20.09.2019

Что значит и или. Закон, который никто не должен понять


И предложения, а придает им дополнительное значение, окраску, а в некоторых случаях служит для образования новых форм слова. Самая распространенная - частица «не», выражающая отрицание. Часто эти служебные части речи используются для усиления эмоциональной окраски: «неужели», «даже», «прямо», «точь-в-точь» и др.

Если по приведенным характеристикам вы не смогли определить, что за часть речи перед вами, - союз или частица, - есть один способ, который может вам помочь. Попробуйте вычленить интересующее вас из фразы и посмотреть на результат. Если убрать союз, то либо его части окажутся несогласованными друг с другом (например, в этом уберите «либо»). Вычленение же частицы в большинстве случаев не приведет к подобной проблеме согласования (попробуйте убрать здесь частицу «же»). Также, если вы уберете частицу, смысл фразы может поменяться на противоположный (в случае с частицами «не», «вовсе не», «вряд ли» и т.п.).

Существуют так называемые части речи. Они , но пишутся по-разному. Например, союз «тоже» и местоимение с частицей «то же». В таких случаях на помощь приходит замена слова. Союз, как правило, можно заменить простым («и»): «Я тоже был там» = «И я был там». Сочетание «то же» нельзя заменить подобным образом. Кроме того, частицу «же» в нем можно убрать, не потеряв при этом смысл предложения: «Он снова перечитал то же издание» = «Он снова перечитал то издание».

Впервые с союзами учащиеся знакомятся еще в начальной школе. Позднее, когда они приступают к изучению строения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, им нужно будет научиться отличать виды союзов, а также - союзы от союзных слов (местоимений и наречий).

Прежде всего, необходимо знать, что союзы - это служебные части речи. Они не отвечают ни на какие вопросы, в отличие от самостоятельных частей речи, и не имеют какого-то самостоятельного значения (признака, действия, состояния и т.д.).Союзы необходимы для того, чтобы связывать однородные члены или простые предложения в сложные. Например, в предложении «Леса, поля и луга покрыты снежным покрывалом» союз «и» соединяет однородные «поля» и «луга». А вот в предложении «Леса, поля, луга покрыты снежным покрывалом, и зима вступает в свои права» союз «и» связывает простые предложения в составе сложносочиненного.Союзы делятся на две основные группы: сочинительные (и, или, либо, а, да, но, зато, однако и т.д.) и подчинительные (что, чтобы, если, потому что и т.д.). Запомните, что сочинительные союзы нужны и для связи однородных членов при перечислении, и в сложносочиненных , чтобы связать два самостоятельных простых предложения. А вот подчинительные союзы и союзные помогают для того, чтобы присоединить придаточное предложение в сложноподчиненном.Научитесь отличать подчинительные союзы от союзных слов ( и наречий). Союзные слова выполняют работу союзов, однако они отвечают на какой-либо вопрос, имеют определенное значение и выполняют какую-то синтаксическую роль, как и любая другая самостоятельная часть речи (имя прилагательное, местоимение и т.д.). Так, в предложении «Я знал, что сегодня будет на обед» слово «что» - это , т.к. оно является подлежащим, отвечает на вопрос «что?», указывает на предмет. А вот в предложении «Я знал, что не успею на вокзал» слово «что» является подчинительным . Оно не имеет какого-то определенного значения, не является , а только присоединяет придаточное (изъяснительное) к главному предложению.Имейте в виду, что все сочинительные союзы относятся к трем : соединительным (и, не только - но и, да - в значении и), разделительным (либо, или) и противительным (но, зато, а, да - в значении но).Кроме того, союзы могут быть простыми (состоящими из одного слова) или составными (включать два и более слов). Например, в предложении «Я не смог прийти к ним в гости, так как не рассчитал своего времени» союз «так как» является подчинительным и составным. А в предложении «Зима выдалась холодная, и мы редко в горы» союз «и» является сочинительным, соединительным и простым.

Частицы являются служебной частью речи. Они предназначены для образования форм слов или вносят в предложение различные оттенки значения. Сложности в русском языке вызывают омонимичные с союзами, а также приставками и суффиксами. Необходимо научиться их разграничивать, чтобы при написании не допускать грамматических ошибок.

Инструкция

Частицы придают высказываниям различные модальные и эмоциональные оттенки значения (отрицание, усиление, недоумение, восхищение, ограничение и т д.). Они никогда не изменяются и не являются членами предложения. По значению и роли в высказывании частицы принято делить на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные (или субъективно-модальные).

Формообразующие частицы служат для образования морфологических наклонений глагола (условное, сослагательное и повелительное). Это частицы «бы», «пусть», «пускай», «чтоб» и «-те», которая на письме сливается с глаголом. Например, «пошел бы», «пусть (пускай) пойдет», « »; «был бы он моим другом», «давайте споем», «чтоб было тихо». Обратите внимание, что частица «бы(б)» может стоять не после, а перед глаголом к которому относится: «я б научился рисовать», «я бы еще лучше сделал».

Отрицательными считаются частицы «не» и «ни». Их следует отличать от омонимичных приставок, которые пишутся со словами слитно. Частица «не» придает предложению или отдельным словам отрицательное значение, но иногда (при двойном отрицании) привносит положительный смысл. К примеру, в предложении «Не бывать этому» частица «не» делает все высказывание отрицательным. А в предложении «Он не мог не помочь» двойное отрицание «не – не» приобретает положительное значение.

Модальные или субъективно-модальные частицы вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также служат для выражения чувств и отношения говорящего.

Частицы, служащие для внесения в предложение смысловых оттенков, делятся на четыре группы: вопросительные («а», «ли», « », «неужели»); указательные («вот», «вон»); уточняющие («именно», «как раз») и ограничительные («лишь», «только», «исключительно», «почти»).

Частицы, выражающие чувства, также делятся на четыре группы: восклицательные («что за», «как»); усилительные («же», «даже», «ни», «ведь», «уж», «всё»), указывающие на сомнение («вряд ли», «едва ли») и смягчительные («-ка»).

