24.09.2019

Если приходит покойник в дом. Как нужно вести себя в доме с покойным


Смерть близкого человека – явление относительно внезапное, ведь в большинстве случаев ее никто не ждет. Когда это происходит, многие люди часто негодуют и теряются, не ожидая такого поворота событий. Именно поэтому так важно наперед знать о некоторых принципах и нормах поведения, когда в доме находится , дабы не усугублять и без того незавидное положение его близких и родных.

Считается, что человек, завязывающий узелки на тряпках в тот момент, когда из дома выносят гроб с покойным, наводит на семью усопшего порчу!

Как нужно вести себя в доме с покойным

В доме, усопший, не следует громко разговаривать и, тем более, смеяться.

Близким умершего следует занавесить все зеркала, поскольку считается, что зеркало – это потусторонний портал, в котором может заблудиться душа покойного, находящаяся в этот момент в доме. В принципе, этому есть и более здравое : следует закрывать зеркала только для того, чтобы это никого не отвлекало. Кроме того, мало приятного, когда в зеркале отражается гроб с покойным.

Траур начинается сразу после и сопровождается одеяниями темных или черных тонов. Не следует надевать в это время одежду в светлых тонах. Каждый сам для себя определяет, сколько ему нужно пребывать в состоянии траура. У это время не имеет четких границ.

Находясь в доме с покойным, необходимо снять с него все серебряные украшения и вещи. Если усопший был верующим человеком, то на его шею следует надеть .

Не следует ставить возле портрета покойного стакан воды (или водки), покрытый куском хлеба. Согласно поверью, к этому стакану никогда не придет душа умершего, а придут лишь бесы.

Близким усопшего следует обмывать его тело только в светлое время суток. Воду, которой происходило обмывание, необходимо вылить в специально выкопанную ямку в том месте, где не ходят люди.

Пока находится в доме, не нужно устраивать стирку. Это считается плохой приметой. Также не следует разрешать кому-то сидеть на , пока гроб с ним стоит в доме.

Если кто-то боится находиться в доме вместе с покойником, ему следует посоветовать преодолеть свой страх, взявшись на некоторое время за ноги усопшего.

Всем , которые пришли проститься с умершим, необходимо перед входом в дом снимать свои головные уборы.

Гроб с покойным, а также крышку от гроба нельзя нести близким усопшего. Считается, что таким образом можно спровоцировать очередное горе в семье.

Рано или поздно каждый из нас становится участником нелегкой, но необходимой церемонии похорон. Вне зависимости от того, являетесь ли вы близким родственником покойника или ваше присутствие - лишь дань правилам приличия - необходимо совладать с эмоциями и правильно вести себя на похоронах. Если вы будете знать основные правила похоронного этикета заранее, впоследствии вам будет проще выбирать оптимальную модель поведения.

Ниже следуют несколько обязательных правил:


  1. Гардероб. Безусловно, похороны – не то мероприятие, на котором уместны нарядные одежды. Отдайте предпочтение темным тонам. Женщины должны быть с покрытой головой. Имейте при себе несколько чистых носовых платков.

  2. Беседы. Во всех местах похоронной процессии не допускаются громкие или возбужденные разговоры и уж тем более - категорически возбраняется смех. Некорректно высказывать замечания или критику в покойного, его родственников или нюансов организации похорон.

  3. Помощь. Если вы заметите, что кто-то на грани эмоционального срыва – предложите . Иногда достаточно обеспечить ; или напротив - вывести на разговор и спровоцировать слезы. В некоторых случаях вы можете вовремя обеспечить медицинскую помощь. Иногда есть потребность в физической при выносе тела покойного, крышки гроба и т.д.

  4. Терпимость. Родственники и близкое окружение покойного могут вести себя на похоронах чрезмерно эмоционально. Иногда возможны срывы на рыдания, и даже крик. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны других гостей. Если же вам самим трудно сдерживать эмоции – лучше для них выход в уединенном месте или дождаться завершения публичной церемонии прощания

  5. Поминки. Не стоит являться на поминальный обед без приглашения. Также не нужно брать с собой на похороны . В поминальном зале нельзя занимать место, оставленное для усопшего (как правило – это место с чистыми приборами, ножом и вилкой, лежащими на , стаканом с водой, сверху которого лежит хлеб). Употреблять спиртное на похоронах нельзя.

  6. Почтите память усопшего. Воспоминания, соболезнования, скорбные речи и обращения высказываются во гражданской церемонии прощания, на или непосредственно близким родственникам.

В каком бы статусе вы не присутствовали на похоронах – не теряйте самообладания. Мудрости и терпения вам!

Видео по теме

Связанная статья

Народные поверья по-разному объясняют улыбку покойника в гробу. Некоторые люди говорят, что это предвещает беду, другие, напротив, считают улыбку на лице умершего человека добрым знаком. В любом случае это явление достаточно редкое и необычное.

Почему улыбается


Врачи-патологоанатомы не видят в улыбке покойника ничего сверхъестественного. Считается, что у некоторых людей происходит защемление лицевых нервов и предсмертные судороги, застывшие на лице, близкие принимают за улыбку. Гримерам иногда бывает очень сложно придать покойнику умиротворенный вид, поэтому порой выражение лица усопшего может внушать поистине мистический ужас.


Кстати, предприимчивые сотрудники похоронных агентств уже предлагают такую услугу, которая называется: «Создание улыбки на лице покойного». За дополнительную плату будет лежать улыбающийся родственник, внося успокоение в души безутешной родни типа: «Все у меня нормально, мне там хорошо». При создании улыбки патологоанатом задействует 33 мышцы на лице покойного. Улыбка воссоздается буквально по деталям. Для этой цели используются прижизненные фотографии покойного. Гримеры используют «ботокс», подтяжки, аэромакияж и подклеивание мышц. Видимо, родственники чувствуют себя спокойнее, видя в улыбающегося близкого человека.


Правда иногда услуги специалистов не требуются – все происходит само собой. И зловещий оскал некоторых покойников пугает всех присутствующих людей на церемонии прощания.


Почему покойник улыбается в гробу: мистическая версия


Существует народное поверье, которое гласит, что если покойник улыбается в гробу, то это предвещает еще шесть смертей в семье. Почему именно шесть – непонятно. Однако стоит отметить, что раньше семьи в России были большими. Женщины рожали по 10–15 . Детская смертность была высокой, да и от обычной простуды было можно легко умереть. Короче, продолжительность жизни и уровень медицины те времена оставляли желать лучшего. Если в современной семье умрет шесть человек, то, скорее всего, никого попросту не останется.


Могу сказать как очень близкий родственник человека, лежащего в гробу с полуулыбкой: Никто не умер после этих похорон. Вот прошло уже пять лет и все живы, поэтому не стоит принимать близко к сердцу подобные знаки и ждать неминуемой гибели.


Однако стоит также отметить, что есть и альтернативная трактовка, которая не менее распространена в народе. Считается, если покойник улыбается в гробу, то он уже сумел выполнить все то, что было ему предназначено в земной жизни и отправляется к Богу с чистой совестью и открытым сердцем. В пользу подобной трактовки говорит невероятный случай, который произошел 1 июля 2009 года, когда скончался отец Иосиф Ватопедский – один из известнейших старцев современности, автор множества духовных книг.


Произошло просто невероятное событие – через полтора часа после кончины он улыбнулся. Самое удивительное, что старец испытывал проблемы с сердцем и умер с серьезным выражением лица, а спустя полтора часа, монахи с удивлением обнаружили на его лице благоговейную улыбку, которая ну никак не похожа на непроизвольное сокращение мышц.


Природу этого явления пока никто не разгадал. В некоторых случаях рассказы про сокращение мышц на лице не выдерживают никакой критики. К тому же многие родственники замечали и такое явление, которое действительно невозможно объяснить. Пока покойник лежит в гробу, то на его лице может быть улыбка или ухмылка, которая бесследно исчезает в тот момент, когда крышку собираются закрывать.


