29.09.2019

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «К морю


31 октября уходящего 2017 года завершилось увлекательное путешествие по морям и океанам вместе с участниками Всероссийского конкурса детского творчества «Плывет, плывет кораблик…», посвященного юбилеям И. К. Айвазовского и П. С. Нахимова. Полторы тысячи петербуржцев, детей и взрослых, стали свидетелями подвигов русских моряков: героев морских сражений и первопроходцев-исследователей новых земель. В одном из залов зрители могли встретиться с доблестными адмиралами: вот на вас пристально смотрит П. С. Нахимов, озаренный пожаром Синопского сражения, Г. И. Невельской склонился над картой Сахалина, разгружается у причала Петропавловской крепости корабль И.Ф.Крузенштерна, только что вернувшийся из первого русского кругосветного путешествия; далее - парусники под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прокладывают путь к «Льдинному материку», а на противоположной стене сурово вглядывается вдаль С. О. Макаров.

Юным художникам пришлось основательно изучить биографии моряков, проникнуться духом дальних странствий и морских сражений. Иначе так легко и свободно не наполнялись бы ветром белоснежные паруса, а мощные громады крейсеров не смогли бы так уверенно разрезать бушующие волны. А как было не остановиться перед витриной, в которой отдает честь бравый капитан рядом с часовым, охраняющим Андреевский флаг! Чуть ниже – аквалангист крепко сжимает обеими руками сундук с драгоценностями. Конечно, это всего лишь мягкая игрушка, но, сколько труда и наблюдательности вложено ребятами в эти произведения.

Невозможно описать все экспонаты выставки (их - 236): например, «Николай Мирликийский» (шамот, глазури, эмали, соль; ЭКЦ «Китежград»), безусловно, заслуживает особого внимания зрителей. Работа выполнена двумя подростками (15 и 16 лет) специально к нашему конкурсу: в ладье, которую держит в руках Святой Николай, покровитель всех путешествующих, - и адмирал Нахимов, и живописец Айвазовский со спутниками. Завораживает чудесными переливами цвета висящее рядом панно «Парусник», выполненное в технике валяние из шерсти. Наконец, после победы над вечными льдами Арктики вместе с ледоколами и кораблями братьев Лаптевых и О.Ю.Шмидта можно добраться до удивительной карты мира, выполненной воспитанниками студии керамики «На Васильевском». Здесь вполне могли воплотиться мечты всех, кто мечтает побывать в дальних странах. Причем для этого необходимо было выполнить только одно условие – положить керамический жетон с изображением кораблика или якоря на тот или иной континент.

Второй зал, посвященный творчеству И. К. Айвазовского, встречал посетителей образами морской стихии: шторм, прибой у скал, бурные волны у берегов, гладь воды во время полного штиля, зеркальное отражение сияющего всеми красками заката. Но какое же море без кораблей? Ребята с удовольствием и выдумкой поработали над макетами парусников и пароходов! Модель клипера «Алые паруса» по праву заняла центральное место в зале. От колесного парохода «Новичок» с нарядными пассажирами на палубе трудно было отвлечь маленьких посетителей выставки – так им было интересно его рассматривать, а о Корабле-драконе и говорить нечего – просто восторг!

На вопрос: «Вы любите получать подарки?» - все юные посетители выставки обычно громко отвечали – «Да!», «А любите сами подарки дарить?» - тоже «Да», но немного тише. А вот ребята из студии «Фонтанка -32» сделали своими руками панно «Моря и корабли Ивану Айвазовскому в день рождения» - 8 живописных морских этюдов и 6 керамических рельефов с изображением кораблей. Грандиозный подарок! Рядом на посетителей задорно смотрит сам Иван Айвазовский. Здесь же представлен весь его творческий путь в комиксе, прибывшем из города Тверь – от первого рисунка на стене дома до юбилейной выставки в Русском музее. Ну а многочисленные забавные обитатели морей и океанов были представлены на выставке в разнообразных техниках: гуашь, акварель, граттаж, шамот, бумажная пластика, гелиевые ручки, бисероплетение, батик и т.д.