Следует отличать частицы и омонимичные им другие части речи. Например, союз «чтобы» от местоимения «что» с частицей «бы»: «Мы в лес, чтобы подышать свежим воздухом» и «Что бы вы пожелали?». К союзу «чтобы» можно по смыслу прибавить выражение «для того». Частица «бы» , ее можно отделить и без потери смысла переставить в другое место: «Что вы бы пожелали?» или «Что вы пожелали бы?».

Таким же образом можно различить союзы «тоже», «также» и частицу «же», стоящую после местоимения «то» и наречия «так». К примеру, в предложении «То же, что и вчера», частица «же» с указательным местоимением «то». Ее можно опустить, и смысл предложения не изменится: «То, что и вчера». Союзы «тоже» и «также» и близки по значению союзу «и». Например, в предложении «Он тоже пришел» союз «тоже» можно заменить: «И он пришел».

Обратите внимание

Частицы «-таки», «-с», «-ка», «-то» пишутся через дефис: «написал-таки», «иди-ка», «нет-с», «он-то».

Источники:

  • Правописание частиц в русском языке
  • как отличить союз от местоимения

Частицу порой можно спутать с другими служебными . Хотя она не является полноправным членом предложения, она способна внести путаницу, из-за чего можно, к примеру, поставить лишнюю запятую. Время от времени стоит повторять школьную программу и освежать в памяти базовые вещи, чтобы не допускать простых ошибок.

Частица относится к служебным частям речи и служит для выражения различных смысловых оттенков слов и , а также для образования форм слов. Они не являются членами и не изменяются. Все существующие частицы можно разделить на два разряда: смысловые и формообразующие.

Хотя частицы не являются членами предложения, в школе принято подчёркивать частицу не вместе с тем словом, к которому она относится; как правило таким словом выступает глагол.

Смысловые частицы, как следует из названия, необходимы для выражения смысловых оттенков, тонкостей, нюансов. В зависимости от значения, они классифицируются по следующим группам:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: разве, неужели, ли (ль) ;
3) указательные: вот, вон;
4) уточняющие: именно, прямо, как раз, точно, точь в точь;
5) ограничительные / выделительные: только, лишь, почти, единственно, то;
6) восклицательные: что за, как, ну (и) ;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё таки, ну;
8) смягчительные: -ка, -то, -с;
9) со значением : едва (ли), вряд (ли).

Формообразующие – это частицы, необходимые для образования или условного наклонения: бы, пусть, пускай, давай, да. Такие частицы всегда являются компонентами глагольной формы, а следовательно входят в состав того же члена предложения, что и .
Некоторые исследователи выделяют дополнительную группу частиц, не попадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий: мол, якобы, дескать.

Классификации

Частицы также по происхождению на первообразные и непервообразные. В первую группу входят, в основном, просторечные и малоупотребительные частицы бишь, вишь, нехай, дескать, небось ишь, те, чай, ну-с, ин, де, а также же да, -ка, ни, таки. Все остальные частицы относятся ко второй группе.

Обратите внимание, что многие частицы по своим свойствам приближены к наречиям, союзам, междометиям и вводным словам.

Существует разделение и : на простые, составные, расчленяемые и не расчленяемые частицы. К первым относятся все частицы, состоящие из одного , ко вторым – образованные из двух и более слов, к третьим – все частицы, которые могут быть разделены другими словами (как бы не, лишь бы не, пусть бы, скорее бы, только бы, хоть бы, чуть (было) не, чуть (ли) не и др.), к четвертым – те, что разделены быть никак не могут. Также существует немногочисленная группа так называемых фразеологизированных частиц: что ни (на) есть, точь-в-точь, то ли дело, не иначе (как), нет чтобы, того и (гляди / жди).

Видео по теме

Слово , которое является формальным средством соединения синтаксических единиц.

Чести некоторых составных союзов («не только… но и», «как… так и») находятся при разных однородных членах предложения или в разных предложениях, входящих в состав сложного.

Состоящие из одного называются простыми: «и», «а», «но», «или», «да», «как», «либо», «что», «будто». А союзы, представляющие собой комбинацию знаменательных и незнаменательных слов, являются составными. Например: «между тем как», «то есть», «как только», «несмотря на то что», «ввиду того что», «в то время как», «по мере того как» и другие.

Союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы передают равноправные, независимые отношения между однородными членами или частями сложного. Например: «Дом стоял на возвышенности, и оттуда открывался широкий вид». В этом сочинительный союз «и» связывает 2 простых предложения в составе сложного. А в предложении: «Легкий ветер, то утихал, то просыпался вновь» - союз «то… то» связывает однородные члены предложения.

Подчинительные союзы передают неравноправные, зависимые отношения между частями сложного предложения. К примеру: «Нам хотелось (чего?), чтобы скорее» (придаточное изъяснительное). Или: «Книга выйдет (при каком условии?), если она будет принята издательством» (придаточное условия).

Виды сочинительных и подчинительных союзов

Делая морфологический разбор союза, необходимо указать его значение и морфологические признаки (сочинительный или подчинительный; неизменяемое слово), а также обозначить его синтаксическую роль.

Сочинительные союзы подразделяются на:

1) Соединительные, к которым относятся «и», «да», «не только… но и», «как… так и». Например: «Как , так и сегодня идет снег».
2) Противительные: «но», «а», «да» (в значении «но»), «зато», «однако же». К примеру: «Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны!»
3) Разделительные, к этой группе относятся союзы «или», «либо», «то… то», «не то… не то». Например: «То справа, то слева гул падающих деревьев».

