29.09.2019

Джанни Родари "Приключения Чиполлино": описание, герои, анализ произведения. «Чиполлино» главные герои


Персонажи «Приключения Чиполлино» - антропоморфные овощи и фрукты: сапожник Виноградинка, кум Тыква, девочка Редиска, мальчик Вишенка и т. д. Главный персонаж - мальчик-луковка Чиполлино, который борется против притеснений бедняков со стороны богачей - синьора Помидора, принца Лимона. В повести отсутствуют человеческие персонажи, так как мир людей полностью заменён миром фруктов и овощей.

Персонаж Описание
главные герои
Чиполлино Мальчик-луковка и главный герой сказки. Может довести до слёз любого, кто дёрнет его за волосы.
Чиполлоне Отец Чиполлино. Арестован за «покушение» на принца Лимона, так как наступил последнему на мозоль.
Принц Лимон Правитель страны, где происходили события.
Синьор Помидор Управитель и эконом графинь Вишен. Главный враг Чиполлино и главный антагонист повести.
Земляничка Служанка в замке графинь Вишен. Подружка Вишенки и Чиполлино.
Вишенка Юный граф (в оригинале - виконт), племянник графинь Вишен и друг Чиполлино.
Редиска Деревенская девочка, подружка Чиполлино.
жители деревни, принадлежавшей графиням Вишням
Кум Тыква Друг Чиполлино. Старик, который построил себе домик настолько маленький, что едва в нём помещался.
Мастер Виноградинка Сапожник и друг Чиполлино.
Горошек Деревенский адвокат и подручный кавалера Помидора.
Профессор Груша Скрипач и друг Чиполлино.
Лук Порей Огородник и друг Чиполлино. Носил усы настолько длинные, что его жена использовала их в качестве верёвок для сушки белья.
Кума Тыквочка Родственница кума Тыквы.
Фасоль Тряпичник. Вынужден был катать на своей тачке брюхо барона Апельсина.
Фасолинка Сын тряпичника Фасоли и друг Чиполлино.
Картошечка Деревенская девочка.
Томатик Деревенский мальчишка.
обитатели замка графинь Вишен
Графини Вишни Старшая и Младшая Богатые помещицы, которым принадлежит деревня, где проживают друзья Чиполлино.
Мастино Сторожевой пёс графинь Вишен.
Барон Апельсин Двоюродный брат покойного мужа синьоры графини Старшей. Ужасный обжора.
Герцог Мандарин Двоюродный брат покойного мужа синьоры графини Младшей, шантажист и вымогатель.
Петрушка Домашний учитель графа Вишенки.
Мистер Моркоу Иностранный сыщик.
Держи-Хватай Собака-ищейка мистера Моркоу.
доктора, лечившие графа Вишенку
Мухомор
Черёмуха
Артишок
Салато-Шпинато
Каштан «Его называли доктором бедняков, потому что он прописывал больным очень мало лекарств и платил за лекарства из собственного кармана».
другие персонажи
Лимоны, Лимонишки, Лимончики Соответственно свита, генералы и солдаты принца Лимона.
Огурцы В стране Чиполлино они заменяли лошадей.
Тысяченожки
Кум Черника Друг Чиполлино. Проживал в лесу, где охранял домик кума Тыквы.
Генерал Мышь-Долгохвост (впоследствии Бесхвостый) Главнокомандующий армии мышей, водившихся в тюрьме.
Крот Друг Чиполлино. Помогал мальчику освобождать заключённых.
Кот Был арестован по ошибке, и в камере объелся мышами.
Медведь Друг Чиполлино, которому мальчик помогал освобождать родителей из зоопарка.
Слон Обитатель зоопарка и «старый индийский философ». Помог Чиполлино освободить медведей.
Сторож зоопарка
Попугай Обитатель зоопарка. Повторял в искажённом варианте всё, что слышит.
Обезьяна Обитательница зоопарка, в клетке которой Чиполлино был вынужден просидеть два дня.
Тюлень Обитатель зоопарка. Крайне вредное существо, из-за которого Чиполлино попал в клетку.
Дровосек
Хромоног Паук и тюремный почтальон. Хромает из-за радикулита, развившегося вследствие долгого нахождения в сырости.
Семь с половиной Паук и родственник паука Хромонога. Половину восьмой лапки он потерял при столкновении со щёткой.
Воробей Полицейский для насекомых.
Горожане
Крестьяне
Лесные воры Звонили в колокольчик кума Черники, чтобы собственными глазами убедиться в том, что красть у него нечего, и тем не менее не уходили с пустыми руками.
Дворцовые слуги
Тюремные мыши Армия генерала Долгохвоста.
Волки Покушались на пальчики кумы Тыквочки.
Животные из зоопарка
Железнодорожники
Арестанты
Насекомые

