28.06.2020

Что из нижеперечисленного не является структурным компонентом воспитательной системы школы. Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы


Тема 7. ПОЛИТИКА

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в кле­точку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Что из указанного связано с понятием «власть»?

3) социализация

4) урбанизация

А2. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства

2) ораторское искусство

3) искусство управления государством

4) политический талант

4) на все вышеперечисленное

А4. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

1) Президент РФ

2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ

4) Председатель Государственной думы РФ

А5. Институтом политической системы, обладающим монополией на пра­вотворчество, представляющим интересы общества в целом является (-ются):

3) общественные движения

А6. Что из нижеперечисленного является структурным компонентом по­литической системы?

1) политическая коммуникация

2) политика

3) политическое управление

4) политический режим

А7. Институтом политической системы, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются):

1) средства массовой информации

2) предпринимательские и профессиональные союзы

3) государственные органы

А8. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) передача власти по наследству

2) власть, ограниченная парламентом

3) выборная власть

4) передача верховной власти по наследству

А9. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?

Средства массовой информации как политический институт: А. Не оказывают существенного воздействия на формирование на­строений в обществе

Б. Служат для распространения в обществе определенных политиче­ских взглядов и идей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Любое государство характеризуется:

1) разделением властей

2) наличием армии

3) осуществлением тотального контроля над личностью

4) многопартийностью

A11. Политическая партия - это организация, которая:

1) борется за власть

2) решает хозяйственные вопросы

3) объединяет людей по интересам

4) образуется стихийно

А12. Политическим режимом называют:

1) форму государства

2) способ осуществления власти

3) наличие репрессивных органов

4) официальную идеологию

А13. К формам территориально-государственного устройства относится:

1) республика

2) демократия

3) монархия

4) федерация

А14. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритар­ной тем, что:

А. Выборы являются всеобщими и равными.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеоло­гии?

А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценно­сти выделяет равенство людей перед законом и судом.

Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценно­сти выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социаль­ных слоев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А16. Исключительным признаком правового государства является

1) суверенитет

3) разделение властей

4) институт президентства

А17. Кто является источником власти в демократической стране?

2) Передовой общественный класс

3) Представители крупного бизнеса

4) Интеллектуальная элита общества

А18. Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А19. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии

2) суверенитет

3) правоохранительные органы

4) публичная власть

А20. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) семейное положение

2) профессию

3) партийность

4) права и обязанности

А21. Оппозиционные политические партии:

2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп

4) определяют состав правительства

А22. Что из приведенного ниже является примером смешанной избиратель­ной системы?

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажори­тарной системе, другая половина - по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избиратель­ным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набрав­ший 50% +1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голо­сования применяется система абсолютного большинства, во вто­ром - большинство относительное.

А23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее го­сударственной целостности, единстве системы государственной вла­сти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Закончите фразу: «Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется...».

В2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления явля­ются... и республика».

Ответ: __________________ .

В3. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Основой политики является...»

Ответ:_________________ .

В4. Вставьте пропущенные слова: «Формирование местного бюджета , управление муниципальной собственностью , охрана общественного порядка, решение вопросов местного значения относятся к полномо­чиям органов...»

Ответ: _________________ .

В5. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.

ПРИЗНАКИ

ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1. Разделение властей

А. Тоталитарный

2. Политический плюрализм

Б. Демократический

4. Всеобщие выборы

Ответ: _____________________ .

В6. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Д. Политическая система

А. Процесс разработки, принятия и реализации политических решений

2. Политическая коммуникация

Б. Правовые, политические и мораль­ные правила, лежащие в основе жизне­деятельности политической системы

3. Политическое управление

В. Механизм формирования и осуще­ствления политической власти

4. Политические нормы

Г. Распространение и передача поли­тической информации как между эле­ментами политической системы, так и между политической системой и об­ществом

Ответ: __________________________ .

В7. Закончите фразу:

«Теократическая монархия это... монархия»,

Ответ: _____________________ .

В8. Что из указанного относится к функциям государства?

1. Выражение интересов страны на международной арене.

2. Выдвижение кандидатов на выборах.

4. Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.

5. Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

Ответ: ______________________ .

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Раскройте следующее теоретическое положение: «Представительная демократия выражается в том, что...»

С2. В одной из развитых демократических стран журналистка опублико­вала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фами­лий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной

попутчицей. Попутчица подала в суд и...

Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла суд случайная по­путчица. Укажите, на какое понятие вы опираетесь в своем прогнозе.

СЗ. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратить­ся в ад». (Н. Бердяев)

Дайте определение государства.

Какие функции оно призвано выполнять?

А как бы вы определили цели государства и современного российского

государства?

С4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ВЫБОРЫ И ДЕМОКРАТИЯ

Выборность властей является формой реализации принципа предста­вительства. Ее закрепляют всеобщее избирательное право, свободные тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных орга­низаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирате­лей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то од­ной группой. Именно это создает возможность реального выбора меж­ду политическими, экономическими и социальными альтернативами и, следовательно, определение основательности претензий конкури­рующих фирм и организаций... Только состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и прихо­дить к власти... Демократия - это система, при которой партии про­игрывают выборы.

Выборы могут проводиться и не только в демократиях, но только де­мократические выборы отличаются неопределенностью, необратимо­стью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе, необратимыми (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и по­вторяющимися через утвержденный законом срок... Отсюда и вывод: демократия представляет собой такой способ органи­зации власти, при котором общество имеет возможность на регуляр­ной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персо­нальный состав правящей группировки и политической элиты.

