20.09.2019

Урок-коммуникация на тему: "Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева "Последнее свидание")": Русский язык. Характеристика функционально-смысловых типов речи


МКОУ«Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования» учитель Ружбеляева Л.С. 2015


  • Дать представление о функционально-смысловых типах речи
  • Познакомить с композиционными и языковыми особенностями типов речи

  • Повествование
  • Описание
  • Рассуждение

Повествование

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты; правый фланг шведской пехоты бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Велики, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности


Повествование

Композиционные особенности:

  • В структуре повествования выделяют: экспозицию, завязку, развитие действия, развязку
  • События передаются в прямой ил обратной хронологической последовательности
  • Повествование ведется от 1 или 3 лица

Языковые особенности :

  • Ведущая часть речи – глагол:
  • Глаголы сов. вида передают смену событий, их последовательность.
  • Глаголы несов. вида прош. времени подчеркивают длительность действия
  • Формы буд. времени сов. вида с частицей КАК передают неожиданность действия
  • Использование слов и выражений со значением времени

Описание

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений животных, человека

Пример:

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие листья, блистающие золотом. Устлана земля сухими и разноцветными листьями.


Описание

Языковые особенности:

  • Ведущие части речи – имена существительные и прилагательные
  • Употребляются глаголы несов. вида в форме наст. времени, это придает описанию особую выразительность и «приближает» объект описания к предмету.
  • Используются выразительные средства языка(эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения…)

Композиция:

  • Общее представление о предмете
  • Его характерные признаки
  • Авторская оценка предмета

Рассуждение

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, понятие, факт.

Пример:

Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, даже мистическое. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и…все? А разве в вас что-то не переменилось? Разве после прочтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка? Книга… Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.


Рассуждение

Композиция:

Языковые особенности:

  • Тезис (мысль, требующая доказательств)
  • Аргументы (доказательства или опровержения)
  • Вывод (заключение по поводу тезиса)
  • Использование отвлеченных существительных
  • Употребление вводных слов с порядковым и итоговым значением (во-первых, итак, следовательно…)
  • Использование предложений с противительными, следственными союзами(но, однако, так как потому что…); местоимениями, указывающими на причину, следствие или итог(потому, поэтому…)

  • Сегодня мы познакомились с типами речи.
  • В будущем на практике вы должны показать умения различать типы речи на основе языковых и композиционных особенностей.

Домашнее задание

  • Создайте тексты разных типов на одну тему или подберите из разных источников.
  • Например, сочинения-миниатюры на тему «Гроза», «Черный лебедь», «Ландыши».

Желаем вам успехов в работе!

На протяжении многих десятилетий формировались постепенно функционально-смысловые типы речи, то есть словесные структуры, способы и схемы, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются повествование, описание и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Тип текста: Описание.

Цель создания текста:
1) Указание на его принадлежность к классу предметов.
2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

Содержание и форма текста:
1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.


а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование.

Цель создания текста:
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.

Типичные грамматические средства оформления:
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Тип текста: Рассуждение.

Цель создания текста:
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:
1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Типичные грамматические средства оформления:
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Приведем примеры.

1. Текст-описание:
Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.

2. Текст-повествование:
Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.
Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.
Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал проводник, – беда: буран!»...
Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали.

3. Текст-рассуждение:
В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.

ОПИСАНИЕ ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. статичностью. Описание = перечисление одновременных или постоянных признаков предмета; противопоставлено повествованию и отличается статичностью.


Описание В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге в виде плотины навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через речку. На нём стоишь, как на мельнице. Мостик весь так и трясётся, и Терек шумит, как колёса, движущие жернова. (А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум»)


ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии. Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии.


ПОВЕСТВОВАНИЕ действия, движения Изобразительная и выразительная сила повествования – в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени Особая роль в этом отводится глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени. Такие глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события и помогают развёртыванию повествованию.


