20.02.2019

Разница между бордюром и поребриком. Поребрик и бордюр: отличия между двумя придорожными бортовыми камнями


Неотъемлемой частью любой архитектуры в городе либо за городом, является бортовой камень, он бывает нескольких разновидностей, но, по большому счёту, не профессионалу оба варианта кажутся идентичными. Отчасти, это действительно так, но отличия скрываются даже не столько в самой форме и внешнем виде, а по большей части в особенностях производства и конкретных характеристиках. В целом, вы должны понимать, что бортовой камень разделяется на две подгруппы, в зависимости от геометрии и варианта монтажа - это бордюр и поребрик. Как мы уже говорили, большая часть людей, не разделяет эти два понятия, считая камни абсолютно идентичными. Но на самом деле это далеко не так, поэтому название статьи так и звучит «Поребрик и бордюр: отличия».

Поребрик и бордюр - отличия и сходства

Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:

  1. Бордюр - предназначен для разделения двух или даже более зон (площадок), к примеру, проезжую часть или тротуар, газон и тому подобное. По внешнему виду и характеру представляет собой что-то среднее между поребриком и подступенным камнем на лестницах. Изначально установка бордюра влечет за собой подготовку основания, создание некоторого углубления в почве, так называемое «корыто». Но вверху камень обязательно должен идти вровень с землей, плиткой, асфальтом или любым другим материалом.
  2. Поребрик - он же бортовой камень, отличие от бордюра в том, что при его монтаже не обязательно создавать «корыто», то есть уплотнение и углубление. То есть нижняя часть поребрика в принципе не должна утапливать в грунт, а вот верхняя, наоборот, выступает над обеими разделяемыми зонами.

То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон - это поребрик.

Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.

Характеристики и свойства поребрика и бордюра

Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:

  • вибропрессовение;
  • вибролитье.

Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:

  1. Вибролитье подразумевает правильные размеры и геометрию. За счёт такого типа производства удается повысить плотность бетона, уменьшив содержание пористой структуры. Конструктивно изделие состоит из двух частей, внутренней и непосредственно лицевой части.
  2. Вибропроссование отличается наличием сколов и трещин, а также в целом неказистым внешним видом изделия. По технологии пористость бетона повышается, из-за чего прочностные свойства материала никудышные, к тому же значительно ухудшаются морозостойкостные характеристики. Конструктивно бордюр не привлекательный, простой, ввиду чего примечателен только низкой стоимостью изготовления.

Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:

  1. БКУ - предназначается для обустройства велосипедных дорожек, а также пешеходных тротуаров.
  2. БКР - предназначен для обустройства дорог в тех местах, где имеется поворот дороги или тротуара.
  3. БКК - применяется при необходимости декоративного выделения территории, имеет конусообразную верхнюю поверхность.

Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Материалы для бордюра и способы установки

Если брать в целом понятие бордюр, то под него можно «подогнать» самый разнообразный материал для производства, вплоть до пластика и резины. Но, если говорим о классических бордюрах, то естественно, что они могут изготавливаться из:

  1. Металла.
  2. Кирпича.
  3. Натурального (природного) камня.
  4. Бетона.

Что касается способов установки, то о каком-то разнообразии говорить сложно, потому что сама технология единая, исключения могут быть только в типе устроенной «подушки», она, безусловно, отличается.

Подготавливаем площадку, то есть копаем канаву или траншею нужной глубины, тут уже на своё усмотрение, но можно придерживаться правил - для тротуаров 20 см, для дорог не мене 30 см. Трамбуем грунт, засыпаем щебенку, снова трамбуем и засыпаем слой песка. Заливаем всё водой и тщательно снова трамбуем. Далее готовим цементный раствор, на который собственно и будет «посажен» бордюр. Для раствора понадобится:

  • 2.5 части песка;
  • две части щебня (мелкого);
  • часть цемента;
  • две части воды.

Раствор важно ровно распределить по утрамбованной траншее. Далее устанавливаем бордюр, попутно выводя горизонт, чтобы была ровная площадка. Для дополнительной прочности образованные пустоты можно также залить цементным раствором той же консистенции.

