11.10.2019

Высота саграда фамилия. Храм саграда фамилия в барселоне снаружи и внутри


Честно сказать, внешне храм Саграда Фамилия никогда не вызывал во мне восхищения. Серое массивное строение казалось несуразным и неуклюжим, перегруженным деталями и несбалансированным.

Гауди хотел, чтобы его творение одиноко возвышалось посреди большого открытого пространства, однако сейчас дома подступают к храму почти вплотную, у подножия проходит оживленная улица. Есть, правда, парк с прудом, из дальней точки которого Саграда Фамилия предстает в полном объеме, но, я думаю, это не совсем то окружение, о котором Гауди мечтал.

Все время над ним висят краны, часть фасада скрыта «лесами», идет непрерывная стройка.

Все изменилось, стоило мне попасть внутрь Саграда Фамилия. Чтобы оценить грандиозность замысла ее творца, архитектора Антонио Гауди, непременно нужно увидеть собор изнутри. Именно там приходит понимание, что это великое произведение искусства и главное сокровище Барселоны.

Билетами в собор следует озаботиться заранее, чтобы не стоять в длинной очереди.

Процесс покупки билетов прост. Заходим на официальный сайт Саграда Фамилия https://www.sagradafamilia.org/en/tickets/, выбираем дату, время и вариант посещения.

Сначала надо выбрать вариант посещения.

Варианты следующие:

— посещение Саграда Фамилия с подъемом на одну из двух башен собора. На данный момент собор имеет 8 башен: 4 башни над фасадом Рождества и 4 – над фасадом Страстей. Можно подняться либо на башню над фасадом Рождества — с нее открывается вид на восточную часть города, либо над фасадом Страстей (Passion) – с нее открывается вид на центральную часть города.

Стоит такой билет 29 евро. В цену билета включен аудиогид (есть на русском языке). На башни не допускаются дети младше 6 лет. Дети до 16 лет могут подниматься на башни только в сопровождении взрослых. В сильный ветер или дождь лифт отключают. Возвращают ли в таком случае деньги – непонятно.

— Саграда Фамилия без подъема на башню, но с аудиогидом – 22 евро

— Саграда Фамилия без башен и без аудиогида – 15 евро.

К сожалению, если вы купили билет без аудиогида или без подъема на башню, докупить недостающую опцию уже нельзя.

Брать ли аудиогид? В принципе, послушать было интересно. Другое дело, что из услышанного запомнилось немногое. Все-таки в данном случае самое ценное – не информация, а впечатление от увиденного. В соборе встречаются таблички с текстом на испанском и английском. Так что если нет лишних 7 евро, можно без особого ущерба аудиогидом пренебречь.

Определившись с вариантом посещения, переходим к выбору даты и времени.

Выбирая время посещения, надо иметь ввиду, что купленный вами билет дает право прохождения внутрь Саграда Фамилия в течение получаса после выбранного времени. Учтите, что и у посетителей, купивших билеты онлайн, есть небольшая очередь (минут на 5-10). Внутри церкви ваше время ничем не ограничено (только временем работы самого храма), так что главное зайти в обозначенное время.

Стоит ли подниматься на башни Саграда Фамилия

Мы брали билеты с посещением башни над фасадом Страстей. Смело могу рекомендовать брать билет без подъема на башню. Вид на город с башни – самый обыкновенный: ничем не примечательная городская застройка.

Вид на Барселону с башни над фасадом Страстей

Подъем осуществляется на лифте, спуск – по винтовой лестнице пешком.

Спуск по лестнице внутри башни

По дороге есть пара смотровых площадок, обнесенных сеткой, через которую толком ничего не разглядишь. При спуске по лестнице есть возможность сфотографировать кое-какие элементы декора. Но по большому счету подъемом на башню можно безболезненно пренебречь.

Грозди винограда на пинаклях символизируют святое причастие

Если вы все же берете вариант с башней, то при заказе билетов надо выбрать время подъема на башню, т.е. время, когда вы должны подойти к лифту. Советую выбирать время на 15-30 минут позже прохода внутрь храма, чтобы вы успели осмотреться, сориентироваться и найти нужный лифт (кому-то – на башню фасада Рождества, кому-то – на башню фасада Страстей).

По поводу рюкзачков и больших сумок. Мы, опасаясь отправки в камеру хранения и возможной очереди там, оставили рюкзачки в машине. Однако в сам собор пропускали с рюкзачками, и только при подъеме на башню их надо было положить в ячейку (ящики для хранения сумок и рюкзаков находятся прямо около лифта, сам кладешь свои вещи в свободную ячейку, все очень быстро).

