16.06.2019

Чем покрывают ложки. Лак пищевой: виды, состав, особенности применение, технология нанесения лака и советы специалистов


Простое что можно применить это подсолнечное масло, морилка и лак отпадают сразу. Для многих вопрос встает греть или не греть, но все-таки греть, хотя не до высоких температур, по причине перегорания масла (нехороший запах горелого).

Пропитать деревянную ложку , выдержав в приделах двадцати минут, затем просушить, затем после каждого использования и промывания посуды следует ее протирать салфеткой пропитанной натуральным маслом.

Можно подобрать свое масло в соответствии с вкусами и предпочтениями например, облепиховое масло или какое другое. Но нужно знать, что после облепихового масла хоть и принимает янтарный вид посуда, масло быстро обесцвечивается и ложка принимает прежний вид.

Я как-то покрыл ложку два раза и отправил другу из Москвы. Но когда он мне прислал фото я был очень удивлен ложка пошла пятнами, а местами масла не было и вовсе.

Льняное масло хорошее средство для покрытия деревянной посуды. В ранние времена всю деревянную кухонную утварь пропитывали только таким.

Лучше применять художественное отбеленное, купить его можно в любом магазине художественных красок. Применение:

  1. Сделать водяную баню, (взять кастрюлю с водой и в нее поместить меньшую емкость с маслом, а в масло опустить предмет);
  2. После бани протереть аксессуар начисто, постепенно остудив;

Сушите на солнце и вот почему

Делают это для ускорения полимеризации (ультрафиолет способствует данному процессу). Обработанная таким способом древесина более устойчива к влаге и к механическому воздействию.

Аналогичным способом можно пропитывать и облепиховым и любым другим, все упирается в эксплуатационные характеристики кухонной утвари.

А теперь зачем это надо – пропитка маслом

Главная цель увеличения сроков эксплуатации, вторая исключение неприятных запахов по причине впитывания поверхности древесины всего, что в посуду попадает. Масло исключает рассыпание предмета и блокирует образование запахов.

Деревянная посуда имеет многовековую историю. До того, как ложки и блюда стали выливать из металла и пластика, наши предки вырезали себе кухонную утварь из брусков плодовых и лесных деревьев: липы, березы, дуба, вишни, сливы, можжевельника.

Современные люди, уставшие от «искусственной жизни», стали возвращаться к традициям и обычаям русского народа. Посуда и кухонные принадлежности из натуральных материалов набирает популярность, ведь держать в руках теплое, «живое» дерево намного приятнее, чем холодный металл.

Чтобы такая посуда прослужила долгую жизнь, ее нужно обрабатывать. Особенно это касается резных ложек, эксплуатируемых чаще других изделий. И здесь важно знать, чем обработать деревянную ложку для еды, чтобы и она осталась цела, и ваше здоровье не пострадало.

В нашей статье мы расскажем о рецептах обработки деревянных ложек горячим маслом и о том, как приготовить мастику для вощения.

Как правильно выбрать масло для обработки и пропитки

Единственно правильного ответа на вопрос чем пропитать деревянную ложку, не существует. Разные умельцы методом проб и ошибок выводят индивидуальные рецепты, и советуют то или иное масло. Главное правило – масло должно быть пищевым.

Преимущества промасливания кухонных принадлежностей:

  • Пищевое масло не наносит никакого вреда организму;
  • Оно обладает хорошими гидроизоляционными свойствами, закрывая даже самые микроскопические трещинки в древесине;
  • Делает внешний вид изделия более привлекательным.
пример резных деревянных ложек из нашего каталога (справа покрыта пчелиным воском)

Самым простым вариантом может стать рафинированное подсолнечное масло, которое продается в любом продуктовом магазине. Если вы новичок, и только пробуете себя в этом деле – данный вариант будет оптимальным. Одним из самых популярных масел для обработки ложки из дерева, будет льняное. Еще в старину им пропитывалась вся деревянная утварь. Лучше покупать отбеленное масло льна, которое продается в художественных магазинах.

Когда возникает вопрос, чем покрыть деревянную ложку, чтобы она приобрела красивый оттенок, мастера советуют облепиховое или тыквенное. Но в целом любое пищевое масло подойдет для пропитки ложки из дерева: оливковое, конопляное, кунжутное, кокосовое, грецкого ореха и другие.

