26.09.2019

Тептяри и другие исчезнувшие народы российской империи. Народы Российской империи во второй половине XIX в


§ 33-34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно росла. Если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением рождаемости, так и с увеличением территории Российской империи.

Расширение границ России шло за счет земель, населенных украинцами, белорусами, литовцами, поляками, финнами, евреями и другими народами. В 1795 г. доля русских в общей массе жителей страны составляла 49 %, украинцев – около 20, белорусов – 8, поляков – 6, финнов – 2, литовцев – 1,9, татар – 1,9, латышей – 1,7, евреев – 1,4, эстонцев – 1,1 %. Молдаване, ненцы, удмурты, карелы, коми, марийцы, калмыки, башкиры, чуваши и многие другие народности составляли 1 % населения Российской империи.

Многие народности были освобождены от тяжкого бремени рекрутской повинности. Они не знали и крепостного права, которое стало уделом только русских, украинцев, белорусов и народов Прибалтики.

В Россию переселилось немало колонистов: немцев, молдаван, греков, армян, сербов, болгар. Продолжался процесс заселения и освоения новых земель на окраинах страны, в котором активно участвовали русские, украинцы, татары, мордва, чуваши, марийцы.

Особое положение занимали евреи, которые проживали на территории, вошедшей в состав страны после разделов Речи Посполитой, а также в Новороссии, на Левобережной Украине и частично в Прибалтике. Законы, принятые в 1790-х гг., определяли границу территорий, на которых им разрешалось постоянно проживать, – черту оседлости. Введение черты оседлости ущемляло права еврейского народа.

Русские. В XVIII в. их численность выросла с 11 до 20 млн человек, но удельный вес в составе населения страны сократился. Русские в основном жили в центральных и северо-западных районах страны. Здесь их доля в общей численности населения превышала 90 %. В 1780-х гг. русские переселенцы появились на Северном Кавказе, росло их число и в Сибири. Русские перебирались в Новороссию и на земли Войска Донского, в Екатеринославскую и Таврическую губернии.

Быт основной массы сельского населения изменился незначительно: тот же каждодневный труд на земле, где взрослые и дети работали значительную часть года, те же подати и повинности в пользу казны и помещика. Наряду с этим развитие рыночных отношений вело к расслоению крестьян на богатых и бедных. Зажиточное крестьянство стремилось подражать горожанам в планировке домов, пище и одежде.

Крестьянский быт, в свою очередь, влиял на жизнь горожан. Сельская местность начиналась сразу за городской чертой. Развитие отходничества, учеба, рекрутчина, посещение церквей и монастырей (богомолье), совместное участие горожан и крестьян в многочисленных войнах – эти и другие формы общения способствовали взаимному обогащению крестьянской и городской культуры.

В XVIII в. большинство горожан жили в деревянных домах. Каменные жилые постройки были не редкостью только в Петербурге и Москве. Внутренние помещения дома украшали деревянной резьбой, зеркалами и занавесками, дорогой мебелью и посудой. Вокруг дома сажали садовые деревья. Обычно дома горожан были одноэтажными или двухэтажными. В Москве и Петербурге появлялись трех– и четырехэтажные дома, построенные в западноевропейском стиле. В темное время суток окна закрывались ставнями.

Неизвестная в русском костюме. Художник И. Аргунов

Крестьянский обед. Художник М. Шибанов

Городские жители пользовались в быту предметами европейского образца. В домах знати вилки, ножи и ложки были серебряными (отсюда выражение – «столовое серебро»), тарелки и чашки – из фарфора, рюмки, стаканы и графины – из хрусталя. Основная масса горожан имела простую утварь. В крестьянской семье обычно ели из общей посуды. Однако и бедные, и богатые бережно обращались с предметами домашнего обихода.

Игра в пристенок. Художник Е. Корнеев

С петровских времен изменилась одежда горожан. Служащие обязаны были появляться в общественных местах в иноземном или, как его называли, «немецком» платье и парике, с введением гражданской формы – в мундире. Военные носили форму ярких, нарядных цветов, с высокими головными уборами и украшениями.

Украинцы. В середине XVIII в. Левобережная Украина с Киевом и Запорожьем входила в состав Российской империи, Правобережная Украина (от среднего течения Днепра до Карпат) находилась под властью Речи Посполитой. Низовья Днепра до Сиваша и Перекопа принадлежали Османской империи и ее вассалу Крымскому ханству, Закарпатье входило в состав Венгрии. Левобережная Украина была земледельческим районом. Огромные земельные владения имели украинское шляхетство, казацкая старшина и высшее духовенство. Они вели с российским правительством активную борьбу за сохранение автономии («прав и вольностей малороссийского народа»).

Андреевская церковь в Киеве Архитектор Б. Растрелли

В 1764 г. было упразднено гетманство и ликвидирована украинская автономия. С присоединением к России азовско-черноморских степей бывшие запорожцы составили так называемое черноморское казачество. После переселения на Таманский полуостров из них сформировали кубанское казачье войско.

В 1782 г. в соответствии с губернской реформой были основаны Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества. В следующем году население обязали платить подушную подать, был запрещен и переход крестьян от одного помещика к другому. На Левобережную Украину распространялись положения Жалованных грамот дворянству и городам. Не избежала Украина и секуляризации церковных земель.

После присоединения к России Причерноморья в результате русско-турецких войн плодородные земли этого края монархи дарили дворянству. Так, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский получил в собственность более 50 тыс. десятин земли, немногим меньше – Г. А. Потемкин и другие екатерининские вельможи.

Объединение украинских земель в составе Российского государства имело большое значение для братских народов – украинцев и русских, способствовало взаимному обогащению культур.

В развитии просвещения и науки на Украине большую роль играла Киево-Могилянская академия. Российскому обществу были известны работы философа и писателя Г. Сковороды и исторические сочинения Г. А. Полетики. В 1789 г. в Харькове был основан первый на Украине театр. Украинские корни имели талантливые композиторы А. Л. Ведель, Д. С. Бортнянский, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко, скульпторы М. И. Козловский и И. П. Мартос. Украинцы интенсивно заселяли причерноморские степи и Крым, участвовали в хозяйственном освоении этого богатейшего края, а также переселялись на земли Войска Донского и Северного Кавказа, в Воронежскую и Курскую губернии.

Белорусы. В середине XVIII в. Белоруссия находилась в составе Речи Посполитой. Большинство крестьянских хозяйств отрабатывали барщину, незначительная часть государственных крестьян платила денежный оброк. Крепостнические порядки усугублялись тяжким национальным и религиозным гнетом: польские помещики насильственно насаждали католичество, стремились ополячить белорусов, лишить их собственной культуры. Белорусская шляхта и богатые горожане получали образование в католических школах, а также в Виленской академии.

Во второй половине XVIII в. Белоруссия вошла в состав Российской империи.

Белорусы

Ее население составляло более 3 млн человек. Российское правительство освободило население Белоруссии от уплаты государственных налогов, но практиковало раздачу государственных земель и населявших их крестьян российскому дворянству.

