20.09.2019

Астрономия для детей 7 лет. Игра "Космические камни"



Ольга Шибка

Об издании

Ольга Шибка

Занимательная астрономия для детей

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово «обсерватория» переводится с английского как «наблюдение». В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах «астрономия», «астроном» – «астро», в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов «далеко» и «смотрю».

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз.

(Обсерватория)

В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес.

(Телескоп)

Звезды все наперечет

Знает мудрый…

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.

Один из ключевых этапов взросления любого малыша - это период «почему». Родители наверняка с титанической силой воли проходили эти моменты, когда приходится каждую секунду объяснять ребенку, почему небо синее, почему гора высокая, как далеко Солнце и т.д.

Да, и проблема еще в том, что многие и сами не знают ответа. То есть, на уровне ощущений понимают, но как это передать ребенку? С каждым днем вопросы накапливаются, а ответов нет. Похвально, что чадо растет таким любознательным, но ведь нужно где-то пополнять его жажду знаний и подпитывать любопытство.

Если у вас появился маленький исследователь, тогда направьте его энтузиазм и настырность в одну из самых увлекательнейших наук - астрономию. Многие недооценивают ее значение, полагая, что лучше развивать ребенка в более творческом русле. Но они даже не подозревают, какая безграничная польза астрономии для детей .

В чем же сила астрономии?

Итак, если говорить коротко, то астрономия представляет собою науку о небесных телах. Но, на самом деле, она намного масштабнее, так как изучает основы Вселенной, докапывается до самого начала и рассматривает все объекты (то есть, вообще все, что мы знаем и даже не знаем). Поэтому она станет, прежде всего, настоящей палочкой-выручалочкой для любого родителя. Ведь легко объяснит, почему на Луне есть лицо, почему небо синее, почему Земля круглая и т.д.

Важно отметить, что это одна из немногих наук, куда дети стремятся сами. Почему? Да потому что это интересно! Можно стартовать с изучения космических изображений и добраться до Большого взрыва и рассмотрения фундаментальных основ нашей жизни. Так что, начать можно с того, что астрономия запускает цепную реакцию развития у ребенка.

Все начинается с интереса. Это простые, но важные для малыша вопросы. Он еще только знакомится с нашим миром, но видит его исключительно в плоскости планеты Земля. Его интересует, как все появилось, откуда взялись люди, что было раньше и что, возможно, будет.

Астрономия красочно и достоверно описывает все теории, рассказывает об астероидах и метеоритах и открывает двери в новый мир. То есть, от интереса и базовых вопросов малыш переходит к чему-то большему.

Он начинает осознавать, что есть другие планеты и объекты, что мы вращаемся вокруг оси и Солнца. Более того, оказывается, что все это называется Солнечной системой, которая не является границей. Это лишь часть галактики Млечный Путь, которая также является лишь одной из многих галактик и так до вселенских масштабов.

Получается, что астрономия - это возможность научить вашего ребенка мыслить глобально и смотреть на все масштабно. Границ просто не существует.

Это очень полезно, так как он больше не будет зацикливаться на чем-то негативном. Ведь астрономия для детей открывает всю красоту бесконечности. Во Вселенной скрыты триллионы необыкновенных объектов, среди которых планеты, похожие на наши, и даже, возможно, другие цивилизации. Где-то есть гиганты и разные типы звезд, загадочные черные дыры и квазары. Это также учит по-новому смотреть на время.

Наверняка, все мы задумывались о машине времени. Так вот фактически она всегда существовала. Ведь расстояние в космосе измеряется во времени, за которое свет проходит от удаленного объекта к нам. И если вы смотрите на звезду, то это лишь остаточный свет из прошлого, а ее самой там уже может и не быть.

Разве понимая всю эту красоту, малышу захочется тратить время на плохую компанию и вредные привычки? Зачем, если остается еще так много интересного?

Астрономия для детей полезна и тем, что она объединяет. Это не просто общий интерес, а понимание того, что все мы связаны и все вокруг ощущает на себе вселенское влияние. Достаточно Луне подойти ближе, как у нас поднимется уровень воды в океане. Или же звезда собьет с курса астероид или комету и нам придется ждать гостя.

