Роль эпиграфа в целеполагании на уроках литературы.
Е.И.Дулимова, преподаватель русского языка, литературы и мировой художественной культуры.
МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ».
Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха. Россия.
Учитель русского языка, литературы и МХК.
Данная работа знакомит с ролью краткого яркого изречения – эпиграфа- в осмыслении проблемы урока, в воспитании чувства слова, речевой культуры, в формировании творческой, неординарной личности. Кроме того речь идёт о применении технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.
Перед учителем всегда стоит проблема повышения интереса к предмету, проблема творческого развития личности. Не случайно в основных положениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что «…главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Основой развития творческой среды в школе несомненно является деятельность учителя-словесника, направленная на проникновение в смысл слова, что позволяет прикоснуться к тайне творчества великих писателей. На пути постижения этих тайн, понимания авторского замысла важным этапом является работа с эпиграфом. Эпиграф, как один из приёмов авторской позиции, играет особую роль в понимании произведения. Учащиеся, как правило, испытывают затруднения при анализе художественного произведения, вот почему так важно начать работу с понимания эпиграфа. На уроке же нередко игнорируется углубленная работа с ним из-за нехватки времени.
Выход из этого положения – это поэтапное формирование умственных действий и понятий, включая работу с эпиграфом как приём активизации внимания учащихся при чтении художественного произведения. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.
Значит, каждый обучающийся изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Задача учителя не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками, быть понимающим собеседником. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.
Кроме того, использование эпиграфа — это не что иное, как возможность еще одного обращения к Слову.
Прежде чем говорить о технологиях использования эпиграфа, необходимо определить, что же такое эпиграф . Это отрывок из текста, несущий определенную дидактически-воспитательную и познавательную нагрузку, с помощью которого можно раскрыть новую тему, помочь усвоению материала, привлечь школьников к изучаемой проблеме
Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный груз. Прямо или иносказательно, вызывая какие-нибудь ассоциации, они являются представителями главной мысли.
Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой. Это помогает читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.
Эпиграф применяется в технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.
Конечно, можно бесконечно говорить о том, что если произведению предпослан эпиграф, то этот путь постижения авторского замысла становится ещё интереснее, потому что эпиграф – не только изречение, концентрирующее в себе основную мысль, но и тот ключ, без которого часто понять писателя невозможно. Кстати, надо всегда помнить, что в литературном произведении ничего не бывает «просто так» – каждое высказывание, слово имеют своё место и свой особый, точный смысл.
Но мне хотелось бы остановиться на том, как работает эпиграф, несущий смысловую нагрузку всего урока, то есть эпиграф к уроку, к определённой теме. Эпиграф в начале урока становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. Каждый учитель стоит перед проблемой заинтересовать учащихся, может быть, даже заинтриговать их, потрясти, побудить к постижению тайны познания. Поэтому так важно найти этот «включатель» энергии урока – яркое высказывание, помогающее выйти на цель предстоящего разговора.
Традиционно схема работы с эпиграфом включает два этапа:
- Чтение эпиграфа. Читать может учитель или подготовленный ученик. Выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут раскрыть смысл высказывания.
- Обсуждение эпиграфа.
На этом этапе ученикам предлагается осмыслить текст, подумать, как он связан с темой урока, почему именно эти слова являются главными на данном уроке?
Это и есть этап целеполагания и мотивации , где ученики формулируют цели урока.
На этапе ввода новой темы эпиграф становится ярким приемом включения в активную работу.
3.Можно записать несколько эпиграфов и предложить ученикам выбрать один, наиболее полно отражающий суть изучаемой проблемы, или сопоставить высказывания с целью выяснения общего и различного. Таким образом, формируется культура речевого общения, умения подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, искусства быть убедительным. В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи, обогащается их словарный запас, содержательнее становятся их творческие работы.