ПОВЕСТВОВАНИЕ разновременный план В повествовании может быть разновременный план, то есть последовательность может выражена разными временными формами глаголов: За семь лет я объехал весь север, а теперь объезжаю Великолукскую область. Я даю концерты по сёлам и маленьким городам… (К.Паустовский. «Беглые встречи»).


ПОВЕСТВОВАНИЕ третьего лица Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование, когда образ рассказчика отсутствует. первого лица Может также идти от первого лица, и в этом случае повествователь назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных форм.


ПОВЕСТВОВАНИЕ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ – цепочка событий, составляющая содержание действия литературного произведения. ФАБУЛА ФАБУЛА – последовательность, цепочка главных выделенных и изображаемых событий. М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Пример несовпадения фабулы и сюжета – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Фабула: Фабула: «Тамань» (4) > «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4). «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4).">




СР.: ОПИСАНИЕ (ГЛАГОЛЫ НЕСОВ. В.): Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекой тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Здесь представлено так называемое динамическое описание. ПОВЕСТВОВАНИЕ (ГЛАГОЛЫ СОВ. В.) … по ней прошли нагруженные баржи под натянутыми парусами и промелькнули рыбачьи лодки. За рекою потянулись холмы и поля, несколько деревень оживило окрестность.


РАССУЖДЕНИЕ СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … Композиционные элементы рассуждения: Композиционные элементы рассуждения: 1) тезис – высказывание мысли; 1) тезис – высказывание мысли; 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 3) вывод, итог, заключение. 3) вывод, итог, заключение.


Рассуждение Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать, сколько лет в общей сложности провёл русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно… Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле – в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного бежина луга?... (В.Солоухин «Уроки Тургенева»).


ОПИСАНИЕ Характеристика Татьяны Лариной 1. Татьяна в детстве печальна, молчалива, она не ласкается к родителям, не играет с детьми, целыми днями просиживает молча у окна. 2. Татьяна в юности много читает, она любит природу; она искренна в своих чувствах, не легкомысленна, как ее сестра Ольга и другие «уездные барышни». РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение о Татьяне Лариной 1. Татьяна в детстве – необычный ребенок, так как она печальна, молчалива, не ласкается к родителям, не играет с детьми. 2. Татьяна в юности не похожа на уездных барышень- кокеток, потому что она много читает, близка к народу, любит уединение в природе, искренна в своих чувствах.


3. 3. Татьяна – жена богатого и влиятельного генерала. Она светская дама в Петербурге. Однако светскую жизнь она называет «ветошью маскарада» и мечтает о полке книг, о диком саде в поместье, она не изменяет и своим чувствам. Здесь описательный жанр монологического высказывания, так как в характеристике перечисляются внутренние черты человека, но не устанавливается причинно-следственная связь между явлениями. 3. Татьяна самобытна и в период жизни в петербургском светском обществе. Она не подверглась чуждым влияниям и осталась верна мечтам о полке книг. 4. Татьяна – идеал русских женщин 1-й трети 19 в. в изображении Пушкина, потому что она необычна с самого детства, не похожа на светских барышень. Здесь выявляются причинно-следственные связи между явлениями и присутствует вывод, что свойственно рассуждению.


ЗАДАНИЕ Определите ФСТР: Определите ФСТР: 1. «Знойный душный полдень. На небе ни облачка» (А.П. Чехов «Егерь»). 2. «Утро. Бьёт одиннадцать» (М.Е. Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы»). 3. «Зима. Что делать нам в деревне?» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). 4. Двенадцать… Сейчас, наверно, прошёл он через пост… (К.Симонов «Сын артиллериста). 5. «Сибирь… Она в Сибирь… Приехала сама, вызвалась добровольно… (Г.Марков «Сибирь»).




ЗАДАНИЕ (продолжение) 1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.С.Пушкин). 2. Максим Максимыч один ушёл на охоту. Я один сижу у окна. Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями (М.Ю.Лермонтов). 3. Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку, встрепенувшись, рогожка рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум (А.П.Чехов).


