29.09.2019

Когда появились первые государства? О самом первом в мире государстве.


На вопрос Когда появились первые государства? заданный автором Илья Антюхов лучший ответ это Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше) :
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города) .
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.
Особенности природных условий
Благоприятные для занятия земледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают) ;
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт) .
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине) ;
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер) ; в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.
Особенности земледельческого хозяйства
Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы) , защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет) .
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца) .
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки) .
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.
Какими были древнейшие государства
По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер

Ответ от Илья мокшанов [новичек]
ну где-то 890120 лет назад


Ответ от Иванова Кристина [мастер]
С разложением родо-племенных отношений в первобытном обществе: во время неолетической революции и экологического кризиса, когда человечество перешло от присваивающей экономики к производящей, что послужило причиной демографичиского взрыва, разделением труда на земледелие, ремеслинечество и отделением верхушки управленцев. Есть разные теории происхождения государств: марксистско-ленинская (материалистическая) , теологическая, психологическая, ирригациональная, договорная, теория насилия, патриархальная и т. д.


Ответ от Ўрий Кайгородцев [новичек]
Первые государства возникли в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 - начале 3 тысячелетия до н. э.


Ответ от Ole [активный]
когда появились излишки, появилась возможность перераспределят их внутри общины. Выделилась так называемая знать, тоесть те, кто решал кому что. Дальше нужна была охрана - всегда ведь найдутся недовольные решением знати 🙂 И появилась необходимость справедливых или не очень законок- как общепринятых правил жизни в общине.
В краце так зарождались государства.
Везде по разному по времени. Ведь племена жили себе, а вот государства уже после создавались.

Древнерусское государство, Русь, образовалось согласно "Повести временных лет" и многим другим источникам во 2-й половине IX века. Но первые государства на территории нынешней России появились раньше, не позже сер. VI в. Это было время великого переселения народов, в ходе которого многие народы покинули свои родные места и, пройдя огромные расстояния, поселились в других регионах. Особое место в великом переселении народов занимает IV век, в котором гунны , народ, пришедший из отдаленных регионов Азии в Европу, разгромили государство готов на Днепре. Готы, один из германских народов, в свою очередь двинулись на запад и вторглись в пределы Римской империи, положив начало тому крушению Рима, которое побудило Августина Аврелия написать книгу "О граде Божием".

Начиная с IV века, множество народов пришло в движение, некоторые из этих народов меняли свое местопребывание не один раз. Некоторые народы исчезли, растворились в этом историческом процессе: были покорены, или ассимилировались в других народах. Некоторые племена, напротив, объединились в народы и народности и создали свои государства. Принято считать, что последним крупным событием эпохи великого переселения народов было переселение венгерских племен с территории Южного Урала на территорию вокруг Дуная, где в X веке возникло государство Венгрия.

Примерно с VI века территорию от Чудского озера на севере, и до нижнего течения Днепра на юге заселяли славянские племена. Территорию от верхней и средней Волги до Урала занимали финно-угорские племена. На территории современной Сибири жили народы, говорящие на тунгуских и других северных явыках. На территории от Алтая на востоке и до нижнего течения Днепра на западе жили народы, говорившие на тюркских языках. Один из этих народов - древние тюрки (тюркюты) - и создал в VI в. первое государство на территории современной России - Великий Тюркский каганат.

В VI веке особую роль в мировой истории играли два государства - Византия на Западе и Китай на Востоке. За этими государствами стояла и долгая государственная традиция, и уважение со стороны самых различных народов. Правда, Китай переживал в это время не лучшие времена, наполненные и внутренними усобицами, и давлением северных кочевых племен. Между Византией и Китаем и возникло в 552г. тюркское государство, политический центр которого находился на Алтае, восточная граница которого простиралась до Великой Китайской стены, а западная от низовьев Дона до побережья Азовского моря.

Древних тюрков, создавших свое государство, тюркский каганат , не следует отождествлять с современными тюрками, как иногда называют представителей народов говорящих на тюркских языках. Но само название этих языков, и соответственно народов, говорящих на этих языках, восходит к древним тюркам. Почему именно им удалось создать такое огромное государство? По мнению Л.Н. Гумилева, специалиста по истории древних тюрков, одной из причин возникновения тюркского государства, было появление среди тюрок большого коллектива активных, страстных людей - пассионариев (от латинского слова пассио-страсть). По Гумилеву, в основе каждого значительного исторического события лежит пассионарный толчек, действия пассионариев, побуждающие целый народ, этнос, к активным действиям - изменению условий и места проживания, созданию государств. Активный народ может сплотить вокруг себя другие народы или же просто подчинить их. Теория пассионарности Л.Гумилева достаточно убедительна, плохо лишь то, что пассионарность не может быть определена сколь-нибудь научным методом. Наличие пассионарности во многих представителях какого-то народа в определенное время можно только предполагать. Но документально это установить невозможно. Остается довериться интуиции исследователя.