В свою очередь, подчинительные союзы делятся на:

1) Временные: «когда», «прежде чем», «пока», «лишь». Например: «Мы еще спали, когда раздался телефонный ».
2) Изъяснительные, к этой группе относятся: «что», «чтобы», «как» и другие. К примеру: «Он говорил, что его навестил друг».
3) Причинные: «так как», «потому что», «благодаря тому что». «Так как солнце село, стало зябка».
4) Условные: «если», «раз», «как скоро», «ли», «если бы». К примеру: «Если бы вы только захотели, если бы вы только знали».
5) Уступительные: «хотя», «несмотря на то что». «Хотя уже наступило утро, город еще спал».
6) Целевые: «чтобы», «с тем чтобы», «для того чтобы». Например: «Чтобы полюбить музыку, надо ее слушать».

Видео по теме

или

значения слова или в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

или

- Употр. при присоединении последнего члена перечисления, при дополнении предшествующего.
Пример: Поищи на столе, на полках или в шкафу.
***
2. - Употр. при противопоставлении иначе, в противном случае
Пример: Уйди, или мы поссоримся .
***
3. - Употр. для соединения разных названий одного и того же понятия, для пояснения , в знач. иными словами, то есть
Пример: Аэроплан, или самолет.
***
4. - Употр. в начале предложения Употр. в знач. разве, неужели
Пример: Или ты не знаешь об этом? Или ты решил остаться?
***
5. - Соединяет два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения.
Пример: Он или я. Или он уйдет, или я. Завтра или послезавтра . В понедельник , вторн ик
***
6. - Соединяет два или несколько предложений,
Пример: Или он уйдет, или я.
***
7. - а также соединяет однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения
Пример: Он или я. Завтра или послезавтра. В понедельник, вторник или в среду. Или в понедельник, или в среду.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

или

1. союз
(а также разг. иль)
1) Употр. при соотнесении однородных членов предложения или предложений, по
значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга, указывая на необходимость
выбора между ними.
2) а) Употр. при введении слов и предложений, имеющих пояснительный характер;
соответствует по значению сл.: то есть, иначе, иначе говоря.
б) Употр. при введении вставной конструкции, вводного предложения.
3) а) Употр. при присоединении последнего члена перечисления; соответствует по
знач. союзам: и, а также.
б) разг. Употр. при присоединении предложений, дополняющих предыдущее
высказывание.
2. частица
(а также разг. иль)
Употр. при выражении предположения, допущения, возможности чего-л.;
соответствует по значению сл.: разве, неужели, может, может быть.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

или

.
1. союз одиночный или повторяющийся. Соединяет два или несколько
предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях
взаимоисключения. Он или я. Или он уйдет, или я. Завтра или послезавтра . В
понедельник , вторник или в среду. Или в понедельник, или в среду.
2. союз
одиночный или повторяющийся. Употр. при присоединении последнего члена
перечисления, при дополнении предшествующего. Поищи на столе, на полках или
в шкафу.
3. союз одиночный или. повторяющийся. Употр. при
противопоставлении: иначе, в противном случае. Уйди, или мы поссоримся.
4. союз. Употр. для соединения разных названий одного и того же понятия, для
пояснения, в знач. иными словами, то есть. Аэроплан , или самолет. S.
частица. Употр. в начале предложения в знач. разве (в 1 знач.), неужели (в 1
знач.) с оттенком противопоставления чему-н. другому, возможному (разг.).
Или ты не знаешь об этом? Или ты решил остаться? * Или - или - (разг.)
выражение необходимого выбора чего-н. одного, одно из двух. Остаешься или
едешь? Решай: или-или.

