11.10.2019

Защитные механизмы психики. Характеристики основных защит(Современные психотехнологии манипулирования)


projectio - «бросание вперед ») - механизм психологической защиты , в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне . Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Проекция - это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект. К примеру, цвет является субъективным переживанием. Так, фраза «комната жёлтого цвета» - это проекция, ибо в объекте самом по себе нет желтизны, желтизна есть только в нашем восприятии. То же касается звука: поскольку сам по себе он не существует и звук этот лишь у нас в голове, то его восприятие можно назвать проецированием.

Особенности

Проекция - один из основных защитных механизмов при параноидном и при истероидном расстройстве личности .

Но этот же механизм лежит в основе эмпатии : человек не может непосредственно ощущать внутреннее состояние другого человека, но может сопереживать , реагируя на различные проявления этого состояния. В результате действия проекции эти реакции воспринимаются как непосредственное ощущение чужого состояния. В большинстве случаев такая эмпатия повышает взаимопонимание людей .

Он же лежит в основе персонификации («одушевления») предметов и сил природы, в «очеловечивании» животных. Например, такие словосочетания, как «спокойное море», «тревожное море», «буря злилась», «преданная собака», «независимая кошка», «несчастная лошадь» являются результатом приписывания внешним объектам своей собственной реакции на них.

Поговорим о проекциях? Что это такое? И почему, когда нас в чем-то незаслуженно (как нам кажется) обвиняют, мы можем смело отвечать: "Это твои проекции!"

Начнем как всегда с примера . Водитель несется по городу, нарушая все мыслимые правила, звучно ругаясь и подрезая другие автомобили. И вот утыкается он в пробку под мостом. Открывает окно и какому-то вполне добропорядочному гражданину кричит: «Ты ездить научись, водишь как ненормальный!».
Вот и проекция. То есть приписывание своих качеств и свойств другому, обычно неосознанное. Впервые об этом механизме заговорил Фрейд. Мы же помним еще с детства всякие поговорки: «По себе других не судят» и пр.

В психологии проекцию называют защитным механизмом психики . Почему? Потому что тем самым человек снимает ответственность с себя («не мы такие – жизнь такая»). Мы можем проецировать на других не только свои отрицательные качества. Например, юная восемнадцатилетняя девушка может писать стихи, где будет описывать своего возлюбленного – брутального парня, тонким и творческим. Или ревнивый любвеобильный муж постоянно подозревает жену, хотя у самого «рыльце в пушку».

Этот механизм формируется еще в детстве. Например, родители усердно говорили, что «злиться – плохо!» То есть это качество запрещалось проявлять, а ведь это тоже такой важный механизм. Поэтому он остается где-то в более глубоких слоях нашей психики – в себе мы его с тех пор отрицаем, а вот в других – замечаем. Как в цитате с бревном и соринкой.

Чем опасны проекции? Тем, что приводят к ошибочному восприятию реальности. Механизм проекций легко можно отследить на примере тестов с нечеткими фигурами, на которых не видны их эмоции или действия двусмысленны. Например, Рисованный Апперцептивный тест (РАТ) Мюррея.

Как найти и вычислить проекции:
1. Проекции часто скрываются в оценках, например «Ты какой-то нервный».
2. Проекции часто кроятся за попыткой «говорить за других», например «Я точно знаю, что он думал, что я этого не узнаю». Как вы об этом знаете? Как вообще кто-то может ТОЧНО и наверняка знать мысли другого?
3. И конечно, проекции скрываются там, где нам КАЖЕТСЯ, что о нас думают. Да, ключевое слово кажется. Может и правда начальник нас недолюбливает, а может он поругался с другом и поэтому повысил голос.

Проекция она словно тень, боится света. Поэтому главный способ узнать, почему кто-то «какой-то нервный» или «косо на меня смотрит» спросить об этом. Однако, не в форме утверждения, мол «знаю, ты меня терпеть не можешь». А в форме «Мне кажется», и конечно начинать диалог не с «Ты такой-то», а например, «Я чувствую какую-то недосказанность», то есть со СВОИХ ощущений.