На основе документов и археологических исследований установлено, что к VI веку древние тюрки достигли значительного мастерства в производстве железа и различных изделий из него. Свидетельство этому - сохранившиеся на Алтае следы металлургического производства тюрок, которые могли создавать качественное и усовершенствованное оружие. Поскольку преобладающим хозяйственным укладом тюрок было кочевое скотоводство, то это позволило тюркам, имевшим хорошее оружие, создать эффективную боевую конницу и стать значительной военной силой. Настолько значительной, что в государство тюрок вошли многие народы и с этим государством вынуждены были считаться Китай и Византия.

Верховный правитель тюркского государства назывался каган . Первым правителем Великого тюркского каганата был Булым - каган. Но каганат скоро распался на Западный и Восточный каганаты, которые прекратили свое существование в начале VIII в., не выдержав борьбы с Китаем. Государство, которое поддерживает, объединяет только военная сила, редко бывает долговечным. Долгое время существуют государства, народы которого объединяет общая культура. В прошлом наиболее сильным интегрирующим фактором была общая религия. Но народы редко перенимают религию других народов. Народные, родоплеменные религии тесно связаны с обычаями, даже с особенностями климата, природными условиями отдельных регионов.

Принципиально иное явление - мировые религии. Это религии, которые исходят из представлений о едином человечестве, о равенствое людей перед Богом, независимо от их этнической принадлежности. Главное в этих религиях - нравственная основа, требования нравственного поведения человека. В историческом прошлом человечества возникли 4 мировые религии: зороастризм, буддизм, христианство, ислам (в порядке их возникновения).

Древние тюрки не исповедовали ни одну из этих религий, они придерживались своих родоплеменных религиозных представлений, которые не могли стать интегрирующим культурным фактором в государстве тюрок. Но это государство не исчезло бесследно. Следы его влияния можно обнаружить даже в истории Русского государства. Монархи Русского государства князья Владимир и Ярослав Мудрый иногда именовали себя каганами. Даже митрополит Иларион в своем "Слове о законе и благодати", обращаясь к Ярославу Мудрому, использует титул каган. Почему Иларион и киевские князья так поступали? Этим титулом подчеркивалось, что князья русские - правители не рядового, а крупного, даже великого государства. На Руси титул каган стали использовать, имея ввиду не тюркский каганат, а другое государство - Хазарский каганат, возникший в сер. VII века на территории Приазовья и Прикаспия. С этим государством как со значительной силой считались и Византия, и Арабский халифат. Название же государства и титул его правителя были взяты по аналогии с тюркским каганатом.

История Хазарского государства, особенно в последние десятилетия его существования, оказалось тесным образом связанной с историей Русского государства - и не только наименованием верховного правителя. История Хазарии чрезвычайно интересна. В некоторых отношениях это было уникальное в мировой истории государственное и культурное образование. Это государство было создано хазарами, одним из тюркских народов, объединивших различные народы, жившие в районе Азовского и Каспийского морей. Хазары первоначально были кочевниками, но постепенно сменили свой хозяйственный уклад и стали заниматься земледелием и рыболовством, чему способствовали благоприятные природные условия. Но территория, занимаемая хазарами, имела значительную ценность не только в силу своего плодородия, но из-за того, что это была область, через которую проходили торговые пути мирного значения.

Через Хазарию проходила важная часть Великого Шелкового пути, всемирной торговой магистрали, связывающей со II в. до н.э. народа и государства от Китая до Рима. Со временем у этой магистрали появлялись новые направления, например, в Индию. Одним из таких направлений был торговый путь на Север, к Балтийскому морю, тот путь, который в "Повести временных лет" был назван путем "Из варяг в греки".

Международная торговля приносила большую выгоду Хазарии, поскольку гарантировала большие доходы в виде пошлин за провозимые товары. Хазария со временем превратилась в сильное государство, которое могло даже противостоять военной экспансии Арабского халифата. Во второй половине VII в. и в нач. VIII в. арабы смогли завоевать огромные территории и в Азии, и в Африке, и в Европе, где дошли до южной Франции, захватив перед этим Испанию. Продвижение арабских войск в Европе было остановлено правителем франков Карлом Мартеллом в 732г. Незадолго до этого хазары смогли остановить продвижение арабов в Закавказье, нанеся им военное поражение. Но затем военная удача изменила хазарам, которые даже были вынуждены перенести свою столицу с Кавказа на Нижнюю Волгу, в город Итиль (около современной Астрахани).

