Тема: « Перелетные птицы»
Задачи:
· Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
· Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
· Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
· Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
· Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
· Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
· Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
· Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
· Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
· Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
· Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
· Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
· Развивать у детей объяснительную речь
· Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(подготовительная группа)
Ознакомление с окружающим миром
беседа на тему: «Перелетные птицы»
Составитель:
Кузина Ольга Андреевна
БРЯНСК 2016 г.
Тема: « Перелетные птицы»
Задачи:
В образовательной области «Познавательное развитие»
- Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
- Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
- Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
- Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
- Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
- Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
В образовательной области «Развитие речи»
- Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
- Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
- Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
- Развивать у детей объяснительную речь
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
- Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
В образовательной области «Физическое развитие»
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь : Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.
Предварительная работа: Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто лишний?», «Поймай и назови», «Право - лево»; «Мнемотаблицы»; моделирование; выполнение упражнений в тетрадях в летку.
Методы и приёмы : звуковое письмо, слайды с изображением перелетных птиц, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, мнемотаблицы, дерево с гнездами, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, листы бумаги в клетку, простые карандаши, мяч, медали «Друг птиц», Д\игра «», Д\игра «», итог.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Индивидуальная работа: учить Никиту Б., Никиту Л. отвечать полным предложением.
Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игру «Назови ласково»
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель
:
-Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!
Ой, а солнышко наше спит.
Давайте его разбудим потешкой (музыкальное сопровождение
):
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись,
(Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень,
(Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день.
(Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко),
слайд 1
– «Солнышко»
Солнышко проснулось? Тепло на улице стало?
К нам пришла весна.
слайд 2
– «Весна»
-Назовите признаки весны. слайды
-Кто весной прилетает с юга?
-Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.
(Включаем музыку).
Слайд с письмом -
- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Послушайте пожалуйста его.
- «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите! Пожалуйста, расколдуйте птиц!»
От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная
Умна, хитра, нахальна и шумна, -
Заглушит стая, кОлокола звоны.
В народе ж говорят, что - вор она!
И кто же это? Ясно, что…
(Ворона)
Слайд
с вороной
Поможем расколдовать птиц?
Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
Основная часть
Беседа «Перелетные птицы»
Воспитатель :
Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
В какое время года птиц больше? (летом)
Почему? (оседлые+перелетные)
Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
В какое время года они возвращаются? (весной)
Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?
Д.И. с мячом «Поймай и назови»(воспитатель подбрасывает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу)
Проверьте, правильно ли подобраны птицы?
Воспитатель:
Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?
(Они вьют гнезда).
Воспитатель:
А для чего птицы вьют и строят гнезда?
(Для того чтобы выводить птенцов)
Воспитатель:
- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?
Воспитатель :
Слайд с изображением грача, кто на нем изображен?(Грач)
Воспитатель :
–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(слайд)
Воспитатель:
Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону).
Воспитатель :
Чем питается грач весной?(Грач питается червяками, жуками, личинками).
Воспитатель :
Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)
Воспитатель :
Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?
Воспитатель :
Слайд с изображением ласточки, кто на ней изображен?(На картинке изображена ласточка).
Воспитатель :
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Воспитатель:
А кто изображен на этом слайде? (скворец)
Воспитатель:
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: « Увидал скворца-знай, весна у крыльца».
Воспитатель:
Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?(У него длинные ноги, клюв, шея)- слайд с аистом
Воспитатель :- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает? (Это кукушка) – слайд кукушка
Воспитатель :
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Воспитатель:
- А что общего у всех этих птиц?
(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)
Воспитатель :
А что они умеют делать?(Кричать, щебетать, порхать, кружить)
Воспитатель :
Но все эти птицы не умеют плавать.
Воспитатель :
Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.
(Лебедь, дикие гуси и утки) – общий слайд
Воспитатель :
Рассмотрите их, что у них общего?
(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)
Воспитатель:
- А почему они от нас улетают осенью?
(Потому что реки и озера замерзают, нет корма).
Физкультминутка «Хочу стать птичкой»
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
1,2,3,4,5.
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только ветра слышен свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Д. И. «Кто лишний?» (на магнитной доске среди изображений перелетных птиц плакат с картинками с изображением зимующих птиц, дети убирают лишнее с помощью указки)
Итак, пришло время расколдовать наших птиц .