Чиполлино (Cipollino) – главный герой сказочной повести Джанни Родари (Gianni Rodari) "Приключения Чиполлино" (Le avventure di Cipollino), впервые опубликованной в 1951 году.


Вскоре книгу перевели на русский язык, и веселый и отважный сказочный персонаж очень полюбился советским детям. Русские малыши до сих пор знакомятся с этим неунывающим находчивым мальчишкой в переводе Златы Михайловны Потаповой под редакцией Самуила Яковлевича Маршака.

В 1961 году на студии "Союзмультфильм" вышел мультипликационный фильм режиссера-мультипликатора Бориса Дежкина; в 1964 появился диафильм о приключениях Чиполлино; а в 1973 году на экраны вышла музыкальная комедия режиссера Тамары Лисициан с Сашей Елистратовым в главной роли. Более того, в 1974 году был поставлен балет для детей "Чиполлино" на музыку Карена Хачатуряна и либретто Геннадия Рыхлова, премьера которого состоялась в Киевском государственном академическом театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко (National Opera of Ukraine).

Чиполлино – мальчик-луковка, и имя у него говорящее, от итальянского "cipolla", т.е. "лук". С виду он обычный мальчишка, только голова у него в форме луковицы, а вместо волос торчат зеленые стрелки. Вместе со всей своей многочисленной родней он живет в сказочной стране, все жители которой напоминают фрукты или овощи. На страницах сказки действуют злобный кавалер Помидор, незадачливый кум Тыква, профессор Груша, заносчивые графини Вишни и их племянник, маленький граф Вишенка, принц Лимон и его солдаты-Лимончики, ловкий адвокат Зеленый Горошек, мастер Виноградинка, девочка Редиска и, конечно, отец Чиполлино, старый Чиполлоне.

Однажды Чиполлоне случайно наступил на ногу разнеженному принцу Лимону, и тогда его сочли опасным мятежником и приговорили к пожизненному заключению. Так Чиполлино узнал, что в тюрьмах его страны сидят сплошь честные люди, которых притесняют богачи, и решил вызволить отца и его товарищей. Чиполлино и его друзьям придется испытать множество приключений, но в конце истории злобные и глупые богачи и их подручные бегут из страны, а Чиполлино и его друзья строят новую счастливую жизнь. Неудивительно, что этот сюжет пользовался такой популярностью в Советском Союзе.

Впрочем, Чиполлино способен нравиться и сам по себе. Это живой и находчивый мальчишка из простой бедной семьи, который не понаслышке знает, что такое трудности, но никогда не сдается и не вешает нос. Он верный друг и всегда держит свое слово, он храбр и отважен, и даже горе Чиполлино умеет превратить в движущую силу. Он заплакал только раз, когда солдаты увели старого Чиполлоне в тюрьму, но после этого сразу же принялся за дело, обдумывая, как спасти отца от несправедливого приговора.

В 1952 вышло продолжение сказки, "Чиполлино и мыльные пузыри" (Cipollino e le bolle di sapone), но оно на русский язык не переводилось и практически неизвестно в странах бывшего Советского Союза (Soviet Union).

Когда в 1956 году вышел журнал "Веселые картинки", Чиполлино стал одним из участников Клуба Веселых Человечков, герои которого появлялись не только на страницах этого популярного детского журнала, но и в многочисленных мультфильмах об их приключениях.

О Людях с большой буквы:)

Рассказывала сегодня об этом человеке другу. Сейчас решила и вам рассказать).. Потому что мысли о нем поднимают мне настроение, вдруг поднимут и кому-то из вас.

