04.02.2019

Что такое лифт? Определение и история изобретения. Может ли лифт остановиться и открыть двери между этажами


Факт: в «Положении о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов» говорится, что работы по аварийно-техническому обслуживанию выполняются в течение согласованного с организацией-владельцем лифта интервалом времени. При этом время освобождения пассажира не должно превышать 30 минутПоложение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов. .

В теории в лифте можно застрять не более, чем на полчаса. Но на практике встречаются разные случаи. Известна история о погибшей в лифте китайской женщине. 30 января механики отключили лифт, а через месяц достали из него мёртвое тело. Однако вероятность быстрого прихода спасателей всё же намного выше.

В большинстве случаев длительность нахождения в лифте определяется человеческим фактором. Это может быть халатность персонала или объективные проблемы. Например, на участке работает один механик, который одновременно получает вызов из нескольких домов.

2. Если прыгать в лифте, он упадёт

Факт: лифт удерживает множество металлических кабелей. Каждый может выдержать вес больший, чем у автомобиля. Поэтому даже перегруженный лифт не упадёт.

3. Двери лифта могут открыться между этажами

Факт: лифт спроектирован таким образом, что открывается он в результате взаимодействия внутренней двери с внешней стационарной дверью. Самостоятельно распахнуть двери в неположенном месте ему не удастся.

4. Если лифт застрял, следует прыгать, бить по стенам, нажимать на все кнопки

Факт: если вы застряли в лифте, помочь себе вы можете только одним способом: и связаться с диспетчером. После этого расслабьтесь и получайте удовольствие, ведь Вселенная подарила вам несколько минут свободного времени.

Если связь с диспетчером не устанавливается, вам поможет мобильный телефон. Если в лифте написан телефон аварийной службы, звоните по нему. Если же нет, свяжитесь с близкими.

Если телефон не ловит, наберите в лёгкие побольше воздуха и громко покричите. Люди снаружи могут вас услышать и помочь.

Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно выбраться из лифта - это смертельно опасно.

5. Если лифт застрял между этажами, он может упасть

Факт: от места застревания лифта вероятность его падения не повышается, потому что связи между технической неполадкой и прочностью металлического троса нет.

6. Если порвался трос, падение лифта неизбежно

Факт: даже если по какой-то причине трос порвётся, в лифте есть ограничитель скорости, который активирует тормоза, когда лифт начинает двигаться слишком быстро.

7. Двери лифта, если из него выйти, всегда закрываются автоматически

Факт: во многих грузовых лифтах между дверями есть металлическая створка. Подняв рычаг над ней и сдвинув створку, вы зафиксируете лифт в открытом положении.

Кроме того, открыть двери лифта может кнопка «Отмена». Чтобы двери не закрывались, её следует подержать нажатой от 8 до 15 секунд (зависит от модели лифта). Поэтому, когда вносите в кабину много вещей, необязательно подпирать двери ногой.

Также современные лифты оснащены оптическими датчиками помех. Заклеив датчик , вы предотвратите закрытие дверей.

8. Предотвратить закрытие дверей можно, вставив между ними какой-нибудь предмет

Факт: за открытие дверей отвечает специальный датчик помех, которым оснащён лифт. Вещь эта надёжная, но теоретически она может сломаться. Тогда никакой предмет не поможет предотвратить закрытие дверей.

9. В лифтах с отсутствующей кнопкой для ускоренного закрытия дверей нужно довольствоваться стандартной скоростью

Факт: во-первых, сама кнопка не увеличивает скорость закрытия дверей, а лишь приближает момент их закрытия. Во-вторых, во многих лифтах ускорить закрытие дверей можно, нажав на кнопку этажа, на который вы едете. В-третьих, во многих лифтах эту кнопку можно активизировать лишь в аварийных ситуациях.

10. Большинство несчастных случаев в лифте происходит из-за падения кабины

Факт: первый в истории случай смерти по причине падения лифта случился лишь в 2012 году в ТаиландеElevator safety . .