Иногда на определённом этапе изучения произведения практикую такой вид деятельности, как подбор эпиграфов к означенным темам. Такая работа требует от учащихся не только прочтения произведения, но и опыта самостоятельного осмысления прочитанного. Так, например, к уроку по «Донским рассказам» М.Шолохова очень уместно, на мой взгляд, зазвучали слова Б.Чичибабина: «На людей я смотрю исподлобья: видно, в школу любви ни единый из них не ходил». Уже в начале урока при обсуждении выбранного эпиграфа разговор шёл не просто о бесчеловечности войны, тем более Гражданской, но и о вечной ответственности каждого перед своим высшим предназначением всегда оставаться человеком. А это и есть главная миссия писательского слова – всегда звучать современно. Удачно подобранный эпиграф вывел одиннадцатиклассников на важные нравственные выводы.
Урок по теории Раскольникова по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» начинаем словами Ф. Ницше: « Если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть на тебя». Яркий афоризм философа помогает десятиклассникам глубже понять трагедию героя Достоевского, позволившего пролить « кровь по совести»: «Разве я старуху убил? Я себя убил..». Цель урока – понять бесчеловечность теории, «приговорившей» Раскольникова к преступлению.
Иногда эпиграф предлагается как итог разговора на уроке. Так, в финале урока «Кутузов и Наполеон» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» предлагаю учащимся поразмышлять над изречением китайского философа Лао- Цзы. В словах восточного мудреца угадывается образ народного полководца Кутузова, который был примером высокого патриотизма и в то же время образцом истинного милосердия к поверженному врагу. А это и есть цель урока – увидеть отличие добра от зла, которое воплощается, по мнению Л.Толстого, в образе Наполеона.
Добрый побеждает и только
Побеждает и не гордится.
Побеждает и не торжествует.
Побеждает и не возвеличивается.
Побеждает и не может избежать этого.
Побеждает и не насилует.
Побеждая, надо уметь остановиться,
Кто умеет остановиться,
Тот этим избегает опасности
Совершенно удивительный источник эмоционального посыла в начале уроков, посвящённых поэзии, мы находим у Евгения Евтушенко в «Молитве перед поэмой» «Братская ГЭС». Обращаясь к творчеству великих русских поэтов, слышишь голос нашего современника, тоже классика, который подчёркивает непреходящую вечность поэтического слова, проверенного временем и испытаниями:
Поэт в России — больше, чем поэт.В ней суждено поэтами рождатьсялишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,кому уюта нет, покоя нет Дай, Пушкин, мне свою певучесть.. Дай, Лермонтов, свой жёлчный взгляд.. Дай, Некрасов, уняв мою резвость,боль иссеченной музы твоей..-. О, дай мне, Блок, туманность вещую… Дай, Пастернак, смещенье дней… Есенин, дай на счастье нежность мнеК берёзкам и лугам, к зверью и людям.. Дай, Маяковский, мнеглыбастость,буйство,бас,непримиримость грозную к подонкам…
Начиная каждый урок с эпиграфа, который, как я уже сказала, как бы включает энергию урока, воспитываю тем самым особое трепетное отношение к слову. Размышляя над смыслом подобранного изречения, учащиеся по-настоящему начинают понимать слова Ф.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». Магия слова, обретающего современное звучание спустя столетия, потрясает. И это однозначно формирует творческое осмысление прочитанного, формирует личность, что является целью образовательного процесса. Ещё большие возможности раскрываются в работе с авторскими эпиграфами, которые создают интригу в начале произведения, а иногда, как, например, у Пушкина, в начале каждой главы. Но это уже тема другого разговора, потому что эпиграф является прекрасным приемом, для того, чтобы разнообразить уроки. Он служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной цели урока. Важно отметить, что эпиграф – частный прием в методике и изучен ещё недостаточно. Много интересного таит он в себе, что в будущем послужит темой дальнейших размышлений.
Библиографический список.
1.Куцевал О. Н. «Работа с эпиграфом» // «Русский язык и литература» №3,4. 1992
2.Левицкая Г. Н. Викторина // «Литература в школе» №3 2006.