Часы работы Саграда Фамилия

С начала апреля по конец сентября храм Саграда Фамилия открыт с 9 утра до 8 вечера.

В марте и октябре – с 9 утра по 7 вечера.

С ноября по конец февраля – с 9 утра до 6 вечера.

Осмотр храма

Спустившись с башни, приступаем к осмотру самого храма — Искупительного храма Святого Семейства.

Тут уже все просто: включаешь аудиогид и ходишь от одной цифре к другой. Потом просто ходишь, задрав голову и всматриваясь в детали.

Фасад Рождества

Фасад Рождества — единственный из трех фасадов собора, законченный еще при жизни Антонио Гауди.

Две черепахи подпирают массивные колонны фасада: одна морская, вторая сухопутная.

Дверь украшают зеленые листочки, цветы, жуки, птички.

А вот и сам фасад Рождества: много фигур, много движения, на каждом ярусе что-то происходит. Животные, растения — все вовлечены, все участвуют. Кипение жизни во всех формах.

Главная скульптурная группа над входом: Святое семейство — Саграда Фамилия:

Клуатр Святой девы Розария

Сразу за воротами фасада Рождества находится небольшой клуатр Святой Девы Розария. Это совершенно особое место, посвященной Богородице. Его оформление сильно отличается от остального храма, оно — вполне в русле традиций. Стены клуатра покрыты нежнейшими каменными кружевами. А уж как мастерски из камня вырезаны розы!



Витражи

Внутри себя Саграда Фамилия заключает некое волшебное пространство и, кажется, менее всего оно похоже на место церковных служб и молений. С помощью витражей оно раскрашено в разные цвета. Общее световое течение внутри храма перемещается от восходу к закату, от зимы к лету. Цвет перетекает от холода белых тонов — к жару оранжевых, через спокойствие зеленых — к измороси синевы.

Колонны и нефы

Рядами колонн храм разделен на 5 нефов.

Грандиозные колонны подобны стволам могучих деревьев. Наверху они истончаются и заканчиваются тонкими ветвями и листьями, создавая ощущение сказочного леса. Впрочем, скорей эти листья напоминают огромные снежинки.

Среди огромных «стволов» ходят люди, но совершенно нет ощущения толчеи и многолюдства, есть ощущение простора и устремленности пространства ввысь.

Невероятные сочетания, пересечение форм, наложение цветов создают такое разнообразие картин, что возникает ощущение гигантского калейдоскопа – ты чуть сдвигаешься, и пространство перед глазами перестраивается.

Я уже упоминала, что менее всего Саграда Фамилия изнутри вызывает ассоциации с традиционным храмом. Нет привычных атрибутов и оформления: иконостаса, кафедры, фресок, сокровенного полумрака. Не знаю, приветствуются ли официальной церковью вот такие схематичные изображения евангелистов.

Евангелист Марк — крылатый лев

Впрочем, для верующих отгорожен небольшой закуток, куда туристов не пускают.

В крипте находится могила Гауди. На данный момент крипта также закрыта для посетителей.

Орган в нашу бытность не звучал. Говорят, в храме превосходная акустика. Счастливцы, которым удалось гулять внутри Саграда под аккомпанемент органа, пишут, что ощущения нереальные. К тому же сам Гауди хотел создать здание, подобное огромному органу, трубы которого звучали бы при сильных порывах ветра. Всего предполагалось возвести 18 башен: 12 башен апостолов, 4 башни евангелистов, 170-тиметровую башню Христа и чуть поменьше — башню Богородицы. Любопытно было бы послушать многоголосье этих гигантских труб. Вот уж, действительно, глас неба!

Фасад Страстей

Пройдя Саграда Фамилия насквозь, вы оказываетесь у фасада Страстей.

Если врата фасада Рождества украшены цветами, листьями, жуками, птицами, то Врата Страстей покрыты текстами молитвы «Отче наш» на 50-ти языках.

Другие двери усыпаны знаками и символами и представляют собой вот такой ребус.

Скульптурные группы фасада Страстей выполнены каталонским скульптором Субираксом, которого жители Барселоны многократно упрекали за схематизм его композиций и даже просили отстранить от работы над порталом. На мой неискушенный взгляд, фигуры очень выразительные.

Отрекшийся от Христа Петр

Пилат и Иисус в терновом венке

Пилат умывает руки

Музей Саграда Фамилия

Под собором находится небольшой музей, посвященный строительству церкви.

В музее представлена хронология создания Саграда Фамилия, чертежи и рисунки Гауди, отдельные детали, фрагменты. Гауди входил во всевозможные мелочи, придумал особые формы даже для подсвечников и колоколов, ни один элемент не оставляя без внимания.

