07.03.2019

Организация работы детей дошкольного возраста с природным материалом. Поделки из природного материала (148 идей)


Юлия Анатольевна Пережогина
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»

Консультация для педагогов

«»

Посмотрите, сколько красок, совершенства, красоты. Хорошо потрудилась природа . Но каждый из нас знает, что, к сожалению, не вечен этот мир. Сменяются времена года и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы постараемся в нашем волшебном мире продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые прекрасные образы.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы :

- материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т. п.) ;

- материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья) ;

- материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки) .

СОВЕТЫ :

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать их свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден либо твёрд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе деформироваться , измениться по цвету и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, т. к. некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень . Где собирать всё необходимое для работы – это широкие возможности природы и человека .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет ваше воображение, но всё-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы : листья и цветы, желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут, шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственные, орехи (грецкие и лесные, косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишнёвые, от хурмы, бобы, фасоль, горох, древесные грибы, веточки различной формы, кукурузные початки (с зёрнами и без них, морские и речные ракушки, корни (деревьев, кустарников, травянистых растений, кору (сосновую, дубовую, березовую, семена-крылатки (клёна, ясеня, липы, пух тополя, репейника, вербу, солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые природа нам подарила .

5. Работу по изготовлению игрушек следует начинать с лёгких конструкций и , по мере их освоения, переходить к более сложным работам .

6. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите, знакомство с которыми понадобится при любой художественной работе .

7. При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки и от степени развития воображения.

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняются отделочные детали изделия, можно использовать их в качестве фона.

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и др . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет вида изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объёмной игрушки и для отделочных работ .

8. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумагу, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и для клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку и др.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы , развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.

Выполняя такую работу , важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. Пусть ребёнок внимательно рассмотрит имеющийся материал , расскажет, что именно смог увидеть. Взрослые должны лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение, ведь воображение – самый главный помощник творчества.

Изготовление изделий из природного материала требует от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки , совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в виде выставки.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования :

Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;

Плоскостные композиции лучше закреплять на стенках или оформленные в рамки размещать на стене;

Объёмные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разные уровни высоты;

Все работы , размещённые на выставке, должны представлять собой продуманное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребёнка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Публикации по теме:

Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, шаблон вазы, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш, лист картона жёлтого.

Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Я от осени привет Соберу большой букет, Ведь особого он цвета. В нем краски и запах Уходящего Лета, Приобщать детей к миру прекрасному.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра является эффективным средством формирования.

Конспект НОД в подготовительной группе «Работа с природным материалом из крашеных опилок» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Работа с природным материалом

на занятиях объединения « Природа и дизайн» художественно-эстетического направления

Кузнецова Лейла Адиловна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЭБЦ

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием развития гармонично развитой личности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание многие педагоги. А.С. Макаренко указывал, что такие материалы как глина, дерево, бумага, ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создает ценности и культуру. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и.т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Приведу в пример занятие по составление цветочных букетов и композиций. Занятие можно проводить для учащихся второй ступени обучения проявляющий интерес к искусству дизайна, а также к искусству составления букетов и композиций (аранжирование), и флористике, включает в себя три связующих между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение. Все три процесса обогащают учащегося независимо от степени его готовности. Занятие реализует задачи, научить детей открывать красоту и изысканность букета, создавать прекрасные творческие работы из природного материала своими руками.

Оборудование:

1. цветочная пена «оазис»;

2. клеевой пистолет;

3. стержни;

4. скотч;

5. щипчики или секатор;

6. ножницы или нож;

7. вазы, кашпо, кувшины, горшки;

8.природный материал (ракушки, камушки, шишки, орехи, ветки кустарников, листья деревьев, стеклянные шарики, ткань, фрукты);

9. бусины, статуэтки (мелкие аксессуары).

Ход мероприятия

Педагог: Что делает наше жилище красивым? Ну, разумеется, в первую очередь – ремонт. Затем удобная красивая мебель. Кто-то предпочитает простор создавая ощущение объема и воздушности за счет малого количества мебели. Кто-то любит лабиринты узких тропок проложенных между бесчисленными антикварными шкафами и сервантами. Но у всех этих интерьеров есть одна общая черта они наполнены всевозможными мелкими и не очень сувенирами, безделушками, статуэтками, украшениями которые может быть не слишком хорошо сочетаются между собой, за то предают жилье уют и в них наглядно проявляются характеры собравших их людей.