Чем покрыть и как промаслить деревянную ложку для еды

Пропитка – есть два основных способа (часто этот процесс называют – как покрасить деревянную ложку, хотя фактически ее не красят):

  • С использованием только масла
  • С использованием состава из масла и пчелиного воска (мастика)

При первом способе ее замачивают в миске с маслом, и ставят греться на водяной бане. Лучше держать температуру в пределах 80 градусов Цельсия, не давая маслу закипать. Периодически переворачивайте изделие, чтобы не осталось «сухих» мест, и промасливание прошло равномерно. Первым признаков того, что процесс начался, являются пузырьки воздуха, возникающие на поверхности дерева. Как только воздух перестанет выделяться, можно выключать огонь и дать остыть естественным образом.

Ложку вынимаем, заворачиваем несколько раз в бумажное полотенце. Когда излишки масла останутся на салфетке, сушим изделие на солнце в течение 3-4 дней. После этого ею можно спокойно пользоваться. При необходимости, процедуру повторяют несколько раз. Льняное масло является прекрасным антисептиком. Пропитанная им древесина уже не потрескается, и не покроется плесенью или грибком.

Некоторые умельцы, чтобы придать дереву приятный запах, делают настойки из масла и лечебных трав и корней. В качестве таких растений можно использовать мяту, одуванчик, лопух, корни сабельника или девясила. Растение измельчают, высыпают в стеклянную посуду, заливают маслом и настаивают около двух недель, ежедневно взбалтывая. Затем процеживают, и хранят в темном прохладном месте. Дубильные вещества, которые содержатся в корнях растений, наделяют масло повышенными защитными свойствами, что деревянным поверхностям только на пользу.

При втором способе в масло добавляют растопленный пчелиный воск. В зависимости от изначальных пропорций, получается либо мягкая, либо твердая мастика. Мягкие породы дерева лучше обрабатывать твердой мастикой, а твердые породы – более мягкой.

Каким лаком покрывают деревянные ложки

Если вы планируете постоянно использовать деревянную ложку по назначению, то лучше воздержаться от покрытия ее лаком. Со временем даже самый дорогой и качественный лак от перепада температур может трескаться, а попадание влаги в дерево ведет к его гниению. Обработка маслом считается идеальным способом сохранить и защитить деревянную посуду от воздействия окружающей среды.

Бывает такая проблема, что после мытья ложка теряет свой блеск и набухает.

Очень важно, из чего вырезана ложка: далеко не всякая древесина пригодна для из готовления из нее деревянной посуды. Для таких изделий лучше всего брать древесину, относительно стойкую к действию воды, особенно горячей, и к нагреванию вообще.

Ложки можно вырезать из липы, осины, ольхи, берёзы или клена. Чаще берут липу, так как древесина ее достаточно мягкая и легко режется.

Нам, правда, больше всего нравятся дубовые ложки - они служат дольше всего, по опыту. Липовые ложки (правда, не от ложкарей - профессионалов, а из магазина - видимо без обработки) уже пару раз пробовали - начинают плесневеть. Но наверное если брать у ложкарей, такого не будет. Ещё были у нас можжевеловые ложки, более гладкие, чем дубовые, но служат меньше.

Готовую ложку следует отполировать. Для того чтобы сделать ее водостойкой, ложку пропитывают льняным маслом. Затем изделие сушат 2-3 часа при температуре не выше 100- 120° С. Подсохшим ложкам дают остыть, а затем снова покрывают маслом и снова сушат. Пропитку маслом и сушку нужно повторить несколько раз: небольшие ложки достаточно обработать так 2-3 раза, а большие подвергают той же операции 5-6 раз. После этого ложке уже ничто не страшно. :-)

Окончательная отделка ложек состоит в том, что их покрывают олифой (олифа должна быть конечно только натуральной - из льняного масла). Затем изделия опять сушат - несколько часов при температуре 100-120 0 С, до полного высыхания (прикоснитесь пальцем к изделию, если палец не прилипает, ложка высохла). Обработанная таким методом ложка приобретет приятный желтовато-коричневый оттенок, и горячая вода ей не страшна.

В старину существовали особые правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым.

Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу.

Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, - смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни» (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). Считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами.

Зачастую при изготовлении посуды возникает вопрос, что использовать в качестве покрытия, чтобы сохранить поверхность в состоянии до применения, а после легко можно было смывать пищевые остатки, не повреждая поверхность посуды. Таким универсальным средством стал пищевой лак. Он нашел широкое применение в пищевой и легкой промышленности.

