12.06.2019

Чем разбавлять масляные художественные краски. Особенности растворителей масляных красок и как ими пользоваться


Для большинства людей в определенный момент наступает время, когда они сталкиваются с необходимостью использования для каких-либо нужд масляной краски. Но из-за того, что ее часть после использования долгое время остается невостребованной, краска загустевает или высыхает. В такой ситуации ее можно разбавить до рабочего состояния.


Разновидности масляных красок

По своему назначению они условно подразделяются на две группы:

  • Строительные масляные растворы. Они, в свою очередь, подразделяются на густотертые и готовые. Густотертые растворы подлежат обязательному разбавлению растворителями, предназначенными именно для этих смесей. Готовые составы разбавляют растворителями только в случае загустевания и тогда, когда требуется жидкая консистенция раствора.
  • Художественные разновидности масляных красок. Они преимущественно используются для рисования как профессионального, так и любительского. Также с их помощью производят художественные росписи разнообразных интерьерных композиций. Для разведения таких растворов необходимы специальные разбавители.

Строительная

Художественная

Ниже представлены растворители, используемые для группы строительных масляных смесей.

Олифа

Она является основным компонентом при изготовлении масляных красок, к тому же и универсальным растворителем при всех работах, где она применяется. Оттого что в этих материалах присутствует высокий процент олифы, при окрашивании на поверхности получается тонкая пленка.

Следует обратить внимание на то, какой вид олифы присутствует в их составе. Информацию об этом можно прочитать на банке с краской – именно этот вид олифы и необходимо добавлять для разбавления.

Существуют общепринятые стандарты, по которым происходит классификация масляных красок. Помимо олифы, в составы входят определенные наполнители и различные пигментирующие компоненты. У смесей, которые имеют единственную составную, название соответствует этому компоненту, например, охра.


Возможность применения красок на различных поверхностях маркируется цифрой 2 в том случае, если для разведения применялась та же марка олифы, что и при ее производстве. Масляные смеси также подразделяются по разным видам олифы, учитывающим, на основе чего они были изготовлены.

  • Комбинированная (композиционная) олифа. К ее производству не применяют государственные стандарты. В связи с этим в состав такой олифы входят токсичные компоненты. Не рекомендуется применять краску, произведённую на основе этой олифы в помещениях, где проживают люди или животные, так как неприятный запах сохраняется длительное время уже после высыхания состава. Маркируется такая смесь аббревиатурой МА-025.
  • Натуральная олифа. Производство натуральной олифы основано на растительных маслах (до 97%) и около 3% остается на добавку сиккатива. Краской, изготовленной на основе этой олифы, принято окрашивать все необходимые поверхности внутри жилых домов. Маркировка этого красящего состава – МА-021.
  • В виде заменителя натурального состава выпускают искусственную глифталевую олифу. Маркировка – ГФ-023.
  • Пентафталевая. Она имеет состав, включающий натуральные масла, глицерин, сиккатив, а также фталевый ангидрид. Маркировка олифы с этим составом – ПФ-024.

Композиционная олифа

Натуральная олифа

Пентафталевая

Глифталевая

В соответствии с требованиями ГОСТа на упаковках всех видов лакокрасочной продукции указывается, какие растворители могут применяться для каждого типа и их необходимые пропорции. Обязательным условием также является указание необходимого расхода смеси на 1 кв. м.

Скипидар

Такой состав весьма популярен в качестве разбавителя. Имеются две разновидности скипидара, которые применяют при работах. К ним относится древесный и терпентинный скипидар.

Древесный изготавливается из древесных составляющих, содержащих смолу. Изначально раствор получается темного цвета, после определенной обработки приобретает прозрачный оттенок. При перегонке смолы хвойных пород получают терпентинный скипидар. Имеет множество свойств, которые применяются в различных областях, помимо растворения.




Разводя краски подобным растворителем, можно добиться более быстрого высыхания окрашенных поверхностей. Но недостатком использования такого состава является специфический запах, вследствие чего работы следует производить при активном проветривании.

Уайт-спирит

Им можно заменить скипидар. Доступность этого средства обуславливает его популярность. Также выпускаются разновидности уайт-спирита без резкого запаха. В применении эта жидкость весьма удобна за счет медленного испарения, работы можно производить не спеша, с особой тщательностью. Положительным качеством также является и то, что цвет смеси не меняется при введении уайт-спирита.


Растворитель

Для разведения масляных красок применяется растворитель под номером 647. Могут быть и другие обозначения – это зависит от компонентов, из которых произведён состав. Но не следует применять продукцию, в составе которой имеется ацетон.

Разводить масляные смеси растворителем следует аккуратно, так как слишком большое количество жидкости может привести к ухудшению качества краски.

Бензин и керосин

Применяют для разведения, если нет никаких других растворителей и только при наружных работах. Специфический запах является преобладающим недостатком – от него может возникнуть головокружение и даже возможно отравление. Но в безнадежных случаях загустевания материала рекомендуется применять для его разведения керосин – для этого нужно предварительно его смешать с сиккативом или скипидаром.

Применение керосина увеличивает время высыхания окрашенных поверхностей.


Порядок разбавления

Соблюдение порядка разбавления для качественного результата весьма важно. Ниже указан порядок такого процесса.

Для начала нужно вскрыть банку, оценить густоту, тщательно перемешать подручным средством.

Внимательно определить необходимую пропорцию, которая зависит от вида применяемого растворителя и густоты краски. Вводимая жидкость во избежание ухудшения качества не должна превышать 5% от количества общей массы. Но если смесь планируется использовать в качестве грунтовки, то объем растворителя можно довести до 10%.