Удивительно, но, как правило, такие украшения так или иначе связанны с цветами. Даже в домах тех людей которые по каким либо причинам не держат живых растений. Наверное потому что в душе каждого горожанина тихо тлеет тоска о живой природе от которой человечество с каждым годом отделяется все дальше. Это всевозможные вазы, чаши, корзинки для цветов. И сами цветы – большие охапки срезанных цветов, маленькие букетики одиночные цветы и конечно же сухие травы, палки – коряги, искусственные композиции

Ели вдуматься, то флористика как прикладная наука декоративной работы с цветами – непосредственное следствие глобальной индустриализации. Хотя традиции составления букета и композиции из цветов насчитывают века. За это время успело сформироваться три основных направления Японская, Китайская и Европейская.

Наиболее древний принцип – это параллельная техника при которой стебли цветов располагаются в тугой связке параллельно. Для такого букета очень важно правильно выбрать цветы. Это как правило цветы с красивыми ровными стеблями. Букет может декорироваться лентой или шнуром, являющимся гармоничным штрихом композиции.

Второй принцип – это радиальная техника или техника спирали. Она дает возможность составить более объемный букет используя разные растения. Важно что бы в готовом букете стебли цветов были сложены строго по спирали с одной точкой связки.

Оформление букета ли цветочной композиции могут облегчить следующие приспособления применяемые профессиональными флористами. И весьма полезными для них.

    цветочная пена «оазис». Существует множество уже готовых основ, что-то вроде готовых «скелетов» для букетов классической формы, предназначенных для конкретных случаев, вроде букета невесты. А можно купить простой «брусок» пены и использовать его в меру своей фантазии «Оазис» зеленого цвета применяется для живых цветов, готовой композиции требует регулярного полива. Коричневого цвета – для композиций из сухостоя;

    клеевой пистолет и стрежни к нему. Совершенно незаменимая вещь, чтобы закрепить отдельные элементы композиций;

    скотч для флористов;

    флористический нож, секатор, ножницы. Можно обойтись имеющимися в доме;

А дальше в ход идут разнообразные безделушки естественным образом накапливающиеся в каждом доме, практическая любая мелкая дребедень. Стекло, прозрачное или цветное, разных форм. Форфор. Керамика гладкой грубой фактуры. Металл, от простых серебристых ведерок, до старых латунных кувшинов, покрытых патиной времени. Ткань. Выбеленное дерево. Стеклянные шарики, камушки, ракушки привезенные с моря. Еловые, сосновые, кедровые шишки. Грецкие орехи, мандарины.

Конкретный результат зависит только от Вашей фантазии.

Технологическая карта по составлению букета.

Составила: педагог доп. образования Кузнецова Л.А.

Этап

Оборудование

Технология

1. Выбор вазы, кашпо, горшка

зарисовка эскиза.


Любая емкость или сосуд под букет

Выбираем подходящий сосуд или емкость

2. Подбираем сухой материал по размеру выбранной емкости .

1. Сухоцветы (сорго, черная просо, бессмертники, цинирария, гипсофила,).

3. Оазис.

1. Вкладываем оазис в сосуд.

2. Оранжируем сосуд сухоцветами.

3.Доводим букет до цветовой гаммы .

1. Краски (акриловые аэрозоли, блески, искусственный снег).

3. Клеевой пистолет.

1. Сбрызгиваем букет аэрозолью.

2. Приклеиваем декоративные элементы.

Основные правила составления букета или композиции

1. Характерные элементы композиции

объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

2. Построение всей композиции на контрастах так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.

3 . Необходимо соблюдать ограничения

(не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.

4. Если в композиции много элементов , их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.

5. Следует обеспечить свободное пространство между группами , чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.

6. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - не менее важные детали.

7. В соответствии с правилом золотого сечения , наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3

от края композиции.

8. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.

9. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых,

легких, светлых.

Работа с природным материалом развивает у детей фантазию, способствуют творческому подходу к труду.

