15.06.2019

Что такое условная вязкость краски и как ее определить? Рейтинг электрических краскопультов – лучшие воздушные и безвоздушные модели Вязкость акриловой краски для краскопульта.


Коктейли бывают разные, и далеко не все они предназначены для приема «на грудь». Краски и лаки, которые мы используем для восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля, – это ведь, по сути, тоже коктейли — правильно приготовленные смеси из нескольких ингредиентов. И коль мы стремимся к тому, чтобы восстановленная машина (крыло, дверь) после ремонта сверкала ярче новой, а краска лежала ровно, то и наш «окрасочный коктейль» должен быть приготовлен грамотно, с толком и расстановкой, а не состряпан абы как.

Сегодня вы узнаете

Ингредиенты

Прежде всего определимся с типом нашего «покрасочного коктейля»: будет ли это обычная акриловая эмаль (что менее вероятно), либо же краска типа «металлик» или «перламутр» (скорее всего).

Обычная акриловая эмаль — двухкомпонентная, с отвердителем. «Набор ингредиентов» для таких материалов состоит из трех банок. Например, литр краски, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя. То есть, покупая литр краски, реально вы получаете около 1,6-1,7 литра разбавленной краски.

В случае с «металликом» базовая краска обязательно покрывается сверху прозрачным лаком — без него эффектные покрытия выглядят невзрачно, да и стойкость к атмосферным воздействиям у двухслойных покрытий намного выше. Прозрачный лак, также как и акриловая эмаль — двухкомпонентный, с отвердителем. А вот к «базе» отвердитель не нужен — она однокомпонентна.

Таким образом «комплект» для двухслойных покрытий состоит уже из пяти банок. Например, литр «базы», 500-700 мл разбавителя для нее, литр прозрачного покровного лака, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя для лака — всего 3,3 литра! При этом самой разведенной краски больше не стало, те же 1,7 литра.

Делаем замес

Прежде чем заправить пистолет, следует смешать составляющие приобретенной краски.

Для правильного смешивания компонентов, при котором получается окрасочный материал требуемой вязкости, необходимо выполнить следующие условия.

Посуда

Важно, чтобы тара, в которой мы проводим смешивание, была строго цилиндрической формы (плоское дно и вертикальные стенки). Только в такой таре можно равномерно перемешивать компоненты и корректно отмерять их количество.

Лучше, если это будет специальная мерная посуда в виде прозрачной пластиковой банки с крышкой. На такие банки нанесена разметка, позволяющая смешивать материалы в необходимом объемном соотношении (1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д.).

Мерные емкости выпускаются разных объемов, начиная от 100 мл и чуть ли не до полуведра

Также для дозирования и перемешивания ЛКМ удобно пользоваться специальной линейкой с метками, определяющей объемные доли компонентов.

Наливаем основу в цилиндрическую посуду до определенного деления, а после до нужной отметки доливаем отвердитель (если добавляется), затем растворитель. Все той же линейкой перемешали - и готово. Нередко мерная линейка продается вместе с комплектом краски, а на всех фирменных банках указаны пропорции согласно этим линейкам.

Необходимое количество компонентов удобно отмерять с помощью мерной линейки. Затем той же линейкой поболтал — и готово

Пропорции

При том изобилии, которое воцарилось на лакокрасочном рынке, дать, как говорится, один рецепт на все случаи жизни невозможно по определению. Да и не нужно этого делать. Есть TDS — остальное сами знаете от кого.

Тем не менее, обозначить некоторые общие ориентиры было бы полезно. В принципе, мы уже говорили о них немного выше: в двухкомпонентные продукты обычно добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. Степень разбавления базовых эмалей колеблется, как правило, в пределах 50-80%. Ну а точные пропорции смотрите уже в инструкции к конкретному продукту: все баночные лаки и эмали имеют указания в виде пиктограмм, которые информируют, в какой пропорции нужно развести краску с отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем.

Напоминаем: в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель; в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем.

Если же вы заказываете краску на подборе в лаборатории, то вам выдадут комплект компонентов (обычно заказывают комплектом), смешав которые вы получите готовый к применению материал с рабочей вязкостью — как говорится, «под распылитель». Либо выдадут уже разведенную краску (естественно, это касается только базы, поскольку время жизни двухкомпонентных материалов после смешивания строго ограничено).

Добавки

Описание рецептов приготовления лакокрасочных коктейлей было бы неполным без упоминания о добавках — материалах, применяющихся для изменения отдельно взятых характеристик эмалей, лаков или грунтов.

Например, для создания шероховатой поверхности — очень часто так окрашиваются пластиковые бамперы внедорожников — существуют структурные добавки разной степени зернистости. И вообще, чтобы краска на пластике не трескалась, в нее обязательно добавляется 20-40% пластификатора. Есть матирующие эластификаторы, разработанные для снижения степени блеска и окраски пластиковых деталей типа боковых накладок автомобилей Mercedes-Benz.

При покраске эффектными двухслойными покрытиями эти добавки нужно подмешивать к покровному лаку (пластификатор рекомендуется добавлять еще и в грунт-наполнитель). Подробнее о добавках и их применении читайте .

Измеряем вязкость

Любой маляр должен уметь контролировать такой жизненно важный показатель, как вязкость. Зачем? Чтобы она соответствовала рекомендованному значению. Опять же, зачем? Чтобы равномерно нанести материал на поверхность, и получить покрытие необходимой толщины с запланированными свойствами — красивое и прочное.

