06.12.2018

Система органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти


В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), а также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:

а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.


Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

а) органы, руководители которых избираются населением соответствующей территории (например, органы местного самоуправления);
б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами (глава государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, высшее должностное лицо).

4. По организационно-правовым формам:

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;
б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей - субъектов РФ);
в) государственные комитеты (республиканские);
г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);
д) администрации;
е) мэрии;
ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

Федеральные органы исполнительной власти делятся на две группы:

а) собственно федеральные органы исполнительной власти (или «центральные» органы федеральной исполнительной власти) - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, которые осуществляют свои полномочия на всей территории РФ. Термин «центральные» органы исполнительной власти нормативно не определяется. Однако законодательство РФ устанавливает понятие «центральный аппарат» федеральных органов исполнительной власти (например, Служебный распорядок центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2005 г. № 306; находящийся в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, который утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574, перечень должностей в центральном аппарате Министерства иностранных дел РФ);
б) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие свои полномочия на определенной части территории (региона, субъекта РФ).

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

22. Система органов исполнительной власти . - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующее на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации. Она строится в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой сфере между РФ и субъектами Федерации. Согласно Конституции (ст.ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними.
В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);

органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не неподконтрольны органам представительной власти.

Органы исполнительной власти, в частности Правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции - правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения РФ, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например. Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и едино начальные органы.

Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т.д.).

Федеральные органы исполнительной власти, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*, следующие: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №3. Ст. 190.

Правительство осуществляет исполнительную власть в РФ, издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством Правительства РФ. Положения о них утверждаются Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ (например, Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234*, Положение о Министерстве юстиции РФ - Советом Министерства РФ 4 ноября 1993 г. № 1187**). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются Президентом РФ и по должности входят в состав Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав Правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством Правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований - в их уставах.

Органы общей компетенции - это Советы Министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства; государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти являются главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

К содержанию книги: Основы Права

Смотрите также:

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов , указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, т. е. обладают гражданской правоспособностью.

В соответствии с принципом федерализма федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77...

5. Органы исполнительной власти , действующие как на федеральном, так и на региональном уровнях, образуют единую систему государственной администрации.

В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, комитеты, управления и другие органы исполнительной власти .

Органы исполнительной власти осуществляют процесс управления, включающий выработку и принятие решения, организацию его исполнения , контроль за исполнением и подведение итогов.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. … Схема 9. Классификация органов исполнительной власти Российской Федерации.

На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Понятие и роль. Правительство - это обычно коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство управлением страной.

– образуемые главами государств. Так, Президент РФ фактически формирует Правительство РФ, образует федеральные органы исполнительной власти .

Системы исполнительной власти в субъектах РФ довольно разнородны по видам органов и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большая часть конституций и уставов субъектов Федерации не предлагают целостного представления о функционирующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание только нескольким элементам - статусу высшего должностного лица либо полномочиям органа общей компетенции. Порой дилемму о системе пробуют разрешить, применяя категорию структуры исполнительной власти (к примеру, закон Республики Карелия "О структуре исполнительной власти Республики Карелия") либо категорию схемы управления краем, областью (гл. 23 Устава Томской области именуется "схема исполнительной власти Томской области").

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, исполняющих региональную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В систему исполнительной власти субъекта РФ входят:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации - президент республики, глава администрации;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство либо администрация);

в) исполнительные органы государственной власти особой компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, работающие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского либо областного подчинения, и т. д.) либо на местности административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти особой компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции либо отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации .

Разновидностями органов исполнительной власти субъектов РФ являются министерства, комитеты, департаменты, управления, инспекции. Министерство - это орган исполнительной власти субъекта РФ, ведущий муниципальную политику и исполняющий управление в определенной сфере, а также координирующий работу в данной сфере прочих органов исполнительной власти субъекта РФ. К примеру, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и др. Департамент, управление - это органы исполнительной власти субъекта РФ, исполняющие межотраслевую координацию по проблемам, отнесенным к их ведению и активное регулирование в определенной сфере работы. К примеру, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты формируются для управления в сфере работы, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты формируются для государственного отраслевого либо межотраслевого регулирования по проблемам, отнесенным к их ведению. Управления формируются для муниципального регулирования в определенной сфере работы. Т.е. департаменты бывают отраслевыми и многофункциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления многофункциональными органами. Указанное разделение не всегда ясно наблюдается на практике.

В ряде субъектов РФ (к примеру, г. Москва) образованы и действую территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Специфическую функцию исполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, исполняющие муниципальный контроль и присмотр в отведенной им сфере хозяйства.

