20.09.2019

Игра по английскому языку на закрепление грамматики. Проведение ролевых, грамматических игр на уроках английского языка


Эти игры могут помочь Вам разнообразить уроки. Изучите их – и Вам не придется затрачивать время на подготовку, у Вас всегда будет интересная игра про запас.

Don’t laugh, don’t smile

Загадывают любой предмет. Тренер задает вопросы типа:

  • What do (did, will, does) you (your friend) eat (for dinner)?
  • Where do you usually sleep?
  • Who is your best friend?
  • Who has helped you?

Студент отвечает, не улыбаясь, с помощью этого слова: “I ate (eat) a dog”, “A ball is my best friend.”

Трененер дает свои смешные комментарии к ответу (можно на русском): “Теперь понятно, почему все собаки сбежали из нашего города.”, или что-то подобное. Не должен смеяться только тот, кто отвечает, а чем больше будут смеяться другие, тем веселее. Темп вопросов не снижать, максимум вопросов. Добиваться быстрых ответов, уменьшая коммуникационный лаг (время между заданием вопроса и началом ответа).

Рекомендации: В эту игру можно играть бесконечно долго, отрабатывая практически все лексические и особенно грамматические темы, но, делая перерывы, чтобы у студента не было привыкания к одной игре. Можно также меняться: студент задает вопросы, учитель с группой отвечает. Можно также задавать вопросы на смесь времен, но предварительно необходимо объяснить, что ответ должен быть в том же времени, что и вопрос.

Crosses and spots

Для этой игры можно использовать карту, или просто разложить слова на карточках или картинках 3*3. Играя соблюдать принцип постепенности. Играющий накрывает место фишкой, если:

  • Назвал слово по-английски;
  • Перевел его на русский;
  • Дал 3 формы глагола (если это тема Past Ind.);
  • Составил простое предложение, например “I like horses.”;
  • Дал предложение с расширением: “I like to eat ... for dinner.”, “There is a TVset in the corner of the room.”;
  • Составил предложение в 3-м лице единственного числа, или в Present Cont.;
  • Составил вопрос (общий, специальный);
  • Составил отрицание;
  • Составил усложненное предложение с if, when, because, например “He is strong, because he does morning exercises every day.”

Рекомендации: “Crosses and spots” применимы только для студентов, которые уверенно могут играть в эту игру на русском языке, и которые безболезненно относятся к собственному проигрышу. Игра применима на любом этапе для поднятия эмоционального тона студента.

Guess a word (an action) with pantomime

Можно работать с любой лексической темой - даже с прилагательными.

Puppet-show

Отработка разговорных фраз: знакомство, приветствие, рассказ о себе, любые вопросы.

Рекомендации: Это игра для малышей и младших школьников с мягкими игрушками, изменением голоса, переодеваниями. Игра может усложняться на разных этапах. Для средних школьников дайте установку: “Вы актеры театра кукол и показываете спектакль детям в детском саду”.

Chain

Игра заключается в том, что раскладываются в цепь картинки с действиями (существительные, прилагательные, предлоги). Шагая вдоль этой цепочки, студент говорит простые предложения (можно на скорость):

  • I like apples. I like plums. I like ...
  • He is strong. He is fat. He is ...
  • He was in the park yesterday. He was in ...
  • We slept in the fridge yesterday. We ate soup yesterday...
  • We wear trousers in autumn. We wear sandals in summer...
  • He can jump in the kitchen...

Рекомендации: Эта игра применима к любой грамматической теме (He is going to ..., We’ll...) Если положить на картинку X или? - соответственно составляются отрицательные или вопросительные предложения. Если положить на картинку маркеры времени, можно отрабатывать смесь времен и разные типы предложений. Можно давать маркеры или местоимения по ходу продвижения ребенка вдоль цепочки, отрабатывая элемент неожиданности и уменьшая коммуникационный лаг. Это повышает эффективность тренинга. Чтобы повысить интерес ребенка к игре составляйте очень смешные предложения (например, можно “перепутать” времена года, местоположение, never, sometimes ...).

Трансформация

Цель этой игры - отработка скорости модификации различных грамматических конструкций. Лучше всего суть этой игры объясняется на следующем примере:

I уровень: “I clean my teeth.” -> She -> “She cleans her teeth.” -> They -> “They clean their teeth.” -> Not -> “They don’t clean teeth.” -> He -> “He doesn’t clean teeth.” -> Why -> “Why does he clean teeth?” -> Where -> “Where does he clean teeth?” -> We -> “Where do we clean teeth?” ->

II уровень: Now -> “Where is he cleaning teeth?” -> Yesterday -> “Where did he clean teeth ...

За каждый правильный ответ студент получает фишку, кто больше получит фишек, тот и выиграл. Если становится сложно продолжать, можно взять новую модель и работать с ней.

Puzzle

Этой игрой, как правило, заканчивается лексическая или грамматическая тема. Студента просят составить мини-рассказ типа “Puzzle”. После рассказа студента, состоящего из отдельных предложений по данной теме, его напарник должен угадать, что или кто был зашифрован. В теме “Внешность” это человек - герой сказки, фильма или мультфильма, актер, певец, одноклассник; в теме “Животные” это какое-нибудь животное; в теме “Еда” - какой-либо продукт или блюдо; в теме “Город” - какой-либо известный город и т.д.

Рекомендации: Повторяйте весь цикл многократно, чтобы добиться беглости в употреблении лексики, давайте призовые очки за самый полный рассказ в хорошем темпе. Используйте для повышения тона студентов и азарта в игре повторение пройденных тем.

Cards

В этой игре используются карточки со словами 3-х типов: смысловые глаголы, прилагательные и существительные. Перед началом игры выберите нужные вам карточки (уже известные студентам) по отдельной части речи или на смесь. Каждый играющий берет по 3 или 4 карточки. Остальные карточки остаются в “банке”. Первый участник ходит, второй «перебивает ход», выбрав из своих карточек любую, с которой можно составить предложение совместно с той, которой походил первый игрок. Если предложение составлено правильно, студент, составивший его, забирает обе карточки себе (в свои очки). Если предложение составлено неверно, ходивший участник теряет ход, и следующий играющий составляет предложение либо с тремя, либо с двумя картами, и в случае правильного ответа забирает их себе (в свои очки). Если один из играющих желает набрать сразу большое количество очков, он должен в свой ход положить свои 2 или 3 карточки, которые он должен соединить в одном предложении. Желательно составлять смешные предложения. После каждого круга все участники берут в банке по 3 - 4 карточки.

Рекомендации: Правила в этой игре можно модифицировать в зависимости от того, какую цель вы преследуете (какое время или смесь времен отрабатывается, отрицание, вопросы, ...) Вы тоже в начале игры должны принять в ней участие, как один из игроков, но потихоньку уступайте студентам, добивайтесь азарта.