«Вязкость» (от лат. viscosus — липкий, клейкий) — величина, характеризующая текучесть жидкости.

Зачем?

Фильтруем

Приготовленный лакокрасочный материал перед заправкой в бачок краскопульта должен быть непременно отфильтрован, так как в нем могут содержаться посторонние включения, угодившие туда в процессе приготовления, сгустки и т.д. В противном случае гарантировать получение качественной поверхности нельзя, ибо весь этот мусор в конечном итоге может оказаться на окрашиваемой поверхности.

Для фильтрации удобно использовать одноразовые бумажные воронки с фильтрующей нейлоновой вставкой (размер ячейки, как правило, 190 микрон). Вставил воронку прямо в бачок, процедил — готово, можно красить!

Заправку бачка для краски производим только с использованием фильтрующей воронки

Основные ошибки

Добиваться стабильно высокого качества выполняемых работ можно только при соблюдении технологических рекомендаций по применению тех или иных материалов. Другого пути у тех, кто хочет ремонтировать современные автомобили и ремонтировать качественно, просто нет.

А между тем, игнорирование технологических требований остается основной (!) причиной дефектов и ошибок. Как говорится, «…уж сколько раз твердили миру»…

Но «свободные нравы» всегда были и будут: краскопульт настраиваем «на слух», краску смешиваем «на глаз», забываем о строго определенных «сроках жизни» приготовленных к использованию продуктов.

Например, за час лак меняет вязкость в среднем на 100%. Он густеет. До обеда мы его размешали, измерили вязкость — 20, довольные ушли трапезничать, возвращаемся минут через 50, а у него уже все 40! Само-собой, применять материал уже нельзя. Но часто ли кто-нибудь считается с подобной «мелочью»?

Часто ли кто-нибудь помнит о том, что материал, в который мы недолили отвердителя, уже не сможет толком отвердеть, как его ни суши. Акриловые двухкомпонентные материалы ведь как отверждаются: за счет химической реакции между акриловым связующим (основой) и веществом для сшивания молекул — полиизоцианатом (отвердителем). И только производитель ЛКМ может знать, какое количество звеньев -N=C=O (присутствующих в отвердителе) необходимо для реакции с определенным количеством звеньев OH (находящихся в составе основы) и превращения материала в прочную полимерную пленку (подробнее об этом ).

Вот и получается, что если мы наливаем недостаточно отвердителя, для корректного отверждения пленки просто не хватает сшивающего материала. Покрытие получается мягким, неотвержденным.

Обратная ситуация — с избытком отвердителя (и, соответственно, излишком звеньев -N=C=O) имеет противоположный эффект — покрытие получается слишком твердым, но при этом неэластичным, сильно подверженным отслаиванию, растрескиванию, возникновению сколов.

Так что если на банке лака написано разбавлять в пропорции 2:1, то нужно не полениться отмерить строго две части лака и одну часть отвердителя. Ни больше, ни меньше.

Корректная полимеризация двухкомпонентных материалов возможна только при соблюдении правильных пропорций смешивания с отвердителем

Ну а то, что отверждать акриловые материалы можно только оригинальными отвердителями — вообще обсуждению не подлежит. В акриловых системах сополимер и полиизоцианат тщательно подбираются друг к другу, и если мы возьмем отвердитель от другого лака или другого производителя — получим другой полимер с совершенно иными свойствами.

Банка с остатками отвердителя должна быть плотно закрытой, так как отвердитель реагирует с воздушной влагой, в результате чего происходит его помутнение и выпадение кристаллов, иногда гелеобразование. Чтобы воздух не поступал в частично использованную банку с отвердителем, рекомендуется переворачивать ее и ставить на крышку, и в таком положении хранить.

Свойства лакокрасочных покрытий зависит от качества используемых материалов, а также от технологии нанесения. Для получения прочного, гладкого и равномерного покрытия применяют краскопульт. Но нельзя просто начать использовать это оборудование – краскопульты требовательны к характеристикам вязкости. Перед началом работы очень важно знать, как разбавить краску для краскопульта. Эти знания помогут получить качественное покрытие.

При помощи этого оборудования можно также существенно сократить время работы, а также сэкономить краску. Но следует учесть два важных момента:

  • Не каждый материал пригоден для использования с краскопультом, а сам процесс выбора материалов – очень ответственный.
  • Краски должны иметь определенные характеристики по вязкости. Вязкость краски должна быть такой, чтобы не нарушать работу оборудования.

Используя дорогую и качественную краску, можно легко получить неудовлетворительные результаты. Важно точно знать, как разводить краску для краскопульта. Можно выделить несколько основных причин:

  • Если краска для краскопульта слишком густая, то ее очень тяжело наносить равномерно по всей окрашиваемой поверхности. Слой будет долго засыхать, а толщина отразится на расходе материала и стоимости.
  • Если нанести краситель на вертикальные либо наклонные поверхности, жидкая краска начнет стекать, а потеки будут очень неравномерными. Устранить их будет очень сложно.
  • Краситель большой густоты не сможет глубоко проникать в поры на поверхности, что негативно скажется на конечном результате.
  • Современные модели распылителей не рассчитаны в материалы большой вязкости. Поэтому они забиваются, что требует частой разборки для прочистки внутренних каналов и поверхностей.
  • Для получения качественного покрытия после использования жидких ЛКМ следует наносить несколько слоев. Это отразится на прочностных характеристиках, а также на временных затратах.

