14.06.2019

Для чего существуют насекомые. Интересные факты о насекомых для детей в детском саду


Высокая численность насекомых объясняется их большой плодовитостью и совершенным набором приспособлений для выживания в самых разнообразных условиях. Практически все вещества органического происхождения используются насекомыми в пищу. Поэтому насекомые, как один из самых существенных компонентов в наземных экосистемах выполняют громадную роль в переносе вещества и энергии, утилизируют практически все вещества, поставляемые растениями и животными, и сами служат пищей очень многим позвоночным и беспозвоночным животным. Огромна их роль в почвообразовательном процессе.

Практическое значение насекомых трудно переоценить. Ежегодно 1/5 часть урожая планеты идет на прокорм армии вредителей. Сотни тысяч гектаров лесов уничтожаются такими вредителями, как сибирский и непарный шелкопряды, строительную древесину портят короеды, усачи, златки. Различные кровососы переносят смертельно опасные заболевания и досаждают людям и животным своими укусами.

Насекомые - это многогранное чудо живой природы, имеют на Земле свое особое предназначение, которое трудно переоценить. Они являются прекрасными опылителями, почвообразователями, санитарами природы, и что важно для человека - насекомые улучшают плодородие почвы, сдерживают чрезмерное распространение многих сельскохозяйственных вредителей, производят мед и лекарственные вещества, красители сочных цветов, шелк. Более половины нашего питания составляет растительная пища. И 15 % ее обязана своим урожаем насекомым-опылителям. Они опыляют и большинство растительных кормов для животных. Кроме того, нам доставляет наслаждение любование красотой причудливых форм, рисунков и расцветок тела, а также грациозностью движений. Только малая часть (около 1 %) насекомых, приносит невольный ущерб деятельности человека. Но это ничто по сравнению с той важной ролью, которую они играют в жизни людей и в поддержании природного экологического равновесия.

Более 80 % растений опыляются насекомыми, и можно с уверенностью сказать, что цветок - результат совместной эволюции растений и насекомых. Приспособления цветковых растений для привлечения насекомых разнообразны: пыльца, нектар, эфирные масла, аромат, форма и окраска цветка. Приспособления насекомых: сосущий хоботок бабочек, грызуще-лижущий хоботок пчелиных; особые пыльцесобирательные аппараты - у пчел и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил - брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.

Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных остатков - опада растений, трупов и экскрементов животных, одновременно выполняется санитарная роль и круговорот веществ в природе.

Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых: копрофаги - жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы; некрофаги - жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки, падальницы; насекомые - разрушители отмерших растительных остатков: древесины, веток, листьев, хвои - жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и т. д.; насекомые - санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно гниющими органическими веществами (детритом) - личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

Полезные насекомые, особенно пчелы, играют важную роль в жизни человека. Во-первых, они способствуют решению медико-биологической проблемы - продлению жизни людей, во-вторых, социально-экономической, связанной с охраной природы. Эти маленькие друзья и помощники человека составляют важное звено в цепи факторов, благотворно влияющих на укрепление его здоровья. Большое значение для человека имеют шелкопряды, среди которых есть несколько окультуренных видов, дающих сырье для изготовления натурального шелка (тутовый и китайский шелкопряды); червецы кошенели, образующие в своих телах натуральный кармин; лаковый червец - источник шеллака. Мир насекомых сложен и многообразен. Отсюда большой интерес представляет изучение их строения, развития и жизнедеятельности, особенно насекомых со сложным поведением: муравьев, пчел, термитов, складчатокрылых ос, которые больше не будут эволюционировать в своей разумной жизни, поскольку являются высокоорганизованными существами.

На вопрос Зачем природе нужны насекомые? заданный автором ღツღLenie ღツღ лучший ответ это Польза от насекомых
Насекомые очень плодовиты. Естественно, что и влияние их на природу огромно. Поговорим сейчас об их пользе.
Наиважнейшая функция насекомых - это опыление цветковых растений. Цветковые растения - это основной источник и пищи и влаги для большинства насекомых. И в то же время большинство цветковых растений (именно - обладающих перекрёстным опылением) зависит от насекомых-опылителей.
Все яркие, издалека заметные цветы - это "объявления", которыми растения привлекают насекомых. Привлекает также насекомых и их аромат.