ЗАДАНИЕ 4. Музыка притихла, старички улетели, куропаток не видно. Над поблеклой травой носятся грачи (А.П.Чехов). 5. Ночью первым из колонны, обломав у края лёд, погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился, оттолкнулся и пошёл. Второй за ним (А.Т.Твардовский). 6. На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студёно, как в сенях (А.Н.Толстой).


ОТВЕТ 1-е пример 1-е пример – описание (статическое); 2-й пример 2-й пример – повествование; 3-й пример 3-й пример – повествование; 4-й пример 4-й пример – описание (динамическое); 5-й пример 5-й пример – повествование; 6-й пример 6-й пример – описание (динамическое).


ЗАДАНИЕ (продолжение) Мы приехали туда в сумерки. Северное море шумело у широкой дамбы. Тусклый туман расползался под водой. Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. В тесной гавани на рыболовных ботах были развернуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочки из-под рыбы…(К Паустовский. Уснувший мальчик). Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование) Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование)



Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Когда порою не дается слово,



Григорий Кукарека

Цель:

  • систематизировать знания об описательном типе речи;
  • продолжить работу по формированию умений логически мыслить, - сравнивать сходные и отличительные черты текстов - описаний;
  • содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, закрытая запись темы и задач урока, распечатка текста И. Соколова-Микитова, Григория Кукареки.

Метод обучения : проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения : работа в микрогруппах, деловая игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория).

Тип урока : обобщающий.

Технология обучения : анализ художественных текстов (исследовательская деятельность) на основе работы в микрогруппах. Поэтапное освоение материала и приращение одних знаний к другим.

Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:

Когда порою не дается слово,
В котором чувств моих и мыслей суть,
К словам отцов я обращаюсь снова,
Вбираю их, как сухостой, росу.

Обращаясь “к словам отцов”, прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.

I. Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

Запишите словосочетание “зимняя степь” и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию.

Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

1. Расширение “вербального облака” смысла словосочетания “зимняя степь”.

Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам
Распутан по степи ночной
Пушистый клубок снегопада
Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета
Лишь крыльями тени взмахнет -
Проснусь на меже тьмы и света,
Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:
Над белой равниной полей
Румяное яблоко-солнце
На дымчатых ветках лучей.

Замела метелица ложбинки,
Разметала руки, сладко дремлет.
Белые созвездия снежинок
Снова опускаются на землю.
И в селе намного стало тише,
Загрустил о лете старый сад.
А на плечи зябнущие вишен
Все летят снежинки и летят.
А за садом звонкий скрип полозьев -
Кони снег взметают на бегу.
И так пахнет молодым морозом,
Что вкусней представить не могу!
Г.Кукарека

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

2. “Вбирание” впечатлений через зрительный канал восприятия.

Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.

II. Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

III. Этап демонстрации (предъявление текстов).

Прочитайте получившийся текст.

Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

Организующее ядро.

Какого типа речи получились тексты?(Описание)

Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

Это тема сегодняшнего урока.

IV. Этап актуализации имеющихся знаний.

Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

Высказывания учащихся.

Сравните ваши высказывания с планом на доске.

Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске)

Функционально-смысловые типы речи. Описание.

  1. Цель, задача, содержание текстов описательного характера.
  2. Виды текстов-описаний.
  3. Особенности текстов-описаний:
    1. композиционные;
    2. лексические;
    3. морфологические;
    4. синтаксические.

V. Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).

Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова - Микитова.

Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.

С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов”.

Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.

Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

Подберите синонимы к слову “состояние”. (Настроение, самочувствие, расположение духа).

Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).

Что является “данным” в этом тексте?(Лес, человек)

Что является “новым”?(Признаки леса, чувства человека)

Как взаимосвязаны “данное” и “новое”? Какой тип связи используется?(Параллельный)

Изобразите этот тип связи на схеме.