Это учит также ценить свой родной дом. Ведь несмотря на все попытки, мы пока остаемся единственной известной населенной планетой. Хотя детям будет интересно, что вскоре планируется колонизация Марса, а когда-то случится и выход за пределы Солнечной системы. Мы все глубже осваиваем космические просторы и в будущем путешествия между планетами и системами (а может и галактиками) станут обычным делом. Поэтому лучше уже сейчас знакомиться со всеми этими концепциями.

В итоге, астрономия может стать не просто интересным хобби с постройкой моделей ракет, планет и нашей системы. Это некая философия, которая учит ребенка любознательности, открытости, разносторонности и терпимости.

Вселенная бесконечна. Мы знаем ответы на многие вопросы, но остается еще больше загадок, которые притягивают, потому что находят отклик в сердце и разуме. В конце концов, астрономия одновременно развивает оба полушария. Ведь это наука, в которой есть формулы, цифры, факты, теории и т.д. Но она также расширяет фантазию и абстрактную половину, позволяя детям смотреть на все глобально.

Изучать астрономию детям будет просто и весело. Ведь вместо сухих книжных изложений им предоставлены уникальные и настоящие снимки далеких галактик, видео и компьютерные модели. Можно буквально путешествовать по Вселенной через свой компьютер. Для этого мы рекомендуем воспользоваться порталом:

Занимательная астрономия для детей рассказывает все о планетах Солнечной системы, объектах глубокого космоса, предлагая обучающие видео, онлайн игры, викторины.

Не знаете как рассказать детям о космосе, чтобы они вас поняли? Не можете заинтриговать своих домочадцев просторами Вселенной? Наш портал поможет вам!

Изучайте Вселенную на доступном для детей языке и наслаждайтесь нашими бесплатными играми, увлекательными фактами, забавными викторинами, документальной информацией и многим другим. Ребенок с радостью освоит новую информацию, поданную не только в виде интересных фактов, но и как увлекательный рассказ.

Узнайте все о планетах, спутниках, звездах, галактиках, астероидах, кометах, телескопах и всех разновидностях астрономических объектов. Кроме познавательной информации на страничке всех возрастов есть также планы уроков, рабочие программы для преподавателей, идеи для научных проектов и целая полка онлайн-учебников для всех, кто увлечен космическим пространством.

Разделы астрономии для детей

Но с чего же начать? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик и других странных объектов. Мы начнем обзор с Солнечной системы, а именно с планет и конечно все будет написано на доступном для детей языке. Взгляните! Планеты расписаны по порядку с картинками и фото, поэтому детям будет интересно познакомиться с соседними мирами, вращающимися вокруг Солнца. К некоторым добавлены видео и мультики, которые в доступной визуальной форме раскрывают документальную составляющую информации. Космос для детей становится максимально понятным и доступным.

Мы покидаем пределы Солнечной системы и отправляемся в занимательное путешествие по просторам открытого космоса. По пути нам встретится множество странных и загадочных объектов: галактики, астероиды, кометы, метеориты, черные дыры, туманности, звезды и квазары, к каждому из которых предоставляется занимательный рассказ с фактами и фото. Вперед к приключениям:

Мы рады, что вы остановились на нашем сайте для познания астрономии. Мы постарались сделать все статьи максимально интересными и понятными, чтобы каждый любопытный ребенок мог с радостью исследовать красоту нашей Вселенной. Здесь вы сможете узнать все о Солнечной системе и ее планетах, а также познакомитесь с удивительными космическими объектами и даже перешагнете границы галактики Млечный Путь. Мы верим, что раздел «Астрономия для детей» поможет совершить это захватывающее и познавательное путешествие.

Обучающие игры

Внимание! Для правильной работы приложений необходимо использования компьютера, а не мобильного телефона. Интересные обучающие игры для детей связаны с астрономией с космосом, поэтому дети всех возрастов смогут не только получить удовольствие от процесса, но и узнать много нового о планетах Солнечной системы, проблемах космического мусора, а также силе гравитации. Ребенок способен играть в режиме онлайн совершенно бесплатно. К каждой игре предоставляется понятная инструкция. Развивающие игры для детей любого возраста станут замечательным дополнением к книгам и учебникам, а также помогут скоротать время с пользой.