В соседнем к моему доме живёт старик. Реально старик, ему уже 85 лет! Он - бывший военный, семьи и детей нет, никого нет, если не считать собаку. У него яркие лучистые глаза, он всегда гладко выбрит, никогда не пройдет мимо молча, если видит какой-то бардак, будь то ломающие дерево мальчишки или дамочка, выгуливающая собачонку в хоккейной коробке. Причем, он не орет матом, не гундит и не потрясает клюшкой (клюшки у него вообще нет). Он просто подходит и сурово, но сдержано объясняет, что вот так делать не надо. И почему не надо - тоже объясняет. Он всегда ходит в "военной форме" (на самом деле в спецовке защитных цветов) - так привычней, и в кроссовках - так удобней:) При этом спецовка чистая и выглаженная, а кроссовки почему-то всегда белые)) Зимой он заливает мальчишкам каток (тщательно и со знанием дела!), а когда идёт гулять с собакой, утром и вечером, берет с собой лопату и чистит на нашей аллейке снег. Благодаря ему одному в этом году у нас на аллейке можно было ходить. СпецАТХ чистили только дороги, заваливая пешеходную зону сугробами. А он ходил и раскидывал эти сугробы. 85 лет!

Как-то вечером вышла я гулять со своей Радкой, а он с Найдой уже обратно идёт. Прохожу я после него между нашими домами, а там скользко так, что не знаешь куда ногу поставить, а прибавьте к этому темное время суток и отсутствие внятного освещения... В общем, я с матюками преодолела "опасный участок", удивляясь, как там только что прошел дед... А когда мы с Радой возвращались назад, опасного участка уже как ни бывало. Лед на тропинке уже покололи. Старик заметил проблему, взял инструмент, устранил проблему)) 85 лет!

Недавно мы с одним из собачников болтали, пока наши пески играли, и про старика вспомнили. И только вспомнили - он со своей собакой мимо идёт. Поздоровались, он прошел... А потом (далеко ушел дед, рядом со спортивной и детской площадками был) я вдруг смотрю, он с земли поднимается и руку словно после ушиба разминает. Я в ужасе! Скользко же! Упал дед! И далеко ведь, даже в два счета не добежишь... Но не успела я испугаться, как он опять вниз ухнул и давай отжиматься))).. 85... ну вы в курсе))

А дня через три вечером мы возвращались с Радкой с прогулки, а дед со своей Найдой нам на встречу. Мы вообще-то вместе не гуляем, у нас почему-то собаки друг друга облаивают. Поэтому, когда с собаками, мы только здороваемся. А тут он меня тормознул. "Посмотрите, говорит, на небе звёзды видно?" Я голову задрала в свое любимое небо, которым тоже любуюсь, когда гуляю. "Видно, говорю, но мало что-то". "Вот и я, говорит, смотрю, мало. Дымка какая-то." Улыбнулся и пошел дальше, поглядывая на небо... В 85 лет!

Вот такой вот Человек живет рядом со мной. Советский человек в самом лучшем понимании этого слова! Неунывающий, крепкий, всю свою жизнь делающий что-то для других людей. И неважно, какие они - эти люди. Это не его забота. Он может что-то изменить к лучшему вокруг себя - он меняет это что-то к лучшему. Не ноет, не жалуется, не ругает власти и соседей. Берет лопату и чистит снег, берет ломик и колет лед, заливает каток и чинит кормушки для птиц. Отжимается... и как мальчишка любуется звездами. В 85 лет!

Эта сказка всем знакома еще с детства. Яркий мультфильм никого не оставил равнодушным к героям. А персонажи сказки «Чиполлино» - это овощи, которые знакомы всем малышам. Но озорная сказка, написанная итальянцем, имела и политический подтекст. Ведь простой народ олицетворяли простые овощи, которые присутствовали в меню бедняков: тыква, лук, редиска, виноград, горошек, груша. Им противопоставляется аристократия, то есть продукты, которые бывали только на столах высших слоев населения. Это лимон, артишок, помидор, вишни, черешни.