Люди погибают в лифтах по другим причинам: проваливающийся пол, попытка выбраться из застрявшего лифта самостоятельно, потребность застрявшего в лифте человека в скорой медицинской помощи.

Вышедший срок эксплуатации может стать причиной неисправности дверей, готовности лифта ехать с открытыми дверями, возгорания внутренней обшивки лифта из-за короткого замыкания. Лифт требует постоянных осмотров и смазки узлов безопасности. На одного рабочего приходится обслуживание более 100 лифтов в месяц.

11. Из лифта можно выбраться через аварийный люк

Факт: в большинстве случаев аварийные люки прикручены болтами. Да и делать этого не нужно: что бы ни происходило с лифтом, пассажирам безопаснее всего оставаться внутри.

12. Если подпрыгнуть в падающем лифте в момент соприкосновения с землёй, можно выжить

Факт: человек не способен прыгнуть с такой скоростью, которая нужна для компенсации скорости падения. Кроме того, узнать момент приземления невозможно. Увеличить шансы на выживание можно, повиснув на поручнях (если такие есть). Также рекомендуется лечь на пол, распределив вес тела максимально широко.

13. В лифте можно задохнуться

Факт: в лифтах есть вентиляция. К тому же коробки старых лифтов негерметичны, в них есть множество щелей, которые обеспечивают дополнительный приток воздуха.

14. Лифты опасны

Факт: по статистике лифт - самый безопасный вид транспорта.

Активно расти вверх Пермь начала в конце 70-х. Тогда в городе стали появляться 9-, 12-, 14- и 16-этажные дома. По проекту каждый подъезд типовой многоэтажки имел один или два лифта.

Годы идут, и сроки их эксплуатации тех первых лифтов подошли к концу. И если раньше новости о трагедиях в неисправных лифтах приходили в Пермь из других регионов, то теперь беда случилась в краевой столице.

Три года колонии

Всё произошло в 16-этажной высотке на улице Кронита, 4/1, в Орджоникидзевском районе. Здесь из-за неисправного лифта погибла 68-летняя пермячка. Не доезжая до первого этажа, лифт застрял, и несколько жильцов просидели там около часа. На помощь пришла женщина-лифтёр.

Кабина находилась внизу, а двери лифта на восьмом этаже были открыты. Лифтёрша попросила 68-летнюю жительницу одной из квартир покараулить открытые двери лифта, чтобы никто не упал в шахту. Но по каким-то причинам спустя несколько минут женщина сама упала в шахту и погибла.

Следователи возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Минимальное наказание, которое может грозить виновному, - до трёх лет ограничения свободы, максимальное - лишение свободы на тот же срок. Чтобы детально разобраться во всех обстоятельствах, следователи привлекли к расследованию представителей Управления Ростехнадзора.

После несчастного случая жильцы дома на улице Кронита, 4/1, начали говорить, что лифт в их доме постоянно ломался. Однако, по информации Региональной службы по тарифам (РСТ) Пермского края, обращений в инспекцию Госжилнадзора от жителей дома не поступало, поэтому проверок не проводили.

Грузовой лифт, где произошёл смертельный случай, ввели в эксплуатацию вместе с домом в 1990 году. По Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах ремонт лифтового оборудования запланировали на 2025 год. К тому времени лифт отработал бы уже 35 лет.

Не экономить на проверке

По существующему нормативу срок службы лифта в многоквартирном доме - 25 лет с момента первого запуска. После этого срока дальнейшая эксплуатация без диагностики запрещена на законодательном уровне. Однако после проведения соответствующей экспертизы срок эксплуатации лифта могут продлить. И количество таких обследований не регламентировано. То есть на практике наши лифты могут работать по 30, 35 лет и более.

В Фонде капремонта сообщили, что глобальная замена лифтового оборудования началась в регионе лишь в 2017 году. Поэтому после истории в Орджоникидзевском районе немало пермяков озадачились вопросами безопасности лифтов в своих домах. Как выяснить насколько надёжный лифт в вашем доме?