Саграда Фамилия на рисунке. Колонну Христа должен венчать огромный крест.

Мастерская:

В тот трагический день, когда трамвай переехал задумавшегося о своем архитектора, работа над храмом была в самом разгаре. Храм еще только приближался к замыслу творца.

С гибели Антонио Гауди прошло 90 лет – Саграда Фамилия все еще не достроена. Предстоит возвести еще 10 башен, закончить фасад Славы. Возможно, освободят окружающее пространство вокруг храма. Звучат обещания завершить церковь к столетию смерти Гауди.

Что ж, через 10 лет (если будем живы) посмотрим.

Как бы то ни было, Саграда Фамилия и в недостроенном состоянии производит ошеломляющее впечатление. В ноябре 2010 года храм освятили. А в список ЮНЕСКО его включили 5 годами раньше — в 2005 году. На сегодняшний день это одна из самых посещаемых достопримечательностей Испании (наряду с Прадо и ).

Выдвинуто предложение причислить Антонио Гауди к лику святых — как человека, посвятившему жизнь возведению величайшего храма современности, как пример беззаветного и бескорыстного служения своему делу.

Буквально в 7-10 минутах ходьбы от церкви Святого Семейства находится еще один объект ЮНЕСКО, шедевр другого каталонского архитектора – не такой популярный, как Саграда Фамилия, но тоже весьма впечатляющий. К нему мы и отправимся в .

Оформление туристической страховки - на

Ж/д и автобусные билеты в Европе и Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Саграда Фамилия полное название Искупительный храм Святого Семейства (Basilica De La Sagrada Familia) в Барселоне - один из величайших проектов Антонио Гауди. Колоссальный архитектурный образец неповторимого архитектурного стиля, вобравшего сочетая готических и криволинейных форм в стиле ар-нуво.

В настоящее время Саграда-Фамилия возглавляет списки достопримечательностей Барселоны и является самым известным и посещаемым местом столицы Каталонии.

Храм Святого Семейства - это поистине величайшее сооружение города, строительство которого началось ещё в далеком 1882 году, под пристальным взором архитектора Франсиско де Паула дель Вильяра, именно ему принадлежит изначальный проект Саграды. В 1883 году, когда Вильяр подал в отставку, Гауди занял пост главного архитектора, преобразовывая проект в архитектурном и инженерном смысле. Именно Гауди привнес в проект то изысканное сочетание строгих готических и природных криволинейных форм, благодаря чему храм стал столь уникальным творением, а не ещё одной готической церковью. В 1914 году Гауди оставил все остальные работы, чтобы сосредоточиться исключительно на этом единственном проекте, над которым и работал вплоть до своей смерти 10 июня 1926 года, в результате трагической аварии, произошедшей за три дня до кончины величайшего архитектора и творца.

На момент смерти своего второго отца основателя, Саграда Фамилия была возведена менее чем на четверть. Дата окончание строительства храма всё ещё остается неизвестной, ведь церковь так до сих пор и не достроена. Пожалуй, это самый грандиозный долгострой современного мира.

Во время работы Гауди над Саградой у него было много помощников и последователей, которые сотрудничали с ним во время его жизни. После смерти Гауди именно этими архитекторами и мастерами было продолжено строительство Искупительного храма Святого Семейства, работы велись согласно планам и гипсовым моделям Гауди.

Несмотря на незавершённость строительства, в настоящее время Саграда является выдающимся строением Барселоны. И, действительно, можно утверждать со всей уверенностью: «Если вы будете в Барселоне, то, даже не заходя внутрь, прийти и увидеть уникальную работу, непременно стоит». Шпили Саграды видны ещё издалека, и ты, как ребенок, которого поманили конфеткой, идешь ни их зов и, по мере продвижения к цели, взору всё больше открывается величественная базилика.

Перед центральным входом в Саграду раскинулся небольшой одноименный парк - Plaça de la Sagrada Família. Отличное место для отдыха после посещения храма.

Фасад Рождества Христова и склеп Храма Искупителя Святого Семейства были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году. Palau Güell, Casa Milà (La Pedrera) и Park Güell, также были добавлены в Список всемирного наследия в 1984 году. Объект наследия был расширен в 2005 году, включив также Casa Vicens и Casa Batlló в Барселоне. Все эти элементы вместе составляют «Произведения Антони Гауди» и «Незабываемую Барселону Гауди».

Также в Юнеско внесен склеп в Colònia Güell в Санта-Колома-де-Червелло.