1)Юристам не преподают математику, поэтому некоторые адвокаты пытаются делать хорошее дело -среди коллег популяризировать математику (см., например, статью "юридическая математика, доли, дроби, пропорции.", https://pravorub.ru/articles/13039.html -хотя математика, на самом деле, никак не связана с правом, они лишь инструмент, правильнее было бы называть статью "математика для юристов"). 2)В законах часто встречается конструкция "И (ИЛИ)", при том, что в математике есть и логическое "И", и логическое "ИЛИ".3)Не знаю, как сейчас в ЕГЭ по русскому языку решается этот вопрос о смысле конструкции "И (ИЛИ)".4)Также не знаю, имеет ли конструкция "И (ИЛИ)", употребляемая в законах однозначный смысл, не противоречащий Конституции РФ.Исходя из этого, считаю целесообразным законодательно (на уровне Конституционного закона) установить наконец значение конструкции "И (ИЛИ)", а также союзов "И", "ИЛИ" при использовании их в законах и нормативных документах (При необходимости привлечь специалистов по государственному языку и математической логике), и во всех законах использовать однозначно определенный смысл.Ясно, что некоторые законы, уже содержащие такие конструкции "И (ИЛИ)" придется привести в соответствие с Конституцией РФ в случае явного противоречия при однозначном значении конструкции "И (ИЛИ)" путем внесения поправок в эти законы.Приложение: Дополнительные материалы о необходимости однозначного прочтения законов.На примере ст.155 УПК РФ о выделении материалов уголовного дела в отдельное производство.Пусть расследуется сложное преступление, например, мошенничество ст.159 УК РФ (т.е. вообще говоря - хищение). Событие преступления, наличие всех признаков состава преступления, естественно, подлежит доказыванию (требование ст.73 УПК РФ). Но при прочтении текста статьи 155:"1. В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения..."(а читать буду с явной целью освободить подозреваемого от уголовной ответственности) можно "обосновать" такое поведение следователя: из дела о мошенничестве, т.е. о хищениях, изъять все доказательства хищений (после чего исходное уголовное дело развалится, т.к. уже нет доказательств преступлений).Ход манипуляции такой:Расследуемое преступление переосмыслить:1.хищение разбить на 2 этапа: законное получение имущества и дальнейшее (законное/незаконное -не важно) обладание имуществом (которого больше нет в наличии).Тогда выясняется, что расследовалось уголовное дело вовсе не о мошенничестве (хотя явно указана статья 159 УК РФ о мошенничестве), а о чём-то другом (номер статьи - это же просто число, не имеющее особого смысла для непосвященных).2.Обнаружив доказательства хищений при непосредственном участии подозреваемого в составе группы, эту преступную группу называем термином "иные лица".3.после этого... а что мы имеем? обнаружено новое преступление, совершенное оно иными лицами, это новое преступление является мошенничеством и никак не связано с расследуемым (которое стало делом не о мошенничестве, а о проверке законности привлечения имущества, а судьба полученного имущества и его исчезновение не изучалась.)Тогда "честно", ссылаясь на ст.155 УПК РФ, выделяем все доказательства обнаруженных хищений в отдельное производство для передаче сообщения о преступлении для рассмотрения. После чего исходное дело закрываем (т.к. в деле уже нет доказательств хищений), причем по реабилитирующему подозреваемого основанию: отсутствие состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ. (Вновь привлечь его по той же статье будет затруднительно, надзор по делу - не обнаружит доказательств хищений в материалах дела, их там уже нет - скажет, что всё законно).А судьба рассмотрения нового сообщения о преступлении (т.е. рапорта следователя об обнаружении признаков состава преступления) заранее не определена, будет принято одно из трех решений: -о возбуждении уголовного дела, -об отказе в возбуждении уголовного дела, -о передаче сообщения о преступлении по подследственности.Но важная деталь: всё это уже без привлечения к делу потерпевших от преступления, которые остались в старом деле, т.к. по смыслу ст.155 УПК РФ, раз новое преступление не связано с расследуемым и совершено оно иными лицами, то это преступление их никак не касается.В новом деле нет других потерпевших (все остались в старом деле). Любое принятое решение эти потерпевшие не смогут обжаловать, т.к. просто о нем не узнают. Иногда, если никто не возражает, дело может ходить кругами при отсутствии желания принимать решение и при наличии каких-либо оснований для передачи сообщения о преступлении "по подследственности".А ведь мудрый законодатель предусмотрел возможность, что хитрые преступления могут расследовать те, кто в них что-то понимает, однако эту особенность не желающие работать дознаватели используют для зацикливания сообщения о преступлении под видом передачи сообщения о преступлении "по подследственности".А всё из того, что статья 155 УПК РФ не была доведена до ума следователя однозначно (точнее, он всё понимал, но делал то, что хотелось).Или скажу по-другому: в статье 155 УПК РФ есть нормальный смысл,но в виде комиксов и картинок он не был доведен до следователя под его роспись о получении этого смысла.На самом деле, смысл статьи 155 УПК РФ (не противоречащий Конституции РФ) такой:Если обнаружено новое преступление, тогда проверяем, связано ли это преступление с расследуемым (и не по названию статьи, а по совершенному деянию, т.к. преступление это деяние, а не название),Тогда если это деяние не связано с исходным деянием, то обнаруженные доказательства совершения нового преступления для потерпевших по исходному делу смысла не имеют.Если это новое преступление совершено иными лицами (а не фигурантами дела), то эти материалы не важны также и для стороны обвинения по исходному делу.Только при таком раскладе эти доказательства нового преступления, их выделение в отдельное производство, не нарушат прав потерпевших от преступления по исходному делу.Другой пример:Муниципальное образование принимает решение о реорганизации МУП в ОАО, при этом единственным акционером ОАО становится муниципальное образование. (Без оповещения граждан об этом они не могут стать акционерами этого ОАО, и созданное ОАО фактически является ЗАО в силу п.3 ст.7 закона "Об ОАО".)Это нормально? Для распиливания муниципального бюджета - очень даже нормально. Для спокойствия ОАО тоже всё нормально - всё делается по решению единственного акционера в лице руководителя муниципального образования. Гендиректору ОАО даются указания непосредственно от главы муниципального образования, обязательные для выполнения.И получается, что глава муниципального образования может свободно распоряжаться деньгами ОАО - его указания для номинального гендиректора обязательны для исполнения. А деньги пригодятся, в том числе на победу в выборах - иначе будет потерян контроль над финансовыми потоками "ОАО". Почему такое возможно (название ОАО вместо ЗАО)? Это позволяет (или не позволяет?) ст.10 закона "Об акционерных обществах"1. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.Опять это "И (ИЛИ)". Вопрос в количестве акционеров. Кстати, в ЗАО число акционеров ограничено сверху числом 50: при увеличении их числа, общество обязано преобразоваться в ОАО. В ГК РФ по смыслу ст.97 в ОАО должно быть больше одного акционера:Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества"1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом."Тут речь идет о согласии или несогласии других акционеров, следовательно, эти другие акционеры ОАО должны существовать, хотя бы номинально.

Для тех, кто дочитал,предлагаю ознакомиться и с другими проблемами, которые также будут интересыhttp://www.

Часть речи

В связи с общей «абсолютно ненормальной» ситуацией в области кодификации норм русского языка данная часть речи (как правило, письменной) не кодифицирована официальной российской лингвистикой и может признаваться ей как окказионализм или жаргонизм . Использующаяся в нём косая черта (часто неофициально называемая «слешем ») до 2006 года не признавалась стандартным общеупотребительным средством русской пунктуации . Это не помешало широкому распространению данного импровизированного союза во второй половине 1990-х и в XXI веке .

Использование

Конструкция может, в числе прочего, рассматриваться как калька с англоязычного термина and/or , также имеющего жаргонное происхождение.