Около 90 % белорусов проживали в Минской и Могилевской губерниях, несколько меньше – в Витебской и Гродненской, в Виленской губернии основное население составляли литовцы.

Вхождение Белоруссии в состав России способствовало вовлечению экономики края в товарное производство и общероссийский рынок, росту крупных мануфактур, применению на них вольнонаемного труда. Активно развивалось дорожное строительство, прокладывались каналы.

Воссоединение белорусов и русских в едином государстве отвечало интересам двух братских народов, родственных по происхождению, языку, культуре и историческому прошлому.

Народы Прибалтики. После присоединения к России Прибалтика стала морскими воротами страны, а порты Таллин, Пярну, Нарва, Рига заняли важное место во внешней торговле. Российское правительство подтвердило прежние привилегии прибалтийских и немецких помещиков. Они составили местную администрацию. Официальным языком в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях являлся немецкий.

Эстонские и латышские дворяне увеличивали барщину, что вызвало народные волнения и заставило правительство пойти на уступки. Д. И. Фонвизин, путешествовавший по Прибалтике, писал: «Мужики против господ, а господа против них так остервенели, что ищут погибели друг друга».

Панорама Риги. Гравюра XVIII в.

Больше всего латышей (до 80 % населения) проживало в Курляндии; в Лифляндии их было немного, здесь значительную часть населения составляли немцы. Эстонцы жили почти во всех уездах Эстляндии, а в Лифляндии составляли почти половину населения края. Литовское население преобладало в Виленской губернии, небольшая его часть обосновалась в Гродненской губернии и Лифляндии.

Народы Поволжья и Приуралья. Во второй половине XVIII в. на территории Среднего Поволжья увеличивалась доля русского населения. Некоторые нерусские народности перебрались в Заволжье и Приуралье, потому что помещики захватывали земли и заселяли их крепостными крестьянами из центральных районов России. Основную массу крепостных в Поволжье составляли русские. Правительство переселяло государственных крестьян, в число которых входила большая часть нерусского населения Поволжья (мордва, марийцы, чуваши, татары), на новые земли в Башкирию.

Основным занятием населения Поволжья оставалось земледелие. Только татары, наряду с земледелием, занимались разведением скота для выделки кож и получения шерсти с целью их продажи. Марийцы, мордва и чуваши развивали огородничество и продавали выращенные овощи в городах. По мере сокращения лесов и расширения пашни охота уже не являлась одним из основных занятий населения этого края.

Несмотря на то что значительная часть удмуртов, марийцев, чувашей и почти вся мордва приняли христианство, они продолжали верить своим языческим богам и приносили им жертвы. В основной массе татары оставались мусульманами. Татарский язык изучался в Казанской гимназии по букварю и грамматике И. Хальфина.

Азбука и грамматика татарского языка И. Хальфина

Большинство татар проживали в Казанской губернии. Их поселения были в Симбирской и Пензенской губерниях, а также в Нижнем Поволжье. После завоевания Россией Крыма крымские татары перебрались в Турцию, и лишь часть их осталась на прежних местах.

Во второй половине XVIII в. территория Башкирии входила в состав Оренбургской губернии. Башкиры имели льготы: не платили подушную подать и были освобождены от рекрутской повинности. Они не знали крепостного права. Население Башкирии было многонациональным – здесь проживало 70 тыс. башкир, более 100 тыс. татар, чувашей, марийцев и удмуртов, а также более 130 тыс. русских. Башкиры вели кочевой или полукочевой образ жизни. Земля находилась в собственности общины. Однако башкирская знать пользовалась правом распределения кочевий.

В Нижнем Поволжье обитали калмыки, переселившиеся в прикаспийские степи в первой половине XVII в. из Центральной Азии. Они исповедовали ламаизм. Власть принадлежала родовой знати и духовенству, им рядовые общинники платили натуральный или денежный оброк. При Екатерине II земли в калмыцкой степи активно раздавались дворянам. В 1770-е гг. значительная часть калмыков ушла в Джунгарию (Северо-Западный Китай).

Народы Сибири. В конце XVIII в. в Сибири было две губернии – Тобольская и Иркутская, они делились на области, а области – на уезды. Народы Сибири подчинялись местной администрации на основе «Положения об управлении инородцами». Как правило, местные князья приносили присягу (шерть) о подданстве и давали обязательство своевременно платить ясак. Они сохраняли самостоятельность в управлении своими территориями.

Сибирь была одной из самых многонациональных территорий Российского государства. Ненцы (самоеды), ханты (остяки), манси (вогулы), сибирские татары, нганасаны, хакасы, эвенки (тунгусы), эвены, якуты, юкагиры, чукчи, камчадалы (ительмены), айны (курилы) – далеко не полный перечень народов, населявших Россию от Уральских гор до Камчатки и Курил.

В XVIII в. шло дальнейшее имущественное расслоение у оленеводческих народов. Ханты, манси и селькупы принимали христианство, но крещение часто носило формальный характер. По свидетельству современников, новокрещенные «потаенно делают идолослужение и шаманства».

Широко расселялись по территории Сибири северные тунгусы. К России мирно присоединили земли чукчей и эскимосов.

Якуты осваивали новые места обитания на северо-западе и северо-востоке Сибири. Усиление имущественного расслоения привело к появлению знати (тойонов), рядовых якутов – свободных общинников и зависимых работников (захребетников). Администрация Сибири возложила на тойонов обязанности по сбору ясака. Кроме того, тойоны выдавали так называемые билеты, без которых ни один якут не имел права покинуть свое поселение.

Процесс имущественного расслоения наблюдался и среди бурятов. В 1781 г. состоялся съезд бурятской знати, утвердивший «Степное уложение». Господствующей религией восточных бурят стал ламаизм. В Забайкалье появились ламаистские монастыри (дацаны).

В конце XVIII в. появились русские поселения на Аляске.

В Сибири земля принадлежала государству. Крестьяне делились на государственных, приписных и монастырских. Последние после секуляризации церковных земель образовали категорию экономических крестьян.

В ходе Северной войны в Сибири развивалась горнодобывающая и металлургическая промышленность. Значительную часть сибирского серебра и золота давал Змеиногорский рудник. Крупными центрами местной промышленности стали заводы Алтая и Нерчинский рудник в Забайкалье. Население Сибири успешно торговало с Китаем.

Вид города Тобольска

Рост русского населения в крае шел не только за счет крестьянских переселенцев. Сибирь была местом ссылки донских и запорожских казаков, раскольников, помещичьих крестьян и дворовых людей, совершивших «предерзостные поступки» в отношении господ.

Казахстан. В XVIII в. казахские племена в зависимости от мест кочевий делились на три жуза: Старший, Средний и Младший. Различные ханства, расположенные на территории жузов, вели между собой ожесточенную борьбу за власть. В 1730 – 1740-е гг. большая часть казахов Младшего и Среднего жузов приняли российское подданство.