Teacher

Эту игру можно использовать многофункционально. Игра начинается с того, что вы выбираете студента на роль учителя, и он ведет вместо вас часть урока. Предварительно вы, конечно, должны ему четко сформулировать, что нужно делать:

  • Бросая мяч, проверить слова и их перевод с русского на английский язык и наоборот;
  • Задать на английском языке вопросы, выдавая жетоны за правильный ответ;

Ten things

Это условное название игры, суть которой заключается в том, что все участники рисуют 3 - 5 - 10 предметов, и, обменявшись своими рисунками, пишут или говорят, что их напарник будет делать (делает, уже сделал и т.д.) с этими предметами. Предложения могут быть смешными. Можно задавать вопросы к этим предметам, можно говорить или писать, что не будут делать с этими предметами.

Можно усложнить условия игры: один участник рисует 3 - 5 предметов, другой пишет столько же действий. Потом оба рисунка соединяются вместе и составляются получившиеся предложения. Например, первым был Tvset, а действие jump. Предложение: I jump over (on) Tvset with my brother/

Еще один из вариантов этой игры - все пишут 5 - 7 названий предметов, а преподаватель спрашивает: “What will you take for a trip? And why?” или “What did your mother give you as a birthday present and why?” Вопросы могут быть самые неожиданные. Участники отвечают, стараясь объяснить логично, исходя из того перечня предметов, который у них есть. Можно по ходу давать веселые комментарии.

Можно также нарисовать или написать 3 - 5 - 10 действий (правильных глаголов) и обменяться листами, после чего “предсказать судьбу” друг другу “Foretell the future”. Получаются очень интересные предсказания. Причем можно изменять установку: “What had he done, before guests came?”, “What did you do on the Moon” (все зависит от грамматического времени).

Рекомендации: Это очень эффективная игра, использующаяся как на устном уроке, так и на индивидуальном занятии. При использовании этой игры на индивидуальном занятии необходимо обязательно дать возможность прочитать всем участникам получившиеся предложения (для поддержания интереса).

Диктанты

Вместо традиционного диктанта можно использовать целую цепь игр на spelling:

  1. Напишите любые сочетания sh, skate, ch, a, wh, th, w, а под ними попросите студента написать любые слова с этими сочетаниями. Можно дать 1 - 2 сочетания, можно 4 - 6, в зависимости от возраста и уровня подготовки. Но не переусердствуйте: студенту должно быть интересно и не очень сложно. Сочетания можно дать сразу после прохождения правила в буклете, но убедитесь, что студент уже хорошо пишет и собирает эти слова из разрезной азбуки. Для первоклассников используйте этот метод только в исключительных случаях.
  2. Напишите на листочке несколько букв, например: s, k, t, ... Задача студента - написать слова, начинающиеся с этих букв.
  3. После прочтения студентами текста или выполнения аудирования можете дать задание посоревноваться, кто больше напишет слов из текста, исключая and, but, I, he и т.д.
  4. В процессе изучения какой-либо лексической темы можно дать задание: Кто больше закупит продуктов (Food), кто посетит большее количество мест (City).

Эти задания очень эффективны для студентов всех возрастов. Для продвинутого уровня условия усложняются.

Предложения на расширение

Выполняются письменно либо устно по отдельному предложению или картинке. Перед началом покажите студенту, как это сделать на русском языке, продемонстрируйте возможные “расширения”:

  • Прилагательные;
  • of, for, with, дополнения прямые и непрямые;
  • Обстоятельства места (где), времени (когда), образа действия (willingly quickly), условия (if, because).

Элемент соревнования заключается в том, что необходимо составить самое длинное (по количеству слов) предложение. Это упражнение можно делать устно, расширяя по очереди: I bought flowers. - I bought beautiful flowers. - I bought flowers for my sister. И так далее, пока остается возможность расширять.

Change the story

Опираясь на рассказ необходимо изменить некоторые слова, чтобы получился новый, слегка измененный: вместо in the morning - in the evening; an old man - a young girl; quickly - slowly; ...

Написать рассказ

Напишите разные слова (существительные, прилагательные, глаголы) и некоторые выражения (in the morning, at last, ...) и дайте задание составить с ними рассказ. Элемент соревнования: выигрывает тот, у кого получится самый интересный или самый длинный рассказ и т.д.

Music Passage

Студент или тренер приносит несколько кассет с разными музыкальными отрывками. тренер ставит разные по своей направленности отрывки. Слушают в течение 1 минуты, затем студент рассказывает, какие образы или воспоминания были ему навеяны этой музыкой. Можно использовать все направления музыки.

Лабиринт или Empty blocks

Для игры нужен кубик для игры в кости и несколько фишек. Выбирается один из вариантов игры в «Лабиринт» (ячейки могут быть на предлоги, на прилагательные, на глаголы, или пустые). Студенты в паре по очереди бросают кубик, продвигаются по полю согласно выпавшим очкам, составляют предложения со словами в ячейке, согласно изучаемой грамматической теме. Тренер может дать задание составлять вопросы, отрицания, или утверждение с вопросительными словами, или на смесь времен (чередуя карточки с маркерами, которые лежат рядом). Работая с пустыми ячейками (Empty blocks) можно использовать любые цветные картинки по любой лексической теме, которые вытягиваются из стопки карточек, лежащей рядом. Если студент не делает ошибку, - он продвигается вперед. Если допускает ошибку, – возвращается на шаг назад. Условия игры можно изменять.

Бинго

Перед студентом кладется поле со множеством картинок. Составляя предложение с изображенным словом, студент накрывает фишкой данную картинку. Цель – заполнить горизонтальный или вертикальный ряд картинок. Задания могут быть на любую лексическую или грамматическую тему. Напарник контролирует игру, и если замечает в предложении ошибку – не дает ставить фишку.

Ball-game

Два студента в комнате для практических занятий бросают друг другу мяч, добиваясь устранения задержки коммуникации. Задания могут быть разными: а) Перевод слов с русского на английский и наоборот по любой теме, б) Ответы на вопросы, в) Составление простого предложения с данным словом по данной грамматической теме, г) Составление подобного высказывания, и т.д.

Игра в карты

Два студента получают карточки на любую грамматическую или лексическую тему. Карточки делятся пополам и раздаются игрокам. Один делает ход, кладет карту, и составляя предложение со своей картой. Другой «перебивает» его, кладя свою карту, и составляя свое предложение. Ошибки контролируются и не засчитываются. Выигрывает тот, у кого не останется карт.

