26.09.2019

 Технология - афоризмы, крылатые выражения, фразы, высказывания. Цитаты о прогрессе


Роль эпиграфа в целеполагании на уроках литературы.

Е.И.Дулимова, преподаватель русского языка, литературы и мировой художественной культуры.

МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ».

Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха. Россия.

Учитель русского языка, литературы и МХК.

Данная работа знакомит с ролью краткого яркого изречения – эпиграфа- в осмыслении проблемы урока, в воспитании чувства слова, речевой культуры, в формировании творческой, неординарной личности. Кроме того речь идёт о применении технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.

Перед учителем всегда стоит проблема повышения интереса к предмету, проблема творческого развития личности. Не случайно в основных положениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что «…главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Основой развития творческой среды в школе несомненно является деятельность учителя-словесника, направленная на проникновение в смысл слова, что позволяет прикоснуться к тайне творчества великих писателей. На пути постижения этих тайн, понимания авторского замысла важным этапом является работа с эпиграфом. Эпиграф, как один из приёмов авторской позиции, играет особую роль в понимании произведения. Учащиеся, как правило, испытывают затруднения при анализе художественного произведения, вот почему так важно начать работу с понимания эпиграфа. На уроке же нередко игнорируется углубленная работа с ним из-за нехватки времени.

Выход из этого положения – это поэтапное формирование умственных действий и понятий, включая работу с эпиграфом как приём активизации внимания учащихся при чтении художественного произведения. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

Значит, каждый обучающийся изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Задача учителя не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками, быть понимающим собеседником. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

Кроме того, использование эпиграфа — это не что иное, как возможность еще одного обращения к Слову.

Прежде чем говорить о технологиях использования эпиграфа, необходимо определить, что же такое эпиграф . Это отрывок из текста, несущий определенную дидактически-воспитательную и познавательную нагрузку, с помощью которого можно раскрыть новую тему, помочь усвоению материала, привлечь школьников к изучаемой проблеме

Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный груз. Прямо или иносказательно, вызывая какие-нибудь ассоциации, они являются представителями главной мысли.
Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой. Это помогает читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.

Эпиграф применяется в технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.

Конечно, можно бесконечно говорить о том, что если произведению предпослан эпиграф, то этот путь постижения авторского замысла становится ещё интереснее, потому что эпиграф – не только изречение, концентрирующее в себе основную мысль, но и тот ключ, без которого часто понять писателя невозможно. Кстати, надо всегда помнить, что в литературном произведении ничего не бывает «просто так» – каждое высказывание, слово имеют своё место и свой особый, точный смысл.

Но мне хотелось бы остановиться на том, как работает эпиграф, несущий смысловую нагрузку всего урока, то есть эпиграф к уроку, к определённой теме. Эпиграф в начале урока становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. Каждый учитель стоит перед проблемой заинтересовать учащихся, может быть, даже заинтриговать их, потрясти, побудить к постижению тайны познания. Поэтому так важно найти этот «включатель» энергии урока – яркое высказывание, помогающее выйти на цель предстоящего разговора.

Традиционно схема работы с эпиграфом включает два этапа:

  1. Чтение эпиграфа. Читать может учитель или подготовленный ученик. Выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут раскрыть смысл высказывания.
  2. Обсуждение эпиграфа.

На этом этапе ученикам предлагается осмыслить текст, подумать, как он связан с темой урока, почему именно эти слова являются главными на данном уроке?

Это и есть этап целеполагания и мотивации , где ученики формулируют цели урока.

На этапе ввода новой темы эпиграф становится ярким приемом включения в активную работу.

3.Можно записать несколько эпиграфов и предложить ученикам выбрать один, наиболее полно отражающий суть изучаемой проблемы, или сопоставить высказывания с целью выяснения общего и различного. Таким образом, формируется культура речевого общения, умения подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, искусства быть убедительным. В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи, обогащается их словарный запас, содержательнее становятся их творческие работы.