Главным занятием казахов было кочевое скотоводство. Казахская знать – ханы, султаны, баи – собирали с подданных натуральные повинности и налоги. Скотоводы отдавали своим хозяевам двадцатую часть скота, земледельцы – десятую часть урожая. Патриархальные отношения в крае соседствовали с остатками родового строя.

Народы Северного Кавказа. Многочисленные адыгейские племена занимали территорию за Кубанью, от реки Лабы до берега Черного моря и горную часть Западного Кавказа. Князья нередко были выходцами из семей, связанных родственными узами с крымским ханским домом.

В Кабарде дворяне сами выбирали себе владельца, и влияние местных князей было непрочным. Существовали народные собрания, в которых участвовали народные старшины, крестьяне-общинники, княжеские слуги. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие. Российское правительство поддерживало князей, закрепляя за ними землю.

В Дагестане насчитывалось около пятнадцати княжеских владений. Крупным было Аварское ханство с 30 тыс. дворов. На высокогорные районы Дагестана ханская власть не распространялась. Здесь царили свои законы.

После Кючук-Кайнарджийского мира (1774) на Северном Кавказе в короткие сроки были сооружены крепости. Для охраны Военно-Грузинской дороги строился Владикавказ.

Колонисты поселенцы из других стран.

Черта оседлости – граница территории, на которой разрешалось постоянное жительство евреям.

Ламаизм форма буддизма, распространенная на территории России в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Вопросы

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 33 – 34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно увеличивалась: если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Территория Российской империи С 1462 по 1533 г. территория Московского государства выросла более чем в шесть раз (от 430 тыс. кв. км до 2800 тыс.).В 1552 г. Иван IV захватил Казань и таким образом устранил главный барьер на пути русской экспансии в восточном направлении. До конца XVI в.

Из книги Правда о «золотом веке» Екатерины автора Буровский Андрей Михайлович

ЛЮДИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Пётр I взошел на престол страны, где жило примерно 11 миллионов человек. «Примерно» - потому что точно никто не считал, не было переписей.Когда Екатерина II вступала на престол, население империи составляло примерно 20 миллионов челове К концу ее

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Персидское государство и народы империи В списке Геродота говорится о 70 народах и племенах, входивших в состав Персидской державы, тогда как в Бехистунской надписи приводятся названия лишь 23 стран. Что можно сказать об отношении персов к побежденным народам? Об этом

Из книги Полная история рыцарских орденов в одной книге автора Монусова Екатерина

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Из книги Полная история рыцарских орденов автора Монусова Екатерина

«Губерния Российской империи» Любителям послушать новости или сегодняшние хроники происшествий наверняка хорошо знакомо название «Институт Склифосовского». Москвичи, попавшие в серьезные передряги, частенько оказываются в его больничных палатах. А многие ли знают,

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Погромы в Российской империи Среди определенных кругов существует устойчивое мнение, что правительство Российской империи делало все, чтобы не только спровоцировать еврейские погромы, но и поощрить их участников. Вот только факты говорят об обратном процессе.

Из книги Военная хитрость автора Лобов Владимир Николаевич

В войнах Российской империи Войны рассматриваемого периода характерны значительным увеличением масштабов военных действий сначала массовых, а затем и многомиллионных армий. Для России и ее вооруженных сил - это были Нарва и Полтава, победы П. А. Румянцева, А. В. Суворова

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР (с илл.) автора

Казни в Российской империи В России смертная казнь как мера наказания упоминается в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде (XI век). В летописях сохранились упоминания о казне разбойников по указанию Владимира Мономаха. В 1069 г. Изяслав казнил 70 человек

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР автора Игнатов Владимир Дмитриевич

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Печати Российской империи Государственные печати. Изображения на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Под властью Российской империи К середине XIX столетия девять украинских губерний входили в состав Малороссийского, Киевского, Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторств России. За столетие их население выросло втрое - с 7,7 до 23,4 миллиона человек, в том числе и за

Из книги Российская империя в сравнительной перспективе автора История Коллектив авторов --

4 Судебные тяжбы: русское крестьянство и другие народы империи Поскольку законодательство империи инкорпорировало разнообразные судебные инстанции и местные обычаи, закон привлекал подданных к участию в определении составов преступления и разрешению гражданских

Из книги Российские предприниматели и меценаты автора Гавлин Михаил Львович

Бароны Российской империи Трое сыновей Григория Дмитриевича – Александр Григорьевич, Николай Григорьевич и Сергей Григорьевич 6 марта 1722 года были возведены Петром Великим в дворянское баронское достоинство Российской империи «в награду за помощь и труды, и за заслуги

Из книги За кулисами истории автора Сокольский Юрий Миронович

Золото Российской империи Золотой запас России многие годы хранился в столице, в сейфах Министерства финансов. После того как в 1917 г. немцы овладели Ригой и создалась угроза их наступления непосредственно на Петроград, Временное правительство перебазировало золотой

Российская империя – это официальное наименование Российского государства, установленное в 1721 г. и сохранившееся до 1917 г. Данное название означало, что речь идет об обширном монархическом государстве, главой которого является император. Империей называют также государства, имеющие, как правило, колониальные владения.

Российская империя не была колониальной империей в общепринятом смысле этого понятия по ряду обстоятельств . Во-первых, более 90% народов и их территорий добровольно вошли в состав Российского государства. Во-вторых, Российское государство являлось единым территориально целостным государством, не было деления на метрополию и колониальные владения. В-третьих, по существу не было экономического ограбления национальных окраин. В-четвертых, хотя и были отдельные ограничения по этническому признаку, однако не было юридически господствующей нации и национального угнетения в пользу русских, не существовало нации имперской и колониальных народов, как это было между западными метрополиями и их колониями.

В отличие от «классических» колониальных империй, которые почти полностью истребили население трех материков (Северная и Южная Америка, Австралия) и поработили Африку, Россия разрасталась, главным образом, путем вхождения в ее состав различных территорий и народов на основе договоров . Этим объясняется и длительное сохранение местных порядков, автономного управления, многообразия форм взаимоотношений между «национальными окраинами» и «центром». Характерным для царского правительства был дифференцированный подход в осуществлении национальной политики, допускалось политико-правовое многообразие в управлении территориями.

Управление национальными окраинами осуществлялось по-разному с учетом исторических, политических, территориальных, этнических и иных особенностей . Эта система управления отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные «верхи».

Финляндия была присоединена к России в 1809 г. в результате русско-шведской войны (1808-1809 гг.). Великое Княжество Финляндское имело особый правовой статус в составе России, пользовалось политико-правовой автономией . У Финляндии имелись собственная конституция, утвержденная российским императором, и законодательный орган – сайм. Имея титул Великого КНЯЗЯ Финляндского, император стоял лишь во главе исполнительной и судебной власти.

На вошедших в состав России польских территориях было образовано Королевство Польское, также имевшее особый статус. Польша, как и Финляндия, управлялась на основе своей конституции, имела собственную армию, законодательный орган – сейм. Только после подавления национально-освободительного восстания в 1830-1831 гг. была отменена конституция, проведена реформа управления, значительно ограничена самостоятельность Польши в составе Российской империи.