Волшебный Мешочек

Очень удобно преподавателю в своей комнате иметь коробку с разного рода предметами: шишка, старый подсвечник, кошелек, интересная шкатулка, игрушка из киндер-сюрприза… и что-угодно необычное, веселое. Эти вещи должны лежать в закрытой коробке и студент не должны их видеть. Перед занятием преподаватель может положить в пакет несколько предметов из этой коробки и предложить студентам, задавая вопросы по изучаемой ими грамматической теме, или изученным ранее грамматическим темам, отгадать эти предметы. Если преподаватель хочет закрепить определенную тему в утвердительных предложениях,он объясняет студенту задание, что они называют, что он делал вчера, прошлым летом, на каникулах, в отпуске с этим предметом « You cut it yesterday|last summer»,он отвечает «да» или «нет». Студент через время отгадывают предмет. Можно использовать эту игру на любом уровне, даже на первых темах «быть» (какой предмет - цвет, размер, материал, где находится обычно), кто его чаще имеет (бабушка, девушка, ребенок).Можно использовать такой вариант игры- один из студентов,не заглядывая в мешок, на ощупь описывает предмет. Другие студенты задают вопросы или дают утверждения относительно него, он отрицает или подтверждает. Акцент на игре, интересе, общении на английском, использовании конструкций, а не на том, что мы реально делаем с этим предметом в жизни.

Отгадай, кто сказал?

Эта игра используется во время изучения темы «Прямая – косвенная речь»

Один человек выходит из комнаты, другие (студенты и преподаватель) произносят по одной фразе и выбирают ведущего. Вышедший студент возвращается и ведущий ему говорит: « Кто-то сказал, что….» (и подставляет фразы, которые произносили участники, делая изменения, которые нужны при переводе из прямой в косвенную речь).

Студент, который вошел, отгадывает, кто что сказал, и озвучивает это: «Вася сказал, что…»

Это происходит очень весело, студенты стараются запутать вошедшего, придумывая такие фразы, которые по логике должны исходить от другого человека (известно, что Вася увлекается пением, а поэтому Петя говорит, что он любит петь. Так они пытаются сбить с толку).

Сначала работают только с утвердительными предложениями, затем усложняются задания: вопросительными и отрицательными предложениями. Точно так же поступают и с временами.

Грамматика занимает очень важное место в изучении английского языка по ряду причин. Во-первых, без нее невозможно научиться правильно говорить, строить фразы и предложения, даже если вы обладаете завидным лексическим запасом. Но по сути грамматика — это просто набор правил, и учить их большинству людей не так уж и интересно. Но учителя и методисты не зря свой хлеб едят, они постоянно стараются разбавить сухие грамматические правила, придумывая игры, которые не только интересны и увлекательны, но еще и гармонично вписываются в учебный процесс и помогают легко и ненавязчиво учить необходимый материал.

Когда использовать

Не смотря на доказанную пользу и целесообразность использования игр учебном процессе вообще и при изучении грамматического материала в частности, важно помнить, что лучшее — враг хорошего. Поэтому их также нужно использовать в меру и правильно. Во-первых, помните, что играя, студенты, особенно если это дети, да еще и не индивидуально , а в группе, очень возбуждаются и становятся энергичными. Поэтому если вы запланировали после игры обсуждать новую тему, вы зря потеряете время, так как наладить дисциплину может быть достаточно сложно. Игры лучше использовать на закрепление изученной темы, чтобы отработка новых грамматических конструкций проходила легко и непринужденно в игровой и дружеской атмосфере. Следовательно, наиболее целесообразно использовать игры в промежуточных уроках в цикле обсуждения определенной грамматической темы. Относительно времени на уроке, то лучше делать это ближе к завершению — это поможет немного расслабиться и оставить приятные впечатления от урока до следующей встречи.

Виды игр

Игры на уроке английского могут быть самыми разнообразными. Их использование может быть ограничено только лишь продолжительностью урока и креативностью учителя. Так, например, игры могут быть с использованием различных предметов в качестве реквизитов и без них. По мнению И. Франка, реквизиты способствуют тому, чтобы игровая ситуация была более реалистичной, что, в свою очередь, помогает лучшему усвоению материала. Но, конечно же, когда речь идет об обучении по Skype, это вряд ли возможно. По своему характеру игры могут быть предметные, сюжетные, деловые, ролевые, имитационные и игры-драматизации. Для того, чтобы внести больше разнообразия в игровой процесс, учитель может использовать различные виды работы во время занятия, такие как индивидуальная, парная, групповая и фронтальная. Каждая из них имеет свои преимущества для студента, поэтому, отдавая предпочтение одной, не стоит пренебрегать и остальными.

Примеры

  • К примеру, если вы изучаете со студентами оборот «going to», предложите им определенную ситуацию, где им нужно описать, что они планируют делать. Это может быть поездка в Лондон (здесь заодно можно будет выучить и достопримечательности Лондона) или организация вечеринки или планы на отпуск.
  • При изучении времени Present Continuous , можно использовать игру с карточками. Для этого нужны серии картинок по темам. Если это темя «Food», то можно подобрать картинки, где кто-то пьет чай, кто-то ест грушу, люди накрывают на стол, готовят обед и т.д. В отверстие, вырезанное в открытке, видна только голова человека. Показав открытку студентам, преподаватель спрашивает: «What is he doing?» Студенты должны отгадать, задавая наводящие вопросы в соответствующем времени: «Is he eating soup?» «Is he cooking?» и т. д. Учитель отвечает «No, he is not», «Yes, he is». Вопросы можно задавать и друг другу, используя парную работу и практикуя оба навыка — задавать вопросы и отвечать на них.
  • Для изучения предлогов можно использовать разные виды игр, например, активные. Если вы занимаетесь с детьми, им очень понравится, если вы будете давать им указания, где нужно стать (behind the door, at the table, near the bookcase, etc). Известно, что подключая двигательную активность к процессу запоминания, память активируется еще больше. Подобную игру можно проводить и онлайн — по очереди загадывать определенный предмет в свое комнате или на картинке, и отгадывать, где он находится.
  • Для многих студентов камнем преткновения в изучении английского языка являются неправильные глаголы. Согласитесь, что зубрить порядка ста глаголов с тремя формами ой как не весело. Но и эту рутину можно скрасить, используя игровой подход. Нужно приготовить карточки. На одной стороне напишите 3 формы глагола, например: drive, drove, driven. На обратной стороне карточки запишите эти же формы, но только с переставленными буквами, например: rdvei, erdvo, nedriv. Показывайте студентам обратные стороны этих карточек или можно писать эти формы в чате в Skype, например, a ученики должны попытаться отгадать эти три формы глагола. После того, как задание выполнено, преподаватель переворачивает карточки лицевой стороной, после чего нужно обязательно правильно прочесть все три формы, чтобы они правильно отложились в памяти. По началу это может быть сложновато, но немного потренировавшись, как правило, все с интересом и охотой играют в эту игру.

Если вы спросите любого человека, изучающего английский, что ему дается сложнее всего, девяносто процентов ответят, что это грамматика, особенно разветвленная система английских времен. В руках преподавателя огромная сила, которая может сделать процесс обучения не только легким, но еще и увлекательным и более результативным. Помните, что все, что человек делает с удовольствием, он делает значительно лучше. При помощи игр можно учить с удовольствием даже самые сложные и нудные грамматические правила. Если игры станут неотъемлемой частью вашего занятия, то ваши студенты станут успешнее в изучении английского языка.