Билеты в Храм Саграда Фамилия в Барселоне

Помимо - полюбоваться снаружи, в Саграду можно зайти. Билетные кассы расположены здесь же - возле центрального фасада. Также билеты можно приобрести онлайн, рекомендуем покупать онлайн, так каждый билет будет стоить на 4-6 Евро дешевле.

Как говорится на официальном сайте: «Ваш билет помогает нам построить Базилику. Приходите к нам и помогите нам воплотить мечту Гауди в 2026 году». Делая нехитрый вывод, можно судить, что окончательное завершение строительных работ Саграды планируются на 2026 год)).

Билеты есть нескольких видов. Например: - посещение храма - 15 Евро; - храм + экскурсия - 22 Евро; храм + аудиогид + билет в Дом-музей Гауди (в ) - 24 Евро; храм + посещение одной из башен: на фасаде Рождества, с видом на восточную сторону Барселоны или на фасаде Страсти с видом на центр города + аудиогид - 29 Евро.

Также стоит учесть - количество посетителей ограничено, так что, может придется подождать, пока выйдут уже зашедшие и подойдет ваша очередь.

Как вариант, можно рассмотреть приобретение Барселона City Pass . В билет входит посещение Саграда-Фамилия, парка Гуэля, трансфер из/в аэропорт(а), поездка на экскурсионном автобусе + скидка 20% на посещение некоторых прочих музеев и достопримечательностей Барселоны. Барселона Сити Пасс может быть выгодна, только если вы воспользуетесь комплексом всех предоставляемых услуг, в противном случае выгоднее приобретать отдельные билеты в храм Саграда и парк Гуэля. Входной билет к произведениям Гауди в парке Гуэля стоит 8,50 евро на месте (у входа в парк) и 7,50 - онлайн. Вход в дом-музей Гауди в парке Гуэля оплачивается отдельно, визит стоит 5,50 Евро.

Адрес и часы работы храма Святого Семейства в Барселоне

Адрес : Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona, Испания.

Часы работы : - с ноября по февраль с 09:00 до 18:00;

Март с 09:00 до 19:00;

С апреля по сентябрь с 09:00 до 20:00;

Октябрь с 09:00 до 19:00;

Билеты заканчивают продавать за 30 минут до закрытия.

Время проведения экскурсий зависят от времени года и дня недели. Время проведения экскурсий можно уточнить на официальном сайте.

Как добраться до Саграда Фамилия в Барселоне

Пешком - легко! Саграда находится всего в 2,5 км. от площади Каталонии и в 1,4 км. от ещё одного творения Гауди - Дома Мила.

Рядом с Храмом расположена станция метро с одноименным названием - Sagrada Família. Станция обслуживается линиями метро L2 и L5.

Автобусы: 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, B20 и B24.

Саграда Фамилия была первым местом, куда я пошла, приехав в Барселону в первый раз. Помню, что удивилась как она близко (выход из метро действительно расположен фактически у подножья храма). Искупительный Храм Святого Семейства (именно так переводится ее полное название) уже давно не просто достопримечательность, а туристическая , такая же, как Эйфелева башня в Париже. Еще не видя, каждый уже имеет представлений о ней. Но вживую храм Саграда Фамилия поражает еще больше. Размах и невероятная архитектура делают его одним из самых удивительных сооружений в мире.

Еще одна особенность и уникальность Храма Святого Семейства – это вечное строительство. На протяжении десятилетий он окружен лесами и подъемными кранами. Запечатленные на миллионах фотографий, они уже стали в какой-то степени частью архитектурного шедевра. Мне нравится наблюдать и в каждый свой приезд замечать что-то новое в Саграде Фамилии. Когда-нибудь она будет выглядеть совсем не так, как я ее увидела впервые.

История

Идея возвести Искупительный Храм Святого Семейства возникла еще в 70-е годы XIX века. Были собраны пожертвования, приобретена земля (на тот момент на окраине города), разработан проект и 19 марта 1882 года началось строительство. Архитектором стал Франциско дель Вильяр (Francisco del Villar). По его задумке это должно было быть сооружение в неоготическом стиле в виде латинского креста. Однако, едва был заложен фундамент будущего храма, у Вильяра возникли разногласия с заказчиками и он отказался продолжать работу. На его место пригласили тогда еще молодого и малоизвестного архитектора Антони Гауди. Он занимался строительством Храма Саграда Фамилия более 40 лет, вплоть до своей смерти. Гауди значительно переделал первоначальный проект, а точнее разработал свою уникальную идею, как должен выглядеть Храм. По его чертежам и макетам возводится Саграда Фамилия и до сих пор (хотя и под руководством других архитекторов). Сам же мастер при своей жизни успел воплотить только один из задуманных фасадов – фасад Рождества Христова.