Иногда на определённом этапе изучения произведения практикую такой вид деятельности, как подбор эпиграфов к означенным темам. Такая работа требует от учащихся не только прочтения произведения, но и опыта самостоятельного осмысления прочитанного. Так, например, к уроку по «Донским рассказам» М.Шолохова очень уместно, на мой взгляд, зазвучали слова Б.Чичибабина: «На людей я смотрю исподлобья: видно, в школу любви ни единый из них не ходил». Уже в начале урока при обсуждении выбранного эпиграфа разговор шёл не просто о бесчеловечности войны, тем более Гражданской, но и о вечной ответственности каждого перед своим высшим предназначением всегда оставаться человеком. А это и есть главная миссия писательского слова – всегда звучать современно. Удачно подобранный эпиграф вывел одиннадцатиклассников на важные нравственные выводы.

Урок по теории Раскольникова по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» начинаем словами Ф. Ницше: « Если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть на тебя». Яркий афоризм философа помогает десятиклассникам глубже понять трагедию героя Достоевского, позволившего пролить « кровь по совести»: «Разве я старуху убил? Я себя убил..». Цель урока – понять бесчеловечность теории, «приговорившей» Раскольникова к преступлению.

Иногда эпиграф предлагается как итог разговора на уроке. Так, в финале урока «Кутузов и Наполеон» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» предлагаю учащимся поразмышлять над изречением китайского философа Лао- Цзы. В словах восточного мудреца угадывается образ народного полководца Кутузова, который был примером высокого патриотизма и в то же время образцом истинного милосердия к поверженному врагу. А это и есть цель урока – увидеть отличие добра от зла, которое воплощается, по мнению Л.Толстого, в образе Наполеона.

Добрый побеждает и только

Побеждает и не гордится.

Побеждает и не торжествует.

Побеждает и не возвеличивается.

Побеждает и не может избежать этого.

Побеждает и не насилует.

Побеждая, надо уметь остановиться,

Кто умеет остановиться,

Тот этим избегает опасности

Совершенно удивительный источник эмоционального посыла в начале уроков, посвящённых поэзии, мы находим у Евгения Евтушенко в «Молитве перед поэмой» «Братская ГЭС». Обращаясь к творчеству великих русских поэтов, слышишь голос нашего современника, тоже классика, который подчёркивает непреходящую вечность поэтического слова, проверенного временем и испытаниями:

Поэт в России — больше, чем поэт.В ней суждено поэтами рождатьсялишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,кому уюта нет, покоя нет Дай, Пушкин, мне свою певучесть.. Дай, Лермонтов, свой жёлчный взгляд.. Дай, Некрасов, уняв мою резвость,боль иссеченной музы твоей..-. О, дай мне, Блок, туманность вещую… Дай, Пастернак, смещенье дней… Есенин, дай на счастье нежность мнеК берёзкам и лугам, к зверью и людям.. Дай, Маяковский, мнеглыбастость,буйство,бас,непримиримость грозную к подонкам…

Начиная каждый урок с эпиграфа, который, как я уже сказала, как бы включает энергию урока, воспитываю тем самым особое трепетное отношение к слову. Размышляя над смыслом подобранного изречения, учащиеся по-настоящему начинают понимать слова Ф.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». Магия слова, обретающего современное звучание спустя столетия, потрясает. И это однозначно формирует творческое осмысление прочитанного, формирует личность, что является целью образовательного процесса. Ещё большие возможности раскрываются в работе с авторскими эпиграфами, которые создают интригу в начале произведения, а иногда, как, например, у Пушкина, в начале каждой главы. Но это уже тема другого разговора, потому что эпиграф является прекрасным приемом, для того, чтобы разнообразить уроки. Он служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной цели урока. Важно отметить, что эпиграф – частный прием в методике и изучен ещё недостаточно. Много интересного таит он в себе, что в будущем послужит темой дальнейших размышлений.

Библиографический список.

