22.09.2019

Контролируем эмоции: техника «Я наблюдатель. Душа – это наш внутренний наблюдатель


Тема "наблюдателя" активно изучается и используется в психологии, психотерапии, квантовой физике, нанотехнологиях. Главная роль отведена Наблюдателю — Личности и в духовных практиках. Я бы хотел рассмотреть вопрос, кто такой Наблюдатель в человеке, какую роль он занимает в духовном росте и жизни каждого. Что же такое процесс наблюдения? Почему так важно наблюдать не только за внешним миром, но и за собой, за тем, что у нас внутри?

Во мне есть кто-то живой, настоящий

Бабушка в детстве иногда брала меня с собой на похороны. Интересно было наблюдать за своим внутренним состоянием, когда видел, как несут бездыханное тело человека, который буквально вчера заходил в гости, улыбался, шутил, а сегодня нет того, кто смеётся и разговаривает. Осталось только тело, остался мозг, в той же черепной коробке, есть стеклянные глаза, которые не двигаются и ни на что не реагируют. Кто же всё-таки был тот живой, кто излучал тепло, умел шутить, кто смотрел живыми и радостными глазами. Почему я ощущал его взгляд и чувствовал то, что этот человек чувствовал ко мне. Почему нет этого всего сейчас, когда я также стою рядом возле того же тела, но уже бездыханного. Отсюда я сделал вывод, что есть кто-то настоящий, живой, не из мира сего, потому что после смерти мы его видеть не можем, и есть наше тело — машина, робот, в котором живёт этот настоящий.

К данному вопросу я вернулся в своей жизни лишь много лет спустя, тогда, когда мне в руки попали книги Анастасии Новых. Не скажу, что не было другой информации. Она была, но какая-то прерывистая, неполная, без определённой логической цели. Здесь же ответы открывались пластами, ложились внутри ровно без задоринок, и при этом была какая-то внутренняя уверенность: «да, да, это оно, это действительно кладезь Знаний, настоящих Знаний!». Напитываясь чистотой этих Знаний, приходило понимание, что они очень многогранны и эти грани начинают открываться лишь тогда, когда начинаешь наблюдать и работать над собой, внутренне развиваться и совершенствоваться.

"Человеческое существо при жизни представляет собой многомерный пространственный объект, который выстроен вокруг Души и имеет свою разумную Личность. Видимая глазу привычная форма и устройство физического тела, вместе с его физико-химическими процессами и системой управления (в том числе материальным мозгом), — это всего лишь часть общей конструкции человека, которая относится к трёхмерному измерению. То есть человек состоит из Души вместе с её информационными оболочками (субличностями), Личности и структуры, скажем так, состоящей из различных полей других мерностей (в том числе физического тела, находящегося в трёхмерном измерении).

Что такое разумная Личность? В новой конструкции, в новом теле, формируется и новая Личность — это тот, кем ощущает себя при жизни любой человек, тот, кто совершает выбор между Духовным и Животным началами, анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно - эмоциональных доминант."

В детстве, ещё до школы, у меня, почему-то, всегда была уверенность, что:

  • Тело наше сродни роботу, которое имеет совершенную систему питания организма через пищу.
  • Мозг — это компьютер, причём, у одних он работает быстро, а у других помедленнее.
  • Спим мы для того, чтобы подзарядить батареи организма энергией переработанной еды.

А вот кто смотрел через глаза на мир, кто управлял машиной? Представлялся маленький человечек, который жил в голове, как в кабине, и он, в отличие от тела, не был подвержен агрессивной среде окружающего мира, ему было внутри комфортно и хорошо, его занятием было просто смотреть на окружающий мир, но для чего он это делает, мне было непонятно.

