04.04.2019

Если требуется остеклить деревянный переплет. Оконный переплет деревянных окон


|| Запас прочности: окна из металлических профилей || Оконный профиль по оборонной технологии - стеклопластик || Сочетание лучших качеств - комбинированные окна || О стеклах и стеклопакетах || Монтаж окна: профессиональный подход необходим || Окно для балкона: остекление балконов и лоджий || Герметичные евроокна

Для того чтобы застеклить окно, перед работой необходимо очистить фальцы переплетов, просушить и проолифить их (при битумных замазках наносить олифу не следует), если переплеты раньше не были окрашены. В обвязках и горбыльках выбирают четверти, называемые фальцами. В них устанавливают и крепят стекла (рис. 22).

Рис. 22. Как установить и укрепить стекло в оконном проеме :
1 - штапик; 2 - стекло; 3 - замазка в фальцах; 4 - фальцы; 5 - раскладки

Размеры фальцев по глубине и ширине бывают различными и зависят от площади устанавливаемого в них стекла. Фальцы всех элементов одного переплета должны находиться в одной плоскости. Нельзя устанавливать стыковые стекла, а также стекла с трещинами. Деревянные оконные переплеты можно остеклять на одинарной или двойной замазке, на раскладках с замазкой и на раскладках с эластичными прокладками. Остекление на одинарной замазке выполняется в основном только во временных помещениях и является самым простым, потому что не требует укладки в фальцы под стекло постели из замазки (рис. 23).


Рис. 23. Вставка стекла на одинарной замазке :
1 - зазор между стеклом и бруском переплета; 2 - стекло; 3 - замазка; 4 - шпилька

Однако из-за этого стекло ложится на фальцы неплотно и при креплении шпильками может лопнуть. Кроме того, в образовавшиеся зазоры между фальцем и стеклом проникает вода, в результате чего переплеты начинают гнить. При набухании, короблении переплетов, замерзании воды в зазорах между фальцами и стеклом - последнее может лопнуть. Крепление стекол шпильками, наложение замазки аналогично операциям, проводимым при вставке стекол на двойной замазке. Остекление на двойной замазке производят по слою ранее уложенной в фальцы переплета мягкой замазки, называемой постелью. При наложении постели слой замазки должен быть не менее 2-3 мм по всей длине фальца без разрыва. Разомните в руке ком замазки (лучше на основе льняного масла). Если замазка сильно затвердела, добавьте немного льняного масла. Формируя из нее полоску, вдавливайте ее в фальц рамы большим пальцем. Заполните все фальцы. Затем на постельную замазку укладывают стекло так, чтобы оно было расположено на одинаковом расстоянии со всех сторон фальца. Установленное в фальцы стекло должно перекрывать их не менее чем на 0,5 ширины (рис. 24).


Рис. 24. Укладка стекла в фальцы переплета

Между кромкой стекла и бортом фальца должен быть сохранен зазор не менее 2 мм. Уложенное стекло прижимают к фальцам до тех пор, пока не будут выдавлены излишки замазки и стекло плотно не ляжет на фальцы, на которых остался самый тонкий слой замазки (рис. 25). Затем стекло закрепляют шпильками (рис. 26).


Рис. 25. Прижатие стекла в постельной замазке


Рис. 26. Как закрепить стекло в деревянном переплете шпильками :
а - загиб проволочной шпильки; б - закрепление стекла проволочной шпилькой; в - правильное закрепление стекла шпильками; г - неправильное закрепление стекла шпильками (1 - шпильки, 2 - стекло)

Шпильки ставят на расстоянии 200-300 мм одну от другой. Забивают шпильки так, чтобы они были направлены точно по поверхности стекла, или так, чтобы их острие было направлено несколько вверх от стекла. В этих случаях стекло прижимают либо всей шпилькой, либо ее концом. Если шпильки забивают ниже стекла, то они будут слабо его удерживать и давить на кромку стекла, из-за чего оно может дать трещину или лопнуть. Проволочные шпильки забивают вручную или с помощью пистолета. После закрепления стекол фальцы обмазывают замазкой с помощью шприца или вручную и разравнивают ее с помощью обычного или специального ножа (рис. 27). Выдавленную постельную замазку срезают и заглаживают на прямой угол или на конус. Разрез бруса оконного переплета, остекленного на двойной замазке, показан на рис. 28.


Рис. 27. Срезание (а) и заглаживание (б) постельной замазки


Рис. 28. Стекло, вставленное на двойной замазке:
1 - постельная замазка, заглаженная под прямой угол; 2, 6 - стекло; 3, 5 - замазка; 4 - шпилька; 7 - постельная замазка, заглаженная на конус

Вставку стекол на штапиках можно производить насухо, без замазки, или с укладкой на постельную замазку, а также с установкой стекла и штапиков на замазке или со вставкой стекла на штапики с эластичными прокладками. Штапики - это рейки различной формы, которыми одновременно и прижимают стекло, и заполняют фальцы вместо замазки. При вставке насухо стекло просто укладывают и закрепляют штапиками. При вставке стекла только на постельной замазке (рис. 29) на нее укладывают стекло, плотно прижимают и закрепляют штапиками. Излишки выдавленной замазки срезают и заглаживают.


Рис. 29. Вставка стекла и укладка штапиков по замазке :
1 - замазка; 2 - стекло; 3 - штапик; 4 - шуруп

При вставке стекла и штапиков на замазке стекло укладывают на постельную замазку и прижимают к фальцам. Штапик с одной или двух сторон обмазывают замазкой, укладывают на место и закрепляют шурупами. Излишки выдавленной замазки срезают и заглаживают. При вставке стекла на штапиках с эластичными прокладками (рис. 30) последние чаще всего бывают в виде буквы П, но иногда используются и резиновые трубки. Прокладки надевают на стекло, а для загиба по углам стекла в прокладках вырезают треугольник, но так, чтобы местами среза они вплотную примыкали друг к другу (рис. 30, в). Стыковать прокладки следует вверху или с боковых сторон стекла (рис. 30 г, д). Чтобы они не расходились, их склеивают. Места стыка можно скрепить тонкими скобками (рис. 30 г, 1). Лучше всего прокладки наклеивать на стекло. Размеры стекла с надетыми прокладками должны быть такими, чтобы между прокладками и фальцами был зазор по всем сторонам 3 мм. Затем приставляют штапик (рис. 30, ж, 5) и прикрепляют к бруску переплета шурупами (рис. 30, ж, 6) или гвоздями. Прокладки должны быть на одном уровне с кромками бруска или штапика, или ниже их на 1 мм. Выступающую прокладку срезают стамеской или ножом (рис. 30, е).