Связь с булевой алгеброй

В булевой алгебре «или» - обычное обозначение дизъюнкции , результат которой в точности такой же, как у рассматриваемого выражения. То есть «или» уже включает в себя весь смысл «и/или». Однако союз «или» в русском языке может интерпретироваться и как дизъюнкция, и как сложение по модулю 2 , поэтому вариант «или» допускал бы разночтения. Менее тавтологичным было бы выражение «и/либо» («либо», или «исключающее или » - обозначение сложения по модулю 2), но так уж исторически сложилось, что прижился не этот вариант.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "и/или" в других словарях:

    Каз. ىله قازاق اۆتونومىيالى وبلىسى, Іле Қазақ автономиялы облысы уйг. ئىلى قازاق ئاپتونوم ۋىلايىتى, Или Қазақ аптоном вилайәти кит. упр. 伊犁哈薩克自治州 … Википедия

    1. союз одиночный или повторяющийся. Соединяет два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения. Он или я. Или он уйдёт, или я. Завтра или послезавтра. В понедельник, вторник или в… … Толковый словарь Ожегова

    Самоназвание: Или тюрки Страны: Китайская Народная Республика … Википедия

    - “ИЛИ ИЛИ” (Enten Eller) первое и самое популярное произведение С. Кьеркегора. Опубликовано в 1843 под псевдонимом Виктор Эремита. В русских переводах издано фрагментарно: глава “Диапсалмата” под названием “Афоризмы эстетика” (“Вестник Европы” … Философская энциклопедия

    ИЛИ, союз. 1. разделительный. употр. при сопоставлении исключающих по значению друг друга членов предложения для указания на необходимость выбора между тем и другим; то же, что либо (в этом знач. постановка или перед каждым членом предложения… … Толковый словарь Ушакова

    ИЛИ, иль, аль союз либо; то есть, иначе, то же; разве, ли. Или то бери, или другое, любое, одно из двух. Сядь, или ляг, как хочешь. | Царь град, или Константинополь, или Византия, равно, одно и то же. | Шурин или женин муж, все одно. Или ты… … Толковый словарь Даля

    Река, впадает в озеро Балхаш; Китай, Казахстан. Этимология гидронима спорна: монг. или сверкающий, блестящий; др. тюрк. быстрый или большая река. Распространенное в прошлом объяснение из русск. ил совр. авторы исключают. См. также Алма Ата,… … Географическая энциклопедия

    Либо, то есть (т. е.), сиречь, иначе, иначе говоря, другими словами; alias, тож. Или или, либо либо, не то не то. См. разве, то есть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. или … Словарь синонимов

    С латинского: Aut Ceasar, aut nihil (аут Цэзар, аут нихиль). Как сообщает римский историк Светоний (Гай Светоний Транк вилл, ок. 70 ок. 140 н. э.), римский император Калигула (12 41) жил в утонченной роскоши и всячески ее подчеркивал: принимал… … Словарь крылатых слов и выражений

    Или Казахский автономный округ каз. ىله قازاق اۆتونومىيالى وبلىسى, Іле Қазақ автономиялы облысы уйг. ئىلى قازاق ئاپتونوم ۋىلايىتى, Ili Ķazaķ aptonom wilayiti кит. 伊犁哈薩克自治州, пиньинь Yīlí Hāsàkè zìzhìzhōu Статус автономный округ Админи … Википедия

    Уже отданное клиентом распоряжение трейдеру о покупке или продаже ценных бумаг, в то время как заказы на другие ценные бумаги еще ожидают своего исполнения; как только трейдер исполняет этот заказ, другие заказы автоматически отменяются.… … Экономический словарь

Михаил Николаевич Петерсон (1885–1962) – советский языковед, представитель Московской фортунатовской школы. Его перу принадлежат работы по русскому синтаксису и методике преподавания русского языка, а также труды по другим языкам – французскому, армянскому, литовскому.

М. Н. Петерсон вел активную преподавательскую деятельность. В преподавании языков он применял своеобразную методику: обучение начинал не с упражнений, а с чтения и анализа неадаптированного текста. На первых же занятиях Петерсон проводил всесторонний анализ одного-двух слов, одной фразы. Постепенно темп ускорялся, объём языковой информации увеличивался, и вскоре студенты уже могли самостоятельно анализировать сложнейшие тексты.

Ученый был противником марризма, за что подвергался травле (в печати его называли «представителем псевдонауки»), а в конце 1940-х вынужден был оставить преподавание и практически не печатался. Вернуться к активной преподавательской деятельности М. Н. Петерсон смог только после в 1950 году.

Предлагаем вниманию читателей портала статью М. Н. Петерсона «Союзы в русском языке», опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5, 1952). В статье дана классификация союзов и описаны их основные функции. Статья и спустя 60 лет после ее написания будет очень полезна преподавателям русского языка как родного и как иностранного.

I . Союзы и их разновидности

Союзы вместе со связкой, предлогами и частицами относятся к разряду слу-жебных (несамостоятельных) слов, которые противо-полагаются знаменательным (само-стоятельным) словам - частям речи: существительным, прилагательным, числительным, местоимениям, глаго-лам, наречиям.

Главное различие между этими ка-тегориями слов заключается в том, что знаменательные части речи могут быть словами-предложениями и чле-нами предложения. Служебные слова употребляются в речи только в соеди-нении со знаменательными словами.

Служебные слова более позднего происхождения, чем знаменательные, и произошли из знаменательных. В за-висимости от потребностей общения служебные слова продолжают разви-ваться, выражая всё новые и новые смысловые отношения между знаме-нательными словами. Во многих слу-чаях вполне ясно происхождение служебных слов из знаменательных. Ср., например, союз что и место-имение что, предлог около и наре-чие около. Труднее это установить для таких союзов, как и, а, но.

Союзы – служебные слова, выра-жающие смысловые отношения между однородными членами предложения1 или между частями сложного пред-ложения (главными или придаточны-ми предложениями).

Союзы по их строению можно разделить на простые и составные.

Простые союзы в свою очередь можно разделить на непроизводные для данной эпохи, или перво-образные, такие как и, ни, а, но, и производные – такие как что, чтобы, когда, хотя, если.

Составные союзы: потому что, оттого что, для того что-бы, вследствие того что, так что, так чтобы, так как и др. Количество составных союзов всё возрастает.

Из всех этих союзов наиболее древ-ние по происхождению – простые непроизводные; за ними следуют простые производные; позднее всех появились составные союзы.