«Узнать о том, насколько безопасен ваш лифт, может любой житель многоэтажного дома, - говорит председатель ТСЖ «Норильская, 15» Валентина Фионина . - Для этого нужно ознакомиться с планом работ на год своей УК или ТСЖ. Обязательный пункт, который должен в нём присутствовать, - ежегодное освидетельствование лифта. Осмотр сертифицированным специалистом одного лифта стоит в среднем 15 тысяч рублей. Проверьте, не экономит ли на этом ваша управляющая компания».

В ТСЖ «Норильская, 15» лифт запустили в 2005 году, однако после каждой ежегодной проверки руководство товарищества чётко исполняет все требования проверяющих. В одном из трёх лифтов уже поменяли лебёдку и начинают копить деньги на плановую замену лифтового оборудования, которая будет через 12 лет.

Как пережить замену?

Кстати, лифты есть не только в жилых домах, но и во многих высотных пермских офисах. О том, как пережить эпопею с заменой лифта, нам рассказал главный энергетик одного из пермских предприятий.

«Деньги на установку нового лифта нашлись, когда старому было уже 30 лет, - говорит специалист. - Сначала мы объявили электронные торги. По условиям аукциона участвовать в нём должны только лицензированные компании, поэтому сторонние фирмы без опыта, разрешительных документов и обученных сотрудников заявиться для участия в нём не имеют права в принципе. Конкурс выиграла фирма из Новосибирска, имеющая филиал в Перми. Лицензированная компания взяла на себя обязательства по выполнению всех условий технического задания».

В январе предприятие и подрядчик подписали договор, и специалисты приступили к работе. За пять недель они демонтировали старый лифт, потом провели подготовительные работы и приступили к установке нового. С тех пор прошло уже восемь месяцев, но новый лифт так пока и не запустили. В итоге сотрудникам 12-этажного здания в те дни, когда второй лифт выходит из строя, приходится подниматься на работу пешком.

Сроки сдвинулись из-за того, что лифт китайский, и пока он проходил таможню, произошла задержка. Сейчас все необходимые акты технической готовности получили, остался последний пункт: зарегистрировать лифт в Ростехнадзоре, застраховать его и заключить договор с обслуживающей организацией.

В этой отрасли в Перми - полный хаос

Директор группы компаний «Лифт-Сервис» Владимир Макс :

«До 2007 года все лифтовые предприятия должны были иметь разрешение Ростехнадзора на осуществление своей деятельности. В Перми тогда существовало четыре таких лицензированных предприятия. После вступления в силу в 2007 году технического регламента заниматься этой деятельностью может любой. Сейчас, к примеру, у нас около 25 таких фирм, 20 из них ничего за душой не имеют и предлагают свои услуги очень дёшево. Из-за этого в лифтовой отрасли царит полный хаос. В случае с лифтом на улице Кронита, 4/1, лифтёрша нарушила все возможные инструкции. Эвакуировать людей должны были два обученных специалиста, находящихся в штате предприятия. Лифтёрша, обслуживающая дом, была в одном лице и механиком, и сотрудником аварийной службы, потому и произошла трагедия. Случившееся - большой повод задуматься председателю ТСЖ или УК над тем, с какими фирмами они заключают договоры на обслуживание лифтов, ведь речь напрямую идёт о безопасности людей. Перед заключением договора нелишним было бы проехаться по предприятиям, и если у них офис в три квадратных метра, а лифтёры непонятно когда проходили инструктаж, то о какой безопасности людей вообще может идти речь?»

Сообщите о проблеме

Генеральный директор Фонда капремонта в Пермском крае Дмитрий Баранов :

«Фонд ведёт работу по сбору информации об устаревших лифтах. Мы направляем запросы в муниципальные образования. По мере накопления данных об устаревшем лифтовом оборудовании формируем новые лоты для объявления закупки на замену. Важно, чтобы органы местного самоуправления активно включались в процесс и оперативно предоставляли информацию об устаревших лифтах на своей территории. К концу 2019 года в регионе планируем заменить тысячу устаревших лифтов, 490 из которых уже заменили. В 2017 году в Жилищный кодекс РФ внесли изменения, которые позволяют по региональной программе капремонта в приоритетном порядке проводить замену устаревшего лифтового оборудования. Для этого необходимо направить в Фонд или Региональную службу по тарифам паспорт устаревшего лифта».