Материалы для поребриков и способы установки

В этом разделе ничего нового по существу не увидите, технология, да и выбор материалов для производства тот же. То есть подойдет как бетон, кирпич, так и натуральный камень, тут уже вопрос в широте фантазии.

Технология абсолютно идентичная, также необходимо изначально подготовить «подушку», она же основание. Но, учитывая, что поребрики не углубляют, глубина траншеи может быть меньше, к примеру, 10 см. На эту высоту засыпается щебень, песок трамбуется, и на раствор такой же консистенции ставится поребрик. Чтобы он держался крепче, пустоты и по краям можно аналогично заливать раствором.

Установка своими руками

Вопросов, как установить самостоятельно бордюр или поребрик много, но по существу ничего сложного нет, главное немного разбираться в технологи. Можно подвести небольшой этап работы, когда речь идёт об установке поребрики или же бордюра своими руками. Итак:

  1. Выбираем местность, желательно предварительно всё изобразить схематически, а потом уже перенести с листа на «землю».
  2. Определились со схемой, переносим на участок, вбиваем колышки и натягиваем веревку или леску, таким образом, формируя будущее расположение бордюрных камней.
  3. Выкапываем траншею на выбранную глубину, если речь идёт о садовом участке, то, естественно, что полуметровую траншею копать не нужно. Исключения только при необходимости обустроить дренаж.
  4. Засыпаем необходимый слой щебня и песка и трамбуем, тщательно поливая водой.
  5. Готовим цементный раствор соответствующей консистенции, состав, сколько чего нужно добавить, указали выше.
  6. Устанавливаем бортовой камень, выравнивая горизонт по леске или уровню, попутно постукивая резиновым молотком.
  7. Как только уровень выставлен, можно заливать пустоты, попутно ещё раз проверяя, ровно ли стоит бордюр.

На этом собственно всё, дальше можно приступать к другим работам по обустройству участка, к примеру, кладке плитки, хотя кто-то считает, что нужно сначала выкладывать плитку. Но по технологии не зависимо от предназначения территории асфальт, где двигаются машины, или тротуар, сначала устанавливается бордюрный камень, причём дается время на застывание. А дальше уже проводятся следующие работы.

Строительные материалы, инструмент и оборудование - обмен опытом.

Страница 1 из 1

12.12.2011, 15:40

Как правильно называть? Вечный спор бордюр или поребрик. Как вы считаете правильно?

Анатолий

Что такое бордюр?

27.12.2011, 11:38

Что такое бордюр? Зачем нужны бордюры?

Володя

Бордюр является непременной составляющей мощения дорог

04.01.2012, 11:20

Бордюр (франц. bordure, от bord - край), кромка, кайма, полоска, кривые или прямые полосы, обрамляющие что-либо (рисунок, текст и пр.); в дорожном строительстве - узкие полосы (бортовые камни, плиты), отделяющие проезжую часть дороги от обочин, тротуаров и т.п.; в декоративном садоводстве - окаймляющая посадка бордюрных (низких) растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, газона.

Бордюр дорожный используется при постройке дорог с целью разделения проезжей части и пешеходных тротуаров, отделения дорог от газонов и остановок городского транспорта. Поэтому бордюр является непременной составляющей мощения дорог.

lev1991

Бордюр (французское bordure - кромка, край, bord - край)

16.01.2012, 04:17

Поребрик - это приём орнаментальной кирпичной (иногда и каменной) кладки, выполняемой путём установки кирпича на ребре или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены. В русской архитектуре распространен с XII в.

Бордюр (французское bordure - кромка, край, bord - край).
1. Кромка или кайма, обрамляющая края чего-либо (обоев, рисунка и т.п.).
2. Бортовые камни, плиты, отделяющие проезжую часть дороги от тротуара, обочин, газонов.
3. Низкие и узкие полосы посаженных растений, обрамляющие дорожки, газоны, отдельные участки в садах и парках.

lucylu

Чем отличается бордюр от поребрика?