Что характерно для этого вида связи?(В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно “данное” или общая тема. Сведения о “данном” и будут “новым”.

Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

  1. Общее представление о предмете.
  2. Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)
  3. Авторская оценка, вывод, заключение. (Отсутствует)

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

Это слова одной тематической группы “лес зимой” - наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

Это основные морфологические особенности текстов описаний.

Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как..., такие синтаксические средства, как... и образные средства языка.

VI. Этап рефлексии.

Заполните в таблице “Функционально-смысловые типы речи” графу “Описание”.

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

ФУНКЦИОНАЛЬНО - СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

Повествование Описание Рассуждение
Цель Сообщить о развивающихся действиях.

Раскрыть связанные между собой явления

действительности, происходящие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Дать представление о внешних сторонах объекта путем перечисления его характерных

Признаков.

Сообщить о причинах или следствиях.

Разъяснить и подтвердить какую-либо мысль.

Углубить знания об окружающем мире.

Задача Пространственно-временное представление ситуации. Статичное представление элемента (фрагмента) ситуации, указание на ряд признаков предмета, отнесенных к определенному моменту речи Аргументация признаков, состояний; отношений; передача хода развития мыслей.
Служит Для передачи последовательности различных событий, явлений, действий Для воссоздания мира предметов и установления связей между ними Для получения нового знания о предмете, объекте
Соотноше-ние С миром “вещей”, предметов С миром “вещей”, предметов С миром понятий, суждений
Иерархия Первичный Вторичный по отношению к повествованию
Субъект по-вествования Проявление незаметно (но может быть, например, сказ) Большие возможности проявления Обязательно эксплицирован
Содержание Действия, события, поступки, процессы. динамика. Образности мало Свойства, внутреннее состояние, статика. (когда повествование переключается на описание, время останавливается - процесс ретардации). Средоточие образности. Причины, следствия (рупор авторских идей, минуя образную форму)
Хронотоп Время + пространство Пространство (сосуществование признаков во времени) Нет ни времени, ни пространства (объекты в причинно-следственных связях)
Композиция Эпизод; фабула (совокупность эпизодов) Внефабульные элементы (портрет, пейзаж, интерьер) Внефабульные элементы (лирические отступления, внутренние монологи, потоки сознания, обращенные к читателю)
Грамматика Конструкции последовательности действии.

Обычно предложения не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры: соблюдается повествовательный порядок слов, когда сказуемое стоит после подлежащего и обозначает конкретное действие (чаще глаголы совершенного вида)

Конструкции описания, перечисления (чаще глаголы несов. Вида, настоящего и прошедшего времени) Важны слова, обозначающие свойства, качества предмета Конструкции доказательства: абстрактная лексика, связанная не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений; сложные предложения, которые могут передавать различные логические отношения
Схема Повеств. = событие 1 + событие 2 + событие 3 Опис. = признак 1 + признак 2 + признак 3 . . Рассужд. = тезис - суждение 1 - суждение 2 – суждение 3

Обязательно ли описание выполняется в художественном стиле?

Слово учителя: Очень важно, ребята, чтобы ваши творческие работы (стихи, сочинения, пейзажные этюды) были не просто красивой фотографической карточкой картины природы, а главное, чтобы каждая строчка, написанная вами, дышала любовью к родной земле, ее, может быть, неброской красоте, которая живет в сердце каждого из нас.

VII. Д.З. Вопрос по теме урока (устно):

Чем отличается описание научное, деловое от художественного? Подберите образцы текстов. Найдите особенности описания в этих текстах.

Упражнение 309 - по учебнику - (базовый уровень);

- *творческая работа “Нетленная краса родной земли” (жанр работы, тип речи по выбору учащихся) – индивидуальное задание.

