, не менее чем на 100 лет. Об этом говорит и А. Н. Кирпичников в исследовании «Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв.». Следовательно, Рюрик ни как не мог построить крепость на мысе слияния двух рек Волхова и Ладожки.
Тогда кто? Ответ один славяне. Почему не финны-чудь? В слоях ладожского Земляного городища второй половины VIII-IX вв. выделяются характерные украшения: уточки, трапециевидные подвески, височные кольца полулунных очертаний, медальон - все имеющие аналогии, в основном среди находок кривичских смоленских длинных курганов. В Ладоге найдены достоверные памятники словянских погребений - сопки. С. Н. Орловым еще в 1938 и 1948 гг. в Старой Ладоге к югу от Земляного городища во время археологических раскопок, найдено 9 трупосожжений в грунтовых ямках. Выявленные погребения датированы не позже VIII в. и сопоставляются с грунтовыми захоронениями культуры новгородско-псковских длинных курганов. Правда, на территории Ладоги в урочище Плакун, обнаружен один могильник, принадлежащий скандинавам. Остальные могильники Полой сопке, урочище Сопки, урочище Победище и других, содержащих трупосожжение, назвать скандинавскими нельзя. По простой причине, что скандинавы не сжигали своих покойников. Это обряд присущ славянам, как восточным, так и западным.
Правда такой ответ не устраивает норманистов. Однако им не мешает утверждать скандинавское происхождение Ладоги. Тот же А. Н. Кирпичников, в начале книги заявляет «Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов». А затем опровергает свое утверждение, основываясь на дендрохронологическом методе. А еще ниже соглашается, что дата 750 год « уточняет время появления в невско-ладожском регионе славянских поселенцев». Странная непоследовательность. Эдакое метание между славянизмом и норманизмом, и вашим и нашим.
Археологами также открыты дома площадью 50-92 м2 - предшественники посадских пятистенок X-XV вв. По раскопкам исследователей Ладоги Н. И. Репиикова и В. И. Равдоникаса, домостроительство изначально обусловливалось нуждами усадебной застройки торгово-ремесленного поселения. Крупные дома обладали характерными общеевропейскими чертами, как столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Но по типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки - можно считать предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок. Общеевропейские черты, присущие также и западным славянам вендам-вагирам-ободритам. Для такого заявления ученым не хватило, либо смелости, либо возможности. Но такое заявление сделали другие. Правда, по археологическим данным Новгорода, построенного в 950 году. В контексте рассматриваемого вопроса, думаю, будет уместно привести эти данные. Наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян -указывают на связи Ильменского региона с Польско-Поморским». Еще в XIX веке об этом писал А.Ф. Гильфердинг, а в советское время Д.К. Зеленин находил и общие элементы в планировке новгородских и «венедских» селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба.
Что тоже не вяжется с нормансим созданием города.
Преподнесла Ладога и еще один сюрприз ученым. На месте существующей ныне каменной крепости конца XV в. открыты ее две каменные предшественницы конца IX и начала XII в. Ладога являлась строительным достижением того времени. Сооружение на мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом, обводной крепостной каменной стены с башней (или башнями). Тут нет ничего удивительного. Крепость Изборск, вотчину брата Рюрика Трувора, в X-XI окружала каменная стена с башней на мысе.
Возводилась каменная твердыня, исходя из летопии, не по инициативе князя Рюрика, а Олега Вещего, который в 882 г. «нача городы ставити». Но кто бы из них не начал подобное строительство, оба они рода варяжского. К слову сказать, в Скандинавии каменные крепости начали строить с XII века. До этого ничего подобного скандинавы не создавали.
Вопрос номер два. Откуда имя твое Ладога?
Известны три названия Ладога – Альдегья - Алдейгьюборг. Историки разделились во мнениях о происхождении названия города-крепости. Одни считают, что название городу дала речка Ладожка. Но позвольте, тогда и город бы назывался не Ладога, а Ладожка. Вероятней всего, что речку назвали по имени города. Ладожка – при Ладоге.
В истории Руси известны города производные от имен и названий рек. Но эти имена имеют тенденцию удлиняться за счет прибавления слога, а не убавления. Изборск, по легенде от князя Избора. Киев, от князя Кия. Псков (Плесков) мужская производная от реки Псковы(Плескова). И традиция сохраняется в русском языке. Пример тому Волгоград.
Если название Ладога от реки, тогда уж имя городу должно быть Волхов. Словосочетание «седой Волхов» довольно часто употребляется в сказаниях, былинах. В сравнении с Волховом Ладожка проигрывает. Если допустить, что река Ладожка изначально звалась Ладогой, то когда изменилось название? То, что название речки не постоянно доказано ее третьим названием Елена. Речку освятило духовенство в XIX веке в честь первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, сосланную в монастырь и получившей монашеское имя Елена. Но название не прижилось. Ладожкой и осталась.