. Политология

1) Авторы предлагают свой ответ на вопрос о том, какой способ органи­зации власти следует считать демократическим. Какими двумя воз­можностями обладает, по их мнению, общество по отношению к вла­сти в условиях демократии?

2) Какие условия, исходя из текста, закрепляют выборность властей как формы реализации принципа представительства? .

3) Чем демократические выборы отличаются от выборов недемократи­ческих? Назовите три отличия, указанные в тексте. На основе зна­ния обществоведческого курса и примеров из материалов СМИ или общественной практики проиллюстрируйте их.

4) Авторы приводят парадоксальное определение демократии: «... это система, при которой партии проигрывают выборы». Найдите в тексте три объяснения, которыми они обосновывают данный вывод. Поче­му именно этот признак является определяющим при демократии?

С5. Выберите одйо из предложенных ниже высказываний и изложите Свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе, опи­раясь на понятие обществоведческого курса, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.

1. «Государственным благом является справедливость». (Аристотель)

2. «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть». (Г. Моргентау)

3. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)

Тема 7. Политика

УРОВЕНЬ А

№ задания

Верный ответ

УРОВЕНЬ В

№ задания

Верный ответ

Государство

Монархия

Местное самоуправление

1 - Б; 2 - Б; 3 - А; 4 - Б

1 -В; 2 - Г; 3 - А; 4 - Б

Религиозная монархия

УРОВЕНЬ С

С1. Граждане участвуют в политике через своих представителей.

С2. Попутчица выиграла процесс. Аргументация: в развитой демократи­ческой стране предполагается наличие правового государства, где в су­дебном порядке защищаются права человека, в том числе существует право на тайну личной жизни.

1) «Государство - это политическая организация общества, главным признаком которой является власть».

Или: «Государство - основной институт политической системы обще­ства, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность взаимоотношения людей, групп, страт, классов, органи­заций и т. д.»

Или: «Государство - организация политической власти и управления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития». Допускаются иные общепринятые определения государства.

2) Функции государства: организационно-хозяйственная; политическое управление; защита от внешней угрозы; культурно-идеологическая.

3) Государство выступает как арбитр и участник отношений между ос­новными социальными группами, стремясь не допускать социальных конфликтов, решать их мирными политическими средствами. Возможны иные формулировки, не искажающие смысл суждения.

4) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Исходя из специфики государственной власти, состоящей в ее универ­сальности, т. е. в распространении на всех граждан данного государст­ва, на все организации и учреждения страны, цели государства долж­ны состоять в обеспечении равных условий для жизни и развития в со­ответствии с законами государства при верховенстве закона, т. е. обязательности подчинения законам государства, общества, отдель­ных лиц;

С3 В этом смысле и основная цель Российского государства состоит в соз­дании гражданского общества, т. е. общества, в котором деятельность граждан и их организаций ограждена законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства. Это возможно только в правовом государстве. Правовое государство является глав­ным условием функционирования гражданского общества, обеспечи­вая права гражданина и защищая его интересы. Возможны иные формулировки, не искажающие смысла суждений.

С4. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В ответе должны быть указаны следующие возможности общества по отношению к власти:

возможность корректировать деятельность управителей; возможность корректировать персональный состав правящей группи­ровки и политической элиты. Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

2) В ответе могут быть указаны любые три условия, закрепляющие вы­борность властей, например:

всеобщее избирательное право; свободные тайные и регулярные выборы; многопартийность для конкурентной избирательной борьбы; создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов.

3) Должны быть названы следующие отличия демократических выбо­ров от недемократических:

неопределенность итогов; необратимость итогов;

повторяемость выборов в соответствии с утвержденными законом сро­ками.

Могут быть приведены примеры, иллюстрирующие эти принципы. Например:

президентские выборы в РФ 1996, 2000, 2004 гг. проводились в стро­гом соответствии с конституционными нормами: каждые четыре года; новые выборы назначены на 2007 год;

итоги выборов являлись неопределенными вплоть до официального подведения итогов, а следовательно, стали необратимыми.

4) Должны быть приведены три объяснения, содержащиеся в тексте. Партия может проиграть выборы только в условиях свободного сорев­нования политических сил, которое:

гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой;

создает возможность реального выбора между политическими, эконо­мическими и социальными альтернативами и, следовательно, опреде­ление основательности претензий конкурирующих политических групп и организаций;

обеспечивает наличие оппозиции и дает ей возможность соревновать­ся, выигрывать и приходить к власти.

а\ политическая коммуникация;

б\ политика;

в\ политическое управление;

г\ политический режим;

Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

Установите соответствие между типами политических систем и их признаками.

1. Разделение властей. А. Тоталитарная система.

2. Политический плюрализм. Б. Демократическая система.

3. Политический монополизм.

4. Всеобщие выборы.

4. Элементом политической системы является:

А\ партия;

Б\ научные институты;

В\ производственное объединение;

Г\ творческие союзы;

5. Политическая система общества включает в себя:

а\ отношения собственности; в\ партийные отношения;

б\ семейные отношения; г\ эстетические отношения;

6. Понятие «политическая система» было введено в политологию этим американским ученым в 50-х г.г. ХХ в.:

а\ К. Дойчем; в\ Н. Макиавелли;

б\ Д. Истэном; г\ М. Вебером;


Тема 4. Основные понятия политологии.

  1. Политика: понятие, структура, функции.
  2. Власть и ее характеристики. Легальность и легитимность власти.
  3. Государство и его классификации.