Кытманова Лидия Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГА ПОУ "Промышленный колледж энергетики и связи"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Функционально-смысловые типы речи"
Дата публикации: 06.08.2016
Раздел: среднее профессиональное

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»
Методическая разработка урока

по дисциплине « Русский языки культура речи»

для студентов 2 курса

«Функционально-смысловые типы речи:

описание, повествование, рассуждение»
Автор: преподаватель русского языка и литературы Кытманова Л.В. г. Владивосток 2016
Кытманова Л.В. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Методическая разработка урока по дисциплине « Русский языки культура речи» для студентов 2 курса. – Владивосток, 2016. - 16 c. Составитель: преподаватель русского языка и литературы Кытманова Лидия Владимировна Рецензент: председатель ЦМК «ОГСЭ дисциплин», «УГ «Сервис и туризм» Евдошенко Юлия Игоревна Рассмотрено на заседании ЦМК «ОГСЭ дисциплин», «УГ «Сервис и туризм» Протокол №2 от 18 мая 2016 г.

Рецензия
на методическую разработку комбинированного урока по русскому языку и культуре речи по теме: «Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение» автора-составителя преподавателя русского языка и литературы Кытмановой Лидии Владимировны Из конспекта видно, что урок хорошо спланирован. Учитель разработал четкую структуру урока, которая соответствует современным требованиям ФГОС; продумана система разнообразных творческих заданий, способствующих более прочному усвоению изученного материала. В начале урока проводится мотивация учебной деятельности, обсуждаются цели и задачи занятия. Разминка направлена на усвоение орфоэпических норм, пополнение словарного запаса. Актуализация опорных знаний позволяет в быстром темпе повторить ранее изученный материал и в то же время развивает у студентов умение аргументированно выстраивать свой ответ. Этап изучения новых знаний проводится в форме эвристической беседы, сопровождаемой конспектированием в краткой форме новых сведений по теме. Первичная проверка понимания изложенного и записанного проводится в ходе обсуждения текстов, которые одновременно несут и большую воспитательную нагрузку. Этап закрепления предусматривает различные формы работ. Творческая работа в группах способствует осознанию студентами составляющих успеха, развитию умения вносить свой вклад в общее дело и выступать от имени группы. Составление синквейнов позволяет обобщить изученный материал. Домашнее задание носит творческий характер, способствует формированию навыков самообразования. Работа характеризуется логичностью, последовательностью, научностью изложения и может быть рекомендована к использованию коллегами. Дата «18» мая 2016 г. ФИО рецензента: Евдошенко Ю.И. Подпись: Должность: председатель ЦМК « О ГС Э » , « У Г « С е р в и с и туризм»
ТЕМА УРОКА: «Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение». ЦЕЛЬ УРОКА: формирование следующих ключевых компетенций студентов: 1. коммуникативной (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми); 2. учебно-познавательной (учиться анализировать); 3. информативной (находить и систематизировать информацию); ЗАДАЧИ:  формировать комплексное представление о функциональной специфике типов речи;  формировать творческое начало, активную жизненную позицию обучающихся;  ориентировать на успех;  воспитывать инициативу, самостоятельность в учебной деятельности;  развивать критическое мышление (умение анализировать готовые тексты, определять типы речи, давать оценку, корректировать тексты);  развивать речь (умение формулировать аргументированные ответы, создавать готовый речевой продукт);  развивать умение применять теоретические знания в жизненной практике (моделирование собственных текстов в зависимости от поставленной коммуникативной задачи). ТИП УРОКА: комбинированный
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: тетради, раздаточный материал, таблица «Речевая деятельность: роль и позиция человека», компьютер. 1 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА 1. Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.) 2. Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин). Обсуждение темы и целей урока. 3. Разминка. Орфоэпическая минутка. Расставить ударение в словах: столяр, фенОмен, тамОжня, тУфля, составить предложения. Словарная работа: форсмажор (обстоятельства, которые невозможно предотвратить), факсимиле (точное воспроизведение оригинала), феерия (волшебное.сказочное действие), фетиш (предмет слепого поклонения), фиаско (провал, полная неудача), составить предложения. (5мин.) 3. Актуализация опорных знаний (4 мин.) Вспомним то, что вы уже знаете по теме «Текст». Посмотрите на монитор и послушайте утверждения. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.  Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически (да)  Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да)
 В любом тексте есть тема, основная мысль и заголовок (нет, заголовок может отсутствовать, однако любой текст можно озаглавить)  Все предложения в тексте стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя (да)  Текст неделим, его нельзя разделить на части (нет, можно разделить на тома, главы, абзацы) 4. Сообщение новых знаний. (30 мин) - Итак, мы вспомнили, что такое текст. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 типа текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение) Кроме основных трёх типов текста ученые лингвисты выделяют ещё несколько: определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (разновидность повествования). Сделаем записи в тетрадь. 1) Разновидность описания в нехудожественной прозе - характеристика, частным случаем которой является техническое описание. 2) Сообщение как разновидность повествования - главным образом сфера газетной речи. 3) Определение как функционально-смысловой тип речи распространено преимущественно в научной литературе. 4) Определение раскрывается, развивается в объяснении. Однако основные функционально-смысловые типы речи – это описание, повествование, рассуждение, поэтому более подробно рассмотрим их.