Учитель заранее отбирает, сушит, готовит природные материалы для последующего использования ребенком в своей деятельности. Работа с природным материалом требует особой аккуратности, внимательности и состоит из трех этапов:

Первый этап - выбор и изучение природного материала (веток, су­хих листьев, еловых шишек, древесной коры), приведение в опреде­ленное состояние путем удаления лишних частей.

Второй этап - объединение отдельных деталей предмета в общие. Не­обходимо обратить внимание ребенка на качество и прочность природных материалов.

Третий. этап - оформление предмета в соответствии с темой работы.

Развивать фантазию, логическое мышление, повышать творческую актив­ность, качество результатов труда.

Для работы с природными материалами на занятиях и во время прогулок и экскурсий необходимо собирать материалы, определяя их качество (твердые, мягкие, гладкие, шероховатые, пушистые и т.д.) и форму, выбирая нужные для выполнения работ.

Основные задачи при работе с природным материалом

· Формирование деловых навыков при отборе природных материа­лов для будущей работы.

· Формирование навыков предварительной подготовки материала и использования в работе (удаление лишних частей, размещение в пространстве, объединение, сохранение прочности и т.д.).

· Формирование навыков передачи образа изготавливаемого пред­мета.

· Формирование умения самостоятельно определять и использовать особенности природных материалов.

Огромное воспитательное значение имеет использование выполнен­ных детьми предметов из природных материалов: различных видов икеба­ны, поделок из соломы, фигурок животных, птиц, зверей, насекомых и Т.д. для оформления комнат, для подарков.

Очень интересны для детей строительные работы из песка и снега на площадках детского сада. Рекомендуется сооружать из песка «Замки», из снега «Ледяные городки», «Горки», «Мир сказок», фигурки зверей, птиц; из мелких камней - колодец, змей, черепах и т.д.

В результате работы дети узнают, что песок сыпучий и при исполь­зовании его нужно смачивать, что снег пушистый, мягкий, холодный и может превратиться в лед. На площадке воспитатель предлагает детям тему, а они самостоятельно выполняют работу.

Конструирование

При конструировании из детских конструкторских наборов выполня­ются задания по условиям. Дети знакомятся с новыми материалами, рассматривают пути решения одновременно нескольких задач.

При конструировании по своему замыслу детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, развивая фантазию.

При конструировании из конструкторов, собирая конструкции, сое­диняя и "закрепляя детали, дети прилагают определенные усилия, приобретают навыки работы по размещению предмета в пространстве. Можно пользовать конструкторы «Лего», «Тектоп», «Иксию> и др., удобные для конструирования по схеме.

Руководство детьми при конструировании, направление их поиска, слияние игры с деятельностью, применение художественного слова, системной связи сказок, рассказов помогает придать этому процессу творче­ский характер, приводит к качественным результатам труда.

Вначале детям предлагаются знакомые им обычные и металлические конструкторы в виде дополнительного материала. Затем для развития их фантазии и творческого мышления ставятся проблемные задачи и ведутся поиски их решения.

На занятиях дети работают группами из пяти-шести человек. Каждом­у ребенку раздаются Г-образные детали конструктора, как незаконченное сооружение или часть предмета. Воспитатель спрашивает у детей, что "эти детали им напоминают и что из них можно изготовить. Внимательно рассмотрев конструкторский набор, изучив мелкие части, продумав, что южно из них изготовить, каждый ребенок говорит воспитателю, что он хочет сделать. Учитель объясняет, что соединяя основные и дополни­тельные мелкие части конструктора можно создать простые построения. Например: самолеты, жилые дома, стулья, зверей и т.д. Дети конструиру­ют по своему замыслу несколько предметов. На следующих занятиях им предлагаются Т- и П-образные конструкторские детали различной длины и толщины. Дети самостоятельно продумывают, какие предметы можно сде­лать из этих деталей. Им предлагается выполнить две-три формы констру­ирования. Предложенная воспитателем фигура является основной. В ходе работы она дополняется конструкторскими деталями для изготовления нового предмета. На последующих занятиях предложенные воспитателем фигуры будут не только основным сооружением, но и одним из элементов частей для свободного использования детьми при самостоятельном кон­струировании. На последних занятиях детям предлагаются общие темы, например «Зоопарк», «Аэропорт», «Мой любимый город», дается направление для самостоятельной работы с использованием приобретен­ных навыков.