В каждом венчике цветка есть в середине пестик, а вокруг него - тычинки, концы которых (пыльники) набиты пыльцой. Чтобы растение с перекрёстным опылением дало свои плоды, его нужно опылить: сделать так, чтобы пыльца одного цветка попала на рыльце (верхнюю часть пестика) другого. И именно посещающие цветы насекомые обеспечивают такое опыление.
Насекомые посещают цветки для сбора пыльцы (некоторые жуки, многие перепончатокрылые) или ради сладкого нектара (мухи, бабочки, многие перепончатокрылые) .
Иногда насекомые используют венчики цветков как убежище или забираются в соцветия для пристраивания там своего потомства. И все типы посещения цветков насекомыми используются растениями для обеспечения опыления.
Многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми. А мы - получаем урожаи!
* * *
Медоносная пчела, тутовый и дубовый шелкопряды, лаковые червецы и кошениль - примеры полуодомашненных насекомых, разводимых человеком ради доставляемых ими продуктов.
Вспомним сколько пользы человеку приносят пчёлы! Мёд, прополис, воск... Гусеницы тутового шелкопряда выделяют при постройке кокона шёлк, из которого прядут нежные шёлковые ткани.
Другой шелкопряд - китайский дубовый - тоже даёт нить - ещё более прочную. Очень ценный продукт - шеллак - дают обитающие на ряде древесных пород юго-востока Азии лаковые червецы. Воскоподобные вещества, выделяемые ими, обладают исключительными электроизоляционными свойствами и находят широкое применение в радиотехнике.
Другие червецы подобным же образом дают краску.
Многие насекомые - важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, навоза.
Например, был такой интересный случай в истории сельского хозяйства Австралии. Некоторые пастбища стали погибать из-за того, что на поверхности почвы скопились неразлагающиеся и затрудняющие рост травы кучи коровьего навоза. Оказалось, что там не было жуков-навозников. Завезли навозников - и это быстро привело к разложению скоплений навоза и к большому повышению урожайности начавших приходить в запустение пастбищ.
А кроме всего перечисленного - будем также помнить об эстетической роли бабочек, стрекоз и других насекомых, украшающих нашу природу!

Боев Антон

Каждое лето я встречаю вокруг себя множество различных насекомых. Одни из них красивые, другие – кусаются, каких-то из них я боюсь.

Многие насекомые вредят урожаям людей. Например: прилёт саранчи подобен стихийному бедствию. От её нашествия на полях остаётся голая земля с объеденными остатками растений.

Насекомые являются переносчиками заболеваний человека и животных. Например: блохи. Самки комаров пьют кровь у животных и человека.

Гипотеза: я предположил, что многие насекомые не нужны, раз они приносят вред человеку.

Цель: я захотел выяснить, так зачем же необходимы насекомые?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Многие насекомые вредят урожаям людей. Насекомые являются переносчиками заболеваний человека и животных. Например: блохи. Самки комаров пьют кровь у животных и человека.

Цель: зачем же нужны насекомые? Гипотеза: многие насекомые не нужны, раз они приносят вред человеку.

Беседа Наблюдение Работа с литературой и Интернетом Создание коллекции Методы исследования

Слово "насекомое" произошло от слова "насечка", т.е. оно указывает на то, что насекомые разделены насечками на части.

СТРОЕНИЕ НАСЕКОМЫХ: голова, грудь и брюшко Конечности крепятся к груди Все внутренние органы находятся в брюшке На голове расположены антенны, глаза, ротовой аппарат

Насекомые живут по всей планете Они могут обитать под водой, под землей и в воздухе. Могут жить даже на полюсах, где очень холодно. Есть насекомые и в пустыне, где подолгу не бывает дождей.