  • 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
  • 10. Гуманистическая психология.
  • 11. Основные положения гештальтпсихологии.
  • 12. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
  • 13. Общая характеристика психики животных. Стадии развития психики животных
  • 14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
  • 15. Роль теории, практики и эксперимента в развитии психологической науки. Психология как экспериментальная наука.
  • 16. Методология психологии.
  • 17. Принципы отечественной психологии
  • 18. Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории.
  • 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд).
  • 20.Эксперимент: общие требования к организации и планированию. Специфика лабораторного э.
  • 21. Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я.
  • 22. Планирование научного исследования и составление отчета
  • 23. Метод наблюдения и опросные методы психологии
  • 24. Психодиагностические методы: классиф. И хар-ка.
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
  • 26. Понятие об ощущении и восприятии.
  • 27. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классиф. Видов памяти
  • 28.Понятие о мышлении. Мышление как процесс.
  • 29. Творческое мышление и воображение.
  • 31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.
  • 32. Эмоционально-аффективная сфера психики.
  • 33. Мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивы и потребности. Методы диагностики мотивации.
  • 34. Основные мех. И факторы развития индивидуальности
  • 35. Иерархическая модель развития индивидуальности
  • 37. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента.
  • 38. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера.
  • 39. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей.
  • 40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
  • 42.Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как s жизнедеятельности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность
  • 43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
  • 45. Стадиальность психического развития
  • 47. Возрастные периоды развития: раннее детство
  • 48. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
  • 50. Потенциалы возрастного развития в зрелости
  • 51. Пожилой возраст и старость
  • 52. Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом.
  • 53. Бих. Подход к организации обучения и воспитания
  • 54. Психоаналит. Подход к орг. Обучения и воспитания
  • 55. Когнитивный подход к орг. Обучения и воспитания
  • 56. Гуманистический подход к орг. Обучения и воспитания
  • 57. Структура пед. Деятельности и ее индивидуализация
  • 58. Психология как учебная дисциплина и методика ее преподавания в средней и высшей школе.
  • 59. Психодиагностические методы: характеристика и классификация.
  • 60. Учение о стрессе. История развития учения. Психопрофилактика стресса.
  • 61. Синдром эмоционального выгорания: симптоматика, факторы, регуляция
  • 62. Концепция агрессивности в психологии. Психопрофилактика агрессивности
  • 5. Эрик Берн: трансактный анализ
  • 63. Психол. Коррекция невротических состояний: принципы и подходы в отечественных и зарубежных школах
  • 64. Аномальное развитие: сущность, механизмы, виды, основные закономерности
  • 65. Работа писхолога с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья
  • 66. Интеллект: подходы к пониманию, теории интеллекта. Умственное развитие. Диагностика умственного развития и интеллекта. Нарушения умственного развития.
  • 67. Поведение как предмет психологического изучения. Психологический механизм целесообразного поведения человека. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения.
  • 68. Особенности психологического консультирования. Основные школы консультирования. Методы психологического консультирования.
  • 69. Клиническое интервьюирование как ведущий метод клинической психологии
  • 70. Социальная психология как наука: предмет, феноменология, история становления, парадигмы социальной психологии
  • 71. Понятие о группе, классификация групп. Структура малой группы. Методы изучения межличн. Отношений и групповых процессов
  • 72. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
  • 73. Психология общения. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения
  • 74. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиции личности
  • 75. Предмет и осн. Подходы психол. Познания: информационный, коннекционизм, экологический подход.
  • I. Информационный подход.
  • II. Коннекционизм
  • 76. Психология труда как отрасль научного знания
  • 77. Теоретические и прикладные проблемы экономической психологии
  • 78. Теоретические и прикладные проблемы юридической психологии
  • 79. Теоретические и прикладные проблемы психологии управления
  • 80. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.

    Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.

    В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

    1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

    2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

    В психологии выделяют такие виды проекции :

    1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

    2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

    3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность

    за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

    4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

    Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

    Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

    1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

    2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

    Классификация (Е.Т. Соколова ):

    1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

    2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

    3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

    4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

    5) экспрессивные - рисование на свободную тему;

    6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

    7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».

    Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».

    Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

    Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

    Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, вбессознательное . В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

    Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах , шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа , вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация , импотенция и фригидность ) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психолога , помощь психотерапевта . Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

    Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог , психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии .

    Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение , проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии ), что может потребовать консультации и помощи психолога.

    Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

    Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием , или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику ) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

    Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха , – это регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью - проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации .

    Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

    Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

    Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание . Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии ) или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

    Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта .

    Психологический ликбез. Проекция.

    Запустил я свой психологический ликбез. Запустил - начал. И, каюсь, начав, снова запустил, каюсь, забросил. К тому, видимо, были определенные причины. Ну да не о них сейчас речь.
    Давайте продолжать.