Большая и дружная семья EnglishDom

Грамматические игры

1.Where is the pen?

Today the teacher is very “absentminded”. He can’t find the pen.

Teacher: Where is my pen, children? Where is my pen? Is it in the table or under the table or on the table? Where is my pen, Jane?

Jane: It is in your bag.

Teacher: Let me see. No, it isn’t. Where is my pen, Andrew?

Andrew: It is in your table.

Teacher: Let me see. No, it isn’t. Where is my pen, Masha?

Masha: It is under the book.

Teacher: No, it isn’t…

And game goes on. Of course, children understand, teacher is playing.

Variant : ”It” asks pupils to shut their eyes while he hides the thing. After all pupils are allowed to ask the questions and “It” must answer the questions. Teacher must change “It”.

2. Hide-and-seek in the picture.

Teacher, using the game can consolidate speech model Are you..? and prepositions.

Teacher: Let us play hide-and-seek today! Let’s choose “It”. But our

game will be unusual. You must imagine that one is hidden

inside of the picture. You must hide yourselves behind one of

the room’s objects.

Class reads rhyme: Bushel of wheat, bushel of clover;

All not hid, can’t hide over,

All eyes open! Here I come.

After that it’s allowed to begin “It” asks questions.

“It”: Misha, Are you in the wardrobe?

Misha: No, I’m not.

“It”: Sweta, Are you behind the wardrobe?

Sweta: No, I’m not.

3. Who is he (she)?

This game lets the teacher consolidate speech model He is.. or She is.. and names of animals.

Teacher: Children, you know the English names of many animals. Let’s

name them (children name one by one). Wait a minute. Don’t

say the animal you know but play it. Kate, please. What is she?

Lena: She is a fox.

Teacher: Now, Oleg, please. What is Oleg?

Jane: He is a tiger.

Oleg: No, I’m not a tiger. I’m wolf.

And teacher can go on.

4. What is this?

This game helps to consolidate the model of the question Is this a …?

Variant 1: It"s need for this game the teacher must make special cards. A sheet of paper must be folded in post card, and the picture must be placed inside it. On the picture one can see an animal or a flower, etc. Pictures must be bright and interesting. After that teacher cuts out a small hole on the first side of the card and children are able to see only a small part of the picture. Pupils tried to guess what it is and ask the questions: “Is this a cat?” etc. The teacher answers: “No, it isn’t” or “Yes, it is”. The teacher is allowed to give his role to a pupil. The leader will show the picture inside the card if children guess what it is.

Variant 2: The teacher prepares colored envelopes with openings. The pictures of one subject group (for instance, animals) must put into the envelope of the concrete color. So pupils see only one part of an animal and try to guess the whole object. Children who guess the object must use the model of speech Is this a …?

5. What can you do with a …?

Teacher: You have a good imagination. Now let’s play a team game and decide whose imagination is richer. For example, I ask you: “What can you do with a book?” You answer me: “We can read it”. Or: “We can open it” etc. And now my real team question: “What can you do with a ball (chalk, sugar, water, etc.)?” The team, which forms the correct answer, scores a point.

6. Do you like …?

Teacher shows the following cards:

    I like History best of all.

    I like sport best of all.

    I like ice-cream best of all.

    I like Mathematics best of all.

After that the teacher offers pupils to choose concrete sentence. The class must guess what he (she) has chosen.

Pavel: Do you like History best of all?

He (she): No, I don’t.

Helen: Do you like ice-cream best of all?

He (she): Yes, I do.

Helen scores a point. Then the next pupil chooses the sentence. Surely the teacher is allowed to change the content of the cards. For example:

    I walk to school in the morning.

    I drink milk every day.

    I often read interesting books.

    I go to the cinema every week.

7. “What are you drawing?”

Every child has a sheet of paper and a pencil. One by one they guess what their classmate (neighbor) is drawing.

P1: Are you drawing a horse?

P2: No, I’m not drawing a horse.

P1: Are you drawing a pig? Etc.

8. “I took…”

This game helps to repeat Past Simple tense.

Teacher: Children, do you like to travel? Let’s imagine we were on a trip.

What did you take along?

Pupils: I took a book. I took a cap.

I took a food basket. I took a game.

I took a clock. I took a pen.

Teacher: Very good. That was very unusual trip. Misha took only a clock.

Helen took only a pen, etc. I want to ask: What did you eat? Remember that you took only one thing with you.

Helen: I ate a book.

Sveta: I ate a pen.

Misha: I ate a book. Etc.

The system of teacher’s questions:

    What did you put on your head?

    What did you put on your feet?

    What did you see during a trip?

This game is conducted in a funny manner.

9. “Three forms of a verb.”

This game helps pupils during learning three forms of irregular verbs. The teacher prepares cards, on one side of which he writes 3 forms of the verb correctly (ring-rang-rung). On the another side of the card teacher write these forms in the wrong way (rngi-rgna-rgnu). Pupils should guess the right forms, and only after that they are allowed to read three forms which are written correctly.

10.”Forfeits.”

The leader stands behind of the judge. The leader keeps a forfeit under the judge’s head and says:

Heavy, heavy hangs over your head,

What will this forfeit do?

The dialogue between the leader and the judge must be in different grammatical models. Teacher must proceed it from learning material.

The leader: The judge:

What must this forfeit do? This forfeit must dance.

What will this forfeit do? This forfeit will sing.

What do you want this forfeit I want this forfeit to jump.

Teacher must take part in this game. It helps pupils to overcome their constraint.

11. “Who is the last to finish the sentence?”

The teacher writes on the blackboard a simple sentence: “People go.” Pupils must enlarge the sentence, but it must be correct from the grammatical point of view. Every child adds one word. A winner is the person, who said the last word. The teacher follows the pauses.

Teacher: People go. One, two.

Victor: People go to…

Ann: People go to Scotland…

Teacher: One, two…

Masha: Many people go to Scotland.

Teacher: One, two…

Sveta: In summer many people go to Scotland.

12. “The teacher’s mistake.”

The teacher calls numbers, writing on the blackboard or on the cards. And what’s more, he has to name the numbers incorrectly. The teacher says: “35-it’s forty one.” Class corrects him immideatly: “It’s thirty five.”

13. “Game”.

This game may be useful while learning the possessive case of nouns. It’s competitions. Pupils are allowed to carry their own dolls. Every doll has her name, which is written on the doll’s card. Every pupil must evaluate hair-do or haircut of the doll and express his opinion.

C1: I like Ann’s hair-do.

C2: I like Mike’s haircut.

So the teacher counts points, which were scored by a concrete doll.

14. “What is there in the bag?”

The teacher carried to the class the “magic sack”.

Teacher: Children I’ve been to a shop and look! I’ve bought many things.