При работе с конструктором можно предложить, форму конструиро­вания по условиям. Например, «Пешеходный мост через речку», «Много­этажные дома из двух подъездов», «Наша улица с двухсторонним движе­нием». В совместных играх взаимное обсуждение, согласование действий, правильное распределение функций каждого, достижение конечных ре­зультатов развивает у детей культуру взаимоотношений.

Для коллективного тематического конструирования нужно создавать определенные условия. Например, для работы детей огромное значение имеет подготовка рабочего места, т.е. правильная расстановка рабочих столов или удобное расположение на ковре. Желательно, чтобы было дос­таточное количество конструкторов и дополнительных запасных частей и деталей («Лего», «Даста», «Тектоп», состоящие из 202 деталей). Для коллективной работы предлагаются конструкторы следующих образцов: «Квадро», «Стартер», «Бейси», «Юниор», «Универсал», «Мобиль» и др. Также удобны мобильные конструкторы типа: «Занимательные кубики», «Модуль-игра» (автор С. Л, Новоселова), «Волшебная башню> (авторы Л. А, Паромова, Ф. А. Юнусов, Т. В. Чернышева), «Змейка». На плоско­сти очень удобны конструкторы «Мозаика» и «Сердечко».

Крупногабаритные мягкие модули (объемные и плоскостные) позволя­ют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований, дают возможность самостоятельно, по своему желанию, создавать и трансфор­мировать игровое пространство, формирует у ребенка конструктивные способности, фантазию и творчество.

Вышеуказанные конструкторы сделаны из дерева, металла, пластмас­сы. Они отличаются друг от друга объемом, деталями. В связи с этим вос­питатель должен обратить внимание, прежде всего, на качество и объем конструктора. Для руководства работой детей воспитатель должен сам изучить построение предмета, предусмотрев варианты конструирования. После этого он ставит перед ребенком конкретные задачи, знакомит с ин­струкцией по использованию данного конструктора, направляет творчество ребенка в нужное русло.

Ручной труд

Занятия по ручному труду в группах проводят, чередуя их с конструи­рованием, один раз в две недели.

На занятиях по ручному труду воспитатель должен выполнять следующие задачи:

· соблюдать правила трудовой деятельности;

· обеспечивать безопасность во время работы;

· прививать навыки аккуратности, чистоты, экономного расходования используемого материала (бумага, ткань и др.);

· развивать логическое мышление, интерес к выполняемой работе.

В процессе ручного труда главная задача - научить детей работать с различными материалами. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, из какого материала необходимо сделать намеченное (из картона, бумаги, ткани, поролона, ваты, природного материала, бросового материала, дерева). "Затем дать возможность выбрать нужные инструменты, ознакомиться с образцом, показать ребенку, как пользоваться ножницами, шаблонами,

Особое внимание уделяется умению работать с образцами, чертежами, 1 рисунками.

При работе с тканью учат приемам работы с иглой (вдевание нитки, завязывание узлов). С помощью воспитателя дети могут сделать «поду­шку для иголок», из готовых деталей сконструировать «узорный коврик» (путем склеивания).

На занятиях по работе с тканью дети делятся на несколько групп (по три-четыре человека). Первая группа занимается шитьем, вторая - работает с бумагой (делает выкройки, шаблоны). По окончании работы группы меняют вид работы. В процессе данной деятельности особое внимание уделяется детям, работающим иглой - они должны быть под постоянным присмотром взрослого человека (воспитателя, родителя).

Ручной труд требует от ребенка терпеливости, усидчивости, спокойствия.

Во время обучения шитью каждому ребенку индивидуально объясняются правила работы с иглой, т.е. учитель показывает, как держать ее, как вводить в ткань, как протягивать нитку.

При коллективной работе, например при подготовке настольных театрализованных тематических сюжетов, одна группа вырезает костюмы для образов (артистов); вторая - готовит декорации; третья - наряжает персонажи. Затем общими усилиями ставится спектакль. В итоге все группы получают удовольствие от своего творчества, радуются, увидев результаты общего труда.

Важно иметь все необходимые инструменты для ручного труда. Они должны отвечать требованиям гигиены и эстетики, а также быть удобны­ми для пользования, соответствовать возрастному развитию детей.