Политологи любят упоминать о том, что едва только древний человек обеспечил себе основы существования – огонь, еду, жилище, он создал две крупнейшие сферы своей жизнедеятельности: искусство (хотя бы в виде наскальной живописи) и политику (для общения с себе подобными). В настоящее время политика является самым значимым занятием современного человека, хотя наделяют ее не только положительными, но и отрицательными, аморальными качествами. В широком смысле политика, представляет собой сферу общественной жизнедеятельности человека, его активности, а так же вида социальных отношений.



В обыденном понимании термин «политика» отождествляется с каким – либо процессом управления. Только в английском языке существуют как минимум четыре термина, которые разграничивают разные стороны политики: 1) «politics» - собственно политическая сфера; 2) «polity» - политический строй, что близко к понятиям политической системы и политического сообщества; 3) «policy» - политический курс, сознательно выбранная политическая стратегия в этой области; 4) «public policy» - сфера политического управления, подконтрольная общественности. В связи с этим можно говорить о политике как сложном многогранном понятии, отражающем как суть политической сферы, так и самостоятельный процесс.

Итак, политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Понятие политики объясняется с точки зрения различных теорий или парадигм:

1. социальное объяснение характеризует политику через воздействие других сфер общественной жизни (экономической, духовной ит.д.);

2. рационально – критическое объяснение характеризует политику не внешними факторами, а внутренними причинами, свойствами, элементами;

3. натуралистическое объяснение определяет политику как сферу влияния внешней природной среды, свойств живой природы, качеств самого человека;

4. теологическое объяснение рассматривает сверхъестественные стороны развития политической власти.

Происхождение политики связано прежде всего с расцветом классической античной философии в VI – V в.в. до н. э. и именами мыслителей древности: Аристотеля, Платона, Сократа. Расцвет же приходится на XIX – XX в.в. Почти все политологи согласны с там, что наиболее общей предпосылкой сделанной философами, а затем и политологами во второй половине XIX в. и ХХ столетии, для объяснения содержания политики – стало понимание одного непреложного факта: политические механизмы являются первейшим фактором для жизнеобеспечения и развития многообразия современных обществ.

В современной политике условно можно выделить следующие структурные элементы:

Политический интерес рассматривает внутренний осознанный источник поведения субъекта политики в предлагаемых политических ситуациях.

Политическая организация отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Политическая деятельность выступает как разновидность социальной активности субъектов, для реализации своих интересов.

Политическое сознание характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения к ней людей.

Политика – особо сложное социальное явление. Поскольку непосредственными субъектами общественных отношений выступают человек и тем или иным способом организованные самостоятельные группы людей, то жизненно важным становится искусство посредничества между ними. Это и есть политика уже с близкой по времени к нам точки зрения.

Общество современного типа использует прежде всего политические средства для уменьшения издержек противоречий в межчеловеческих отношениях, упорядочения и согласования действий людей ради своего спокойствия и социальной стабильности.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень , политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегауровень , политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

Поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

Разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их существование;

Предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

Конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция), которая отражает определение интересов субъектов политики, распределение ролей данных субъектов, выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения, создание общепонятных для всех субъектов языка (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного общества;

Управление и руководство общественным процессом и обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;

Выражение властно значимых интересов всех слоев и групп.

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это:

Поддержание классового или социального господства;

Защита основополагающих прав человека;

Привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

Обеспечение социальной справедливости и общего блага;

Формирование человека как гражданина или политическая социализация личности.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

2. Этимологически понятие власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются бихевиоралистская, реляционистская, системная и другие теории власти.

С точки зрения реляционистских теорий (от англ. Relation – отношение)власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимодействия является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М.Вебером.

По мнению Макса Вебера, власть означает возможность и способность индивида или социальной общности осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление и независимо от того, откуда такая способность исходит.

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти.

Теории «обмена ресурсов» отражают властные отношения, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.

В теории раздела «зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на этом рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» - имидж кандидата, его предвыборная компания, а «покупателями» - избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания.

Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы (Т. Парсонс). Представители этой теории рассматривают власть как посредника между политикой и обществом, ее роль подобна роли денег в экономике.

Определенным синтезом существующих подходов является следующая дефиниция власти: «Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы» . Достоинством такого понимания является истолкование власти как вида социальных связей, связанных с осуществлением воли со стороны социального субъекта, подчиняющего себе других, прежде всего для удовлетворения собственных коренных интересов. Вместе с тем подобное понимание дает возможность осветить структуру власти, состоящую из источников, субъекта, объекта, ресурсов и функций (см. схему ).

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее. Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер.

Субъектно-объектные отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства и легитимности. Макс Вебер выделил три основных типа властного господства . Первый – традиционный, опирается на традиции, обычаи, нравы той или иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Каждый из названных типов властного господства обладает определенной степенью легитимности . Понятие легитимность происходит от латинского слова «Legitimus», которое означает согласие с законом, правомерность и правильность. В современной политологии легитимность истолковывается в смысле принятия и признания правомерности существующей политической власти гражданами, обществом и мировым сообществом. От легитимности отличается понятие легитимация , которое представляет собой политический процесс признания, оправдания, объяснения и принятия политической власти гражданами, обществом и другими государствами. Легитимация обеспечивает повиновение населения действующей власти, добровольное вовлечение граждан в различные формы политического участия на основе доверия и признания законосообразности существующего порядка. Принято выделять следующие основные виды легитимности власти : традиционный, патриархальный, сословный, идеологический, правовой, этнический, харизматический, религиозный. Показателем легитимности власти является уровень политического принуждения, демократизм избирательной системы, характер официальной оппозиции и др. Легитимация власти сочетается с противоположным ей по содержанию процессом делегитимации , который означает утрату политического доверия и признания власти гражданами. Среди многообразных причин делегитимации обычно называют нарастание коррумпированности и бюрократизации власти, рост национального сепаратизма, тенденция к авторитаризму и др.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

3. В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство».