Овощная сказка

Приключения Чиполлино» - это итальянского писателя-коммуниста. В нем показана борьба низших слоев общества с высшими и торжество справедливости. Не зря его так популяризировали во времена Советского Союза. К слову, именно в нашей стране сказку впервые напечатали после ее выхода в родной Италии (на Апеннинах ее опубликовал журнал «Пионьере» в 1951 году). На русский язык в 1953 году перевела «Приключения Чиполлино» З.Потапова, а С.Я.Маршак редактировал работу. Эта книга моментально стала бестселлером, ее начали переводить и на другие языки. А в 1961 году на экраны вышел тот самый мультик, созданный по сценарию Мстислава Пащенко.

Для кого написана сказка?

Мальчик Лук, дядюшка Тыква, принц Лимон, граф из сказки «Чиполлино» - это только малая часть персонажей, придуманных Джанни Родари. Эта сказка, хоть и описывает борьбу простого населения с аристократами, которые мучают людей, учит многим житейским истинам. Например, воспевает достоинства труда, учит не сдаваться в тяжелых ситуациях, искать выход, быть смелым и дружить по-настоящему. А еще на примере овощей можно научиться объединяться, помогать друг другу в беде, сочувствовать.

Написана сказка Родари «Чиполлино» для детей шести-семи лет. Именно в этом возрасте можно уже читать полный текст произведения. Но также в продаже можно найти облегченную версию для ребятишек старше четырех лет. Она содержит яркие красивые иллюстрации. Следует признать, что и взрослым также понравится чтение произведения, которое способно напомнить нам безоблачное и счастливое детство.

Сюжет произведения

Итак, что же происходило с Луком, Тыквой, Редиской, Вишенкой, Лимоном и другими персонажами, а также какую роль сыграл граф из сказки «Чиполлино»? Стоит отметить, что сюжет очень динамичен. Начинается произведение с описания изумительной Страны овощей и фруктов. Здесь царят свои законы, и есть свой правитель - жестокий Принц Лимон. Этот тиран обладает особой ароматной кожей, за которой он бережно ухаживает. Но здесь живут и простые «люди». К примеру, Лук и его семейство, вид и запах которых вызывает слезы. Еще одним значимым персонажем является бедный дядюшка Тыква, который мечтает иметь собственный дом. И хотя он работает с раннего утра до сумерек, он не может себе построить жилище. Зато синьор Помидор, графиня Вишня, как и другие аристократы, живут во дворце, а лачуги бедняков они могут и отобрать, например, для нужд своих собак.

Мальчишка Чиполлино, озорной и справедливый, не мог остаться безучастным, глядя на страдание своего дядюшки Тыквы. Он вступается за несчастного старика и провоцирует начало классовой борьбы. Их поддерживают и другие бедняки, некоторые из них в итоге оказываются в тюрьме. Лимон же тем временем вводит в стране новые налоги буквально на все и приказывает сыщику с собакой найти мятежника.

Первым делом Чиполлино спасает из тюрьмы отца и других заключенных, с помощью музыки «обведя вокруг пальца» недалеких охранников. А потом уходит от преследователей и прячет дом Тыквы в лесу. Благодаря своему уму, смекалке и поддержке друзей мальчик расправляется с тиранами и одерживает победу. Чиполлино - ключевой персонаж, однако не только он со своими друзьями победил врагов. Зарвавшихся синьоров погубил народный гнев, а также обоснованный страх, который они испытывали перед мятежниками. Смелые простолюдины, не боясь нацеленной на них пушки, решительно поставили наглецов на место. Справедливость восторжествовала!

Персонажи «Чиполлино»

Как говорилось раньше, все герои сказки - это фрукты и овощи. Вот их короткий список:

  • Чиполлино - главный герой и заводила;
  • Чиполло - отец Чиполлино;
  • Братья Чиполлино;
  • Дядя Тыква;
  • сапожник Виноградинка;
  • девочка Редиска;
  • Вишенка - граф из сказки «Чиполлино», который сочувствует беднякам;
  • адвокат Горошек;
  • сыщик Морковь;
  • злой синьор Помидор;
  • графини Вишни;
  • принц Лимон;
  • барон Апельсин;
  • герцог Мандарин.

Помимо главных персонажей в сказке участвуют служанка Земляника, учитель музыки Груша, огородник Лук Порей, Фасолинка, Черника, Артишок, Петрушка, Каштан, Мухомор и даже некоторые звери. Но их роли являются эпизодическими.