Как появился “некто”

Мысль о том, что его там никто не обижает, что по утрам ему не хочется спать и нет злых воспитателей в садике, успокаивала меня при наступлении каких-нибудь стрессовых ситуаций. Со временем человечка не стало, а появился «некто», который начал стремиться быть на кого-то похожим, который завидовал тем, у кого всё легко получалось по учёбе, кто был впереди класса.

Затем у «некто» появились страхи и неуверенность в себе. Эти качества периодически исчезали, когда я ехал в деревню к дедушке и бабушке. Там спадало напряжение, уходили негативы, наработанные дома и в школе. Милые дедушка и бабушка вливали в меня тепло и любовь, они говорили про Батюшку небесного, что все мы под ним живём, что нужно помнить о нём всегда, каждый день благодарить за еду и за прожитый светлый день.

Теперь я понимаю, что благодаря той теплоте, у меня что-то открылось внутри, появилась светлая грань, через которую я иногда заглядывал в этот мир с любовью и благодарностью. Но не так часто, как «некто» — днями он раздувал в голове целые мысленные баталии, негатив и споры. Это был мой выбор, и выбирал тот человечек в голове, которого со временем перестал ощущать, вместо которого появился «некто». У Личности есть только право выбора и достаточно короткое время в межгалактических масштабах для того, чтобы это право реализовать.

Внимание — это жизнь! Куда его вложишь, то и получишь

Всё остальное временное, иллюзорное и Личности не принадлежит, следовательно и распоряжаться им Личность не может.
Значит, нужно научиться контролировать приложение своего внимания. Тем более, что это единственный инструмент Личности. Кому как не мне это делать?

"Человек даже не представляет, какие в нём заложены способности. Наблюдение — это первый шаг к познанию сокрытых тайн. Созерцая с позиции Наблюдателя от Животного начала или от Духовного начала, мы уже оказываем влияние на саму ситуацию и её возможный исход, на предрешение в невидимом для нас мире, ибо совершаем выбор. Каждая ситуация — это есть своеобразный ответ не только на твоё присутствие в данном месте здесь и сейчас, но и на то, каким именно ты наблюдаешь себя в этом моменте.

Анастасия: По сути, мы всегда наблюдаем в окружающем часть самих себя и судим не о реальности мира, а как мы интерпретируем его согласно своему миропониманию и опыту.

Ригден: Верно. Высказывая что-то о мире, мы по большому счёту, высказываем что-то о себе. Хороший слушатель всегда услышит намного больше о говорящем человеке, чем тот намеревается раскрыть о себе.

Анастасия: Другими словами, так или иначе, но внешний мир мы видим через своеобразные «розовые очки» Наблюдателя от Животного начала. Чем меньше мы работаем над преобразованием своего внутреннего мира, тем хуже для нас. Ведь в этом случае будет больше расти только опыт, связанный с доминацией Наблюдателя от Животного начала, а значит, мы будем получать ещё более искажённую картинку мировосприятия...

Как только в тебе включается Наблюдатель от Животного начала, то тебе кажется, что устанавливается факт твоего контроля над материей. На самом деле устанавливается факт контроля над тобой со стороны материи (Животного Разума). В результате ты становишься всего лишь более проявленным материальным объектом, по сути, превращаешься в корпускулярный объект общей материи (корпускула, от латинского corpusculum — «тельце», «мельчайшая частица материи») и подчиняешься её законам."

Из книги Анастасии Новых «АллатРа»

Общаясь с людьми, зачастую поглощёнными своей обыденной рутинной жизнью, я понимал, что они не замечают, что творится у них внутри, они боялись смотреть внутрь: “О каком внутреннем спокойствии вы мне говорите, если вокруг столько проблем?”. Сам процесс наблюдения внутреннего для них казался чем-то ненужным и скучным. Наблюдение обязательно присутствовало, но только или за соседями, или за красивой машиной, или модными вещами у друзей. Люди наблюдают только других, они не беспокоятся о наблюдении за собой. Каждый человек наблюдает (это самое поверхностное наблюдение), что делает другой человек, во что он одет, как он выглядит…

Наблюдение — это не что-то новое в нашей жизни. Его надо просто углубить и направить вместо других на свои собственные ощущения, мысли, настроения и в конце концов на самого наблюдателя.