Работа у доски:
Пришло время расколдовать наших птиц.
На магнитной доске изображены 3 дерева, дети выбирают гнезда и закрепляют их с помощью магнита (гнездо грача, скворца, жаворонка).
Воспитатель :
А для чего птицам нужны гнезда? Правильно, откладывать яйца из которых вылупятся птенцы.
Ребята, мы с вами птиц расколдавали? В гнезда посадили? А вы слышите птиц? (Нет).
Что же делать? Кто нам поможет?(Звучит музыка, появляется ученая птица, машет крыльями, в руке портфель)
Ученая птица:
Здравствуйте дети! Я слышала о вашей проблеме и могу вам помочь.
Воспитатель :
Кто вы такой?
Ученая птица: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в питчей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?(Птенцами).
Ученая птица:
Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему? (Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики)
Ученая птица:
Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. Если вы выполните мое задание, то птенцы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? (С юга)
У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опешите этот путь.
(Сначала птицы летят прямо, потом повернули на право, налево, еще раз направо и прилетели на родину.)
Ученая птица:
Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги. Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)
Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)
Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)
Голова (Рисуют в воздухе руками круг).
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы, простой карандаш для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходи к каждому ребенку, проверяет правильно ли держит простой карандаш, осанку, хвалит за аккуратность и т. д.
Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами. (Звучат голоса птиц: кукушки, скворца, соловья)
Беседа «Птицы и люди»
Воспитатель :
Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово написанное с помощью букв азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе ДОУ.
Программные задачи:
- Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- Закреплять правильное произношение поставленных звуков.
- Развивать мышление, речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
- Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов.
- Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Словарь: соловей, ласточка, аист, скворец, грач, кукушка, стая, перья, гнездо, скворчата, аистята, грачата, кукушата; перелетные, насекомоядные, пернатые, длинноногий, длинношеий, быстрокрылая, длиннохвостая; высиживают яйца, вьют гнезда, гнездятся, щебечут.
Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».
Оборудование: картинки с изображением птиц, дерево с гнездом, гномы, цветок, кувшинки, лягушки, костюм Кикиморы, разрезные картинки с изображением птиц, дорожка, ручей, кочки, письмо сороки, аудиозапись звуков природы, семечки, шишки.
Ход занятия
Включается аудиозапись с пением сороки. Трещит сорока и приносит письмо.
Помогите! Помогите! В лесу беда! Злая Кикимора заколдовала лес. В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Она не хочет, чтобы вернулись домой перелетные птицы, потому что они мешают ей своим пением. Спасите наш лес!
Логопед : Ребята, мы поможем нашим лесным друзьям? Злая Кикимора приготовила для нас много разных препятствий, которые мы должны с вами преодолеть и выполнить разные задания. А вы знаете как себя нужно вести в лесу? (не кричать, не шуметь, не разводить костры, не бегать по лесу). Будьте осторожны, потому что в лесу можно заблудиться или случайно потревожить кого-нибудь. Мы возьмем собой семечки для птиц, чтобы угостить их.
Я вам открою тайну. Нам будут помогать маленькие помощники. Они будут показывать нам правильную дорогу. Итак, возьмитесь все за руки и отправимся в путь. Мы сейчас идем с вами по лесной тропинке. Ой, кто это тут сидит? Гном в красной шапочке и держит какую-то записку. Давайте прочитаем. Да это же задание.
Игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица - угадай-ка» (дети рассматривают картинки и называют птиц). Почему их называют перелетными? Молодцы ребята! Пойдем дальше.
Включается запись звуков болота.
Логопед: Дети вы слышите звуки? Кто это квакает? Куда мы с вами пришли? (На болото). Посмотрите сколько здесь кувшинок, лягушек. Ой, и гномик тут как тут. А где же задание? (Записка лежит в кувшинке).
Какие пословицы вы знаете о птицах?
- Журавль летит высоко, а видит далеко.
- Орел-царь-птица, а сокола боится.
- Не всякая птица летит высоко.
- Знает курица свои яйца.
- Не велик соловей, а голосок золотой.
Какая птица лучше всех поет? (Соловей). Кто из птиц не заботится о своем потомстве? (Кукушка).
Игра «Четвертый лишний» (грач, ворона , ласточка, аист).