Как измерить вязкость

Чтобы определить уровень вязкости ЛКМ максимально точно и правильно, применяют специальные измерительные приборы – вискозиметры. В качестве единицы измерения принято DIN – секунда. Но проблема в том, что точные технологии определения настоящих характеристик вязкости жидкостей достаточно сложные, а значит – малоприменимы для использования в мастерской или гараже. Поэтому измерения производят в единице измерения – условная вязкость.

Как определить эту уловную вязкость? Этот параметр сводится к замерам времени, достаточного для протекания определенного объема через отверстие с определенным диаметром.

Среди наиболее распространенных вискозиметров можно выделить модели стандарта DIN 4. Он имеет диаметр отверстия в 4 мм. По отечественным стандарта он может называться – ВЗ-4. Нередко, чтобы измерять вязкость, пользуются и ВЗ-246, но здесь приспособление имеет отдельные сопла с возможность их замены – их диаметры составляют 2, 4, 6 мм.

На видео: как определить вязкость краски.

Как использовать вискозиметр

Прежде чем разбавлять краску для краскопульта, следует измерить вязкость. Схема работы с прибором следующая.

Первым делом закрепляют измерительный прибор в вертикальном положении . Под него устанавливают чистые стаканчики – достаточно одного стакана. Емкость должна иметь объем более 100 мл. Затем сливное отверстие в приборе закрывают и наливают краску вровень по краям. Далее лакокрасочному материалу дают отстояться и после этого сливное отверстие открывают.

Нужно не забыть в этот момент включить секундомер. Конец измерения будет тогда, когда краска перестанет течь струей и начнет капать. На секундомере фиксируют время – это и сеть данные условной вязкости. Например, вода имеет вязкость в 13 сек.

Нужная вязкость для качественного результата всегда указывается производителем на упаковке. Однако на величину могут влиять и другие факторы. Это температура воздуха, а также уровень влажности. Если на упаковке отсутствуют какие-либо данные о консистенции ЛКМ, тогда можно использовать следующие показатели:

  • Уровень вязкости эмалей для окрашивания металла автомобилей должен составлять 15-20 сек;
  • Масляные эмали и красители на масляной основе должны иметь уровень в 15-25 сек;
  • Вязкость грунтовок должна составлять от 15 до 30 сек;
  • Лаки разбавляются до 18-20 сек;
  • Латексные краски могут иметь вязкость от 35 до 45 сек.

Если невозможно провести измерения с помощью специальных инструментов, тогда ее определяют визуально. Так, краска должна напоминать по густоте жирное молоко.

Получить правильный уровень вязкости краски для краскопульта можно с помощью добавления растворителей, который подбирают в зависимости от типа ЛКМ.

Виды красителей, подходящие для распылителя

Для покрасочных работ (если используется пульверизатор) хорошо подходят следующие виды ЛКМ:

  • Акриловая.

  • Водоэмульсионная.

  • Масляная.

  • Алкидная.

  • Нитроэмали.

Несколько слов о растворителях

Чтобы получить нужную вязкость, применяются растворители. Самый простой способ – это применить тот растворитель, который рекомендован производителем. Чтобы не получить проблемы в случае несовместимости растворителей и красок, специалисты рекомендуют покупать оба материала одного бренда.

  • При покраске водоэмульсионной краской их можно разбавлять дистиллированной водой, а также спиртами и эфирами. Обыкновенную воду применять не стоит – она в процессе высыхания является причиной образования на поверхности белого налета.

  • Красящие составы на масляной основе разбавляют олифами, масляно-смоляными лаками или уайт-спиритом.

  • Эмали разбавлять бензинами, растворителями №645 и 646, сольвентом, уайт-спиритом, ксилолом.

  • Двухкомпонентные ЛКМ первым делом следует смешать, а затем убедиться, что вязкость верная. Для этого нужен вискозиметр – с помощью него можно точно узнать вязкость измеряемой краски.

Особый случай или акриловая краска

Дело в том, что акриловые красители созданы на базе двухкомпонентных красителей. Если в случае с той же масляной или алкидной краской можно добавить растворитель в нужном количестве, то здесь следует знать, как разбавлять краску правильно, чтобы не испортить материалы.

Первым делом при работе с акрилом краситель смешивают с специальным отвердителем. Пропорции необходимо соблюдать те, которые указал производитель. Недостаток, как и чрезмерное количество отвердителя негативно повлияет на характеристики покрытия.

Далее, использую вискозиметр, проверяют вязкость и, если это необходимо, добавляют растворитель. После получения качественного по вязкости результата разведенную краску можно заливать в краскораспылитель и начинать работу. Окраска будет качественной.

Измерить нужное количество базового красителя и отвердителя можно двумя способами:

  • при помощи специальной измерительной посуды;
  • мерной линейкой в цилиндрической емкости, подходящей для краски.

Использовать мерные линейки просто. Краска наливается в цилиндрическую емкость, далее туда опускается линейка — когда уровень краски без добавки отвердителя достигнет 40 см, то чтобы получить пропорцию 1:4, достаточно добавить отвердителя до 50 см по линейке.

Краскопульты для акрила и вязких красок

В промышленности для вязких ЛКМ используют специальные распылители. Краскопульт для акриловой краски представляет собой аппарат безвоздушного распыления. Так, насосом в сопло распылителя подается не воздух, а краситель под высоким давлением. Но такое оборудование дорогое.