Нужно ли бояться


Все зависит от того, какие чувства испытывали родственники и близкие люди во время похорон, когда смотрели на улыбающегося покойника. У меня, например, она вызывала радость. Я смотрела на умиротворенное лицо родного человека и искренне верила, что все мучения уже позади, и он обрел долгожданный покой.


Если же кого-то испугала улыбка мертвеца, и потом он стал мерещиться или часто являться во сне, то нужно сходить в церковь и побеседовать со своим духовным наставником.

Видео по теме

Источники:

  • В Новосибирске покойникам за деньги начали делать улыбки
  • Улыбка афонского старца

Полное собрание и описание: молитва что бы покойник не приходил для духовной жизни верующего человека.

Чтобы покойник не приходил

Заговор, чтобы покойник не приходил

«Похоронила я своего мужа и сильно по нему тосковала. Целовала его фотографии, плакала, звала все время. Вот, видно, и дозвалась: стал он ко мне похаживать. Придет, сядет у дверей и смотрит. Знаете, что самое интересное: в такие моменты я не чувствую ни страха, ни радости.

Сидим, молча друг на друга смотрим, а потом он встает и уходит. Так было первые три дня. Никому я об этом не рассказывала, да и рассказывать некому. Дети живут в другом городе, из родни уже никого не осталось, все уже прибрались, да и сама я уже старой стала.

Всю свою жизнь я проработала учителем. В те годы все с религией боролись, и я сама на уроках внушала детям, что нет ни Бога, ни потустороннего мира, а теперь вот, видно, Господь решил меня проучить.

Только Вы не думайте, пожалуйста, что я сошла с ума. Я до сих пор интересуюсь политикой, в газете печатают мои кроссворды.

Поверьте мне, мой муж до сих пор меня навещает. Первые три дня он сидел на табуретке у входа. Потом я с ним заговорила: “Проходи, если пришел, ты ж сам знаешь, как я по тебе скучаю”.

С тех пор он ходит по комнате, сидит на постели, но никогда не ест и не пьет и говорит всего три-четыре слова.

Вчера он мне сказал: “До Пасхи не приду”.

Я знаю, что так оно и будет. Иногда его не бывало по три месяца и больше. Заметила я, что он никогда не сидит с той стороны, где у меня висит зеркало. Взяла я как-то и повесила его там, где муж покойный обычно сидит. Когда он пришел, то сел в другом месте и сказал: “Завесь зеркало, а то никогда больше не приду”.

После его ухода у меня всегда сильно кружится голова и безумно хочется спать.

Я его очень люблю, но не хочу умирать, как и все нормальные люди.

А еще хочу вот о чем Вам рассказать. Когда мне было четырнадцать лет, в нашем селе произошел один случай. Соседка как-то сказала моей маме, что ее навещает покойный сын. Так вот я помню, что она после этого вскоре умерла. Правильно поймите меня и, пожалуйста, не осуждайте.

Дело в том, что чем старше становится человек, тем меньше ему остается жить, а я так люблю этот мир и пока не готова его покинуть.

Мне приходит немало подобных писем. Случается, что духи усопших являются живым, но многие это по разным причинам тщательно скрывают. Одни опасаются, что их сочтут ненормальными, другие боятся, что если они откроют кому-то свою тайну, то тогда лишатся возможности видеть покойного. Некоторые стараются скрыть случившееся, полагая, что дух мертвеца может покарать их за болтливость.

Как бы там ни было, я научу Вас особому заговору, после прочтения которого дух усопшего оставит Вас в покое.

Зажгите сорок свечей и поставьте три зеркала. Одно необходимо расположить так, чтобы в нем отражалась входная дверь, два других поставьте по бокам первого. Когда все будет готово, прочитайте сорок раз подряд особый заговор. После этого дух оставит Вас раз и навсегда. Заговорные слова такие:

И до Твоего пришествия

Из гроба своего не вставать.

Заговор чтобы покойник не забрал с собой

Все знают, что все традиции связанные с похоронами нужно соблюдать, но почему спросите вы? Все просто, чтобы покойник с собой не забрал. Если вы по незнанию что-то нарушили, то советую, как можно читать заговоры, чтобы в вашей семье не было несчастий.

Раньше в старину, чтобы покойник не забрал с собой больше никого читали такой заговор. Сейчас его нисколько не ослабло. Читайте его дома, откуда хоронили покойника, при зажженных церковных свечах. Желательно это делать каждый вечер в течение 9 дней.

А вот слова заговора, чтобы покойник не забрал с собой.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Удержи, Господи, в Царствии Твоем

Душу умершего раба Твоего (имя).

Не позволяй этой душе умершей по свету белому ходить,

Живым людям вредить, за собой в царство мертвых звать.

Ты после смерти по свету белому бродил?

– И по свету белому после смерти ходил,

И живым людям ничем не вредил,

За собой не звал, худа не желал.

Так чтобы и душа умершего раба (имя)

По свету белому более не бродила и живым людям

Во веки веков не вредила, за собой не звала,

Следом никого не увела.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь. Аминь. Аминь».

После прочтения заговора, чтобы покойник с собой никого не забрал следует 40 раз читать молитву «Да воскреснет Бог».

Также чтобы покойник с собой никого не забрал следует сходить к его могиле. Купите немного ржи и положите ее в ноги к усопшему. При этом произнесите слова заговора.

«Раб Божий (имя), вот тебе рожь,

Отстань от меня и родных моих не тревожь,

Во сне ко мне и близким не приходи,

С собой в могилу не зови.

Есть у тебя могила и земля,

Спи здесь и не ходи до меня,

Как эта рожь на могиле взойдет,

Так и покойник от меня и моего рода

Отойдет, никогда не придет,

С собой в могилу не заберет».

После этого правой рукой засыпьте рожь могильной землей и уходите не оглядываясь.

На войне все средства хороши! Иногда ваши враги делают такие гадости и подлости, что даже.

Что такое бессонница знает, наверное, каждый. Также, наверное, вы знаете, как трудно вернуть.

Осень не только красивая пора. К сожалению, холодная и мрачная погода, как и постоянные дожди, .

Войти, чтобы написать отзыв.

На войне все средства хороши! Иногда ваши враги делают такие.

Что такое бессонница знает, наверное, каждый. Также, наверное, .

Осень не только красивая пора. К сожалению, холодная и мрачная.

Вы, наверное, слышали о заговоре, который применяют, чтобы прекратить.

Обряды и порчи вуду уже давно перестали быть сюжетами в фильмах. .

Очень часто наших знаний мало чтобы успешно сдать экзамен. Например, .

В нашей жизни иногда встречаются ненужные, назойливые люди, от.

Вместе с весной приближается и Пасха. Многие кто интересуется.

Похудение это всегда кропотливый труд, даже если его осуществлять.

Эталон красоты меняется каждую эпоху. Раньше на Руси ценили белое.

Висячие родинки могут доставлять массу неудобств. Элементарно, .

Не секрет, что лишние конфеты и булочки в виде жира откладываются.

Иногда слишком стройное тело выглядит не всегда красиво. Слишком.

Перхоть может испортить вид даже самых красивых волос. Иногда.

  • Сильный приворот на любовь девушки. (69597)
  • Заговор чтобы муж работу нашел. (66458)
  • Заговор на примирение с любимым человеком. (65096)
  • Заговор чтобы ребенок начал говорить. (56894)
  • Молитва чтобы взяли на работу после собеседования. (51540)

Пятница | 02.06.2017 | Нет коммент.

Понедельник | 30.03.2015 | Нет коммент.

Работа занимает важное место в жизни каждого работающего.

Не всем людям везет, не для всех работа это праздник. Очень.

Любовь и уважение окружающих можно добиться с помощью заговоров. .

Кажется, еще вчера вам мило улыбались на работе, а теперь.