В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам: наличие определенной территории; население, проживающее на данной территории; суверенная власть. Такое толкование носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории. Классическое определение государства в узком смысле сформулировал М.Вебер: «Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства производства.» Это и есть политологический подход. В современной политической науке среди основных признаков государства называют следующие:

1. Территория как очерченное границами место расположения государства.

2. Человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных.

3. Публичная власть, выступающая от имени всего населения и преследующая всеобщие интересы.

4. Суверенитет над территорией, предусматривающий верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства.

5. Национальная система законодательства.

6. Национальная налоговая система.

Имея сходные признаки, государство вместе с тем существует в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима.

I. Форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархия бывает абсолютной и парламентской. Последняя подразделяется на дуалистические и конституционные. Республики бывают президентскими, парламентскими и полупрезидентскими (смешанные). Среди смешанных форм рассматривают парламентско-президентские и наоборот.

II. Территориально-административное устройство представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов и др.

Унитарное государство – это государство, где действует единое правительство, законодательство, судебная система, при наличии административно – территориальных единиц.

Федерация – это союзное государство, где действуют федеральные и республиканские органы власти. Различают административную и национальную федерации.

Конфедерация – представляет собой союз суверенных государств, которые объединяются для решения политических, экономических, военных, культурных задач совместно.

III. По характеру политического режима , который выражает способы осуществления власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство.

Независимо от формы государство неизменно исполняет ряд обязательных функций. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние частично совпадают с названными выше функциями политической системы общества. Среди внешних следует назвать оборонную, внешнеполитическую и экологическую функции.

Функции современного государства определяются следующим образом:

1) обеспечение безопасности и правопорядка;

2) регулирование социальных отношений и разрешение социальных конфликтов;

3) распределение ценностей в обществе;

4) защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности, где национальная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, а национальные интересы рассматриваются как совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства, отличающиеся долговременным характером и определяющие основные цели и задачи внешней и внутренней политики государства.

Перечисленные функции исполняются исключительно государством, т.к. они, во – первых, способствуют достижению коллективных целей и, во – вторых, их реализация отдельными социальными институтами невозможна.

В современных государствах власть, как правило, рассредоточена между различными структурами или институтами. Рассматривают следующие органы государственной власти, которые характеризуют структуру государства:

Представительные органы (парламент);

Надзорно – контрольные органы (прокуратура);

Органы охраны общественного порядка (органы МВД);

Вооруженные силы;

Органы государственной безопасности (органы ФСО);

Судебная система;

Исполнительно – распорядительные органы (Президент, премьер – министр, правительство).

Все перечисленные признаки и характеристики присущи также современному российскому государству. В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы – государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее, речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.

Основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства.

Правовое государство – форма организации государственной власти, основанной на верховенстве норм права, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид.

Принципами правового государства являются:

1. верховенство права и закона;

2. реальный конституционализм;

3. правовая организация государственной власти;

4. невмешательство государства в дела гражданского общества;

5. разделение властей;

6. взаимная ответственность государства и личности;

7. равенство всех перед законом;

8. независимость, автономность и возвышение суда.

Контрольные проверочные задания.

  1. Какой из признаков не характеризует государство?

а\ политические партии;

б\ суверенитет;

в\ правоохранительные органы;

г\ публичная власть;

  1. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

а\ Президент РФ;

б\ Председатель Правительства РФ;

в\ Председатель Совета Федерации РФ;

г\ Председатель Государственной думы РФ;

  1. Какой признак отличает республику от других форм правления?

а\ передача власти по наследству;

б\ власть, ограниченная парламентом;

в\ выборная власть;

г\ передача верховной власти по наследству;

  1. Исключительным признаком правового государства является:

а\ суверенитет;

б\ наличие национальной валюты;

в\ разделение властей;

г\ институт президенства;

  1. Верны ли суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

а\ верно только А; в\ оба суждения верны;

б\ верно только Б; г\ оба суждения неверны;

Тема 5. Политическая элита.

1. Политическая элита: сущность, концепции.

2. Проблема становления современной политической элиты России.

1. Термин «элита» происходит от латинского eligere и французского elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с ХVП века употребляется для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для выделения в социальной структуре общества высшей знати. В научный оборот термин был введен итальянским социологом В.Парето (конец Х1Х - начало ХХ вв.) и в современной политологической литературе понятие "политическая элита" относится к ряду достаточно устоявшихся.

Элита любого общества неоднородна. По функциям, выполняемым в обществе и видам деятельности, различают политическую, экономическую, научную, культурную и другие элиты.

Политическая элита - небольшая, относительно сплоченная социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем власти, обладает особыми социальными, политическими и психологическими качествами, непосредственно участвует в принятии решений, оказывающих влияние на ход развития общества. То есть, это группа профессионалов, для которых политика служит главным источником получения доходов. Политическая элита является полем взаимодействия представителей других элит.

Почему в обществе появляются элиты? Их существование обусловлено рядом факторов, главными из которых являются естественные и социальные различия между людьми, неодинаковая степень их участия в политической жизни. С рациональной точки зрения совершенно очевидна необходимость специфического субъекта политики, профессионально занимающегося управленческим трудом. Эти и другие факторы и обусловливают элитарность общества.