- В жизни, так или иначе, каждый человек (субъект) выполняет определенные роли, занимает ту или иную субъектную позицию. Выявим 3 позиции, которые может занимать человек в спортивном соревновании, заполним таблицу: Роль Позиция Болельщик Наблюдатель Игрок Реализатор Судья Критик Соотнесите эти три позиции с тремя известными вам типами речи. В каком типе речи позиция говорящего – наблюдатель? реализатор? критик? Наблюдатель (статичность) – описание Реализатор (динамичность) – повествование Критик (мета-позиция, т.е. взгляд со стороны, оценка) – рассуждение Как строится текст - описание, повествование, рассуждение? Какова композиция каждого типа? (Описание: общее впечатление-раскрытие признаков - оценка; Повествование: завязка-развитие действия-кульминация - развязка, Рассуждение: тезис-аргументы-вывод) Какие языковые средства (части речи, синтаксические конструкции) использует автор, чтоб описать предмет, рассказать о событии или высказать точку зрения? (Описание: много прилагательных, глаголы состояния, глаголы несов. вида, обстоятельства места. Повествование: глаголы движения, глаголы сов. вида, обстоятельства времени
Рассуждение: вопрос-ответ, вводные слова и выражения (степень уверенности, организация высказывания) - Чтобы легче было определить тип речи, можно использовать «приём фотографирования». Сколько кадров сделал бы фотограф, чтобы проиллюстрировать текст – описание? (один). Образно говоря, текст-описание – это один «слайд» Сколько для текста повествования? (много кадров) Это целый фильм. Можно ли проиллюстрировать текст – рассуждение? Почему? (Нет, поскольку это умозаключения, цепочка аргументов в доказательство или опровержение основной мысли - тезиса) Примеры текстов. Обсуждение (устное, по раздаточному материалу) ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ? Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к
людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (С. Гиацинтова) (Этот текст относится к рассуждению. Тезис (второй и третий абзацы) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» - слова, которые раскрывают это понятие. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности - в доброте и уважении к людям) . МОРЕ Как хорошо ты, о море ночное, - Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою - О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою... (Ф.И. Тютчев). (Тип речи –описание. Общее впечатление - 1 строка, затем – признаки (какие?), оценка – последняя строфа. Языковые средства (какие? что передают?- по конспекту) РАССКАЗ ТАНКИСТА Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами - не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит - не выглянуть из башен, - И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, - столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: - Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… - Да где же, где?.. - А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! - И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка - мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! - И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. (Александр Твардовский) (Повествование с элементами описания в экспозиции. Кольцевая композиция -1 и последняя строфа. Экспозиция- 2-4 строфы. Завязка - 5 строфа. Развитие
действия - 6-7 строфы. Кульминация -8 строфа. Развязка – 9 строфа. Языковые средства (какие?- по конспекту) 6. Закрепление изученного материала. (30 мин.) Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит» (Приложение 1). Запись на доске и в тетради. Самостоятельная работа обучающихся. Работа в группах (3 группы) . Как использовать средства языка для достижения жизненного успеха? Попробуем себя в ролевой игре «Интервью из будущего». Познакомьтесь с содержанием игровой ситуации. ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 1(первая группа). Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос: “Вы - успешный человек. Опишите, в чём состоит Ваш успех? Какими возможностями и личными качествами Вы обладаете?” ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 2 (вторая группа). Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос: “Вы - успешный человек. Расскажите, как Вы этого достигли? Как Вы пришли к своему успеху?” ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 3 (третья группа). Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос: “Вы - успешный человек. Поделитесь мнением, какие шаги являются наиболее важными для достижения успеха в жизни? Почему? А что - не очень важно? Почему?”
Определите, какой тип речи наиболее эффективен для решения коммуникативной задачи. Дайте обоснование своему выбору. Используя характерные для данного типа речи языковые элементы, составьте мини-текст (3-5 предложений) Демонстрация коллективного творчества каждой команды; выявление затруднений. Взаимное оценивание учебных достижений. 10 Составление синквейна по каждому типу речи: описание, повествование, рассуждение Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение из 4 слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Первый синквейн напишем вместе. Описание Статичный, образный Наблюдает, рисует, описывает
Помогает раскрыть признаки предмета Характеристика. 8. Рефлексия (3 мин.) Выявление затруднений, возникших в процессе работы на занятии. 9. Подведение итогов. Что узнали нового? Чему научились? (2 мин.) 10. Комментирование оценок(1 мин). 11. Домашнее задание: составить текст на тему «Моя профессия» (описание, повествование или рассуждение – на выбор); найти стихотворение Е. Евтушенко «Идут белые снеги,..», стихотворение Ф. Глинки «Москва» (приложения 2-3), определить тип речи, выписать характерные языковые средства. (2 мин.)