Для достижения необходимого качества разбавитель добавляется непосредственно в банку, понемногу и тщательно размешивается после каждого добавления.


Пользоваться приготовленной смесью можно, если в процессе окрашивания краска начинает загустевать. Ее доводят до нужной консистенции добавлениями необходимого количества растворителя.

В случае если смесь осталась открытой и на поверхности образовалась характерная пленка, то ее следует аккуратно удалить, так как образующиеся в случае перемешивания краски с пленкой жесткие конгломераты не поддаются растворению, и убрать их будет весьма проблематично.

Затем необходимо добавить немного керосина, который предварительно смешивают с уайт-спиритом. После этого смесь тщательно перемешивают и добавляют приготовленный растворитель по мере необходимости, до достижения нужного результата.



Разведение масляных художественных красок

Их применение преимущественно распространено для создания высокохудожественных оформительных работ, написания картин и других творческих моментов. Художественные краски отличаются густой структурой, широкой цветовой гаммой, значительной легкостью смешивания, а при исправлении ошибок не испытывается больших затруднений.

Разведенные смеси широко применяются художниками, но довольно быстро высыхают, вследствие чего они регулярно разбавляются.


Следует иметь в виду, что большое количество разбавителя увеличивает время высыхания, так как масло не имеет свойства испаряться.


Применяемые виды разбавителей

Имеется несколько групп востребованных разбавителей, применяемых профессиональными художниками. К ним относятся составы, изготовленные на основе растительных масел, лаков, а также двойники, тройники и пинен.

  • Масло. Распространенные растительные масла различного происхождения, такие как льняное, маковое, подсолнечное, конопляное, издавна применяются художниками для разведения красок.
  • Лаки изготавливаются на основе разбавленных смол. При их применении в качестве разбавителя структура краски уплотняется, способствует лучшему сцеплению с полотном. Изготавливаются специальные лаки для добавления в разбавители, чтобы разводить масляные краски.
  • Двойник и тройник. Судя из названия, двойник – это разбавитель, содержащий в своем составе два компонента. Этими компонентами является лак, а также растительные масла, составленные в пропорциях, которые художники зачастую подбирают самостоятельно. В тройнике к вышеперечисленным компонентам добавлен разбавитель.
  • Пинен. Иначе он называется «разбавитель №4». Он используется для растворения и разбавления составов.

Пинен

Масляная живопись это один из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Это связано с яркостью и долговечностью работ. Кроме того, работать с этим материалом чрезвычайно легко и приятно. В связи с этим важно знать, чем разбавить масляные краски.

Нужно ли разбавлять масляные краски

Масляные краски для живописи вполне возможно использовать без разбавителей. Если текстура достаточно мягкая и вы любите рельефные работы, то смело рисуйте ими в чистом виде. Тем не менее краска может иметь слишком плотную консистенцию и со временем густеть. В таком случае перед вами непременно встанет вопрос, чем разбавить масляные краски. Здесь главное понимать, что любой растворитель делает работу менее яркой. А если вы будете использовать натуральные масла, то учтите, что срок высыхания готовой картины значительно увеличится. В любом случае подобные средства нужно держать в своем арсенале, чтобы иметь возможность вымыть кисти и палитру.

Готовый разбавитель

В художественных магазинах можно встретить разбавители масляных красок, которые отличаются по номерам. В их состав входят скипидар, пинен и уайт спирит. Номер означает соотношение указанных веществ. Разбавители используют не только для рисования, но также и для мытья кистей и очистки палитры.

Масло в качестве разбавителя

Первое, что приходит на ум при вопросе о том, чем разбавить масляные краски, это, конечно же, растительные масла. Чаще всего используют льняное или конопляное. Но лучше всего внимательно прочитать состав краски и выбрать в художественном магазине аналогичное масло. Такая добавка сделает материал более мягким и податливым. Кроме того, у работы появится характерный блеск. После высыхания картина покроется незаметной эластичной пленкой, которая защитит ее от разрушительного воздействия внешних факторов. Если же говорить о недостатках такого разбавителя, стоит отметить неприятный удушливый запах.

Терпентин и уайт спирит

Очищенный терпентин это хороший вариант для масштабных картин. Масляные краски для рисования становятся достаточно вязкими и долго не сохнут, а потому у вас всегда будет возможность внести коррективы в работу. Тем не менее ни в коем случае не используйте бытовой терпентин, только из художественного магазина. Это вещество может придать желтизну краске.

Что касается минерального уайт спирита, то он сохнет гораздо быстрее, чем предыдущее вещество. К тому же он менее привередлив в хранении и более безопасен в плане химического состава. Да и цена такого разбавителя ниже. Тем не менее, если вещество некачественное, на готовой работе после высыхания может появиться белый налет.

Художественный лак

Если вы не знаете, чем разбавить масляные краски, то попробуйте живописные лаки. Но ни в коем случае не путайте их с покрывными, которые наносятся примерно через год после написания картины. Лак должен содержать в своем составе древесную смолу и растворитель.

Масляные краски для живописи, разбавленные подобным образом, становятся более податливыми и в то же время более плотными, что обеспечивает хорошее перекрытие. Кроме того, готовая картина становится яркой и блестящей, чего достаточно трудно добиться, используя только масло или разбавитель. Краска после высыхания становится более прочной и устойчивой к внешним воздействиям.