После трагической смерти Гауди в 1926 году работу над Храмом продолжил и вел ее вплоть до своей кончины (в 1938 году) его ученик Доминик Сугранес (Domеnec Sugranes). Начавшаяся вскоре Гражданская война прервала строительство Саграды Фамилии на несколько лет. Оно было возобновлено лишь в 1952 году. В 1954 году было начато возведение следующего фасада – фасада Страстей Христовых. А в 1961 году в здании крипты был открыт музей, посвященный проекту Гауди. В целом за 50 лет была проделана львиная часть работы над Храмом. И в 2000 году были начато возведение последнего фасада - фасада Славы. Предполагаемая дата окончания строительства Саграды Фамилии – 2026 год. Так должен выглядеть искупительный Храм Святого Семейства согласно проекту.


Архитектура

Храм Святого Семейства является уникальным архитектурным сооружением, поражающим воображение. Кто-то сравнивает его с песочным замком, кто-то с гигантским муравейником, а кто-то и вовсе с чем-то инопланетным. Известный своей безудержной фантазией, Гауди соединил в Саграде Фамилии необычайные формы с классическими церковными элементами. Храм спроектирован в виде латинского креста, имеет пять нефов и три фасада: Рождества Христова, Страстей Христовых и Славы (Вознесения). Над каждым из фасадов возвышается по четыре башни (всего двенадцать по числу апостолов), еще шесть башен расположены над центральным нефом (четыре посвящены евангелистам, одна Богоматери и самая высокая – Иисусу Христу). Венчает Храм по задумке огромный крест на центральной башне.


Кроме того, Храм Саграда Фамилия является своего рода архитектурной иллюстрацией к Библии. На каждом из фасадов можно увидеть выбитые из камня сцены из Священного писания (в соответствии с темой фасада). Например, Рождества Христова:


или Страстей Христовых:

Также на вратах в Храм можно прочесть "Отче наш" на разных языках.


Не менее интересно и внутреннее устройство Храма Святого Семейства. Колонны имеют необычную форму и напоминают лес, а свод – звезды. Сделано это не только для художественного эффекта, но и для обеспечения правильного распределения центра тяжести.


Невероятные витражи придают помещению Базилики особое освещение.


Посещение

Храмом Саграда Фамилия можно полюбоваться снаружи абсолютно бесплатно. Самый удачный ракурс для фотографий – со стороны пруда.


А в вечернее время сооружение красиво подсвечивается.

Несмотря на недостроенность, Храм Святого семейства открыт для посещения. В данный момент можно пройти в крипту (нижняя церковь), базилику (верхняя церковь), музей в подвале, а также подняться на одну из двух башен (одна на Фасаде Рождества, одна на Фасаде Страстей). Везде, кроме крипты, вход платный. Существует несколько вариантов билетов:

  1. Самый бюджетный – посещение базилики (включает проход в музей) – обойдется в 15 EUR
  2. Такой же билет, но с аудиогидом (есть на русском языке) будет стоить 22 EUR
  3. C экскурсией (возможна на испанском, английском, французском, немецком языках) 24 EUR
  4. Посещение с подъемом на одну из башен и аудиогидом - 29 EUR

Для детей младше 10 лет и инвалидов вход бесплатный. Для студентов и пенсионеров действует скидка в 2 EUR.

Покупая билет, нужно учитывать, что количество посетителей в час ограничено. Отчасти именно с этим связаны огромные очереди у храма. Лучше приходить рано утром, к открытию. Работает Саграда Фамилия ежедневно с 9.00 и до:

  • 18.00 ноябрь-февраль;
  • 19.00 март и октябрь;
  • 20.00 апрель-сентябрь;
  • 14.00 25, 26 декабря, 1, 6 января.

Билет можно купить в кассе храма и на официальном сайте . Я рекомендую приобрести билет именно через интернет, так вы можете заранее выбрать время и посещения и он дает вам право пройти без очереди. Просто нужно распечатать штрих-код или скачать его на телефон. Имейте в виду, что купленный билет действителен только на указанное время, то есть можно зайти храм только в течение получаса после его начала. Поэтому важно не опаздывать! Еще необходимо учесть, что у купивших электронные билеты тоже есть хоть и небольшая, но очередь на вход. Время пребывания внутри храма не ограничено.