Прибалтика имела обычное административно-территориальное деление – губернии: Лифляндскую, Эстляндскую, Курляндскую. В конце XVIII в. эти губернии были объединены в Остзейский край. Его правовое положение имело некоторые особенности.

После освобождения Бессарабии от турецкого владычества произошло воссоединение всех молдавских земель в составе Российского государства. И сразу же был издан правовой акт об управлении этим регионом. Система управления учитывала особый этнический состав и национальную специфику присоединенного края. В частности, допускалось использование наряду с русским молдавского языка в качестве языка органов управления и суда. Областной аппарат формировал чиновников из местного боярства. В 1818 г. Александр I одобрил «Устав образования Бессарабской области», что ознаменовало придание Бессарабии статуса автономии.

Всестороннее руководство Туркестанским краем осуществляло Управление во главе с генерал-губернатором, который владел местными языками и хорошо знал национальные традиции и обычаи. В Средней Азии сохранился Бухарский эмират и Хивинское ханство, но в несколько урезанном виде. За ними сохранились атрибуты самостоятельных государств, не находящихся под протекторатом России.

Таким образом, вновь присоединенные земли органично входили в состав единого Российского государства, сохраняя при этом свое правовое, культурное, национальное и религиозное своеобразие, сложившиеся институты самоуправления.

Вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение. Оно создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов. Не отрицая негативных моментов, связанных с фактическим положением некоторых национальностей, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, войдя в состав Российской империи.

Во-первых, ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Российской империи, не исчез физически, не перестал существовать как этнос. Ни у одного земледельческого народа – будь то Поволжье, Балтика, Закавказье, бассейны Амударьи и Сырдарьи – русские переселенцы не отобрали землю. Нигде они не ущемляли жизненно важных интересов кочевого населения.

Во-вторых, вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него – в сферу мирового хозяйства способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин, которые, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития. Они избавлялись от вражеских вторжений и угрозы порабощения со стороны соседних государств, от постоянных междоусобиц феодальной знати.

В-третьих, действительно добровольным было вхождение в состав Российского государства народов, населявших огромные территории Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана, Алтая и др. История ни одной европейской или азиатской империи не знает ничего подобного.

В-четвертых, главной целью Российской империи была не религиозная и культурная ассимиляция, а безопасность государства. Расположенная на бескрайних просторах североевропейской равнины Русь, начиная с момента своего образования, подвергалась постоянным набегам степных кочевников и агрессии со стороны европейских государств. Отсутствие четких естественных пограничных рубежей делало простое отражение набегов и ответные походы малоэффективным средством защиты. После трехвекового монгольского ига объединившееся и усилившееся Русское государство стало ощущать, что собственная безопасность может быть обеспечена расширением границ.

Многовековой опыт Древней Руси и Российской империи показал всему человечеству, что совместная жизнь очень разных в социальном, культурном, религиозном отношении народов возможна без их взаимоистребления и колонизации одних другими. Российская империя включала в свой состав новые народы, не только не требуя их ассимиляции, но напротив, сохраняя многообразие племен, вер и языков. Подтверждением этому является и то, что государственная идея не была слита с идеей национальной и империя не превратилась в страну русских.

С момента возникновения русской государственности ее единство в Киевский, Московский, Имперский периоды основывалось на этническом разнообразии населения. В России в конце XIX в. было около 190 народов и национальностей. Это требовало особого подхода к их интересам и запросам. Для мусульман в Средней Азии, например, сохранялись традиционные формы правления, не допускалось вмешательство в культурные вопросы, местное население избирало волостных, сельских аксакалов, сборщиков налогов и кандидатов в судьи, отбывание воинской повинности заменялось налогом. Генерал-губернаторы и высшие чиновники администрации, назначенные из центра, знали местные языки, традиции и обычаи.

Российская империя с ее чисто административным, губернским, областным и уездным делением и провозглашенным для всех подданных (кроме евреев) правом перемещения в ее пределах не давала возможности утверждения мононациональности отдельных территорий. Характерной чертой Российской империи являлось также выдвижение представителей нерусских этнических групп на высшие политические и административные должности. Так, по данным переписи 1897 г. только 53% потомственных дворян называли родным языком русский, следовательно, почти половина российского дворянства состояла не из русских. К 1912 г. в офицерский корпус входило, не считая украинцев и белорусов, 12,8% нерусских, причем более 5% офицеров русской армии были поляки. Представители нерусских элит исполняли важнейшие функции не только в системе местного самоуправления, но также и в центральных армейских и административных высших кругах. Небезынтересно, что среди 164 депутатов Государственной Думы IV созыва, избранных осенью 1912 г. от всех губерний Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии, более 90% (т.е. свыше 150 депутатов) выступали за «единую и неделимую» Российскую империю.

Однако все это не означает отсутствия в Российской империи противоречий в сфере национальных отношений . Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией «самодержавия, православия, народности» стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.). Известно также, что индустриальное развитие преимущественно имели центральные регионы России, а некоторые национальные окраины оставались аграрно-сырьевыми территориями. В Средней Азии, Казахстане и некоторых других регионах отставало развитие культуры, образования.

Таким образом, особенность национального вопроса в Российской империи состояла в том, что в отличие от Запада не было господствующей привилегированной нации . Масса русских в провинции оставалась отсталым, забитым большинством и далеко уступала целому ряду других народов империи в уровне жизни, экономического развития и образования. Российская империя представляла собой многонациональную державу, где «коренные» русские составляли меньше половины населения и как этнос не имели каких-либо особых привилегий. Российская империя являла собой многосложный политический, хозяйственный и административный конгломерат земель, этносов, культур, совершенно чуждый какой-либо унификации и жесткости . В России мирно уживались многие этносы, и эта способность русского народа уживаться, толерантность, во все времена была отличительным признаком Российской империи среди других империй.

Вашему вниманию предлагается отрывок из статьи Я.Е.Водарского и В.М. Кабузана “Территория и население России в XV-XVIII вв.”, посвящённый этническому и конфессиональному составу населения Российской империи в 18 веке. Статья опубликована в сборнике “Российская империя. От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории”.

В XVIII веке этнический и конфессиональный состав населения России претерпел весьма существенные изменения. Этому, в первую очередь, способствовало расширение границ страны, включение в ее пределы больших территорий с пестрым национальным составом (Литва, Белоруссия, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым).

Однако и в неизменных рубежах 1720-х годов численность и главное – удельный вес проживающих там народов не остались неизменными. Внутренние миграции, приток переселенцев из-за рубежа и за рубеж, различные показатели естественного прироста и, наконец, ассимиляционные процессы способствовали этому. Изменения в конфессиональном составе обуславливались не только присоединением к России новых земель, но и массовой христианизацией народов Поволжья и Приуралья в 40-50-е и Сибири в 80-90-е годы XVIII в.

Таблица № 1 наглядно демонстрирует изменения в численности и удельном весе основных народов империи в XVIII веке.