Кстати

В 2017 году Фонд капремонта заменил 487 лифтов в 190 домах по всему Пермскому краю. Однако, по оценкам специалистов, в регионе ещё почти 1500 лифтов, которые либо превысили 25-летний срок эксплуатации, либо превысят его в течение ближайших двух лет.

3 сентября состоялся аукцион на замену ещё 275 лифтов в 100 домах. Срок исполнения работ - 365 дней с момента заключения контракта. Однако ФАС приостановил заключение контракта с победителем аукциона из-за жалобы одного из участников. Рассмотрение жалобы будет 20 сентября.

Лифты прочно вошли в нашу повседневность, и выбираться оттуда не собираются. Они значительно облегчают нам жизнь: вряд ли вы будете довольны, если с полными пакетами и сумками вам придется топать на девятый или шестнадцатый этаж.

Да и с ребенком-грудничком по лестницам сильно не набегаешься.

Но нет-нет, и в голову закрадывается мысль: а насколько безопасны современные лифты?

Не оборвется ли трос, не поедет ли лифт с открытыми дверями… Вопросов может быть много. Ответ на все эти вопросы один: современные лифты - безопасны, они изготавливаются в строгом соответствии с регламентами и правилами. Современный лифт не может упасть, тросы не могут оборваться, с открытыми дверями он не поедет, электричеством не убьет. Но это касается только современных лифтов, и при условии надлежащего обслуживания. От старых советских монстров можно ожидать чего угодно. Вплоть до того, что там провалится пол. Но мы поговорим о современных.

Разрыв троса

Самый распространенный страх: порвется трос лифта, кабина упадет в шахту, и все пассажиры умрут. В каждом лифте, грузовом или пассажирском, трос не один. Их как минимум три. Каждый из них имеет огромный запас прочности. Даже если от чрезмерной изношенности один из тросов лопнул, то остальные остались целыми. И кабина опуститься на ближайший посадочный этаж.

Даже если лопнули все тросы, которые предусмотрены конструкцией (что очень и очень маловероятно), в работу тут же включится ограничитель скорости. Сработают уловители, и кабина лифта застопориться в шахте. Как только страх пройдет, звоните в аварийку.

Есть много случаев, когда кабина падала в шахту. Тут может быть несколько вариантов, которые являются исключением из правил. Регулярные проверки и техосмотры нивелируют шансы такой ситуации. Почти полсотни устройств обеспечивают безопасность пассажира внутри кабины лифта.

Открытие дверей шахты

Еще один популярный миф: вы вызвали лифт, двери шахты открылись, а самого лифта нет. И невнимательный человек либо упадет на крышу кабины лифта, если тот находится ниже, либо упадет в приямок на буфера, если лифт находится выше.

Этот миф из разряда фантастики, придумали его, вероятно, те люди, которые вообще не понимают, как устроен лифт.

Если не вдаваться в технические подробности и сложную терминологию, то можно сказать следующее. Сами по себе двери шахты открыться не могут. Они пассивны. Открываются они только вместе с дверями кабины. Именно там располагается привод, отвечающий за открытие обеих пар дверей.

Другие страшилки и мифы

Выше мы рассмотрели два самых распространенных страха пассажиров. В новых лифтах такие ситуации исключены. Что касается старого фонда, то от таких лифтов можно ожидать чего угодно.

Всего этого можно избежать, если регулярно проводить . Это, как-никак, сложная конструкция, и требует постоянного наблюдения. Именно его отсутствие порождает мифы, страхи, а в некоторых случаях - несчастные случаи. Поэтому если вы не довольны работой , не стесняйтесь об этом заявлять. Желательно в письменной форме в двух экземплярах.