Всем известно как много зависит от милости и доброжелательности.

Наверное, многие замечали, что за несколько дней до Дня Рождения, на вас начинают сыпаться различные мелкие неприятности. Это неспроста! .

Если вы ждете получения важного для себя решения и хотите, чтобы оно было в вашу пользу, то желательно заручиться магической поддержкой.

Кто из нас не мечтал о счастье? Не хотел начать новую, счастливую жизнь? Есть одна молитва, которая поможет вам в этом. Если вы выполните.

Желания есть у каждого из нас. Кто-то терпеливо ждет исполнения желания, а кто-то стремиться во что бы то ни стало добиться желаемого. .

Существуют множество заговоров, чтобы быть в почете у людей. Воспользуйтесь ими, тогда почет и уважение окружающих вам гарантированно. Для.

Душевный покой… Как иногда нам его не хватает! В жизни каждого из нас есть моменты, когда вроде все хорошо, больших проблем нет, .

Чтобы простуда и кашель скорее прошли, нужно лечиться, лечиться, лечится. Если вы не хотите пить таблетки, которые, кстати, не всегда.

Одним из древних способов лечения испугов и страхов у детей и взрослых было выливание испуга воском. Раньше почти все бабушки.

Осень это не только красивая пора, но время когда легко можно заболеть простудой. Мы общаемся с большим количеством людей в транспорте.

Одна из неприятных болезней, которая лечится с помощью заговоров, называется «сучье вымя» или гидроденит. Неприятные и болезненные.

Для нас очень важен крепкий спокойный сон. Но что делать, если вот уже несколько ночей сна нет, а вместе с ним пропало и спокойствие? .

Иногда нас преследуют жуткие боли. Лекарства и таблетки приносят лишь недолгое облегчение. Конечно, в таких случаях нужно выполнять.

Чтобы покойник не приходил

Чтобы покойник не приходил

«Похоронила я своего мужа и сильно по нему тосковала. Целовала его фотографии, плакала, звала все время. Вот, видно, и дозвалась: стал он ко мне похаживать. Придет, сядет у дверей и смотрит. Знаете, что самое интересное: в такие моменты я не чувствую ни страха, ни радости.

Сидим, молча друг на друга смотрим, а потом он встает и уходит. Так было первые три дня. Никому я об этом не рассказывала, да и рассказывать некому. Дети живут в другом городе, из родни уже никого не осталось, все уже прибрались, да и сама я уже старой стала.

Всю свою жизнь я проработала учителем. В те годы все с религией боролись, и я сама на уроках внушала детям, что нет ни Бога, ни потустороннего мира, а теперь вот, видно, Господь решил меня проучить.

Только Вы не думайте, пожалуйста, что я сошла с ума. Я до сих пор интересуюсь политикой, в газете печатают мои кроссворды.

Поверьте мне, мой муж до сих пор меня навещает. Первые три дня он сидел на табуретке у входа. Потом я с ним заговорила: “Проходи, если пришел, ты ж сам знаешь, как я по тебе скучаю”.

С тех пор он ходит по комнате, сидит на постели, но никогда не ест и не пьет и говорит всего три-четыре слова.

Вчера он мне сказал: “До Пасхи не приду”.

Я знаю, что так оно и будет. Иногда его не бывало по три месяца и больше. Заметила я, что он никогда не сидит с той стороны, где у меня висит зеркало. Взяла я как-то и повесила его там, где муж покойный обычно сидит. Когда он пришел, то сел в другом месте и сказал: “Завесь зеркало, а то никогда больше не приду”.

После его ухода у меня всегда сильно кружится голова и безумно хочется спать.

Я его очень люблю, но не хочу умирать, как и все нормальные люди.

А еще хочу вот о чем Вам рассказать. Когда мне было четырнадцать лет, в нашем селе произошел один случай. Соседка как-то сказала моей маме, что ее навещает покойный сын. Так вот я помню, что она после этого вскоре умерла. Правильно поймите меня и, пожалуйста, не осуждайте.

Дело в том, что чем старше становится человек, тем меньше ему остается жить, а я так люблю этот мир и пока не готова его покинуть.

Мне приходит немало подобных писем. Случается, что духи усопших являются живым, но многие это по разным причинам тщательно скрывают. Одни опасаются, что их сочтут ненормальными, другие боятся, что если они откроют кому-то свою тайну, то тогда лишатся возможности видеть покойного. Некоторые стараются скрыть случившееся, полагая, что дух мертвеца может покарать их за болтливость.

Как бы там ни было, я научу вас особому заговору, после прочтения которого дух усопшего оставит вас в покое.

Зажгите сорок свечей и поставьте три зеркала. Одно необходимо расположить так, чтобы в нем отражалась входная дверь, два других поставьте по бокам первого. Когда все будет готово, прочитайте сорок раз подряд особый заговор. После этого дух оставит вас раз и навсегда. Заговорные слова такие:

Помяни, Господи, раба Твоего (имя),

Чтобы душе его не ходить, нас не пугать

И до Твоего пришествия

Из гроба своего не вставать.

Не девять, не восемь, не семь, не шесть,

Не пять, не четыре, не три, не два, не один.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оживший покойник Колдуны бывают «черные» и «белые». Первые несут зло людям, а вторые – добро.О случае, когда самым неожиданным образом проявило себя «белое колдовство», рассказал в одной из своих книг американский врач Г. Райт. В течение ряда лет он занимался

Что делать, если покойник во сне к себе зовет

Что делать, если покойник во сне к себе зовет Из письма:«Моя мама во сне видела покойного отца, и он сказал ей: – Пойдем ко мне. Я без тебя скучаю. Потом мама убегала от отца. И вот однажды утром мама говорит: – Сегодня он опять звал, я побежала, а вслед услышала: через

Что делать, если на свадьбе случился покойник

Что делать, если на свадьбе случился покойник Из письма:«На свадьбе дочери моих знакомых умер отец жениха. Поскольку гостей было много (даже из других городов приехали), решили все-таки отпраздновать свадьбу до конца. Но, видно, не зря говорят, что плясать нельзя, если в

Обворованный покойник (заговор от мести мертвого духа)

Обворованный покойник (заговор от мести мертвого духа) Из

Покойник-жених

Покойник-жених Из письма: «. Мне 16 лет, и, возможно, Вы не пожелаете читать мое письмо, но мне больше не к кому обратиться. Из-за моей глупой выходки происходит что-то непонятное и страшное.Дело в том, что в этом году я и моя подруга Настя ходили на Родительский день на

- Прежде чем вся земля станет храмом, церковь объемлет таинственное облако сошедшее свыше и сонм святых в нем - Я хотел бы открыться как бы впервые - Не было случая, чтобы Я дважды приходил один и тот же - Мне нужны сегодня не ученики, а невесты - Не позволяй себе больше трех часов проводить вне мол

Что делать, если покойник чудится

Что делать, если покойник чудится Некоторым людям после похорон являются усопшие. Человек начинает переживать, изводиться, не спать ночами. И естественно, все эти переживания негативно сказываются на его здоровье. В этом случае необходимо прочитать специальный заговор

Если покойник во сне к себе зовет

Если покойник во сне к себе зовет Из письма: «…Моя мама во сне видела покойного отца. Он сказал ей:– Пойдем ко мне. Я без тебя скучаю.А она во сне все от него убегала. И вот однажды утром мама говорит:– Сегодня он опять звал, я побежала, а вслед услышала: через полгода жду. И

Если на свадьбе случился покойник

Если на свадьбе случился покойник Из письма: «…На свадьбе дочери моих знакомых умер отец жениха. Поскольку гостей было много (даже из других городов приехали), решили догулять свадьбу. Но видно, не зря говорят, что плясать нельзя, если в доме покойник. Он всех подберет