Хазарский каганат со столицей в Итиле просуществовал до конца X века, т.е. более 300 лет. Относительная устойчивость и культура Хазарии во многом определялась необычным и, наверное, единственным в мировой истории решении религиозного вопроса, точнее, выбором веры. В VIII веке глава государства, каган, принял исламскую веру, вероятно под давлением арабов. Но уже в конце VIII века правители Хазарского каганата отказываются от ислама, и вновь начинаются войны с арабами, в которых Хазарию поддерживала Византия. Правители Хазарии решил выбрать наилучшую религию. Выбор осуществлялся между христианством, исламом и иудаизмом- религией еврейского народа. И был выбран иудаизм - уникальный случай в истории. По преданию, каган поинтересовался у христианского священника, какая религия лучше: ислам или иудаизм? Ответ был: иудаизм. Затем у мусульманского священника спросил, что лучше: иудаизм или христианство? И вновь последовал тот же ответ, после чего предпочтение в пользу иудаизма выглядело логичным. Легенда ли это предание, или пересказ реального события установить очень трудно, но сама ситуация вполне объяснима.

Мусульманские богословы иногда используют понятие авраамические религии, имея ввиду три религии: иудаизм, христианство, ислам. Все они произошли из одного источника, и пророк Авраам одинаково почитаем во всех этих религиях. Неслучайно великий русский философ В.Соловьев говорил, что моральные системы иудаизма и христианства имеют общее основание. Неслучайно об общей моральной основе всех трех религий говорил Лев Толстой. Для мусульман, почитаемой в качестве Божественной книги, считается Тора - пятикнижие Моисея, первые пять книг священной книги евреев "Танаха" и христианской Библии.

Иудаизм в Хазарии исповедовала в основном хазарская знать - каган и его окружение. В каганате же в целом было много мусульман и христиан, а в столице было много мечетей, синагог, христианских храмов. И представители различных религий мирно сосуществовали друг с другом. Даже судопроизводство творили судьи, среди которых было равное представительство от трех религиозных общин. И это был необычный случай мирного сосуществования религий для эпохи средневековья. Характерно, что Хазарский каганат пал после военных нападений печенегов - кочевников - язычников и после похода в 865 г. против Хазарии киевского князя Святослава, тоже язычника, не захотевшего принимать христианство, как- то сделала его мать княгиня Ольга. После падения Хазарского каганата правители Руси и стали именовать себя каганами.

Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название, но есть и те, которые сохранили связь с Древним миром.

Армения

История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение.
Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ.

Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.

Иран

История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии.

Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев».

Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю.
Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.

Китай

По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.
Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах.

Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси.
К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.

Греция

Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком.

Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию.
Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.

Египет

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта.
Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли.
27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации. В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту.
За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.

Япония

Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем.
Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью.
Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения.
Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.

ГОСУДАРСТВО - политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Освоение металлов, среди которых не только медь, бронза, но и золото, серебро, было одним из признаков наступления новой эпохи. В конце IV тыс. до н. э. или даже немного раньше в Месопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте возникают первые государства. Здесь первобытный образ жизни кончается. Но он продолжает существовать на большей части заселённой людьми Земли.

Государство возникает в разных регионах в разное время. На некоторых территориях его не знали до относительно недавнего времени. До прихода европейцев его не было в Австралии, на большей части Америки, во многих районах Африки. Первобытный, сравнительно простой уклад жизни сохранялся там, куда не проникало влияние государств и где особые природные условия не позволяли развиться сложным формам общественной организации. Общества же тех областей, которые испытывали воздействие государств, уже в древности приобрели новые черты. Что же происходило в обществах на позднем этапе первобытности?

Систематические занятия земледелием и скотоводством, особенно в благоприятных природных условиях (тёплый климат, достаточное количество воды), позволяли людям иметь столько продуктов питания, чтобы скапливать их излишки. Эти излишки позволяли некоторым людям значительную часть своего времени посвящать ремеслу - изготовлению каменных и металлических вещей, посуды, тканей. Часть изготовленного они отдавали своим соседям-родственникам, а те взамен давали продукты или что-либо другое, необходимое им.