Если вы выбираете вариант с подъемом на башню, то до покупки билетов надо ознакомиться с расписанием лифтов (один раз в час) и выбрать время так, чтобы подъем был через 15-20 минут после прохода внутрь храма. На башни не пускают детей до 6 лет, а дети до 16 лет могут подняться только в сопровождении взрослых. В сильную непогоду лифт не работает.


О том, стоит ли подниматься на башни, судить вам. Признаться честно, никакого красивого вида на город оттуда не открывается. Но при спуске по лестнице можно посмотреть поближе интересные элементы декора.


/

Как добраться

Храм Святого Семейства находится по адресу: Carrer de Mallorca, 401


И хотя, когда начиналось строительство, это была окраина, сейчас это центр города, район Эшампл (Eixample). Если вы остановились тоже в где-то центре, то легко дойдете пешком. Также можно подъехать на такси: достаточно сказать название, и любой водитель довезет вас к храму.

Самый удобный, по моему мнению, способ добраться к Саграде Фамилии – на метро, станция Sagrada Familia (L2,L5). Выход расположен прямо напротив храма.

Также можно доехать на Bus Turistic или многочисленных городских автобусах (19, 33, 34, 43, 44, 50, 51). Остановка Sagrada Familia.

На сегодняшний день Храм Святого семейства является самой посещаемой достопримечательностью в Испании и одним из самых известных туристических мест в Европе. Однако, многие факты остаются неизвестными многочисленным посетителям.

  • В русскоязычных путеводителях и статьях Саграду Фамилию часто называют Собором Святого Семейства. Это ошибка! Главным Собором Барселоны является La Seu в Готическом квартале. А Саграда – это храм. Его строительство не курируется епископом и осуществляется на земле, не принадлежащей церкви, на частные пожертвования.
  • Несмотря на незавершенность, Саграда Фамилия – действующий храм. В 2010 году он был освящен Папой Римским. В крипте регулярно проводятся церковные службы. Поприсутствовать может любой желающий абсолютно бесплатно. Мессы читаются на испанском и каталонском языках. Расписание можно уточнить на официальном сайте. Вход в крипту расположен слева от главного.
  • Храм Святого Семейства является искупительным. Поэтому его строительство ведется только за счет индивидуальных пожертвований. Ни власти, ни бизнес не не могут участвовать в финансировании. Деньги, вырученные от продажи входных билетов, также идут на возведение храма. На сегодняшний день недостатка в средствах Саграда Фамилия не испытывает.
  • Главная причина столь долгого строительства – вовсе не финансирование, а сложность конструкций. Каждый блок требует индивидуальной обработки. По проекту Гауди возведение храма изначально было рассчитано минимум на 300 лет. Тогда это было обычной практикой. Многие европейские храмы строились веками. Однако современные технологии отличаются от технологий ХIХ века, поэтому работы планируют завершить с существенным опережением графика.
  • Общепризнанным создателем Саграды Фамилии является Антонио Гауди. Хотя по факту под его руководством было выполнено только 15% работ. Тем не менее, архитектор посетил Храму Святого Семейства большую часть своей жизни, лично собирал пожертвования, а под конец даже поселился в храме. За такую преданность он был похоронен внутри своего главного детища – в крипте Саграды Фамилии.
  • После смерти Гауди на протяжении всего времени строительства Храма Святого Семейства периодически поднимался вопрос о его прекращении. Многие деятели искусства считали, что Саграду Фамилию невозможно достроить так, как это сделал бы великий архитектор. Известно, что Гауди всегда лично присутствовал на площадке и контролировал ход работ, внося коррективы. Поэтому противники строительства призывали оставить храм как есть. Но все же победили те,что считали что его необходимо достроить в память о его авторе.
  • Когда Саграда Фамилия будет достроена, она станет самым высоким христианским храмом в мире!
  • Даже в недостроенном состоянии Храм Святого Семейства с 2005 года уже включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, Саграда Фамилия – одно из уникальнейших сооружений на планете и, безусловно, главный must see Барселоны, даже если вы приехали всего на один день!


Саграда Фамилия или Собор Святого Семейства в Испании - уникальная достопримечательность Барселоны, ведь даже отчасти похожего на это строение нет в мире. Саграда Фамилия навеки связана с именем гения Антонио Гауди - каталонского архитектора, дизайнера в стиле модерн. Строительство продолжается по сей день - работают и другие архитекторы, инженеры и скульпторы, но их имена остаются в тени гения Гауди.

Официально строительство храма началось 1882 года, и по идее он должен строиться исключительно на пожертвования прихожан. Изначально церковь не должна была быть такой большой и все работы должны были закончиться за несколько лет. Но после прихода на пост главного архитектора Антонио Гауди, проект был сильно изменен. Поначалу Гауди строил его по своему наитию, что не нравилось, ломал или переделывал, не в его правилах было строить по чужим чертежам.