31.08.2013, 20:31

Поребрик - тип орнаментальной кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности. В дорожном строительстве - способ укладки профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

Таким образом, для границы между тротуаром и проезжей частью, в случаях, когда тротуар приподнят над поверхностью проезжей части, а профильный разделитель уложен под углом к поверхности тротуара и дороги, верно название «поребрик». В случае же, когда тротуар и проезжая часть находятся на одном уровне и бордюрный камень уложен «заподлицо», верно наименование «бордюр»

prozerpina71

Чем отличается поребрик от бордюра? Бордюр или поребрик?

27.05.2014, 14:00

Все такие умные - прямо теряюсь...
Оказывается поребрик это орнаментальная... и т.д. Ну надо же!!!
Это сколько же лет на всех заводах ЖБИ не подозревали, что изделие "тротуарный поребрик" (от русского "ребро", кстати) таковым не является.
А вообще это мило, приехав из... называть на французский манер бордюр...
Звучит-то как - Бордю-юр... Сразу понятно становится, что не медведь лапотный перед вами, а образованный человек... Бордю-юр...
Ну, а дальше... оказывается мы всегда так называли...

Внимание! - Это анонимное сообщение оставлено гостем.

bfdy

В городах между разными зонами улицы прокладываются специальные разделительные полосы. Причем по поводу названия получаемых конструкций ведутся нескончаемые споры. Для многих остается неясным, какое наименование является верным: бордюр или поребрик. А если речь идет о двух разновидностях барьерных элементов, то чем отличается бордюр от поребрика? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Небольшое отступление

Конструкции, о которых идет речь, монтируются преимущественно из бортового камня, традиционно представляющего собой продолговатые пластины из бетона или гранита. Отделяться друг от друга могут, например, проезжая часть и тротуар или газон и автостоянка. Такая мера применяется не только в целях обозначения пространственных зон, но и чтобы предотвратить наезд транспорта на территории для пешеходов или газоны. К тому же подобные ограждения выполняют определенную эстетическую функцию.

Сравнение

На самом деле в интернете ходит довольно противоречивая информация про отличие бордюра от поребрика. К примеру, в некоторых источниках сообщается о том, что эти названия соответствуют разным способам укладки бортового камня. Согласно такой версии, бордюр образуется, когда фрагменты материала располагаются вровень с тротуаром или газоном, а поребрик – это барьер с выступающим над поверхностью «ребром». Однако подобные сведения не имеют официального подтверждения.

Сообщается также, что дорожники словом «бордюр» называют полосу из широкого камня, с помощью которой обычно разграничиваются дорога и тротуар. Поребриками же именуют полосы из тонких пластин материала, служащие, к примеру, для выделения дорожек в парках. Но и такое употребление понятий не является официальным.
Между тем в ГОСТе термин «поребрик» не используется, а при упоминании дорожных ограждений и их характеристик составители обходятся словом «бордюр». Если же обратиться к словарям, можно заметить, что в них значения двух терминов в отношении дорожного строительства приравниваются друг к другу. В общем эти источники определяют и «бордюр», и «поребрик» как невысокий барьер, проходящий по краю дороги или тротуара.

Таким образом, вопрос, в чем разница между бордюром и поребриком, касается по большей мере разговорных предпочтений жителей того или иного города. Ведь, как известно, «бордюр» – слово, более привычное для москвичей. В Петербурге же полюбившимся вариантом названия является «поребрик». И то и другое обозначение дорожного элемента имеет право на существование.