Итак, подведем итоги. На выставку было отобрано 234 работы из 1483, представленных на конкурс. Среди них: Санкт-Петербург - 184; Ленинградская область – 10 (Отрадное -1, Рощино – 3, Коммунар – 4, Сосновый Бор – 2); г. Иваново – 2; г. Тверь - 7; г. Тула – 5; г. Южно-Сахалинск – 2; г. Череповец (Вологодская обл.) - 5; г. Прохладный (Кабардино-Балкарская Республика) – 1; г. Мирный – 4, г. Северодвинск (Архангельская обл.) – 2; с. Завьялово (Удмуртская Республика) – 3; г. Чебоксарск – 1, г. Новочебоксарск (Чувашская Республика) -2; п. Джалиль (Республика Татарстан) – 2, п. Энем (Республика Адыгея) – 1; с. Октябрьское (Республика Северная Осетия Алания) – 5. Две работы из г. Ереван (Армения) получили статус гостей выставки.

После каждой экскурсии по экспозиции ребята могли поучаствовать в мастер-классах Корабль-Фантазия (бумажная пластика), «Веселые кораблики» (оригами), или «Морской пейзаж» (смешанная техника). Быстро пролетели полтора месяца, закончились страницы в Книге отзывов, опустели залы и просторные коридоры Восточного павильона Михайловского замка.

Выставка закончилась, да здравствует выставка! В декабре 2018 года нас всех ждет встреча с покорителями Антарктиды на конкурсной выставке «На льдинном материке» !

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

О чём жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Пушкин, 1824

Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку - в Михайловское. В Одессе написана первоначальная редакция, в Михайловском - строфы о Наполеоне и о Байроне. Центральная по значению тринадцатая строфа не могла появиться в печати при жизни Пушкина. В 1825 г. она была напечатана в следующем виде:

Мир опустел…

За этой строкой следовал пропуск, соответствующий трем строкам, а под текстом дано лукавое примечание: «В сем месте автор поставил три с половиною строки точек. Издателям сие стихотворение доставлено кн. П. А. Вяземским в подлиннике и здесь отпечатано точно в том виде, в каком оно вышло из-под пера самого Пушкина. Некоторые списки оного, ходящие по городу, искажены нелепыми прибавлениями. Издатели ». Два месяца спустя, в первом сборнике «Стихотворения Александра Пушкина », эта строфа появилась уже в несколько расширенном виде:

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?

. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .

Не удалось навек оставить // Мне скучный, неподвижный брег - Пушкин замышлял бегство из Одессы морем в Европу.
Могучей страстью очарован - имеется в виду чувство к гр. Елизавете Ксаверьевне Воронцовой (1790-1880).
Одна скала, гробница славы - остров св. Елены, где с 1815 г. находился в заключении Наполеон и где он умер в 1821 г.
Другой от нас умчался гений… // Исчез, оплаканный свободой - Байрон умер 7/19 апреля 1824 г. в Греции, куда он приехал летом 1823 г. для участия в национально-освободительной борьбе греков.
Где капля блага, там на страже // Уж просвещенье иль тиран - сближение просвещенья и тирании как отрицательных явлений отражает свойственное романтикам представление о губительности цивилизации для морали, для блага человека.

«К морю» Александр Пушкин

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной России генерала Ивана Инзова, ставка которого располагалась в Кишиневе. Пыльная и провинциальная столица Бессарабии произвела на Пушкина настолько удручающее впечатление, что через два года, вопреки желанию генерал-губернатора Санкт-Петербурга, поэт добился перевода по службе в солнечную Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был поражен его мощью, красотой и великолепием.

В 1824 году поэту было разрешено вернуться в Москву, однако накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием.

Стихотворение «К морю» по своей форме напоминает элегию, однако содержание произведение носит личностно-философский характер . В первых его строчках автор прощается с морем, выражая восхищение «свободной стихией» и «гордыми волнами». Именно этих качестве так недоставало во время южной ссылки самому Пушкину, который вынужден был выполнять рутинную работу в канцелярии, находясь под постоянным контролем вышестоящих чиновников. При этом поэт понимал, что высказывать свои прогрессивные взгляды в провинциальном обществе не только бессмысленно, но и достаточно опасно – граф Воронцов, невзлюбивший поэта, периодически отправлял в Санкт-Петербург депеши с доносами на вольнодумца, в которых характеризовал Пушкина как весьма посредственного специалиста, который то и дело пренебрегает своими служебными обязанностями.

Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна . И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. В шуме волн Александр Пушкин слышит призыв к побегу с чужбины, однако признается, что пойти на такой шаг ему было не под силу. «Ты ждал, ты звал … я был окован», — пишет поэт, намекая на то, что попытка вернуться в Москву или же Санкт-Петербург без соответствующего разрешения властей окончилась бы для него уже не южной, а сибирской ссылкой. Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь о побеге, считает, что гораздо проще было бы покинуть Россию морским путем.