Существует и более демократичный краскопульт для акриловых красок – это обыкновенный инструмент, где воздух подается не только в сопло, но и в бачок для красителя. Лишнее давление давит жидкость через специальную сифонную трубку.

Заключение

Как правильно развести краску? Необходимо измерить вязкость и довести лакокрасочный состав до нужной густоты при помощи подходящих растворителей. Нужно пользоваться рекомендациями производителя – на упаковке обязательно указано, как развести краску.


Всё о разведении краски для краскопульта (21 фото)
















Качественная окраска – это не только результат правильного применения красящего состава, но и сочетание определённых характеристик материала, определяющих решения в данном направлении. При лакокрасочных работах залогом успеха становится и подбор такого показателя, как вязкость краски в DIN. Таблица оптимальных значений, представленная в этой статье, поможет в этом деле.

Само понятие вязкости вряд ли требует дополнительных разъяснений. Но, вот на какие другие характеристики может влиять сама условная вязкость:

  • Если краситель будет слишком вязким, то его трудно равномерно распределить по всей поверхности. Излишняя толщина слоя приведёт к тому, что на высыхание будет уходить слишком много времени. Финальная прочность покрытия, наоборот, уменьшается.

Густой по консистенции раствор не будет заполнять неровности на поверхности. Значит, ухудшается сцепление.

  • Большая толщина слоя – причина образования подтёков и других подобных дефектов.
  • Недорогой краскопульт, наконец, просто не справляется с материалами, обладающими слишком высокой вязкостью. Главный принцип работы для пневматических распылителей – низкое давление в струе воздуха, подсосе краски из бачка. Они помогают тем, кого интересует, как определить вязкость краски.

Если перепада давления будет недостаточно, то приспособления придётся разбирать, а затем тщательно промывать. Вредна и краска, разбавленная с дополнительными усилиями. Увеличивается количество слоёв, необходимых для качественной обработки. Вырастают затраты по времени на ту или иную работу, в том числе, при которой участвует краскопульт.

Особенности измерения

В каких единицах?

Для отечественных производителей характерно указание данного параметра в секундах. А вот импортные материалы предполагают применение другого обозначения – DIN. Какое значение кроется в данных сочетаниях? И как всё-таки измеряется характеристика?

Они нужны только для обозначения времени (в секундах), спустя которое состав проходит через отверстия определённого диаметра, известного предварительно. Если краска более жидкая, то она покидает ёмкость быстрее. В случае с густым составом это происходит дольше. Это не влияет на то, как пользоваться вискозиметром.

О методиках и инструментах

Вискозиметр – специальный инструмент, используемый во время замера жидкости, небольшая воронка, строго имеющая ёмкость в 100 миллилитров. Также имеется отверстие диаметром до 4 миллиметров. Приборы с достаточной точностью для эффективного применения в условиях быта стоят от 200 до 500 рублей. С помощью них выполняется обычное измерение вязкости. Гораздо дороже обходятся устройства, применяемые в условиях лабораторий. Иногда стоимость доходит до сотен тысяч рублей.

Инструкция по использованию этого прибора отличается максимальной простотой:

  1. Сначала надо наполнить воронку, заткнув пальцем входное отверстие.
  2. Секундомер запускается сразу, как только открывается отверстие.
  3. Останется только записать время, прошедшее до момента полного опустошения ёмкости. Отдельные капли не учитываются для вязкости краски в DIN, таблица это подтверждает.

Температура как самой краски, так и окружающего воздуха не должна превышать 18-22 градусов. Любые составы будут густеть при более низких температурах. А при повышенных показатель, наоборот, уменьшается. Из-за этого эксперимент насчет вязкости для краски не будет таким результативным.

На видео: как правильно использовать вискозиметр.

Какие значения считаются оптимальными?

Производитель обычно пишет на упаковке о том, какой показатель считается оптимальным в тех или иных условиях. Но информацию легко найти и на официальном сайте, в том числе – для вязких жидкостей.

Если вискозиметр отсутствует, то нужно запомнить ещё одно правило. Большая часть красок разводятся до консистенции жидкого молока, если производитель сам не написал о других условиях. Тип разбавителя тоже должен соответствовать тому, что написано на упаковке. Например, нитроэмали водой никогда не разводятся. Для определённого материала вводятся свои требования.

Дополнительная информация

Двухкомпонентные красители заслуживают отдельного разговора. Как разводить эти материалы до нужной вязкости своими руками?

  • Сначала краску смешивают с отвердителями. Главное – строго соблюдать пропорции. Пагубно на качестве сказываются как недостаток, так и избыток.
  • Уровень вязкости проверяется отдельно. При необходимости используется соответствующий растворитель, можно самодельный.

Если объём небольшой, то для измерений можно применять и мерную посуду. Мерные линейки так же становятся незаменимыми помощниками. Но такие способы дадут точные результаты только при наличии сопровождения в виде тары цилиндрической формы. Даже обычное ведро искажает параметры, поскольку выполнено в форме конуса. Помните, что использовать краскораспылитель для покраски надо с осторожностью.

Как определить вязкость краски (2 видео)


Что можно использовать (16 фото)


















Лаки и краски для бытового пневмо- краскопульта

Согласно заводской инструкции предлагаемого в прокат краскопульта Sturm SG9660:

"- макс. вязкость краски 50 DIN

Диаметр сопла 2,6 мм...

