12.10.2019

Театральные заметки. А


Саша Негина – девушка молодая и очень красивая. Вообще, по профессии она является актрисой. Ей отлично удается играть разные роли, и на сцене она прекрасно держится. Ее считают хорошей актрисой, так как она справляется со всеми поставленными целями. Она популярна среди людей и поклонников ее игры и красоты.

Негина играет в провинциальном театре, но нравы актеров и всей сценической жизни ей уже не по нутру. Она воспротивилась всей этой грязи, которая часто присутствует в театре за кулисами, конечно. Девушка влюблена в одного молодого человека – Мелузова. Но он студент, а потому беден, как и она. Мелузов также любит ее. Вместе они частенько мечтают от нормальной обеспеченной жизни. Но часто жизнь делает все по-своему. Поэтому все и на этот раз обернулось по-другому.

Красивая актриса очень понравилась одному богатому помещику, который влюбился в нее, если так можно выразиться. Помещик по имени Великатов, так его зовут. Он смущает бедную девушку, которая не знает, как быть. Ведь именно он предлагает ей путь к богатству и радостям жизни. Он хочет, чтобы Негина стала его любовницей, а потому настойчиво идет к цели, соблазняя ее богатством и райской жизнью. Негина Саша долго мучилась, но наконец-то понимает, что ей придется продать себя во имя искусства, как она выразилась, чтобы облегчить свою вину перед собой и бывшим любимым.

Она уезжает, оставив студента проклинать ее и всех артистов.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Либерал Салтыков-Щедрин

    В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг.

  • Краткое содержание Толстой Русский характер

    Егор Дремов самый простой и обычный танкист. Он живет в обычной жизнью. Егор очень красивый парень. Он высок, силен, имеет кудрявые волосы. В жизни героя огромное место занимают родители. Он любит их и уважает. У Егора есть избранница.

  • Краткое содержание Фадеев Разгром по главам

    Морозка отправлен командиром Левинсоном в отряд Шадабы, дабы доставить туда пакет. Тот категорически не хочет ехать, и уговоривает командира, чтобы он отправил другого. Но Левинсон отвечает, что если Морозка не будет делать то

  • Краткое содержание Вечно живые Розов

    Борис, работающий на секретном заводе и имеющий право на бронь, уходит добровольцем на фронт. Это происходит в канун дня рождения его любимой девушки, Вероники. Вероника не успевает попрощаться с Борисом

  • Краткое содержание День опричника Сорокин

    Описывается обычный день Андрея Комяги, начавшийся рано поутру и завершившийся далеко за полночь. Опричник наделен многими обязанностями, среди которых: сжигание усадьбы, повешение владельца на ворота

П о одноимённой пьесе А. Островского.

«Трудное воскресение»
Алена Карась, «Российская газета» (2012 г.):

«Пьеса «Таланты и поклонники» впервые увидела свет в журнале «Отечественные записки» в январе 1882 года и относится к позднему периоду творчества драматурга. Она об актерах – особой породе людей, гонимой, но свободолюбивой.
Главная героиня пьесы – талантливая молодая актриса Александра Негина, красота которой служит объектом купли-продажи состоятельных «поклонников», а прекрасное служение искусству требует величайших нравственных жертв. На чашах весов оказываются талант и живое, трепещущее от любви сердце героини. Перед зрителем предстает «изнанка жизни»!

В комедии «Таланты и поклонники» много юмора и горечи, трезвого знания правды жизни и нравов театрального закулисья и много неотпускающей любви к театру, которая, разумеется, вдохновляет и тревожит любого режиссера, достающего с полки старую пьесу».

«Биография Островского»
Тамара Эйдельман, энциклопедия «Кругосвет»:

«Безысходна судьба героини поздней пьесы Островского «Таланты и поклонники». Александра Негина, молодая талантливая актриса, оказывается так замучена вечной нуждой, что не может найти выхода. Ее жених – благородный, добрый, хороший молодой человек, Петя Мелузов, помочь своей невесте не может. Впрочем, дело не только в деньгах. В очередной раз в пьесе Островского добро оказывается слабым и беспомощным, неспособным противостоять обстоятельствам. В результате Негина соглашается пойти на содержание к помещику Великатову и уезжает в его поместье, в надежде позже начать играть в принадлежащем ему театре. И хотя Мелузов в финале пьесы клянется не сдаваться и «свое дело делать до конца», ощущения его моральной победы не возникает, ведь его любимая девушка уехала с богачом».