Были в селениях и люди, которые играли роль руководителей, - старшие по возрасту, опытные в земледельческих работах, знатоки обрядов. К их авторитету прибегали, когда возникали конфликты внутри деревни или с соседями. Эти люди имели собственное хозяйство и ничего, кроме авторитета, не получали за свою деятельность на общую пользу.

Но постепенно руководство жизнью общества становилось всё более обременительным. Возникала необходимость трудоёмких для небольших коллективов общественных работ. В долинах великих рек первые ирригационные сооружения стали строить уже в VI тыс. до н. э., как это было в Месопотамии. В других районах землю необходимо было очищать от леса. Такие работы не давали мгновенной выгоды, их надо было планировать, а людей убеждать в необходимости работать больше, чем обычно. Благодаря таким дополнительным работам увеличивались излишки зерна, которое составляло достояние всей общины, своего рода запасной фонд. Его могли использовать в случае внезапного голода, для помощи сиротам или немощным. Этот фонд использовали и для обмена с соседними общинами, получая от них то, что было необходимо. Поскольку община представляла собой единый коллектив, из этого же фонда можно было снабжать продуктами питания ремесленников, работавших на общину.

Чтобы распоряжаться всем этим, нужны были специальные люди, доверенные, честные и опытные, пользовавшиеся авторитетом. У прежних руководителей появились новые заботы, которые не позволяли им так усердно, как прежде, заниматься своим хозяйством. И они стали получать часть произведённых всеми продуктов. Это было справедливо, ведь они трудились на общую пользу.

Люди той поры не были такими рационалистами, как мы. Соображения прибыли и пользы не могли заставить их работать больше, чем это необходимо для поддержания своего существования. Некая сила - воля предков или духов, с которыми связывала свою жизнь община, - должна была заставить их поступать так, как призывали предводители. Мы помним, что люди не считали себя независимыми от природы, которая рисовалась им как сообщество особых живых существ, духов. Не от своего имени, а от имени этих предков и духов действовали предводители. Они должны были угадывать волю этих сверхъестественных покровителей, уметь отправлять обряды, т.е. обладать знаниями жрецов.

Итак, руководство общиной осуществлялось от имени предков и духов-покровителей человеком или несколькими людьми, среди которых были люди, наделённые особыми способностями общаться с миром сверхъестественного. Они были выборными, и их власть держалась на авторитете.

Отдельные поселения связывали с соседями родственные узы, необходимость оказывать друг другу помощь в случае стихийных бедствий или военной опасности. Так, несколько селений могли образовывать более или менее прочное объединение, общие вопросы решались представителями от каждого из них. Ни одно из селений не играло преобладающей роли, даже если оно выделялось количеством жителей и более удобным положением на путях обмена или имело более плодородные земли. Но уже во второй половине IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии складываются более постоянные сообщества, во главе которых, как сейчас думают учёные, стояли представители общин. Среди них выделяется вождь-жрец. Все эти общественные лидеры находятся при общем святилище, где располагается и общественное хранилище. Святилище находится в одном из поселений, которое является центральным по отношению к целой группе других. Сюда обитатели соседних селений приносят продукты своего труда и отсюда же получают то, что им нужно. На территории этого поселения происходят празднества в честь духов предков и духов природы, обитающих в этих местах. Жители селений в основном связаны узами родства, но среди них могут быть и пришельцы, принятые в общину. Такие небольшие селения могли располагаться по течению одного или нескольких взаимосвязанных каналов. Пока это ещё не государства, но скоро несколько таких образований, объединяющих уже не сородичей, а соседей, т.е. основанные на территориальном, а не родовом принципе, превратятся в древнейшие города-государства.

В тех областях, где занятие земледелием и скотоводством не давало столь значительных излишков продуктов, как в Месопотамии или Египте, общество развивалось иными путями. Некоторые общины были обладателями шахт и рудников, в которых добывали руду. Её обменивали как сырьё или выплавляли металл и тогда в обмен пускали слитки. Потребность в металле была очень велика. Достаточно сказать, что обитатели Средиземноморья во II- I тыс. до н. э. отправлялись за оловом на земли нынешней Великобритании. В Месопотамии, где возникли первые государства, не было не только металлов, но и камня и даже хорошего леса. За всем этим снаряжали экспедиции в горы Ирана и на запад. За камень и металлы давали ткани, зерно и другие продукты сельского хозяйства. Но эти вещи и продукты членам тех общин, которые разрабатывали месторождения полезных ископаемых, доставались в разных количествах. Здесь тоже были свои лидеры, которые вели переговоры и заключали сделки. Они могли присваивать часть обмененных вещей. Кроме того, они получали подарки от купцов.