Чем питаются насекомые? грибами водорослями растениями и корнями пыльцой растений нектаром цветов плодами и семенами Хищники - убивают и поедают добычу: червей, клещей, тлей Кровососы – пьют кровь

Кто питается насекомыми? рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, летучие мыши кроты, муравьеды скорпионы, пауки человек

Выводы: Гипотеза не подтвердилась. Даже, если насекомое приносит вред человеку, в природе оно приносит пользу. Невозможно себе представить, что было бы в природе, если бы исчезли все насекомые!

Хочу все знать. Энциклопедия маленького эрудита / перевод с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, Д.С.Щигеля и др. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – стр.42-55. Ева – Мария Драйер, Звери, птицы, насекомые / перевод с нем. А.А.Косарева – М.: «Планета детства», АСТ: Астрель, 2000 – стр.36-42. Журнал «Насекомые и их знакомые» - ООО «Де Агостини », Россия - №1-№14 Литература:

я узнал много новых слов и понятий, научился находить в энциклопедии нужные статьи, стал лучше читать, научился пользоваться Интернетом. Работая над проектом,

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Школьный Фестиваль опытно-экспериментальных и исследовательских работ

старших дошкольников МДОУ и младших школьников ОУ «Про всё на свете»

Научно-исследовательская работа

Тема:

«Зачем нужны насекомые?»

Выполнил:

обучающийся 1 Б класса МБОУ СОШ № 4

Боев Антон

Руководитель:

учитель первой категории МБОУ СОШ № 4

Ельцова Марина Николаевна

г. Полярные Зори

2013 год

Введение ………………………………………………………….. 3 Основная часть…………… …………………………………….... 4 Заключение…………………………………………………….….. 5 Список литературы ………………………………………………. 6 Приложение 1 .…………………………………………………......7

Приложение 2………………………………………………………8

Приложение 3………………………………………………………9

Приложение 4……………………………………………………..10

ВВЕДЕНИЕ

Каждое лето я встречаю вокруг себя множество различных насекомых. Одни из них красивые, другие – кусаются, каких-то из них я боюсь.

Многие насекомые вредят урожаям людей. Например: прилёт саранчи подобен стихийному бедствию. От её нашествия на полях остаётся голая земля с объеденными остатками растений.

Насекомые являются переносчиками заболеваний человека и животных. Например: блохи. Самки комаров пьют кровь у животных и человека.

Гипотеза: я предположил, что многие насекомые не нужны, раз они приносят вред человеку.

Цель: я захотел выяснить, так зачем же необходимы насекомые?

Задачи:

  1. узнать, какие существуют насекомые и из чего они состоят;
  2. найти материал о жизни насекомых и их значении в природе;
  3. собрать коллекцию насекомых.

Чтобы ответить на мои вопросы, я решил провести исследование.

Методы и план исследования:

№п/п

Действия

Результаты

Найду и прочитаю статьи в энциклопедиях, книгах, журналах, Интернете

Узнаю, названия насекомых, как они выглядят, где живут, чем питаются, приносят ли какую-нибудь пользу

Спрошу мнение о значении насекомых у учителя, мамы, друзей и сделаю выводы

Выясню, какую пользу приносят насекомые

Соберу коллекцию с помощью родителей, дедушки и бабушки

Возможность близко рассматривать насекомых, показывать своим друзьям и одноклассникам

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слово «насекомые» произошло от слова «насечка», оно указывает на то, что насекомые разделены насечками на части.

Тело насекомого состоит из 3 отделов: голова, грудь, брюшко.

На голове пара усиков и сложные глаза, ротовой аппарат. На грудной части часто имеются 3 пары ног и 2 пары крыльев, все внутренние органы находятся в брюшке. Однако есть насекомые, которые имеют всего 1 пару крыльев, как мухи и москиты. У некоторых, как у вшей и блох, крылья постепенно отмерли за ненадобностью. Внешний скелет насекомых состоит из твердых подвижных пластинок.

Насекомые живут по всей планете. Они могут обитать под водой, под землей и в воздухе. Могут жить даже на полюсах, где очень холодно. Есть насекомые и в пустыне, где подолгу не бывает дождей.

Насекомые питаются грибами, водорослями, растениями и корнями, пыльцой растений, нектаром цветов, плодами и семенами. Хищники-насекомые – убивают и поедают добычу: червей, клещей, тлей. Кровососы – пьют кровь.