  • Если у человека еще нет опыта наблюдения глубинных чувств, нужно начать наблюдать тело: когда он гуляет, сидит, ложится спать, ест. Можно начинать с самого простого, а потом переходить к более тонким ощущениям.
  • Затем нужно начать наблюдать мысли, настроения, и когда человек овладел этим, нужно начать наблюдать свои чувства.
  • Если человеку, вставшему на духовный путь, сразу открываются чувства — нужно стремиться непрерывно наблюдать за ними, параллельно часть внимания вкладывая в наблюдение за телом и сознанием, но не позволяя последним перетягивать на себя то живое, внимание, предназначенное для чувств.

"Оказывается, нужно изучить тот мир, оказывается нужно изучить, кто в тебе думает, кто тебя заставляет принимать те или иные решения, кто в тебе вызывает эмоции, кто управляет тобой. А вот когда ты понимаешь, что мир дуален, и он двойственен,и это реально, ты начинаешь обретать свободу своей Личности. Ты начинаешь чувствовать, что, оказывается, есть другое. И немножко зацепившись за это, хотя бы чуть-чуть, когда ты разматываешь этот клубочек и не упускаешь это чувство, ты начинаешь и анализируешь этот мир, смотришь, наблюдаешь, что тебя пытается отвлечь. И почему, когда человек только соприкоснулся с духовным, тут же активируется вся система, которая делает всё, чтобы его отвлечь."

Чудо наблюдения

По мере того, как мы наблюдаем чувства, изучаем работу сознания и отделяем себя от тела — наш Наблюдатель становится сильнее. Никогда, ни на мгновение не нужно думать: "Я добился этого", потому, что как раз в этот момент всё упускается.

Наблюдение — это вечный процесс. Мы всё глубже и глубже погружаемся в себя, но момент, когда мы могли бы сказать: "Я достиг", не наступает. На самом деле, чем глубже мы идём, тем больше осознаём, что процесс, в который мы вошли, вечный: без начала и конца. Мы используем энергию наблюдения, чтобы в первую очередь изменить самого себя.

Простой процесс, но когда мы обращаем его на себя, он становится медитацией.

Мы все знаем, что такое наблюдение, поэтому этому не нужно учиться. Это просто вопрос изменения объектов наблюдения. Необходимо приблизить их. Я могу двигать рукой, не наблюдая, а могу наблюдать. Здесь нет разницы, но я могу её почувствовать.

Вы замечали, как в общественном транспорте многие смотрят в одну точку, при этом их глаза практически неподвижны, они полностью погружены в себя: сконцентрированы на рассмотрении очередной мысленной проблемы, которую подкинуло сознание. Они могут находиться в будущем с какими-нибудь планами или пребывать в прошлом, “в обнимку” со страданиями — несбывшимися мечтами или наставшими проблемами, радостными моментами, которых уже нет. Почему я так уверенно говорю, потому что и сам было впадал в такой ступор, а бывало до смешного — пропускал свою остановку.

Состояние неосознанности — так его назовём, при котором многого не замечаешь и пропускаешь. Осознанность же дает возможность пребывать здесь и сейчас. Каждый наверняка слышал: «Главное — пребывать здесь и сейчас!!!», хотя, что это такое, объяснить не каждый может. Чем же оно так важно для человека? В один прекрасный момент пришло небольшое понимание, нет, скорее чувство, что размышления о будущем, настраивание каких-то сумасшедших планов или перебирание прошедших событий — это всё мёртвые вещи. От них веет холодом, они несут — пустоту, которую я близко принимаю, сливаюсь и проживаю с ней целый день, сутки, месяцы. Несбывшиеся ожидания или ностальгия о прошлом порождает эмоции, и всё это считается само собой разумеющимся, мол, так должно и быть.