Почему поэт не отважился на такой поступок? Ответ можно найти в стихотворении «К морю», где автор признается в безграничной любви к своей родине. Даже волнующие мысли о свободе не могут заставить его навсегда покинуть Россию. К тому же, Пушкин отдает себе отчет, что на чужбине его ждет незавидная участь, намекая на то, что, вероятнее всего, разделит судьбу Наполеона, закончив свою жизнь не в цивилизованной Европе, откуда он может быть выслан по первому же требованию русских властей, а на отдаленном острове, среди моря и скал. Обращаясь к истории, Пушкин отмечает, что французский император также был свободолюбив и призывает море воздать ему посмертные почести — «шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец». После его смерти поэт понимает, что побег теряет всякий смысл. Поэтому автору лишь остается смириться с собственной участью и дождаться того момента, когда он сможет вернуться домой, сохранив в воспоминаниях красоту морской стихии – «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн».

«Прощай, свободная стихия!». Анализ стихотворения «К морю».

Теме вольности посвящены и другие стихотворения Пушкина: «Узник», «Птичка», «Свободы сеятель пустынный … » и другие. Они создавались в период формирования декабристского движения и были созвучны взглядам декабристов. Не удивительно, что декабристы брали эти стихи на вооружение, широко использовали, переписывали, учили наизусть.

Поэтому молодой Пушкин был причислен к политически неблагонадежным и сослан сначала на юг, а потом на два года в Псковскую губернию, в родовое поместье Михайловское.

Познакомимся с этой элегией.

Какие картины представились вашему воображению, пока вы слушали стихотворение? Опишите их.

Ребятам видятся то причудливые скалы, у подножия которых бьются весёлые волны, то полный штиль, когда в морском зеркале плывут лёгкие облака, подкрашенные красками заката, то открытые морские просторы в белых барашках волн, то сам Пушкин, стоящий на берегу и вглядывающийся вдаль.

Рассмотрите репродукции картин Айвазовского. Он современник Пушкина и был знаком с поэтом. Они встретились на выставке художника, и Айвазовский на всю жизнь сохранил восторженные воспоминания об этой встрече. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нём», — писал художник.

Хотя природа Михайловского поражает своей одухотворённостью и красотой, для
поэта это место ссылки — «заточения», и память дарит ему воспоминание о «свободной стихии» — море, которое никто не может заключить в оковы, чьей свободы никто не в силах ограничить. У поэта море ассоциируется с вольностью и независимостью.

Назовите слова-характеристики, которыми Пушкин наделяет море. («Друг», «души предел желанный», «свободная стихия»).

Прочитайте строчки, которые соответствуют каждой характеристике.
Друг
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
… Ты ждал, ты звал …
… Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Свободная стихия
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
«своенравные позывы»
Но ты взыграл, неодолимый, —
И стая тонет кораблей.
… Как ты, ничем неукротим.
Души предел желанный
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Какое из этих определений-характеристик вам кажется главным и почему?
Мнения девятиклассников расходятся: у каждого определения находятся сторонники, которые при водят свои доводы. Но выслушав разные точки зрения и поразмыслив, они всё-таки решают, что ведущее определение среди всех – «свободная стихия». Какие же доводы приводят ребята в защиту своего мнения?

Они говорят, что «предел желанный» можно обрести, лишь будучи свободным человеком, когда тебя никто не принуждает жить в определённом месте. В друзьях ты волен, тоже только будучи свободным: никто не может отменить
встречи, никто не вмешивается в отношения. Значит, свобода вбирает в себя все понятия, а потому это самое главное.

Как вы думаете, почему Пушкин говорит о море в мужском роде («ты ждал, ты звал … », «но ты взыграл, неодолимый … » и т. д.)?

Если в стихотворении «к Чаадаеву» вольность ассоциируется с возлюбленной, то в элегии «к морю» она становится другом (ведь именно свободу символизирует море), и поэт использует мужской род. Самое лучшее, что может быть в жизни человека, — любовь и дружба — связывает поэт с понятием вольности.

Попробуйте доказать, что море в стихотворении не только стихия, не только близкое сердцу поэта место, но и живое, одухотворённое существо со своим характером — друг …

Какие художественные приёмы помогают создать это ощущение?