По употреблению союзы бывают одиночные, повторные и парные:

  • одиночные: и, а, но, да и др.
  • повторные: и – и, ни – ни, то – то, то ли – то ли, не то – не то, или – или и др.
  • парные: не только – но и, хотя – однако, хотя – но, если – то и др.

Союзы по их роли в предложении можно разделить на два разряда: одни союзы выражают смысловые отноше-ния между отдельными словами в предложении (и, ни, да, а, но, то, не то, или ) , другие союзы выража-ют смысловые отношения между ча-стями сложного предложения.

Между теми и другими союзами есть сходство и различие.

Такие союзы, как и, а, но , упо-требляются и для соединения частей сложного предложения. Значение их одинаково и в том и в другом слу-чае. Например:

И соберись, и уложись,
И в час беды такой
Ещё хозяйкой окажись
Проворной и лихой.
(Твардовский)

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
(Никитин)

Здесь в обоих случаях - перечисле-ние.

Такие же параллельные примеры можно привести и для других союзов. Однако различий между теми и дру-гими союзами больше.

Есть много союзов, употребляю-щихся только для выражения смыс-ловых отношений между частями сложных предложений: что, если, потому что, когда, хотя и др.

Смысловые отношения, выражае-мые сложными предложениями с со-юзом и , гораздо богаче, чем смыс-ловые отношения, выражаемые тем же союзом между отдельными сло-вами предложения (примеры см. ниже).

Союзы, выражающие смысловые отношения только между частями сложного предложения, – более по-зднего происхождения. Вместе с ро-стом употребительности сложных предложений, что вызывается потреб-ностью выражения всё более слож-ных отношений между явлениями, количество союзов всё увеличивается, значение их становится разнообраз-нее.

Возрастает и количество союзов, выражающих смысловые отношения между отдельными словами в пред-ложении, но далеко не в такой сте-пени.

Таким образом, те и другие союзы находятся в постоянном взаимодей-ствии.

Смысловые отношения, выражае-мые и теми и другими союзами, мо-гут быть подробно изложены только в синтаксисе. Здесь будут даны самые необходимые сведения сначала о значении союзов, соединяющих от-дельные слова в предложении, а за-тем – о значении союзов, соединяю-щих части сложных предложений.

II. Союзы, выражающие смысло-вые отношения
между отдель-ными словами в предложении

Наиболее употребителен союз и . Более половины всех случаев прихо-дится на сочетания с этим союзом. Те смысловые отношения, которые выражаются союзом и, наиболее ча-сто встречаются в нашей языковой практике, тесно связанной с нашей общественной деятельностью.

По выражаемым ими смысловым отношениям союзы можно подразде-лить на четыре группы:

1) союзы, выражающие перечисление (и, ни, да, или, то );

2) союзы, выра-жающие противоположение (а, но, не только – но и и др.);

3) сою-зы, выражающие сравнение (как, чем );

4) союзы, выражающие цель (чтобы ).

Некоторые из этих союзов выра-жают и другие смысловые отношения, что будет показано дальше.

1. Союзы, выражающие перечисле-ние

В эту группу входят соединитель-ные и разделительные союзы.

И

Союз и выражает перечисление слов, находящихся в однородных от-ношениях и обозначающих различ-ные предметы, признаки, явления.

И жить хочу, и пить, и есть,
Хочу тепла и света...
(Твардовский)

При повторном союзе и – и , кроме перечисления, выражается усиление.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
(Пушкин)

Союз и может иметь значение про-тивоположения (см. ниже).

НИ

Союз ни (повторный) выражает такое же перечисление в отрицатель-ных предложениях (с усилением):

Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
(Пушкин)

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
(Лермонтов)

ДА

Союз да обычно придаёт выска-зыванию разговорный характер.

Собака, человек, да кошка, да сокол
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.
(Крылов)

Этот же союз употребляется при повторении слова для усиления:

- Ты знаешь, все ругают нашу степь, говорят, она скучная, рыжая, холмы да холмы, будто она бесприютная, а я люблю её (Фадеев).

Союз да служит также для выра-жения противоположения (см. ниже).

Союз да и имеет присоединитель-ный оттенок значения.

Смотритель постоял, постоял – да и пошёл (Пушкин).

ИЛИ

Союз или служит для выражения перечисления с оттенком выбора из двух или нескольких возможностей:

Это наши «лаги» (или «миги», или «яки»), – говорили они (Фадеев).

С тем же значением употребля-ются повторные союзы либо - ли-бо, ли - ли, ли - или:

С чужими я либо робел, либо важничал (М. Горький).

Уездный чиновник пройди мимо – я уже задумывался, куда он идёт: на вечер ли к какому-нибудь своему брату или прямо к себе домой (Гоголь).

ТО

Союз то (повторный) служит для выражения перечисления предметов или явлений, существующих не одно-временно, а попеременно:

Лейтенанты то появлялись в городе, то исчезали, всегда наезжало много новых... (Фадеев)

Все девушки, подняв головы, прислуши-вались к прерывистому, то тонкому, оси-ному, то низкому, урчащему, рокоту, ста-раясь разглядеть самолёт в раскалённом добела воздухе (Он же).

НЕ ТО

Союз не то (повторный) выра-жает перечисление предметов или явлений, существование которых предполагается и одно из которых исключает другое:

Во всех её движениях замечалась не то небрежность, не то усталость (Тургенев).

И сама будто ожила, а у самой родилась какая-то не то надежда на что-то, не то замысел (Гончаров).

С тем же значением употребляется повторный союз то ли:

...И пахло от свежего нахолодавшего рта то ли ветром, то ли далёким еле уловимым запахом свежего степного сена (Шолохов).

Значение перечисления выражается некоторыми парными союзами, например как – так и:

У Сибири есть много особенностей. Как в природе, так и в людских нравах (Гончаров).

2. Союзы, выражающие противо-положение (а, но, да, однако, зато и др.)

Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! (Фадеев).

На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем было уж собралась,
Да призадумалась...
(Крылов)

Я немножко поколебался, однако сел (Тургенев).