Наука о Вселенной слишком огромная, так как включает буквально все, что существует: все разновидности небесных объектов и формирований, материю и прочие явления. Здесь собраны ответы на частые вопросы по астрономии. Это полезно для детей, потому что помогает доступно и понятно освоить базу, чтобы потом приступить к более серьезным темам. Это также и помощь родителям, которые хотят объяснить своему ребенку, как устроен это мир на доступном языке. Ответы представлены в виде увлекательных документальных видео - мультики для детей .

Обучающее видео про космос на доступном для детей языке:

Как устроена Вселенная?

Мультфильм о темной материи, скоплениях галактик и будущем Вселенной:

Что осталось от Большого взрыва?

Мультфильм о реликтовом излучении, Большом взрыве и расширении Вселенной:

Откуда взялись химические элементы?

Мультфильм о нуклеосинтезе, поиске химических элементов и составе звезд:

Елена Титоренко
Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры?»

Цель работы : повышение образовательной компетентности родителей и педагогов, укрепление детско-родительских отношений.

Оборудование :

Мультимедиа оборудование (экран, проектор, ноутбук) .

Готовые атрибуты для игр, поделки.

Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь» , - частый ответ.

Но от этого космос не становится для детей менее интересным ! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение…

Здесь Вы узнаете много интересной информации о том , как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры , прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!

Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва» . Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.

Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!

Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?

Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться , насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке. Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?» , мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе.

Игры на тему «Космос»

«Космическая считалка» . Разучите с ребенком считалку. Используя её можно определить очередность запусков ракет на планеты.

На луне жил звездочёт,

Он планетам вёл отсчет.

Раз-Меркурий, Два - Венера,

Три - Земля, четыре- Марс,

Пять - Юпитер, Шесть- Сатурн,

Семь – Уран, восьмой- Нептун,

Кто не видит- выйди вон!

«Портрет пришельца» . Рисуем портрет пришельцев. А кто живёт на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмём лист бумаги, попросите ребенка обвести свою ладошку, переверните. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Модель нашей планеты изнутри. Берем пластилин желтого, красного и коричневого цвета и лепим модель нашей планеты. Внутри ядро, дальше магма, а потом земная кора. Когда шарик готов, можно отрезать кусочек и посмотреть на строение Земли своими глазами.

Модель солнечной системы. Интересно и полезно при изучении астрономии с детьми сделать модель солнечной системы. Берем большой ватман. С краю делаем кусочек солнца (иначе, если соблюдать размеры оно все место на ватмане займет) . Затем в нужном порядке делаем планеты, стараясь соблюдать пропорции и цвет. Также модель солнечной системы можно сделать из ниток и воздушных шариков. Надуваем воздушный шарик нужного размера, произвольно обматываем его нитками подходящего цвета, которые предварительно пропитали клеем ПВА. Спустя 12-24 часа (в зависимости от толщины ниток и намотанного слоя) шарик лопаем и вытаскиваем его за хвостик. В руках остается модель планеты. Когда все 9 планет и Солнце будут готовы, подвешиваем их на вышедший из строя зонтик или обруч.

Полет на картонной ракете. Можно сделать ракету из коробки от бытовой техники, или из листов гофра картона и отправится в путешествие на Марс или на Луну!

Ракета из рулончиков туалетной бумаги. Вариант ракеты попроще - из рулончиков бумаги. К ним можно привязать воздушный шарик и ракета полетит по-настоящему на «реактивном двигателе» .

Лунные кратеры. В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому, что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

Летающие тарелки. Берем одноразовую бумажную тарелочку, переворачиваем вверх дном, посередине прикрепляем половинку киндер яйца. Украшаем по желанию. Также можно использовать ненужный CD диск.

Вулкан. Лепим из пластилина форму. Внутрь кладем шарик из 2 чайных ложек соды, красителя и 1 чайной ложки лимонной кислоты. Льем 50 мл. воды и наблюдаем извержение вулкана.