Чтобы структура масляной краски была более мягкой, достаточно часто используют так называемый двойник. В его состав входят одна часть лака и две части льняного или конопляного масла.

Рецепт "тройника"

Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить разбавитель для масляных красок с учетом своих потребностей. Самый распространенный рецепт "тройника" включает в себя следующие компоненты:

  • живописный лак (лучше выбирать даммарный или же мастичный);
  • конопляное, льняное или маковое масло (последнее считается одним из самых прозрачных и чистых);
  • скипидар или растворитель для художественных масляных красок (чаще всего используют уайт спирит).

Все компоненты смешивают в чистой стеклянной емкости в равных пропорциях. Сосуд должен быть плотно закрыт, иначе растворитель начнет испаряться и утратит свои свойства.

Полезная информация

Начинающие и опытные художники непременно оценят следующие советы.

Никогда не используйте растворители из строительных магазинов, ведь они не только обладают неприятным запахом, но еще и придают краскам оттенок желтизны после высыхания.

Некоторые разбавители делают цвет краски бледным, но по мере их испарения оттенок может снова стать более ярким.

Прежде чем использовать тот или иной растворитель в работе над картиной, поэкспериментируйте на пробном кусочке холста.

Не стоит использовать слишком много разбавителя, ведь масляная краска может стать рыхлой и будет хуже держаться на поверхности.

Для быстрого высыхания используйте скипидар или художественный лак, а если вам предстоит длительная работа, то лучше отдавать предпочтение растительному маслу.

При работе с растворителями (особенно с химическими) надевайте перчатки и марлевые повязки, а также не забывайте проветривать помещение.

Всегда разбавляйте небольшое количество краски, ведь в таком виде она не подлежит хранению.

Если вы хотите придать своей картине приятный аромат, то используйте в качестве растворителя кедровый или пихтовый лак.

Можно ли повторно использовать разбавитель?

Довольно часто художники макают в емкость с растворителем кисточки, испачканные в краске. В результате он становится мутным и, на первый взгляд, абсолютно непригодным к использованию. Грязный разбавитель вполне можно использовать повторно, если провести процедуру фильтрации. Для начала дайте жидкости постоять, чтобы выпал осадок, после чего пропустите ее через бумажный фильтр. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока осадок не перестанет выпадать. Отфильтрованный разбавитель перелейте в чистую стеклянную емкость и плотно закрутите крышкой.

Правильно подобранный разбавитель для масляных красок сделает вашу работу более яркой, а также позволит ускорить процесс высыхания.

Материалы по теме:

Разбавляем масляную краску

Наверное, каждый может припомнить за собой подобный случай, что в период ремонта не раз по собственной невнимательности забывал закрыть банку с краской, от чего материал, к огромному разочарованию, застывал и более не был пригоден для использования. Ниже приведены примеры возможных растворителей для красок, которые помогут вам спасти загустевшую краску, или же просто развести новую.

Масляные краски, сами по себе, могут быть как густотертыми, так и сразу же иметь консистенцию, необходимую при их применении. Краски, условно называемые "густыми", в таком виде используются крайне редко, чаще всего их разводят растворителем. Так же этой специфической жидкостью разводят уже засохшие краски или те, которые планируют использоваться как грунтовка.

Вид растворителя для краски определяется согласно свойств материала, на который краска будет накладываться.

Масляная краска без труда разводится многими химическими веществами, которые крайне просто приобрести в строительных магазинах. В качестве примеров можно назвать такие растворители: скипидар (очищенные или же нет), бензин, растворитель 647 керосин (только с добавлением сиккатива), уайт-спирт. Однако уайт-спирт, растворитель 647 и скипидар на сегодняшний день являются самыми широко используемыми видами растворителей.

Уайт-спирит для масляных красок

Область применения того же уайт-спирата крайне велика. Он составляет не шуточную конкуренцию скипидару, обороты продаж которого упали после того, как на рынках появился уайт-спирт.

Уайт-спирит для масляных красок используется в таких случаях:

  1. Для получения органодисперсии при разведении лакокрасочных покрытий.
  2. С целью разведения лаков, грунтовки, олифы, эмалей, автоконсервантов и т.д.
  3. Применяется для промывания кистей после завершения работы.
  4. С целью обезжирить поверхность, если вдруг возникает подобного рода проблема.
  5. Может применяться в качестве растворителя для каучука или же алкидов.

Такой растворитель является крайне популярным в силу своей доступности, ведь цена его вполне приемлема, даже учитывая широкий спектр его применения.

При использовании уайт-спирта расходы краски или же другого вида лакокрасочного покрытия существенно сокращается, однако качество покраски остается неизменным.

При желании, возможно даже найти такой вид уайт-спирта, который не имеет характерного для него резкого запаха.

Правила использования уайт-спирита для масляных красок:

  1. Не следует забывать о мерах предосторожности, так что стоит избегать нахождения растворителей около каких-либо источников открытого огня или же рубильников. Так же стоит заранее обратить внимание на то, что растворители некоторых составов могут самовоспламеняться под воздействием температур.
  2. Так же нужно обращать внимание на довольно резкий запах вещества. Потому разводить краску нужно исключительно в хорошо проветриваемых помещениях или же вовсе на открытом воздухе.
  3. Из-за химического состава растворителей не следует допускать их попалания на кожу или же слизистую. В противном случае, нужно немедленно промыть место попадания вещества водой. Одежда так же может испортиться от попадания на нее сильного химического вещества.