Покойник приходит на рассвете

Покойник приходит на рассвете Из письма: «Купила Вашу книгу и уверена, что это сама судьба дала мне ее в руки или Ангел мой – не знаю. Я вообще несведущий человек в этих делах.Это такое чудо! Да, именно так можно назвать Вашу книгу. Пока я ее читала, наревелась досыта, потом

Жених-покойник

Жених-покойник Из письма: «…Мне 16 лет, и, возможно, Вы не пожелаете читать мое письмо, но мне больше не к кому обратиться. Из-за моей глупой выходки происходит что-то непонятное и страшное.Дело в том, что в этом году я и моя подруга Настя ходили в родительский день на

Чтобы покойник не приходил

Чтобы покойник не приходил Из письма: «Похоронила я своего мужа и сильно по нему тосковала. Целовала его фотографии, плакала, звала все время. Вот, видно, и дозвалась: стал он ко мне похаживать. Придет, сядет у дверей и смотрит. Знаете, что самое интересное: в такие моменты я

КТО-ТО СТРАШНЫЙ ПРИХОДИЛ

КТО-ТО СТРАШНЫЙ ПРИХОДИЛ Моя бабушка по маме, Неонила Павловна, крестьянка из многодетной семьи, лечила всех людей от зубной боли, рожи, «ячменя» и была добрейшей души человек. Умерла в 84 года, как тихий ангел, во сне. Зато вторая моя бабушка в жизни не сделала людям ничего

Чтобы кавалер не приходил

Чтобы кавалер не приходил Если парень вам не по нраву, но вы не можете его отвадить, скажите ему вслед: Иди вон. От меня ступай И мой порог забывай На все дни, на все века, На все светлые времена.

Чтобы кавалер не приходил

«Почему же ты раньше не приходил?»

«Почему же ты раньше не приходил?» Шри Рамакришна Парамахамса почитается в Индии не просто как святой, а как аватар – воплощение Бога в человеческом теле. Так представляется его миссия для самих индийцев, которым мы можем верить или не верить, но их истолкование остается

Сон благоприятный. Видеть покойника - ожидайте перемен в судьбе.

Для незамужней девушки видеть покойника мужского пола - к скорой свадьбе.

Если покойник был стар, то жених будет намного старше ее.

Если молод - найдет ровесника.

Покойник был одет бедно - жених окажется небогат.

Если вы видели покойника в хорошем дорогом костюме или богатом саване - ваш будущий муж будет состоятелен.

Если покойник-мужчина снился замужней даме, у нее появится воздыхатель, который, впрочем, будет держаться на расстоянии. Со временем романтическое увлечение может перерасти в хорошую дружбу. Богат или беден будет этот поклонник - зависит от того, как был одет покойник.

Если покойник приснился мужчине, это означает, что друг поможет ему принять судьбоносное решение.

Видеть покойницу во сне - к долгой и счастливой жизни. Целовать покойницу в лоб - к выздоровлению от затяжной болезни.

Видеть гроб с покойником, украшенный цветами, скорбную толпу вокруг - к развлечениям в компании друзей.

Если вам приснилось, что гроб с покойником несут на кладбище, такой сон обещает долгое и увлекательное путешествие, в котором вы приобретете множество новых друзей.

Если вы видите себя сидящим над покойником, сон также сулит вам приятную поездку в дальние края.

Обмывать покойника - к заслуженным наслаждениям.

Обряжать покойника для погребения - удача придет к вам благодаря стараниям старого друга.

Если покойник - ваш знакомый или родственник, значение сна относится к тому человеку, которого вы видели умершим. Такой сон сулит ему долгую жизнь, полную радостей и удовольствий.

Если вы видели несколько покойников, лежащих рядом, - с помощью друзей сделаете головокружительную карьеру или отсудите большое наследство.

Закрывать гроб с покойником - вам удастся в относительно короткое время сколотить приличное состояние.

Представьте, что вы кладете цветы в гроб к покойнику.

Покойник одет в роскошный дорогой костюм от кутюр или же завернул в богато украшенный саван. Не менее роскошен и гроб, отделанный золотом и драгоценными камнями.

Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Покойники отцы помершие

К смерти, разговоры, неудача, перемена погоды, помянуть их надо;

Мать-покойница – сильная болезнь, горе;

Покойник – болеть будешь, утин одолеет, к непогоде (дождь, снег), ссора, к перемене жилья, дурные новости, к смерти (больному);

Покойника встретить – к добру, удача // болезнь, смерть;

Мужчину – успех; женщину – препятствия

Мертвый ожил – препятствия в делах, убыток;

С покойниками быть – иметь неприятелей;

Умерших видеть живыми – долгие лета // большая неприятность, болезнь;

Больного видеть умершим – выздоровеет;

Обнимать покойника – болезнь;

Целовать – долголетие;

Дарить ему что – потеря, убыток;

Двигать умершего, переносить – худо, печаль;

Поздравлять – хорошо;

Разговаривать – любопытные новости // болезнь;

Зовет с собой – смерть.

Толкование снов из

Сон благоприятный. Видеть покойника - ожидайте перемен в судьбе.

Для незамужней девушки видеть покойника мужского пола - к скорой свадьбе.

Если покойник был стар, то жених будет намного старше ее.

Если молод - найдет ровесника.

Покойник был одет бедно - жених окажется небогат.

Если вы видели покойника в хорошем дорогом костюме или богатом саване - ваш будущий муж будет состоятелен.

Если покойник-мужчина снился замужней даме, у нее появится воздыхатель, который, впрочем, будет держаться на расстоянии. Со временем романтическое увлечение может перерасти в хорошую дружбу. Богат или беден будет этот поклонник - зависит от того, как был одет покойник.

Если покойник приснился мужчине, это означает, что друг поможет ему принять судьбоносное решение.

Видеть покойницу во сне - к долгой и счастливой жизни. Целовать покойницу в лоб - к выздоровлению от затяжной болезни.

Видеть гроб с покойником, украшенный цветами, скорбную толпу вокруг - к развлечениям в компании друзей.

Если вам приснилось, что гроб с покойником несут на кладбище, такой сон обещает долгое и увлекательное путешествие, в котором вы приобретете множество новых друзей.

Если вы видите себя сидящим над покойником, сон также сулит вам приятную поездку в дальние края.

Обмывать покойника - к заслуженным наслаждениям.

Обряжать покойника для погребения - удача придет к вам благодаря стараниям старого друга.

Если покойник - ваш знакомый или родственник, значение сна относится к тому человеку, которого вы видели умершим. Такой сон сулит ему долгую жизнь, полную радостей и удовольствий.

Если вы видели несколько покойников, лежащих рядом, - с помощью друзей сделаете головокружительную карьеру или отсудите большое наследство.

Закрывать гроб с покойником - вам удастся в относительно короткое время сколотить приличное состояние.

Представьте, что вы кладете цветы в гроб к покойнику.

Покойник одет в роскошный дорогой костюм от кутюр или же завернул в богато украшенный саван. Не менее роскошен и гроб, отделанный золотом и драгоценными камнями.

Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Покойники отцы помершие

К смерти, разговоры, неудача, перемена погоды, помянуть их надо;

Мать-покойница – сильная болезнь, горе;

Покойник – болеть будешь, утин одолеет, к непогоде (дождь, снег), ссора, к перемене жилья, дурные новости, к смерти (больному);

Покойника встретить – к добру, удача // болезнь, смерть;

Мужчину – успех; женщину – препятствия

Мертвый ожил – препятствия в делах, убыток;

С покойниками быть – иметь неприятелей;

Умерших видеть живыми – долгие лета // большая неприятность, болезнь;

Больного видеть умершим – выздоровеет;

Обнимать покойника – болезнь;

Целовать – долголетие;

Дарить ему что – потеря, убыток;

Двигать умершего, переносить – худо, печаль;

Поздравлять – хорошо;

Разговаривать – любопытные новости // болезнь;

Зовет с собой – смерть.

Толкование снов из

Притча о богатом и убогом Лазаре. Лубок.