Проблема элит и их роли в обществе не является новой для западной политической науки. Еще в социально-политических представлениях мыслителей древности (Конфуций, Платон и другие) было сформулировано элитарное мировоззрение.

Итальянский классик политической мысли Н.Макиавелли впервые привлек внимание к проблеме элиты как правящей группы, осуществляющей руководство обществом. Действительное начало систематическим исследованиям в данной области в большей степени связано с трудами итальянских социологов Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), немецкого социолога Роберта Михельса (1876-1936). Эти вопросы затрагивали также О.Конт, М.Вебер и другие представители западной социологии.

Итальянские ученые рассматривали проблему элит с позиций деления общества на две части: обладающее властью меньшинство (Парето называл его элитой, а Моска - политическим классом) и на подчиняющееся этой власти большинство. В "Основах политической науки" Моска определяет политику как сферу борьбы класса управляющих и класса управляемых. Первый класс всегда малочисленнее второго, он выполняет политические функции, монополизирует власть и извлекает из нее многочисленные выгоды материального и духовного характера.

Заслуга Г.Моски состоит в том, что он проанализировал проблему рекрутирования (формирования) политической элиты и ее специфических качеств. Важнейшим критерием для формирования политического класса является способность управлять. Этот класс всегда избирается с учетом некоторых качеств и способностей индивидов. К их числу Г.Моска относит богатство, моральное и интеллектуальное превосходство. Он также выделяет две тенденции, присущие политическому классу: аристократическую и демократическую. Первая проявляется в стремлении этого класса стать наследственным, если не де-юре, то де-факто, что ведет к его вырождению. Демократическая тенденция выражается в обновлении правящего класса за счет наиболее активных и способных к управлению выходцев из низших слоев, что предотвращает дегенерацию элиты. Предпочтение Г.Моска отдает тому обществу, которому свойственно равновесие между этими двумя тенденциями, обеспечивающее преемственность в руководстве и стабильность в обществе.

Итогом многолетнего труда над созданием теории элит стала работа Г.Моски "История политических доктрин", где он делает следующие выводы. Практическая функция политической науки состоит в разработке искусства управления. Исполнение функции управления должна осуществлять политическая элита. Народное представительство, суверенитет, эгалитаризм - это мифы, которые маскируют деятельность политического класса и вводят массы в заблуждение.

Теория политического класса на практике подтвердилась в тоталитарных государствах, где в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз класса, описанного Г.Моской.

Крупнейший представитель теории элит В.Парето рассматривал общество как цельную социальную систему, которая стремится к равновесию, причем, оно не статично, а динамично и эта динамика определяется элитой - правящим меньшинством. Изучению сил, влияющих на социальное равновесие, посвящена его теория "циркуляции элит", согласно которой исторический процесс представляется в виде вечного круговращения основных типов элит. История оказывалась не "историей классовой борьбы" (по Марксу), а "кладбищем аристократов" (выражение В.Парето).

В.Парето подразделял элиту на две части: одна - прямо или косвенно - принимает участие в управлении обществом ("правящая элита"), а другая - не участвует в управлении ("неправящая элита").

Заслуживает внимания и типология элит , предложенная В.Парето . Согласно ей, существуют два типа элит, которые последовательно сменяют друг друга: "львы" и "лисы" (терминология Н.Макиавелли). Для первых характерны грубые силовые методы правления, крайний консерватизм. "Лисы" же - мастера обмана, политических комбинаций. В период монополистического капитализма господствует элита "лис", которую Парето называл "демагогический плутократией". Социальная система функционирует нормально, когда существует пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации.

Один из вариантов теории элит был представлен Р.Михельсом в работе "Социология политических партий в условиях демократии" (1911 г.). Используя методологию В.Парето и Г.Моски, он исследовал проблему "партийная элита - партийные массы". Рядовые партийные массы не способны к управлению, поэтому они выдвигают руководителей. Со временем аппарат неизбежно отрывается от рядовых членов и превращается в "партийную элиту". То же самое происходит в профсоюзах, церкви, массовых общественных организациях. И постепенно власть концентрируется в "высших структурах бюрократии". То есть сам "принцип организации" приводит в демократических организациях к возникновению необратимых олигархических тенденций, иерархии власти.

Таким образом, В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс впервые предложили концепцию политической элиты как особой социальной группы, имеющей свои специфические характеристики, механизмы возникновения и функционирования. Они положили начало широким эмпирическим и теоретическим исследованиям групп, руководящих обществом, основав исторически первую макиавеллистскую школу.

В современной западной социологии к определению сущности элиты существует множество различных подходов, из которых выделим два основных: структурно-функциональный (статусный) и ценностный (аксиологический).

Сторонники первого подхода (М.Дюпре, Г.Лассуэлл, П.Шарап, М.Нарта, С.Келлер и другие) относят к элите лиц, обладающих высоким социальным положением, престижем, занимающих такие позиции, которые возвышают их над средой. То есть, элитарность трактуется ими как следствие занятия командных позиций в общественной иерархии.

Ценностные теории элит выводят элитарность из особых психологических и социальных качеств людей (Х.Ортега-и-Гасет, Г.Шредер, Т.Корбет и другие). Ими выявляются те ценностные параметры, которые возвышают элиту над массой. Эти теории пытаются приспособить элитизм к реальной политической жизни демократических государств.

Наиболее распространенным современным вариантом аксиологического подхода является концепция демократического элитизма (элитарной демократии). Видные представители этого направления П.Барах, Р.Даль и другие. Вместо трактовки демократии как народовластия они предлагают более реалистическое понимание демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей. Данная концепция предполагает, что массы могут в определенной степени влиять на политику, выбирая между конкурирующими элитами.