Рис. 30. Вставка стекла на эластичных прокладках :
а - прямоугольная; б - трубчатая; в - вырезы в прокладке для сопряжения в углах; г - крепление стыков прокладок; д - положение стыка на стекле; е - срезание излишков выступающей прокладки; ж - вставленное стекло на прокладке; 1 - скоба; 2 - стыки; 3 - стекло; 4 - прокладка; 5 - штапик; 6 - шуруп

Во временных жилищных и хозяйственных помещениях (но только в них) стекло может быть составным, но при этом должно состоять не более чем из двух кусков. Стекла стыкуют как по вертикали, так и по горизонтали: последнему способу отдают предпочтение (рис. 31). Обычно его ставят внахлестку, ширина которой должна быть до 20 мм.


Рис. 31. Способы вставки составного стекла :
а - впритык; б - внахлестку; в - детали стыка; 1 - нижнее стекло; 2 - шпильки под верхнее стекло; 3 - шпилька, прижимающая верхнее стекло; 4 - верхнее стекло; 5 - слой постельной замазки под верхнее стекло; 6 - замазка на стыках стекла; 7 - скобка

Сначала ставят нижнее стекло. Чтобы верхнее стекло (4) прочно держалось и не опускалось вниз, его зацепляют не менее чем двумя скобками (7) и с двух сторон промазывают замазкой (6). При остеклении переплетов большой ширины ставят не две, а три или четыре скобки. Скобки загибают таким образом, чтобы они не выходили из-за нахлестки стекла. Вместо скобок под верхнее стекло можно забить шпильки (2) на расстоянии 20 мм от края и прижать их шпильками (3) к фальцам, чтобы стекло не могло отойти от них. Скобки изготовляют из жести или кровельной стали, нарезая для этой цели полоски шириной 10-15 мм.

Иногда стекла стыкуют впритык. Это выглядит более красиво, так как шов почти незаметен, если стекла точно нарезаны, то продувание между ними незначительное. При соединении встык следует применять стекла одинаковой толщины, чтобы их края были заподлицо. Это предохраняет руки от порезов во время протирания. Чтобы полностью исключить продуваемость, на кромку одного стекла следует наложить замазку и вплотную сжать стекла при постановке. Излишки выдавленной замазки срезают, а шов протирают, чтобы кромки стекла были чистыми. В этом случае остается хорошо заметный шов. Он будет менее заметен, если вместо замазки применять густотертые белила.

При вставке внахлестку остается более заметный шов от наложения кромок друг на друга, но продуваемость значительно уменьшается. Чтобы кромки стекла более плотно прилегали одна к другой, перед вставкой второй половины или верхнего стекла на фальцы следует положить замазку. Вставляя стекло, его надо так прижать, чтобы кромка плотно прилегла к первому (нижнему) стеклу (1). Составное стекло следует крепить чаще, чем целое. Под кромку верхнего стекла надо обязательно вбить гвозди или шпильки с двух сторон. После закрепления стекла шпильками и обмазки фальцев замазкой или постановки штапиков, стыки обмазывают, замазку разравнивают и заглаживают. Чтобы штапики лучше придерживали верхнее стекло, в них делают небольшой вырез по его толщине. Если под стекло подложить тонкие рейки, можно поставить штапики без выреза.

При перемазке фальцев замазкой прежде всего нужно удалить слабо держащуюся замазку, а затем забить несколько шпилек. Влажные фальцы затем просушивают, олифят или закрашивают и только затем на фальцы вновь накладывают замазку. Наружные переплеты часто увлажняются, что приводит к разрушению не только замазки, но и самих переплетов. Рекомендуется вынуть стекла, расчистить фальцы, хорошо просушить их, полностью проолифить или закрасить, затем просушить краску и только после этого вставлять стекла на двойной замазке с тщательным заглаживанием выдавленной постельной замазки, а после ее высыхания закрасить переплеты с внутренней стороны помещения. Это обеспечит более длительный срок службы наложенной замазки.

При ремонте стекол, закрепленных штапиками, прежде всего вынимают гвозди, которыми штапики прибиты к фальцам переплета. Для этого между штапиком и фальцем вставляют стамеску и слегка нажимают на нее, чтобы приподнять штапик. Затем стамеску вынимают, и штапик обычно садится на место, но шляпки гвоздей остаются приподнятыми, слегка выступая над штапиком, и их легко вынуть клещами. Штапик после этого снимают. Если штапик заправлен шурупами и многократно закрашен, то прежде всего надо расчистить шлицы - пропилы в шляпках шурупов. Это делают шилом или другим острым предметом. В расчищенные шлицы вставляют отвертку и вывертывают шурупы либо полностью, либо не до конца, оставляя их в штапиках. Штапики снимают осторожно, чтобы не расколоть стекло, так как возможно, что в таком переплете придется только перемазать замазку. Если стекла целые, а штапики сгнили, их заменяют, ставя новые. Штапики нарезают по размеру, срезают их концы на «ус», олифят и красят 1-2 раза. Старую замазку удаляют со стекла, штапики промазывают новой замазкой, ставят на место и закрепляют гвоздями или шурупами. В случае, если штапики крепят к фальцам без обмазки, нижний штапик все же следует поставить на замазке, так как на него всегда стекает вода.

Оконные переплеты изготовляют из древесины сосны, лиственницы, ели, кедра, а иногда и пихты. Переплеты могут быть глухие (не открывающиеся) и створные (открывающиеся).

Окна, открывающиеся внутрь, имеют то преимущество, что их удобно открывать и закрывать, промывать и остеклять, створки при открывании не подвергаются действию ветра и осадков, а в первом этаже они не мешают движению людей снаружи дома.