Пушкин одушевляет море своим обращением к нему, он ведёт с ним диалог: море зовёт его («ты ждал, ты звал …»). оно отзывается на мысли поэта («как я любил твои отзывы»), ему хочется слиться с этой стихией, «направить» по её «хребтам» «поэтический побег». У моря свой характер: своенравный, неукротимый, гордый, могучий.

Создать живой образ моря помогают олицетворения («своенравные порывы», «говор волн», «ты ждал, ты звал»), сравнение («как друга ропот заунывный»), эпитеты («грустный шум, твой шум призывный», «торжественной красы»), аллитерация, создающая впечатление шороха набегающей волны:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз. передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

С этой живой стихией, ставшей ему другом, поэт связывает и двух властителей человеческих умов — Наполеона и Байрона.
Перечитаем строки, им посвящённые.

Как, по-вашему, связаны эти образы со свободной стихией?

Наполеон после отречения от престола и многочисленных поражений обратился за политическим убежищем к правительству Британии, но убежища не получил и был сослан на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где и провёл в одиночестве последние шесть лет жизни. Окружённый безбрежным водным
пространством, он стал частью этого пространства, стал его пленником. Однако след, оставленный Наполеоном в мировой истории, его личность долгое время занимали воображение людей.

Посмотрите на картину Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены». Какую роль играет море в этой картине? Сравните его с крошечной фигуркой Наполеона, которая всё-таки приковывает к себе внимание. О чём заставляет задуматься это соотношение?

Большую часть полотна Айвазовского занимает море, прекрасное, свободное,
бурливое — оно кипит и бушует вокруг молчаливой громады острова, на котором белеет маленькая фигурка опального императора. Всё это заставляет задуматься о тщете его притязаний, о ничтожности его перед мощью стихии …

А Байрон прославился не только как поэт, но и как борец за свободу и независимость Греции. Известно, что он всё своё состояние отдал делу освобождения этой страны, покупал и снаряжал для неё боевые корабли. И его
судьба была связана с морем, духом свободы.
Так что Пушкин не случайно вспомнил об этих властителях человеческих умов.
Почему воспоминание о судьбах этих романтических героев заставляет поэта воскликнуть:
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран?
Казалось бы, понятия «просвещенье» и «тирания» исключают друг друга, почему же они тогда противостоят свободному проявлению духа?

Тирания отнимает у человека прежде всего физическую свободу, просвещенье — свободу духа, потому что ограничивает его рамками знания, подгоняя всё под определённые каноны и объяснения, тормозя свободный полёт мысли, чувства сомнениями или скептицизмом.

Согласны ли вы с поэтом?

Ребята затрудняются с ответом: это и понятно — чтобы согласиться, надо иметь хоть какой- то жизненный опыт … Но уже то хорошо, что они задумались над этим философским размышлением.

В заключение предлагаем рассмотреть две картины Айвазовского: «Пушкин на берегу Чёрного моря» (1897) и «Прощание Пушкина с морем».

Стихотворение Пушкина «К морю» начинается с мотива прощания с морем, который имеет автобиографическую основу: поэт уезжает из Одессы в Михайловское. Кроме этого, расставание с дорогим краем обращает к образам поэмы Байрона, так как лирический герой, как и Чайльд-Гарольд, после него ощущает, что «сердцем опустел».

Для лирического героя элегии «Мир опустел» не только из-за разлуки с красотой прибрежных скал, заливов, бликов на воде (строфы 14—15), но в связи с тем, что для него не осталось в мире друга, собеседника. Как и лирический герой Жуковского («Море»), он обращается к морю как к живому существу (у Жуковского оно «живо», «дышит», лирический герой Пушкина слышит его зов, «как друга ропот» — строфа 2).

В стихотворении «К морю» (Пушкин), анализ которого нас интересует, пятнадцать строф, четырехстопный ямб, перекрестная рифма в четверостишиях, строфы 5, 6, 13 — пятистрочные со сложной рифмовкой.

Две начальные и две заключительные являются обращением к морю со словами прощания. В этих четверостишиях возникает пейзажная зарисовка: голубые волны запомнились постоянным шумом, гулом и гордой, торжественной красотой. Последнее четверостишие обрисовывает природу тех мест, куда направляется лирический герой,— это равнина, молчаливая «пустыня», в которой он не надеется найти гармонии (в морском пейзаже перед ним были «И блеск, и тень, и говор волн»).