Но совсем другое положение вещей, когда немного отстраняешься от этого мусора и внимание отдаёшь в область солнечного сплетения — на Душу, на чувства. В таком состоянии я могу идти по улице, замечать весь окружающий меня мир, но без привязки к чему-либо или к кому-либо.

Беспристрастное отношение к внешнему будет порождать внутреннее спокойствие. Да, глубокое спокойствие, — оно умиротворяет, открывает глубину внутри, даёт чувствование мира нашего Отца Истинного. Это понимание у меня ознаменовалось как «Наблюдатель от Духовного начала» в моменте «здесь и сейчас». И вот сразу же вспомнились слова, что: «Момент “здесь и сейчас” и есть Духовный мир. А Духовный мир — это Вечность. У Вечности нет вектора. Она просто есть. В ней нет будущего и нет прошлого. У Вечности есть только сейчас».

В этом состоянии у меня, как Наблюдателя от Духовного начала, появился своеобразный запас времени для отслеживания начала момента предложения моего «Животного» — среагировать на данную ситуацию (а также идти на его коротком поводу) или остаться в состоянии равновесия, то есть свершить осознанный выбор и продолжать пребывать в чувствах. К примеру, позвонил рабочий телефон, выслушав информацию, я чётко увидел и ощутил вот ту развилку-переключатель, которая дала возможность выбрать куда отдать своё внимание — на обдумывание тяжёлой мысли и разворачивание негатива в себе или принятие ситуации и пребывание в ровном и стабильном состоянии. В тот момент часть живого внимания у меня оставалась внутри, что очень важно, ну а часть, механически вкладывалась в разговор!

Уметь разделять внимание можно и нужно

Необходимо нарабатывать Наблюдателя в себе. Не скажу, что у меня получается всё время пребывать в таком состоянии. Внимание может уплывать в какие-то дебри и через время, вспоминая об этом, нужно возвращать его снова и снова в правильное русло. Инструментов для этого предостаточно, да и помнить нужно всё время — зачем мы здесь, и с какой целью живём.

Работа над собой в дне и наблюдение формирует в человеке определённый опыт. Какими пользоваться инструментами для наработки Наблюдателя от Духовного начала — дело каждого, кто стал на путь Истинный. Но надо пробовать всё, может какой-то подойдет больше, а какой-то меньше. Мы с друзьями немного разбирали данную тему и, отталкиваясь от своих внутренних наработок и опыта, каждый поделился, какой из инструментов стал наиболее эффективным средством в наработке «Наблюдателя», тренировке Личности. Возможно Вы их знаете:

— Чтение полезной для духовного развития литературы ;
— Просмотр , чтение книг Анастасии Новых ;
— Чтение молитвы и её повторение;
— Беспристрастное наблюдение, отслеживать «актёров своего сознания»;
— Концентрация на кончике носа ;
— Медитация.

"Нужно контролировать происходящие в нашем уме процессы сравнения. Нужно как можно чаще задавать себе вопросы, например, такого характера: «Откуда берётся зависть?», «Что и кого я сравниваю?», «Уместно ли данное сравнение?». Люди не бывают «одинаковыми»: каждый индивидуален и отличается по своим особенностям в строении, генетике, по характеру, талантам, трудолюбию и так далее. Они имеют индивидуальные особенности не только в своей видимой, но и в невидимой структуре. Проще говоря, у каждого своё, свой крест, своя судьба. Лучше, конечно, при проявлениях своего Животного начала использовать девиз: «Не сравнивать, не гордиться, не завидовать!» Относиться к любой ситуации с позиции Наблюдателя от Духовного начала, то есть абстрагировано от мыслей и эмоций Животного начала.