Таблица № 1.
Численность и этнический состав населения Российской империи по данным I (1719 г.) и V (1795 г.) ревизий

Основным этносом страны были русские. Их удельный вес с 1719 по 1795 год понизился с 70,7 до 48,9%, а в границах 1720-х годов – с 70,7 до 68,5%. Это явление было вызвано, в основном, пониженным уровнем естественного прироста в центральных великороссийских регионах.

В XVIII веке роль русских в деле заселения окраин была исключительно высока. Доля русских в населении страны несколько понижается и в основных регионах их коренного обитания (в Центрально-Промышленном – с 97,7 до 96,2%, в Северном – с 92,0 до 91,3%, в Центрально-Земледельческом – с 90,6% до 87,4%, в Северном Приуралье – с 90,8% до 84,0%) Это были либо регионы, куда интенсивно мигрировали другие народы (украинцы – в Черноземный центр, народы Поволжья – в Северное Приуралье), либо территории значительного выселения русских (Северное Приуралье).

В окраинной Новороссии доля русских понизилась с 90,6% до 19,1%, так как она быстро заселялась украинцами с 1730-х годов.

Зато во многих других окраинных регионах картина оказалась иной. В Нижнем Поволжье удельный вес русских повысился с 12,6 до 70,7%, и оно превращается в русскую этническую территорию.

И это – несмотря на приток сюда немецких колонистов в 60-е годы. Сходная ситуация отмечалась и на соседнем Северном Кавказе (без его горной части), где доля русских увеличилась с 3,4 до 53,1%. В Южном Приуралье русских было в 1719 году всего 15,2% (и здесь абсолютно доминировали башкиры). А в 1795 году их оказалось 40,8%, хотя в заселении региона активное участие приняли татары, мордва и чуваши соседнего Среднего Поволжья. На Левобережной Украине доля русских повысилась с 2,3 до 5,2%, хотя значительного переселения сюда русских из центральных губерний не отмечалось.

Среди русских преобладали коренные жители Слободской Украины (проживавшие здесь еще до прибытия сюда украинцев), а также старообрядцы, заселившие север Черниговщины. В Сибири удельный вес русских повысился с 66,9 до 69,3% преимущественно за счет миграционного движения (притока не только вольных мигрантов, но и ссыльных). В остальных регионах (Прибалтика, Правобережная Украина, Литва) русских было немного. Иными словами, в XVIII веке, благодаря миграции, в границах империи значительно расширилась русская этническая территория. Удельный вес украинцев в России с 1719 по 1795 год вырос с 12,9 до 19,8%, а в границах 1719 года – до 16,1%.

Это было обусловлено, в первую очередь, включением в состав империи Правобережной Украины (региона, где доля украинцев приближалась к 90%), а также высоким естественным приростом в Новороссии и Слободской Украине.

Украинцы быстро заселили новые земли в границах империи. В начале века они компактно проживали лишь на Левобережной Украине (95,9%), в Земледельческом Центре (8,5%), Новороссии (9,4%). Украинцы заселяют Новороссию, их доля здесь повышается до 52,2%. Они приступают к освоению Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, составив тут в 1795 году соответственно 18,3 и 7,2%; но они не стали здесь преобладающим этническим компонентом. А в целом в XVIII веке украинская этническая территория в России значительно расширяется за счет Новороссии и отдельных районов Северного Кавказа и Земледельческого Центра.

Особое место занимали белорусы. В 1719 году в тогдашних границах России они достигали 2,4% жителей империи, а в 1795 году на той же территории – 2,3%.

Они размещались в Смоленской губернии (61,5%), на Левобережной Украине (1,9%) и в Нечерноземном Центре (1,2%). Основные же территории, заселенные белорусами, вошли в состав империи в 1772-1795 годы по трем разделам Речи Посполитой. В конце столетия белорусские земли объединяются в тогдашних границах России, и их доля в населении империи повышается до 8,3%, а в Белорусско-Литовском регионе достигает 62,4%.

Немцы в начале XVIII века в заметном количестве проживали только в Прибалтике (6,1% ее населения), составляя в стране лишь 0,2% общего числа всех жителей. Однако с 1760-х годов немецкие переселенцы появляется во многих регионах страны. В 60-е года они поселяются в Нижнем Поволжье и к 1795 году достигают уже 3,8% всех его жителей. Начинается заселение немцами Новороссии (в 1795 году 0,3% ее населения). Во всей империи их удельный вес в 1795 году повысился до 0,6%, а в рубежах 1720-х годов – до 0,3%.

В 1719 году в империи практически не было поляков, в 1795 году составивших уже 6,2% ее населения.

Их доля достигала на Правобережной Украине 7,8%, в Белоруссии и Литве – 5,4%.
Татары размещались во многих регионах России. Их удельный вес в XVIII столетии фактически не изменился (1,9% населения), а в рубежах начала века даже повысился с 1,9 до 2,1%. Это было обусловлено более высоким уровнем естественного прироста, а также ассимиляцией ими некоторого числа других народов региона.

В начале XVIII в татары размещались в основном в Среднем Поволжье (13,4%), Южном Приуралье (13,3%) и Сибири (5,8%).

Благодаря миграциям, к концу столетия возрастает их доля в Нижнем Поволжье (в 1795 году – 4,4%), Южном Приуралье (14,4%), Северном Приуралье (2%) и Северном Кавказе (21,2%). В Среднем Поволжье, откуда много татар мигрировало в соседние регионы, их удельный вес понижается с 13,4 до 12,3%. В Новороссии в 1795 году татары составляли 10,3% всех жителей. Они размещались в Таврической губернии.

Удельный вес чувашей в стране с I по V ревизию снизился с 1,4 до 0,9%, а в рубежах начала XVIII века – с 1,4 до 1,2%.

В 1720-х годах они проживали только в Среднем Поволжье (13,8%) и в очень небольшом числе – в Южном Приуралье (0,03%). В основном они размещались на территории будущих Казанской (23,3%) и Симбирской (12,9%) губерний. Отсюда они интенсивно переселяются в Южное Приуралье и к концу века достигают 5,2% населения этого региона. В Среднем же Поволжье с 1719 по 1795 год их удельный вес снизился с 13,8 до 12,7%. Это было вызвано не только миграцией отсюда больших групп чувашей, но и их ассимиляцией татарами в основном в 40-50-е годы. Тогда ряд чувашей, не пожелавших принять православие, перешли в магометанство и слились с татарами.

Мордва в начале XVIII века проживала в трех регионах: Среднем Поволжье (4,9% всего населения), Промышленном Центре (0,4%) и Земледельческом Центре (0,3%). В целом в империи удельный вес мордвы достигал 0,7% всего населения. К 1795 году доля мордвы в стране повысилась до 0,8%, а в границах 20-х годов – до 1,2%. Их процент увеличивается во всех регионах: Центрально-Промышленном – с 0,4 до 0,7%, Центрально-Земледельческом – с 0,3 до 0,5%, а в Среднем Поволжье – с 4,9 до 7,3%.

В целом, в XVIII столетии существенно изменяются и численность, и доля, и ареалы расселения народов России.