Насекомыми питаются: рыбы, лягушки и ящерицы, птицы и летучи мыши, кроты, муравьеды, скорпионы, пауки и человек.

Почти все растения опыляются насекомыми: бабочками, осами, пчелами, шмелями и другими. Не было бы насекомых, не было бы развития растений.

Мёд – вот еще одна польза от насекомых – пчёл.

Шелкопряд тутовый применяется человеком для производства шелка.

Погибшие насекомые – это важное удобрение для почвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я достиг своей цели – выяснил, зачем нужны насекомые.

Из своих исследований я узнал : кто такие насекомые, их строение (Приложение №1). Прочитал об органах чувств насекомых, их размножении (Приложение №2) и среде обитания. А также, выяснил, что такое пищевая цепочка (Приложение №3), чем питаются насекомые и кто питается ими.

Вывод: невозможно себе представить, что было бы в природе, если бы исчезли все насекомые!

Моя гипотеза, что многие насекомые не нужны, не подтвердилась. Насекомые необходимы в природе.

Пищевая цепочка – важнейшее назначение насекомых, ведь всё в этом мире не что иное, как звенья пищевой цепи. Даже, если насекомое приносит вред человеку, в природе оно приносит пользу. А такие насекомые, как пчелы, тутовый шелкопряд, божьи коровки, имеют большое значение для человека.

Работая над проектом, я освоил дополнительные новые знания и умения:

  • я узнал много новых слов и понятий (см. Приложение №4),
  • научился находить в энциклопедии нужные статьи,
  • стал лучше читать,
  • научился пользоваться Интернетом.

К исследовательской работе прилагается презентация : «Зачем нужны насекомые?» и коллекция насекомых в синтетической смоле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хочу все знать. Энциклопедия маленького эрудита / перевод с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, Д.С.Щигеля и др. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – стр.42-55.
  2. Ева – Мария Драйер, Звери, птицы, насекомые / перевод с нем. А.А.Косарева – М.: «Планета детства», АСТ: Астрель, 2000 – стр.36-42.
  3. Журнал «Насекомые и их знакомые» - ООО «Де Агостини», Россия - №1-№14

Приложение №1

Приложение №2

Размножение насекомых

  • Полный метаморфоз: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь (бабочки, стрекозы, жуки).
  • Неполный метаморфоз: яйцо – личинка – растущая особь

(кузнечики, саранча, богомол).

Приложение №3

Часть пищевой цепи в лесу:
1. Насекомые едят растения.
2. Птицы едят насекомых.
3. Лисы едят птиц.
4. Но лисы также едят насекомых, а птицы едят растения.

Часть пищевой цепи в озере:
1. Растение использует энергию света.
2. Планктонные животные поедают растения.
3. Насекомые едят планктон.
4. Маленькие рыбы поедают водяных насекомых.
5. Большие рыбы поедают маленьких рыб.
6. Зимородок поедает большую рыбу.
7. Но и большая рыба, и зимородок питаются также и водными насекомыми.

Приложение №4

Новые слова и понятия

Гипотеза – это предположение или догадка. Г ипотеза высказывается на основе наблюдений. Её впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.

Насекомые – это класс беспозвоночных членистоногих животных. Обладают наибольшим разнообразием среди всех остальных животных на Земле.

Беспозвоночными называют животных, у которых вместо внутреннего скелета наружный хитиновый панцирь (плотная наружная оболочка).

Членистоногими называют животных, у которых ноги (лапки) разделены на подвижные части (членики). Например, паукообразные и ракообразные.

Метаморфоз – это превращение, преобразование в строении организма, происходящее во время развития.

Пищевая цепочка – это ряд растений, микроорганизмов и животных, в котором организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена.

Планктон – мельчайшие организмы, свободно дрейфующие в толще воды (несопротивляющиеся течению). Например, бактерии, мелкие водоросли, простейшие животные, живущие в реках, озерах, морях и океанах.

Опыление растений – это перенос пыльцы с одного цветка на другой. Этот процесс необходим для образования плодов на месте цветка. Так происходит размножение растений.