Лакокрасочные материалы, пригодные для использования: краски водорастворимые и на основе других растворителей, лаки, грунтовки, двухкомпонентые краски, очистители, автомобильные очистители, герметики, герметики-консерванты, морилки.

Лакокрасочные материалы, которые нельзя использовать: настенные краски (эмульсионные) и т.п., щелочные и кислотные краски. Материалы с температурой воспламенеия ниже 21 °."

Фактически заводская инструкция в одном абзаце разрешает использованые любых ЛКМ «водорастворимых и на основе других растворителей», а в следующем запрещает любые краски «настенные (…) и тому подобные». Можно предположить такое противоречие тонкостями работы китайских переводчиков с английского (немецкого) на русский.

Изучение инструкций аналогичных моделей краскопультов и опыта их применения даёт следующие рекомендации:

- можно использовать с краскопультом эмалевые и лессирующие (полупрозрачные глазури) краски, грунтовки, масла, пропитки, лаки на водной основе, вододисперсионные, водоэмульсионные и на растворителях (уайт-спирит, 646, 647, 450...) с вязкостью до 50 DIN, включая: алкидные, акриловые (синтет.латекс), двухкомпонентные, антисептики, морилки;

- нельзя распылять жидкости агрессивные к пластику и с абразивными составляющими, изнашивающие и забивающие каналы распылителя: бензин, аммиак, краски с кислотными и щелочными разбавителями, полиуретановые, содержащие свинец.

- не пригодны для краскопульта краски с затрудненным распылением и каплеобразованием с вязкостью более 50 DIN, труднорастворимые, разработанные для нанесения кистью, шпателем: густые эмульсии, густые латексные (бутадиен-стирольные), густые дисперсионные (клеевые, на ПВА), текстурные, силикатные или жидкое стекло, молотковую краску, эмали по металлу, по ржавчине, масла для древесины.

Покраска

Успешное использование пневматического краскопульта требует некоторого навыка, тренировки и настройки, подготовки на конкретную краску. Для чего позаботьтесь о запасе краски и растворителя для пробной покраски и отмывки краскопульта.

Следуйте указаниям на упаковке ЛКМ и таблицам в заводской инструкции краскопульта по разведению ЛКМ до требуемой вязкости с помощью вискозиметра из комплекта краскопульта и пробуйте красить, оценивайте результат и корректируйте вязкость, снова пробуйте. Некоторым ЛКМ для равномерного распыления дополнительное разведение противопоказано или излишне, другие, как некоторые эмали, двухкомпонентные краски, нуждаются в дополнительной фильтрации от крупных включений и нерастворённых сгустков. Причём фильтрация ЛКМ может требоваться при подготовке к покраске и после загустения некоторое время спустя. Необходимость фильтрации оценивайте по качеству поверхности пробной покраски.

Учитывайте, что разбавление краски уменьшает её укрывистость и может потребоваться нанесение допонительного слоя, желательно оценить на пробном образце.

При работе с эмалями и глянцевыми ЛКМ частой ошибкой является пренебрежение фильтрацией воздуха на входе в компрессор и поддержанием в чистоте каналов пистолета-распылителя, шланга подачи воздуха от компрессора в пистолет. Регулярная очистка фильтра на входе компрессора избавит от частичек пыли на глянцевом слое.

Отмывку краскопульта лучше не откладывать на час-другой, иначе краски сохнут в каналах и корпусе краскопульта и растворить, смыть их даже сильным растворителем весьма долго и трудно. Отдельные синтетические и органические ЛКМ полимеризуются необратимо или химически агрессивны, въедаются в пластик и уже не поддаются растворителям, такие ЛКМ предпочтительно наносить кистью, валиком или металлическим краскопультом.

Краски воднодисперсионные или водоэмульсионные

Как правильно, краски воднодисперсионные или водоэмульсионные?

Какова разница между краской и эмалью?

Дисперсия – это образование из двух или более элементов, которые практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически. При этом первое вещество (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионной среде).

Эмульсия – это дисперсионная система, состоящая из микроскопических капель жидкости (дисперсионной фазы), распределенных в другой жидкости (дисперсионной среде).

Таким образом, эмульсия - это одна из разновидностей грубодисперсной системы (в данном случае жидкой). К натуральной эмульсии относятся например молоко, состоящее из масла, казеина и воды.

И дисперсия, и эмульсия - это смесь одного небольшого количества вещества с другим. Именно смесь, а не раствор, поскольку переход молекул из одной фазы в другую не происходит.

В случае с краской на водной основе, первое вещество (синтетические полимеры) распределены во втором веществе (в водной среде). Частицы краски находятся в воде во взвешенном состоянии и равноудалены друг от друга. При высыхании краски вода испаряется, а частицы сближаясь, образуют плотную пленку на поверхности.

Таким образом, словосочетание «водоэмульсионная краска» не совсем корректно, так как эмульсия означает смесь именно жидких элементов с жидкой средой.

Но на эти нюансы никто уже не обращает внимания. Так же как и на то, что например раствор цемента с водой и песком, не может быть с химической точки зрения раствором, а является суспензией.

Суспензия (лат. suspensio, буквально - подвешивание, от лат. suspendo - подвешиваю) - смесь веществ, где твёрдое вещество распределено в виде мельчайших частичек в жидком веществе во взвешенном (неосевшем) состоянии.