Площадь оконного переплета зависит от потребной световой площади. Световая площадь оконных переплетов зависит от размера оконного проема и от площади пола, а также от географического положения здания в данной местности. Световую площадь определяют делением площади оконного проема на площадь пола. Площадь окон должна составлять от 1/8 до 1/5 площади пола. Так, для комнаты площадью 16 м2 площадь окон должна быть от 2 до 3,2 м2.

Высота и ширина оконных переплетов зависят от архитектуры здания, необходимого светового потока, а также от высоты помещения.

В жилых зданиях переплеты делают высотой от 1,075 до 2,275 м, а шириной от 1 до 1,6 м. Оконный проем устанавливают не ниже 0,7 и не выше 1 м от пола.

Форточки обычно устанавливают в верхней части створки и делают пропорционально размеру переплета: по ширине в пределах 400- 500 мм, по высоте 300-500 мм. Навешивают форточку на правой стороне переплета. Для лучшей циркуляции воздуха форточки следует устанавливать на уровне 1,6 - 1,8 м от уровня пола.

Различают оконные переплеты с фрамугой и без фрамуги. Фрамуги могут быть глухие и открывающиеся для вентиляции помещения. Горизонтальный брусок, расположенный между вертикальными брусками коробки и отделяющий фрамугу от створок, называется импостом. Импост может иметь и вертикальное положение, если он отделяет одну створку от другой. В последнем случае импост соединяет горизонтальные бруски коробок.

По количеству створок переплеты разделяются на двух- и трехстворчатые.
Двухстворчатые оконные переплеты состоят из двух открывающихся створок и фрамуги; трехстворчатые - из одной створки глухой и двух открывающихся.

Рис. 1. Типы оконных переплетов

Каждую часть оконного переплета собирают из верхней, нижней и боковых обвязок и легких поперечных горбыльков.

Горбылек служит для уменьшения размеров вставляемых стекол и дает возможность применять более тонкое и дешевое стекло при остеклении переплета.

В больших створках и фрамугах для увеличения жесткости часть горбыльков заменяют средниками, делая их такого же сечения, как бруски обвязки. Для проветривания помещения в створках делают форточки, представляющие собой небольшие рамки, вставляемые в переплет между обвязкой и горбыльками или средниками. Форма обвязки, горбыльков и средников стандартизована. Все бруски сначала обрабатывают по профилю, затем их распиливают на отрезки требуемой длины, а концы обрабатывают для шиповых соединений.

В целях предохранения наружных стен и коробок от попадания влаги к нижней части наружного оконного переплета и форточки крепится отлив, с помощью которого влага отводится на наружный слив оконного проема. В нижней части отлива выбирают канавки (слезник, или капельник) для отвода стекающей воды.

В коробках для обычных переплетов четверти отбирают глубиной на 1-2 мм больше толщины переплета. В коробках для переплетов с наплавом четверти делаются меньше толщины переплета. При этом в боковом бруске обвязки переплета также отбирают четверть; поэтому переплет «накрывает» на 10-12 мм крайнюю кромку коробки, образуя так называемый наплав. Угловые соединения оконных переплетов на клею делают на два шипа, а горбыльков с обвязками и форточных брусков - на один шип. Угловые соединения оконных переплетов дополнительно укрепляют нагелями на клею, по одному на сопряжение. Наружные створки высотой более 1,8 м и шириной более 0,7 м дополнительно укрепляют на шурупах металлическими угольниками, которые ставят со стороны межстекольного пространства.

Средние бруски обвязки по ширине должны быть на 4 мм меньше боковых брусков, что дает возможность уменьшить ширину среднего притвора, благодаря чему получаются удобные общие размеры притвора, улучшающие освещение помещения. При ширине наружных створок до 0,7 м и высоте до 1,2 м размеры боковых брусков обвязки по сечению должны быть 44 65 мм, а при ширине от 0,7 до 0,8 м и высоте от 1,2 до 1,8 м - 54 65 мм.

Ширина и высота наружных переплетов, открывающихся внутрь, должна быть на 50 мм меньше внутренних. Это необходимо для того, чтобы наружные створки при открывании могли пройти в пределах внутренней коробки. Эта разница в размерах называется рассветом.

Переплеты для более плотного закрывания окна и уменьшения продуваемости делают с напуском на брусок коробки, т.е. с наплавом.

Для переплетов с наплавом разница в размерах по ширине равна 100 мм, а по высоте - 75 мм.
Обычные притворы при сечении средних вертикальных брусков обвязки, равном 54- 61 мм, делают шириной 110 мм, а притворы со средником в окнах с обычными переплетами - шириной 140 мм и в переплетах с наплавом - шириной 150 мм. Горбыльки делают по толщине равными брускам обвязки или на 3- 6 мм тоньше. Минимальная ширина горбыльков при изготовлении переплетов из сосны должна быть 25 мм. В больших окнах горбыльки могут быть более 30 мм.

Притворные бруски (нащельники) обычно делают накладными шириной 30 мм и толщиной 12 мм. Такие размеры дают прочное крепление нащельника и обеспечивают удобное расположение приборов.

Для обычных форточек бруски могут быть толщиной 34 и 44 мм, шириной 44 мм, а для фор-точек с наплавом - шириной 51 мм.

Чтобы створки плотно прикрывались и легко открывались, в наружных кромках боковых и средних створок делают скосы. То же делают и в кромках форточных брусков.
Для лучшего отвода влаги от стекла профиль брусков обвязки и горбыльков следует начинать от стекла с уклоном 1:10.

Притворные бруски нащельника бывают накладными или цельными с обвязкой. Следует применять накладные нащельники, так как это дает возможность лучше использовать пиломатериалы и зачищать обвязки на шлифовальных станках. Нащельники ставят на клею и укрепляют шурупами или металлическими шпильками.

Одна из самых главных функций дома – это сохранение тепла. Иногда, это невозможно сделать, так как могут возникнуть сквозняки. Они чаще всего исходят от оконных проемов. Именно оконные или, как их еще по-другому называют, столярные переплеты выполняют роль регуляторов тепла в помещении. Но как ни крути, частично тепло все равно уходит.

Что такое оконный переплет

Оконный переплет – это конструкция, состоящая из рам и заключенная в один оконный блок. Конструкция выполняется из соединенных между собой деревянных перекладин, расположенных горизонтально, а также вертикально. Представляет собой открывающиеся или неоткрывающиеся створки.