Маленький сирота

Есть в сказке один персонаж, о котором хочется рассказать чуть больше. Это граф Вишенка, племянник графинь Вишен. Он был круглым сиротой и жил у своих богатых родственниц. Стоит отметить, что синьоры не сильно жаловали мальчугана. Вишенку заставляли все время делать уроки - сегодняшние и завтрашние, потом решать задачки до бесконечности, учить все наизусть. При этом синьоры злились, если он брал книги из библиотеки замка, переживали, чтобы он их не испортил. От умственного перенапряжения мальчик часто болел. А ему сочувствовал только один человек - служанка Земляника. Она то и подкармливала графа тайком от графинь.

Мальчик страдал от недостатка внимания, любви и ласки. В то же время ему досаждали постоянные упреки синьор, а также дурацкие запреты, которые сыпались на его голову. Например, ему не разрешали говорить с рыбами, окунать руки в бассейн, мять траву в саду. Вишенка мечтал ходить в обычную школу, потому что из нее ребята с веселым смехом выбегали после уроков. Он откровенно скучал, поэтому с радостью заговорил с Чиполлино и Редиской, а потом и помог им.

Немного о мультфильме

Как уже упоминалось, студией «Союзмультфильм» была выпущена анимация, которая тут же полюбилась и детям, и взрослым. Изначально автор сценария планировал в точности перенести на экран весь сюжет сказки Родари. Также был предусмотрен монолог за кадром, который объяснял и комментировал зрителю все, что происходит. Однако режиссёр-постановщик (им был решил по-другому: он создал картину более простую, легкую для восприятия, но от этого не менее интересную.

К примеру, существенно сократили сцену, где заболевает граф. Из сказки «Чиполлино» вырезали длительную и тяжелую болезнь Вишенки (в мультике он выздоравливает в тот же вечер), целых два дня из жизни заключенных овощей, обжорство богачей. Все это сильно отвлекало от главной сюжетной линии - борьбы простого народа с угнетателями. Тем не менее, мультфильм вышел на славу: интересный сюжет дополнился красочными персонажами, нарисованными талантливыми художниками, чудесной музыкой Карена Хачатуряна, остроумными фразами, которые тут же стали крылатыми.

Вместо послесловия

Любимый мультфильм можно смотреть хоть каждый день, потому что он никогда не надоедает. Помимо этой своеобразной классики советского анимационного искусства хочется перечитывать до бесконечности произведение Джанни Родари, старую и добрую сказку. Кто не мечтает, чтобы и наши дети испытывали тот восторг, который чувствовали мы в те далекие годы? Поэтому подарите ребятишкам «Чиполлино» в виде книжки или мультфильма, они по достоинству оценят такой презент! А потом вместе нарисуйте героя, который многим поколениям стал практически родным.

Цель: побудить каждого ребенка к участию в обсуждении и усвоении нужной информации.

Тема: Джанни Родари «Приключения Чиполлино».Повесть сказка.

Цели:

1. Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора; познакомить с понятием «эпилог».

2. Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу.

4. Способствовать прочному усвоению содержания повести сказки.

Дидактический материал и оборудование: тема урока, портрет Дж. Родари, детские рисунки, карточки с литературными терминами, плакат с изображением овощей и фруктов для итоговой рефлексии, кроссворд, книги писателя, сигнальные карточки. ТСО

I . Организационный момент

Внеклассное чтение" href="/text/category/vneklassnoe_chtenie/" rel="bookmark">внеклассного чтения . («Приключения Чиполлино») -Кто автор этой книги? Читая произведение автора, мы всегда что-то узнаем о нем самом.

Что вы узнали о Джанни Родари? Каким он был? (фантазер, выдумщик). Джанни Родари родился и рос в Италии. Потом он стал учителем. И когда маленькие непоседливые дети шалили, он их не наказывал, а, присев на край стола, начинал тихо-тихо рассказывать ученикам любимую сказку своего детства «Приключения Пиноккио». Маленькие мальчики и девочки затихали, покоренные рассказчиком, и только когда чувствовали, что сказка подходит к концу, просили: «Еще, пожалуйста!»