В одной семье случилось несчастье — жена умерла родами, оставив сиротой новорожденного ребенка. Ее, как положено, похоронили, справили поминки. Поплакали. Что делать, тяжелая утрата, но надо жить дальше, выхаживать и воспитывать ребенка. Стали замечать, что по ночам кто-то приходит в дом. Вот скрипнула входная дверь, в сенях загремело задетое кем-то пустое ведро. Слышно, как кто-то тихими шагами подходит к колыбели младенца, успокаивает его негромким голосом. Заскрипела колыбель, как будто кто-то ее слегка покачивает. Потом слышится чмоканье, как будто ребенок сосет материнскую грудь. Зашуршало одеяльце — ребенка укладывают назад в колыбель. Снова слышатся шаги, удаляющиеся к двери. Опять стукнула входная дверь. И все затихло. Отец младенца и родные видят, что прежде здоровый ребенок стал чахнуть и слабеть на глазах.

Что делать? Пошли за советом к соседской бабушке Марье. Про нее все говорят, что она «знает» — умеет заговаривать болезни, ворожить, лечить от сглаза и порчи, которые насылают злые люди. «Вот так и так, слабеет ребенок. Помогите, бабушка», — говорит отец. — «А не слышите ли вы шаги по ночам? Не скрипит ли детская колыбель?» — спрашивает бабушка Марья. «Да, слышим шаги. Слышим, как будто кто-то ребенка кормит грудью и качает колыбель. Но никого не видно. Мы думаем, что это нам только чудится». — «Это умершая мать к нему приходит. Если ее не остановить, она заберет ребенка с собой на тот свет. Купите новый горшок. Перед тем как ложиться спать, зажгите свечу и накройте ее сверху горшком. А когда услышите шаги у колыбели, откройте свечу. Тогда сами увидите, кто приходит к ребенку».

Послушался отец совета бабы Марьи. Купил новый глиняный горшок. Вечером зажег свечу, накрыл ее горшком, лег на кровать, но сам не спит — ждет, что дальше будет. Наступила полночь. Скрипнула входная дверь, послышались шаги. Вот они остановились у детской колыбели. Отец быстро снял горшок со свечи и глазам своим не поверил — с ребенком на руках стояла его умершая жена. Одета она была в ту самую одежду, в которой ее похоронили. «Не дал ты мне выкормить ребенка. Теперь корми сам.

Я сюда больше не приду», — сказала она онемевшему от изумления мужу. Положила ребенка в колыбель, а сама быстро вышла из дома. С тех пор она перестала приходить по ночам. И ребенок быстро поправился. А если бы так не поступили, ребенок бы умер — забрала бы его мать с собой в загробный мир.

Разве может покойник быть ходячим? Разве может умерший и похороненный человек вставать из гроба, ходить по земле, являться в дом к своей семье, ухаживать за своими детьми, помогать родным по хозяйству? Народная традиция считает, что может, если по каким-то причинам этот покойник не получил успокоения на «том свете». А причины эти могут быть очень разными. Например, покойник ходит, если его удерживает на земле какое-то важное дело, которое он не успел доделать при жизни: нераскаянный грех, какое-то невыполненное обещание, незаконченная работа, невозвращенный долг или неизбытая вина перед кем-нибудь. Обещал человек выполнить кому-то работу — смастерить сани или лодку. И умер, не доделав работы. Или взял человек в долг у кого-нибудь денег и умер, не отдав долга. Это его тяготит за гробом, не дает успокоиться. Он начинает приходить с того света, беспокоить и пугать живых. Такие покойники возвращаются по ночам к себе домой, бродят по комнатам, передвигают мебель, гремят посудой, пытаясь выполнить то, что не дает им покоя на «том» свете.

Такие покойники не стремятся причинить вред живым людям или напугать их, они часто обращаются к людям с просьбой выполнить за них нерешенное дело. Человек, который при жизни не отдал соседу деньги за купленного им коня, каждую ночь приходит домой и ищет деньги, чтобы возвратить их соседу. Священник, который умер, не исполнив всех заказанных ему молитв, приходит по ночам в пустую церковь, чтобы это сделать. Человек, который при жизни украл у своего знакомого какую-то вещь и не признался в этом перед смертью на исповеди, по ночам ищет эту вещь у себя дома.

И если умерла женщина, оставив маленького ребенка, она будет приходить ночью, чтобы покормить и перепеленать его. Только для ребенка забота умершей матери вредна и смертельно опасна. Ведь любое соприкосновение с миром мертвых для живых людей губительно, а для маленьких детей — и подавно.

Померла у одного мужика жена. Двое ребят осталось. И вот она ночью придет, берет девчонок, наливает воды и купает. И так каждую ночь. Аж замыла детей, они такие худенькие стали. Отцу говорят утром, что их мама приходит, а отец говорит: — Как же, я не вижу, как же мне узнать? Взял золы, насыпал по полу, думал, ступни будут. Поднялся утром, дети спят. Ничего нет, а дети говорят:

— А она нас моет, каждый день будит нас и моет.

А ему-то она не показывается. А однажды утром на полу увидел ступни. И не знает, что делать. Начал по людям ходить, спрашивать. Ему говорят:

— Возьми осиновый кол, выстругай и над головой забей.

И вот мужик нашел кол, забил, и мать перестала ходить и детей мыть (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 270).

Покойник может возвращаться из загробного мира и по другой причине — если его похоронили неправильно, нарушили погребальный ритуал. Или одели в неудобную одежду, обули в неудобную обувь, забыли подпоясать. Если человек при жизни плохо видел, а ему в гроб забыли положить очки, он будет приходить и просить свои очки. Если при жизни он был хромым и ходил с палкой, а его похоронили без нее, он будет возвращаться за палкой. Чтобы прекратить такие посещения, нужно сделать, как просит покойник.

С.И. Каликина. О девице Марии и ее посмертном явлении отцу. Лубок. Начало XX в.

Умерла у меня сестра, муж-то уехал, и осталась я ночевать одна. Лежу, а сама еще не сплю <…> Лежу я так, лежу, да только чувствую, что кто-то сидит на диване. Испугалась немного и стала приглядываться. Всмотрелась в темноту-то, а на диване сидит моя сестра <…> И начала я с ней разговаривать. Сначала я спросила ее: «Неужто это ты, Марийка, пришла?» А она сидит, бывало, как раньше, когда болела. А потом и говорит: «Тяжело мне, Нина, лежать-то там, больно уж дышать трудно». Я тут и опомнилась немного. Да, а пришла-то она ко мне ровно в полночь <…> А сама я в это время все молитву читаю шепотом. Начала креститься. Включила свет, а на диване уж никого и нет, только дверь скрипнула <…> Так вот, она и приходила ко мне два раза и все жаловалась: «Что ты, Нина, мне крест-то какой тяжелый поставила?» Приехал мой муж через два дня, я ему все и рассказала. Порешили мы с ним убрать железный крест. Убрали мы крест железный и поставили деревянный. Ну, больше она и не приходила (Нижегородская обл., Корепова 2007, 148).

Часто покойники просят «передать» им на «тот свет» нужную вещь. Ее можно просто закопать в его могилу. А можно положить в гроб к другому покойнику, которого еще не похоронили. Рассказывают, как мать умершей девушки надела ей в гроб туфли на высоких каблуках. Через некоторое время после похорон девушка стала приходить к матери и жаловаться, что ей в загробном мире тяжело ходить на таких каблуках, и просила передать ей тапочки. «Как же я тебе передам?» — удивилась мать. «Завтра к нам будет ехать один парень. Отдай ему. Он мне передаст». Дочь назвала точный адрес, по которому живет этот парень. Мать, захватив тапочки, отправилась по этому адресу. Пришла в дом и увидела, что там похороны — хоронили молодого парня. Мать рассказала родственникам парня о просьбе дочери, и ей разрешили положить в гроб тапочки. На следующую ночь дочь пришла и сказала: «Спасибо, мама!» Больше она уже не возвращалась с «того света».