Нужно принимать ситуации и людей такими, какие они есть, ведь всякая ситуация, каждый человек в ней — своеобразный учитель. Надо уметь из любого, даже негативного обстоятельства извлекать позитивные уроки. Уметь довольствоваться тем, что имеешь. Ведь корень чувства удовлетворения не во внешнем мире, а во внутреннем мире человека, в его глубинном желании. Если человек хочет стать Духовной Личностью, то о радении духовном и все его желания.

Для Человека важно помнить, что стремление казаться не означает быть. Главное, полагаться на внутреннее, на исходящее от Души. Жить не ради мнения других «животинок». Лучший судья — это Совесть. Приняв личное решение бдеть по мыслям, очень сложно разрешить себе халтурить. В человеке важна чистота внутреннего откровения перед самим собой, ведь он никогда не бывает одинок, Бог всегда с ним."

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение .

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают . Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом , причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой , и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США . Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., ), разработавшего теорию когнитивного диссонанса .

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе , в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, ) .

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов .

Этический кодекс APA и наблюдения


Wikimedia Foundation . 2010 .

Упражнение «внутренний наблюдатель» является продвинутой формой медитации на «разотождествление». Сложность состоит в том, что нужно научиться не терять достигнутого состояния «Я» в бытовых жизненных ситуациях, более того, использовать внутреннее «Я» как наблюдателя, наблюдающего за вашими действиями, эмоциями, мыслями, а также за реакциями окружающих вас людей и предметов. Описываемое состояние и есть состояние осознанности, к которому призывали ведущие Учителя нашего.времени.

Легче всего практиковать данную медитацию в ситуациях, не имеющих эмоциональных нагрузок. В дальнейшем следует выбирать более сложные и опасные для вас ситуации. Заметим, что разрушение состояния «внутреннего наблюдателя», т. е. вовлечения «Я» в процесс («бхава» по буддийской терминологии) происходит, когда энергетическая емкость эмоций выше энергетической емкости вашего «Я».

Для того чтобы освоить медитацию «внутренний наблюдатель», проделайте все упражнения, описанные в главе «Актуализация», сохраняя состояние «Я».

«Я есмь»

Медитация «Я есмь» принадлежит классической йоге, может быть использована как вспомогательная для кристаллизации сознания.

Повторяйте не напряженно, как формулу самовнушения, фразу «Я есмь*. При регулярном и упорном труде вы, возможно, также достигнете состояния «Я».

Подпитка сознания

Медитация «подпитка сознания» может помочь вам, если вы испытываете такие состояния, как эмоциональная усталость, разочарование, нежелание жить и самое главное - уменьшение осознанности существования. Все это симптомы так называемого «истощения сознания», которое является следствием пренебрежения человека к своей природе, прежде всего, своими желаниями. Эти симптомы могут наступать очень быстро, если мы делаем что-либо потому что «надо», а не потому что «хочется». Ведь «надо» является сверхсозна- тельной установкой, которая слабо подкрепляется энергетически. За «хочется» стоит вся энергия нашей биологической природы. Истощение сознания может проявляться и на соматическом уровне в виде заболеваний или неприятных физических ощущений, возникающих тогда, когда вы занимаетесь «нежеланными» делами.

Целью настоящей медитации является подпитка сознания энергией нашеї о подсознания - энергией желаний, поэтому перед чтением дальнейшего текста, ознакомьтесь с Приложением 2.

Актуализируйте основные потребности, описанные в Приложении 2. Когда вам удастся почувствовать соответствующие энергии, попытайтесь осознать, какие именно из первичных потребностей вы удовлетворяете при совершении нелюбимых действий.

Критерием правильности выполнения медитации является общее повышение энергопотенциала, появлением позитивной эмоциональной установки по отношению к рассматриваемым делам, в идеале - ощущение осознанности и осмысленности бытия.



Медитации, направленные на расширение сознания

Если вам удалось кристаллизовать свое внутреннее «Я* - свое сознание, вы можете приступать к процессу его расширения. Расширение сознания включает в себя следующие этапы.