Говоря о ландшафтном дизайне, нельзя не отметить такой важный элемент обустройства загородного участка, как бордюр. Названий у данного элемента может быть много: бордюр, поребрик, садовый бордюр, бортик, а назначение одно: создание визуального акцента на каком-либо элементе. Это может быть все что угодно - клумба, содовая дорожка, грядка с овощами и т.д. Изначально бордюр использовался лишь в садоводстве, впервые он появился в Англии в 19 веке, когда популярность начали приобретать английские газоны. Кирпич использовался для создания бордюров в течение многих лет. В древней Руси поребриком называли кирпичный орнамент, используемый при строительстве церквей. Природные бордюры выращивались традиционно вокруг монастырей и храмов. В современном мире бордюры делают из кирпича, пластика, бетона, дерева и даже метала. Жители Петербурга называют данный элемент поребриком, а москвичи - бордюром, несмотря на то, что пропорции этих конструкций в обоих городах почти не различаются.
Материалы, из которых изготавливают бордюры отличаются разнообразием, но в идеале они должны отвечать следующим требованиям:
долговечность
морозостойкость
влагостойкость
неприхотливость в уходе
Привлекательный внешний вид

Различия между бордюром и поребриком регулируются ГОСТом. Оба эти строительных элемента изготавливают из бортового камня. Они несут одинаковую функцию в городском пространстве: разграничение тротуара от проезжей части. В советское время бортовой камень имел определенные стандарты 10x1,5x3 см, в наши дни размеры можно заказать любые. Итак, поребрик укладывается таким образом, что выступающая часть располагается выше граничащей плоскости. Поребрик устанавливают на проезжую часть.
Бордюр укладывают вровень с граничащей территорией, причем часть бортового камня уходит под землю. Бордюр используют для ограничения пешеходной зоны, поребрик разделяет две уличные зоны. Исключительно это отличие в обустройстве улиц города разграничиает эти дорожные элементы на разные термины.
В качестве бортового камня обычно используют бетон или гранит. Бетон встречается на улцах города намного чаще благодаря своей доступности, из гранита же изготавливают элитные изделия для разграничения зон в скверах, парках или частных коттеджах. Гранитные камни имеют широкую цветовую палитру, они могут быть красными, белыми, серыми, черными или желтыми. Бордюры из бетона обычно серого цвета.
И бордюры, и поребрики изготавливают методом вибролитья и вибропрессования. Бортовой камень маркируется следующим образом:

БкР - форма изделия имеет радиус. Она используется для дорожного полотна имеющего поворот.
БкУ - форма, используемая для устройства тротуаров и велосипедных дорожек.
БкК - специальная конусная форма.

Для пешеходов нет важных различий между поребриком и бордюром, и тот, и другой элемент разделяет части городских улиц. Главное отличие - бордюр укладывается вровень с граничащей поверхностью, а поребрик превышает ее. Высота бордюра - 30см, часть находится под землей. Он служит для укрепления газонов или тротуарной плитки, защищает пешеходов от транспотра, укрепляет дорожное полотно. Высота поребрика - от 35 см, ширина меньше, чем у бордюра. Он отделяет газоны от тротуаров, ограничивает велосипедные дорожки, укрепляет асфальтированное полотно проезжей части, а так же выполняет эстетическую функцию.

В повседневной жизни мы встречаемся с терминами, значение которых схожи. Время не стоит на месте, и смысл знакомых нам словосочетаний меняется. Возьмем, например, два слова: поребрик и бордюр. Отличия между ними, на первый взгляд, невелики. Но если взять техническую часть укладки этих двух элементов дорожного строительства - разница налицо.

Бордюр и поребрик: разница

Отличия между поребриком и бордюром закреплены в ГОСТе . Оба строительных элемента, которыми благоустраивают разделение между тротуаром и проезжей части, состоят из бортового камня. Продолговатый прямоугольник имел типичные для стран бывшего союза размеры : 1000 x150 x300 мм . Сейчас ситуация изменилась, и заказчик может заказать бортовой камень любого размера.

  • Поребрик . Применяется для деления двух уличных зон (проезжая и пешеходная части, или автостоянка и газон). Бортовой камень укладывается специальным образом, чтобы выступающая часть возвышалась над граничащей плоскостью. Поребрик ставится непосредственно на проезжую часть.
  • Бордюр . Используется для обрамления пешеходной зоны, но уровень мощения идет вровень с газоном или брусчаткой. Основная особенность этого архитектурного элемента - он не мешает пешеходам пересекать линию разделения двух зон. Часть бордюра, при установке, уходит под землю.