Природа на морском побережье встречала его «шумом призывным», в ней он находил соответствие своему идеалу («Моей души предел желанный!»). Идеал — это не только красота и гармония, как у Жуковского,— море воплощает абсолютную свободу. Его порывы своенравны, неодолимы, в них не только стремление разогнать темные тучи, но и прихоть, игра стихии (как и у Жуковского, море — бездна, но лирический герой Пушкина не «очарован» ее таинственной «тревожною думой», а вслушивается в «отзывы», «глухие звуки», воспринимающиеся как сопереживание «заветному умыслу» о «побеге»).

Как в «Море» Жуковского, в анализируемой элегии Пушкина картина природы становится аналогией (от греч. «сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями») состоянию души лирического героя. В отличие от предшественника, Александр Сергеевич вносит в разработку философской проблематики психологическую конкретность. Обращение к морю мотивировано (от франц. «обосновано») ощущением одиночества, заставляющего искать дружеского участия в гуле прибоя, который один отзывается на потребность в дружеском понимании для «тихого и туманного» невольника, которому «не удался» побег от «скучного, неподвижного брега». Скрытый мотив узничества, оков усиливает значение свободы. Воля — и умозрительный идеал, и заветная мечта, настоятельное требование. Они сливаются в ощутимом переживании, выраженном, благодаря признаниям в том, что лирический герой любил («Как я любил твои отзывы...»), к чему стремился («...рвалась душа моя...»), о чем мечтал («Не удалось навек оставить...»), и в то же время слитом с этими чувствами размышлении об идеале свободы.

Море предстает воплощением идеи абсолютной свободы: это стихия, хаос, бездна. Им правит «прихоть», непонятная и враждебная для людей, но вызывающая восторг, так как в ней проявляется первозданная мощь природы.

Человек беспомощен перед силой природы, как и в борьбе с роком, но, отважно вмешиваясь в игру стихий, он демонстрирует значительность личности, становится героем, вступающим в схватку с предрешенным концом, не изменяя своей натуре, следуя «заветному умыслу».

В 3—7 четверостишиях стихотворения картина моря приобретает обобщенность, становясь развернутой метафорой вселенной, где можно увидеть и гармонию («тишина в вечерний час» и «глухие звуки», грусть и восторг, смиренность и своенравие, движение и неподвижность), и противоречивость. Нельзя преодолеть антитезу между идеалом и действительностью, стремление к абсолюту неодолимо, но оно вызывает падение, гибель. Только в воображении можно «навек оставить» землю; душа рвется из ее плена «вотще» (тщетно, напрасно, безуспешно). Мысль о безысходной участи человека подчеркнута строфическим изменением: в 5—6-й строфах, содержащих не четыре, а пять строчек, речь идет о тонущих по воле моря кораблях и о неудаче лирического героя, который не смог осуществить «поэтический побег» (автобиографическая деталь, скрытая в этом образе,— это мечты Пушкина об отъезде из России, который стал бы побегом из ссылки; именно так, несмотря на видимость перевода по службе на юг, расценивалось современниками его вынужденное путешествие). К этому его призывал друг, океан, идеал: важное значение имеет употребление прилагательного («неодолимый» — строфа 5) и глагольных форм прошедшего времени (строфа 7), позволяющих зафиксировать мужской род того, к кому обращено признание в неосуществившейся мечте:

Но ты взыграл, неодолимый...

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя;

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

В английском языке возможно было только назвать адресата обращений, как это происходит у Байрона, потому что там отсутствует категория рода, в русском же намек соединяется с расширительной трактовкой, все значимые для автора понятия просвечивают за местоимением «ты». Сближение моря с живым существом приводит к олицетворению (персонификации), что позволяет найти в явлении природы одушевленность, способность чувствовать, звать, ждать.

В строфах 8—12 взгляд лирического героя обращается к примерам личностных ориентиров в реальности. Он не жалеет о том, что не мог освободиться от «могучей страсти», приковавшей его к берегам, «скучным, неподвижным», но ставшим пристанищем пред- мету его земных желаний. Ему некуда устремить путь, потому что тех, чья судьба навевала думы о славе, величии, гениальности, уже нет. В отличие от оды «Вольность», где лирический герой «ненавидел» Наполеона («Самовластительный злодей!/Тебя, твой трон я ненавижу...»), читая на его челе «печать проклятия», обвиняя в узурпации (от лат. «присвоение чужих прав»), насильственном захвате власти над «народами», в элегии «К морю» он вызывает «Воспоминанья величавы». В контексте стихотворения Наполеон воплощает славную, поражающую воображение страницу в истории, что связано со стремлением утвердить правду «своенравных порывов» личности, пытающейся освободиться от любых общественных пут.