«Оразумление жизни»
Светлана Молчанова, газета «Литература» (2003 г.):

«Таланты и поклонники» – одна из последних пьес Островского. Плод его зрелых размышлений. Премьера состоялась в бенефис Н.И. Музиля. Роль Негиной была отдана Островским М.Н. Ермоловой, несмотря на то что отношения их в театре были достаточно сложными.

Такой талант – Негина. Выбор ее драматичный, неслучайно, повторим, сам Островский поручил эту роль Ермоловой. В отличие от Незабудкиной Александра Николаевна Негина жертвует любовью не к «пустому человеку», а к самоотверженному Пете Мелузову и выбирает не человека, пусть и богатого, а служение театру.

В знаменитой сцене прощания с Петей она объясняет: «Я долго думала... Все правда, все правда, что ты говорил, так и надо жить всем, так и надо… А если талант… если у меня впереди слава? Что ж мне, отказаться, а? А потом жалеть, убиваться всю жизнь… Если я родилась актрисой? Ведь я актриса, а ведь, по-твоему, нужно быть мне героиней какой-то. Я актриса… Разве я могу без театра жить?»
М е л у з о в. Это для меня новость, Саша.
Н е г и н а. Новость! Потому и новость, что ты до сих пор души моей не знал Что ж мне быть укором для других? Да другая, может быть, и не виновата совсем.. А я буду укорять? Да сохрани меня, Господи! А мы с маменькой так рассудили… мы поплакали, да и рассудили…»

Глаголы «думала» и «рассудили» отграничивают этот порывистый монолог. Перед нами если не поток сознания, то, по крайней мере, поток рассуждения. Негина не может предать свой талант».

Из книги З.В. Владимирова «М.О. Кнебель» (1991 г.):

«Лирическая тема Кнебель здесь выявилась со всей отчетливостью и продолжилась в постановке «Талантов и поклонников» А.Н. Островского в театре им. В.В. Маяковского (1970), прославляющей театр «как средоточие всего высокого и чистого, как прекраснейшее место на земле», – писала З. Владимирова. В спектакле «Таланты и поклонники», поставленном Кнебель, царила вся полнота согласия между замыслом и воплощением. Это был наиболее «идеальный» кнебелевский спектакль. В зале перед зрителями представали перевернутые кулисы, спущенные с колосников щиты декораций и гримировальные столики. Чудо начиналось тогда, когда на сцену в самый центр выходил Нароков – Штраух, поэтический хозяин спектакля (по определению Кнебель), и, подчиняясь его немому приказу (распростертые в величественном жесте руки), зажигался свет на сцене. Эта волнующая церемония сразу же настраивала зрителей на возвышенный лад, после чего спектакль не мог развиваться ни на каком ином ключе, кроме поэтического».

Мария Осиповна (Иосифовна) Кнебель (6 (18) мая 1898 - 1 июня 1985) - советский режиссер, педагог, доктор искусствоведения, народная артистка РСФСР.

Александр Николаевич Островский закончил работу над пьесой «Таланты и поклонники» сравнительно быстро. На ее создание было потрачено четыре месяца, в декабре 1881 года автор поставил последнюю точку.

Действующие лица

Главная героиня повествования - юная и прекрасная Сашенька. А если говорить более ясно, актриса Александра Николаевна Негина. Необходимо отметить в кратком содержании «Талантов и поклонников» Островского, эта девушка очень бедна.

Ее возлюбленный - бедный студент-выпускник. Он хочет стать учителем и ожидает рабочего места, а зовут юношу Петр Егорович Мелузов.

Есть в пьесе Островского «Таланты и поклонники» возрастной помещик. Он не просто обеспеченный финансово, а баснословно богат. Но человек достаточно хороший, бывший кавалерист, общается с купцами и стремится подражать им в манерах и поведении. Носит имя Иван Семенович Великатов.

Это основные герои постановки, есть и второстепенные персонажи. Мать Саши, к примеру, пожилой барин, чиновник, а также иные лица.

Краткий сюжет

Красавица Александра обладает актерским талантом, она играет на сцене одного провинциального театра. У девушки много поклонников, некоторые не прочь развлечься с юным дарованием, но Сашенька остается неприступной. Очаровательной актрисе противны законы закулисья, многочисленные похотливые ухажеры и продажность своих сестер по ремеслу. И не нужно списывать со счетов влюбленность Александры. Ее жених Петр не имеет денег, но он благороден, целеустремлен, мечтает добиться богатства. И Саша витает в облаках, вместе с ним мечтает о сытой, роскошной жизни.