Главными факторами, оказавшими решающее влияние на ход этого процесса, были различный уровень естественного прироста и далеко не одинаковое участие в миграционном движении. Именно в XVIII веке сильно расширяются русская, украинская и татарская этнические территории. К сожалению, значительная часть сформировавшейся в этом столетии русской этнической территории позже, в ходе распада СССР, оказалась вне границ России (в Новороссии, Южной Сибири и т. д.).

В конфессиональном составе населения Российской империи и России в ее нынешних рубежах и XVIII веке произошли не менее значительные изменения (см. таблицу № 2).

Таблица 2. Конфессиональный состав населения в границах Российской империи и современной России в XVIII веке по результатам ревизского и церковного учёта

В границах всей империи с I по V ревизию, в основном благодаря присоединению новых территорий, понижается удельный вес православных (с 84,5 до 72,0% всех жителей) и магометан (с 6,5 до 5,0%). Очень сильно, но уже в связи с массовым крещением, падает доля язычников (с 4,9 до 0,8%). И одновременно с этим повышается процент протестантов (с 4,1 до 5,5%) и появляются представители новых конфессий: иудаисты (в 1795 году – 2,3%), римско- католики (10,6%), армяно-григориане (0,1%) и униаты (3,7%).

Россия превращается в страну с пестрым, многоконфессиональным составом.

Однако православные остаются абсолютно преобладающими в империи, даже на рубеже XIX века они достигали 72% (30,9 млн. чел.) всех жителей страны. В начале XVIII века православными были русские, украинцы и большая часть белорусов, а также ряд старо-крещеных этносов северных регионов (карелы, коми, ижора и т.д.). В рубежах империи проживало около 80% всех православных мира.

К концу XVIII века в православие пришли многие народы Поволжья и Приуралья (мордва, марийцы, чуваши, удмурты). Благодаря миграциям в стране появляется значительная протестантская – в основном немецкая община.

В неизменных рубежах начала XVIII века в России растет удельный вес православных (с 85,4% в 1719 году до 89,6% в 1795-м), почти не изменяется доля протестантов (1719 г. – 1,2%, 1795 г. – 1,1%) и магометан (1719 г. – 7,6%, 1795 г. – 7,8%) и резко снижается у язычников (1719 г. – 5,8%, 1795 г. – 1,5%).

Дело в том, что в 1740-1760-е годы в России успешно осуществляется крещение языческого населения Поволжья и Приуралья (мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов). Этот процесс мало затронул магометан – татар, и совсем не коснулся башкир.

Массовое крещение начало производиться после того, как в 1738 году казанским епископом был назначен отличавшийся необычайной ревностью к вере Лука Конашевич.

Он создает в 1740 году при Свияжском Богородицком монастыре «Контору новокрещенных дел», которая и приступает к обращению в православие местного населения.

Если в 20-е годы в четырех губерниях, где осуществлялось крещение, было обращено в православие 3,2% всех иноверцев (13,5 тыс.), то в 1745 году – 16,4% (79,1 тыс. душ мужского пола) и в 1762 году – 44, 8% (246,0 тыс. душ мужского пола). Процесс этот затронул, в первую очередь, Казанскую губернию (I ревизия – 4,7%, III – 67,2%).

В Нижегородской, Воронежской и особенно Оренбургской губерниях число крещенных было относительно невелико. Именно поэтому абсолютное число язычников в России составило в 1719 году 794 тыс. чел., обоего пола, а в 1762-м – только 369 тыс. чел.

В Сибири к массовому крещению приступили лишь в 1780-е годы. Здесь в 90-е годы в Тобольской губернии православные составляли 49%, магометане – 31%, а язычники – 20% всего населения. А в Иркутской губернии было крещено к этому времени лишь 18,9% (около 40 тыс.) всех «инородцев». Якуты, часть бурятов и других народов Сибири были крещены уже в начале XIX в.

Таким образом, в XVIII веке в России значительно расширяется территория абсолютного преобладания православного населения. По своим масштабам христианизацию народов Поволжья можно сравнить только с возвращением в православие униатов Украины и Белоруссии в 1839 году и в Царстве Польском – в 1875 году.

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

I. Славянские племена

1. Русские (72,5 %, более 86 млн.). Наибольшая доля русских отмечена в Московской промышленной, Центральной чернозёмской, Малороссийской и Озёрной области, в который русское население составляет 94 %; в Северной области (89 %), в Новороссии (87 %), в Белоруссии (85 %), в губерниях юго-западных 80 %, приуральских 80 % и приволжских 75 %. В остальных западных и северо-западных губерниях русское население составляет меньшинство. По языку и культурым особенностям русское население распадается на три группы: а) Малороссы . а.1) Украинцы а.2) Полещуки а.3) Русины б) Белоруссы в) Великоруссы 2. Поляки (6,6 % населения Европейской России). Преобладают в Привислинском крае (70 %), кроме губерний Сувалковской, Седлецкой и Люблинской, где преобладают на севере Литовцы, на юге малоруссы. 3. Болгары . Насчитывалось около 125 тысяч в основном в Бессарабской, Таврической и Херсонской губерниях.

  • В тех же губерниях насчитывалось небольшое число сербов; на Кавказе незначительное число чехов.

II. Литовские племена (3,3 % населения европейской России).

1. Литовцы. Проживают по Вилии и в нижнем течении Немана. 2. Жмудь. В западной части Ковенской губернии. Тех и других 1800 тысяч. 3. Латыши. В Лифляндии, Курляндии и трёх западных уездах Витебской губернии. Численность около 1350 тысяч.

III. Германские племена.

1. Немцы (1,3 % населения Европейской России; 10 % населения Прибалтийских губерний, 15 % населения Привислинского края). Общее число 1,5 миллиона. 2. Шведы - проживают по побережью Эстляндии (9,5 тысяч), а также в Финляндии, где составляют преобладающую часть дворянства.

IV. Финские племена

1. Прибалтийские финны. а) Лопари (3,5 тысячи) б) Финны - основная часть населения Княжества Финлянского в) Корелы (200-300 тысяч) г) Эсты (900 тысяч) д) Ливы (3,5 тысяч) 2. Приволжские финны а) Черемисы (300-400 тысяч) б) Мордва (до 1 миллиона) б.1) Ерзя б.2) Мокшане б.3) Терюхан б.4) Каратаи 3. Прикамские финны а) Вотяки (400 тысяч) б) Пермяки (90 тысяч) в) Зыряне (170 тысяч) 4. Угро-Финны (30-35 тысяч человек) 5. Самоеды (до 1000 человек)

V. Тюркско-татарские племена

1. Киргизы - в восточной половине Оренбургской губернии и на землях Уральского войска. Наиболее многочисленная часть тюркско-татарского племени. Точная численность не могла быть подсчитана. 2. Ногайцы (до 100 тысяч) 3. Крымские татары. Около 150 тысяч. Активно выселяются в Турцию. 4. Волжские татары (бургарлыки), насчитывается около 1300 тыс. человек 5. Башкиры (1300 тысяч) - в основном в Уфимской и Оренбургской губерниях, часть в Саратовской, Пермской и Вятской. 6. Мещеряки (130 тысяч) - в «Мещерской области» в прилегающих уездах Рязанской, Тамбовской и Пензенской губернии, а также в Уфимской, Пермской и Саратовской. 7. Тептяри (300 тысяч) - отдельными поселениями в Оренбургской, Уфимской и Вятской губерниях 8. Бессермоне (до 10 тыс.) - в Глазовском уезде Вятской губернии. 9. Чуваши (около 650 тыс.) - в Казанской губернии, за правым берегом Волги, а также в СИмбирской, Самарской, Уфимской, Саратовской и Оренбургской губерниях

VI. Монголы.

1. Калмыки. В европейской России 120 тысяч человек. В калмыцких степях Арстраханской губернии, в Сальском округе Войска Донского и в некоторых станицах Уральского войска.