Знать первых государств не имела образцов для создания особых форм своей жизни, особого стандарта, отличного от жизни рядовых людей. Особые формы быта, особые жилища, предметы роскоши появлялись постепенно. Те же предводители, с которыми торговали купцы из уже сложившихся государств, могли иметь перед глазами образцы для подражания. В сочинениях древнегреческого историка Геродота сохранился рассказ о том, какой интерес к жизни греков проявляли скифские вожди.

Греки основали много колоний по побережью Чёрного моря, особенно в Крыму. Их привлекало зерно, которое выращивали скифы. Скифские вожди, которых Геродот называет царями, приезжали в греческие города побережья (некоторые добирались и до самой Греции), где не только наблюдали за жизнью греков, но и стремились участвовать в ней. Это вызывало протесты соплеменников: один из вождей, переодевшийся в греческую одежду и посещавший их пиршества, был убит своими сородичами за отступление от обычаев предков.

Вожди и знать племён, вступавших в контакты с государствами, стали значительно отличаться от соплеменников. Для скифских вождей греческие ювелиры делали великолепные золотые сосуды, украшения для оружия, уборы для их жён. Эти предметы теперь можно видеть в музеях. Особенно богатое собрание находится в Золотой кладовой Эрмитажа. На этих вещах изображены не только сцены из греческих мифов, но и персонажи скифских легенд.

Земледельцы, создавшие первые государства, были довольно мирными людьми. В то время ещё не существовало ни металлических мечей, ни шлемов, ни доспехов. Иным был быт народов Европы во II-I тыс. до н. э. Занятия земледелием и скотоводством не везде обеспечивали людей достаточным количеством пищи. Поэтому собирательство в лесах и охота сохраняли немалое значение. Меха, металлы, камень, а потом и рабы находили спрос в государствах Средиземноморья. Всё это становилось желанной добычей. Грабёж близких и дальних со-седей считался вполне достойным занятием для упрочения своего существования, повышения престижа и обогащения. Быть воином, равно как и обрести смерть в бою, считалось у этих народов, например у германцев, почётным. Быт воинственных вождей описывается и в греческой "Илиаде", и в эпических сказаниях более позднего времени - германской "Песни о Нибелунгах", ирландских и исландских сагах. Один из признаков наличия достаточно прочных объединений во главе с вождями - существование больших сооружений, монументальных построек. Они могли быть созданы только благодаря усилиям многих людей. Все знают египетские пирамиды и огромные храмы. Но гораздо меньше известны сооружения в приморских областях Южной и Западной Европы, которые создавались в III-II тыс. до н. э. Эти так называемые мегалиты (по-гречески "мегас" - большой, "литос" - камень) поражали воображение людей, которые считали их созданиями великанов. Из огромных плит и столбов были сделаны аллеи, погребальные сооружения, что-то вроде храмов. Среди таких конструкций выделяется знаменитый Стоунхендж в Англии, который, как считают, был построен для наблюдения за светилами. Вероятно, в таких сооружениях могли хоронить умерших, но происходили в них и другие обряды, связанные, наверное, с почитанием сил природы и светил.

Учёные считают, что объединения во главе с вождями появились в Европе в III тыс. до н. э. и просуществовали очень долго, до формирования государств в раннем средневековье. Сообщества, в основе которых лежали родственные связи, не были совершенно разрушены ни завоеваниями римлян, ни нашествиями эпохи Великого переселения народов. Конечно, культура, хозяйство и отчасти общественные отношения изменились. В I тыс. до н. э. появляется и распространяется железо. Полагают, что впервые его начали выплавлять на территории Турции в середине II тыс. до н. э. Железо превосходит медь не только по твёрдости. Железные руды встречаются очень широко; в Европе, например, часто использовали болотную руду. Появление железных орудий резко повысило их эффективность. Теперь стало возможным пахать землю сохой с железным наконечником, что облегчило обработку тяжёлых участков почвы. Очень расширяется ассортимент орудий и оружия из металла, качество ко-торого, однако, не везде было достаточно высоким. Юлий Цезарь писал, что мечи кельтов были из такого плохого железа, что после нескольких ударов они сгибались и воин выпрямлял их ногой.

О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.

Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.

Особенности древнейших государств

По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.

Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.

Самое первое государство

Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.

Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.

Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.

Как жили шумеры

Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.

Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.


Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.

Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.

Возникновение цивилизации

Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.

У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.

В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.

Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.

Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.

Вклад в дальнейшую историю

Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.


При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.


Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.

Упадок государства

По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.