Среда обитания – это место, в котором живет данное животное и получает от природы все необходимое.

Роль и значение насекомых в природе огромны. Число видов насекомых намного превосходит число видов любой другой группы животных, по приблизительным подсчетам, на нашей планете одновременно обитает минимум 108 млрд. насекомых.

Положительная деятельность насекомых в природе выражается в опылении ими растений, например, около 30% европейских цветковых растений опыляется насекомыми. Некоторые растения не способны размножаться без специальных опылителей. Клевер, дававший в Новой Зеландии отличные урожаи, не производил семян, пока не были завезены отсутствовавшие там шмели - опылители клевера. Главную роль среди опылителей играют перепончатокрылые и особенно пчелы и шмели; вторыми по значимости являются двукрылые и третьими - бабочки.

Велико значение насекомых в почвообразовательных процессах, особенно термитов и муравьев. Эти насекомые, как и личинки многих насекомых, живущие в земле, разрыхляют почву ходами, способствуют вентиляции и увлажнению и обогащают перегноем. Без деятельности насекомых, например, невозможно разложение опада хвойных растений, и там, где это не происходит, накапливаются торфоподобные неплодородные слои. Уничтожение насекомыми трупов и экскрементов животных имеет большое санитарное значение.

Огромна роль насекомых в круговороте веществ в природе. Почти в каждом классе позвоночных животных (особенно у птиц и млекопитающих) есть энтомофаги - формы, питающиеся исключительно насекомыми.

Не менее значительны и отрицательные последствия деятельности насекомых. Так, многие из них питаются живыми тканями растений, причиняя этим существенный вред. Повреждения, вызываемые насекомыми, разнообразны и затрагивают различные органы растений: корневую систему, стебли, стволы, листья, цветы, плоды и т. п. В одних случаях это может быть разрушение растительной ткани - погрызы, протачивание ходов (ходы, прогрызенные в листьях, называются минами). В других случаях присутствие насекомых приводит к образованию галлов, представляющих собой разрастания частей растени. И то и другое приводит к ослаблению растительного организма, уменьшению его сопротивляемости грибковым и прочим заболеваниям, снижению продукции плодов и семян, а часто и к гибели.

Несоблюдение мер предосторожности приводит к заносу насекомых - вредителей в такие районы земного шара, где ранее они отсутствовали. Не находя в новых условиях естественных врагов, вредители начинают быстро размножаться. Отсутствие у растений, на которых поселяется вредитель, выработанных в течение длительного времени защитных реакций приводит к тому, что наносимый ущерб значительно возрастает.

Вредоносные свойства насекомых иногда могут быть использованы человеком в свою пользу. Успешный опыт применения насекомых для ограничения распространения некоторых растений (в Австралии, например, специально акклиматизированные жуки - листоеды уничтожили зверобой, бурно разраставшийся на сельскохозяйственных угодьях) позволяет надеяться на разработку биологических методов борьбы и с сорняками.

Иногда перенос совершается путем простого контакта с насекомыми - передатчиками, например при загрязнении ими пищи и т. п. Таким способом распространяет различные заболевания домашняя муха (Musca domestica), захватывающая бактерии, яйца гельминтов и передающая их человеку. Мухами переносится около 70 видов различных организмов, многие из которых являются возбудителями опасных заболеваний (холера, дифтерит и т. п.).

Для большинства городских детей деревня – живой музей природы, гораздо более интересный и поучительный, чем все «взрослые» экспозиции, вместе взятые. Ведь на загородных просторах столько всего интересного, неведомого и загадочного! Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики. Мы привыкли к их присутствию и почти перестали замечать, а дети с удовольствием послушают истории про будни этих забавных существ. Наблюдая за букашками, малыш будет не только приобретать новые знания, но и учиться думать, анализировать, сравнивать, рассуждать.

10 интересных фактов о насекомых:

1. У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

2. Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.


3. Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!


4. Пчелки, шмели и осы - насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

5. Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

6. Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?


7. Главный вредитель для дачного огорода - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, тренируя при этом пальчики.


8. Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.


9. Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.


10. Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.