Можно также обратиться к ГОСТУ 28196-89, который распространяется на воднодисперсионные краски, представляющие собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях синтетических полимеров с добавлением различных вспомогательных веществ (эмульгатора, стабилизатора и др.).

Однако ГОСТ 28246-2006 указывает, что водно-дисперсионная краска это «жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде дисперсии органического пленкообразующего вещества в воде и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие».

Классификация воднодисперсионных красок

В воднодисперсионных красках помимо пигментов и наполнителей содержится целый ряд различных вспомогательных добавок, но нас больше интересует тип или вещества (пленкообразователя), по которому и классифицируются все ЛКМ.

Популярны следующие виды воднодисперсионных красок, по характеру связующего:

Акриловые;

Силиконовые;

Стиролакриловые;

Акрилосиликоновые;

Винилакриловые;

Бутадиен-стирольные;

Поливинилацетатные (ПВА),

Полиуретановые (на воде довольно редки и дороги, но наиболее прочные, износостойкие).

Акриловые краски

Связующее вещество (основа) - полиакриловые (акриловые) латексы (полимеры).

Достоинства: благодаря своим характеристикам – прочности, эластичности и долговечности наиболее дорогие из красок на водной основе. Акриловые краски практически не боятся солнца, воды, температурных колебаний. Подобно другим воднодисперсионным краскам могут разбавляться водой, после высыхания становятся устойчивы к воде. Применяются как для внутренней, так и для внешней отделки помещений. Благодаря низкой газопроницаемости защищают от коррозии армированный бетон. С течением времени акриловая краска окупается благодаря своей стойкости и длительному сроку службы. Могут применяться для наружных работ.

Чем отличаются акриловые краски от акрилатных?

По сути дела это одно и тоже. Акрилат полимеризуется в акрил. Мы приобретаем акрилатную краску, и нанеся её на поверхность получаем покрытие в виде акриловой пленки. Таким образом, говоря об акриловой краске подразумевается акрилатное связующее.

Чем отличаются акриловые краски от латексных?

С развитием лакокрасочной продукции маркетологам приходится придумывать и привносить в описание продукции всё новые и новые выражения, подчеркивающие превосходство товара над конкурирующими аналогами. Производители часто называют воднодисперсионные краски на полимерной основе латексными. Если натуральный латекс представляет собой сок каучуконосных растений, то синтетический латекс используемый в красках, представляет собой дисперсию полимеров, составляющих основу краски. Следовательно, использование термина «латекс» в названиях и характеристиках красок, всего лишь хитрый маркетинговый ход производителей для придания своей продукции дополнительных преимуществ. Ни кто естественно не добавлял никакого латекса, словосочетание «акриловая латексная краска» это всё равно что «молочно-сливочное масло» (хоть пример не очень удачен).

Так производитель может выпустить на рынок 5 видов одной и той же воднодисперсионной краски, назвав товары например латексной, акриловой, акрилово-латексной, акрилатной, водоэмульсионной красками (можно и больше названий придумать, главное занять полки в магазинах). И всё будет успешно продаваться. А покупатель страдать проблемой выбора. Как правило известные бренды на такой шаг не пойдут, так как дорожат своей репутацией.

Лессирующие краски и пропитки

– полупрозрачные составы на органических растворителях или на воде, интересны для защиты и придания цвета деревянным поверхностям стен, пола, лестниц, мебели. Могут применяться в качестве единственного покрытия или с дополнительной защитой лаком.

В состав лессирующих красок входит поликрилатная дисперсия, вода, а также различные химические добавки, натуральные масла. Расход составляет около 100 грамм на 1 квадратный метр. Пропитки продают готовые цветные или прозрачные, которые можно колеровать практически в любые цвета по таблицам колеровки производителя или применяя отдельно приобретенные красители на той же основе (водной или органический растворитель). Колеровать можно как вручную самостоятельно, так и машинным способом в точках продажи. В процентном соотношении количество колоранта не должно превышать 100 % от общего объема материала, а фактически достаточно 3-10 % для широкого спектра оттенков цвета. Цвета по заводским таблицам колеровки получаются смешением нескольких колорантов, а при самостоятельном подборе новичку достаточно использовать колорант одного или двух цветов, к примеру, добавлением белого осветляя второй колорант. Таблицы колеровки для самостоятельного смешивания двух и более цветов найдутся в интернете.

Время полного высыхания во многом зависит от температурного режима и показателей влажности. Так при высокой температуре (выше +20 градусов Цельсия) и низкой влажности схватывание материала может произойти всего за час. При работе и сушке в закрытом помещении с составами на органических растворителях важно создать хорошую вентиляцию.

Степень блеска

Степень блеска измеряется как количество (в %) зеркально отражённого от поверхности света в общем отражённом световом потоке.

Выделяют шесть степеней блеска лакокрасочных материалов:
интенсивно-матовые 1 - 10% блеска
матовые 11 - 30% блеска
полуматовые 31 - 50% блеска
полуглянцевые (или сатиновые) 51 - 70% блеска
глянцевые (или ярко-сатиновые) 71 - 90% блеска
высокоглянцевые - свыше 90% блеска.

Для подбора и оценки блеска можно сделать пробный выкрас на образце. Для дерева учитывайте что глянцевые лаки меньше впитываются и создают более толстую плёнку, выравнивая шероховатости и скрывая текстуру. Глянцевые поверхности более скользкие, лучше моются, подчеркивают дефекты плоскости или напротив степень ровности.