Скипидар для масляных красок

Скипидар на данный момент является популярным средством для разведения краски. Помимо этого, его применяют в производстве канифоли, а также даммары. Его так же можно обнаружить в лаках на основе копала. Состав скипидара сложен, а сам по себе он походит на эфирное масло.

Виды скипидара для масляных красок:

  1. Пневый скипидар. Изготавливается он, главным образом, из коры хвойных деревьев, а также пней.
  2. Древесный скипидар. При изготовлении используются ветви и коры деревьев, которая содержит в себе смолу. В своем изначальном виде, подобный скипидар представляет собой жидкость коричневатого оттенка, который исчезает сразу же после повторной обработки.
  3. Терпентинный скипидар. Этот вид растворителя можно сравнить разве что с настоящим эфирным маслом, так как получают его посредством перегонки смолы и смолистых материалов самых разных видов хвойных деревьев. Ценные свойства этого масла не теряются даже после вторичной его обработки, что является несомненным его преимуществом.

Растворитель 647 для масляных красок

Растворитель 647 - довольно сильное бесцветное химическое вещество, которое имеет свойство легко воспламеняться, а также источает резкий неприятный запах, что вполне характерно для данного типа растворителей. Зачастую эта жидкость применяется для разбавления алкидных эмалей и пентафлатеиновых эмалей. Им довольно часто разводят лаки или же шпаклевку. Растворителем предварительно обезжиривают поверхности, которые необходимо окрасить. Так же данной жидкостью промываются различные промышленные инструменты и детали, а помимо этого растворитель 647 применяют для очищения загрязненной ткани.

Разбавляя краску следует быть крайне осторожным в её соотношении растворителем, так как при неправильном количестве растворителя краску легко можно испортить. В разбавленном виде краска используется для лучшего проникновения в поверхностный материал. Смесь краски с растворителем так же применяется в качестве грунтовки.

Хорошо вымешать ее на протяжении 10-20 минут до однородного состояния.

Таблица. Физико-химические показатели растворителя 647.

Масляная краска на олифе

Универсальным растворителем на сегодняшний день считают олифу. Она же входит в состав краски, благодаря ей при нанесении краски на поверхность образуется тонкая пленка.

Вид олифы, которую стоит применять зависит непосредственно от того, какой ее вид содержится в составе самой краски. Помимо этого, все масляные краски классифицируются и другим ее составляющим, в ее состав могут входить различные пигментирующие вещества и наполнители. Если же в состав краски входит только один компонент, то название краске дается именно по названию этого самого компонента.

В названии так же может присутствовать цифра 2, которая означает, что лакокрасочный материал применим для всех поверхностей, если краска разводится той же олифой, что входит в ее состав.

Для краски видам олифы так же существует специальная классификация:

Обозначается на упаковке. Такая пометка свидетельствует о том, что в состав краски входят вредные токсичные вещества, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье, а также источать характерный запах еще долгое время после высыхания покрытия.

МА-0,21. Краски на основе натуральной олифы. В процентном содержании: 96% натуральных масел (масла сои, подсолнечника, льна) и 4% сиккативов. В основном применяется для окрашивания стен, окон, дверей как снаружи, так и внутри помещения.

ГФ-0,23. Галифталевая олифа — заменитель натуральной.

ПФ-0,24. Так маркируется пентафталевая олиф. В ее состав входят сиккатив или глицерин. На 50% состоит из натуральных материалов.

В соответствии со стандартами, на упаковке должно прописываться, какие растворители следует использовать с данным типом краски, а также ее расход на 1 квадратный метр при нанесении в 1-2 слоя.

Масляные краски являются самым прочным и долгоиграющим покрытием среди остальных лакокрасочных материалов.

Они отлично подходят для нанесения на штукатурку, металл, бетон и дерево. Так же данное покрытие защищает поверхность от таких пагубных явлений как коррозия, гниение, защищает от излишней влаги. Помимо этого, этот вид лакокрасочных изделий так же используется в качестве грунтовочной основы и имеет декоративное значение. Они более яркие, и, разумеется могут быть использованы не только для покраски стен снаружи дома, так и внутри него.

Они незаменимы для творческих личностей, ведь именно так, зачастую, создаются шедевры изобразительного искусства. Так что еще одним плюсом в пользу масляных красок можно считать их распространенность и применимость в абсолютно разных сферах жизни.

Перед тем, как определиться с выбором, чем все-таки лучше было бы развести краску, вам нужно решить для себя, что именно вам стоит приобрести. Возможно, растворитель, а может быть и разбавитель. Растворители лучше использовать в тех случаях, когда краска попросту застыла, высохла. После его добавления нужно подождать некоторое время, от пары минут, до пары часов, чтобы краска приобрела нужную вам консистенцию. Тогда вы можете без проблем работать с материалом. А в том случае, когда краска загустела, лучше применять разбавитель. С его помощью вы так же предадите краске нужную консистенцию так как подобного рода вещества снижают вязкость лакокрасочного состава.

Подсолнечное масло в живописи

Подсолнечное масло добывается из семян подсолнечника. На подсолнечное масло как на материал, пригодный для живописи, указал впервые проф. Ф. Петрушевский.

Сырое подсолнечное масло, выжатое холодным способом, имеет светложелтый цвет, который более или менее легко исчезает на свету и при нагревании. Химический состав его еще мало изучен. Фарион относит подсолнечное масло к полувысыхающим маслам. Масло это представляет большой интерес для русских живописцев, так как добывается оно главным образом в СССР, притом в большом количестве, и отличается дешевизной. В последнее время, однако, им заинтересовались и на Западе, где также производятся испытания его пригодности в живописи.