Покойники приходят, если живые очень тоскуют, плачут по ним. Покойнику тяжело на «том свете», если родственники слишком сильно и слишком долго выражают свое горе. Говорят, что в этом случае умерший вынужден таскать с собой тяжелые ведра слез, которые выплакали по нему его родные. Или же он лежит в могиле мокрый от этих слез. Поэтому в народной традиции запрещалось плакать по умершему после того, как гроб опустят в могилу. Покойник при случае сам может попросить своих близких не плакать по нему.

Сын родный умер. А он был единственный-единственный, один. Мать со стариком остались вдвоем. И она так плакала, так плакала по этому сыну… Шесть недель прошло, она все плачет. Там соседки ей говорят:

— Сходи ты к священнику, посоветуйся… Ну, она пошла к священнику и стала ему рассказывать. А священник ей отвечает:

— Слушай, если не боишься, то ты согласишься, ты все сама увидишь. Ты ничего не бойся. Вот согласишься в церкви переночевать — все сама увидишь <…>

Ну, он ей церковь открыл. Очертил ее. И он ей строго-настрого сказал:

— За черту не выходи! В сторону никуда не гляди, гляди прямо. Прямо на алтарь <…>

Ну, священник ушел. Времени там сколько прошло… Все на свете, она все на свете увидела, она всех покойников-то увидела! Ой! И как вышли удавившиеся — которые идут плачут. Потом вот все, которые в церкви отпетые, — идут. И самым последним увидела своего сына: мокрый идет такой, дряблый. Подходит сын к ней и говорит:

— Мам, не плач ты! Ты так сильно плачешь по мне! Ты посмотри, какой я мокрый. Как мне тяжело лежать. Не плач ты, мам!

И он прошел <…> Потом уже эта баба плакать не стала (Нижегородская обл., Традиционный фольклор, 309).

Если жена слишком много плачет по умершему мужу, она может «приплакать» его к себе, и он превратится в ходячего покойника. Будет приходить к ней по ночам, будет разговаривать с ней, целовать ее и даже помогать по хозяйству. Потому что слезами, своей тоской она не будет давать ему покоя на «том свете». Посещения умершего мужа очень опасны. Женщина сохнет, становится бледной, слабой и, в конце концов, умирает — покойник ее «утягивает» за собой на «тог свет». Сама женщина обычно не в силах понять, что с ней происходит и обречена на смерть, если окружающие вовремя не предпримут решительные меры, чтобы прекратить посещения покойника.

Покойники могут являться. Одни как следует, другие как кошка покажутся. Как будешь жалеть, плакать, то покажутся. Их ругают: «Не ходи ко мне, чего ты ходишь!» Если жена или мать все жалеют, то они ходят. Женщина плачет о муже, он и явится. Тут к одной, к Настасье, ходил. Ездил вместе с ней за дровами. Нарубит, на сани сложит, привезет и во дворе все сделает. Свекор подслушал: «Ты с кем разговариваешь?» — «То Федор пришел». Всякое подкладывали, чтобы не ходил, а он каждый день показывался. Последний раз пришел, крест с нее рвал. Если бы не свекор, задавил бы. Ходил до сорокового дня. Они хотят ведь с собой увести, им ведь жалко, что остались… (Новгородская обл., Черепанова 1996, 22)

Не только умерший муж может прийти к жене, но и погибший на чужбине жених может прийти к невесте, чтобы забрать ее с собой, в могилу. Если девушка вовремя сообразит, что имеет дело с мертвецом, у нее есть шанс остаться в живых. Для этого нужно протянуть время до крика первых петухов, после которого покойник уже не имеет власти над живым человеком и вынужден уйти в могилу.

«Дружили парень с девушкой. У нее родители были богаты, а у него бедны. Ее родители не соглашались выдать за него замуж. Он умер где-то на чужбине, от нее это скрывали, и она продолжала его ждать. Вот как-то ночью у ее окна остановились сани, а из них вышел ее любимый: «Собирайся, я увезу тебя отсюда, и мы обвенчаемся». Она шубу накинула, вещи в узелок связала и выскочила за ворота. Посадил ее парень в сани, и они помчались. Темно, только месяц светит. Парень говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» Она отвечает: «Я с тобой ничего не боюсь!» Дальше едут. Он опять говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» Она опять: «Я с тобой ничего не боюсь». А самой жутко стало. У нее в узелке Библия была, она ее из узелка потихоньку вытащила и за пазуху спрятала. В третий раз он ей говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» — «Я с тобой ничего не боюсь!» Тут кони остановились, и она увидела, что приехали они на кладбище, а перед ней раскрытая могила. «Вот наш дом, — сказал жених, — полезай туда». Тут девушка сообразила, что ее жених — мертвец и что надо время тянуть до первых петухов. «Полезай ты первым, а я буду вещи тебе подавать!» Развязала она узелок и стала подавать по одной вещи — юбку, кофту, чулки, бусы. А когда подавать стало нечего, она накрыла могилу шубой, сверху Библию положила и побежала. Добежала до часовни, двери, окна перекрестила и просидела там до рассвета, а потом пошла домой (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 273-274).

Впрочем, не всегда эта история кончается благополучно. В других случаях покойнику все же удается затащить девушку в могилу или она умирает от страха. Легенда о женихе-мертвеце известна во многих славянских и европейских традициях. В западноевропейской литературе этот сюжет получил широкое распространение благодаря романтической балладе немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора». В ней рассказывается о девушке, за которой ночью явился жених, убитый на войне, и затянул ее в могилу. На русский язык баллада была переведена В. А. Жуковским. В европейских, как и в славянских версиях легенды, сохраняются общие мотивы: мертвый жених является к невесте ночью на коне при свете месяца и по дороге на кладбище спрашивает, не боится ли она его. Бюргер в балладе сохранил эти детали:

И мимо их холмы, кусты,

Поля, леса летели;

Под конским топотом мосты

Тряслися и гремели.

«Не страшно ль?» — «Месяц светит нам!» —

«Гладка дорога мертвецам!

Да что же так дрожишь ты?» —

«Зачем о них твердишь ты?»

Чтобы отвадить ходячего покойника, нужно сделать что-то нелепое. Что-то такое, что не принято в человеческом обществе. Здесь действует принцип: «Лихое лихим вышибают». Ведь приход покойника с «того света» — это нелепость, неправильность, нарушение природных и человеческих законов. Значит, чтобы это прекратить, нужно самому сделать что-то такое же нелепое, неправильное, что навсегда отвратит покойника от этого дома. Вернее, сделать не всерьез, а понарошку. Например, нужно сесть ночью на порог, расчесывать волосы и грызть семечки. Покойник придет и спросит: «Что ты делаешь?» На это нужно ответить: «Вшей грызу». Ведь никто в действительности вшей не ест — это мерзко и противно. «Разве можно вшей есть?» — удивится покойник. «А разве можно мертвому к живой ходить?» — нужно ответить ему. Тогда он хлопнет дверью и навсегда уйдет из дома.

Поминовение усопших в XVII в. Из "Путешествия" Адама Олеария.

Есть еще один похожий способ — одеть в свадебные одежды брата и сестру, накрыть свадебный стол и ждать прихода покойника. Ведь брат с сестрой не могут пожениться, значит, это тоже нарушение законов, принятых в обществе. Одна женщина, к которой приходил покойный муж, так и поступила. И вот что у нее из этого получилось:

О, значит, умер один мужчина. Ну, его похоронили, все такое. Ну, хозяйка осталась одна. Все разошлись, родня. Ну там пол вымыла и легла спать. И приходит к ней муж:

— Я с тобой буду спать ложиться! <…>

Она так и сяк, так и сяк — ну никак не отбиться! И на третий день, и на четвертый так! Потом она к соседям стала ходить. У соседей переночует, придет домой — что-нибудь разворочено! <…>

Она к священнику. А тот сказал: «Надо Про-клёнутую книгу почитать» (Проклёнутая книга снимает проклятие). Ну, по пути (она идет из церкви, от священника) попадается ей тоже соседка.