И тогда учитель на ходу выдумывал новые приключения Пиноккио. И чудеса продолжались! Весело смеялись дети, и вместе с ними их молодой учитель, наделенный даром фантазии.

Возможно, именно тогда родилась у Родари идея создать своего сказочного человечка - Чиполлино.

П. Рефлексивный контроль

Вступительная беседа.

Что это за произведение по жанру? (Повесть - сказка)

Какие сказочные приметы вы увидели?

А какие признаки повести?(большой объем, деление на главы, много героев, события происходят в течении долгого времени)

Сегодня мы с вами продолжаем чтение произведений, где герои - сказочные

человечки. А кем являются все герои сказки «Приключения Чиполлино»? (овощами да фруктами)

- Ребята, посмотрите внимательно на стол около доски. Там лежат различные овощи и фрукты. Вам надо вспомнить всех: и друзей, и врагов Чиполлино. Найти их среди этого множества овощей и фруктов и назвать их. (Дети пишут на листочках ответы определённое время по вариантам, а затем зачитывают то, что написали).

Правильные ответы:

1. Луковицы: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и т. д.

2. Принц Лимон

3. Синьор Помидор

4. Профессор Груша

5. Кум Черника

6. Барон Апельсин

7. Герцог Мандарин

8. Граф Вишенка

9. Синьор Петрушка

11. Синьор Горошек

12. Мистер Моркоу

13. Мастер Виноградинка

14. Кум Тыква

15. Фасолинка

16. Редиска

- Молодцы ребята. Вы с ним отлично справились.

-А сейчас давайте посмотрим на нашу книгу. В какой стране мы побывали? Кто знает где находится Италия?(на Аппенинском полуострове)

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья, на севере Италии. Он расположен в горах, возле небольшого озера Орта с островком в центре, на котором высится старинный замок.

Узенькие улицы, низенькие домики, утопающие в зелени в цветах, уютно отражаются в голубой эмали воды. Мальчик любил смотреть, как ловко и уверенно сильные руки прачек полощут белье в озере, словно подкрашенном синькой. А по праздникам, одетые в многоцветные национальные костюмы, женщины пели. И Джанни заслушивался удивительными мелодиями песен. Отец мальчика был булочником. Свое детство Джанни провел возле жаркой печи, среди мешков с мукой и углем.

III . Создание ситуации успеха.

На доску вывешиваются рисунки к произведению.

Найди ошибку на рисунке.(домик Тыквы сделан не из кирпича, из досок.) Поставьте оставшиеся картинки по порядку.(Кум Тыква в тюрьме, побег пленников, знамя свободы)

Какие крылатые выражения и пословицы встретились в книге?

- "Где лук – там и слезы ".

– "В своем доме и стены помогают ".

- Кто это сказал?

- Это сказал кум Черника, думая о своей каштановой скорлупе, когда его попросили пожить в доме кума Тыквы, охраняя его.

- Какие еще пословицы встречаются в книге и кто их произносит?

- "Хорошо смеется тот, кто смеется последним ", – сказал синьор Помидор мастеру Виноградинке и сыщик Мистер Моркоу – маленькому Фасолинке.

– "Век живи – век учись! Мир тесен – может быть, мы еще встретимся ", – думал Чиполлино о Кроте, и они действительно встретились еще много раз.

– "У страха глаза велики " – испуг мышей на мяуканье пленников.

– "Скатертью дорога !" – об отъезде графинь Вишен из своих владений.

– "Кто волен, тот и доволен ", – сказала Земляничка Помидору.

– "На сердце кошки скребли " – у Чиполлино, когда он понял, что в данный момент он не сможет помочь друзьям.

– "У вас, как видно, язык без костей. Довольно болтовни! Покажите-ка мне лучше, в какую сторону рыть", – сказал Крот Чиполлино.

– "Товарищи по несчастью ", – так говорили о себе Чиполлино и Медведь, вспоминая о родителях.

– "Спаси меня, Боже, от друзей, а от врагов я уж как-нибудь и сам избавлюсь !" – сказал принц Лимон, когда барон Апельсин раздавил его генералов.

– "Остался в дураках " – синьор Помидор, когда он первый раз в жизни пролил слезы и домик от него спрятали.

– "Словно о стенку горох " – когда Горошка арестовали и его просьбы никто не слушал.