Подсолнечное масло содержит 46% линолевых кислот, 39% олеиновой кислоты и 9% твердых жирных кислот. Эти данные о составе масла, невидимому, близки к истине, так как подтверждаются медленным высыханием подсолнечного масла. Но пока не имеется твердо установленных данных, необходимо, конечно, дальнейшее исследование состава подсолнечного масла. Смешения красок с подсолнечным маслом дали безусловно удовлетво рительные результаты.

Из личных опытов мне известно, что слой подсолнечного масла не морщится при высыхании даже при значительной его толщине; высыхает масло в тонком слое в виде кобальтовой олифы приблизительно в 12 часов. При введении в него смол и эфирных масел оно дает нормальный слой живописи; кроме того, может служить в качестве связующего вещества красок в комбинации с льняным маслом, чем умеряются отрицатель ные стороны льняного масла.

Суровый приговор, произнесенный Таубером по адресу макового масла, должен относиться и к подсолнечному, если принять во внимание состав последнего.

Выбор разбавителя для масляной краски

Не следует, однако, упускать из виду того, что маковое масло в XVII столетии с успехом, повидимому, применялось в живописи у голландцев и что со второй половины XIX столетия царил бессистемный метод живописи; при таких условиях маковое масло дало, конечно, худшие результаты, чем оно могло дать. При изменившихся взглядах на состав связующих веществ масляной живописи, когда в них стали вводить смолы и эфирные масла, а также начали пользоваться смесями различных масел, вопрос применения тех или иных из вышеописанных масел в качестве связующих веществ красок остается до сих пор открытым, так как длительного опыта с такими комбинированными связующими веществами в живописи мы еще не имеем.

Краски, тертые на одном сыром подсолнечном сгущенном масле, сохнут очень медленно, особенно цинковые белила, что затрудняет многослойную живопись на нем и не гарантирует прочности. Для полноты знакомства с различными видами жирных высыхающих масел необходимо сказать еще несколько слов о нижеследующих маслах.

Конопляное масло по своим свойствам пригодно лишь в малярном деле, но не в живописи.

Масла сосновых и еловых семян (особенно первое) являются прекрасными заменителями льняного масла. Они желтеют меньше последнего. Солнечным светом выбеливаются легко и вполне. С красками дают хорошую пасту, похожую на пасту, получаемую с маковым маслом. К сожалению, масла эти добываются с трудом, почему и цена их высока, особенно масла из елового семени.

Китайские и японские масла - древесное (тунговое) и пе-рилловое - обладают хорошими высыхающими способностями, но в живописи пока применения не имеют и не исследовались в этом направлении.

В живописи, а также строительстве важную роль играет разбавитель для масляных красок. Для акварели или гуаши подойдет простая вода. Часть красок вовсе разбавлять не надо. Но для масляных эмалей нужны дополнительно особые составы. Они обладают разными свойствами и функциями.

Зачем нужны растворители для масляных красок?

У художников появилась специальная водорастворимая масляная краска, но в строительстве она не подходит. Зачем нужно разбавлять готовые составы? В основе масляной краски лежит пигмент, который смешивается с олифой. Если эмаль долго не используется, тогда более твердые частицы оседают, а слой масла остается сверху.

Перед употреблением банку приходится тщательно взбалтывать. Иногда необходимо сделать краску более жидкой или размыть загустевшую. В этом случае используются растворители. Но нужно учитывать факт, что составы маслянистых эмалей разные. В каждом используется определенный вид олифы, которая выступает в роли растворителя.

Выбор растворителей

Краски делятся на два вида, использующиеся в помещениях и для внешних работ. Это разделение происходит от того, что некоторые составы имеют резкий запах из-за токсичности. Есть несколько видов олифы:

  1. Натуральная – производится из соевого, льняного или конопляного масла. Такая олифа маркируется МА-021. Маслянистые эмали на ее основе подходят для окраски дверей, окон и других внутренних частей помещений, исключая потолок, пол. Нанесение на эти поверхности нарушает воздухообмен в комнате и препятствует прохождению влаги.
  2. Композиционная (или комбинированная) олифа – изготавливается методом смешивания масла с растворителем. Обозначается МА-025. Готовая смесь может разбавляться бензином, скипидаром, уайт-спиритом. Такая эмаль имеет сильный запах, а ее испарения вредны для здоровья. Для применения внутри помещений не подходит.
  3. Искусственная олифа заменяет натуральную и обозначается ГФ-023.
  4. Пентафталевая состоит из настоящих масел с добавлением сиккатива, глицерина и фталевого ангидрида. Эта олифа обозначается ПФ-024.

Чтобы правильно разбавлять маслянистые эмали, необходимо ознакомиться с их составом, а потом подбирать соответственный раствор, совпадающий с типом олифы. На упаковках с красками всегда пишется, какие растворители подойдут для данной продукции.

Разновидности

Разбавители для маслянистых эмалей – это химические вещества, которыми дополняются составы для достижения более жидкой консистенции. К трем основным растворителям относятся:

  • уайт-спирит;
  • растворитель 647;
  • скипидар.

Уайт-спирит является универсальным разбавителем. Он используется чаще, чем остальные средства. Причем теперь этот разбавитель изготавливается без запаха. Стоимость уайт-спирита невелика, поэтому он доступен даже простому обывателю. При использовании расход масляной краски сильно сокращается, но на качестве покрытия это не отражается.