— Ты где была?

— Ай, — говорит, — Матрена, не спрашивай! Мужа схоронила, никакого спокою не дает! Ходит ко мне!

— Дура ты дура! У тебя есть дочка?

— Да у меня и дочка есть, и сын. Да уж замужем.

— Ничего! Вот пойди, приведи дочку, приведи сына. Возьми круглый хлеб, возьми свечку. И встань по ходу двери за притолоку. Поставь ступу и пест. А молодых поставь за стол. Свечку зажги и хлеб положи. Солонку соли поставь. А сама за дверью стой. И пест держи. Как он придет, так его пестом-то и хлобыстни!

Как он входит… Время-то приходит уж. Шум такой поднялся страшный. Как ветер вроде бы. Открывается дверь. Он как входит, так и говорит:

— А нет, — говорит, — такого закона-то — брата с сестрой венчать!

А она в это время — трах его пестом по голове! — Нет, — говорит, — закона в двенадцать часов с кладбища ходить!

И все. И перестал ходить, да (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 304-305).

Приходя с «того света», покойник приносит своей жене угощение — конфеты, пряники, сласти. Ночью они так и выглядят, зато при свете дня превращаются в уголь, сухие листья и мусор. Ведь в загробном мире все перевернуто по сравнению с земным. Что в том мире еда — у нас мусор.

Уж больно сильно горевала, плакала женщина по своему мужу. И стал ходить он к ней ночью. Гостинцев приносил ребятам. Утром, люди говорили, будто через трубу вылетал. И вместо конфет на столе лежали угольки, земля. Привел ей как-то корову. Перекрестила она корову и… [корова] рассыпалась. Люди ей говорят: «Нюрка, ты что делаешь? Ты что привадила его-то? Молись, молись». И вот с матерью своей она дома осталась, ждут. Научили ее отвадить мужа-то. Пришел он. Она его обняла и сказала: «Во имя Отца и Сына. Аминь». Руки вокруг него сомкнула, он прахом и рассыпался, а в руках лишь цинковое корыто из какого-то богатого дома. Вот корыто у нее и осталось (Нижегородская обл., Корепова 2007,157).

Часто говорят, что это не покойный муж приходит к жене, а черт, нечистый принимает облик умершего мужа, чтобы погубить женщину. Поэтому он всегда старается держаться лицом к женщине, чтобы она не увидела его хвост и его спину — ведь спина у чертей выгнута корытом. По этой примете их всегда можно опознать. Кроме того, он старается прятать ноги — ведь у него вместо ног лошадиные или коровьи копыта.

Призрак. Из лубочной книги XIX в.

К тому, кто сильно тоскует по покойнику, черт может прилетать в виде огненного змея. Такой змей летит по воздуху как огненный шар, огненная звезда или огненная стрела. Этот шар рассыпается искрами над трубой дома, куда он летит, и оборачивается умершим родственником, чаще всего мужем. Такой змей не может подойти к женщине, если она окружена детьми — ведь дети безгрешны. Спасти от него может и трава чертополох, развешанная над дверями и окнами, кресты, святая вода, молитва или ругань.

Есть у нас лукавики, покойники, которые летают домой. Вот если кто ревет о ком-то умершем, летит к ним, то как шар огненный, то как змея с хвостом. А как увидишь — пропадет. Вот к соседке Анне Кривушке летал муж (бревном его убило). Летел, как змея огненная, ахнул колесом об крышу. Требовал, чтобы она убрала детей от себя. Даже на жниву летал. Люди не видят, а она видит, разговаривает с ним. Умывали ее пелесной травой от нечистой силы. <…> Ходят лукавики в двенадцать часов дня и в двенадцать часов ночи. Днем как люди ходят, а ночью — как змей летают (Нижегородская обл., Корепова 2007, 164).

Эту разновидность нечистой силы называют летунами или налетами. Посещения летуна чрезвычайно опасны. Если их сразу не прекратить, то на двенадцатый раз он убивает свою жертву.

У меня молодой муж-то умер, оставил мне четверых парней. Как я буду жить? Я была I вся в долгах, я плакала. Вот какое привидение мне было. И стукал, и брякал, и дверь открывал, и кричал, и крышу мне обрывал, и холодильник у меня он утаскивал. Это называется — летуны летают. Поднимается с могилы — как плетенка, жар и хвост черный. Вот рассыпался он — и вот человек. Открывает двери, зовет: выходи! Я своего-то видела только по пояс, а ноги не видела. Я вскочила: ба! Ног-то у него нету… Приносил гостинцев мне. Встала, на столе навоз лежит. А если позовет и пойдешь — у нас одну женщину убило (Нижегородская обл., Корепова 2007, 170).

Самый страшный вид покойников, возвращающихся с «того света», — это те, кто умер преждевременной или неестественной смертью. В народной традиции существует представление о сроке жизни, который дается каждому свыше и который каждый человек обязан прожить до конца. Люди, умершие «неправильной», или, как говорят в народе, «напрасной» смертью, не уходят в загробный мир. Они продолжают существовать как бы на границе мира живых и мира мертвых, доживая на месте своей гибели отмеренный им срок.

Поэтому ходячими покойниками становятся самоубийцы, а также те, кто скончался от несчастного случая (например, замерз пли утонул), был убит в молодом возрасте. После смерти ходит и тот, кто умер, не вступил в брак, то есть не прожил полновесной жизни и не выполнил основного человеческого предназначения — не оставил потомства. К числу «неправильных» покойников относятся и люди, при жизни знавшиеся с нечистой силой, а также проклятые своими родителями и умершие с неснятым проклятием. Ведьмы и колдуны становятся ходячими покойниками, особенно в том случае, если умерли, не передав никому своих тайных знаний. Умершие «неправильной» смертью считаются нечистыми покойниками, недостойными обычного погребения и поминовения, опасными для живых людей. Именно из таких покойников происходят многие мифологические персонажи, приносящие вред людям, — упыри, русалки, кикиморы и многие мелкие демоны.

В науке «неправильных» покойников принято называть заложными. Этот термин был введен известным русским этнографом Д. К. Зелениным, который в начале XX века первым описал народные представления о таких покойниках и связанных с ними мифологических персонажах. Зеленин взял это слово из вятского говора, поскольку именно в окрестностях Вятки он впервые столкнулся с мифологическими верованиями подобного рода.

Крестьяне избегали хоронить «нечистых» покойников, особенно самоубийц, на кладбищах, считая, что это неизбежно повлечет за собой серьезные бедствия для всей общины. Тела таких покойников часто вообще избегали зарывать в землю, а относили в овраги, болота, низменные и топкие места, подальше от людских глаз, и там оставляли, закидывая листвой, ветками, мхом и тому подобным. Ученые считают, что слово «заложные», возникшее в русских народных говорах и перешедшее оттуда в научную литературу, обозначает именно способ погребения «нечистых» умерших. Их закладывали, то есть забрасывали разным мусором, ветками, валежником. Запрет хоронить «нечистых» покойников в земле, а тем более на кладбище вместе с «чистыми», «правильными» умершими, объяснялся тем, что в противном случае природа ответит людям на такое осквернение засухой, заморозками, бурями, неурожаем, мором и другими страшными стихийными бедствиями.

Представления о заложных покойниках возникли у славян в глубокой древности. Они оказались такими устойчивыми, что в несколько измененном виде продолжают существовать и в современной традиционной культуре. Поскольку «неправильные» покойники, не получая успокоения на том свете, ходят среди живых, то они также причисляются к разряду ходячих покойников.