Now, what is there in the bag?

C1: A toothbrush.

Teacher: Yes, you are right. There is a toothbrush in the bag.

C2: There is a spoon in the bag.

Teacher: No, you are not right. Etc.

Gradually children guessed all objects. A child will score a point if he guessed an object.

Борисенкова Алла Владимировна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №16

г. Коломна Московской области

Проект:

«Обучающие игры на уроках иностранного языка»

Для учащихся 8-9 классов

Возраст 14-15 лет

Предмет – английский язык

Введение

Возросла образовательная функция иностранного языка в школе, колледже, ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда. Это повлекло за собой усилия мотивации в изучении языков, возросла потребность в их использовании. Усиление (активизация) мотивации обусловлено обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов. В ходе обучения учащиеся постоянно развиваются, происходит развития личности.

Реформа школы ставит перед учителями серьезные задачи интенсификации учебного процесса, совершенствования приёмов обучения.

У школьников наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка, однако из-за болезней, а также по ряду причин, которые приводят к тому, что дети пропускают занятия, этот предмет теряет для них свою привлекательность, отстающие учащиеся считают его одним из самых трудных, а следовательно, нелюбимых.

Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Используют игры при изучении английского языка во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу.

На наш взгляд, ролевые игры следует классифицировать таким образом:

    лексические,

    грамматические,

    игры развивающие память,

    драматические игры для творческой интерпретации.

В наш век, когда компьютеризация стала занимать одно из первых мест в обучении, игра не утратила свою важность

В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

Включение иноязычного общения в процесс обучения иностранному языку определило использование групповых и коллективных форм работы на уроке. Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке. Ролевые игры способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к изучению иностранного языка. При подготовке к игре отрабатывается языковой и речевой материал. Роль учителя – руководящая и направляющая: вовремя поддержать ученика, помочь ему правильно сформулировать мысль, поддержать его. Ролевая игра сплачивает детей, стимулирует работоспособность и заинтересованность обучающихся, способствует лучшему усвоению лексического материала и ознакомлению с новыми словами. Могут быть следующие игры: «У доктора», «В магазине», «Моя семья», « Где ты живёшь?»

Творчески работающий учитель всегда находится в поиске новых эффективных приемов овладения иностранным языком, умело используя его, как средство общения.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно – образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала ребенком, закреплению ранее полученных знаний, формированию различных умений и навыков

Таким образом, в любой вид деятельности и на любом этапе урока можно внести элементы игры и тогда любое занятие приобретает увлекательную форму.

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.

Цель:

Теоретически обосновать значимость применения игровых методов обучения лексики и проверить их эффективность на практике.

Теоретически обосновать возможности применения игровых методов обучения лексики и проверить их эффективность на практике.

Задачи:

    изучить психолого-педагогические основы игровых методов обучения.

    выявить принципы обучения грамматики иностранного языка.

    разработать игровые формы и приемы для каждого этапа обучения грамматики.

    показать различные формы и приемы обучения грамматики.

    опытным путем выявить целесообразность применения на практике игровых форм и приемов обучения.

Объект исследования: игровые методы обучения.

Предмет исследования: игровые методы обучения грамматике иностранного языка на старшей ступени обучения.

Гипотеза: игровые методы эффективны для обучения грамматике иностранного языка на старшей ступени обучения.

Грамматические игры на уроках английского языка

Грамматические игры на уроках английского языка преследуют следующие цели:

    научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;

    создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;

    развить речевую активность и самостоятельность учащимся.

Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, must, конструкцию there is,временные глагольные формы: Simple, Progressive, Perfect, косвенную речь, сослагательное наклонение.

Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчётом очков. Игры могут проводиться между учащимися по принципу индивидуального первенства или по командам. В чём выражается повышение эффективности урока с помощью игры?

1. Игра, хотя и на короткий промежуток времени, способствует созданию языковой среды на уроке или вне его. Ученик мысленно переносится из стен школы в окружающую его жизнь и воображает, что принимает в ней активное участие. Так, он может "перевоплотиться" в переводчика, в гида, в туриста, в ученика беседующего с иностранцем и т.д. Это доставляет детям истинное удовольствие и в тоже время помогает учителю создать на уроке языковую среду, т.е. условия, приближающееся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке. А это является сейчас одной из самых насущных задач стоящих перед преподаванием иностранного языка в средней школе.

2. Опыт показывает, что игра является одним из лучших средств борьбы с шаблоном в преподавании иностранного языка, если она применятся наряду с наглядностью, техникой и разнообразными приёмами и формами обучения учащихся иностранному языку, если типы урока меняются по мере прохождения материала. Известно, что многие учителя испытывают большие затруднения при работе на уроке над развитием у учащихся умений и навыков практического владения языком. Главная причина - это неумение подобрать и правильно сочетать разнообразные формы работы. Игра помогает учителю преодолеть однообразие этой работы, провести тренировку в речевой деятельности в интересной и увлекательной форме.

3. Правильно организованные игры вызывают и поддерживают у учащихся интерес к изучению иностранного языка. Предвкушая радость игры, ребята с удовольствием занимаются на уроках иностранного языка. Когда проводится интересная игра, у учащихся появляется желание изучать, запоминать иностранный язык, практически овладевать им. Это одни из ключей для работы с пассивностью учащихся. Для всех , и особенно отстающих, игра является стимулом к овладению языком. Однако, нельзя чрезмерно увлекаться играми. Необходимо чередовать их с другими разнообразными форма и приемами работы, иначе игра станет чем-то обыденным и интерес к ней и, следовательно, к изучению иностранного языка понизиться. Кроме, того, как справедливо заметил К.Д. Ушинский, нельзя всё обучение строить на интересе, т. к. многое учащимся придется брать усилиями воли.

4. Игра вызывает непроизвольное внимание даже там, где в обычных условиях учителю приходится довольствоваться произвольным вниманием, прибегая иной раз и к дисциплинарным мерам. Правильно проведенная игра способствует улучшению дисциплины. Интерес, внимание и сознательная дисциплина - залог прочности знаний.

5. Игры, особенно с ярко выраженным элементом игры, вызывают исключительную активность учащихся. Но задача учителя направить активность учащихся по нужному руслу на достижение поставленной цели. Необходимо не замедлять темп урока, а уделять должное внимание исправлению языковых ошибок требовать от учащихся исключительно внимательного отношения к языку,

Содержание обучающего эксперимента

Экспериментальное обучение проводилось с учётом условий обучения иностранному языку на старшем этапе общеобразовательной школы.

Экспериментальное обучение включало два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе ставились следующие задачи:

    подбор дидактического материала

    организация отобранного материала в учебных целях

Подбор дидактического материала

В качестве языкового материала были избраны две грамматические темы: “ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”.

Организация отобранного материала

Для проведения экспериментального обучения было составлено два комплекса упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”.