Свои проекты он создавал необычным способом: с помощью веревочек и узлов. Для этого он связывал множество веревочных отрезков, создавая такие нитяные, подвесные люстры, из веревочных арок, а затем просто строил их зеркальное отображение - так рождалась Саграда Фамилия. Внутри храма можно увидеть эти каскадные сети и еще раз удивиться гению архитектора.


Антонио Гауди занимался не только архитектурой зданий - он создавал дизайн интерьеров, придумывал эргономичную мебель. Повторить его творения мало кто может. Например, создать по его чертежам макет люстры, который он нарисовал для Саграда Фамилия, смогли только с помощью компьютерных технологий, а уж создать это произведение искусства в живую пока не удается.

По задумке автора высота Саграда Фамилии должна быть сто семьдесят метров, что лишь на один метр ниже, чем гора Монжуик - самая высокая точка в округе. Гауди говорил: «Человеческое творение, не должно быть выше, чем творение Всевышнего».

Антонио Гауди посвятил храму не один десяток лет, можно сказать, что он замкнулся на этом проекте, заперся в мастерской. Он не спешил закончить работу, так как главным для него было воплотить все свои задумки. Возможно, предчувствуя свою внезапную смерть под колесами трамвая, он оставил подробные указания и даже сделал несколько чертежей, чтобы последователи могли воплотить в жизнь его замыслы. Но во время Второй Мировой войны все было уничтожено. Чудом не взорвали Саграду Фамилию, так как посчитали ее башни удобной точкой для артиллерии.

Работы возобновились только через шестнадцать лет и продолжаются до сих пор. За это время появилось много противников строительства, которые утверждают, что современные архитекторы лишь портят то, что с такой любовью и вдохновением создавал Антонио Гауди. Правы они или нет, судить не нам, но мне кажется, не нужно спешить и заканчивать такое творение побыстрее, лишь в угоду туристам, миллионы которых ежегодно приезжают полюбоваться храмом. Как говорил Антонио Гауди о храме, показывая пальцем в небеса: «Мой заказчик не торопится».

Чем ближе подходишь к величественной постройке, тем больше создается впечатление незначительности человека перед Богом. Но именно так и задумано. Храм построен в стиле неоготики, основная черта которой вот такие, стремящиеся ввысь здания.

Немного отвлекусь - все помнят о суровой инквизиции, которая стояла на страже веры в Испании долгие двести лет, но вот мало кто знает, что именно в Барселоне заседал главный Инквизитор. Этот город буквально впитал в себя почитание Бога. Может быть, поэтому и решено было строить Искупительный храм Святого семейства. А еще раньше, до инквизиции, Барса была центром учения катаров, которые считали себя потомками Христа. Именно катары основали загадочный орден Тамплиеров, который, хранит множество тайн. Некоторые историки считают, что арочная конструкция Саграда Фамилия, символизирует пещеры в которых катары укрывались от инквизиции. Но правда это или нет, мы уже вряд ли узнаем, так как Антонио Гауди умел хранить свои секреты, так же как и катары.

Саграда Фамилия - достояние Человечества

По задумке храм должен иметь три фасада, каждый из который окружен четырьмя башнями, как двенадцать апостолов. Сегодня есть только четыре и только одна из них - башня святого Варнавы, инкрустирована мозаикой из битого стекла, построена при жизни Гауди. Все четыре башни расположены вокруг Северного фасада Саграды, который посвящен Рождеству Христа.


Условно фасад разделен на три части Веры, Надежды и Милосердия.


Здесь можно увидеть скульптурные сцены обручения Марии и Иосифа, избиения младенцев, Рождества Иисуса, Благовещения и другие. Каждая сцена окаймлена причудливыми кружевами из камня, в которых угадываются роскошные цветы и пальмы, раскинувшие свои листья.


Кстати, скульптуры людей, созданы Гауди в человеческий рост, а для сцены избиения младенцев Иродом архитектор ходил в морг и снимал слепки с лиц младенцев.



Восточный фасад посвящен Страстям Христовым. Здесь повествуется о событиях, которые предшествовали и последовали за распятием Христа. Он еще не закончен и многие сцены не завершены. Привлекает внимание необычное исполнение скульптур, которые чем-то напоминают героев из «Звездных воин». С этой стороны вход в Саграду.