Растворитель 647 – бесцветная жидкость, имеющая резкий запах. Это средство легковоспламеняющееся. В помещениях используется в качестве разбавления алкидных и пентафталевых красок. Разжижитель 647 можно применять относительно лаков и шпаклевки. Одновременно средство может использоваться как грунтовка.

Скипидар – уже давно применяется в качестве разбавления. Это средство, которое получается после обработки живицы, древесины, а также других материалов. Скипидар – это специфическое эфирное масло с очень сложным химическим составом. Есть три основных вида: древесный, пневый и терпентинный.

В качестве разводителей используются еще два средства. Керосин хорошо восстанавливает старые засохшие краски. Но в этом случае обязательно должен добавляться еще скипидар. Высыхание длительное – десять дней. После разведения краски бензином получившийся состав будет давать матовый оттенок.

Правильное использование

Перед тем как разбавить масляные краски, необходимо ознакомиться с инструкцией. Все растворители обладают летучестью, поэтому их нельзя держать вблизи огня, выключателей, рубильников. Из-за взрывоопасности разбавителей во время их применения, а также в процессе смешивания нельзя курить. При низких температурах средства для растворения эмалей могут замерзнуть.

Некоторые имеют довольно неприятный резкий запах. Поэтому масляная эмаль должна разводиться только в проветриваемых помещениях или на свежем воздухе (если он не холодный). Иначе можно запросто получить отравление токсичными парами.

Все разбавители – сильные химические вещества. Если они попали на открытую кожу или слизистые оболочки, то эти места нужно срочно обильно промыть чистой холодной водой. От некоторых растворителей может пострадать даже одежда.

При разбавлении масляных эмалей нужно быть очень осторожным с пропорциями. Неправильно подобранные части могут просто испортить смесь. Правильные пропорции всегда указываются относительно каждого растворителя. Они продаются уже с инструкциями для применения.

Растворители используются не только для разбавления загустевших красок. Скипидар, уайт-спирит и другие применяются также для свежих составов. Растворители не только разжижают смеси, но и одновременно обезжиривают их. С помощью разбавляющих средств готовится хорошая грунтовка.

Масляные эмали пользуются большой популярностью, так как очень красивы, доступны по цене и хорошо уберегают поверхность от влаги, гниения, коррозии. Даже если состав сильно загустеет, всегда можно воспользоваться разбавителями.

После проведения строительных работ часто остается недоиспользованная масляная краска. Со временем она меняет свои свойства, становится густой или совсем застывает. И возникает вопрос: чем следует разбавить масляную краску, чтобы можно было работать с ней снова?


Разбавлять нужно тем, что есть в основе краски

Особенности разбавления

Основу масляной краски составляет пигмент, смешанный с олифой до однородного состояния. Пока смесь не используется, тяжелый порошковый пигмент может оседать, середина застывает, а сверху накапливается масло, потому требуется тщательно размешивать или взбалтывать банку перед работой. При необходимости доведения вещества для окрашивания до более жидкого состояния сначала ответьте на два вопроса:

  1. В качестве чего собираетесь использовать разбавленную краску: саму по себе для окрашивания поверхности или же как грунтовку?
  2. С каким видом олифы замешан состав?

Нам важно определиться с этими моментами, поскольку масляную краску следует разбавлять веществом, аналогичным тому, что есть в составе.

Если банка с лакокрасочным материалом стояла недолгое время после открытия, то загустение устраняется добавлением олифы. Однако это вещество различается способом изготовления, таким образом, при неверном выборе рискуете испортить весь красящий материал. Когда необходимо реанимировать сильно уплотнившуюся краску, то не обойтись без растворителя. Его же добавляем, если подготавливаем грунтовку.

Виды олифы в масляных красках

Один вид красок можно использовать для обработки поверхностей в помещении, другой – строго для внешних работ, поскольку имеет токсичные выбросы (резкий запах).

Способ применения зависит от вида олифы:

  1. К первому относится натуральная олифа, производимая из конопляного, льняного, соевого масла. Ее маркируют МА-021, и она пригодна для окрашивания окон, дверей и иных элементов помещений. Исключение составляет пол и потолок, потому что масляная основа не позволяет проходить влаге, тем самым может нарушиться правильный воздухообмен в комнате.
  2. Второй вид – это композиционная олифа, созданная путем смешивания растворителя и масла. Такую , уайт-спиритом, бензином, сольвентом, она характеризуется наличием сильного запаха, а испарения вредны для организма. Хотя с подобным составом краска стоит меньше, но делать с ней домашний ремонт противопоказано. Обозначается маркером МА-025.

Ознакомившись с этикеткой и составом, выбираете или олифу на основе льняного масла, или покупаете подходящий растворитель.

Процесс разведения олифой

Разбавить краску не сложно, но стоит действовать поэтапно и экономно вливать любое разбавляющее вещество, потому что, если она будет перенасыщена олифой, то для высыхания поверхности требуется более длительный срок.

Этапы разведения:

  • для удобства размешивания и устранения сгустков перекладываем лакокрасочное вещество в подходящую емкость;
  • небольшими порциями вливаем олифу и начинаем тщательно перемешивать, следя за густотой;
  • повторяем процедуру добавления масла и доводим смесь до подходящей нам консистенции;
  • ждем минут десять, после чего процеживаем состав через сито, чтобы устранить комочки.

Если добавить слишком много олифы, краска будет сохнуть гораздо дольше

Выбор и применение растворителей

Перед тем как выбрать растворитель, учитывайте, что некоторые вещества способны менять свойства краски. В основном применяют или многокомпонентные готовые смеси под номерами (например, «Растворитель 647»), которые содержат в различных соотношениях спирты, кетоны, эфиры, или органические вещества, обладающие высокой степенью летучести (уайт-спирит, скипидар, керосин, бензин и т.д.).