Так бы и жила молодая актриса, ухаживая за матерью, блистая на подмостках и стремясь к мечте, но в дело вмешивается господин случай. Вернее, богатый барин, не знающий отказа и твердо уверенный в том, что все можно купить. Он настойчиво начинает ухаживать за Александрой, обещая ей сытую и безбедную жизнь. Только характер девушки барин не учел, она дает ему резкий и дерзкий отпор. И старый богач приходит в ярость, он готов уничтожить карьеру Саши, тем более что средства позволяют растоптать наглую девицу.

В дело вмешиваются двое: жених актрисы и помещик Великатов. Бывший кавалерист влюблен в красавицу Сашеньку, он готов помочь ей в решении проблемы, а взамен просит очень мало. Всего лишь стать его любовницей, играть в собственном театре Великатова. Он предлагает богатую жизнь, к которой стремится девушка. Александра, вкусившая плоды славы, задумывается над предложением Ивана Семеновича. С одной стороны, это противоречит ее моральным принципам, любви к жениху Петру и сладким мечтам о счастливой жизни рядом с ним. Да и будет ли девушка довольна своей судьбой, понимая, что от актерской карьеры придется отказаться. Петр порядочен, но с ним ее ждет счастливая трудовая жизнь. А Великатов предлагает жизнь в театре, роскошь и блистательную карьеру. На этом краткое содержание «Талантов и поклонников» Островского можно считать почти оконченным.

В общем, желание стать великой актрисой перевесило все принципы. Александра уезжает с Иваном Семеновичем в его поместье, бросив бедного Петра. А ому остается только слать проклятия на головы актеров и их поклонников.

Краткий анализ

«Таланты и поклонники» А. Н. Островского - прямое свидетельство того, как тяжело сохранять моральные устои перед лицом постоянных проблем. Крест бедности слишком тяжелый, а желание роскошной жизни - большой соблазн для юной души. Вот и отвергла свои принципы красавица Саша, доказав в очередной раз этим поступком, что все покупается.

Заключение

В пьесе Островского «Таланты и поклонники», анализ которой можно видеть выше, остро поставлены проблемы молодежи, которая гонится за красивой жизнью. На первом месте здесь собственные желания, ради которых забываются самые важные нормы, растаптывается мораль и отвергаются собственные взгляды на жизнь. Саша позабыла о такой простой вещи, как любовь. Она пренебрегла своим бедным женихом, бросила мать и помчалась за призрачным счастьем. Но обретет ли его актриса рядом с нелюбимым человеком - остается тайной для читателя.

Таланты и поклонники - жизненная постановка, поставленная по знаменитому произведению Островского. Главной героиней спектакля является Александра Негина. Она актриса, достаточно известная, хотя довольно бедная. И свое покровительство ей предложил богатый князь Дулебов, от чего она отказывается. Тогда князь пытается сорвать ее бенефис, хотя это у него не получается благодаря ее друзьям - помещику Великатову и Василию. В результате многочисленных интриг вокруг актрисы, Александре приходится отказаться от своей любви, славы в своем городе и уехать в паре с богатым Великатовым, который и стал покровителем ее таланта.

Главная героиня спектакля немного отличается от островской Негиной своей живостью, энергичностью и самостоятельностью. Именно поэтому спектакль так хорошо вписывается в нашу современность, раскрывая самые актуальные темы - любви и преданности. В спектакле раскрываются разные стороны человеческого характера, от чего постановка будет особенно интересна зрителям.

Посмотреть уникальное театральное зрелище «Таланты и поклонники» в театре Сатиры сможет любой желающий, стоит лишь успеть купить билеты на эту постановку и насладиться безупречной игрой актеров.

В театре Сатиры состоится спектакль «Таланты и поклонники».

Комедия в 2-х действиях.

Сюжет пьесы Островского «Таланты и поклонники» основан на истории об актрисе, которую талант ведет по жизни как путеводная звезда. Но редко, когда ваш талант воспринимается окружающими адекватно. Для актрисы Негиной такая ситуация стала подлинной драмой: окружающие ее люди не видели в ней человека искусства. Но, как истинная актиса, Негина ради своего таланта жертвует всем, даже любовью, и уезжает с Великатовым, посулившим ей яркую жизнь, чтобы остаться верной своему призванию – сцене.

Приходите на спектакль «Таланты и поклонники» в театре Сатиры!