– "Учись уму-разуму. Жизнь научит", – говорил сыну Чиполлоне.

– "Здесь и у стен есть уши ", – говорила кума Тыквочка своим товарищам в камере и была права.

– "Наврать с три короба ", – было сказано, когда господа ходили следом друг за другом и не признались, где они были.

– "На нет и суда нет ", – думал дровосек, когда говорил неправду принцу Лимону и полицейским.

– "Поживем – увидим ", – говорил Горошек Чиполлино.

– "Час от часу не легче ", – сказал Помидор, когда подумал, что Мандарин в плену.

- Почему барон Апельсин считал, что "спать – только время терять "?

- Потому что когда он спит, он не может есть.

- Посмотрите, как много пословиц и крылатых выражений встретилось нам в тексте!

- Вспомните еще раз имена главных героев.

Учитель раздает карточки для индивидуальной работы, которые собирает через 3–5 минут.

КАРТОЧКА

Найди пары и соедини линиями:

Тыквочка

Апельсин

Виноградинка

Профессор

Мандарин

Ответы: кум Черника, адвокат Горошек, профессор Груша, кума Тыквочка, мастер Виноградинка, синьор Помидор, принц Лимон, барон Апельсин, герцог Мандарин.

IV . Анализ содержания сказки как решение учебной задачи.

Итак, главный герой этой сказки - Чиполлино. Найдите в тексте и прочитайте, где рассказывается, в какой семье он жил. На какие группы вы бы разделили всех героев, с которыми познакомились, читая эту сказку.

Почему? (Мир добра и мир зла)

Кто из героев сказки, борется со злом, защищая бедняков? (Чиполлино)

Расскажите о его поступках.

Как они характеризуют Чиполлино?

Выразите свое отношение к герою значком.

(Нравится или нет)

Давайте вспомним с вами историю, из которой мы узнаем о том, как Чиполлино одурачил пса Мастино, которому очень хотелось пить. Как найти эту главу в книге? (По оглавлению).Чтение отрывка четвертой главы по ролям (Диалог пса Мастино и Чиполлино) Что вы чувствовал читая этот эпизод? Какое чувство у вас возникло при чтении этого отрывка? Чиполлино отказался помочь псу. Хорошо ли это? Тогда о Чиполлино можно сказать, что он равнодушен к окружающим, отказывается помочь? Почему же он не принес воды Мастино?

(Мастино служил кавалеру Помидору, а тот был жесток и несправедлив. А Чиполлино не любит несправедливости и угодничества).

Физпауза

Что сказочного в книге? Чему учит сказка? (Мужеству, доброте, умению радоваться солнышку, цветку, человеческой улыбке) Понравилась ли вам сказка? (Дети показывают значком) Мне тоже нравится эта сказка. Когда мои дети были маленькими, мы читали эту сказку всей семьей, зачитывались ею. Посоветуйте другим ребятам, которые не читали эту сказку, прочитать ее:

Сколько глав в этой книге? (29) Чем заканчивается 29 глава?

Вот и закончилась книга. Удовлитворило ли автора такое окончание?

Работа в группах .

1. В какой части текста находиться эпилог?

(в начале, в середине, в конце)?

2. Что можно узнать из эпилога?

В ходе обсуждения и проверки групповой работы на доске появляются карточки:

Эпилог - заключение, концовка, послесловие.

Учитель читает стихотворение.

Недаром дети любят сказку;

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца

Найдите и прочитайте, в какой строке эпилога заключены слова надежды автора на счастливое будущее детей на земле. (Да будет так!) Представьте себе страну, в которой живут счастливые люди. Как она могла бы называться, кто бы в ней жил, чем бы они там занимались? работают по предложенному плану:

1. Эта страна называется

2. Там живут...

3. В ней есть..

Обсуждение и проверка групповой работы.

Действительно, в странах, которые вы придумали и нам о них рассказали, живут счастливые люди. И хочется сказать словами Джанни Родари: «Да будет так!»

Урок я хочу закончить словами Чиполлино « На этом свете вполне можно жить в мире, для всех на Земле хватит места…» живите, ребята дружно! Не ссорьтесь друг с другом!

В приложение дневник читателя