Они немножечко дерут,
Зато уж в рот хмельного не берут.
(Крылов)

Хотел объехать целый свет,
И не объехал сотой доли.
(Грибоедов)

Различные оттенки противоположе-ния и сопоставления выражаются парными союзами не только – но (и), не только – а (и), не столько – сколько и др.

Они уже не только по обличью, а и по звуку различали свои и немецкие самолёты (Фадеев).

3. Союзы, выражающие сравнение (как, чем)

Эти союзы выражают отношения не между однородными членами пред-ложений.

Серёжа Тюленин был самым младшим в семье и рос, как трава в степи (Фадеев).

И отец, который хрипел, свистел и ду-дел на него больше, чем на кого-либо из детей своих, любил его больше, чем кого-либо из остальных (Фадеев).

4. Союзы, выражающие цель (чтобы)

Юрий стал сзади на грузовик, чтобы по-глядеть на небо (А. Толстой).

Союз чтобы тоже выражает отно-шение не между однородными чле-нами предложения.

III . Союзы, выражающие смысло-вые отношения
между частями сложного предложения

На первом месте по употребитель-ности и здесь стоит союз и , за ним следует а, но, что, чтобы и дру-гие. Преобладание союза и связано с его многозначностью. Употребитель-ность отдельных союзов изменяется в зависимости от характера текста. Материал сгруппирован по значению.

1. Перечисление

Предложения с союзом и обозна-чают перечисления или одновремен-ных, или последовательных событий.

Лица их среди листвы сошлись так близко, что дыхание их смешивалось, и они прямо глядели в глаза друг другу (Фадеев).

И вот этой весной они окончили школу, простились со своими учителями и организациями, и война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фадеев).

Сложные предложения с союзом и могут иметь и другие значения.

1) Первая часть сложного предло-жения выражает основание, причину, другая – следствие.

Мало было надежды у бедного Ашика-Кериба получить её руку, и он стал гру-стен, как зимнее небо (Лермонтов).

2) Первая часть сложного предло-жения выражает условие, вторая – следствие:

Он знак подаст – и все хлопочут (Пушкин).

3) Вторая часть выражает проти-воположение тому, что выражает первая:

Я тебя люблю, и ты никогда не будешь моею (Лермонтов).

Все её знали, и никто не замечал... (Пушкин)

Перечисление выражается также союзами да (употребительность этого союза очень невелика), да и (с при-соединительным значением), повтор-ным ни – ни (в отрицательных пред-ложениях), ли – ли, или, либо – либо (со значением выбора, разде-лительности), то – то (указывает на чередование), не то – не то (с оттенком предположения и исклю-чения одного из явлений), также, тоже и др.

Гремят тарелки и приборы,
Да рюмок раздаётся звон.
(Пушкин)

Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему (Л. Толстой).

Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели (Крылов).

Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторя-лось одно и то же (Л. Толстой).

То холодно, то очень жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
(Крылов)

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Тургенев).

2. Противоположение

а, но, да, однако, же, зато, хотя обозначают противоположе-ние разной силы.

Союз а употребляется при сопо-ставлении различных явлений:

Такой же разительный контраст и в раз-витии культуры в Советском Азербайджа-не и в Иране. В Азербайджане неграмот-ность ликвидирована, а в Иране неграмот-ные составляют около 85 процентов насе-ления. В Азербайджане одно высшее учеб-ное заведение приходится на 163 тыс. че-ловек населения, а в Иране - на 3,4 млн. человека. В Азербайджане один врач приходится на 525 чел. населения, а в Ира-не – на 11,3 тыс. человек («Правда», 30 де-кабря 1949 г. «Союз нерушимый Советских республик», стр. 1).

Более сильное противопоставление выражается союзом но ; оно усили-вается отрицанием, которое почти всегда находится в одной из частей сложного предложения:

Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как посту-пить... (Фадеев).

Довольно сильное противопостав-ление выражает союз да :

Владимир и писал бы оды,
Да Ольга не читала их.
(Пушкин)

Лучше было бы мне его бросить и скрыться в лесу, да жаль было с ним рас-статься – и пророк наградил меня (Лермонтов).

Оттенок усиления придают союзы однако, же, зато:

Глаз жадно ищет огонька, однако каж-дый поворот реки обманывает наши на-дежды (Короленко).

В доме окна были притворены, дверь же на крыльцо была раскрыта настежь . (Гончаров).

Положим, он знает лесные дорожки.
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды.
(Некрасов)

Противопоставления различной си-лы выражаются союзом хотя (хоть):

И хоть было беспокойно –
Оставался невредим
Под огнём косым, трёхслойным,
Под навесным и прямым...
(Твардовский).

Сильнее противопоставление, ког-да во второй части – но, да:

Хотя в её взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в её улыбке было что-то неопределённое, но такова сила предубеждеиия... (Лермонтов).

Хоть видит око, да зуб неймёт.
(Крылов)

Союз хоть называют уступи-тельным , но, раскрывая значение этого термина, обычно указывают на противопоставление.

Союзы что, чтобы и значитель-но более редкие будто, будто бы, как будто обыкновенно называют изъяснительными , связывая этот термин с глаголом изъясняться. Смысл этого термина заключается в том, что сложные предложения с этими союзами выражают содержание речи, мысли или чувства, приписываемых тому или другому персонажу, в противоположность «чужой речи», передаваемой дословно.

Сочетания с союзами будто, буд- то бы, как будто передают это содержание предположительно.

ЧТО

В сени... вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотри-тель с год как помер, что в доме его по-селился пивовар, а что она жена пивоварова (Пушкин).

Сложное предложение с союзом что обозначает также степень про-явления какого-нибудь признака:

Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать (А. Толстой).

ЧТОБЫ

Между тем лошади пришли, и смотри-тель приказал, чтобы тотчас, не кормя, запрягли их в кибитку приезжего (Пушкин).