Добавляйте растворитель осторожно и понемногу, чтобы не испортить состав, поскольку избыток может вызвать разрушение связей между пигментом и олифой.

Типы органических растворителей:

  1. Уайт-спирит – это наиболее используемое средство, позволяющее как очищать кисти и обезжиривать поверхности, так и разводить масляные краски, олифу, лаки. При этом следует учитывать, что обычный уайт-спирит имеет малую способность к разжижению, потому покупать нужно очищенный;
  2. Скипидар, полученный из различных материалов деревопереработки – одно из популярных веществ, чтобы вернуть к жизни подсохшие лакокрасочные материалы. На основе скипидара и уайт-спирита готовят смесь, беря каждое вещество в соотношении один к одному. Или используют очищенный скипидар, который помогает ускорить процесс высыхания. Если же брать неочищенный, то время, наоборот, увеличивается;
  3. Керосин тоже можно применять, чтобы развести подсохшую краску. Но перед этим его смешивают со скипидаром или с сиккативами. Керосин мало популярен, потому что удлиняет срок высыхания окрашенной поверхности;
  4. Бензин может быть задействован как разбавитель, чтобы снизить вязкость красочного вещества. Он также придает смеси матовость.

Очищенный уайт-спирит имеет более лучшую способность к разжижению, в отличии от обычного

Перед тем как выбрать метод реабилитации масляной краски, нужно определиться, что именно приобретать – растворитель или разбавитель? Растворитель вам потребуется для долго стоящих и застывших красок. Добавляя его, нужно подождать несколько минут или часов, пока консистенция станет пригодной для работы. Если же масса стала густой, то вам поможет готовый разбавитель или олифа. Он снижает вязкость состава.

Наверное, каждый может припомнить за собой подобный случай, что в период ремонта не раз по собственной невнимательности забывал закрыть банку с краской, от чего материал, к огромному разочарованию, застывал и более не был пригоден для использования. Ниже приведены примеры возможных растворителей для красок, которые помогут вам спасти загустевшую краску, или же просто развести новую.

Масляные краски, сами по себе, могут быть как густотертыми, так и сразу же иметь консистенцию, необходимую при их применении. Краски, условно называемые "густыми", в таком виде используются крайне редко, чаще всего их разводят растворителем. Так же этой специфической жидкостью разводят уже засохшие краски или те, которые планируют использоваться как грунтовка.

Вид растворителя для краски определяется согласно свойств материала, на который краска будет накладываться.

Масляная краска без труда разводится многими химическими веществами, которые крайне просто приобрести в строительных магазинах. В качестве примеров можно назвать такие растворители: скипидар (очищенные или же нет), бензин, растворитель 647 керосин (только с добавлением сиккатива), уайт-спирт. Однако уайт-спирт, растворитель 647 и скипидар на сегодняшний день являются самыми широко используемыми видами растворителей.

Область применения того же уайт-спирата крайне велика. Он составляет не шуточную конкуренцию скипидару, обороты продаж которого упали после того, как на рынках появился уайт-спирт.

Уайт-спирит для масляных красок используется в таких случаях:

  1. Для получения органодисперсии при разведении лакокрасочных покрытий.
  2. С целью разведения лаков, грунтовки, олифы, эмалей, автоконсервантов и т.д.
  3. Применяется для промывания кистей после завершения работы.
  4. С целью обезжирить поверхность, если вдруг возникает подобного рода проблема.
  5. Может применяться в качестве растворителя для каучука или же алкидов.

Такой растворитель является крайне популярным в силу своей доступности, ведь цена его вполне приемлема, даже учитывая широкий спектр его применения.

При использовании уайт-спирта расходы краски или же другого вида лакокрасочного покрытия существенно сокращается, однако качество покраски остается неизменным.

При желании, возможно даже найти такой вид уайт-спирта, который не имеет характерного для него резкого запаха.

Правила использования уайт-спирита для масляных красок:

  1. Не следует забывать о мерах предосторожности, так что стоит избегать нахождения растворителей около каких-либо источников открытого огня или же рубильников. Так же стоит заранее обратить внимание на то, что растворители некоторых составов могут самовоспламеняться под воздействием температур.
  2. Так же нужно обращать внимание на довольно резкий запах вещества. Потому разводить краску нужно исключительно в хорошо проветриваемых помещениях или же вовсе на открытом воздухе.
  3. Из-за химического состава растворителей не следует допускать их попалания на кожу или же слизистую. В противном случае, нужно немедленно промыть место попадания вещества водой. Одежда так же может испортиться от попадания на нее сильного химического вещества.

Скипидар на данный момент является популярным средством для разведения краски. Помимо этого, его применяют в производстве канифоли, а также даммары. Его так же можно обнаружить в лаках на основе копала. Состав скипидара сложен, а сам по себе он походит на эфирное масло.

Виды скипидара для масляных красок:

  1. Пневый скипидар. Изготавливается он, главным образом, из коры хвойных деревьев, а также пней.
  2. Древесный скипидар. При изготовлении используются ветви и коры деревьев, которая содержит в себе смолу. В своем изначальном виде, подобный скипидар представляет собой жидкость коричневатого оттенка, который исчезает сразу же после повторной обработки.
  3. Терпентинный скипидар. Этот вид растворителя можно сравнить разве что с настоящим эфирным маслом, так как получают его посредством перегонки смолы и смолистых материалов самых разных видов хвойных деревьев. Ценные свойства этого масла не теряются даже после вторичной его обработки, что является несомненным его преимуществом.