Основные функции оконных конструкций:

  1. Обеспечивают поступление дневного света.
  2. Позволяет осуществлять проветривание помещений.
  3. Добавляют прочности окну.
  4. Создают эстетичный внешний вид как внутри дома, так и снаружи.

Сложная конструкция окна состоит из трех частей:

  1. Неподвижная. По-другому – это рама. Она жестко фиксируется к проему в стене строения. Выделяют рамные коробы для зимнего (внутренний короб) и летнего (внешний короб) периода, а также общего назначения.
  2. Подвижная. Здесь речь идет о створках. Они могут открываться внутрь, во внешнюю среду, а также вверх или вниз. Створки могут быть оснащены форточками, фрамугами. Створки представляют собой брусчатую обвязку с остеклением.
  3. Подоконник. Является элементом, который закрывает стык переплета и проема, также выполняет эстетичную функцию.

Виды и размеры

Оконные конструкции могут делиться в зависимости от разных критериев. Например, выделяют глухие, а также створчатые обвязки. Глухие конструкции не позволяют проветривать помещение, а вот створчатые могут обеспечить доступ свежего воздуха. Последние, если они открываются внутрь или и в ту, и другую стороны, имеют преимущества:

  1. Их удобнее мыть.
  2. Замена стекол тоже намного упрощается, так как работы можно провести внутри помещения.
  3. Открытые створки, если они расположены на первом этаже, не мешают движению мимо проходящих людей.

Створчатые деревянные обвязки могут иметь одну, две или три створки. Трехстворчатые обвязки представляют собой конструкцию, выполненную из одной глухой створки (то есть она не открывается) и двух открывающихся.

Кроме глухих и створчатых оконных обвязок, можно выделить комбинированный вид. Он заключает особенности вертикальных и горизонтальных распашных окон. Первые открываются в обе стороны, а вторые – только внутрь.

По типу конструкции обвязки для рамы делятся на:


  1. Одинарные;
  2. Имеющие двойное стекло;
  3. Сдвоенные;
  4. Парные;
  5. С раздельными сдвоенными переплетами.

Одинарные окна предназначены для помещений, где особо не нужно удерживать тепло. Их предназначение объясняется способом изготовления. Деревянная обвязка оснащается двойным стеклом. Например, такие упрощенные конструкции можно применять на веранде или летней кухне.

Двойные переплеты отличаются от одинарных тем, что имеют два стекла. Это позволяет немного повысить теплоизоляционные свойства дома. Других преимуществ у двойных окон больше нет. Сдвоенный тип окна состоит из парных переплетов. В целом образуется сложная конструкция, для которой предусматривается форточка.

Парные окна немного отличаются от одинарных . Они имеют еще одну створку, которая дополнительно монтируется к одной из верхних створок. Окна с раздельными сдвоенными обвязками совмещают в себе внешние и внутренние створки, которые монтируются посредством одной рамы.

Размеры оконных обвязок будут определяться в зависимости от:

  1. Площади комнаты или помещения, которые нужно освещать.
  2. Расположения дома по отношению к сторонам света. На южной стороне, как правило, будет больше солнца.
  3. Архитектуры здания или типа дома.
  4. Высоты потолка.

Чтобы определить необходимую площадь для освещения, нужно разделить площадь оконного проема на площадь пола.

Площадь окон должна быть не меньше одной пятой от площади пола. Например, комната 20 м 2 , окна должны быть размером около 3 м 2 .

Стандартные размеры оконного переплета для жилого дома: высота чуть более двух метров, ширина чуть больше полутора метров (учитывается количество створок), а высота над полом – не больше одного метра. Если планируются форточки, то их делают на высоте от пола примерно 1,8 метра. Форточка монтируется в правую часть переплета.

Материал


Лучшим материалом для оконных переплетов считается древесина. Она обладает несколькими очень важными качествами такими, как:

  1. Натуральный материал;
  2. Очень прочная;
  3. Древесина держит тепло за счет воздуха в своей структуре.
  4. Красивый внешний вид.

Для изготовления применяют такие породы деревьев, как сосна, лиственница, дуб, кедр, пихта. Из них можно назвать наиболее прочные, это – дуб, лиственница. Но по другим показателям они проигрывают, например, плохо держат тепло. Этот факт объясняется слишком плотной структурой дерева. Наиболее распространенные породы древесины для изготовления переплетов, это сосна, дуб. Преимущество сосны в том, что она имеет низкую стоимость, а дуб – долговечный и надежный материал.

Как выбрать оконный переплет

Оконная обвязка должна выбираться исходя из многих критериев. Вот наиболее важные из них:

  1. Окно выбирается в зависимости от климата, который характерен для данной местности. А если быть точнее, то выбирается тот или иной переплет конкретной породы древесины.
  2. Также нужно учитывать архитектуру строения.
  3. Оконная конструкция выбирается в зависимости предназначения. Как отмечалось выше, есть со створками и без.
  4. Также принимаются во внимание характеристики прочности.

Если в помещении окна небольшие, то целесообразнее выбрать створки во всю высоту окна. Для высоких проемов монтирование створок во всю длину не подойдет. Причина – слишком тяжелая конструкция получается. Будут нужны дополнительные крепежные элементы. Помимо этого, такие створки неудобно мыть, менять и так далее.

Чтобы решить проблему с высоким окном, к нему добавляют фрамугу. За счет нее конструкция усложняется в своем исполнении, но фрамуга помогает «укоротить» створчатую часть. Если фрамуга открывается, то между ней и створкой делается средник – горизонтальный деревянный брусковатый элемент.

Раздельный оконный переплет

Конструкции с раздельными переплетами делаются их двух рам. Они соединяются облицовкой. Иногда вторую внутреннюю раму заменяют складчатой.

К переплетам предъявляются большие требования , ведь, как указывалось выше, они должны по максимуму сохранять комнатное тепло. Для этого их притворам необходимо очень плотно прилегать друг к другу. Также деревянные детали должны быть надежно зафиксированы в пазах шипов.

Фальцы переплетов фиксируют в одной плоскости. Благодаря этому, стекло лучше прилегает к ним и к раме в целом.