Интерьер Саграда Фамилия: стоит ли идти внутрь

Стоит отметить, что если вы хотите попасть внутрь, позаботьтесь о билетах заранее. У стен храма всегда огромная очередь туристов, в которой придется простоять час-полтора. Либо приходите к самому открытию, чтобы очередь вас не испугала. Но, это потраченное время сторицей окупится тем необыкновенным зрелищем, которое откроется вам внутри - вряд ли вы видели что-то подобное, даже побывав в самых знаменитых храмах мира. Онлайн билеты можно купить на официальном сайте Собора.

Антонио Гауди намеревался разместить в Саграде лавки для 105 тысяч человек - чтобы храм мог собрать всех верующий Каталонии (именно столько проживало в Каталонии людей в начале ХХ века).


Мне показалось, когда я зашла внутрь и подняла голову вверх, что попала в сказочный лес с большими, цветами на резных ножках.



В храме невероятно светло, нет мрачности и строгости знаменитых каталитических соборов.


Своды собора поддерживает большое количество изящных гиперболических арок и колон, увенчанных розетками из цветов похожих на звезды. Они подсвечиваются солнцем сквозь множество окон и разноцветных витражей в башнях, что создает нереальное свечение на потолке.



В подвальном помещении находится музей строительства собора, где собраны макеты и чудом сохранившиеся чертежи.

Также здесь можно увидеть, как работают скульпторы сегодня, создавая новые изваяния, для украшения фасада храма.

Смотровая площадка Саграда Фамилия

Не стоит пренебрегать возможностью подняться на смотровую площадку. Кстати, лифт поднимается только до отметки 65 метров, а если вы хотите подняться на самую верхушку, вам придется преодолеть еще 426 ступенек по узкой винтовой лестнице. Интересно, что лестницы разных башен закручены в разные стороны, поэтому если смотреть снизу вверх на них, создается иллюзия движения вверх, как будто храм растет, возвышаясь и не останавливаясь ни на минуту.


Наверху можно пройти из одной башни в другую, по замысловатым коридорам.
Из окон открывается зрелище, которое заставит вас замолчать на несколько минут. Под ногами раскинулась прекрасная Барселона, а вокруг вашего окна, то тут, то там выглядывают шпили, портики и замершие во времени химеры. Вот дерево, на ветвях которого замерли каменные голуби, там чуть вдали разноцветные шпили, напоминающие леденцы.

А из стен башен как будто выглядывают святые со строгими лицами, наблюдая за нами. Вот она - любимая Барселона Антонио Гауди с высоты главного творения его жизни...

Кстати, здесь нет привычных нам колоколов. По замыслу Гауди здесь будут установлены трубчатые колокола, которые будут издавать звон при ветре. Наверное, это будет настоящая небесная музыка.

В 2005 году Всемирная Организация ЮНЕСКО причислила Саграда Фамилия к объектам наследия Человечества, тем самым подчеркивая уникальность этого здания.

Среди моих знакомых почти все были в Барселоне. Внешне Саграду Фамилию видели все, а вот зашли внутрь единицы. Не упускайте шанса увидеть такую красоту, билеты онлайн можно купить на официальном сайте.

Как добраться до Саграда Фамилия

Точный адрес: La Sagrada Familia, Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona, Spanje

Метро: Sagrada Familia (ветки L2 и L5)

Кроме того, до САграды Ыамилия можно добраться на туристических автобусах типа Bus Turistic или City tour.

Отели Барселоны: отзывы и бронирование

Очень хорошие подробные снимки Собора СвЕтого Семейства в Барселоне.
Не зря этот Собор строится в столице Каталании - стране катаров. После того, как я прочитала много информации о катарах и жила в этом городе, сам Собор и его замысел видится несколько с иной стороны, чем пытаются представить в информации. Но это и неудивительно. Ведь сам Собор построен в честь тех, кого уничтожали папские инквизиторы, катаров, Учителя которых распяли на кресте, а его жену и дочь подло убили, перерезав глотку Марии Магдалине и свернув шею маленькой дочери Иисуса-Радомира Весте, стирая все остатки тех, кто нёс свет просвещения, любви и радости, кто помнил реальные события и мог разоблачить подлый обман Тёмных сил...


Архитектурные ансамбли передают вид пещер, где жили катары в период гонений на них со стороны инквизиции. Интересна и фотография скульптуры коронации Марии - Портик Милосердия, коронация Марии. Возлагающий корону - сам Иисус.Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса , довольно сложная и выразительная. Следовательно, это не его мать, а его супруга Мария Магдолина - СвЕтая Дева.

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.


Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.


На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.


Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.


На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии
Портик Надежды


Рождество Иисуса

Портик Надежды, избиение младенцев

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.

В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.

В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».

Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Подпишитесь на нас