При организации ручного труда детей нужно соблюдать следующие требования:

Любой вид ручного труда начинать с разрешения воспитателя, ро­дителя;

Выбрать рабочее место, подготовить его, удобно и аккуратно расста­вить нужные инструменты;

Перед началом работы засучить рукава, надеть фартук, девочкам со­брать волосы под косынку;

Инструменты, материал (иголки, пуговицы, молоток, ножницы и др.)

использовать соответственно заданной теме;

Запрещается работать с неисправными инструментами;

Соблюдать чистоту на рабочем месте, не оставлять мусор;

Внимательно выполнять работу, не отвлекать друг друга;

По окончании работы привести в порядок рабочее место и себя;

При получении травмы во время работы сообщить воспитателю или

Правила работы с ножницами:

Храни ножницы в определенном месте, держи их в шкатулке;

Держи ножницы в сложенном виде, не клади на край стола;

Во время работы следи за направлением ножниц, береги пальцы

Не держи ножницы в вертикальном положении;

Не пользуйся ножницами при ходьбе;

При передаче ножниц другому держи острый кончик в сложенном

Правила пользования иголкой:

Держи иголки в определенном месте;

Не вводи иголку в свою одежду;

Не оставляй иголку на столе, положи в шкатулку;

Не бери иголку в рот;

Во время шитья не бери в рот узелок нитки;

Не перекусывай нитку зубами;

передавай иголку только с ниткой;

Длина нитки на иголке не должна быть больше 25-35 см;

Не пользуйся ржавой иголкой.

Правила пользования шилом:

Не пользуйся шилом без надобности;

Не прокалывай шилом твердые и скользкие полированные поверхности;

Не держи прокалываемый материал в руках, клади его на стол.


Похожая информация.


Природный материал
в работе с детьми

Природный материал в работе с детьми.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Все природные материалы можно разделить на две основные группы: растительные и минеральные. К растительным относятся листья деревьев и кустарников, кора, цветы, соломка, шишки, жёлуди, каштаны, цветы и т.п.; к минеральным – песок, ракушки, камушки и т.д.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Но также необходимо на каждом занятии, во время экскурсий напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски бережно относиться к природе - оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с младшими классами и особенности некоторых природных материалов, сбор, хранение и приёмы работы.

Шишки . Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных или человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки усиков бабочки, юбочки для куклы и т.д. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зелёную хвою.

Орехи . При изготовлении игрушек можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные орехи, кедровые орешки, фисташки.

Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков (например, “Весёлый человечек”), животных (голова петуха, зайца, и т.д.)

Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе месяце вместе со шляпкой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твёрдая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому нежелательно их использование.

Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа (чтобы нож не соскальзывал, его необходимо зажать в маленьких тисках или держать с помощью плоскогубцев). Раскалывать орехи можно только учителю.

Земляные орехи . Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупа у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка и т.д.) Хранить орехи нужно в сухом помещении, т.к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана модно использовать для изготовления головы или туловища куклы. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

Жёлуди . Плоды дуба – жёлуди – бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнение к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления игрушек из желудей желательно использовать свежие желуди, т.к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

Также при работе используют такие природные материалы, как кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок, при изготовлении задних планов и отдельных игрушек.

Кроме того, используются разнообразные ветки, корки, листья, семена.

Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких, как: зорянка, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза для животных ил человека.

Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, овощей, например, семена клёна или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыб. Собирать семена лучше осенью.

Листья . Листья являются интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек. Они могут быть разнообразной формы и расцветки. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбы. Из листьев дети делают различные узоры (аппликации). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между газетными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу между листьями следует время от времени менять.

Ветки . Ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т.д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корки . Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала следует также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Также можно использовать в работе с детьми такие природные материалы, как мох с целью создания фона, изображения растительности и т.п.

Птичьи перья . Перья могут быть разные – куриные, утиные, голубиные, разного качества и состава. Их применение зависит от фантазии автора. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . Ракушки можно собирать различной формы – ракушки-домики, овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т.д. Сбор ракушек - при наличии возможности – производится детьми вместе с учителем во время экскурсий или летнего отдыха детей. Ракушки после сбора моются маленькой щёточкой (можно использовать старую зубную), после чего раскладываются и сушатся. Хранение производится при любой температуре.