Дулебов (з.А.России Валерий Кириллов) и Бакин (Алексей Кузьмин)

Сюжет пьесы скорее трагический, чем комический. Но у Островского стоит комедия, и режиссёр должен поставить именно её. Но, как известно, у медали существуют две стороны: и трагедию можно поставить с иронией, и в комедии найти трагические ноты. Что же зритель видит в новой постановке народного артиста России Александра Кузина ? Статус комедии режиссёр поддерживает с помощью большей части героев пьесы: молодого купчика Васи (Юрий Круглов ), трагика Громилова (Николай Шрайбер ), актрисы Смельской (Александра Чилин – Гири ), губернского чиновника Бакина (Алексей Кузьмин ) и др. Совершенно неожиданно, сюда попадает и князь Дулебов (з. а. России Валерий Кириллов ).

Дулебов (з.а.России Валерий Кириллов)

Валерий Кириллов в роли князя Дулебова отнюдь не пожилой человек, несмотря на волосы с сединой. Скорее они придают ему дополнительный шик опытного мужчины. Дулебов настоящий денди: белоснежный костюм, белые шляпа и ботинки, голубой жилет, бутоньерка и трость. Он изящен, энергичен, грациозен, полон жизни и сластолюбивых желаний. Кириллов играет в своей лучшей гротесковой манере, очень ярко и тонко, не переходя опасную грань от комизма к клоунаде.


Громилов (Николай Шрайбер) и Вася (Юрий Круглов)

Порадовал актёрской работой Юрий Круглов. Историю молодого купчика Васи в его исполнении можно живо представить: скорей всего был в помощниках у отца, подчинялся его воле, набирался опыта и, наконец, получив капитал, стал сам себе хозяин. Купеческая смекалка в нём сильна. Как он мгновенно включился в сделку с бенефисом, увидев, что можно легко и быстро «взять» денежки. В этом отношении за него можно быть спокойным. Но бурлят, кипят в нём молодые силы, которые он ещё и сам не знает, куда направить. Отсюда и загулы с актёрской братией.

Сцены Васи с трагиком Громиловым зрители встречают и провожают аплодисментами. Николай Шрайбер в роли Громилова вызывает у зрителей и смех, и сочувствие. Тема «погибающего от жажды» русскому человеку близка. А идущий из души крик: «Вася! Где Вася?» - может просто стать нарицательной фразой. Удачно вписалась в образ крупная фигура артиста, его зычный, «громовой» голос. А короткая стрижка, которая в первый момент кажется просчётом, приближает этот образ к современности. Поистине классика вечна!



Матрена (з.а.России Татьяна Исаева) и Великатов (В.Майзингер)

Роль Матрёны в пьесе крохотная. У Островского она появляется в третьем действии (в новой постановке пьесы при одном антракте это второе). Режиссёр немного «подправил» драматурга, и кухарка появляется с начала первого действия. Если бы Островский знал, что Матрёну будет играть з. а. России Татьяна Исаева , думаю, он поступил бы так же, как Александр Кузин. Фразы Домны Пантелеевны, «отнятые» у неё режиссёром, органично вписались в роль Матрёны и оживили мизансцены. Дуэт Матрёны и Домны Пантелеевны в начале спектакля превосходен. Трудно на сцене играть слушающего человека и удерживать внимание зрителя, но Татьяна Исаева буквально заставляет наблюдать зал за тем, как Матрёна со вкусом, не торопясь пьёт чай, чувствовать, как тает у неё во рту кусочек сахара. Исаева создала образ «своей» в доме кухарки, которая и самовар вовремя поставит, и с хозяйкой за столом чай попьёт, и посочувствует ей, и себя не обидит: слушает, а про сахарок и бараночки не забывает. Походка Матрёны «уточкой» напоминает зрителю Матрёну из известного фильма, и этот элемент пародии привносит необходимый комизм в трактовку роли.

Роль Домны Пантелеевны - несомненная удача з.а. России Татьяны Ивановой . Сыграна ярко, темпераментно. Иной эту героиню трудно представить. Женщина, наученная выживать, но не потерявшая ни сердца, ни сопереживания, ни внутренней силы.