Чем отличаются эмали от красок

Отличие эмали от красок и что означает «эмалевая краска»?

Изначально под термином «эмаль» подразумевалось тонкое стекловидное покрытие, получаемое при высокотемпературной обработке оксидов на поверхности металлов.

Так скорее всего и появился в описаниях для составов образующих на поверхности прочную гладкую пленку термин - «эмалевая краска». Более того, ГОСТ 28246-2006 уже прямо указывает, что под термином «эмаль» понимается «Жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде раствора пленкообразующего вещества в органических растворителях и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие». В предыдущем ГОСТ 28246-89 термины «краска» и «эмаль» означали одно и тоже.

Таким образом эмаль подразумевает раствор пленкообразующего вещества, в отличие от обычной акварельной водной или масляной краски которые не имеют таких свойств и остаются просто «красками».

Очевидно различие эмалевой краски и эмали, покрывающей металлическую посуду например - это совершенно разные технологии.

Все мы знаем, что хорошим краскопультом можно успешно красить большие и маленькие поверхности, а также некоторые изделия равномерным, тонким, гладким слоем ЛКМ, экономя при этом драгоценное время и саму краску. Перед началом работ всегда необходимо подготовить краску или другой состав для работы.

Мы также знаем, что не все краски одинаково полезны для нашего краскораспылителя. Густую краску обязательно нужно процедить и разбавить согласно инструкциям, указанным на упаковке или в инструкции по применению распылителя. Конечно же, если у вас не .

для краскопульта

От обеспечения необходимой вязкости рабочего материала во многом зависит и само качество работ. Стоит понимать, что на самом деле во многом зависит и от таких факторов окружающей среды, как температура и влажность воздуха. Информация на баночке производителя – это всего лишь среднее значение для нормальных температурных условий, например 20 градусов.

Конечно же, на практике редко кто ждет, когда установится температура в 20 градусов в рабочем помещении, поэтому обычно разбавляют окрасочный материал опытным путем. При более низкой температуре краска загустевает, при более жаркой — становится более жидкой.

Как разбавлять краску для электрического краскопульта

Запомните, что в бачок распылителя вливается определенное количество распыляемого состава. После этого инструментом окрашивается небольшой пробный участок, при этом необходимо внимательно проверять качество распыления: краска должна равномерно проходить через сопло, мелко распыляясь воздушным потоком.

Если же жидкость разбрызгивается крупными каплями или возможно не распыляется совсем, нужно добавить в бачок 5% соответствующего (рекомендуемого производителем краски и пульта) растворителя, естественно тщательно перемешав всю смесь. Именно так разбавляется краска для краскопульта в обычном случае.

Затем нужно проверить качество распыления полученной смеси и продолжать улучшать состав, добавляя по 5% растворителя, до тех пор, пока струя не станет равномерной и постоянной. В идеале должен получиться направленный «туман». Профессионалы утверждают, что без потери качества, составы на органических растворителях разрешено разбавить чуть больше, чем наполовину. А вот составы на водной основе терпят разбавку не более 10% чистой воды. Это хорошо знают владельцы .

При разбавлении состава важно не перестараться. Переизбыток растворителя ведет к уменьшению толщины пленки, а значит снижению эксплуатационных прочностных характеристик покрытия. Бывает, что одна и та же краска при распылении дала удивительно красивый первый слой, а второй слой начал ложиться с шагренью и не растягивается в красивую гладкую поверхность.

Это значит, что краска за эти 15-20 минут загустела. Поэтому перед нанесением второго слоя нужно проверить вязкость состава на пробном участке и внести коррективы.

В помощь домашнему мастеру: как разбавить краску для краскопульта

Покрасить автомобиль непросто. Этот процесс требует выполнения многих операций. Как разбавить краску для краскопульта — один из вопросов, требующих решения. Почти каждый автовладелец знает, что краску следует разбавлять растворителем. Но как это сделать правильно, до какой консистенции доводится состав, является тайной для многих. Об этом и поговорим сегодня.

Как разбавить краску

После подготовки кузова автомобиля к покраске остаются микротрещины на его красочном составе. Новая краска должна их заполнить. Для этого ей нужно придать определенную густоту и вязкость. Как разбавить краску? Рассмотрим ее состав. Каждая смесь для окраски автомобилей состоит из следующих базовых компонентов:

  • пигмент;
  • связующая основа;
  • растворитель.

Пигмент — это порошок. Он придает составу цвет. Связующая основа красящего состава удерживает пигмент и обеспечивает сцепление с окрашиваемой поверхностью. Растворитель в разных количествах придает составу нужную консистенцию. Разные виды красящих составов имеют и разную плотность, твердость, эластичность. По этим характеристикам краски можно разделить на такие виды:

  • акриловые;
  • алкидные;
  • меламиноалкидные.

Алкидные красящие смеси изготовлены на основе маслянистого вещества — алкидной смолы. Смола относится к однокомпонентным материалам. После высыхания краски ее требуется покрыть лаком. Любой алкидный состав высыхает при комнатной температуре. К его преимуществам относятся:

  • низкая стоимость;
  • очень быстрое высыхание;
  • сохранение цвета при воздействии солнечных лучей.