Тематика работ из природного материала разнообразна. В силу особенностей развития дети семилетнего возраста не всегда могут найти сюжет для своей работы. Учитель должен помочь, подсказать интересную мысль, посоветовать при выборе материала к данному изделию. Уроки с природными материалами способствуют развитию образных представлений, зрительной памяти, фантазии, помогают вырабатывать первоначальные умения обработки материалов.

На уроках, когда дети получают первоначальные навыки изготовления поделок из природного материала, учителю следует выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся должны следить за действиями учителя и перенимать приёмы и способы первоначальной обработки материалов. После освоения детьми начальных приёмов им можно предоставить возможность самостоятельной деятельности. Дети сами выбирают сувенир и вид материала, с которым они будут работать.

В начале дети выполняют аппликацию из листьев, эта работа проходит обычно осенью, когда листья наиболее красивы по цвету. Далее дети делают работы “Бабочка”, “Стрекозы”, “Жуки”.

Также учитель предлагает детям сделать такие сувениры, как “Золотая рыбка” или “Петушок”, “Цапля”. Для этих сувениров нужен различный материал, например орех – для туловища, листья для плавников, семена - для глаз. Кроме этого, дети делают животных из природного материала: собачка “Бобик”, мышка, кот, медведь, птичка, лиса и т.д.

Шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов служат основой для изготовления различных игрушек, сувениров и сказочных героев. Ветки деревьев служат хорошим материалом для изготовления отдельных деталей (рук, лапок, ног, шеи).

Следует учитывать, младшие школьники не всегда может найти сюжет для своей работы. Учитель должен подсказать интересную мысль, посоветовать какой лучше подобрать материал.

Дети выполняют не только отдельные игрушки, а и целые композиции. Моно выполнять индивидуальную композицию или групповую, в паре. Выполняют такие композиции из природного материала: “Ворона и лисица”, “Космонавты у ракеты”, “Лебедь на озере”, “Новогодняя ёлка”, “Рыболов” и др. Очень интересные работы получаются из ракушек, например попугай, павлин, зайка, петушок, парусник и т.д. Чем разнообразнее будет материал, тем разнообразнее будет тематика.

Способы соединений частей,
установка фигур.

Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом.

Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.).

Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя.

Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей.

Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке.

Безопасность в работе
с природными материалами.

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

  1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
  2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
  3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
  4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
  5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
  6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
  7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
  8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
  9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

Хранение работ

Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

Список литературы:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала М., 1991
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов
    М., 1985
  3. Гусакова М.А. Аппликация М., 1977
  4. Мальцева О.В. Работа с использованием природного материала
  5. Машинистов В.Г. Пособие для учителя 1-3 класс
  6. Панфилов Т.Р. Весёлые самоделки М., 1996
  7. Ромашина В.И. Дидактические игры по трудовому обучению 1-3 класс М., 1996

Практическая работа.

Изготовление работы из природного материала
“Рыболов”

Материал : пробка, жёлуди, спички, нитки, мох, зелёная бумага, картон, веточка, краски, ножницы, шило, кисти.

Ход работы:

Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги. Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку. Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.


Работа с природным материалом

Работа с природным материалом помогает ввести детей в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков

Работая с природным материалом, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по работе, в определенной степени, можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их работы. В творческой деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Творческая деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка и темперамент. Занимаясь работой с природным материалом, дети совместно с учителем учатся создавать различные композиции, поделки. Дети учатся аккуратности, усидчивости, правилам работы с клеем, поделочным материалом, специальной литературой.

Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат.

Природный материал – является исконно – русским поделочным материалом. Еще со времен Древней Руси он использовался для изготовления домашней утвари(лукошек, туесков, посуды), игрушек (соломенные бычки, деревянные лошадки), одежды(кокошники, лапти), художественных поделок (берестяных икон, шкатулок), как основа для письма(берестяная грамота). Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Преодоление затруднений, достижение желаемых результатов вызывает положительные эмоции; укрепляет веру в себя; усиливает стремление к познавательной деятельности; к активности, самостоятельности; к приобретению новых знаний; формирует трудовые навыки. Изготовление поделок требует помощи со стороны учителя, в процессе систематического труда, рука приобретает большую уверенность, точность, а пальцы становятся более гибкими. Все это важно для развития мелкой моторики, способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек, поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку, игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей.

Статья "Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей". (Из опыта работы)...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Разработка была удостоина звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направленнос...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...