Владимир Майзингер в роли Великатова убедительно сыграл богатого, влиятельного, но одинокого, скучающего человека. У него есть всё, что можно пожелать: отличное поместье, заводы. Он не проматывает денежки, а умножает их, используя любой случай. А уж если денежные интересы совпадают с интересом к женщине – грех упустить! Так в сцене с покупкой бенефиса Негиной Великатов выходит из своего обычного меланхолического настроения и с азартом проворачивает выгодное дельце. И любимой женщине помог, и сам не в проигрыше. В. Майзингер на протяжении всего спектакля очень тонко показывает сквозь внешнюю невозмутимость Великатова его азарт и расчёт. Ох, совсем не прост этот помещик! Оправдывает характеристику Бакина: «…в нашем обществе он больше молчит… никогда не спорит, со всеми соглашается. И никак не разберёшь, серьёзно он говорит или мистифицирует тебя». И комичное целование руки кухарке Матрёне не выбивается из характера роли, предложенной артистом. Это прорывается изнутри ликование. Чувствует, чувствует Великатов, что не останется в накладе: завоюет он Негину своей почтительностью, деликатными подарками, возможностью с его помощью продолжать быть на сцене.

Перейдём к совсем не комическим персонажам.



Домна Пантелевна (з.а.России Ирина Сидорова), Нароков(з.а.России Валерий Соколов), Матрена (з.а.России Татьяна Иванова)

Старый бутафор Нароков (з. а России Валерий Соколов ), слывущий «чудаком» и «сумасшедшим», душа которого «из тонких парфюмов соткана», совсем не кажется таковым в своём обожании Негиной. Он единственный из всех, кто видит в ней чистоту и талант. И от этого так трогательна его любовь к Негиной. В. Соколов в чудаковатости своего персонажа открывает зрителю душу не сломленного и не перекроенного жизнью человека, счастливого своей любовью к женщине и театру.


Петя (Виталий Даушев)

Роль Пети Мелузова играет молодой артист Виталий Даушев . Совсем недавно он блеснул в премьерном спектакле «Бабаня», сыграл обаятельного героя в «Бульваре удачи». И вот новая роль. Мелузов – бедный студент, труженик, воспитанный на традициях героев роман Н. Чернышевского «Что делать», так хорошо знакомому зрителям старшего возраста. Отголоски романа особенно заметны в сцене, когда Мелузов приглашает Негину к «дружеской исповеди». Мелузов проповедует твёрдые нравственные правила, принятые в демократической студенческой среде, жизнь в честной бедности, не понимая, что театр, который он считает чем-то легковесным и барской забавой, для Негиной - смысл жизни. Понимание этого приходит к нему слишком поздно. Правдивый и бескорыстный Мелузов вызывает симпатию зрителей. Но в этой роли артисту хотелось бы пожелать разнообразия оттенков в характеристике роли. Для этого у него есть все данные.

Центральную роль – молодой актрисы Негиной, режиссёр поручил пришедшей в театр в 2012 году Виктории Мирошниковой . В начале спектакля зритель видит нравственно чистую и несколько наивную девушку, но обстоятельства ломают её судьбу, ставя в безвыходное положение.

Негина (Виктория Мирошникова) и Домна Пантелевна (н.а.России Татьяна Иванова)

Негина сознаёт, что она не героиня, и не находит в себе сил бороться, не видя ни в ком настоящей поддержки. Она соглашается на предложение Великатова уехать с ним и продолжить артистическую карьеру. Кажется, что финал благополучен: Негина остаётся актрисой театра. Но остаётся глубоко одинокой и несчастной. Роль неоднозначная. Сыграть её нелегко: мало действия, больше психологических переживаний. Вероятно, режиссёр посчитал, что молодую актрису Негину должна играть молодая же актриса. С этим трудно не согласиться – молодость и свежесть ничем не подменишь. Но ярких эмоций в трактовке роли явно не хватает. Они прорываются лишь в конце – в сцене на вокзале. Здесь Виктория Мирошникова наконец раскрылась, и зрители почувствовали всю глубину внутренних переживаний её героини.


сцена из спектакля

Стоит отметить оформление спектакля. Стильные, минималистические декорации з. х. России, Лауреата Государственной премии, лауреата Национальной театральной премии "Золотая маска России" Александра Орлова превосходны. Классическая пьеса приобретает с ними современный облик. Это относится и к костюмам артистов, созданных лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" Ириной Чередниковой . Выдержанные в стиле XIX века, но с лёгким оттенком нашего времени, они гармонично перекликаются с художественным оформлением сцены.

В последние годы, благодаря интернету и некоторым каналам телевидения, можно было увидеть много авангардных постановок классических произведений и на Западе, и в России. У Александра Кузина постановка пьесы « Таланты и поклонники» традиционная. Он не боится показаться не новатором, и это привлекает. Никто не против новаций, но может классика останется классикой, а всё новаторство режиссёров достанется современным произведениям?

Фото сайта Театра имени Волкова