Особую позицию среди западных исследователей занимает леворадикальный американский социолог Р.Миллс. Признавая элитарность американского общества, деление его на элиту и массы, он обличает систему государственно-монополистического капитализма и ограниченность западной демократии. Его идеал - антиэлитарный. Исследуя сложную структуру правящей элиты США, Миллс вычленяет из нее политическую элиту, выступающую носителем властных функций. По мнению ученого, доступ в элиту выходцев из народа закрыт, поскольку существует глубокое различие между элитой и массой.

Модернизация теорий элит была предпринята в концепциях меритократии английского социолога М.Янга и американского социолога Д.Белла (одного из авторов теории индустриального общества). М.Янг в антиутопии "Возвышение меритократии: 1870-2033" (1958 г.) сатирически изображает приход к власти и крах новой олигархии, состоящей из наиболее одаренных и энергичных личностей, рекрутируемых из всех слоев общества. С его точки зрения, демократия, социальная справедливость несовместимы с элитарным управлением.

Д.Белл, в противоположность М.Янгу, употребляет термины "меритократия" в позитивном смысле. Его концепция направлена против идеи социального равенства и призвана оправдывать привилегии новой меритократической элиты. Д.Белл полагает, что знания и компетентность - осевой принцип информационного общества, именно ученые и высококвалифицированные специалисты ("элита знаний") вносят наибольший вклад в развитие общества и поэтому политическая власть должна принадлежать "новой интеллектуальной элите".

В западной социологии существуют также следующие теории элит:

- биологическая, согласно которой к элите относятся люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;

- психологическая теория, в основе которой лежат исключительно психологические качества членов элитарной группы;

- организаторская теория элит , относящая к элите руководящих работников, в частности бюрократически организованный чиновничий аппарат;

- распределительная теория , согласно которой элитой являются люди в максимальном объеме получающие материальные и нематериальные ценности.

Тест «Политическая сфера» Вариант 2

А 1 . Верны ли следующие суждения о политической системе?Политическая система является механизмом

А. формирования политической власти

Б. осуществления политической власти.

А 2. Что из указанного связано с понятием «власть»?

А 3 . Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства 2) ораторское искусство

3) искусство управления государством 4) политический талант

А 4 .Признаком любой политической партии является

1) стремление к завоеванию политической власти 2) долговременность объединения

3) оппозиционный характер деятельности 4) стремление к утверждению единой идеологии

А 5. Целью правового государства является

1) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию 2) создание вертикали власти

3) формирование правовой культуры общества 4) создание законодательной системы

А 6 . Что из перечисленного является признаком любого государства?

1) наличие трех ветвей власти

2) наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения

3) наличие системы сдержек и противовесов

4) наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию

А 7 . Власть опирается на

А 8. Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется

А 9 . Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

А 10. Гражданин С. участвует во всех избирательных компаниях, встречается с депутатами, ходит на митинги, голосует на выборах. Он считает, что своей активной позицией сможет повлиять на власть. Тип какой политической культуры проявляется в поведении гражданина С.?

1) патриархальной 2) демократической 3) подданнической 4) активистской

А 11. К внешней функции государства относится функция

1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая

А 12 .Политические партии, в отличие от других общественных объединений

1) создаются на долговременной основе 2) имеют свой устав 3) ведут борьбу за власть 4) направляются лидером

А 13 .Необходимым условием существования гражданского общества является

1) наличие двухпалатного парламента 2) высокий уровень правовой культуры граждан

3) существование рыночной экономики 4) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан

А 14. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте.

Б. Одной из функций политической партии, является идеологическая.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждений 4) оба суждения не верны

1) полит. лидером государства 2) народными массами 3) лидерами политических партий 4) парламентом

А 16 .Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Точная и четкая процедура проведения выборов – решающее условие развития демократии.

Б. При выборах по мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждений 4) оба суждения не вер

А 17 . Подписывает и обнародует федеральные законы РФ

1) Президент РФ 2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ 4) Председатель Государственной Думы

А 18 . Какой из признаков не характеризует государство

1) политические партии 2) суверенитет 3) правоохранительные органы 4) публичная власть

А 19 . Что из перечисленного не является примером смешанной избирательной системы

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором - большинство относительное.

А 20. Оппозиционные политические партии

1) имеют большинство в законодательном собрании 2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп 4) определяют состав правительства.

А 21 . При характеристике человека как гражданина указывают на его

1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности

А 22 . Кто является источником власти в демократической стране

1) народ 2) передовой общественный класс 3) представители крупного бизнеса4) интеллектуальная элита общества

А 23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быт лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждений 4) оба суждения не верны

А 24. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика

А 25 . Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

А 26 . Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) высокая степень развитости гражданского общества

А 27. Отличительной чертой демократического режима является (-ются)

1) наличие разветвленной системы законов 2) существование средств массовой информации

3) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной 4) гарантии свободы СМИ

А 28 «Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?

1) консервативной 2) либеральной 3) социал-демократической 4) коммунистической

А 29 . Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти 2) защитой прав и свобод граждан

3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

А 30 . В стране Т. осенью 2005 года, после прошедших президентских выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?.»

Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002 , 2004 годов. Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице?

1) Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения.

2) Снизилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции.

3) Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений.

4) Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.

Часть В.

В 1 . Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Государственная власть в РФ

Президент РФ

Федеральное Собрание РФ

Ответ_____________________________________

В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «тоталитарный политический режим». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.