1. Актуализация различных процессов психической жизни, не принадлежащих сознанию - подсознательных, сверхсознательных или параллельных сознанию.

2. Интерпретация, т. е. отнесение к одному из известных типов, выдача имени. Поскольку инструментом сознания является язык (или, точнее, знаковая система), сознание может оперировать только с объектами определенными, названными. Именно этот факт лежит в основе известного правила магии - «Если ты знаешь имя объекта, значит, ты можешь им управлять». Чем точнее удалось интерпретировать или определить тот или иной объект бессознательного, тем больше шансов на успех.

3. Принятие ответственности на себя, т. е. устранение внутренней дуальности «Я» - не «Я».

Принятие желаний

Осознайте, что все, что вы делаете, вы делаете только потому, что вам так хочется. Если у вас возникнет внутреннее сопротивление, проанализируйте: какие именно из первичных потребностей удовлетворяются вами в процессе выполнения тех дел, которые вам якобы не хочется делать

Критерием правильности выполнения медитации является появление чувства расслабленности, удовлетворенности. Это связано с тем, что многие физические зажимы связаны с попытками постоянного принуждения себя к совершению каких-либо действий и борьбой с этими попытками.

Одной из эффективных медитаций, направленных на расширение сознания является < расширение*. Эта медитация имеет различные разновидности. Наиболее интересными из них являются: «пространственное расширение», «временноерасширение», «абстрактноерасширение». Последний вариант является особенно сложным, однако именно он способствует расширению сознания в психологическом смысле. Два первых варианта можно рассматривать как вспомогательные, хотя они тоже могут дать интересные эффекты.

Вспомните свои недавние переживания или ссору. Чувства и эмоции захватывали вас целиком. Вы были полностью погружены в свое состояние, в отстаивание своей правоты, собственной точки зрения. И все, что вы говорили или делали в этот момент представлялось вам самым истинным, что есть на свете. Поведение же другого человека – вероломным и преднамеренным, цель которого – обидеть вас, оскорбить, причинить боль.

Потом прошло время, эмоции остыли и, возвращаясь к произошедшему в более «трезвом» состоянии, вы внезапно увидели ситуацию с другой стороны. И многое из того, что тогда казалось очевидным, предстало уже в совсем другом свете. И – что самое ужасное – вы внезапно поняли, что во власти эмоций не заметили очевидных вещей и – даже! о, нет! — вы были неправы!

Иногда исправить сказанное или сделанное уже нельзя. Чувство вины, сожаления и стыда надолго поселяются внутри, а последствия каждый раз напоминают: подумай, прежде, чем сделать! Собственно, этому учат нас с детства наши родители. Увы – мало кому удается добиться успеха в этом деле, и сила чувств и эмоций из раза в раз уводит нас куда-то не туда…

Собственно, зная такую особенность человеческой натуры, духовные учителя, мыслители и йоги веками искали способ сделать человека более устойчивым, более целостным, менее подверженным различным влияниям внутренних и внешних процессов. Искали способ прикоснуться к собственной глубине и обрести в ней опору в жизни, чтобы не сбиваться с пути, не пасовать перед сложностями, не растрачивать себя напрасно. Так появилось понятие «внутренний наблюдатель», описывающее состояние, при котором человек более четко видит происходящее и контролирует свою эмоциональную вовлеченность в процесс.

Состояние «внутреннего наблюдателя» дает возможность двинуться в сторону своей самореализации. Отстраненность, умение находиться в позиции наблюдателя, а не только участника своей жизни, позволяет ощущать верное для себя направление, не бояться его, не поддаваться на внешние провокации или уговоры и четко следовать своим путем. С «внутренним наблюдателем» человек становится более уравновешенным, более сдержанным, осознающим истинные причины происходящего. Действует более уверенно, четко, сосредоточенно как в мелочах, так и в целом по жизни.