Другим образцом необыкновенной личности становится певец моря, «оплаканный свободой», борец за нее, заслуживший, благодаря этим двум особенностям, благодарную память, «венец» славы. В этом портрете легко узнается Байрон, покинувший в 1816 г. Англию, чтобы стать участником национально-освободительного движения в Италии и Греции.

После смерти Наполеона (1821) и Байрона (1824) опустошенность и одиночество лирического героя стали абсолютными, на земле не осталось примет идеала личности, которые могли поразить, взволновать, заставить размышлять. Одним из предметов дум является судьба гения: «почил среди мучений» Наполеон, умчался, «как бури шум», великий поэт. Их земное бытие — пример безысходности, бессмысленности попыток преодолеть земную природу. «Благо» неограниченной свободы, в представлении лирического героя, превосходит значение просветительских установлений, стесняющих могущественную, неукротимую личность, неподвластную законам общества:

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

Стихотворение Пушкина «К морю» наполнено романтической жаждой величавых, торжественных, «глубоких и мрачных», страстных, неповторимых впечатлений. Личность в нем обрисована так же, как романтический образ, в чем важную роль играет пейзаж. Лирическому герою близка стихийная мощь «порывов» океана, ему он готов поверить «заветный умысел», от него ждет избавления, замышляя побег. «Гробницей славы» Наполеона стала «одна скала» (этот образ является синекдохой (от греч. «частный случай», употребление названия части для обозначения целого, или наоборот), остров Св. Елены. Оплакан шумом бурного моря его певец, видевший свою цель в том, чтобы воспеть его как символ вольнолюбия, могущества («Он духом создан был твоим...»).

Однако одушевление идеалом абсолютной свободы предстает одним из этапов в эволюции лирического героя. Вопреки неизменному давлению судьбы, мир для него не является замкнутым. Дорога в будущее открыта, что выражается в идее движения, духовного пути. Сквозным мотивом является расставание с прошлым: слова прощания обрамляют текст («Прощай, свободная стихия!» — «Прощай же, море!»), но жизнь продолжается:

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

...

Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?..

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн...

Земная природа в стихотворении Пушкина не только отражение небесной красоты и гармонии, но сама по себе «предел желанный» для лирического героя. Если у Жуковского основным эпитетом моря был «лазурное» («Безмолвное море, лазурное море...»; обращение двукратно повторяется), основанием чего была мысль об отражении в воде «светозарной лазури» неба, его чистоты и сладостного блеска («Ты льешься его светозарной лазурью,/Вечерним и утренним светом горишь...» — «Море»), то в пушкинской элегии море имеет множество характеристик. Оно голубое, шумное, волнующееся, водяные валы похожи на хребты гор, на побережье видны и скалы, и заводи, его гул памятен «долго-долго», как и прогулки по берегу, проходившие «часто», а «теперь» воспринимающиеся как прошлое общение с другом, то грустным, то своенравным, но всегда дорогим, внимательным к настроению необычного собеседника («Твой грустный шум...», «Как я любил твои отзывы...» и др.). Блеск и краса у моря тоже собственные, не отраженные (море блещет «гордою красой»), о них нельзя забыть («Не забуду/Твоей торжественной красы...»).

С богатством и многообразием окружающего мира связано и стремление к насыщенности духовной жизни. Человек вносит в природу сопереживание, осмысление; блеск и тень, молчание и говор волн претворяются в его творчестве. В образах стихотворения «К морю» Пушкина, анализ которого мы провели, есть то, что позволяет преодолеть пессимизм, появляющийся из-за несоответствия действительности высокому идеалу. Величава участь Наполеона, «ничем не укротим» дух певца свободы, «могучая страсть» заставляет лирического героя отказаться от «пути беспечного». Душа, исполненная света вечного идеала, открыта для любви и совершенствования. В строфе 10 появляется местоимение «мы» («от нас», «наших дум»), свидетельствующее о возможности преодоления романтического одиночества. Мироощущение лирического героя — часть природы, его голос вливается в ее «говор» (образ шума, говора волн, встречаясь в строфах 2 и 15, обрамляет лирическое излияние).