Растворитель 647 - довольно сильное бесцветное химическое вещество, которое имеет свойство легко воспламеняться, а также источает резкий неприятный запах, что вполне характерно для данного типа растворителей. Зачастую эта жидкость применяется для разбавления алкидных эмалей и пентафлатеиновых эмалей. Им довольно часто разводят лаки или же шпаклевку. Растворителем предварительно обезжиривают поверхности, которые необходимо окрасить. Так же данной жидкостью промываются различные промышленные инструменты и детали, а помимо этого растворитель 647 применяют для очищения загрязненной ткани.

Разбавляя краску следует быть крайне осторожным в её соотношении растворителем, так как при неправильном количестве растворителя краску легко можно испортить. В разбавленном виде краска используется для лучшего проникновения в поверхностный материал. Смесь краски с растворителем так же применяется в качестве грунтовки.

Хорошо вымешать ее на протяжении 10-20 минут до однородного состояния.

Таблица. Физико-химические показатели растворителя 647.

Универсальным растворителем на сегодняшний день считают олифу. Она же входит в состав краски, благодаря ей при нанесении краски на поверхность образуется тонкая пленка.

Вид олифы, которую стоит применять зависит непосредственно от того, какой ее вид содержится в составе самой краски. Помимо этого, все масляные краски классифицируются и другим ее составляющим, в ее состав могут входить различные пигментирующие вещества и наполнители. Если же в состав краски входит только один компонент, то название краске дается именно по названию этого самого компонента.

В названии так же может присутствовать цифра 2, которая означает, что лакокрасочный материал применим для всех поверхностей, если краска разводится той же олифой, что входит в ее состав.

Для краски видам олифы так же существует специальная классификация:

МА-0,25. Обозначается на упаковке. Такая пометка свидетельствует о том, что в состав краски входят вредные токсичные вещества, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье, а также источать характерный запах еще долгое время после высыхания покрытия.

МА-0,21. Краски на основе натуральной олифы. В процентном содержании: 96% натуральных масел (масла сои, подсолнечника, льна) и 4% сиккативов. В основном применяется для окрашивания стен, окон, дверей как снаружи, так и внутри помещения.

ГФ-0,23. Галифталевая олифа - заменитель натуральной.

ПФ-0,24. Так маркируется пентафталевая олиф. В ее состав входят сиккатив или глицерин. На 50% состоит из натуральных материалов.

В соответствии со стандартами, на упаковке должно прописываться, какие растворители следует использовать с данным типом краски, а также ее расход на 1 квадратный метр при нанесении в 1-2 слоя.

Масляные краски являются самым прочным и долгоиграющим покрытием среди остальных лакокрасочных материалов.

Они отлично подходят для нанесения на штукатурку, металл, бетон и дерево. Так же данное покрытие защищает поверхность от таких пагубных явлений как коррозия, гниение, защищает от излишней влаги. Помимо этого, этот вид лакокрасочных изделий так же используется в качестве грунтовочной основы и имеет декоративное значение. Они более яркие, и, разумеется могут быть использованы не только для покраски стен снаружи дома, так и внутри него.

Они незаменимы для творческих личностей, ведь именно так, зачастую, создаются шедевры изобразительного искусства. Так что еще одним плюсом в пользу масляных красок можно считать их распространенность и применимость в абсолютно разных сферах жизни.

Перед тем, как определиться с выбором, чем все-таки лучше было бы развести краску, вам нужно решить для себя, что именно вам стоит приобрести. Возможно, растворитель, а может быть и разбавитель. Растворители лучше использовать в тех случаях, когда краска попросту застыла, высохла. После его добавления нужно подождать некоторое время, от пары минут, до пары часов, чтобы краска приобрела нужную вам консистенцию. Тогда вы можете без проблем работать с материалом. А в том случае, когда краска загустела, лучше применять разбавитель. С его помощью вы так же предадите краске нужную консистенцию так как подобного рода вещества снижают вязкость лакокрасочного состава.

материалы по теме

Гидрофобизирующие добавки

Актуальной проблемой при использовании бетона и кирпича является их гидроизоляционное покрытие. Это связано с деструктивным влиянием влаги на строительные объекты и материалы. Перепады во влажности воздуха, повышенное, или пониженное содержание воды и ее паров в окружающей среде могут привести к ряду нежелательных последствий.

Вопрос снятия масляной краски на сегодняшний день имеет большую актуальность, так как подобного рода проблема имеет место практически в каждом случае косметического ремонта. Такое занятие, как удаление краски, может как стать для вас вопросом десяти минут, так и явится вам скорее в образе проклятия, забирая у вас часы драгоценного времени, сил, а зачастую и средств. Удаление именно масляной краски со стен процесс наиболее трудоемкий, а особенно в тех случаях, когда краска нанесена поверх штукатурки или бетона. Однако если же вы все-таки решились на новую покраску, то ниже будут приведены и рассмотрены самые простые, а потому популярные способы по удалению масляной краски с поверхностей.

У каждого художника есть своя уникальная техника, позволяющие ему создавать настоящие произведения искусства. Однако для того, чтобы перенести все свои мысли и творческие идеи на бумагу, необходимо подобрать правильные краски. Ведь дело здесь не только в гармоничном сочетании цветов. Важно найти лакокрасочные материалы, позволяющие сохранить вашу работу на долгие годы.