Логопед: Теперь вам нужно осторожно пройти по кочкам, чтобы не провалиться в болото и не промочить ноги. (Дети идут по кочкам). Как вы думаете, куда мы сейчас придем? Здесь где-то рядом должен быть ручей. Слышите, как он журчит. (Включается запись журчания воды). И тут нас встречает гном! Что же в этот раз нам нужно сделать?
Кто из вас знает загадки о птицах? (Дети рассказывают загадки по очереди).
На шесте - дворец, во дворце певец. (скворец)
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садиться? (грач).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).
Логопед: Нам нужно перепрыгнуть этот ручей, чтобы двигаться вперед. (Дети перепрыгивают через ручей). Давайте подойдем к высокому дереву. Посмотрите наверх, что вы там увидели? (Гнездо птицы). Но оно пустое, там никого нет. Ведь птицы заколдованы Кикиморой и не могут прилететь домой. Может мы их угостим семечками. Они будут рады такому угощению. (дети насыпают семечки в коробочку). А где же наш помощник гном? Да вот же он спрятался за дерево. Логопед читает задание в записке гнома.
Упражнение «У кого кто?»
У грача - грачата, у аиста - аистята, у кукушки - кукушата, у галки - галчата…
Дети я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Логопед: Мы пришли с вами на лесную полянку. Садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поиграем. Наш гном сорвал цветок и у него рассыпались все лепестки. На каждом лепестке картинка с изображением птички. Вы будете отгадывать птицу по первому и последнему звуку, а затем собирать лепестки так, чтобы получился цветок.
Первый звук (а), последний - (т) - аист.
Первый звук (г), последний - (ч) - грач и т.д.
Аист какой? Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, важный, безголосый.
Ласточка быстрокрылая, длиннохвостая, маленькая.
Кукушка пестрая, прожорливая.
Грач черный, важный.
Сейчас мы с вами постараемся рассказать о какой-нибудь птице. О ком вы хотите рассказать? (Дети рассказывают).
Звучит музыка и появляется Кикимора.
Логопед: Ой, кто это?
Кикимора :
Кто тут верещит, пищит,
Нарушает мой покой.
Щас приду с сковородой
И зажарю эту птицу
Будет радость - поживиться.
Я Кикимора лесная,
Слова «честность» я не знаю.
Нет другой мне радости,
Как людям делать пакости!
Я девчоночка лесная,
Неглупа и хороша я.
Я - Кикимора лесная,
День и ночь одна страдаю.
Трудно выбрать и решить,
За чей счет мне сладко жить!
Логопед : Не ругайся Кикимора. Это дети пришли в лес. Пожалуйста, расколдуй птиц, Разреши им вернуться на Родину.
Кикимора : Еще чего захотели! (Смеется). Они мне жить спокойно не дают. Надоели со своими песнями.
Логопед: Что же нам делать ребята?
Кикимора: Вот я разрезала птиц на кусочки. Смотрите. (Бросает разрезные картинки на пол).
Логопед: Ай, ай, что же ты наделала Кикимора! Разве можно так обращаться?
Кикимора : Вот если соберете картинки, тогда может быть позволю птицам вернуться в лес. (Под музыку дети собирают фрагменты картинок с изображением птиц, а Кикимора ходит вокруг них и наблюдает за ними.)
Логопед: Ну смотри, Кикимора, мы справились с твоим заданием. Выполняй теперь свое обещание.
Кикимора : Ну ладно, так и быть уговорили меня. (Произносит волшебные слова себе под нос - в ключается запись звуков леса). Ой, я совсем забыла, что это я с вами тут заболталась. Меня же Леший на день рождения пригласил. Пора мне идти.
Логопед: Ребята, послушайте как красиво щебечут птицы. Может кто-нибудь из вас узнал знакомые голоса. (Дети слушают и отгадывают птиц). Вот мы и помогли птицам вернуться в лес. Молодцы! Каким стал лес? Какую пользу человеку приносят птицы? Как нужно относиться к птицам? (Дети отвечают).
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните по какой дороге идти назад? (Дети берут друг друга за руки и выходят из зала под звуки леса).