Рассмотреть и поиграть с пемзой – вулканической породой. Попробуйте, плавает ли обычный камень? А пемза? Сравните их по весу. Есть ли что-то внутри дырочек пемзы? (Воздух)

Камень из песка. Для этого находим бело-серый песок, просеиваем и прокаливаем в духовке. Затем остужаем и смешиваем с клеем ПВА. Получается пластичная масса, из которой делаем камешек. Высохнув, он станет твердым и очень похожим на настоящий, только шершавый.

Стихотворение «Планета Земля»

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли, дети, мы знаем о нём?

Загадки её постоянно решаем.

Но форму Земли до конца мы не знаем.

А форма Земли без рек и морей

Зовётся геоид! Учи и умней!

А что там внутри?

Принимаем на веру : не видно ядро. Летим в атмосферу!

Мы ей благодарны, что можем дышать

И много проблем с нею можем решать.

Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

От злых и коварных метеоритов.

От трения в воздухе камни сгорают

И звездным, красивым дождём выпадают.

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от плохих излучений.

Земля несравненная! Чудо природы!

Её заселяют зверьё и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,

Плохо её защищаем пока.

Надо стараться её не грязнить!

А сколько уж лет говорят год от году :

«Не надо сорить! Берегите природу!»

Благодаря серии таких игр, астрономия из сложной , «взрослой» науки превращается в занимательное детское времяпрепровождение!

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал , после таких бесед ребенку будет интересно все , что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

Публикации по теме:

Тема урока: Пейзаж с изображением деревьев. Тип урока: комбинированный. Цель урока: Нарисовать пейзаж с изображением деревьев. Задачи:.

Конспект мастер-класса для детей подготовительной и младшей групп «Изготовление масок для хороводной игры «Теремок» Цель мастер – класса: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом. Формирование у детей подготовительной группы навыков.

Конспект мастер-класса для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: «Пейзаж». Маслова Людмила Анатольевна.

Конспект мастер-класса для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста «Волшебные пальчики» Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов с играми и.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания - ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.

М.И. Богомолова исследовала генезис космического воспитания детей в педагогике. В основу отбора содержания, средств и методов космического воспитания детей положен принцип историзма. На протяжении тысячелетий знания о Вселенной входили в систему подготовки подрастающего поколения. В развитии личности миропонимание занимает одно из центральных мест. В формировании основ миропонимания роль астрономии как науки трудно переоценить. В ходе овладения начальными астрономическими знаниями в сознании ребенка формируется картина мира. Мир открывается как бескрайний Космос. Через заложенный природой в человеке интерес к звездному небу, к Вселенной, астрономии у детей формируется стремление к естественнонаучным знаниям на следующей ступени образования.

Формирования у детей 5-7 лет основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира на социалъно- педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально-активной личности ребенка, способной к познанию окружающего мира,

"Детская астрономия" стремительно молодеет, что связано с рядом факторов разной природы (акселерация, появление богатой астрономической информации в Интернете, необходимость использовать естественный интерес к астрономии как мотив учебы в школе и т.д.). Давно известно, что личность формируется в детском и юношеском возрасте, но лишь сравнительно недавно психологи выяснили, что мышление ребенка уже дошкольного возраста перестает быть только наглядно-образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим ему достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным для ребенка. Поэтому и предлагаются воспитателям различных детских дошкольных учреждений, родителям, бабушкам, дедушкам и просто неравнодушным к астрономии взрослым, проводить с дошкольниками занятия по астрономии (и тесно связанной с ней космонавтике). При это учитывается и то, что дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за различными природными явлениями. Следовательно, их легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями, которые, как правило, должны быть не одноразовыми, а продолжаться на протяжении довольно длительного времени. О том, что такие занятия не только доступны, но и интересны старшим дошкольникам, свидетельствуют их бесчисленные "почемучкины" вопросы, их желание читать вместе со взрослыми адресованные им книги, посещать планетарии и музеи космонавтики. Занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе.