Конечная цель обучения“ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”, заключалась в формировании коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента - языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс коммуникации (по всем видам речевой деятельности).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных (тесты) и устных (диалогические и монологические высказывания, ролевых игр) заданий.

В качестве эксперимента была применена игровая технология. Так как игра помогает сплотить подростков и в активную деятельность вовлекаются даже застенчивые и робкие. Учебный характер игры школьниками не осознается. А с позиции учителя, ее мы рассматривали как форму организации учебного процесса для формирования грамматических навыков и развития речевых навыков.

Структура опытного обучения была следующей:

    Промежуточный комплекс (Second Conditional) - 3 урока.


    Отсроченный срез – через 1 месяц.

    Промежуточный комплекс (Present Perfect and Present Perfect Continuous) - 3 урока .

    Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса.
    Отсроченный срез – через 1 неделю.

    Промежуточный комплекс по теме “Second Conditional”.

Материалы серии уроков с применением грамматических игр находятся в Приложении.

Заключение

Игра – основной вид деятельности ребенка. Она неразрывно связана с мотивацией. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку облегчает учебный процесс. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность, обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психологов (А.А. Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе, наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Е.И. Пассов выделяет шесть основных целей использование игры на уроках иностранного языка;

    Формирование определенных навыков.

    Развитие определенных речевых умений.

    Обучение умению общаться.

    Развитие необходимых способностей и психических функций.

    Познание в сфере страноведения и языка.

    Запоминание речевого материала.

На основе теоретической и практической части работы мы пришли к выводу, что игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

В ходе педагогической практики мы убедились, что ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Игры на уроках иностранного языка положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявить чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен хорошо понять ее движущую пружину. Если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита – они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это игровое упражнение, то все зависит от эмоциональности учителя. Большинство же игр построено на соревновании. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Цель нашей работы была достигнута, был разработан комплекс грамматических игр, некоторые игры были успешно использованы в ходе педагогической практики на уроках английского языка на средней и старшей ступени обучения.

Мы убедились, что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов и способствуют осознанному освоению иностранного языка.

И, тем не менее, несмотря на очевидную привлекательность обучающих игр, они не достаточно используются на уроках иностранного языка, не стали подлинным средством обучения, частью общей системы. Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя к ним прибегают скорее для того, чтобы снять утомление учащихся, используя их лишь в качестве разрядки. Это и побуждает ещё раз заострить внимание на некоторых аспектах данной проблемы.

Приложение

1 урок.

Задачи:

Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “ “ Second Conditional ” являлся новым грамматическим материалом, но учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций“ Second Conditional ” –выражение возможного условия и предполагаемого результата.

В начале урока учащиеся слушают диалог:

Gill is going to Germany for a year to be an au pair/ Her mother is a little anxious.

Mother: Oh dear. I hope everything will be all right. You’ve never been abroad before.

Gill: Don’t worry. I’ll be OK. I can look after myself.

Mother: But what will you do if you don’t like the family?

Gill : I’ll find another one.

Затем учащиеся работают в парах и составляют похожие диалоги.

These are the other things her mother is worried about:

Perhaps Gill will:

Run out of money

Be lonely

Be ill

Get lost

Have to work too hard

После этого подводятся итоги с целью выяснить, какое грамматическое явление было использовано, в какой функции. После того, как было выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся установка на урок: “We already know what Englishmen usually say, when they want to express a real condition. Today we’ll learn to express unreal condition in a way Englishmen do”. Благодаря такой формулировке в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и, что более важно, двух функций грамматических явлений. Таким образом, в ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как следствия - функции явления, а наоборот. И далее : “ I am a teacher and I work at school. But if I were the President of my country I would work in the Kremlin. If I were a doctor I would work in a hospital. (при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом). Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams. Unfortunately, I am not a doctor and I am not the President.”

После установки на урок учащимся предлагаются два речевой образец, отражающий одну из основных функции “ Second Conditional”: нереальное условие:

What would you do in each situation? Write unreal present conditionals.

call an ambulance, complain to the manager, run away, try to catch it, walk to the nearest garage to get some, ring the police.

На основе представленных речевых образцов, после уточнения функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :

    Т : What would you do if found a fly in your soup?

    What would you do if you lived in a palace?

    What would you do with the money if you had 1000$?

    P-P: Discuss the following situations with your partner.

Р 1- If I were you I would go to another restaurant.

P2 -…

В процессе таких упражнений функция грамматического явления усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.

Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим явлением.

На доске записаны два предложения:

If the weather is fine tomorrow I will go for a walk

If the weather were fine today I would go for a walk

На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные выводы касающиеся как формы, так и функции явлений.

На этом предъявления материала завершается и начинается этап первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например , такие упражнения :

Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think are:

    possible

    possible in theory but probably won’t happen?

    rain at the weekend

    you win a lot of money

    you are president of your country

    you have nothing to do tonight

    you have a winter holiday

    you have three wishes

Затем идет игра “Аукцион”

Учитель готовит список из 10 предложений “Second Conditional” Две трети предложений содержат грамматические ошибки. Класс делится на команды по 4 человека. Надо просмотреть список предложений и решить, какие из них грамматически верны, а какие - ошибочны. Каждая команда получает определенную сумму денег. Далее начинается аукцион. Учитель зачитывает предложения в произвольном порядке, учащиеся ставят ставки только на правильные предложения. Выигрывает та команда, которая предложила цену выше. Если предложение верно, команда выигрывает. Если неверно - проигрывает эту сумму. Выигрывает команда, заработавшая больше всего очков.

    He smokes too much; perhaps that"s why he can"t get rid of his cough.

    If he didn"t smoke so much he might get rid of his cough or

    If he smoked less he might (be able to) get rid of his cough.

    We haven"t got central heating, so the house is rather cold.

    I have no dog, so I don"t like being alone in the house at night.

    He spends hours watching television; that"s why he never has time to do odd jobs in the house.

    I haven"t got a vacuum cleaner; that"s why I"m so slow.

    I don"t know his address, so I can"t write to him.

    He never shaves; that"s the only reason he looks unattractive.

    You work too fast; that"s why you make so many mistakes.

    I can"t park near my office; that"s why I don"t come by car.

    I live a long way from the centre; that"s why I am always late for work.

    I haven"t a map so I can"t direct you.

2. Составить монологическое высказывание по теме: “I have a dream. What would happen if my dream came true?”

2 урок .

Задачи :

Целью данного урока по теме “Second Conditional” является ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional – функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If we want to give someone advice what do we say?

For example: I lost my pen and I don’t know what to do. Give me advice!”. Таким образом, выясняется, что единственный способ выражения совета, известный учащимся, заключается в использовании повелительного наклонения. На основе этого даётся такая установка:” Сегодня мы узнаем ещё один способ выражения совета, которым пользуются англичане”.