– Шоколад? – удивился капитан и вы-нул трубочку изо рта. – Первый раз слы-шу, чтобы старшему лейтенанту в голой степи понадобился шоколад (А. Тол-стой).

Сложные предложения с союзом чтобы обозначают также цель:

А чтоб мышиный род ему не навредил,
Так он полицию из кошек учредил.
(Крылов)

Чаще это значение встречается в сочетаниях с неопределённой фор-мой глагола:

Донецкие калёные ветры и палящее солнце будто нарочно, чтобы оттенить физическую природу каждой из девушек, у той позолотили, у другой посмуглили, а у иной прокалили, как в огненной купели, руки и ноги, лицо и шею до самых лопаток (Фадеев).

БУДТО

Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и льётся по зе-лёному миру (Гоголь).

Ей снится, будто бы она
Идёт по снеговой поляне.
(Пушкин)

Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна (Тургенев).

4. Временны е отношения

Сложные предложения с союзами когда, как, пока, едва выражают временны е отношения с различными оттенками. Те же отношения выра-жаются большим количеством составных союзов: как только, как вдруг, как скоро, с тех пор как, после того как, лишь только, едва только, по мере того как, прежде чем и др. Одни из этих союзов указывают на одновременность двух действий), другие – на предшествующее действие, третьи – на последующее действие (иногда с добавочным оттенком быстрого следования одного действия за дру-гим). Значение временной соотнесён-ности действий могут быть весьма разнообразные. Приводим примеры только на некоторые из союзов (с более простыми значениями).

КОГДА

Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат, и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир, - страшен тог-да Днепр! (Гоголь)

КАК

Я как посмотрела на степь, где мы столько песен спели, да на этот закат, и еле слёзы сдержала (Фадеев).

ПОКА

Сложные предложений с союзами пока, покуда, покамест выража-ют, что одно событие совершилось раньше другого:

И одинокая фигура Николая Ивановича долго ещё маячила в глубине улицы, пока его не закрыл трамвай (А. Толстой).

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружён.
(Пушкин)

ЕДВА

Сложные предложения с союзом едва выражают события, быстро следующие одно за другим:

Но едва он вошёл, как зрелище нового чуда заставило eгo схватиться рукой за кожаное пальто командира корабля (В. Катаев).

5. Причинные отношения

Сложные предложения с союзами так как, потому что, ибо, бла-годаря тому что, вследствие того что и некоторыми другими выражают причину:

Папа даже пожалел, что на меня надели пальто, потому что было совсем жарко, как летом (В. Катаев).

Переезжая быстрые речки, не должно смотреть на воду, ибо тотчас голова за-кружится (Лермонтов).

6. Условие

Сложные предложения с союзами если, коли, ли – ли, раз, ежели, когда, коль скоро и др. выража-ют условие и вытекающее из него следствие. Союзы с частицей бы выражают предположительное ус-ловие:

Он – мой отец.
И если мне придётся,
Всю кровь свою я за него отдам.
(А. Кулешов)

Как хорошо могли бы жить люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! (Фадеев).

– Не связывайся ты с ней. Коли она уже такой колпак надела, ты её не переколпачишь, – сказала Шура Дубровина Майе (Фадеев).

Мы с ним прошли десятки сёл,
Где как, где смертным лазом.
И раз он шёл, да не дошёл,
Так я дойти обязан.
(Твардовский)

А когда весь народ поднимается на ос-вободительную отечественную войну – тог-да горе врагу! Горе! (В. Катаев)

Сравнительно меньшую роль для выражения смысловых отношений между частями сложного предложе-ния играют другие союзы: усту-пительные (пусть, пускай, правда, даром что, несмотря на то что), сравнительные (как, чем, нежели, будто, слов-но, точно, подобно тому как), следствия (так что), пояс-нительные (то есть, а именно). Приведём некоторые примеры:

Пускай я слаб, мой меч силён.
(Жуковский)

Он был ясно виден, даром что ехал в тени (Тургенев).

Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.
(Некрасов)

Засмеялся он, точно сталь зазвенела (М. Горький).

Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался (Гоголь).

Наш сад погибает, в нём хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец (Чехов).

IV. Союзы в начале предложения

Речь идёт не о повторных и пар-ных союзах, а об одиночных, кото-рые обычно в начале предложения не употребляются.

Чаще всего союзы в начале пред-ложения встречаются в диалогиче-ской речи, выражая отношение к тому, что сказано собеседником:

«Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла.
А я так пряником кормила!»
(Пушкин)

– Тише. Слышь?
– Слышу. Это снег шуршит. Почему хорошо, если норд-ост?
Потому что на дворе теперь зги не видать.
(В. Катаев)

Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, кото-рый предпочесть (А. Толстой).

Последний пример – монолог, но ведётся он, как диалог. Таким путём союзы в начале предложения могли проникнуть и в монологическую речь. Предложение и в монологиче-ской речи редко употребляется изо-лированно. Чаще оно входит в соеди-нение с другими предложениями. Союзы в начале предложений и вы-ражают отношения к соседним предложениям:

Александр Фёдорович был старый донец-кий шахтёр, чудесный плотник. Ещё мо-лодым парнем, выходцем из Тамбовской губернии, он начал ходить на шахты на заработки. И в глубоких недрах донецкой земли, в самых страшных осыпях и ползу-нах, немало закрепил выработок его чу-десный топорик, который в руках у него играл и пел, и поклёвывал, как золотой петушок (Фадеев).

Они подобрали её на дороге. Сначала подумали, что девчонка лежит мёртвая, и Гриша вильнул рулём, чтобы не разда-вить её босые ноги. Но она приподняла голову, ветер встрепал её волосы, как выжженную траву (А. Толстой).

Таковы важнейшие союзы и их роль в русском языке. Более под-робное раскрытие смысловых отноше-ний, выражаемых отдельными союза-ми, может быть дано, как указано выше, на конкретном материале син-таксиса простого и сложного пред-ложения.

1 Кроме союзов как, чем и чтобы , о чём см. ниже.