1.Куцевал О. Н. «Работа с эпиграфом» // «Русский язык и литература» №3,4. 1992

2.Левицкая Г. Н. Викторина // «Литература в школе» №3 2006.

3.Меркин Г. Литература. Москва 2006

4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 2004 Рябцев В. П. Усвоение понятий на уроках литературы. // «Литература в школе» №6 2004

: Машины становятся лучше, но, к счастью, еще есть место для нас, гомо сапиенсов, и какая-то причина, чтобы продолжать существовать.

Джулиан Ассанж :
Здорово жить в момент, когда все в мире меняется, и чувствовать токи прогресса в кончиках пальцев, лежащих на клавиатуре.
Джулиан Ассанж :
Конечные пределы компьютерной мощи не определяются людьми, которые собирают компоненты на китайских фабриках; возможности компьютера заключены в самой его сути.
Джулиан Ассанж :
Современные технологии, конечно, позволяют военным и спецслужбам собирать огромное количество информации о гражданах, однако те же самые технологии делают любую закрытую систему более уязвимой, увеличивая вероятность утечки.
Джулиан Ассанж :
Хотя в Интернете может публиковаться каждый, Интернет не дает защиты, а в худшем случае оборачивается самым мощным в мире инструментом надзора. Он поощряет свободу прессы, но точно так же поощряет и тех, кто ненавидит свободу прессы. Такова ирония новых технологий.
Билл Гейтс :
Бумажная цифра - мертвая цифра, а цифра в электронной форме способна рожать мысли и действия.
Билл Гейтс :
В области высоких технологий перемены не редкость, и даже на ближайшее будущее нет никакой гарантии, что Windows сохранит лидерство.
Билл Гейтс :
И хорошие, и плохие стороны технического прогресса очень важно обсуждать как можно шире, чтобы его направление определяло все общество, а не только специалисты.
Лем :
Технология - это независимая переменная цивилизации.
В.И. Ленин :
Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя,- или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным.
Руперт Мердок :
В борьбе за свободу информации именно технология, а не политика определит исход дела.
Олдос Леонард Хаксли :
Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять.

Компьютер напоминает ветхозаветного Бога: множество правил и никакого милосердия. Дж.Кэмпбелл 10

Если бы технология действовала безошибочно, мы все остались бы без работы. 7

Просто потому, что что-то не работает не так, как вы планировали, не значит, что оно бесполезно. Томас Эдисон 9

Если технология не освобождает людей от рутины, чтобы они могли преследовать более высокие цели человечества, тогда весь технический прогресс бессмысленен. Жак Фреско 9

Самое эффективное изобретение в истории - книга. Нортроп Фрай 9

Я верю, что инженеры спасут мир. Джей Лено 12

То, что сегодня наука - завтра техника. Эдвард Теллер 10

Технология – это то, чего не было, когда вы родились. Алан Кей 7

Cамолет, автомобиль, компьютер – это самые важные изобретения человека. Они немного говорит о его интеллекте, и много - о его лени. Марк Кеннеди 9

Искусство бросает вызов технологиям, а технологии вдохновляют искусство. Джон Лассестер 10

Компьютерный мир дает лишь иллюзию власти. В реальной жизни человек не способен изменить даже свою судьбу. 9

При всех усовершенствованиях у женщин уходит столько же времени на уборку дома, как во времена наших бабушек. Майкл Крайтон. 9

Со счастьем дело обстоит как с часами: чем проще механизм, тем реже портится. Никола Шамфор 10

Программирование сегодня – это гонка между разработчиками программного обеспечения, стремящимися построить большие и обладающие защитой от дурака программы и Вселенной, порождающей всё больших и качественных дураков. Пока Вселенная побеждает. Рич Кук 9

Человек - лишь на поверхности человек. Сними с него кожу, разрежь - и тут же обнаружишь машину. Поль Валери 8

Мой новый телефон изумителен, мой компьютер чудесен, мой калькулятор - само совершенство, но, Господи, куда же подевались мои мозги? 9