В славянских поверьях наряду с представлениями о «неизжитом» веке существуют представления о «пережитом» веке, то есть о слишком длинной жизни. Люди, «пережившие» свой век, также опасны для окружающих. По народным воззрениям, колдуны и ведьмы умирают в глубокой старости, но это происходит не потому, что они изначально обладают большой жизненной силой, а потому, что они отбирают ее у других (у растений во время цветения, у коров, отбирая сметану и сливки из молока, у людей, укорачивая им жизнь). О слишком долго живущих стариках говорили: «Чужой век заедает».

Похоронный обряд (по привозе гроба лошадь отпрягают и оглобли откидывают в сторону дома, в виде очистительного обряда). Начало XX в.

По народным верованиям, те, кто утопился или повесился, не идет на тот свет, а ходит но земле, потому что Бог не призывает его к себе до тех пор, пока не наступит назначенный час. Самоубийцы показываются на месте своей гибели или месте захоронения, пугая живых своим появлением.

В роще на ветле повесился крестьянский парень Григорий. Едва только похоронили самоубийцу, как деревенские бабы стали толковать, что на том месте, где повесился Григорий, появилось привидение, которое было в образе Григория и показывалось прохожим. Оно настолько испугало проходившую мимо этого места женщину, что у нее отнялся язык. Кроме того, многие слышали, как из рощи, где повесился парень, стати доноситься рыданья и стоны. Однажды кучер соседнего помещика возвращайся к себе домой через этот лесок и встретил там Григория, с которым был дружен при жизни. «Пойдем ко мне в гости», — пригласил его Григорий. Кучер согласился. Пир был на славу, но пробило двенадцать часов, петух запел, и Григорий исчез, а кучер оказался сидящим по колена в реке, которая протекала недалеко от села (Саратовская губ., Зеленин 1995, 53).

Часто хождение «нечистых» покойников после смерти объясняют тем, что их «земля не принимает». Это представление нашло отражение и в проклятии: «Чтобы тебя земля не приняла». Считается, что таких покойников бесполезно зарывать в землю, она не держит их в себе, и они через некоторое время снова оказываются на поверхности.

Души заложных покойников с момента их смерти находятся в полном распоряжении у нечистой силы. Поэтому никакие молитвы и поминки не могут им помочь, и дьяволы мучат их до Страшного суда. По общему убеждению, самоубийцы «не своим духом» ходят, а с помощью нечистой силы, которая руководит ими. Часто думают, что ходит не сам покойник, а черт, залезший в его кожу или принявший его облик.

После смерти черти влезали в тех колдунов великих. Как колдун умрет, так черт в его туловище влезает и его водит, а черта не видишь. И таких ходячих колдунов очень боялись (Новгородская губ., Зеленин 1995, 62).

Это поверье послужило основой многих рассказов о смерти колдуна: умирая, колдун попросил своих детей перед похоронами облить его тело крутым кипятком (или обрызгать святой водой). Один из сыновей, забравшись на печку, ночью видел, как черти сняли с умершего отца его кожу, тело выбросили, а сами забрались в эту кожу. Когда труп колдуна облили кипятком или святой водой, черти выскочили, оставив одну пустую кожу.

За душой самоубийцы черти прилетают в виде бури или вихря. Поэтому когда бывает сильный ветер или буря, говорят, что где-то недалеко произошло самоубийство. Считается, что человек не сам лишает себя жизни, а доводит его до самоубийства сатана. О самоубийцах говорят, что они находятся «у сатаны в коленях» или «в когтях», «душу дьяволу отдали»; их называют «детьми дьявола», «чертовой жертвой». Черти возят на самоубийцах и опойцах (это те, кто умер от пьянства) воду и вообще используют их в качестве лошадей.

Церковная ограда. Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Из коллекции фотографий И.Я. Билиьина. Начало XX в.

Одному кузнецу раз случилось попадыо подковать. Как-то ночью стучат к нему в окошко — подъехали на конях люди богатые, одеты хорошо: «Подкуй кобылу, кузнец». Пошел кузнец в кузню, подковал кобылу, только успел оглянуться — видит, это уже не кобыла, а попадья, недавно удавившаяся в этом селе. Тот, кто ее оседлал, оказался чертом, и другие, такие же черти, сидели кто на удавленниках, кто на пьяницах. Недели через две после этого случая кузнец умер (Рязанская губ., Зеленин 1995,55).

Похожие былички до сих пор рассказывают на Русском Севере:

Вот в кузнице ковал кузнец, и как-то вечером он запоздал. И приезжает к нему человек подковать лошадь. Он приготовил все: «Давай, — говорит, — сюда коней». Тот привел, а ноги-то у коней человечьи. Это, видно, черт приехал на утопленниках. Кузнец и прибежал домой без языка. Вот все говорят, что черт на утопленниках катается. Утонут да удавятся — самое плохое дело, на них черти воду возят (Новгородская обл., Черепанова 1996, 28).

После смерти заложные покойники сохраняют связь с местом своей смерти и своей могилы. Поэтому места, где произошло убийство или самоубийство, считаются в народе нечистыми и опасными. Там всегда присутствует дьявольская сила. В таких местах «чудится», «кажется», «видится». Человек, ступивший на такое место, может сбиться с дороги, тяжело заболеть и даже умереть. У скота, попавшего на такое место, может пропасть молоко.

Народ, следуя своей логике, упорно сохранял языческие способы захоронения «нечистых» покойников, не погребая их в земле. Уже в XIII веке древнерусский проповедник митрополит Серапион в своем «Слове о маловерии» обличает языческий обычаи выкапывать из земли удавленников и утопленников, чтобы избавиться от каких-то бедствий, вероятно засухи и голода: «Ныне видя Божий гнев, вы говорите: кто удавленника или утопленника похоронил, выкопайте его! О безумие злое! О маловерие! Этим ли Бога умолите, что утопшего или повесившегося выкопаете? Этим ли Божыо казнь хотите утишить?»

Церковь продолжала воевать с народными верованиями и в XVI веке, когда известный книжник Максим Грек вынужден был даже написать специальное разъяснение по этому поводу, называвшееся «Послание на безумное и богомерзкое заблуждение считающих, что вследствие погребения утонувшего и убитого бывают губительные для урожая земные стужи». Осуждая языческие суеверия, преподобный Максим Грек писал: «А мы, правоверные, какой ответ дадим в день судный, если тела утопленников или убитых не удостаиваем погребения, но на поле извлекши их, огораживаем кольями, а это беззаконно и богомерзко есть. А если случится весной студеным ветрам веять и наши посевы плохо всходят, то если знаем, где раньше был погребен утопленник или убитый, раскопаем окаянного и извержем его где-нибудь подальше, непогребенного кинем, по нашему великому безумию считая его виновником стужи».

Убеждение в необходимости погребать таких умерших в особых местах, отдельно от «родителей», было чрезвычайно сильно еще в начале XX века. Поэтому часто их хоронили на границах полей и перекрестках дорог, в лесу и других подобных местах. Особые способы погребения заложных покойников еще в XX веке сохраняли очень древние языческие черты: часто их хоронили в мокром месте, без гроба, повернув лицом в землю и в той одежде, в какой они были в момент смерти. На Русском Севере повесившихся даже не разрешали вносить в деревню, а хоронили под елью или между двумя елями. В других случаях хоронили на кладбище, но гроб зарывали в землю стоймя.

Часто полагали, что самоубийцу вообще не следует переносить на новое место для погребения, иначе он будет семь лет ходить на место своей гибели. Если же труп самоубийцы необходимо было перенести, то его переносили через перекресток, считая, что в этом случае самоубийца будет сбиваться с дороги и возвращаться назад.

Поминать самоубийц и упоминать их в заупокойной молитве считалось грехом, поскольку душа самоубийцы погибла навеки и такая молитва не только не умилостивит Бога, а, напротив, прогневает его. Самоубийц можно поминать раз в год, насыпая на перекрестках крупу для птиц или раздавая милостыню нищим поминальной едой — блинами, пирогами, крашеными яйцами.