Ходит мнение, что один и тот же элемент в Санкт-Петербурге называют поребриком , а например москвичи или сочинцы - бордюром . Как видно разница есть .

Именно разница в благоустройстве городских улиц делит дорожные ограничители на два разных термина.

Бортовой камень

И поребрик и бордюр изготавливают из бортового камня . Строительное изделие прямоугольной формы может состоять из разных материалов, иметь различные цвета и физические свойства.

Материал для бортового камня:

  • Бетон . Наиболее часто встречаемый материал. Благодаря своей стоимости (бетон, мелкий щебень и арматура) именно такие бордюры можно встретить на наших улицах.
  • Гранит . Из этого элитного материала изготавливают поребрики для оформления скверов, парковых зон или частных коттеджей.

Большую цветовую вариацию имеют бортовые камни из гранита: красный, серый, желтый, белый или серый. При изготовлении бордюров из бетона, обычно в строительную конструкцию не добавляют красящие вещества, хотя оттенки могут довольно сильно и отличатся.

Производство бордюр и поребриков: свойства и характеристики

Любой строительный элемент должен отвечать тем или иным ГОСТам и нормам. Бордюры и поребрики, несмотря на простоту своей конструкции, не стали исключением. По своему производству, бортовой камень изготавливают технологиями вибролитья и вибропрессования.

Вибролитье

Вибропрессование

Геометрия

Правильная форма, четкие размеры.

Неприятный внешний вид, небольшие трещины и сколы.

Прочность

Мелкопористая структура бетона увеличивает уплотнение элемента, и его прочность.

Внутренние пустоты не только уменьшают прочность конструкции, но и понижают морозостойкость элемента.

Качество внешней поверхности

Конструкция состоит из двух частей: внутренняя и облицовочная. Последний слой придает строительному элементу элегантность.

Нет эстетичного вида, и бордюр не радуют глаз. Единственный плюс, который имеет значимый вес - это низкая стоимость конструкции.

Исходя из своих свойств и характеристик, бортовой камень маркируется:

  • БкР - форма изделия имеет радиус и предназначена для дорожного полотна имеющего поворот.
  • БкУ - для устройства пешеходной части и велосипедных дорожек.
  • БкК - строительная конструкция специальной конусной формы.

Предназначение поребрика и бордюра

Для пешеходов разницы между этими уличными элементами не существует. Но если строго поддерживаться строительными нормами, можно узнать много интересного о поребрике и бордюре.

  • Бордюр . Разделяет части городских улиц, укрепляет края дорожного полотна, предотвращает наезд на пешехода и другие оградительные конструкции, создает упор для газона или уложенной плитки. Высота конструкции должна быть не менее 30 сантиметров в высоту (часть установленного бордюра визуально не видна).
  • Поребрик . Разделяет пешеходную часть от газона, обрамляет дорожки для велосипедистов, создает боковой упор для асфальта, повышает высоту пешеходной дорожки, исполняет эстетическую функцию. Высота поребрика начинается от 35 сантиметров, а ширина, как правило, меньше чем у бордюра.

5 интересных факта про бордюры и поребрики

  1. В Древней Руси, поребриком называли орнамент из кирпича , который выкладывали при строительстве церквей.
  2. Первые бордюры появились во Франции в середине 19 века.
  3. Первые природные бордюры, из растений, начали выращивать в садах вокруг монастырей из кервеля.
  4. Современные бордюры ландшафтного дизайна изготавливают из пластика, металла, дерева или кирпича.
  5. Петербуржцы разделительную часть улицы называют поребриком, а москвичи бордюром. Хотя эти строительные конструкции присутствуют в этих городах практически в одинаковой пропорции.

Теперь вы знаете, что такое поребрик и бордюр. Отличия минимальны, зато и те и другие: делят части городских улиц, укрепляют края дорог и предотвращают наезд транспорта на пешеходную часть.

Разница состоит только в одном - бордюр укладывают вровень с ограниченной поверхностью, а верхняя часть поребрика на несколько сантиметров превышает брусчатку.

Видео: бордюр лучше, чем поребрик?