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/
Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/
Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Анализ занятия:
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
Ирина Бычкова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа детей с ОНР)
Тема занятия : «Осень . Перелётные птицы »
Цель : расширить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах .
Задачи :
Образовательные :
Закреплять представления детей о внешнем виде перелётных птиц ;
Дать представления об особенностях отлёта перелётных птиц .
Развивающие :
Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;
Корригировать и развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
Формировать художественно-эстетического восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, на основе рассматривания иллюстраций по теме ;
Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
Воспитательные :
Формировать навыки учебной деятельности;
Формировать бережное отношение к природе.
Оборудование : демонстрационные и силуэтные картинки с изображением перелётных птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия .
III. Артикуляционная гимнастика.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Подведение итогов занятия .
I. Организационный момент
Действия педагога Действия детей Примечания
Ребята, а какое время года сейчас за окном?
Посмотрите в окно. Назовите признаки осени ? - Сейчас за окном осень .
- Осенью становится холоднее , часто идет дождь.
II. Сообщение темы занятия
Действия педагога Действия детей Примечания
Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах . Как вы думаете, почему их так называют?
Правильно, потому что они улетают в тёплые края. А в какое время года это происходит? - Эти птицы улетают в тёплые края.
Это происходит осенью .
III. Артикуляционная гимнастика
Действия педагога Действия детей Примечания
Выполним несколько упражнений : надуть/сдуть щёчки; улыбка/трубочка.
«Часики» : Тик – так, тик – так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Орешки» : Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
«Качели» : На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И всё выше поднимаюсь,
А потом вниз опускаюсь.
А теперь повторяйте за мной :
ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,
ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь пошёл,
АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай. Дети выполняют действия по инструкции педагога.
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - «орешки» .
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
IV. Изучение нового материала
Действия педагога Действия детей Примечания
А вы знаете, каким образом птицы летят в тёплые края ?
Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.
Рассказ педагога.
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : «насекомоядные» . Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде. Повторите : «водоплавающие» . - Птицы летят стаей .
На доске появляются картинки с изображением птиц .
V. Физкультминутка
Действия педагога Действия детей Примечания
Осень-непогодушка ,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается.
С нами старый скворушка
До весны прощается.
Подняли руки вверх;
наклоны туловища влево-вправо;
руки в стороны;
повороты туловища влево-вправо;
руки вытянули вперед ;
наклоны вперёд-назад;
приседания.
VI. Закрепление изученного материала
Действия педагога Действия детей Примечания
1. Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений) .
За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…
- Птиц нужно любить и охранять, потому что…
2. Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) .
Птица - .
Крыло - …
Голова - …
Хвост - …
3. Игра «У кого какое тело?»
Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост?
Значит, скворец какой?
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?
Это грач, у него острый клюв. Какой грач?
– У него чёрное крыло? Значит, он…
4. Развитие мелкой моторики и внимания. Дорисовывание недостающих частей тела птиц , закрашивание.
Физкультминутка
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться,
И очень бесшумно
На место садятся.
5. Развитие навыка связной речи . Загадывание загадок.
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинношеий, длинноклювый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Всех перелетных птиц черней ,
Он чистит пашню от червей.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
На шесте дворец.
Во дворце – певец.
6. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки» .
7. Игра «Птицы , животные, рыбы, насекомые» .
Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем . Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу , и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.
…наступила осень .
… они питаются насекомыми.
… водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.
… они приносят большую пользу.
…крылышко
…головка
…хвостик
Короткий.
Короткохвостый.
Длиннохвостая.
Остроклювый.
…чернокрылый.
Скворец. Дети повторяют фразу и договаривают ее до конца.
Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель оказывает помощь.
Педагог вывешивает на доске соответствующие картинки.
Каждому ребенку воспитатель предлагает силуэт птицы с недостающей частью тела.
Действия детей согласно стихотворному тексту.
После каждой загадки дети объясняют : Как догадались?
Дети выхлопывают слоговые структуры слов грач, лас-точ-ка, ле-бедь и т. д.
В ходе игры нужно проговаривать названия групп животных , обсуждать, правильно ли получилась группа .
VII. Подведение итогов занятия
Действия педагога Действия детей Примечания
Какие птицы называются перелетными ?
Каких вы знаете перелётных птиц ?
Каким образом птицы улетают в тёплые края?