Только представьте, какой могла бы быть ваша жизнь, если бы вы с самого детства точно знали, что для вас полезно, а что – нет, благодаря чему вы по-настоящему будете развиваться, а из-за чего потратите время впустую, что приблизит вас к вашим целям, а что – отдалит, какие отношения будут для вас истинными, а какие будут только разрушать. И все это – без аналитических сравнений, без учета разнообразных, зачастую диаметрально противоположных мнений и чужого опыта. И главное – все это с возможностью удерживать собственную позицию, не сбиваться, не сомневаться в себе, а идти нужным курсом, кто бы что ни говорил, запрещал, манипулировал или иным образом пытался влиять на вас.

Считается, что состояние «внутреннего наблюдателя» достигается лишь путем долгих тренировок. Это могут быть медитации, постоянный контроль за собой, фокус на осознанности. Тот, кто когда-либо занимался подобными практиками, знает, как неустойчиво бывает это состояние: пока сидишь «в пещере» – кажется, ты полностью овладел собой, но стоит выйти «в люди» и проехать одну остановку в переполненном автобусе, как вся уравновешенность и отстраненность снимает как рукой!

И это неудивительно: ведь состояние «внутреннего наблюдателя» является духовным. А прикоснуться к собственному духовному и тем более непрерывно находиться в контакте с ним потоку непросто, особенно с учетом того, насколько сильно искажено понятие «духовного» в социуме. В результате, руководствуясь неверными ориентирами, редко удается получить правильный результат.

Наиболее проверенным и надежным способом для достижения устойчивого состояния «внутреннего наблюдателя» в настоящее время является вывод сознания в соответствующий духовный уровень. Такая работа осуществляется специалистом, например, на тренинге «Дыхание Духа». Ваше сознание выводится в точку наблюдателя и закрепляется там в результате дополнительных медитативных практик. Благодаря такой последовательности действий вам уже не нужно специально фокусироваться на тренировке осознанности, вы станете устойчивы в этой точке навсегда и никакой переполненный автобус не сможет вас из нее выбить. В каждую минуту своей жизни вы сможете пользоваться своим новым навыком и очень быстро оцените бонусы, которые дает вам «внутренний наблюдатель».

Вы начнете лучше понимать свою жизнь, начнете выстраивать ее в соответствии со своими истинными потребностями. Станете увереннее, устойчивее. Перестаете бояться менять свою жизнь, опасаться, что станет хуже – нет, с каждым днем вы все больше будете приближаться к себе настоящему и жить именно той жизнью, которая вам нужна, чтобы ощущать, что жизнь не проходит мимо, что вы живете – своей жизнью, а не являетесь инструментом для воплощения чужих мечтаний.

Люди, которые привыкли выезжать за ваш счет, сидеть на вашей шее, использовать вас по любому поводу, обнаружат, что их былые манипуляции не срабатывают. Что вас уже не так просто уговорить, заставить, напугать, вызвать у вас чувство вины и сыграть на нем. Что у вас внезапно появляются более важные дела, новые увлечения и вы упорно выстраиваете жить, как удобно вам, а не им. Возможно, и для вас станет неприятным сюрпризом осознание, как вы до сих пор плясали под чужую дудку. И станет очень-очень жаль потерянного времени.

Но не смотря на то, что былой резонанс с окружением может расстроиться – начнет выстраиваться новый, более чистый и ресурсный, особенно с собственными детьми. Ведь человек, находящийся в такой глубоком контакте с собой, гораздо лучше чувствует других и более успешно выстраивает отношения с окружающими. Кроме того, становится более успешен, за счет того, что лучше ощущает свое место в социуме. И все тот же «внутренний наблюдатель» не позволит вам закисать в ненужных сожалениях о былом, а направит вас на поиск себя и своей новой жизни, когда каждый день прожит не зря.