Предъявление функции начинается, опять-таки с речевого образца:

Jenny is an overworked writer. Advise Jenny what to do in each situation.

Схема первичной автоматизации функции совета такая же как и при отработке функции нереального условия: Затем учащиеся слушают кассету и заполняют пробелы.

Listen to the people talking about what they’d do if they had lots of money and complete the sentences.

1. If Paul had lots of money, he’d…....................……..and…………………

2. If Annie had lots of money, she’d………………..and…………………….

3. If Josie had lots of money, she’d………………....and……………………

4. If Don had lots of money, he’d……..…………….and……………………

Следующий этап урока игра “The lady or the tiger?”

Учащиеся работают в группах по 4 человека. У каждого из них есть исходный текст. Они читают текст каждый и обсуждают вопрос части А в группе ("Which door would you choose for your lover if you were the King"s daughter chose? The lady or the tiger?”. Затем весь класс вступает в дискуссию и предсказывает свои варианты ответов. За каждое верно-составленное предположение команда получает звездочку. Перейдя к части «В» ученики выполняют задание, давая советы. Выигрывает команда с большим количеством звездочек .

Read this story and discuss these questions at the end.

The lady or the tiger?

A King built a big stadium. He told his people: "If someone does something wrong, my men will put him in the middle of the stadium. There are two doors at the far end of the stadium. Behind one door is a tiger. Behind the other door is a beautiful lady. The wrongdoer must choose one of these doors. If he opens the wrong door, the tiger jumps out and kills him. If he opens the other door, he finds the beautiful young woman. They must marry immediately. After that they can live happily together."

The King had a clever, beautiful daughter. But people were afraid of her because she could be angry and dangerous. One day the King found his daughter in the arms of a handsome gardener. The King said, "I will send your lover to the stadium."

The King"s daughter spoke to the workers at the stadium. "Which room is the tiger in?" she asked. They told her.

"And which girl will be behind the other door?"

"She is the daughter of your father"s driver," the workers answered.

The King"s daughter knew the girl well and did not like her. She began to think hard. "If my lover chooses the wrong door, he dies. But if he chooses the right door, he marries this cheap little thing. And I lose him - to her! So I must choose . .

That afternoon the young man stood in the middle of the stadium and looked up at the King"s daughter. Her eyes told him something. She looked down quickly at her hand. He saw her smallest finger move a little to the left. And immediately he knew. He turned and walked slowly to the left hand door .

В Work in pairs or groups of four.

1 If the King"s daughter chose the tiger what would this tell us about her?

2 If the King"s daughter chose the lady what would this tell us about the King"s daughter?

3 If you were the King"s daughter what would you do? Give her your advice.

В конце урока подводятся итоги по теме “Second Conditional”, а именно по функционированию этого грамматического явления в процессе коммуникации.

Write a letter of advice to a friend of yours who isn’t very healthy. (60-80 words)

You don’t feel well because you eat too much. If you ate less, you would feel better…

3 урок.

Задачи:

    Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном владении.

    Контроль сформированности грамматического навыка.

    Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической речи), чтения, аудирования.

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ.

    Развитие памяти, мышления, воображения.

    Повышение мотивации изучения ИЯ.

Урок делится на две части:

Первая часть проходит в режиме P-C и является подготовкой к ролевой игре, которая занимает вторую часть урока.

1. Каждый из учеников получает карточку с темой. Например : my best friend steals money from other students, an antique vase, spilled milk, spoiled jacket, torn letter etc.

Сначала ученики в парах составляют диалоги по типу:

I know that my best friend steals money from other students.

What would you do if you knew it?

If I knew it I would try to talk to him.

Затем задание меняется. Задача каждого ученика перед всем классом представить ситуацию по типу: I have a friend. But he became to steal money from other students and I don’t know what to do. Can you please give me advice? Задача остальных – дать как можно больше советов.

2.Следующий этап урока - ролевая игра.

Перед началом ролевой игры учащиеся знакомятся с игровой ситуацией и формулируем главную задачу игры, уточняем их роли в игре.

Ролевая игра

На семейном совете обсуждается вопрос о поездке на отдых. Отец семейства сообщает, что семья может поехать в Великобританию. Члены семьи Петровых: бабушка, мама, дочь Анна. Каждый из участников игры высказывает свое мнение об этой поездке, использует карты, фотографии и предлагает маршруты путешествия семьи Петровых. Участники игры должны выбрать маршрут, способ путешествия, если бы они были на их месте. Сообщение каждого члена семьи осуществляется в зависимости от его характеристик и склонностей, которые описаны на ролевых карточках.

1. Grandmother doesn"t like travelling by plane and by car. But she likes travelling because of delicious food. Granny can use the following words and word combinations: I am afraid; so cold; tasty; rainy; expensive; air crash; car crash; carsick; airsick; homesick; I don"t know English well enough.

2. Ann likes travelling by ship. She also likes different kinds of entertainment. She plays tennis well. Ann can use the following words and word combinations: new friends; entertainment; tasty food; restaurant; shopping; tennis court; museums; art galleries.

3. Mother wants to know more about history, traditions of British people.

Mother can use following words and word combinations: I suppose; customs; traditions; old provincial towns; ancient castles, museums, art galleries

4. Father tries to understand the interests and the wishes of everybody in his family. He can"t decide what means of, travelling to choose and how to plan the holiday. He asks questions.

В конце игры анализируем итоги работы, оцениваем результаты и обсуждаем их с учащимися.

2. Промежуточный комплекс по теме “Present Perfect and Present Perfect Continuous”

1 урок.

Задачи:

    Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала.

    Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных).

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ.

    Развитие памяти, мышления, воображения.

    Повышение мотивации изучения ИЯ.

Грамматический материал по теме “ Present Perfect and Present Perfect Continuous” не являлся для учащихся новым грамматическим материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным темам.

Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости.

Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений.

Непосредственной перед презентацией грамматического материала была проведена речевая зарядка, направленная на повторение грамматического материала, с одной стороны, и оценку сформированности грамматических навыков- с другой. Таким образом, учащимся была задана серия вопросов типа:

    How long have you been studying English?

    How long have you been living in Kiev?

    Have you ever lived abroad?

    When did you move to Moscow? etc.

Необходимо заметить, что при “раздельном” употреблении двух грамматических явлений (Present Perfect and Present Perfect Continuous) у учащихся не возникало трудностей ни с оформлением, ни с воспроизведением данных грамматических явлений. На основе этого можно сделать следующий вывод: предыдущий языковой опыт прочно закрепил в сознании учащихся, по крайней мере, форму явлений. Что же касается функции, то, после проведения речевой зарядки, даётся следующая установка на урок: “ When Englishmen talk about past they use several different means. You already know some of them. Today we’ll learn to talk about past in a way the Englishmen usually do, using all possible means.