Помимо этого выделяют также такие виды органов исполнительной власти субъектов РФ, как:

Органы общей компетенции;

Органы отраслевой компетенции;

Органы межотраслевой компетенции;

Органы внутриотраслевой компетенции;

Единоначальные органы;

Коллегиальные органы;

Органы, в которых единоначалие совмещается с коллегиальностью.

Всю систему региональных органов исполнительной власти возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Невзирая на то, что на территории субъекта РФ как прямо, так и посредством формируемых ими территориальных органов, работают федеральные органы исполнительной власти, они не включены в систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

Высший региональный орган исполнительной власти возглавляет всю систему региональных органов исполнительной власти и является непрерывно работающим. Например, в соответствии со ст. 44 Устава г. Москва высший региональный орган Москвы является верховным непрерывно работающим коллегиальным органом исполнительной власти г. Москвы, имеющим общую компетенцию и обеспечивающим согласованную работу остальных органов исполнительной власти г. Москвы. В согласовании со ст. 58 Устава Омской области непрерывно работающим верховным исполнительным органом государственной власти Омской области является высший региональный орган Омской области. Руководство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. На основании ст. 78 Устава Алтайского края высший региональный орган Алтайского края является непрерывно работающим верховным исполнительным органом государственной власти Алтайского края .

К примеру, в согласовании с Уставом Нижегородской области губернатор области является высшим должностным лицом области, гарантом законности в данной области, управляющим верховного исполнительного органа государственной власти области - Правительства. Сообразно Уставу Амурской области, глава администрации области управляет работой администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за подобающее реализацию её полномочий. Ранее в субъектах РФ, устанавливающих коллегиальные органы исполнительной власти при отсутствии высшего должностного лица, региональное законодательство противоречило федеральному законодательству. В данный момент эти противоречия устранены.

Верховный орган исполнительной власти субъекта РФ действует в пределах срока компетенций высшего должностного лица региона и слагает свои обязанности со дня введения в силу решения о наделении гражданина РФ правами высшего должностного лица субъекта Федерации, продолжая действовать до сформирования высшего органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня введения в силу решения о наделении лица правами руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он может оставить в должности его членов либо освободить их от должности и назначить на данные должности иных лиц. Решение принимается индивидуально относительно каждого сотрудника.

Название, конструкция и регламент формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается региональным законодательством с учетом исторических, национальных и прочих обычаев региона. Он может называться: администрация, совет министров, правительство, кабинет министров. К примеру, сообразно Конституции Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом власти республики является Кабинет Министров. Во всех субъектах Федерации высший областной орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются коллегиально, большинством голосов.

В заключение можно сделать выводы о том, что система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им автономно в конституции, уставе и законодательстве о системе органов государственной власти и в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ находится в составе системы исполнительной власти РФ и содержит:

1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Понятие органа исполнительной власти

Среди субъектов управления органы исполнительной власти занимают особое место.

В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть, будучи составной частью государственной власти, осуществляется в Российской Федерации и в субъектах РФ. Органы местного самоуправления хотя и обладают административно-правовыми полномочиями, но не входят в систему государственной власти. Следовательно, под органами исполнительной власти понимаются органы, осуществляющие исполнительные функции только на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Орган исполнительной власти - это государственное политическое учреждение, являющееся частью государственного аппарата и представляющее организованный коллектив людей, который, действуя от имени государства, обладает закрепленной за ним компетенцией по решению задач государства и общества, выполняет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого государственно-властными полномочиями.

Место каждого органа исполнительной власти среди других органов, конкретное назначение в системе государственного управления, закрепленная за ним компетенция, характер государственно-властных полномочий и другие обстоятельства обусловливают его правосубъектность, т. е. правовое положение органа как субъекта административно-правовых отношений. К характеристикам, определяющим правовой статус органа исполнительной власти, относятся: точное наименование органа; его положение в иерархии субъектов государственной власти, компетенция, т. е. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий), вопросы подчиненности и взаимоотношения с ними; цели, задачи и функции органа; порядок его образования, реорганизации и упразднения; направления, формы и методы деятельности; структура органа; виды издаваемых им правовых актов и многое другое.

Несмотря на существенные отличия в правовом статусе различных органов исполнительной власти, всем им свойственны некоторые общие черты правового положения:

1) административно-правовой статус органов исполнительной власти всегда определяется нормами законодательных и подзаконных актов;

2) деятельность органов исполнительной власти всегда подзаконна;

3) деятельность органов исполнительной власти всегда является исполнительной и распорядительной;

4) подчиненность органов исполнительной власти в отличие от органов законодательной и судебной власти строится по вертикальному принципу.

Виды органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков и оснований.

    По территории действия :

    Федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации. Это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты Российской Федерации и др.;

    органы исполнительной власти субъектов РФ , которые распространяют свое действие на территорию данного субъекта РФ (республики в составе России, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения - Москвы или Санкт-Петербурга). Это правительства республик, министерства республик, администрации краев и областей, структурные подразделения администраций и др.;

    территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта РФ, так и на территории нескольких субъектов РФ.