Оконные блоки со спаренными переплетами

Парная конструкция, по сути то же, что и одинарная, но есть небольшое отличие. Верхняя часть створок имеет дополнительную створку. В зависимости от того, как она крепится снаружи или внутри, происходит теплообмен помещения с окружающей средой.

Если створка смонтирована снаружи, то согретый воздух из помещения будет проникать между стеклами. Будет наблюдаться запотевание стекла. Если же створка делается внутри помещения, то, наоборот, более холодные слои воздуха будут заполнять пространство между стеклами.

Также есть окна, которые имеют спаренные обвязки. Как отмечалось выше, здесь может быть сделана форточка или фрамуга.

Ориентировочная стоимость

Оконные переплеты имеют разную цену. Она зависит от производителя, используемого для производства материала, сервиса и так далее. Например, если ориентироваться на материал, то сосна – наиболее дешевый вид сырья. Получается, примерная цена за одностворчатое окно равна 15 000 рублей. Окна из лиственницы идут уже дороже, порядка 16000 рублей. Цена за окно из дуба превышает 20000 рублей.

Таким образом, оконные конструкции на строительном рынке представлены в большом многообразии, начиная от самых простых и заканчивая комбинированными. При выборе стоит обращать внимание на остекление. Оно должно быть особенно качественным, чтобы окно в процессе эксплуатации не запотевало, не промерзало, а рама – не гнила. Это касается деревянных переплетов. Если речь идет, к примеру, о металлических, то их покрывают специальным раствором от ржавчины.

Важным элементом каждого дома является окно. Оно состоит из подоконника, оконного переплета со стеклом, рамы. Каждый с этих элементов выполняет определенные функции. Оконный переплет определяет как внешний вид окна, так и его качества.

Что это такое

Оконный переплет – конструкция с вертикальными и горизонтальными элементами оконного блока, которые соединены в одно целое.

Функции оконного переплета:

  1. С его помощью в помещение проникает свет.
  2. Декоративный элемент на фасаде здания.
  3. Позволяет открывать определенную часть окна для проветривания.
  4. Придает стеклу дополнительную прочность.
  5. Определяет климатические условия внутри помещений.
  6. Исполняет роль теплоизоляции.
  7. Изолирует здание от уличного шума.

Составные части конструкции:

  1. Коробка – часть, которая соединяет все элементы.
  2. Бруски обвязки – служат для разделения стекла на несколько элементов.
  3. Створки – часть, которая может двигаться.
  4. Горбылек – уменьшает размеры стекол, дает возможность использовать более тонкое стекло.
  5. Форточка – небольшая часть, которая дает возможность проводить проветривание помещений.
  6. Фрамуга – чаще всего верхняя глухая часть окна.
  7. Импост – неподвижный элемент, который делит окно на створки, обеспечивает жесткость переплета. Когда открыть створку остается вертикальная планка, которая и называется импостом.
  8. Средник – перемычка между фрамугой и створкой.
  9. Фурнитура – это различные механизмы и устройства при помощи которых можно открыть окно, .
  10. Штапик – закрепляет стекло в створке.
  11. Уплотняющие прокладки – для лучшего прилегания створки, улучшения звуко- и теплоизоляции.
  12. Декоративные накладки – могут имитировать переплет.

Размеры


Определения размеров остекления фасада происходит исходя из принципов:

  1. Общая площадь окон должна быть от 1/8 до 1/5 от всей жилой площади дома.
  2. Чтоб рассчитать оптимальные размеры проема, нужно поделить площадь остекления фасада на необходимое количество окон.
  3. Лучше всего проектировать проемы соответственно с принятыми стандартами.
  4. Если по каким-то причинам стандартные размеры проемов вам не подходят, можно установить окна под свои потребности или вкусы по индивидуальному заказу.
  5. Самым выгодным решением будут высокие окна, что обеспечит максимальное освещение помещений.
  6. Нижняя часть проема должна быть как минимум на 0,8-0,9 м выше от пола, чтоб была возможность установить отопительные приборы.
  7. Высшая точка оконного блока должна быть на расстоянии 0,2-0,3 м от потолка, чтоб можно было установить карниз.
  8. Для всего здания будет лучше выбрать оконные переплеты одного стиля приблизительно одинакового размера.
  9. Рекомендуемая ширина оконного блока от 0,5 до 2,5 м, а ширина одной створки – не больше 0,7 м.
  10. Форточку лучше всего разместить в верхней части оконного переплета на высоте от пола 1,7-1,8 м.
  11. Размеры форточки зависят от общей площади окна. Рекомендуется делать форточку с размерами по ширине и высоте не больше 0,5 м и не меньше 0,3 м.

Разновидности оконных переплетов

По типу открытия окна различают:

  1. Створчатые – части окна открываются, что позволяет легко проветрить помещение, а также без проблем вымыть окно. Створки могут открываться внутрь помещения, в сторону улицы. Плюсом такой конструкции является то, что в большинстве случаев она оборудованы форточкой. Также створчатые части разделяют зависимо от способа открытия:
    • Поворотные (распашные) – движутся относительно вертикальной оси.
    • Подвесные – открываются в направлении снизу вверх.
    • Откидные – движутся относительно нижней горизонтальной части обвязки.
    • Поворотные – движения проходит вокруг средней горизонтальной или вертикальной оси окна.
    • Поворотно-откидные – поворачиваются относительно вертикальной оси и нижней горизонтальной части.
  2. Глухие – они не открываются. Предназначаются для подсобных или других помещений, где не нужно проводить проветривание.
  3. Подъемные – движение створки происходит в одной плоскости. Такая конструкция очень удобна, потому что при открывании створки не нужно дополнительного пространства как внутри, так и снаружи здания. Они отлично подойдут для классического стиля интерьера.
  4. Комбинированные – включают створки с разным видом открытия: створки движутся в разные стороны или сочетаются глухие части с подвижными.

В зависимости от конструкции оконного переплета выделяют:

  1. Одинарные – самый простая обвязка с одним стеклом. Не обладает большими теплоизоляционными свойствами, поэтому чаще всего используются для веранд, других помещений с низкими требованиями к теплоизоляции.
  2. Двойные – конструкция состоит из двух стекол. Теплоизоляционные свойства двойной обвязки повышены.
  3. Сдвоенные – состоит из парных переплетов.
  4. Парные – имеется дополнительная створка, которая крепится к одной из подвижных частей конструкции.
  5. Раздельные сдвоенные обвязки – в одной раме размещены две независимых одна от другой створки, которые могут двигаться как в одном направлении, так и в разных.