3.Меркин Г. Литература. Москва 2006
4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 2004 Рябцев В. П. Усвоение понятий на уроках литературы. // «Литература в школе» №6 2004
: Машины становятся лучше, но, к счастью, еще есть место для нас, гомо сапиенсов, и какая-то причина, чтобы продолжать существовать.
Джулиан Ассанж :
Здорово жить в момент, когда все в мире меняется, и чувствовать токи прогресса в кончиках пальцев, лежащих на клавиатуре.Джулиан Ассанж :
Конечные пределы компьютерной мощи не определяются людьми, которые собирают компоненты на китайских фабриках; возможности компьютера заключены в самой его сути.Джулиан Ассанж :
Современные технологии, конечно, позволяют военным и спецслужбам собирать огромное количество информации о гражданах, однако те же самые технологии делают любую закрытую систему более уязвимой, увеличивая вероятность утечки.Джулиан Ассанж :
Хотя в Интернете может публиковаться каждый, Интернет не дает защиты, а в худшем случае оборачивается самым мощным в мире инструментом надзора. Он поощряет свободу прессы, но точно так же поощряет и тех, кто ненавидит свободу прессы. Такова ирония новых технологий.Билл Гейтс :
Бумажная цифра - мертвая цифра, а цифра в электронной форме способна рожать мысли и действия.Билл Гейтс :
В области высоких технологий перемены не редкость, и даже на ближайшее будущее нет никакой гарантии, что Windows сохранит лидерство.Билл Гейтс :
И хорошие, и плохие стороны технического прогресса очень важно обсуждать как можно шире, чтобы его направление определяло все общество, а не только специалисты.Лем :
Технология - это независимая переменная цивилизации.В.И. Ленин :
Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя,- или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным.Руперт Мердок :
В борьбе за свободу информации именно технология, а не политика определит исход дела.Олдос Леонард Хаксли :
Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять.Компьютер напоминает ветхозаветного Бога: множество правил и никакого милосердия. Дж.Кэмпбелл 10
Если бы технология действовала безошибочно, мы все остались бы без работы. 7
Просто потому, что что-то не работает не так, как вы планировали, не значит, что оно бесполезно. Томас Эдисон 9
Если технология не освобождает людей от рутины, чтобы они могли преследовать более высокие цели человечества, тогда весь технический прогресс бессмысленен. Жак Фреско 9
Самое эффективное изобретение в истории - книга. Нортроп Фрай 9
Я верю, что инженеры спасут мир. Джей Лено 12
То, что сегодня наука - завтра техника. Эдвард Теллер 10
Технология – это то, чего не было, когда вы родились. Алан Кей 7
Cамолет, автомобиль, компьютер – это самые важные изобретения человека. Они немного говорит о его интеллекте, и много - о его лени. Марк Кеннеди 9
Искусство бросает вызов технологиям, а технологии вдохновляют искусство. Джон Лассестер 10
Компьютерный мир дает лишь иллюзию власти. В реальной жизни человек не способен изменить даже свою судьбу. 9
При всех усовершенствованиях у женщин уходит столько же времени на уборку дома, как во времена наших бабушек. Майкл Крайтон. 9
Со счастьем дело обстоит как с часами: чем проще механизм, тем реже портится. Никола Шамфор 10
Программирование сегодня – это гонка между разработчиками программного обеспечения, стремящимися построить большие и обладающие защитой от дурака программы и Вселенной, порождающей всё больших и качественных дураков. Пока Вселенная побеждает. Рич Кук 9
Человек - лишь на поверхности человек. Сними с него кожу, разрежь - и тут же обнаружишь машину. Поль Валери 8
Мой новый телефон изумителен, мой компьютер чудесен, мой калькулятор - само совершенство, но, Господи, куда же подевались мои мозги? 9
Мы должны найти баланс между неприкосновенностью частной жизни и использованием данных в рамках общественной безопасности. Сатья Наделла 9