Что это такое

Лаки, или как, их еще называют, лаковые красители, представляют собой водонерастворимые комплексные соединения растворимых в воде синтетических красителей с ионами алюминия. Водонерастворимость позволяет их использовать для окрашивания кондитерских изделий и жевательных резинок, избегая нежелательного окрашивания рта.

Лаки пищевые не подвержены химическим воздействиям и стойко переносят попадание прямого солнечного цвета, в отличие от родственных красителей. Они придают окрашиваемой продукции чистый яркий матовый цвет. При его изготовлении используют оборудование с большим числом оборотов при вращении, когда происходит растворение частиц средства. Данные лаки разрешены для применения в пищевой и легкой промышленности на территории Российской Федерации и Европейского Союза.

Производство

Производство пищевых красителей и лаков представляет собой сложный технологический процесс. В зависимости от используемых материалов - органических и неорганических - технология различна. В основном она основана на смешивании синтетических красителей, состоящих из водорастворимых компонентов с добавлением ионов алюминия.

Изначально подготавливают диспергирующую смесь, затем перетирают полуфабрикаты с пигментами (синтетическими или натуральными органическими маслами) делается это для получения основного цвета и его оттенков. Впоследствии пигментную пасту смешивают с воднодисперсионными компонентами, затем распределяют по оттенку и свойствам, разливают по тарам для продажи потребителю.

Разновидности

Основным свойством пищевых лаков является долговечность, после нанесения на покрытие они могут сохранять свою целостность до 15 лет. Лаки являются полностью водонепроницаемыми, они стойки к механическим и химическим повреждениям. Легко переносят электрические и электростатические воздействие, не принося вреда здоровью потребителя, так как являются полностью химически инертными. Обладают стойкостью к морской воде, кислотам и щелочам, а также к агрессивным газам. Не подвержены воздействиям грибков, мха и насекомых, имеют широкий диапазон температур применения от -30 до +60 °С.

Также пищевые лаки не подвержены разрушению огнем, так как имеют свойство самозатухания. После нанесения быстро высыхают и не имеют остаточного запаха, после покраски даже вертикальных поверхностей; не имеют потеков, что придает изделиям эстетичный вид.

Технология нанесения

Перед нанесением поверхность следует обязательно просушить и очистить от различных элементов, которые могут помешать равномерному покрытию и быстрому высыханию лака. Пищевой лак-краситель наносят на поверхность при помощи кисти, валиков, а также возможно использование специального оборудования (краскопульты, распылители под давлением воздуха). Диапазон температур при использовании от-10 до +30 °С. Перед применением следует обязательно тщательно перемешать.

Специалисты, постоянно работающие с пищевыми лаками, советуют перед применением изначально изучить свойства покрытия и его взаимодействие со средой, которая будет храниться в емкости или помещении. При нанесении следует не заливать поверхность, а равномерно распределять. Для покраски деревянных емкостей или посуды иногда советуют покрывать их предварительно грунтовкой, перед грунтованием по дереву применяют метод мокрого шлифования. Заготовку замачивают в воде, затем абразивной шкуркой с мелким зерном затирают поверхность до появления идеальной гладкости.

Для растворения лака и для очистки инструмента рекомендуется использование специальных растворителей, таких как ацетон, метилэтилкетон, бутилацетат, этилацетат, амилацетат. Категорически запрещается использование таких растворителей, как уайт-спирит, скипидар, бензин, керосин, Р-646 и Р-647.

Особенности применения

Пищевые лаки имеют широкий спектр применения как в пищевой промышленности, так и в покраске строительных объектов, где требуется применение именно данного вида лака. Часто используемое применение - это защита от химических воздействий. Лаки обеспечивают защиту от агрессивных газов, таких как углекислота, оксид азота и серы. Раствор солей, щелочей и кислот (соляной, серной и азотной) не оказывают воздействия на поверхность, на которую нанесен пищевой лак. Пищевые красители оказывают защитное действие от любых химических веществ, содержащихся в пищевых продуктах, которые будут храниться в емкостях, покрытых лаком.