К сожалению, часто забывают о том, что учеба в школе должна быть интересной школьникам, а потому до сих пор скуку не удалось изгнать из стен школы, хотя к этому призывали великие педагоги прошлого, например, К.Д. Ушинский. Между тем вряд ли может быть что-нибудь более интересное, чем изучение астрономии. Познание тайн Вселенной и приобщение к ним - источник постоянного и глубочайшего интеллектуального и эмоционального наслаждения, которого не должны лишать себя ни взрослые, ни дети. Вселенная весьма неохотно раскрывает свои тайны. Они глубоки и сложны, но, к счастью, суть их может быть популярно и увлекательно изложена. Благодаря этому знания о Вселенной, когда-то являвшиеся достоянием горстки посвященных, могут в наши дни стать доступными каждому. Могут, но далеко не всегда становятся, ведь не секрет, что знания по астрономии у многих взрослых людей, живущих в космической эре, остаются на уровне, очень далеком от современного. Нередко вопросы о космосе, задаваемые в наши дни маленькими "почемучками", ставят взрослых в тупик.

…Хорошо было первобытному папаше, который, нарисовав на песке семизвездие ковша Большой Медведицы, практически уже осуществил астрономическое образование своих детишек. Этот папаша нарисовал то, что видел на небе, но при всем желании он не мог рассказать детям о том, что такое звезды, что представляют собой Луна и Солнце и т.д.

Сегодня трудно себе вообразить, что всего 500 лет назад Н. Коперник открыл, что Земля - одна из планет Солнечной системы. За столетия, прошедшие со времени открытия Коперника, астрономы узнали много важного и интересного о природе Солнца, планет, астероидов и комет, то есть небесных тел, входящих в Солнечную систему. Во времена Коперника еще не был изобретен телескоп, а сейчас в распоряжении астрономов огромные наземные и космические телескопы, которые позволяют заново открыть и Солнечную систему, и Галактику, и, наконец, необъятную Вселенную, крошечной частью которой являются Солнечная система, наша Земля и мы все, живущие на ней.

Вселенная XXI в. Поражает воображение. За красивым "занавесом" из наблюдаемых нами созвездий телескопы позволяют увидеть грандиозный Мир звезд и галактик, удаленных от нас на невообразимые расстояния и обладающих поистине удивительными свойствами. Этот Мир "населяют" звезды-гиганты и звезды-карлики, в нем есть множество чудовищных черных дыр, в нем встречаются самые разнообразные галактики (в том числе "галактики-каннибалы")… Уже давно стало известно, из-за чего происходят затмения Солнца и Луны, почему Луна меняет свой вид, появляются "падающие звезды" и кометы. И, конечно, не только это, ведь мы, например, поняли, как велика Вселенная, какое место в ней занимают наша Солнечная система и наша Галактика. Мы узнали, что наша Вселенная, несмотря на весьма почтенный возраст (ей примерно 14 млрд лет), остается вечно молодой.

На наших глазах осуществляется многовековая мечта человечества - полеты в космос. Люди могут работать пока только в околоземном космическом пространстве, и лишь несколько человек летали на Луну. В недалеком будущем облет Луны смогут совершать космические туристы, которые уже выстроились в очередь. Вначале это будет, конечно, шоу для богачей, но со временем все большее число людей сможет участвовать в подобных развлечениях.

Космические туристы будут развлекаться, а космонавтам и астронавтам предстоят полеты на Луну и Марс с пользой для науки.

Людей в космосе опережают роботы. Именно такими, по сути, являются автоматизированные искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции, которые уже сейчас успешно летают к близким и далеким планетам, астероидам и кометам.

Незаметно освоение космоса вошло в нашу жизнь, ведь без искусственных спутников Земли сейчас невозможно представить себе, например, современные теле- и радиовещание, метеорологию, навигацию и т.д. И, конечно, не случайно именно космические сюжеты положены в основу современных фантастических фильмов, мультфильмов и многих литературных произведений. Не случайно потому, что просто ничего не может быть интереснее. Однако было бы преувеличением, если бы мы утверждали, что астрономией и космонавтикой легко заинтересовать всех детей, тем более дошкольников. Дело в том, что все дети разные, а потому не только воспитатели детских садов, но и родители прекрасно понимают, что одним детям интересно узнавать о звездах и космонавтах, а другим - о цветах и бабочках. Поэтому, предлагая заниматься с дошкольниками астрономией и космонавтикой, мы, по сути, предлагаем проводить своеобразные дошкольные факультативы, которые должны предназначаться не для всех детей, а лишь для тех любознательных старших дошкольников, которые интересуются Космосом.