За последние два месяца в Москве произошло сразу несколько трагических инцидентов в лифтах. Так, 14 января в одном из корпусов жилого комплекса «Алые паруса» во время работы лифта отвалился пол, и в шахту с высоты седьмого этажа упала 36-летняя Ирина Володина, скончавшаяся на месте. А в декабре из-за неисправности лифта погиб грудной ребёнок: в доме по улице Островитянова оборвался лифтовый трос, когда внутрь заходила семейная пара с ребёнком в коляске. Лифт опустился, зажав детскую коляску, в результате ребёнок погиб.

После этих случаев Генпрокуратура поручила прокурорам в регионах безопасность лифтового оборудования, а депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, который ужесточает требования к эксплуатации лифтов и срокам их капитального ремонта. The Village узнал у экспертов, безопасны ли московские лифты и как понять, что устройство неисправно.

Алексей Захаров

вице-президент Национального лифтового союза

Лифт сам по себе - безопасное устройство, но только если его правильно обслуживать и эксплуатировать. Существует два документа, по которым проверяют лифты: инструкция завода-изготовителя и технический регламент Таможенного союза. За безопасность лифта отвечает управляющая компания. В её обязанности входит организовать правильную эксплуатацию, нанять квалифицированную компанию по обслуживанию устройства и ежегодно проводить техническое освидетельствование. Кроме того, управляющая компания должна проверять качество работы подрядчиков. А проверять, делает всё это управляющая компания или нет, - задача жилищной инспекции.

Понять, что лифт неисправен, можно и самостоятельно. Есть несколько признаков поломки: двери не закрываются, уровень пола кабины отличается от уровня этажной площадки более чем на 35 миллиметров, слышен скрежет, ощущаются рывки при движении и наблюдается несанкционированный уход кабины с этажа. Любое отклонение от нормальной работы лифта квалифицируется как потенциальная опасность.

Если техническое устройство, за обслуживание которого жильцы платят деньги, работает не так, как нужно, стоит пожаловаться тому, кто производит обслуживание. В каждом лифте должны быть указаны координаты обслуживающей компании. Если она ничего не предпринимает, нужно обращаться в управляющую компанию. Если и после этого ситуация не меняется, надо писать жалобу в жилищную инспекцию, а в случае возникновения угрозы жизни и здоровью человека - в Ростехнадзор. Но, к сожалению, у Ростехнадзора есть полномочия на проверку только общих требований. Как проводится обслуживание, он проверять не вправе.

Сейчас наблюдается общая проблема, которую надо устранять, - это отсутствие утверждённого правительством порядка организации эксплуатации. В таком документе должны быть прописаны основные процедуры, которые необходимо проводить при проверке. Нужно назначить контролирующий орган и указать ответственность за невыполнение техрегламента.

Диспетчерская

обслуживающая один из домов в Рижском проезде

Обычный жилец точно не определит, исправен лифт или нет. Это может установить только специалист, который имеет доступ в машинное помещение. Он обязан раз в неделю по графику обслуживающей организации приходить и обследовать лифт. Можно, конечно, связаться с прорабом, который отвечает за ваш участок, и он вам детально объяснит, когда он проводит проверку конкретно вашего лифта.

Компания ОП «Лифт»

(занимается поставкой, монтажом и эксплуатацией лифтового оборудования)

В соответствии с техническим регламентом, раз в месяц лифты проверяет электромеханик. Есть определённый перечень работ, за которые он несёт ответственность. Такого случая, как в «Алых парусах», в других зданиях быть не может. В «Алых парусах» скорость движения лифта - четыре метра в секунду, а сам дом высотой 30 этажей. При этом в большинстве московских домов скорость движения в четыре раза меньше и этажность значительно ниже.

Чтобы обезопасить себя, выполняйте правила пользования: убедитесь, что кабина пришла, а её двери полностью открылись. В правилах всё записано: если вы застряли в лифте, вызывайте диспетчера или обслуживающий персонал, ждите их прибытия и выполняйте все команды. Если лифт не вызывается или застревает, он неисправен.