Приложение 1

А. С. Пушкин
Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит: -Ворон! где б нам отобедать? Как бы нам о том проведать? Ворон ворону в ответ: -Знаю, будет нам обед; В чистом поле под ракитой Богатырь лежит убитый. Кем убит и отчего, Знает сокол лишь его, Да кобылка вороная, Да хозяйка молодая. Сокол в рощу улетел, На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет мило́ го Не убитого, живого.
Приложение 2

Е Евтушенко.
Идут белые снеги, как по нитке скользя... Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя. Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли. Идут белые снеги... И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду. я не верую в чудо, я не снег, не звезда, и я больше не буду никогда, никогда. И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был, что я в жизни поспешной больше жизни любил? А любил я Россию всею кровью, хребтом - ее реки в разливе и когда подо льдом, дух ее пятистенок, дух ее сосняков, ее Пушкина, Стеньку и ее стариков. Если было несладко, я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно, для России я жил. И надеждою маюсь, (полный тайных тревог) что хоть малую малость я России помог. Пусть она позабудет, про меня без труда, только пусть она будет, навсегда, навсегда. Идут белые снеги, как во все времена, как при Пушкине, Стеньке и как после меня,
Идут снеги большие, аж до боли светлы, и мои, и чужие заметая следы. Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я.
Приложение 3

Ф. Глинка

Москва
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит
И над малою рекою Стал велик и знаменит! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных.. Это матушка-Москва! Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?.. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?! Ты не гнула крепкой выи В бедовой своей судьбе, Разве пасынки России Не поклонятся тебе!.. Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала
Неизменною!.. Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град!
Список используемой литературы
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2014. 2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011. 3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2011. 4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2014. 5. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. 6. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2014. 7. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2014. 8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013. 9. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2012