Технологии стареют. Единственное, что не устаревает - это общение. 9
Слишком шумно и промышленно становится в человечестве, мало спокойствия духовного. Достоевский 9
Используя технологии для дополнительных возможностей, мы рискуем потерять способность любить, стремиться к лучшему и поступать правильно. А ведь именно это и делает нас людьми. 10
Все люди делятся на два вида: нормальные и те, кто постоянно жует пиццу и сходит с ума по всяким механизмам. Терри Пратчетт 10
Один из величайших мифов нашего времени - это то, что технологии сближают нас. Либби Ларсен 9
Компьютер выполняет очень простые операции – берет число, прибавляет к другому числу, сравнивает результат с третьим числом. Но на скорости больше 1 000 000 операций в секунду результаты больше напоминают магию. Стив Джобс 9
Когда на нас надвигается новая технология, тот, кто не стал частью парового катка, становится частью мостовой. Стюарт Бранд 9
Наука и технологии произвели переворот в наших жизнях, но наши чувства формируют память, традиции и мифы. Артур Шлезингер 9
Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения назад. Олдос Леонард Хаксли 9
Технология имеет срок годности как у банана. Скотт Макнили 9
Человек все менее способен укрощать свою власть над техникой. Габриэль Оноре Марсель 9
Меня зовут Иван Кистанкин, я занимаюсь продвижением сайтов в поисковых системах (SEO-продвижением). Работаю в одном из агентств интернет-маркетинга в Новосибирске — руководителем группы (тимлидом) по SEO.
В основном продвигаю интернет-магазины, в меньшей степени сайты услуг. По моим наблюдениям и по наблюдениям коллег, под SEO — сайты услуг не всегда выгодно продвигать, а вот интернет-магазины показывают хорошие результаты.
Почему так выходит:
В интернет-магазинах с хорошим ассортиментом и множеством категорий просто больше семантики (то есть ключевых запросов, по которым продвигается проект), по сравнению с небольшими сайтами услуг. Проработав структуру и сделав внутреннюю SEO-оптимизацию — уже можно добиться значительного роста.
Стоит отметить, что есть множество удачных примеров продвижения сайтов услуг, но именно работа с интернет-магазинами интереснее мне как специалисту.
Что предлагаю:
— предлагаю свои услуги по продвижению интернет-магазинов в поисковых системах (Яндекс и Google)
— продвижение сайта от 4-5 месяцев, т.к. SEO такая сфера, где нужно время и результаты продвижения имеют накопительный эффект
— обычно это комплекс работ — по сбору семантики, составлению структуры, работ по внутренней оптимизации, по технической оптимизации, работ по наращиванию ссылочной массы, составлению ТЗ по доработкам, аналитика и т.д.
— возможно проведение каких-либо работ — без помесячного продвижения на полгода, например, SEO-аудит, консультации или составление ТЗ по доработкам для решения определенных задач
Почему я:
— опыт работы со многими популярными CMS: 1С-Битрикс, OpenCart и другими
— знание HTML, CSS, опыт работы со многими инструментами, например, Key Collector для работы с семантикой, Screaming Frog для сканирования сайтов, Яндекс.Метрика для веб-аналитики (по метрике являюсь сертифицированным специалистом) и другие
— опыт продвижения с 2010 года, за это время узнал множество нюансов и поработал с сайтами в различных сферах
— опыт работы с мультирегиональными интернет-магазинами (которые продвигаются по нескольким регионам на поддоменах), с сайтами в конкурентных регионах (Москва, города миллионники) и с очень крупными проектами (например, сайт с 750 категориями и десятками тысяч товаров)
— я за прозрачность, в начале работ создается план, ежемесячно отчитываюсь по проделанным работам
— заказчик может видеть результаты наглядно: позиции по ключевым фразам можно отслеживать с помощью специальных сервисов, типа топвизор, трафик — по яндекс.метрике