    Сегодня речь пойдет о таких защитных механизмах, как
    Я хочу объединить обсуждение проекции и интроекции , поскольку они представляют собой две стороны одной психологической медали. Поговорим еще и о проективной идентификации. Понимаю, что с первых слов, кажется, я запутал вас. Потерпите. Постараюсь распутать. Сейчас будем во все разбираться.

    На сегодня
    Проекция.

    Проекцию замечательно иллюстрирует психологический анекдот:
    Идут по лесу Пятачок и Вини-Пух. Тропинка узкая. Идут друг за другом. 10 минут, 20, полчаса, час. Вдруг Вини разворачивается и со всего размаха бьет пятачка.
    - За что, Вини?!
    - А, свинья, час за мной идешь, сопишь, и такую гадость про меня думаешь.

    Психоаналитическое понимание проекции, как вы можете догадаться, начинается с работ З. Фрейда. Он считал, что это механизм является причиной паранойи и ревности, в том числе бреда ревности. Фрейд считал, что свои бессознательные чувства, тревогу, страх человек не замечает и не переживает, а переносит на окружающих. З. Фрейд полагал, что проекция является частью феномена переноса в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы можете подумать, что…, но это вовсе не так".

    Проекция «защищает» Эго от осознания своих «негативных», «неприятных», «неприемлемых» инстинктивных (в аналитическом смысле) импульсов. По своему действию проекция напоминает вытеснение . Однако при вытеснении эти импульсы перемещаются в бессознательное, а при проекции они смещаются во внешний мир. Английская школа психоанализа, в частности Мелани Кляйн считают, что в первые месяцы жизни, еще до всякого там вытеснения, ребенок уже проецирует свои первые агрессивные импульсы. Этот процесс очень важен для формирующегося у ребенка представления об окружающем мире и для развития его собственной личности. Использование механизма проекции естественно для Эго маленьких детей в ранний период развития. Они используют его как способ отрицания своих собственных действий и желаний, когда те становятся опасными, и для того, чтобы возложить ответственности за них на какую - то внешнюю силу.

    Мелани Кляйн пришла к выводу, что Эго (Я) младенца еще не в состоянии «переварить» возникающие деструктивные импульсы, направленные на самого себя. Но справляться с ними как-то надо. Поэтому Эго осуществляет эту задачу при помощи механизма проекции . Деструктивные импульсы выводятся вовне и переправляются на внешний объект, например на маму. Механизм проекции используется не только в отношении негативных, разрушительных импульсов, но и в отношении импульсов жизни (либидных импульсов).

    Как работает проекция:
    1. Возникает невыносимое или неприемлемое переживание. Чтобы с ним справиться, удалить его из сознания, чтобы оно не «вертелось» в голове и не вызывало массу неприятных чувств и эмоций, оно вытесняется, бишь выводится из сознания в бессознательное.
    2. Затем оно переносится - перемещается на другого человека (объект). Теперь, вроде, это уже не твои мысли и желания, а чужие.
    3. И, для закрепления эффекта, происходит дистанцирование от объекта. Еще бы, от такой «гадости» надо держаться подальше.

    К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Особенности проекции хорошо известны в житейской и иллюстрируются пословицами и поговорками: «К кого что болит, тот о том и говорит», «На воре и шапка горит», «В чужом глазу и соломинку примечает, а в совеем и бревна не видит».

    Проекция, во многом, пронизывает нашу жизнь. Часто человек не осознают что-либо в себе самом, однако, может бессознательно и достаточно точно "отслеживать" и замечать это в других. Личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему, но которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. Например, в этом кроются причины гомофобии. Человека настолько пугают его собственные гомосексуальные тенденции, что он не в состоянии их признать, принять и «переварить», а проецирует свой страх и ненависть на окружающих. Или другой пример, когда бездетная «старая дева» не в силах справиться со своими сексуальными импульсами проецирует их на окружающее и борется с развратностью и аморальностью мира. Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобии). Ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но не осознаваемые отрицательные черты и свойства. Возможен и другой вариант, когда в других этнических группах выискиваются признаки недоброжелательности, угрозы и призрения, которые испытываются, но отрицаются самим человеком.

    В своих зрелых формах, проекция является основой эмпатии. Исходя из того, что никто не в состоянии читать мысли и проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт. Интуиция - тоже проявление механизма проекции, умение примерить свои чувства, мысли переживания на другого. Хорошо известно, как влюбленные умеют воспринимать состояния друг друга, как достаточно хорошая мать умеет чувствовать свое дитя.

    Интроекция и проективная идентификация в следующей главе.