Контроль; многопартийность; репрессии; террор; государственное планирование. Ответ______________

В 3. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ Типы политических режимов

А) разделение государственных властей 1) тоталитарный

Б) господство единой общеобязательной идеологии 2) демократический

В) политический плюрализм

Г) широкий круг прав и свобод граждан

Д) всесторонний контроль государства за жизнью общества

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 4 партии, исходя из их идеологической направленности . Номера запишите в порядке возрастания.

    Правящая

    Кадровая

    Консервативная

    Реформистская

    Националистическая

    Социал-демократическая

Ответ____________

В 5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят:1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А)В современной России процесс партийного строительства идет довольно активно. (Б)Конституция РФ признает свободу образования партий. (В) Однако свобода политических партий должна иметь границы даже в демократическом государстве. (Г) Поэтому российское законодательство, как и законодательства ряда других демократических стран, запрещает политические партии, которые ставят своей целью насильственное изменение конституционного строя, готовят под угрозу независимость и территориальную целостность России.

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство

Б) фракция

В) выборы

Г) движение

Е) социум

Ж) партия

З) группа

И) членство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

В 7 . Найдите в приведенном спискеотличительные признаки политической партии . Номера запишите в порядке возрастания.

    Выразитель частных интересов той или иной группы людей

    Необязательность полного идеологического единения её участников

    Нацеленность на завоевание и осуществление власти

    Наличие политической программы

    Стремление к воздействию на власть

    Носитель определенной идеологии

Правительство РФ

Многопартийность

1. Понятия «политическая система» и «система государственного управления» - это понятия:

а) Одного смыслового ряда, т.е. синонимы

+б) Второе относится к первому, как часть целого

в) Наоборот. Первое – часть второго

2. Говоря о политической системе как о наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду:

а) Структурно-функциональную организацию государственной власти

б) Систему участвующих в процессах формирования и отправления власти политических партий

В) Совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

г) Инфраструктуру массово организованных групп интересов и групп давления

3. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое, наряду с территориальным измерением, имеет измерение:

+а) Функциональное

б) Социальное

в) Культурное

г) Конфессиональное

4. Будучи сверхсложной системой, политическая система включает в качестве структурирующих элементов ряд подсистем, в том числе такую подсистему, как:

а) Представительная

б) Интегративная

+в) Коммуникативная

г) Распределительная

5. В качестве структурных элементов в институциональную подсистему политической системы входит:

+а) Система представительных органов власти

б) Политическая профессиональная этика

в) Система политических коммуникаций

г) Банковская система

6. Из перечисленных ниже структур к разряду теневых относится:

а) Кабинет министров

+б) Государственная служба безопасности

в) Парламентское лобби

г) Легальная оппозиция

7. Доминирующее влияние бюрократических аппаратов управления присуще политической системе на уровне:

а) Мегавласти

+б) Мезовласти

в) Микровласти

8. Не является форой поддержки политической системы со стороны граждан:

а) Своевременная уплата налогов

б) Труд на общественных началах

в) Законопослушание

+г) Создание неформальных организаций и союзов

8. Требование к политической системе, связанное с удовлетворением первичных человеческих нужд:

+а) Повышение заработной платы и пенсий

б) Расширение прав и свобод личности

в) Борьба с коррупцией

г) Роспуск и запрет ультрарадикальных партий

9. Перегрузка системы, связанная со сложностью предъявляемых к ней требований, относится к разряду:

а) Функциональной

б) Технической

в) Количественной

+г) Качественной

10. Одной из важнейших функций политической системы является нормотворчество. Эта функция:

а) Всецело сводится к законодательству

+б) Включает в качестве составляющей производство подзаконных актов

в) Реализуется также посредством политических традиций

11. Структурная дифференциация политических систем предполагает:

+а) Высокую степень расслоения между властными институтами по функциональному признаку

б) Политико-правовую подотчетность органов законодательной власти президенту

в) Сосредоточение всех регулятивных функций в руках исполнительной власти

г) Автономия и независимость местных органов власти от центральных государственных инстанций

12. Эффективность политической системы определяется ее «способностями-возможностями »:

А) Черпать из среды необходимые для своего функционирования ресурсы (как материальные, таки социально-демографические)

б) Подтверждать себя средствами нелегитимного принуждения и вооруженного насилия

в) Не допускать изменений в сложившемся порядке вещей

г) Стимулировать центробежные тенденции в обществе с тем, чтобы «разделять и властвовать»

13. Система оказывается нежизнеспособной и разрушается в ситуации, когда:

а Активно вмешивается в процессы распределения материальных и нематериальных благ

+б) Не обладает интеграционным потенциалом – постоянно порождает прямолинейные расколы и размежевания

в) Адекватно реагирует на требования времени - инициирует перемены, которые объективно назрели

г) Принимает превентивные (упреждающие) меры с тем, что бы купировать неблагоприятные для социальной стабильности тенденции

14. Движение политической системы любого государства к демократии исключает:

+а) Прогрессирующую централизацию власти и властных полномочий

б) Усложнение системы и ее отдельных элементов

в) Развитие ассоциативных форм политической жизни

г) Определение системы суверенитетов субъектов политического процесса

15. Понятием «политический режим» как функциональной стороне любой политической системы охватывается:

а) Форма государственного устройства

б) Форма правления

+в) Способ правления

г) Принцип организации публичной власти

16. «Всепоглощающее властвование» как способ правления характерно для режимов:

+б) Тоталитарных

в) Демократических

г) Либеральных

17. Первым, кто ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм», был:

а) А.Гитлер

+б) Б.Муссолини

в) И.Сталин

г) Ф.Франко

18. Верховная власть при тоталитарном режиме принадлежит:

а) Народу

б) Правительству

+в) Единовластно правящей партии

г) Репрессивным органам

19. Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к тоталитарному типу относится:

а) Принудительная деполитизация масс

+б) «Единовластие» официальной идеологии

в) Разделение властей

г) Свободная рыночная экономика

20. Только в условиях тоталитаризма граждане:

а) Обязаны платить налоги

б) Могут участвовать в работе любой из политических партий

+в) Должны придерживаться единой и обязательной для всех идеологии

г) Имеют право открыто выражать свой протест против действий правительства

а) Принудительный тип политической активности

б) Существование легальной политической оппозиции

в) Правовая и социальная государственность

+г) Апелляция к национальной идее и государственному патриотизму

а) Коммунистические режимы

+б) Военные диктатуры

в) Фашистские режимы

г) Парламентские монархии

23. «Демократия» и «монархия» как понятия:

а) Вообще не совместимы друг с другом

+б) Они не совместимы, когда речь идет об абсолютной монархии

в) Они не совместимы, когда речь идет о парламентской монархии

24. Организация и функционирование демократического режима, построенного на свободном волеизъявлении народа, предполагает подчинение:

а) Большинства меньшинству

б) Всего населения власти одного лица или небольшой группе лиц

+в) Меньшинства большинству

г) Всего населения власти одной партии

25. Исходные принципы демократии, без которых эта форма человеческого общежития практически неосуществима, исключают:

а) Народный суверенитет

б) Политический плюрализм

+в) Цензовые выборы

г) Правовую государственность

26. Демократический режим не предполагает:

а) Легального существования леворадикальных партий

+б) Сращивания различных ветвей власти

в) Независимости судебной системы

г) Наличия системной оппозиции

27. Свобода как высшая общечеловеческая ценность - это право личности:

а) На поведение, неподвластное каким бы то ни было внешним ограничениям и табу

+б) На поведение, не выходящее за рамки того, что предписывает закон и нормы нравственности

в) На поведение, ориентированное на достижение поставленной цели любой ценой

г) На поведение по принципу: «поступай в отношении другого так, как он поступает в отношении тебя»

28. Право граждан на справедливый, независимый и публичный суд относится к разряду прав:

а) Политических

+б) Гражданских

в) Социальных

г) Экономических

29. Переход России от социализма к рыночной экономике и демократии принял в стране форму:

+а) Радикальной реформы сверху – своего рода «революции верхов»

б) Постепенной реформы, согласованной между властью и оппозицией

в) Капитуляции старого режима как результат массового антикоммунистического движения протеста, наподобие того, которое имело место в Польше

г) Бескровной революции по типу «бархатной революции» в Чехословакии, «революции роз» в Грузии, «оранжевой революции» в Украине

30. Облик нынешнего политического режима в России детерминирует множество факторов, в том числе такой как:

а) Разделение власти и собственности – власть находится в руках государства, собственность в руках частных предпринимателей

б) Консенсус (согласие) общества по вопросу о базовых ценностях и приоритетах развития

в) Формирование исполнительной власти по итогам выборов в парламент на партийной основе – победившая партия формирует правительство

+г) Мафиозное сращивание организованной преступности с политико-властными структурами

31. Президент РФ аккумулирует в своих руках функции:

а) Главы государства и главы правительства

+б) Только главы государства с правом председательствовать на заседании правительства

в) Только главы правительства с правом представительства страны на международной арене

г) Председателя Конституционного суда

32. Год избрания первого Президента РФ в лице Б.Ельцина:

+б) 1991 г.

33. Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в случае:

а) Выдвижения Думой обвинения против президента в государственной измене

+б) Отказа в доверии правительству

в) Введения в стране чрезвычайного положения

г) Острого конфликта между партиями, представленными в Думе

34. Олицетворяя собой представительную ветвь власти, и работая на профессиональной основе, депутаты Государственной Думы вправе:

а) Совмещать депутатский мандат с работой в правительстве

+б) Заниматься преподавательской и иной творческой деятельностью

в) Создавать собственные фирмы и получать прибыль

г) Лоббировать интересы тех или иных бизнес - структур

35. Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего:

а) Конституционного суда РФ

б) Органов внутренних дел

в) Министерства Юстиции РФ

+г) Органов прокуратуры

36. Действительно свободные соревновательные выборы предполагают:

+а) Свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам

б) Ранжирование кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании

г) Полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм

37. Через механизм всеобщих свободных и прямых выборов в РФ выбирают:

а) Губернаторов

б) Министров

+в) Парламентариев

38. Выборы в порядке ротации части депутатов одной из палат представительного органа государственной власти - это выборы:

а) Всеобщие

б) Косвенные

+в) Частичные

г) Дополнительные

39. Относится к характеристике последствий применения пропорциональной системы:

а) Порождает диспропорции между количеством получаемых партией депутатских мест и числом проголосовавших за нее избирателей

Б) Дает возможность максимально точно определить долю представительства каждого участника предвыборной гонки и объем симпатий к нему со стороны электората

в) Стимулирует тенденцию к предвыборным союзам, блокированию и даже слиянию мелких партий

г) Позволяет создавать сильные правительства, опирающиеся на прочное парламентское большинство

40. Из перечисленных ниже источников избирательных фондов законом о выборах в РФ запрещены:

а) Пожертвования от смешанных предприятий и фирм, в которых доля иностранного капитала не превышает 30%

б) Собственные средства избирательного объединения и кандидата

+в) Перечисления со стороны государственных и муниципальных предприятий и компаний

г) Добровольные пожертвования физических и юридических лиц