VII. Другие народы

1. Румыны (молдаване) - 900 тысяч, живут в Бессарабии и западных уездах Херсонской губернии. 2. Греки (около 100 тысяч) живут в Новороссийском крае, Тифлисской губернии, Карсской области, в Нежинском уезде Черниговской губернии), в столицах и крупных городах. 3. Французы. Незначительно в столицах, Одессе и некоторых крупных городах. 4. Итальянцы. Незначительно в столицах, Одессе и некоторых крупных городах. 5. Армяне (вне Кавказа 0,5 млн.) 6. Цыгане. В основном в Бессарабии, также рассредоточены по Европейской России. 7. Евреи (3,4 % населения Европейской России). Во всей России около 4 миллионов. а) Караимы (до 10 тысяч человек в Крыму и Западном крае)

Вашему вниманию предлагается отрывок из статьи Я.Е.Водарского и В.М.Кабузана "Территория и население России в XV-XVIII вв.", посвящённый этническому и конфессиональному составу населения Российской империи в 18 веке. Статья опубликована в сборнике Российская империя. От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории .

--
В XVIII веке этнический и конфессиональный состав населения России претерпел весьма существенные изменения. Этому, в первую очередь, способствовало расширение границ страны, включение в ее пределы больших территорий с пестрым национальным составом (Литва, Белоруссия, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым). Однако и в неизменных рубежах 1720-х годов численность и главное - удельный вес проживающих там народов не остались неизменными. Внутренние миграции, приток переселенцев из-за рубежа и за рубеж, различные показатели естественного прироста и, наконец, ассимиляционные процессы способствовали этому. Изменения в конфессиональном составе обуславливались не только присоединением к России новых земель, но и массовой христианизацией народов Поволжья и Приуралья в 40-50-е и Сибири в 80-90-е годы XVIII в.

Таблица № 1 наглядно демонстрирует изменения в численности и удельном весе основных народов империи в XVIII веке.

Таблица № 1.
Численность и этнический состав населения Российской империи по данным I (1719 г.) и V (1795 г.) ревизий

Основным этносом страны были русские. Их удельный вес с 1719 по 1795 год понизился с 70,7 до 48,9%, а в границах 1720-х годов - с 70,7 до 68,5%. Это явление было вызвано, в основном, пониженным уровнем естественного прироста в центральных великороссийских регионах. В XVIII веке роль русских в деле заселения окраин была исключительно высока. Доля русских в населении страны несколько понижается и в основных регионах их коренного обитания (в Центрально-Промышленном - с 97,7 до 96,2%, в Северном - с 92,0 до 91,3%, в Центрально-Земледельческом - с 90,6% до 87,4%, в Северном Приуралье - с 90,8% до 84,0%) Это были либо регионы, куда интенсивно мигрировали другие народы (украинцы - в Черноземный центр, народы Поволжья - в Северное Приуралье), либо территории значительного выселения русских (Северное Приуралье). В окраинной Новороссии доля русских понизилась с 90,6% до 19,1%, так как она быстро заселялась украинцами с 1730-х годов.
Зато во многих других окраинных регионах картина оказалась иной. В Нижнем Поволжье удельный вес русских повысился с 12,6 до 70,7%, и оно превращается в русскую этническую территорию. И это - несмотря на приток сюда немецких колонистов в 60-е годы. Сходная ситуация отмечалась и на соседнем Северном Кавказе (без его горной части), где доля русских увеличилась с 3,4 до 53,1%. В Южном Приуралье русских было в 1719 году всего 15,2% (и здесь абсолютно доминировали башкиры). А в 1795 году их оказалось 40,8%, хотя в заселении региона активное участие приняли татары, мордва и чуваши соседнего Среднего Поволжья. На Левобережной Украине доля русских повысилась с 2,3 до 5,2%, хотя значительного переселения сюда русских из центральных губерний не отмечалось. Среди русских преобладали коренные жители Слободской Украины (проживавшие здесь еще до прибытия сюда украинцев), а также старообрядцы, заселившие север Черниговщины. В Сибири удельный вес русских повысился с 66,9 до 69,3% преимущественно за счет миграционного движения (притока не только вольных мигрантов, но и ссыльных). В остальных регионах (Прибалтика, Правобережная Украина, Литва) русских было немного. Иными словами, в XVIII веке, благодаря миграции, в границах империи значительно расширилась русская этническая территория. Удельный вес украинцев в России с 1719 по 1795 год вырос с 12,9 до 19,8%, а в границах 1719 года - до 16,1%. Это было обусловлено, в первую очередь, включением в состав империи Правобережной Украины (региона, где доля украинцев приближалась к 90%), а также высоким естественным приростом в Новороссии и Слободской Украине. Украинцы быстро заселили новые земли в границах империи. В начале века они компактно проживали лишь на Левобережной Украине (95,9%), в Земледельческом Центре (8,5%), Новороссии (9,4%). Украинцы заселяют Новороссию, их доля здесь повышается до 52,2%. Они приступают к освоению Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, составив тут в 1795 году соответственно 18,3 и 7,2%; но они не стали здесь преобладающим этническим компонентом. А в целом в XVIII веке украинская этническая территория в России значительно расширяется за счет Новороссии и отдельных районов Северного Кавказа и Земледельческого Центра.
Особое место занимали белорусы. В 1719 году в тогдашних границах России они достигали 2,4% жителей империи, а в 1795 году на той же территории - 2,3%. Они размещались в Смоленской губернии (61,5%), на Левобережной Украине (1,9%) и в Нечерноземном Центре (1,2%). Основные же территории, заселенные белорусами, вошли в состав империи в 1772-1795 годы по трем разделам Речи Посполитой. В конце столетия белорусские земли объединяются в тогдашних границах России, и их доля в населении империи повышается до 8,3%, а в Белорусско-Литовском регионе достигает 62,4%.