Мы должны найти баланс между неприкосновенностью частной жизни и использованием данных в рамках общественной безопасности. Сатья Наделла 9

Технологии стареют. Единственное, что не устаревает - это общение. 9

Слишком шумно и промышленно становится в человечестве, мало спокойствия духовного. Достоевский 9

Используя технологии для дополнительных возможностей, мы рискуем потерять способность любить, стремиться к лучшему и поступать правильно. А ведь именно это и делает нас людьми. 10

Все люди делятся на два вида: нормальные и те, кто постоянно жует пиццу и сходит с ума по всяким механизмам. Терри Пратчетт 10

Один из величайших мифов нашего времени - это то, что технологии сближают нас. Либби Ларсен 9

Компьютер выполняет очень простые операции – берет число, прибавляет к другому числу, сравнивает результат с третьим числом. Но на скорости больше 1 000 000 операций в секунду результаты больше напоминают магию. Стив Джобс 9

Когда на нас надвигается новая технология, тот, кто не стал частью парового катка, становится частью мостовой. Стюарт Бранд 9

Наука и технологии произвели переворот в наших жизнях, но наши чувства формируют память, традиции и мифы. Артур Шлезингер 9

Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения назад. Олдос Леонард Хаксли 9

Технология имеет срок годности как у банана. Скотт Макнили 9

Человек все менее способен укрощать свою власть над техникой. Габриэль Оноре Марсель 9

Меня зовут Иван Кистанкин, я занимаюсь продвижением сайтов в поисковых системах (SEO-продвижением). Работаю в одном из агентств интернет-маркетинга в Новосибирске — руководителем группы (тимлидом) по SEO.

В основном продвигаю интернет-магазины, в меньшей степени сайты услуг. По моим наблюдениям и по наблюдениям коллег, под SEO — сайты услуг не всегда выгодно продвигать, а вот интернет-магазины показывают хорошие результаты.

Почему так выходит:

В интернет-магазинах с хорошим ассортиментом и множеством категорий просто больше семантики (то есть ключевых запросов, по которым продвигается проект), по сравнению с небольшими сайтами услуг. Проработав структуру и сделав внутреннюю SEO-оптимизацию — уже можно добиться значительного роста.

Стоит отметить, что есть множество удачных примеров продвижения сайтов услуг, но именно работа с интернет-магазинами интереснее мне как специалисту.

Что предлагаю:

— предлагаю свои услуги по продвижению интернет-магазинов в поисковых системах (Яндекс и Google)
— продвижение сайта от 4-5 месяцев, т.к. SEO такая сфера, где нужно время и результаты продвижения имеют накопительный эффект
— обычно это комплекс работ — по сбору семантики, составлению структуры, работ по внутренней оптимизации, по технической оптимизации, работ по наращиванию ссылочной массы, составлению ТЗ по доработкам, аналитика и т.д.
— возможно проведение каких-либо работ — без помесячного продвижения на полгода, например, SEO-аудит, консультации или составление ТЗ по доработкам для решения определенных задач

Почему я:

— опыт работы со многими популярными CMS: 1С-Битрикс, OpenCart и другими
— знание HTML, CSS, опыт работы со многими инструментами, например, Key Collector для работы с семантикой, Screaming Frog для сканирования сайтов, Яндекс.Метрика для веб-аналитики (по метрике являюсь сертифицированным специалистом) и другие
— опыт продвижения с 2010 года, за это время узнал множество нюансов и поработал с сайтами в различных сферах
— опыт работы с мультирегиональными интернет-магазинами (которые продвигаются по нескольким регионам на поддоменах), с сайтами в конкурентных регионах (Москва, города миллионники) и с очень крупными проектами (например, сайт с 750 категориями и десятками тысяч товаров)
— я за прозрачность, в начале работ создается план, ежемесячно отчитываюсь по проделанным работам
— заказчик может видеть результаты наглядно: позиции по ключевым фразам можно отслеживать с помощью специальных сервисов, типа топвизор, трафик — по яндекс.метрике