При такой формулировке упоминается средство выражения прошедшего времени, которое уже известно учащимся. Это Past Simple. При любом подходе к обучению грамматике форма Past Simple маркируется в сознании учащихся, на основе аналогии с родным языком, как средство выражения прошедшего времени. Несмотря на все усилия преподавателя, для большинства учащихся форма Past Simple так и остаётся единственным средством выражения прошедшего времени. Сломать подобный стереотип очень непросто. Таким образом, при работе над темой “Present Perfect and Present Perfect Continuous” представляется необходимым в ходе всего комплекса проводить параллели не только между данными грамматическими явлениями, но и с Past Simple для чёткой дифференциации данных явлений в сознании учащихся и для уточнения специфики функционирования данных грамматических явлений и невозможности их (Present Perfect and Present Perfect Continuous, Past Simple) взаимозаменяемости.

Презентация по теме “ Present Perfect and Present Perfect Continuous” выглядит следующим образом:

Ученики слушают диалог:

Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is on problem, as our interviewer found out.

Interviewer: How long have you been trying to pass your driving test, Betty?

Betty: Seventeen years.

Interviewer: How many times have you taken it?

Betty: Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time. I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass.

Interviewer: I suppose you’ve been taking lessons all the time?

Betty: That’s right.

Interviewer: How many have you had?

Betty: Over two hundred and seventy. It’s cost me about two thousand pounds already. I’m taking the test again next week.

Interviewer: I hear you are saving up to buy your own car now. How long have you been saving?

Betty: Since 1992

Interviewer: And how much have you saved?

Betty: Over 4 000 pounds, and that’s enough to buy a nice little second-hand car.

Interviewer: Well, all the very best with your next test.

Betty: Thank you.

После прослушивания диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Why does the interviewer ask? How long have you been saving?

but How much have you saved?

Далее следует серия тренировочных упражнений на закрепление как формы, так и функции:

Ex.1. Put the verbs in brackets into Present Perfect or Present Perfect Continuous.

A: I"m very tired.

B: That"s because you 1) ...have been working... (work) too hard.

A: I know. But at least I 2)....................................... (finish) my composition.

2. A: You look hot. What 3) ............................... (you/do)?

B: I 4)............................................................................. (play) tennis with Sarah.

A: Oh yes. I 5)....................................... (see) her play before. She"s good, isn"t she?

B: Yes, she is. She 6) ......................... (beat) me five times since the start of the summer.

Ex.2. Look at this dialogue and answer the questions below:

Albert: I’ve been reading the current issue of Plant News and so far I can’t see any mention of my research.

Bert: Well, I’ve read your journal. And I see that you’ve been working on the same problem I‘ve been working on for the last twenty years!

    When did Albert start reading Plant News?

    Did Albert finish reading all of Plant news?

    Did Bert finish reading all of the journal?

    When did their research begin?

    Is their research continuing?

    Is their research complete?

Ex.3. Tell your partner about the following:

    a sport or activity you’ve been doing a lot of recently

    a sport you haven’t done for a long time

    a book you have been reading

    a country you’ve always wanted to visit

Ex.4. В конце урока учащимся предлагается игра “Guess what I have been doing!”

Класс делится на команды. Раздается каждой команде комплект картинок, которые кладутся на середину парты изображением вниз.

The first player takes one card, but must not show it to the rest of the group. He/she should imagine they are the person depicted on the card and describe their appearance to the rest of the group, for example, I"m crying. The rest of the group must guess what activity the first player has been engaged in, for example, You"ve been quarrelling, You"ve been watching a sad film, You"ve been peeling onions. The player who guesses correctly is allowed to keep the card.

Выигрывает та команда, у которой больше всего карточек.

В течение первого урока происходит предъявление грамматической темы и первичная автоматизация грамматического явления, в ходе которой важное место занимает функция грамматических явлений, возможности их функционирования речи и использования данных грамматических явлений при решении коммуникативных задач на ИЯ.

Домашнее задание выглядит следующим образом:

Write to an English-speaking pen friend. Start by apologizing for not writing before and give reasons. Describe some of the things you have been doing recently. Say what the weather has been like. Close the letter by sending greetings to any other people you know.

2 урок.

Задачи:

    Дальнейшая автоматизация грамматического материала

    Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической речи), чтения, аудирования

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ

    Развитие памяти, мышления, воображения

    Повышение мотивации изучения ИЯ

Целью данного урока по грамматической теме “Present Perfect and Present Perfect Continuous” является ознакомление учащихся с ещё одной функцией данных грамматических явлений – Present Result.

Предъявление данной функции происходит на основе следующих примеров

Ann"s clothes are covered in paint. She has been painting the ceiling.

Has been painting is the present perfect continuous.

We are interested in the activity. It does not matter whether something has been finished or not. In this example, the activity (painting the ceiling) has not been finished. Ann’s clothes are covered in paint. She has been painting

The ceiling was white. Now it is blue. She has painted the ceiling.

Has painted is the present perfect simple.

Here, the important thing is that something has been finished. "Has painted" is a completed action. We are interested in the result of the activity (the painted ceiling), n о in the activity itself.

После предъявления данных примеров, задаётся серия вопросов, уточняющих как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Why does A ask: How long have you been reading that book?

but How many pages of this book have you read?

Затем необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что некоторые категории глаголов не употребляются в Continuous .

Далее следует серия тренировочных упражнений, направленная на дифференциацию функций двух грамматических явлений и серия ситуативных упражнений типа:

Ex. Make up similar dialogues using the prompts below.

Example: covered in paint

decorating the living room

A: You looked very tired! What have you been doing?

B: I’ve been working too hard at my report.

A: Have you finished it?

B: Not yet. I’ve finished part 1, but I haven’t written part 2 yet.

    dirty hands/ repairing the car

    sour cream on your face/ making pancakes etc.

Затем следует следующее упражнение

Put the verbs in brackets into Present Perfect or Present Perfect Continuous.

На заключительном этапе урока проводится игра “A strange old man”

Учитель делит класс на команды по 4 человека. Ученики смотрят на картинку, и учитель представляет Мистера Мэя. Mr May is a strange old man. He doesn"t like changes. He has been doing the same things for years.

The teacher gives an example and students start the game. Teacher: He has been collecting butterflies for ten years

Team A S1: He has been reading the same newspaper for thirty years.

Team В S1: He has been living in the same house for fifty years, etc.

Команда с большим количеством очков выигрывает

Домашнее задание выглядит следующим образом:

Подготовить 5 вопросов (используя Present Perfect and Present Perfect Continuous) для человека, у которого Вы собираетесь брать интервью. (придумать сюжет интервью)

Список использованной литературы

    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.; Педагогика, 2007г.

    Верещагина, Рогова. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.; Просвещение, 2008г.

    Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, № 4, 2009г.

    Равинская В. Игры как средство обучения. - Иностранные языки в школе, № 1, 2005г.

    Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. М.; Просвещение, 2008г.

    Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.; Просвещение, 2004г.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.; Наука, 1998г.