Количество слоев зависит от агрессивности среды, а также от индивидуальных требований заказчика и согласно технической документации при эксплуатации покрытия. Лаки применяют также для нанесения на металлические, бетонные и деревянные покрытия, для перевозки и хранения жидких и сыпучих продуктов, например спирта, воды, вина, соков, молока, муки. Пищевой лак для дерева является самым идеальным видом покрытия, ведь он не имеет запаха, быстро сохнет и не оставляет потеков. За данные его свойства его широко применяют при деревообработке.

Иногда лаком для пищевых поверхностей покрывают канализационные и сточные трубы, внутренние поверхности нефтепровода, системы водоподготовки и вентиляции, а также тепловодоснабжения. Морские платформы, химические цеха, а также гальванические ванны покрываются данными лаками.

Широкое распространение лаки получили также в кондитерском производстве и фармацевтике. Применяют лаки пищевые и для посуды, ими окрашивают деревянные ложки и деревянные бочки, ведра, что увеличивает их срок использования.


В интернете есть много интереснейших статей по обработке различными мастиками, пастами и т.п., придающими ей интересные запахи, цвета и свойства.


В данной статье рассмотрим самые простые из них.


В следующем сезоне мы планировали начинать отказываться от токарной посуды, заменяя её керамической и деревянной, ручной вырезки. Но события воинова поля с перевёрнутым столом и разбитыми керамическими мисками и кружками заставили меня повременить с принятием подобного решения.

Ну вернёмся к нашим пропиткам.


Одна из самых простых пропиток, предохраняющих деревянную посуду от растрескивая является её 5 минутная выварка в горячем масле. Мало лучше взять рафинированное, что бы избавить посуду от ненужного приторного запаха масла. И если для миски и ложки в этом запахе ничего страшного нет, то для кружки подобные запахи обычно не желательны. Смысл такой. берётся литра 2 растительного рафинированного масла, наливается в большую кастрюлю, подогревается, в тёплое мало помещается посуда, доводится до кипения и варится 5 минут. При этом посуду надо переворачивать, что бы масло пропитало её со всех сторон. Посуда приобретает приятный золотистый оттенок, аппетитный запах, не боится горячего использования, т.е. не треснет от горячего супа или чая, ну и приобретает отосительную водоотталкивающую способность. Но для того что бы излишки масла не попадали в пищу, необходимо предварительно избавить посуду от этих излишков. Для этого заматываем её в туалетную бумагу и поставить на батарею. При этом излишки масла впитаются в бумагу. Затем необходимо повторить этот процесс избавления от ненужных остатков раза 3-4 с заменой бумаги.


В общем то всё достаточно просто. Но меня не совсем удовлетворил данный способ. Моя миска всё равно немного подтекала в районе сердцевины и меня это жутко раздражало.

Я взял новую миску. И рушил по экспериментировать с другими видами пропиток.
Больше всего мне понравился комбинированный способ воска и масла.


Растапливаем пчелиный воск, добавляем туда немного растительного масла (пару столовых ложек), и новой чистой кистью начинаем наносить его на внешнюю поверхность миски, а так же на её донышко. Для того что бы воск лучше впитывался можно предварительно подогревать поверхность феном. Так делаем до того момента пока воск не начнёт проступать с обратной стороны. После этого оставляем миску подсохнуть, и ставим на плиту разогреваться растительное рафинированное масло. После того как оно нагрелось, переворачиваем миску и начинаем кистью промазывать уже внутреннюю сторону миски до тех пор пока масло не перестанет активно впитываться. Все эти операции лучше делать на подстилке из салфеток. Да и всё вокруг лучше застелить газетами от случайных брызг.


Но здесь у нас теперь имеются подтеки воска на внешней стороне и излишки масла внутри. Удаляем их следующим образом. Напихав в миску туалетной бумаги, начинаем прогревать феном внешнюю сторону, убирая ненужной тряпкой излишки воска. При нагревании излишки масла будут выделяться с внутренней стороны и впитываться в бумагу.
Вот как то оно так))))))


Потом выставляем посуду на воздух, с новой порцией бумаги внутри. Пусть сохнет. Излишки впитаются в бумагу.
Вообще хранить посуду лучше всегда в открытом состоянии. Не убирайте её в пакеты и шкафы, иначе она может покрыться плесенью.


После фестиваля тщательно вымыв и просушив посуду, поставьте её на открытом месте. послужит отличном украшением вашего интерьера, да и сама будет чувствовать себя замечательно.
Керамическую посуду тоже лучше хранить в открытом виде, иначе можно получить неприятный запах или плесень в ней.