В зависимости от материалов, которые использовались для изготовления блока, разделяют переплеты из:

  1. Дерева (сосна, дуб, лиственница, кедр). Это надежный, прочный материал, который обладает высокими изоляционными свойствами. Для увеличения срока эксплуатации древесину нужно обязательно покрыть антисептическим раствором.
  2. Алюминия. Профили с алюминия могут быть различных размеров, конфигураций. Для увеличения стойкости алюминия к негативным воздействиям окружающей среды его подвергают электрохимической обработке.
  3. Стали. Этот материал часто используется для окон, которые размещаются в промышленных предприятиях.
  4. Поливинилхлорида (ПВХ). Это многокамерные профили. Количество камер определяется тепло- и звукоизоляционными свойствами, которыми должно обладать окно. Для укрепления блока используются вкладыши с оцинкованной стали. Их размещают в полости камеры. Профили ПВХ могут быть округлой формы с радиусом закругления не меньше 350 мм.
  5. Стеклопластика. Изготовляется из стекловолокна, синтетических смол. Рамы из стеклопластика обладают прочностью, износостойкостью, красивым внешним видом.

Сборка оконных переплетов

Сборка деревянных оконных блоков проводится в несколько этапов:

  1. Соединение горбыльков со средниками.
  2. Крепление их к продольному бруску.
  3. К шипам присоединяется другой брусок.
  4. Таким образом, собирается весь оконный блок.
  5. Все детали конструкции соединяются при помощи клея.
  6. Проверяются все составляющие элементы готового переплета на параллельность и перпендикулярность.
  7. Переплет в углах закрепляется при помощи .
  8. Когда клей высохнет и конструкция будет иметь достаточную прочность, удаляются все выступающие элементы при помощи специальной стамески.
  9. Дальше зажимаются створки при помощи винта верстака.
  10. Тщательно зашкуривается поверхность переплета при помощи шлифовальной бумаги.
  11. Устанавливается готовая конструкция в оконную раму.


Окраска

Чтоб получить качественную поверхность после окраски, придерживайтесь нескольких правил:

  1. Нужно окрашивать как новые переплеты, так и периодически те, которые уже красились. Это позволит не допустить разрушение материала от пагубного воздействия окружающей среды. Также придаст готовому изделию эстетичный вид.
  2. Если на поверхности есть старая краска, ее нужно обязательно снять. Для этого используйте строительный фен, шпатели и шлифовальную бумагу.
  3. Чтобы при окрашивании краска не попала на стекло, проклейте на него по краям брусков малярный скотч.
  4. Для придания оконному переплету красивого и насыщенного цвета краску нужно наносить два раза с промежутком в 2-3 дня.
  5. Проводите окраску в теплое время года. Также рекомендуется снимать створки с окна перед малярными работами.
  6. Все работы проводите, используя флейцевую кисть.
  7. После окрашивания оставьте окна открытыми на 2-3 дня, чтоб краска хорошо высохла.

Окраска оконной перевязки: пошаговая инструкция:

  1. Если на раме есть какие-то ямки, зашпаклюйте их специальной смесью для дерева.
  2. Все неровности удалите шлифовальной бумагой.
  3. Тщательно очистите поверхность влажной тряпочкой от пыли и грязи.
  4. При необходимости обработайте древесину антисептическими растворами.
  5. Первый слой краски растушевывайте поперек волокон.
  6. Для лучшего перекрашивания углов проведите кисть с краской под углом, а потом равномерно распределите ее по всей поверхности.
  7. Старайтесь наносить краску равномерным слоем.


Понятно, что на сегодня существует много разных видов оконных переплетов. При их помощи можно воплотить в реальность любое, даже самое смелое желание относительно внешнего вида вашего дома. Фасад здания станет уникальным и оригинальным.

  1. Чтоб влага с улицы не попадала в помещение, на внешнюю раму окна снизу и на форточку прикрепляют с канавками для отвода лишней воды.
  2. При установке той или иной конструкции оконной обвязки, или при выборе количества стекол учитывайте климатические условия, в которых вы живете. Чем суровей климат, тем больше требования к теплоизоляционным свойствам конструкции окна.
  3. Для уменьшения потерь тепла можно использовать обвязки с тройным остеклением.
  4. Оконные блоки должны соответствовать государственным стандартам ГОСТ и ТУ предприятий, на которых они изготовляются.
  5. При изготовлении переплетов из дерева нужно использовать только сухую древесину с влажностью не больше 15%.
  6. Блоки из алюминия можно покрывать красками, которые содержат акриловые или полиуретановые смолы.
Как самим переплести книгу (твердый переплет).

Зачем самим переплетать книги? Ну, например, вы написали роман или сборник стихов и хотите подарить их друзьям, но на типографию у вас нет денег. Или скачали с интернета любимую книгу и хотите иметь ее не только в электронном виде, но и в обычном бумажном.

Я столкнулась с проблемой твердого переплета, когда подготовила к печати краеведческий сборник И.М. Ульянова (двухтомник) и хотела напечатать его в типографии за свой счет небольшим тиражом - не более 50 экземпляров. Сборник имел большое количество цветных картинок, и оказалось, что стоить это будет неоправданно дорого. Тогда я решила печатать его сама - дома, на собственном лазерном принтере. Себестоимость печати оказалась вполне приемлемой и я успешно распечатала первые несколько экземпляров, намереваясь отдать их в переплет в профессиональную переплетную мастерскую. Переплет я хотела непременно твердый, обязательно с суперобложкой, чтобы книга выглядела красиво. Оказалось, однако, что стоимость твердого переплета превышает себестоимость печати, и тут мне пришлось задуматься. Все вместе (печать + переплет) получалось слишком дорого…

Выход был один - переплетать самой. Выслушав советы мужа, в детстве имевшего набор «Юный переплетчик», и найдя пару статей в интернете (оказавшихся, как показал опыт, не слишком хорошими), я принялась за дело. Первый блин оказался комом (в найденных статьях не были отражены некоторые существенные детали), но второй получился вполне прочным и красивым, по крайней мере я была вполне довольна результатом.