Эмали меламиноалкидные очень часто используются при проведении окрасочных работ с использованием краскораспылителей. Окрашивают автомобили краскопультом в особых боксах. Сохнет такая эмаль в специальных камерах при температуре 120-130°С. Она тоже обладает некоторыми достоинствами, главное из которых — обилие цветов. Эмаль можно приобрести перламутровую и с эффектом металлика, можно купить матовую краску. Недостаток этой автоэмали — ее нельзя применять в обычном гараже. Второй недостаток — большой расход, так как наносится она тремя слоями.

В автомобильную краску производители добавляют некоторое количество растворителя. Делается это для того, чтобы она не засохла за время хранения. Перед покраской машины эмаль разбавляется до нужной густоты и вязкости. Чем разбавить — зависит от условий покраски. Краска полимеризуется лишь при полном испарении растворителя, который может быть:

  • быстрый;
  • медленный;
  • универсальный.

Быстрый растворитель применяется в условиях довольно низких температур. Медленный предназначен для разбавления краски, которая используется в условиях повышенной температуры. Для краски, сохнущей в условиях комнатной температуры, годятся универсальные растворители.

Растворители могут быть:

  • полярные;
  • неполярные.

Отличаются они друг от друга химическим составом. Полярные растворители содержат в своем составе кетоны и спирты. Неполярные — керосин и уайт-спирит. Если красящий состав имеет полярную составляющую, он обязательно отторгнет неполярный растворитель. Неполярные смеси таким же образом реагируют на полярный растворитель. Неполярные растворители входят обычно в состав акриловых и водоэмульсионных красок. Универсальный растворитель способен взаимодействовать с любыми красками.

Примеры конкретных растворителей

Наиболее распространенные составы для разбавления красок следующие:

  • № 646;
  • № 647;
  • № 650;
  • уайт-спирит.

№ 646 — это полярный растворитель. Вещество довольно агрессивное. Его часто используют для мытья краскопультов после работы. Для разбавления красок его не используют. Годится только для разбавления акриловых смесей.

№ 647 — еще из разряда полярных. Широко используется при работе с нитролаками и такими же красящими составами.

Полярный растворитель № 650 можно применять для большого количества материалов. Он довольно универсален, им можно разводить почти любую краску при окрашивании краскопультом.

P-4 (полярный) — используется только с алкидными эмалями. С другими красителями он несовместим.

Уайт-спирит — единственное в этом списке неполярное вещество для растворения масляных и алкидных эмалей.

Для разведения красочного состава обычно пользуются процентным содержанием. Чаще всего нужно влить 50-60% растворителя к рабочему составу, хорошенько перемешать. На такой смеси могут работать распылители любого типа. Краскопультом обычно красят поверхности значительной площади, небольшой пульверизатор используют для нанесения мелких штрихов и рисунков. Если пропорция, которая написана на упаковке, будет нарушена, краска или не прокрасит мелкие трещинки, или будет сильно течь. Поэтому нарушать заводские рекомендации не стоит.

Как проверить готовый состав на вязкость

Вязкость можно проверить прибором, который называется вискозиметр. Стоит он от 1 до 3 тысяч рублей. Это небольшая емкость с отверстием, имеющим диаметр 2,6 или 8 мм. Но чаще используют вискозиметр DIN-4. У него отверстие имеет средний размер, равный 4 мм. Проверку нужно проводить при температуре воздуха и смеси около 20°С. Прибор заполняется краской, которая вытекает через отверстие. Замер ведется с помощью секундомера. Норма для акриловых составов — 19-20 секунд. Для алкидной или меламиноалкидной эмали — от 15 до 17 секунд. Различные грунтовочные составы должны иметь вязкость 20-21 секунду. Масляные краски — 20-22 секунды.

Окраска автомобиля краскопультом будет правильной и ровной при вязкости 18-20 секунд. Если она выше данных значений, следует развести еще раз, чтобы краска была нужной консистенции. Если разбавляется однокомпонентный состав, добавляется только растворитель. В двухкомпонентный сначала добавьте и растворите отвердитель, затем сам растворитель. Подготовленную смесь перед заливкой в краскораспылитель следует профильтровать, чтобы попавшие в раствор частицы пыли не засорили сопло прибора и не попали на окрашиваемую поверхность. Тогда результат работы будет хорошим.

Расход материалов при покраске краскопультом

При покраске кузова автомобиля расход материалов зависит от таких факторов:

  • размеров поверхности;
  • количества красочных слоев;
  • цвета материала;
  • вязкости;
  • совпадения цвета красителя и грунтовки;
  • особенностей краскопульта.

Средний расход в миллилитрах следующий:

  • дверь или крыло — 150-200;
  • бампер — 200-250;
  • капот — 500-600;
  • 1 м² — 250-300.

Заключение по теме

Чтобы при окрашивании поверхностей получить ровное и качественное покрытие, нужно красящий состав любого типа разбавить до необходимой консистенции. Делается это в соответствии с заводской инструкцией. Густая краска не скроет микротрещины и даст после высыхания различные дефекты поверхности. Сильно разбавленный состав будет течь и плохо сохнуть. Только тогда, когда смесь разбавлена до правильной вязкости, можно окрасить любую поверхность качественно.

При работе с краскопультом следует выполнять некоторые требования. В помещении нужно поддерживать нормальную вентиляцию. Если работа ведется на улице, погода должна быть сухой и безветренной. Температура окружающего воздуха — от 15 до 30°С. При окрашивании автомобилей рекомендуется пользоваться респиратором. Нельзя окрашивать машины вододисперсионной краской.

Нет похожих записей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!