Немцы в начале XVIII века в заметном количестве проживали только в Прибалтике (6,1% ее населения), составляя в стране лишь 0,2% общего числа всех жителей. Однако с 1760-х годов немецкие переселенцы появляется во многих регионах страны. В 60-е года они поселяются в Нижнем Поволжье и к 1795 году достигают уже 3,8% всех его жителей. Начинается заселение немцами Новороссии (в 1795 году 0,3% ее населения). Во всей империи их удельный вес в 1795 году повысился до 0,6%, а в рубежах 1720-х годов - до 0,3%.
В 1719 году в империи практически не было поляков, в 1795 году составивших уже 6,2% ее населения. Их доля достигала на Правобережной Украине 7,8%, в Белоруссии и Литве - 5,4%.
Татары размещались во многих регионах России. Их удельный вес в XVIII столетии фактически не изменился (1,9% населения), а в рубежах начала века даже повысился с 1,9 до 2,1%. Это было обусловлено более высоким уровнем естественного прироста, а также ассимиляцией ими некоторого числа других народов региона. В начале XVIII в татары размещались в основном в Среднем Поволжье (13,4%), Южном Приуралье (13,3%) и Сибири (5,8%), Благодаря миграциям, к концу столетия возрастает их доля в Нижнем Поволжье (в 1795 году - 4,4%), Южном Приуралье (14,4%), Северном Приуралье (2%) и Северном Кавказе (21,2%). В Среднем Поволжье, откуда много татар мигрировало в соседние регионы, их удельный вес понижается с 13,4 до 12,3%. В Новороссии в 1795 году татары составляли 10,3% всех жителей. Они размещались в Таврической губернии.

Удельный вес чувашей в стране с I по V ревизию снизился с 1,4 до 0,9%, а в рубежах начала XVIII века - с 1,4 до 1,2%. В 1720-х годах они проживали только в Среднем Поволжье (13,8%) и в очень небольшом числе - в Южном Приуралье (0,03%). В основном они размещались на территории будущих Казанской (23,3%) и Симбирской (12,9%) губерний. Отсюда они интенсивно переселяются в Южное Приуралье и к концу века достигают 5,2% населения этого региона. В Среднем же Поволжье с 1719 по 1795 год их удельный вес снизился с 13,8 до 12,7%. Это было вызвано не только миграцией отсюда больших групп чувашей, но и их ассимиляцией татарами в основном в 40-50-е годы. Тогда ряд чувашей, не пожелавших принять православие, перешли в магометанство и слились с татарами.
Мордва в начале XVIII века проживала в трех регионах: Среднем Поволжье (4,9% всего населения), Промышленном Центре (0,4%) и Земледельческом Центре (0,3%). В целом в империи удельный вес мордвы достигал 0,7% всего населения. К 1795 году доля мордвы в стране повысилась до 0,8%, а в границах 20-х годов - до 1,2%. Их процент увеличивается во всех регионах: Центрально-Промышленном - с 0,4 до 0,7%, Центрально-Земледельческом - с 0,3 до 0,5%, а в Среднем Поволжье - с 4,9 до 7,3%.
В целом, в XVIII столетии существенно изменяются и численность, и доля, и ареалы расселения народов России, Главными факторами, оказавшими решающее влияние на ход этого процесса, были различный уровень естественного прироста и далеко не одинаковое участие в миграционном движении. Именно в XVIII веке сильно расширяются русская, украинская и татарская этнические территории. К сожалению, значительная часть сформировавшейся в этом столетии русской этнической территории позже, в ходе распада СССР, оказалась вне границ России (в Новороссии, Южной Сибири и т. д.).

В конфессиональном составе населения Российской империи и России в ее нынешних рубежах и XVIII веке произошли не менее значительные изменения (см. таблицу № 2). 

Таблица 2. Конфессиональный состав населения в границах Российской империи и современной России в XVIII веке по результатам ревизского и церковного учёта

В границах всей империи с I по V ревизию, в основном благодаря присоединению новых территорий, понижается удельный вес православных (с 84,5 до 72,0% всех жителей) и магометан (с 6,5 до 5,0%). Очень сильно, но уже в связи с массовым крещением, падает доля язычников (с 4,9 до 0,8%). И одновременно с этим повышается процент протестантов (с 4,1 до 5,5%) и появляются представители новых конфессий: иудаисты (в 1795 году - 2,3%), римско- католики (10,6%), армяно-григориане (0,1%) и униаты (3,7%). Россия превращается в страну с пестрым, много конфессиональным составом. Однако православные остаются абсолютно преобладающими в империи, даже на рубеже XIX века они достигали 72% (30,9 млн. чел.) всех жителей страны. В начале XVIII века православными были русские, украинцы и большая часть белорусов, а также ряд старо-крещеных этносов северных регионов (карелы, коми, ижора и т.д.). В рубежах империи проживало около 80% всех православных мира.

К концу XVIII века в православие пришли многие народы Поволжья и Приуралья (мордва, марийцы, чуваши, удмурты). Благодаря миграциям в стране появляется значительная протестантская - в основном немецкая община.
В неизменных рубежах начала XVIII века в России растет удельный вес православных (с 85,4% в 1719 году до 89,6% в 1795-м), почти не изменяется доля протестантов (1719 г. - 1,2%, 1795 г. - 1,1%) и магометан (1719 г. - 7,6%, 1795 г. - 7,8%) и резко снижается у язычников (1719 г. - 5,8%, 1795 г. - 1,5%).
Дело в том, что в 1740-1760-е годы в России успешно осуществляется крещение языческого населения Поволжья и Приуралья (мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов). Этот процесс мало затронул магометан - татар, и совсем не коснулся башкир. Массовое крещение начало производиться после того, как в 1738 году казанским епископом был назначен отличавшийся необычайной ревностью к вере Лука Конашевич. Он создает в 1740 году при Свияжском Богородицком монастыре «Контору новокрещенных дел», которая и приступает к обращению в православие местного населения. Если в 20-е годы в четырех губерниях, где осуществлялось крещение, было обращено в православие 3,2% всех иноверцев (13,5 тыс.), то в 1745 году - 16,4% (79,1 тыс. душ мужского пола) и в 1762 году - 44, 8% (246,0 тыс. душ мужского пола). Процесс этот затронул, в первую очередь, Казанскую губернию (I ревизия - 4,7%, III - 67,2%). В Нижегородской, Воронежской и особенно Оренбургской губерниях число крещенных было относительно невелико. Именно поэтому абсолютное число язычников в России составило в 1719 году 794 тыс. чел., обоего пола, а в 1762-м - только 369 тыс. чел.

В Сибири к массовому крещению приступили лишь в 1780-е годы. Здесь в 90-е годы в Тобольской губернии православные составляли 49%, магометане - 31%, а язычники - 20% всего населения. А в Иркутской губернии было крещено к этому времени лишь 18,9% (около 40 тыс.) всех «инородцев». Якуты, часть бурятов и других народов Сибири были крещены уже в начале XIX в.

Таким образом, в XVIII веке в России значительно расширяется территория абсолютного преобладания православного населения. По своим масштабам христианизацию народов Поволжья можно сравнить только с возвращением в православие униатов Украины и Белоруссии в 1839 году и в Царстве Польском - в 1875 году.