Книги, которые вы можете сделать сами.

Конечно, добиться типографского качества в домашних условиях невозможно (самая большая проблема - с обрезкой краев), но если книга вам нужна не на продажу, а в качестве подарочного варианта (как это было в моем случае) или для домашнего использования, то вполне подходит. К тому же «подарочность» ее можно подчеркнуть, поиграв с цветом обложки и ее оформлением - простора для фантазии здесь много.


Необходимые инструменты:

1. Две доски

2. Две струбцины

3. Пилка для металла

4. Кисточка для клея

5. Ножницы

6. Нож для бумаги

Необходимые материалы:

Клей ПВА.

Толстые белые нитки или не слишком толстая белая веревка.

Материал типа марли, но более жесткий. Его можно купить в магазине «Ткани» - подобный материал используют для укрепления бортов пиджаков, и т.п. Марля тоже годится, но ее трудно ровно резать.

Картон (любого цвета) - для жесткой обложки. Картон должен быть очень плотный и почти негнущийся. Если такой картон трудно купить, можно использовать обычный, но тогда надо склеивать его в два-три слоя.

Цветная бумага (для оклеивания обложки). Бумага подойдет любая. Самая лучшая - не слишком тонкая и не слишком толстая, скажем, что-то среднее между ватманом и оберточной бумагой (по плотности).

Матерчатый валик для корешка. Это - наиболее проблематичный (в плане покупки) элемент. Посмотрите на корешок любой покупной книги в твердом переплете, и вы увидите, что именно нужно. Купить его, однако, сложно. Сначала, за неимением валика, я использовала просто тесьму с похожей канвой из магазина «Ткани». Потом мне удалось купить то, что нужно, в специализированном магазине, но найти его было не так-то просто. Деталь эта - чисто декоративная, закрывающая собой то, что остается внутри корешка, так что в принципе можно обойтись и без нее.


Корешок с валиком; полоски с валиком, купленные в специализированном магазине.

Перед началом работы внимательно посмотрите, как сделана любая магазинная книжка в твердом переплете, постарайтесь заглянуть внутрь корешка, чтобы иметь представление о том, как ваша книга должна выглядеть в результате. Первый раз советую попробовать на «отходах», чтобы не жалко было выбрасывать. Второй экземпляр можно делать уже набело.

Этап № 1

Итак, вы имеете толстую стопку отпечатанных страниц. Формат их может быть любой (в моем случае - А5). Теперь нужно как можно ровнее выровнять край. Выравнивать можно, постукивая разными сторонами стопки о ровный стол, следя, чтобы никакая страница не выторчевывала. Особенно нужно следить за левым и верхним краями - тем, где будет корешок, и тем, который будет виден, когда книга стоит на полке. Два других края не так важны.

Когда края стали достаточно ровными, очень аккуратно (чтобы не сбить их) кладете стопку на стол или на доску (чтобы не пачкать стол клеем), корешком к себе, так, чтобы край стопки чуть-чуть торчал за пределы стола (тогда его удобнее мазать). Сверху очень осторожно (опять-таки чтобы не сбить края) кладете какой-нибудь временный груз, скажем, книгу. Потом густо мажете клеем ПВА корешок и даете слегка подсохнуть (2-3 минуты достаточно).


Можно, конечно, печатать книгу из «тетрадок», как делается в типографиях - большинство принтеров это позволяет. Но тогда возникнут две проблемы.

Нужно будет сшить каждую тетрадку вручную, что займет время, особенно, если книга толстая и в каждой, скажем, по 20 тетрадок (в одной тетрадке обычно 16 листов).

Будет необходимо обрезать края, т.к. в тетрадках они никогда не будут ровными. Мой опыт показал, что ровно обрезать край в домашних условиях практически невозможно, поэтому я остановилась на печати отдельными листами - края тогда выглядят значительно лучше. Переплет получается достаточно прочным, не «ломается», и практически не «съедает» левого поля (так что при печати левое и правое поля можно оставлять одинаковыми).

Когда клей слегка подсох и двигать пачку уже не так страшно, снимаете временный груз и осторожно сдвигаете будущую книгу чуть дальше от края стола или доски, чтобы корешок больше не свисал. Сверху кладете вторую доску (так чтобы корешок не торчал, а был прижат сверху), плотно зажимаете все двумя струбцинами и оставляете на несколько часов сохнуть. (Считается, что полностью клей ПВА высыхает за 12 часов, но на данном этапе достаточно будет 3-4-х часов). Эта первоначальная склейка необходима для того, чтобы легче было пилить - чтобы пачка листов прочнее держалась вместе и не сдвинулась бы.

Этап № 2.

Снимаете струбцины и опять сдвигаете пачку и доски на край стола, так чтобы доски выступали за край стола сантиметра на 3 (чтобы ненароком не распилить стол), а край бумажной стопки выторчевывал за край досок на 2 миллиметра. Зажимаете все струбцинами. Размечаете карандашом торчащий край на ровные интервалы (я делаю их 2 см). В местах разметки пилкой для металла делаете пропилы глубиной 1 мм. Следите, чтобы пропилы были ровные и строго перпендикулярны корешку.


Теперь нужен будет клей, кисточка и веревка. Веревка вставляется в пропилы, толщина ее должны быть такой, чтобы она входила в пропилы довольно плотно. Если вы пользуетесь нитками, их надо перекрутить в 5-6 раз. Веревку, если слишком толстая, можно расплести на части. Пропилы и веревка нужны для укрепления корешка - они держат его достаточно прочно и корешок не «переламывается», как это часто происходит в клееных магазинных книгах. Без этого ваша книга может просто развалиться.

На этом этапе нужно иметь наготове заранее раскроенную марлю и валики. Марлю кроите так: длина должна быть на 1 см меньше, чем длина вашего корешка. Ширина равна ширине корешка + 2 см по обоим краям. Если, скажем, ваш корешок 21 х 2 см, то марля должна быть 20 х 6 см. Валиков нужно два, ширина каждого равна ширине корешка.
Еще наготове должна быть полоска бумаги, которая наклеивается на корешок поверх марли и валиков, чтобы не мазать руки клеем, приглаживая марлю к корешку. Бумага эта может быть любой, ее не будет видно. Я использую обычную коричневую оберточную бумагу. Размеры ее по длине - на 7-8 мм меньше длины корешка, а ширина равна ширине корешка.