Примерами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих в пределах одного субъекта РФ, могут служить: отделения Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ в субъектах Федерации; управления Федеральной службы безопасности РФ в субъектах Федерации и др. Примерами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территориях нескольких субъектов РФ, являются: региональные таможенные управления Государственного таможенного комитета РФ, территориальные (региональные) органы Федерального горного и промышленного надзора России, управления железных дорог Министерства путей сообщения РФ и др.

    По характеру компетенции :

1) органы общей компетенции , права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ, администрации краев, областей и др.;

2) органы отраслевой компетенции , права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, атомной энергией, здравоохранением, обороной, юстицией и т. д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства Российской Федерации; в субъектах РФ - министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др. (например, главное управление юстиции края);

3) органы межотраслевой компетенции , права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, стандартизацией и метрологией, статистикой, рынком ценных бумаг и т. д.). На федеральном уровне такой компетенцией наделены в основном государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России; в субъектах Федерации - государственные комитеты, комитеты, управления и др.;

4) органы специальной компетенции , осуществляющие надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, надзор за ядерной и радиационной безопасностью, мониторинг окружающей среды, обеспечение правительственной связи и информации и т. д.). На федеральном уровне органами специальной компетенции являются федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, в субъектах Федерации - службы, палаты и др. К примеру, в структуре администраций ряда субъектов РФ существуют такие органы специальной компетенции, как лицензионная и регистрационная палаты;

5) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции , права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются службы, департаменты, главные управления, управления и другие подразделения федеральных органов исполнительной власти (например, Автомобильно-дорожная служба Министерства транспорта РФ). В субъектах РФ органы внутриотраслевой компетенции - управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов (например, Управление лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений Министерства образования республики в составе России, Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения администрации края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики администрации области и др.).

III. По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты и др.

IV. По порядку разрешения вопросов:

единоначалъные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства, управления, администрации краев, областей и др.). Несмотря на то, что во многих единоначальных органах существуют коллегии, их решения проводятся в жизнь приказами руководителя органа, который и несет всю персональную ответственность за организацию работы. Решения коллегий для руководителя единоначального органа носят совещательный, рекомендательный характер;

коллегиальные органы, в которых подавляющее большинство вопросов, причем имеющих наиболее важное значение, обсуждается и разрешается только коллегиально. Издаваемые при этом правовые акты являются актами органа, хотя подписываются его руководителем. Типичные примеры коллегиальных органов - Правительство РФ и правительства республик в составе России. На коллегиальной основе осуществляют свою деятельность также государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России.

V. По источнику финансирования :

Органы, финансируемые за счет федерального бюджета (госбюджетные органы);

Органы, финансируемые за счет бюджетов субъектов РФ.

Органы исполнительной власти России образуют систему. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти. К иным федеральным органам исполнительной власти относятся: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также некоторые органы Президента РФ.

Правительство РФ - высший коллегиальный орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в этой сфере работу других федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления их полномочий могут создавать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют свою деятельность в субъектах Федерации, а также на территориях нескольких субъектов РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.

Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти». Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути, многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-юрид. Наук Бачило И.Л. - М.: Юристъ 1998 с. 154.

В период с 1994 по 1997 год система министерств претерпела ряд структурных преобразований. В настоящее время она насчитывает 22 министерства.

Министерство Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности также Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России.

Министр входит в состав Правительства, его функциями является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

При каждом министерстве имеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра -- председателя, его заместителей и других руководящих работников министерства.

Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации. Нынешняя система исполнительной власти насчитывает 16 государственных комитетов.

Государственный комитет Российской Федерации -- является центральным органом федеральной исполнительной власти, который на основе коллегиальности осуществляет межотраслевое регулирование.

Государственный комитет образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Президентом России.

Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, относящимся к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета, он же председатель коллегии, заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета и других организаций.

К федеральным органам исполнительной власти также относятся:

Федеральные комиссии - это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства . Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

В настоящее время действуют 21 федеральная служба, 2 российских агентства, 2 федеральных надзора России.

Федеральные службы России, к ним относятся:

· Государственная налоговая служба Российской Феде рации;

· Служба внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральная служба безопасности Российской Феде рации;

· Федеральная служба налоговой полиции России;

· Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.

Российские агентства:

· Российское агентство по патентам и товарным знакам;

· Российское космическое агентство;

· Федеральное агентство правительственной связи и ин формации при Президенте Российской Федерации.

Федеральные надзоры России:

· Федеральный горный и промышленный надзор России;

· Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.

Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).

Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.

Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1998 с. 229.

Создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальные органы соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных органов, принципы их деятельности и основные полномочия.