На древнефинском Аладегья (aladjogi) – нижняя речка. С трудом вериться, что славяне, строившие свой город, дали бы ему название древних финнов. Почему тогда скандинавы согласно норманнской теории, давали свои названия славянам? Потому что они согласно той же теории стояли выше по развитию, нежели славяне. Значить скандинавам разрешается, а славянам нет. Они должны финское название брать. Вероятнее финны-чудь нарекли город Аладегья. По причине того, что для торговли со славянами чудь сплавлялись по Ладожке, от истока к устью.
«Скорее всего, исходный гидроним - финск.*Alode-jogi (joki) - "Нижняя река"» утверждает Т.Н. Джаксон в статье «АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА». Если допустить это то Ладогу основали и населяли в основном финны-чудь. И преобладали над славянским населением. Вот только одна загвоздка. Чудь городов-крепостей не строила и уж тем более каменных.
Дальше еще интереснее Т.Н. Джаксон выводит «Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного (др.фин. курсив мой) *Alode-jogi, а через посредство скандинавского Aldeigja» . Вот значить как. Выходит, что не только славяне отсутствовали на поселении Ладога, но уже и чудь-финны тоже. Одни скандинавы, от них все пошло. Через них и образование города, и название к славянам пришло.
Вот только не знали шведы названия Ладоги, а датчане и вовсе о нем не слышали. Согласно описанию осады Бирки датчанами в 852 г., описанной Римбертом в «Житии святого Ансгария». Шведский король Анунд сумел уговорить данов, захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию. И отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Заметьте, шведы не указали ни одно из трех названий. Даны, отступив от Бирки, и на 21 корабле, направились куда им указал Анунд. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси». Историки спорят о каком городе идет речь. Согласно А. Н. Кирпичникову «Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842-855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к расписанным в Сказании о призвании варягов междоусобиям среди славян и финнов, а к датскому нападению 852г».
Однако уместно заметить, что финское название Ладоги - Aldeigja, похоже на скандинавское Aldeigjuborg. Да, название действительно имеет одинаковую часть Aldeigj. Но это лишь доказывает связь чуди со скандинавами.
Вот только каким путем пришло слово в скандинавский язык? Скандинавы заимствовали Aldeigja. у финнов-чуди. Каким образом? Прежде, чем добраться до Ладоги, норманнским разбойникам приходилось проплывать через земли чуди, води. Селения этих племен большой добычи не сулили, дань с них брать мехами, прибыльно. А грабить нечего. Возможно, один из чудьского племени указал на город Ладогу. Называя его при этом Aldeigja. А уж скандинавы позаботились подстроить слово под свой язык. И если шведский король позволял себе перенаправить войска норманнских-разбойников в далекий славянский город. То почему так же не могли поступить и чудь. Направив налетевших викингов к славянскому городу Aldeigj –Ладоге. Чудь близко общалась со славянами из Ладоги, выменивая на меха так необходимое им оружие и не только. Так что они прекрасно знали этот город и даже называли его по-своему. В отличии от короля шведов, который даже названия Ладоги не знал. Можно не соглашаться с таким утверждением, но и оспорить его тоже крайне сложно.
Именем Алдейгьюборг нарекли Ладогу скандинавы. Самое ранее название топонима Алдейгьюборг - в Саге об Олаве Трюггвасоне монаха Одда (конца XII в.). К этому времени Ладога уже мощная каменная твердыня. По утверждению Т. Н. Джаксон «Используемый сагами композит Aldeigjuborg построен при помощи корня borg, и это достойно внимания, поскольку данный корень служит для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси». Опять всплывает Западная Европа, где проживали славяне. Вероятно корень «borg», мог появиться когда скандинавы столкнулись с ладожанами. И признали в них грозу морей вендов-вагиров. Однако норманисты упорно замалчивают вендско-ободритское начало. Оно и понятно, ведь тогда и Рюрик не скандинав.
По мнению той же Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазыриной, наименование Ладоги Альдейгьюборгом связано уже, во-первых, с этапностью знакомства варягов с русскими городами, во-вторых, передает нетипичное для русских поселений впечатление от Ладоги, снабженной не деревянной, а каменной крепостью. Вот так вывод. И где это они успели насмотреться русских поселений? Древнерусский летописец, называл Ладогу городом словен - первым на пути «из-за моря» в глубь Руси. И к тому же в XII веке уже и Псков и Изборск в камень оделись. Согласно норманнской теории Рюрик варяг-скандинав. Это как получается. Пришли скандинавы с Рюриком срубили город Ладогу. Заметьте Ладогу, а не Алдейгьюборг. А потом пришли другие скандинавы, город по-другому назвали и дивились каменным городам на Руси. Выходит Рюрик говорил на другом языке, раз они одному и тот же город по-разному называли. И хотя датировка образования Ладоги и строительство его Рюриком разниться, но есть над чем задуматься.