Когда все готово, начинаете процесс:

Густо мажете клеем корешок с пропилами, следя за тем, чтобы клей затек в каждый пропил. Вставляете в каждый пропил веревки (я их предварительно тоже мажу клеем), так, чтобы концы их торчали на 2-3 см. За торчащие концы подтягиваете веревки, чтобы они плотно сидели в пропилах. Снова мажете все клеем и наклеиваете марлю, затем валики. Все это снаружи опять мажете клеем и наклеиваете полоску бумаги, приглаживая ее к корешку, чтобы все вместе хорошо проклеилось. В таком виде все обязательно нужно оставить на ночь, чтобы хорошо просохло.


Этап № 3 (следующий день)

Внутренний блок будущей книги готов. Снимите струбцины, ножом обрежьте лишние концы веревок.

Форзацы

Дальше займемся форзацами. Они должны быть из плотной ватманской бумаги, т.к. несут на себе половину конструктивной нагрузки - именно на них (и еще на марле) и держится обложка. (Они, кстати, могут быть и цветными, не обязательно белыми). Если ваша книга формата А5, то форзац - формата А4, сложенный пополам. Наружный край его нужно чуть-чуть подрезать, т.к. со стороны корешка чуть выступают концы веревок, они будут мешать наклейке форзаца. (Обрезать их совсем вровень не получается). Когда форзац сложен, примерен к книге и подрезан, намажьте клеем полоску у сгиба (3-4 мм) и наклейте на блок. Затем переверните книгу, и наклейте другой. Оставьте под прессом хотя бы на пол часа, а пока можно заняться обложкой.

Обложка

Сначала раскраиваем картон. Это твердая основа обложки, состоит из трех отдельных частей - двух одинаковых по размеру корочек и корешка. Корочки должны быть по высоте на 8 мм больше высоты вашего склеенного блока (чтобы с каждой стороны торчали на 4 мм), а по ширине - равны блоку. Т.е. если ваш блок формата А5, т.е. 21 х 14.8 см, то размеры корочек 21.8 х 14,8 см. Корешок по высоте должен быть равен корочкам (21,8 см в случае А5), а по ширине - равным толщине вашего блока. Он может быть из более тонкого картона.

Выбираете бумагу подходящего цвета, раскраиваете ее:

По высоте она должна выступать за пределы картонных корочек на 2-3 см с каждой стороны. По ширине (пляшем от середины): ширина корешка + 8 мм интервал с каждой стороны, + ширина картонных корочек с каждой стороны + 2-3 см с каждой стороны (см. фото). На внутренней стороне бумаги хорошо бы сделать разметку, она значительно облегчает раскладку.


Дальше идет склейка. Мажете клеем одну сторону корочек и корешка, наклеиваете, прижимаете. По диагонали обрезаете края бумаги (с отступом 3-4 мм от угла). Мажете клеем выступающие края, загибаете их на корочки, прижимаете. На этой стадии обложку лучше оставить под грузом хотя бы на час. В принципе, обложка готова.


Дальше возникает вопрос ее оформления. Даже если планируется суперобложка, то имя автора и название (или, в моем случае, номер тома) все равно должны быть написаны на обложке и на корешке. Как это сделать? Не все, даже архитекторы, могут абсолютно ровно сделать надпись вручную. Я пробовала писать по трафарету, но получается неаккуратно. Решение пришло такое: напечатать на принтере несколько видоизмененный фрагмент суперобложки с автором и номером тома, а потом наклеить. Просто, но выглядит, с моей точки зрения, вполне прилично.


Наклеиваем на обложку отпечатанное название. Делать это лучше с карандашной разметкой - чтобы надпись на корешке была по центру, и ничто никуда не съехало бы. Обложка готова.

Дальше наступает не сложный, но ответственный момент - склеить вместе внутренний блок и обложку. Момент этот требует большой точности, поэтому сначала необходима примерка. Вложите блок в обложку, так чтобы края обложки торчали равномерно, и по углам форзацев ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте отметки карандашом.

Мажете клеем один край марли, приклеиваете к форзацу. Теперь мажете клеем весь форзац вместе с марлей. Чтобы излишки клея не склеили страницы, внутрь форзаца можно проложить лист бумаги. Поднимаете книгу (обложка при этом лежит на столе), переворачиваете намазанным форзацем вниз и приклеиваете форзац к обложке, начиная с краев - совмещая края форзаца с карандашными отметками.

Кладете книгу на стол (склеенной частью вниз) и мажете клеем марлю на другой стороне, приклеиваете к форзацу, затем мажете весь второй форзац. Мой опыт показал, что дальше удобнее всего просто «положить» обложку на форзац, не поднимая с места книги. Обычно таким способом края форзаца ровнее всего совмещаются с карандашными отметками, но все-таки нужно проверить, совместились ли с отметками углы, и если нет, то, пока клей не высох, выровнять их.

По корешку можно провести деревянным лекалом (или просто углом пластмассовой линейки), но осторожно, чтобы не порвать бумагу. Это придает корешку "остроту".


Теперь нужно положить книгу под пресс на всю ночь, чтобы она хорошо просохла.

К утру ваша книга полностью готова.

Суперобложка - это просто лист бумаги (размеры ее легко просчитать). Единственный момент, который надо здесь учесть - делать окончательный дизайн суперобложки нужно уже после того, как готов первый твердый переплет - только тогда вы будете точно знать размер вашей книги. (При формате страниц А5 и высоте картонных корочек 21,8 мм, высота суперобложки у меня получается ровно 22 см (бумага, которой оклеивается картон, тоже дает толщину).

При формате книги А5 длина суперобложки получается чуть больше, чем А3. Я печатаю ее на двух листах А4 (бумага нужна хорошего качества) и склеиваю изнутри скотчем. По сторонам (которые будут загнуты внутрь) доклеиваю белые полосы до необходимой ширины. Так как суперобложка пестрая, снаружи склейка практически незаметна.