Крупнейший скандинавист Е.А.Рыдзевская отметила, «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н.Тихомиров еще в 1962 г. Выразился более четко «во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название» (по его словам, «даже название Ладога не может быть без натяжки выведено из скандинавских корней»). С ним полностью соглашался лингвист С.Роспонд, указывая на совершенное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий...».
Недоработка граждане норманисты.
Название Ладога от славянской богини Лады, норманисны стараются не рассматривать. «Ничего кроме улыбки эта версия вызвать не может» отмечают А.С. Власов и Г.Н. Элькин в книге «Древнерусские крепости северо-запада». Значить назвать город в честь славянского божества вызывает смех у норманистов. А как же Киев, Львов или Владимир? Смеха не вызывает? Не именами богов, а князей нарекали городам. Так неужели князя почитали на Руси сильнее богов? У кого язычники славяне помощи просили и покровительства, как не у своих богов. Кому города посвящать со светлым именем, как не богам своим. Лада – Ладога, славянский корень чистый и прямой. И название от имени удлиняется.
Вопрос третий, а правили ли скандинавы Ладогой?
Такой факт имел место. Только произошло сие при Ярославе Мудрым. Князь отдал Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд. Вот только чем все обернулось? Н. А. Кирпичников пишет «Деятельность норманских правителей Ладоги, далеких от насущных государственных задач, проводивших время в бесконечных распрях и соперничестве, поглощавших значительную долю даней, не всегда, очевидно, выполнявших функции военного заслона со стороны Балтики, со временем перестала удовлетворять центральную власть. Вызывали недовольство и попытки членить Ладожскую область по разным, подчас случайным владельцам». Куда уж тут норманнской теории о создании скандинавского порядка на Руси. Не то, что организовать государство, даже городом управлять не сумели. Только присвоить, отобрать силой, разорвать на клочки, каждому по куску. Не согласны? Перечитайте еще раз, что пишет А. Н. Кирпичников.
«Все эти обстоятельства в конце концов привели к тому, что в последней четверти XI или начале XII в., видимо, при князе Мстиславе Владимировиче во время его первого (1088-1094 гг.) или второго (1096-1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге на смену иноземной появилась собственная русская администрация».
Вот истинно норманнское отношение к русскому городу и его территории. Где уж тут проводить параллель с Рюриком или Олегом Вещим, радевшим за силу, мощь и славу Руси и ее городов-крепостей. Да какая-то не скандинавская у них политика была – объединение Руси.
Ладога каменная твердыня обеспечивала безопасность судоходству и торговле, Верным стражем стояла город-крепость заслоняя Русь от норманнов -находников, на случай их подступа к городу с разбойничьими и пиратскими целями. А уж как они рвались чинить разорение.
1164 г. ладожане отбили нападение шведов в XII в. «пожьгоша хоромы своя, а сами затворишася в граде с посадником с Нежатою». После.неудачного приступа шведы отходят на кораблях к реке Ворона - Воронеге (впадаетв Ладожское озеро между р. Пашей и Сясью), где и их окончательно разбивают новгородские войска.
1228 г. Емь воюет по побережью Ладожского озера «на Исадех и Олоньсь». Флот ладожан преследует нападавших у побережья Обонежской земли и Ладожской городовой волости. На берегу Невы у ее истока, там где находился Ореховый остров, емь разгромлена окончательно.
1240 г. Шведы с союзники терпят поражение на реке Неве от войск князя Александра, в битве участвовали новгородцы и ладожане.
1283 г. Отвечая на разбойничий рейд шведов в Ладожское озеро, ладожане направляются на перехват разбойников «идоша ладожане в Неву и бишася с ними».
1293 г. Совместное войско новгородцев и ладожан сражаются у истока Невы против шведов,
«хотяще на кореле дань взять».
1301 г. В составе новгородского войска ладожане, а также суздальцы, штурмуют «свейскую» Ландскрону на р. Охте в дельте Невы.
1348 г. В Ладоге - сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами.
И сейчас стоит Ладога, отражаясь крепостными стенами и башнями в водах Вохова и Ладожки. И пока стоит она, не забудется имя славянской богини Лады. Стояла Ладога на страже земель Руси от алчных скандинавов. И долго еще будет стоять костью в горле у норманистов.